Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Домский собор читать. Виктор петрович астафьев затеси

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту» (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку).

План сочинения-рассуждения по заданному тексту .

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

V. Изложение собственной позиции:

1) 1 й аргумент в защиту собственной позиции(литературный);

2) 2 й аргумент(жизненный);

3) Вывод.Заключение. Уроки, извлеченные из текста.

Как правильно понять исходный текст.

1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

1.Вступление может быть написано в форме :

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

3. Диалога с воображаемым собеседником.

4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую в связи с проблематикой текста.

5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.

2. Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:

Взаимоотношения человека и природы;

Проблема снижения культурного уровня общества;

Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;

Проблема «отцов» и «детей»;

Роль детства в становлении личности человека;

Проблема духовности;

Проблема милосердия;

Проблема назначения искусства;

Проблема истинной интеллигентности;

Проблема совести;

Роль чтения в детстве и др.

Опорные фразы для формулировки проблемы текста:

Сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема;

Проблема может быть философской, нравственной, злободневной, актуальной, острой, важной, серьезной, наболевшей, неразрешимой и др.

3.Комментарий может быть:

1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.

В комментарии не должно быть:

1. Подробного пересказа исходного текста (очень кратко, сжато);

2. рассуждения по поводу всех проблем текста;

3. общих рассуждений о тексте.

4.Возможные варианты формулировки позиции автора:

Общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования личности;

Писатели ответственны за судьбу мира, их долг – быть честными даже в самых бесчеловечных условиях;

Детство – тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;

Массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека;

Война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;

Конфликт отцов и детей – вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;

Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.

5.Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:

6.Типы аргументации. (лат. argumentatio – доказательство)

Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

I. Логические аргументы . 1. Факты. 2. Выводы науки. 3. Статистика (количественные показатели). 4. Законы природы.

5. Свидетельства очевидцев. 6. Данные экспериментов и экспертиз.

II. Иллюстративные аргументы 1.Конкретные примеры:

а) пример – сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае (телевидение,газеты) б) литературный пример.

2.Мнение специалиста, эксперта. 3.Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Заключение.

1.Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

2.Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3.Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

4.Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

5.Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

Текст из КИМа .

(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом..

(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(12)Может, все, что было до этого, - сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

(28)И никого нет в зале!

(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.

(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)

Текст № 2 (1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (б)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул....(В. Астафьев)

Пример сочинения по тексту В.Астафьева о Домском соборе.

Музыка

Вступление Музыка – величайшее из искусств, сопровождающее человечество на протяжении всей его многовековой истории. Звуки музыки заставляют замирать от восторга и нежности, окрыляют человеческую душу, приносят мир и покой в суетную людскую жизнь.
Формулировка основной проблемы текста Именно о способности музыки преображать окружающий мир, исцелять человеческие сердца пишет в своем тексте В.Астафьев.

Задание 25.(1)Дом... Дом... Дом...

(2)Домский собор, с петушком на шпиле. (3)Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

(4)Звуки качаются, как ладанный дым. (5)Они густы, осязаемы. (6)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(7)Всё замерло, остановилось.

(8)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

(9)Может, всё, что до этого было, – сон? (10)Война, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

(11)Зачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (12)Зачем? (13)Почему?

(14)Дом. Дом. Дом.

(15)Благовест. (16)Музыка. (17)Мрак исчез. (18)Взошло солнце. (19)Всё преображается вокруг.

(20)Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

(21)И никого нет в зале!

(22)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(23)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(24)Домский собор! (25)Домский собор! (26)Музыка! (27)Что ты сделала со мною? (28)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (29)Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. (30)Волшебник и песнопевец, ничтожество и бог, которому подвластно всё: и жизнь, и смерть.

(31)Домский собор. (32)Домский собор.

(33)Здесь не рукоплещут. (34)Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своём. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(37)Домский собор. (38)Домский собор.

(39)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а всё, за всё благодарю!

Показать текст целиком

В жизни каждого человека особое место занимает музыка. Удивительно, как ноты, инструмент и талант музыканта способны благотворно влиять на душу человека, заставлять переосмыслить то, что, казалось бы, мы почитаем за непреложные истины. Это особый вид искусства, силу воздействия которого вряд ли можно было бы с чем-либо сравнить. Так какова же роль музыки в жизни человека? Именно эту проблему и поднимает Виктор Петрович Астафьев в предложенном отрывке.

Автор находится в рижском Домской церкви, он очарован музыкой, которая, «как ладанный дым», витает в воздухе. Виктор Петрович отмечает, что в это время для него не существует того, что тревожит нас в обыденной жизни. Все это там, за стенами церкви, там, где нет этих волшебных мотивов. Риторические вопросы переполняют его , заставляя задуматься о жестокости человека, напрасности войн, крови и братоубийства. Зал полон и пуст. Антитеза помогает абстрагироваться от человеческого обличия, ибо сейчас в церкви есть только «присмирелая, бесплотная душа» и музыка. Мир, а вместе с ним и Виктор Петрович готовы «пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра». Автор использует развернутую метафору для того, показать, как музыка воздействует на грешного человека.

Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. Телефонная линия была протянута по парку и уходила в подвал панского дома, куда прибыл, обосновался командир роты со своей челядью. По заведенному не нами, очень ловкому порядку, если связь рвалась, мы, и без того затурканные и задерганные связисты с передовой, должны были исправлять ее под огнем, а ротные связисты - нас ругать, коль мы не шибко проворно это делали. В свою очередь, ротные связисты бегали по связи в батальон; батальонные - в полк, а дальше уж я не знаю, что и как делалось, дальше и связь-то повреждалась редко, и связисты именовали себя уже телефонистами, они были сыты, вымыты и на нас, окопных землероек, смотрели с барственной надменностью.

Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова. Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» Я спрашивал его, ел ли он. Абдрашитов таращил черные отсутствующие глазки: «Что вы сказали?» Я говорил, чтобы он хоть прятался при обстреле - убьют ведь, а он отрешенно, с плохо скрытой досадой ронял: «Какое это имеет значение!»

Потом к Абдрашитову присоединился хромой поляк в мятой шляпе, из-под которой выбивались седые волосы. Он был с серыми запавшими щеками и тоже с высоко закрученными обмотками. Ходил поляк, опираясь на суковатую ореховую палку, и что-то громко и сердито говорил Абдрашитову, тыкая этой палкой в нагих подбитых богинь.

Сам-то ты шпион! - рассмеялся младший лейтенант. - Оставь ты их в покое. Они о великих творцах-художниках говорят. Пусть говорят. Скоро наступление.

Творцы! - проворчал Васюков. - Знаю я этих творцов… В тридцать седьмом годе такие творцы чуть было мост в нашем селе не взорвали…

Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. Замазали раны на ней нечистым гипсом, собрали грудь, но без сосца собрали. Богиня сделалась уродлива, и ровно бы бескровные жилы на ней выступили, она нисколько не повеселела. Все так же скорбно склонялась богиня в заплатах над замолкшим фонтаном, в котором догнивали рыбки и чернели осклизлые лилии.

Немцы что-то пронюхали насчет нашего наступления и поливали передовую изо всего, что у них было в распоряжении.

С напарником рыскали мы по парку, чинили связь и ругали на чем свет стоит всех, кто на ум приходил.

В дождливое, морочное утро ударили наши орудия - началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху.

Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать за ними в атаку. Я весело помчался по линии сматывать провода: хоть и уютно в панской избе и усадьбе, а все же надоело - пора и честь знать, пора и вперед идти, шуровать немца до Берлина еще далеко.

Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом. Немцы отвечали реденько и куда попало - я был опытный уже солдат и знал: лежала сейчас немецкая пехота, уткнувшись носом в землю, и молила Бога о том, чтобы у русских запас снарядов скорее кончился. «Да не кончится! Час и десять минут долбить будут, пока смятку из вас, лиходеев, не сделают», - размышлял я с лихорадочным душевным подъемом. Во время артподготовки всегда так: жутковато, трясет всего внутри и в то же время страсти в душе разгораются.

Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. Оба они были убиты. Это перед утром обеспокоенные тишиной немцы делали артналет на передовую и очень много снарядов по парку выпустили.

Поляк, установил я, ранен был первый - у него еще в пальцах не высох и не рассыпался кусочек гипса. Абдрашитов пытался стянуть поляка в бассейн, под фонтанчик, но не успел этого сделать - их накрыло еще раз, и успокоились они оба.

Лежало на боку ведерко, и вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини и одним беззрачным оком смотрела в небо, крича пробитым ниже носа кривым отверстием. Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ног ее, в луже крови, лежали два человека - советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.

Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Задание 25.(1)Дом… Дом… Дом…
(2)Домский собор, с петушком на шпиле. (3)Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
(4)Звуки качаются, как ладанный дым. (5)Они густы, осязаемы. (6)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.
(7)Всё замерло, остановилось.
(8)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
(9)Может, всё, что до этого было, – сон? (10)Война, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.
(11)Зачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (12)Зачем? (13)Почему?
(14)Дом. Дом. Дом.
(15)Благовест. (16)Музыка. (17)Мрак исчез. (18)Взошло солнце. (19)Всё преображается вокруг.
(20)Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.
(21)И никого нет в зале!
(22)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(23)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
(24)Домский собор! (25)Домский собор! (26)Музыка! (27)Что ты сделала со мною? (28)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (29)Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. (30)Волшебник и песнопевец, ничтожество и бог, которому подвластно всё: и жизнь, и смерть.
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)Здесь не рукоплещут. (34)Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. (35)Плачет каждый о своём. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а всё, за всё благодарю!
В жизни каждого человека особое место занимает музыка.
Удивительно, как ноты, инструмент и талант музыканта способны благотворно влиять на душу человека, заставлять переосмыслить то, что, казалось бы, мы почитаем за непреложные истины.
Это особый вид искусства, силу воздействия которого вряд ли можно было бы с чем-либо сравнить. Так какова же роль музыки в жизни человека? Именно эту проблему и поднимает Виктор Петрович Астафьев в предложенном отрывке.
Автор находится в рижском Домской церкви, он очарован музыкой, которая, «как ладанный дым», витает в воздухе. Виктор Петрович отмечает, что в это время для него не существует того, что тревожит нас в обыденной жизни. Все это там, за стенами церкви, там, где нет этих волшебных мотивов.
Риторические вопросы переполняют его, заставляя задуматься о жестокости человека, напрасности войн, крови и братоубийства. Зал полон и пуст. Антитеза помогает абстрагироваться от человеческого обличия, ибо сейчас в церкви есть только «присмирелая, бесплотная душа» и музыка.
Мир, а вместе с ним и Виктор Петрович готовы «пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра». Автор использует развернутую метафору для того, показать, как музыка воздействует на грешного человека.
Позиция автора предельно ясна. Музыка способна исцелять людские сердца. Под ее влиянием меняется душевное состояние человека, его взгляд на окружающий мир. Виктор Петрович благодарит музыку и ее

Пишем сочинение в. п. астафьев «домский собор» . – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ В. П. Астафьев «Домский собор» .
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
Назывное предложение, в котором формулируем тему Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или: Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушает музыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN, который рассматривает вопрос о роли музыки в…) ЕСЛИ ТОБОЙ ВЕРНО РЕШЕНО ЗАДАНИЕ А28, ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫЯВИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ. Задав к ней вопрос, сформулируешь проблему.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:
В комментарии не должно быть В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Описание слайда:
четко, прямо, непосредственно четко, прямо, непосредственно в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов;
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Описание слайда:

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Как корректно возразить автору, излагая свою позицию Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.

Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что… Утверждение, высказанное автором,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:… Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Описание слайда:
Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Предположительный пример Обращение к здравому смыслу аудитории Выводы науки
Слайд 26
Описание слайда:
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И.

Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31

Книга Затеси. Автор – Астафьев Виктор Петрович. Содержание – Домский собор

Часто рвалась связь, и работы у нас было невпроворот. Телефонная линия была протянута по парку и уходила в подвал панского дома, куда прибыл, обосновался командир роты со своей челядью.
По заведенному не нами, очень ловкому порядку, если связь рвалась, мы, и без того затурканные и задерганные связисты с передовой, должны были исправлять ее под огнем, а ротные связисты - нас ругать, коль мы не шибко проворно это делали.
В свою очередь, ротные связисты бегали по связи в батальон; батальонные - в полк, а дальше уж я не знаю, что и как делалось, дальше и связь-то повреждалась редко, и связисты именовали себя уже телефонистами, они были сыты, вымыты и на нас, окопных землероек, смотрели с барственной надменностью.
Бегая по нитке связи, я не раз замечал копающегося в парке Абдрашитова.

Маленький, с неумело обернутыми обмотками, он весь уж был в глине и гипсе, исхудал и почернел совсем и на мое бойкое «салям алейкум!», тихо и виновато улыбаясь, отвечал: «Здравствуйте!» Я спрашивал его, ел ли он.

Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк починили. Замазали раны на ней нечистым гипсом, собрали грудь, но без сосца собрали. Богиня сделалась уродлива, и ровно бы бескровные жилы на ней выступили, она нисколько не повеселела. Все так же скорбно склонялась богиня в заплатах над замолкшим фонтаном, в котором догнивали рыбки и чернели осклизлые лилии.

Немцы что-то пронюхали насчет нашего наступления и поливали передовую изо всего, что у них было в распоряжении.
С напарником рыскали мы по парку, чинили связь и ругали на чем свет стоит всех, кто на ум приходил.
В дождливое, морочное утро ударили наши орудия - началась артподготовка, закачалась земля под ногами, посыпались последние плоды с деревьев в парке, и лист закружило вверху.

Командир взвода приказал мне сматывать связь и с катушкой да телефонным аппаратом следовать за ними в атаку. Я весело помчался по линии сматывать провода: хоть и уютно в панской избе и усадьбе, а все же надоело - пора и честь знать, пора и вперед идти, шуровать немца до Берлина еще далеко.

Неслись снаряды надо мною с разноголосыми воплями, курлыканьем и свистом.
Немцы отвечали реденько и куда попало - я был опытный уже солдат и знал: лежала сейчас немецкая пехота, уткнувшись носом в землю, и молила Бога о том, чтобы у русских запас снарядов скорее кончился.
«Да не кончится! Час и десять минут долбить будут, пока смятку из вас, лиходеев, не сделают», - размышлял я с лихорадочным душевным подъемом. Во время артподготовки всегда так: жутковато, трясет всего внутри и в то же время страсти в душе разгораются.
Я как бежал с катушкой на шее, так и споткнулся, и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы, и руки у нее были оторваны, лишь осталась ладошка, которой она прикрывала стыд, а возле забросанного землей фонтана валялись Абдрашитов и поляк, засыпанные белыми осколками и пылью гипса. Оба они были убиты. Это перед утром обеспокоенные тишиной немцы делали артналет на передовую и очень много снарядов по парку выпустили.
Поляк, установил я, ранен был первый - у него еще в пальцах не высох и не рассыпался кусочек гипса. Абдрашитов пытался стянуть поляка в бассейн, под фонтанчик, но не успел этого сделать - их накрыло еще раз, и успокоились они оба.

Лежало на боку ведерко, и вывалилось из него серое тесто гипса, валялась отбитая голова богини и одним беззрачным оком смотрела в небо, крича пробитым ниже носа кривым отверстием. Стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ног ее, в луже крови, лежали два человека - советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся исцелить побитую красоту.

Дом… Дом… Дом…
Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…
И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.
Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
Все замерло, остановилось.
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.
Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»
Дом. Дом. Дом…
Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
И никого нет в зале!
Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!
А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.
Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.
Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.
Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
12

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Изложение «Видение» - (Астафьев)!!! =>>>
Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света. Как и когда поднялось солнце - я не заметил. Туманы отдалились к берегам, озеро сделалось шире, лед на нем как будто плыл и качался.
И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.
Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный.

За туманом острыми вершинами проступила щетка лесов. Уже и дальнюю заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек. А храм все еще парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его, и весь он был озарен светом, и дымка светилась под ним.

Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.
- Спас-камень,- коротко молвил товарищ мой.
И тогда я вспомнил, как говорили мне друзья о каком-то Спас-камне. Но я думал, что камень - он просто камень.
А тут Спас-камень - храм! Монастырь!
Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь.

Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах и пошел уже ко дну, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега.

На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий.
Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось строительство и потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями и из кирпича сотворили монолит.
Пришлось взорвать монастырь. Рванули - и все равно кирпича не взяли: получилась груда развалин, и только.

Осталась от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки…

Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося бликами озера стоял на льду храм - белый, словно бы хрустальный, и все еще хотелось ущипнуть себя, увериться, что все это не во сне, не миражное видение.
Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!
- Да, - говорит товарищ все так же угрюмо. - Такой был, что и словами не перескажешь. Чудо, одним словом, чудо, созданное руками и умом человеческим.
Я смотрю и смотрю на Спас-камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про все на свете.

Изложение «Видение» - (Астафьев)

В. П. Астафьев, «Домский собор»: краткое содержание, особенности произведения и отзывы

Виктор Петрович Астафьев – автор рассказа «Домский собор» – родился в смутное время и сполна глотнул всех бед и несчастий, которых только могла приготовить ему судьба.
С ранних лет жизнь не баловала его: сначала умерла мать, а Виктор так до конца жизни и не смог с этим смириться, позже отец привел в дом новую супругу, но та не стерпела мальчика. Так он оказался на улице.
Позднее Виктор Петрович напишет в своей биографии, что самостоятельную жизнь он начал внезапно и без всякой подготовки.

Мастер литературы и герой своего времени

Литературная жизнь В. П. Астафьева будет довольно насыщенной, а произведения полюбятся всем читателям, от самых маленьких до самых серьезных.
Рассказ Астафьева «Домский собор», несомненно, занял одно из самых почетнейших мест в его литературной биографии и даже спустя годы не перестает находить себе ценителей среди современного поколения.

В. Астафьев, «Домский собор»: краткое содержание

В зале, переполненном людьми, звучит органная музыка, от чего у лирического героя возникают различные ассоциации.
Он анализирует эти звуки, сопоставляет их то с высокими и звонкими звуками природы, то с шипящими и низкими раскатами грома. В одночасье у него перед глазами возникает вся его жизнь – и душа, и земля, и мир.
Он вспоминает войну, боль, потери и, пораженный звучанием органа, готов преклонить колени перед величием прекрасного.

Несмотря на то что зал полон людей, лирический герой продолжает ощущать себя одиноким. Вдруг у него мелькает мысль: он хочет, чтобы все рухнуло, все палачи, убийцы, а в душах людей звучала музыка.

Он рассуждает о людском существовании, о смерти, о жизненном пути, о значимости маленького человека в этом большом мире и понимает, что Домский собор – это место, где живет нежная музыка, где запрещены все рукоплескания и другие возгласы, что это дом тишины и спокойствия. Лирический герой преклоняет свою душу перед собором и от всего сердца благодарит его.

Анализ произведения «Домский собор»

Теперь рассмотрим подробнее рассказ, который написал Астафьев («Домский собор»). Анализ и комментарии к рассказу можно представить так.
С первых строк читатель наблюдает восхищение автора величественным произведением архитектурного искусства – Домским собором. Виктору Петровичу не один раз приходилось навещать этот собор, который вскоре пришелся ему по душе.
Само здание Домского собора, находящееся в столице Латвии – Риге, сохранилось до наших дней только частично.
Выполненный в стиле рококо, собор был построен по проекту заграничных скульпторов и архитекторов, приглашенных специально для возведения нового строения, которое звучало бы в веках и осталось прекрасным напоминанием последующим поколениям о былых временах.

Но настоящей достопримечательностью собор сделал именно орган, обладающий невероятной акустической силой. Великие композиторы-виртуозы писали свои произведения специально для этого величественного органа и там же, в соборе, давали концерты.

Благодаря ассонансам и диссонансам, которые В. П. Астафьев мастерски использует в начале рассказа, читатель может ощутить себя на его месте.
Мелодии органа, сравниваемые с раскатами грома и рокотом волн, со звуками клавесина и звонкого ручья, долетают до нас, казалось бы, сквозь пространство и время…
Писатель старается сравнить звуки органа со своими мыслями. Он понимает, что все те ужасные воспоминания, боль, горе, мирская суета и нескончаемые проблемы – все исчезло в одно мгновенье. Настолько величественной силой обладает звучание органа.

«Домский собор» по праву одно из его глубочайших философских произведений.

Образ одиночества и души в рассказе

Одиночество – это не факт, а состояние души. И если человек одинок, то даже в обществе он будет продолжать считать себя таким. Сквозь строки произведения звучит органная музыка, и лирический герой вдруг понимает, что все те люди – злые, добрые, старые и молодые – они все растворились. Он ощущает в переполненном зале только себя и никого больше…
И тут как гром среди ясного неба, героя пронзает мысль: он понимает, что в эту самую минуту кто-то, возможно, пытается уничтожить этот собор. В его голове роятся бесконечные мысли, а исцеленная звуками органа душа готова в одночасье умереть за эту божественную мелодию.

Музыка прекратила звучание, но оставила неизгладимый отпечаток на душе и сердце автора. Он, находясь под впечатлением, анализирует каждый прозвучавший звук и не может не сказать ему просто «спасибо».

Лирический герой получил исцеление от накопившихся проблем, горя и убивающей суеты большого города.

Жанр «Домского собора»

Что еще можно сказать о рассказе «Домский собор» (Астафьев)? Жанр произведения определить трудно, потому что оно имеет в себе обозначения нескольких жанров. «Домский собор» написан в жанре эссе, отображающем внутреннее состояние автора, впечатления от одного жизненного события. Впервые Виктор Астафьев «Домский собор» опубликовал в 1971 году. Рассказ вошел в цикл «Затеси».

«Домский собор»: план сочинения

  • Домский собор – обитель музыки, тишины и душевного спокойствия.
  • Переполненная музыкой атмосфера, вызывающая множество ассоциаций.
  • Только звуки музыки могут настолько тонко и глубоко задевать струны человеческой души.
  • Избавление от бремени, душевной тяжести и скопившегося негатива под воздействием чудесного лекарства.
  • Благодарность лирического героя за исцеление.
  • В заключение

    Стоит отметить, что автор, несомненно, обладает тонкой душевной организацией, ибо настолько прочувстовать музыку, исцелиться под ее воздействием и тонкими нежными словами передать свое внутреннее состояние читателю сможет далеко не каждый. Виктор Астафьев как феномен нашего времени заслуживает почтения. И непременно каждому стоит прочитать произведение Виктора Астафьева «Домский собор».

    Домский собор

    Дом… Дом… Дом…

    Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

    Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

    И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

    Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

    Все замерло, остановилось.

    Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

    «Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

    Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

    Дом. Дом. Дом…

    Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

    Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

    Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

    И никого нет в зале!

    Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

    Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

    И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

    Не может этого быть! Не должно быть!

    А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

    Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

    Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

    Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

    Домский собор. Домский собор.

    Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

    Домский собор. Домский собор.

    Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Петр 1 допрашивает царевича алексея история
    Что значит
    Шедевр Нормандского искусства-Ковёр из Байе