Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект занятия на тему "постановка звука ч". Артикуляционная гимнастика Конспект подготовка к постановке звука ч

Конспект

индивидуального

логопедического занятия

по постановке звука [ Ш ]

Тема:

Постановка звука [ Ш ] .

Цель:

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование:

предметные картинки.

Этапы

Ход занятия:

1. Орг. момент

К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

2. Артикуляционная гимнастика

Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

3. Объявление темы занятия

Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

5. Анализ артикуляции

    В каком положении находятся губы?

    В каком положении находятся зубы?

    Где находится кончик языка?

    Где находятся края языка?

    Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука

По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

7. Развитие фонематического слуха

Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

8. Закрепление звука в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах

Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

Давай назовём их….

10. Закрепление звука в предложении

Давай назовём их….

У Миши новая .

Папа едет на
.

Даша нашла .

Маша помогает
.

11.Домашнее задание

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

12. Итог занятия

Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

13. Оценка занятия

Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

Шмакова Елена
Постановка звука [Ч] двумя способами

Постановка звука Ч .

Звук Ч можно поставить двумя способами .

Способ 1 . В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов) . Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч .

Способ 2 . Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь . Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно : «Как тикают часики?» «Ч-ч-ч» . «Как стрекочет кузнечик?» «Ч-ч-ч» . «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч» .

Постановка и автоматизация звука [Ч] .

Аффрикат, слитный (Т, Ш : Т - не язычно - зубной, а язычно альвеольный; Ш - верхнее, глухой, ротовой, смычно - щелевой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами) сжаты или сближены (2 - 3) мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам - смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение «верхнего» Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму «чашечки» . Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ, что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.

Постановка . Слухо - зрительный анализ до звука , неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов) . Тактильно - вибрационные ощущения. АШ - АЧ (кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол - продвигаем его дальше) . Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц - губы не лабиализованы, а при Ч - лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.

Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм» Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при звуке «Ш» .Слухо - зрительно + тактильно - вибрационные ощущения при при звуке Ш . Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч» . «Свистящий сигматизм» Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц. «Боковой сигматизм» . Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами. Звук ставим заново .

Автоматизация звука [Ч] . Правильно проговариваем звук [Ч] в слогах . ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА

Проговариваем звук Ч в словах . ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук [Ч] между гласными звуками АЧА , ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах . КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах . ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ. Проговариваем звук Ч словах . ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук [Ч] в предложениях . НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.

Публикации по теме:

Презентация «Сказка про лису - рыжую красу» постановка звука «С» Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса. И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [с]. Сидит она и.

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: - уточнение артикуляции звука [Ш]; - постановка звука;.

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

Чтобы поставить ребенку звук Ч, вовсе не обязательно обращаться к логопеду. Существует большое количество интересных упражнений, которые помогут малышу выговорить звук Ч.

Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата

Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.

1 этап. Подготовительный

Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.

2 этап. Преддошкольный

Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).

После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.

В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.

3 этап. Дошкольный

Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.

К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.

К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.

4 этап

В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.

5 период. Школьный

Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.

Правильная артикуляция звука Ч

При артикуляции звука Ч речевой аппарат находится в следующих положениях:

  • Губы округляются и немного выдвигаются вперед.
  • Зубы не соединяются.
  • Кончик языка, не напрягаясь, соединяется с верхними зубами. Между языком и зубами должна сохраняться небольшая щель.
  • В середине языка идет поток воздуха, который четко ощущается при поднесении ладони ко рту.
  • Мягкое небо поднимается и прижимается к задней стенке глотки, при этом проход в носовую полость закрывается, воздух проходит через рот.
  • Голосовые складки не напрягаются, при этом они не раздвигаются.

Постановка звука Ч

Звук Ч можно поставить несколькими способами:

  • Начать с произношения мягкого звука т. Произносить его быстро. При этом язык должен дотрагиваться до кончиков верхних зубов, потом язык слегка заворачивают, как бы поглаживая основания верхних зубов. В это же время уголки губ растянуты в улыбке.
  • Попеременно называть звуки т и щ. Делать это быстро. При этом губы снова растянуты в улыбке.
  • Для нахождения дырочки между зубами с внутренней стороны можно использовать кусочек бумаги. Сначала дырочка нащупывается руками, а затем туда прикладывается бумага. Для удержания её требуется приложить силу – это отличная разминка для языка.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как он их выполняет. Каждое упражнение выполняется минимум по три раза.

  • “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
  • “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
  • “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
  • “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
  • “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
  • “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
  • “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.

Упражнения для губ

  • “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
  • “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
  • “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.

Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

Упражнения для языка

Упражнения для языка делятся на статические и динамические.

Статический комплекс:

  • “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
  • “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
  • “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.

Динамический комплекс:

  • “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
  • “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
  • “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
  • “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
  • “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.

Автоматизация звука Ч

  • Проговорить звук ч, четко и прерывисто.
  • Произнести ччч, протягивая звук.
  • Игра “Поймай звук”. Взрослый называет разные звуки, а ребенок хлопает, как только услышит звук ч. Потом упражнение усложняется – взрослый произносит не просто звуки, а целые слова.
  • Игра “Повторушка”. Взрослый произносит звуки, ребенок повторяет их. Важно следить за правильностью произношения. Пример слогов: ча-ча-ча, чу-чу-чу, че-че-че, чо-чо-чо, чи-чи-чи.
  • “Считалочка”. Посчитать от 1 до 10 мячи, а потом ключи (один мяч, два мяча и т.д.).
  • “Ласковое слово”. Взрослый говорит слово, ребенок называет его в уменьшительно-ласкательной форме. (Пень-пенечек, рука-ручка, вода-водичка).
  • “Сложные слова и словосочетания”. Произнести слова чечевица, чечетка, чукча, чепчик, а затем словосочетания – мамочкина шапочка, чай в чашке, Ванечкин зайчик, Аничкин мячик.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца -ча - ща – та цо - чо - що – то цу -чу - щу – ту
цы -чи - щи – ти це -че - ще – те ща -ча - ца – та
що - чо - цо – то щу - чу - цу – ту щи - чи - цы – ты
ще -че - це – те ац - ач - ащ – ат оц - оч - ощ – от
уц - уч - ущ – ут яц - яч - ящ – ят иц - ич - ищ – ит
ец - еч - ещ – ет ащ -ач - ац – ат ощ -оч - оц – от
ущ -уч - уц – ут ящ - яч - яц – ят ищ -ич - иц – ит
ещ -еч - ец – ут

Заключение

Не перегружайте ребенка. Длительность занятия для малышей 4-5 лет не должны превышать 10 минут, а для 6-7 лет – не дольше 20 минут.

Постановка звуков. Звук Ч.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
§ Образовательные:
- совершенствование навыка звукобуквенного анализа;
- расширение семантического поля слов.
§ Коррекционные:
- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- формирование семантиче-
ского поля слова «чай» и развитие валентности слов;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
§ Воспитательная:
- воспитание у детей умения и желание общаться друг с другом.
Потребуются индивидуальные зеркала, артикуляционные профиль звука [ч], набор таблиц с заданиями по формированию и развитию функции словоизменения, толковый словарь, магнитофон, мяч, карточки для упражнений по развитию воздушной струи.
Организационный момент
Логопед. Повторим правило речи.
Дети
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Прослушивание образца
правильной речи
Логопед. Прослушайте в магнитофонной записи небольшой текст. Подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Разбудила мама Танечку.
- Вставай, доченька!
Пока девочка вставала, мама вскипятила воду в чайнике. Насыпала из чайницы свежий чай в заварочный чайничек и залила кипятком. Поставила на стол чайные чашки, вазочку с печеньем и конфетами.
- Садись, дочка, пить чай.
Танечка пьет чай, и мама пьет чай.
- Дочка, заканчивай чаевничать, пора в школу.
Логопед. Итак, сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [ч], узнавать этот звук в речи.
Логопедическая зарядка
Развитие общей моторики
Здесь и далее дети выполняют движения соответствующие тексту.
Логопед
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – выше голова,
Пять, шесть – тихо сесть.
Развитие тонкой моторики
Логопед
Один, два, три, четыре -
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили.
Кто не хочет заплатить,
Так тому чаек не пить.
Мимическая гимнастика
Логопед. Покажите выражением лица:
- мы пьем вкусный чай, нам нравится (радость);
- мы пьем необычный чай (удивление);
- нам забыли положить сахар в чай (огорчение).
Артикуляционная гимнастика
Для губ
Дети растягивают губы в улыбке, потом округляют их.
Для языка
Дети выполняют упражнения «качели», «маляр», «лошадки».
Для развития воздушной
струи
Логопед. Подуйте на кусочек лимона так сильно, чтобы он оказался в чайной чашке.
Анализ звука [ч] и буквы «ч»
Произнесение
изолированного звука [ч]
Подключается акустический, кинестетический и зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
Логопед. Представьте, мы едем в поезде, пьем чай и слушаем, как стучат колеса вагона. Как стучат колеса вагона?
Дети. Ч-ч-ч.
Артикуляционная
характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются артикуляционный профиль звука, план ответа.
§ Губы.
§ Зубы.
§ Язык (кончик и спинка языка).
§ Голосовые складки.
Фонетическая характеристика звука [ч]
В помощь предлагаются таблица, алгоритм ответа.
Гласный – согласный. Докажи.
Глухой – звонкий. Докажи.
Твердый – мягкий. Назови.
Соотнесение звука с буквой
Логопед. Какой буквой обозначают звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»?
На что похожа буква «ч»?
Буква «ч» сказала: «Есть».
Отдала кому-то честь.
Сколько элементов в строчной букве «ч»?
Дети. Два. Первый элемент – верхний (волнистая линия), второй – нижний (наклонная линия с закруглением внизу).
Логопед. Пропишите широким взмахом руки букву «ч» в воздухе. На счет раз, два, три.
Дети выполняют.
Напишите у соседа по парте на спине несколько строчных букв «ч». Сосед должен посчитать и сказать, сколько вы букв написали. Потом поменяйтесь ролями.
Дети выполняют. Затем логопед показывает картинку, на которой изображен чайник с нарисованными на нем буквами «ч».
Найдите, сколько букв «ч» спряталось на чайничке.
Дети. Шесть.
Логопед. Напишите в тетради столько букв «ч», сколько вы нашли на чайничке. Под буквой, которая получилась у вас лучше всего, поставьте точку.
Чтение слогов со звуком [ч]
Логопед. Подберите к чайничку чайные чашки и прочитайте на них слоги.
Автоматизация звука [ч]
на примере слова «чай»
и его производных
Выделение главного слова
Логопед. Доскажите словечко.
Черепаха не скучай
Пей из чашки вкусный… (чай).
Объясните, как вы понимаете значение слова «чай».
Дети работают с толковым словарем.
ЧАЙ – вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья, которые при заварке дают напиток.
Звукослоговой анализ слова «чай»
Дети последовательно выполняют каждое задание логопеда.
Логопед. Произнесите четко слово «чай», проговаривая все звуки. Сколько слогов в слове «чай»? Почему? Сколько звуков в слове «чай», назовите их последовательно. Определите место звука [ч] в слове «чай».
Однокоренные слова
Логопед. Послушайте еще раз рассказ внимательно, о каком напитке идет речь в рассказе?
На доске по мере ответов вывешиваются графические карточки.
Что пила утром Танечка?
ЧАЙ
В чем вскипятила воду мама?
ЧАЙник
Как назвать маленький чайник для заварки?
ЧАЙничек
Какие чашки мама поставила на стол?
ЧАЙные
Прочитайте слова, четко произнося звук [ч]. Назовите общую, одинаковую часть в этих словах.
Дети. Чай.
Развитие функции
словоизменения
Логопед. Сосчитайте с опорой на таблицу. (Выставляет рисунки.)
А сейчас мы накроем стол для чаепития Танечке. Но поставить на стол можно только те предметы, в названии которых есть звук [ч].
Выставляется сюжетная картинка: девочка сидит за столом. Рядом расположены предметные картинки: чайник, чашка, конфеты, печенье, кастрюля, варенье, чайничек.
Что находится перед чайником, за чашкой, между вазочкой с печеньем и чашкой, около чайничка?
Слова, отвечающие на вопрос: «Что делать?»
Логопед. Подберите слово к картинке. Что делает девочка?
У учащихся находятся графические карточки, которые они должны подобрать к картинкам.
НАЛИВАЕТ ПЬЁТ ЗАВАРИВАЕТ
Составим словосочетания.
Дети читают по указке.
НАЛИВАЕТ
ПЬЁТ
ЗАВАРИВАЕТ
Расположите картинки в правильной последовательности.
Дети размещают карточки так: «заваривает», «наливает», «пьет».
Слова, обозначающие признак предмета
Физкультминутка.
Игра с мячом «Наоборот»
Логопед. Замените слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слово должно иметь противоположное значение.
Горячий чай ………чай
Старый чайничек ………чайничек
Чистый чайник ………чайник
Горький чаёк ………чаёк
Подберите картинку к словам.
На доске расположены предметные картинки, у учащихся находятся графические карточки.
Назовите, что нарисовано на картинках?
Дети. Чашка, блюдце, сервиз, ложки.
Логопед. Прочитайте, что написано у вас на карточках.
ЧАЙНАЯ ЧАЙНЫЙ
ЧАЙНОЕ ЧАЙНЫЕ
Подберите слово к картинке. Прочитайте получившиеся словосочетания.
Работа над предложением
Логопед. Составьте предложение по картинке. Дайте имя девочке.
Дети. Танечка пьет чай.
Логопед. Теперь проанализируем предложение. Сколько в нем слов?
Дети отвечают на этот и следующие вопросы, а также выполняют предложенные задания.
Назовите первое слово (второе, третье). Назовите слова со звуком [ч], определите место этого звука в слове. Начертите схему предложения в тетради. Надпишите над словом букву «ч». Молодцы! А теперь проверим себя.
Итог занятия
Логопед хвалит детей за хорошую работу и сообщает о достигнутых успехах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Этнический состав населения республики дагестан
Ученые подтверждают, что с солнцем происходят странные аномалии
Несписочный маршал До встречи со Сталиным