Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы. Конспект НОД "Зимующие птицы "

Конспект непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе. Тема:

Конспект для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная, продуктивная.
Цели : познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; формировать детей предавать в рисунке поэтический образ. Подбирать соответствующую цветовую гамму; красиво располагать птиц на листе бумаг; закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками; развивать образное, эстетическое восприятие.
Ожидаемые результаты: знает названия зимующих птиц, определяет их по внешнему виду; составляет описательный рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения, синонимы и однокоренные слова; умеет формулировать ответы на вопросы педагога и задавать вопросы к тексту.
Материал и оборудование: иллюстрации и фотографии зимующих птиц; альбомный лист, кисть, акварель; картина «Птицы зимнего леса».

Непосредственно-образовательная деятельность.

1.Организационный момент.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.Есенин.
-Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «гГолоса птиц»)Это птицы зимнего леса. Давайте познакомимся с ними.
2.Знакомство с зимующими птицами
-Рассмотрите картину «Птицы зимнего леса».Это бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха)
Что вы знаете об этих птицах? Пищуху называли так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица не умеет. Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Стайкой им легче покормиться. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберет все, что можно – попрятавшихся насекомых. Семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны корольки. Королек весит шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у нег корона, словно у какого- нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки. О каких птицах мы говорим сегодня? (О птицах, которые проводят с нами зиму.)
-Как их называют?
-Зимующие птицы.
-Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений.)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко определите их по описанию.
Игра «Узнай по словесному описанию»
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг другу, нахохлившись. (Воробей)
2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса- галстучек, крылья и хвост серые, спина желто- зеленая, а брюшко желтое. (Синица.)
3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
(Дятел.)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост- черные; спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
(Снегирь.)
5. Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
(Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья- черные, а остальное тело- серое.
(Ворона.)
3.Физминутка по выбору воспитателя
4.Рассказ воспитателя «Наши друзья пернатые»
- Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы. Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Синицы подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются на ветках вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. В наших лесах чаще всего встречаются большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице»шишку и летит за новой. Нередко стайка синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири- нарядные птицы. У снегиря, важного и гордого, ярко- красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири –мамы гораздо скромнее. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют «северными попугайчиками» зато, что. подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.)
- Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм. В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц.
- Какие птицы изображены? (снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)
-Какие это птицы? (Зимующие.)
-Почему мы их так называем?
-Кто из этих птиц чирикает? (Воробей.)
-Кто из этих птиц трещит? (Сорока.)
-Как люди помогают зимующим птицам?
-Как называется «птичья столовая»?
-из чего можно изготовить кормушки?
-Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?
-Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
-Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
На прогулке дети вешают новые кормушки.
5.Рисование.
Чтение стихотворения японского поэта Китахёра Хакусю «Птица, птица красная»:
- Птица,
Птица красная
Отчего ты красная?
-Поклевала красных ягод.
-Птица,
Птица белая,
Птица белая
Отчего ты белая?
-Поклевала белых ягод,
-Птица,
Птица синяя,
Отчего ты синяя?
-Поклевала синих ягод.
Помочь детям увидеть заключенную в стихотворении шутку. Поупражняться краской на отдельном листе в рисовании контуров птиц в разных позах. Потом предложить придумать композицию и выполнить ее на большом листе. Напомнить о том, что на одном рисунке птица должна быть одинакового цвета с зернышками, которые она клюет.
6.Рефлексия.
-О чем мы сегодня беседовали?
-Что изобразили на рисунках?
Литература:
Лободина Н.В.
Комплексные занятия «По программе от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.васильевой. Подготовительная группа.
Учитель, 2012

Конспект НОД "Зимующие птицы ". (Старшая- подготовительная группа)

Занятие

"Зимующие птицы ".

Программное содержание:

    Закрепить знание детей о зимних явлениях в природе.

    Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пищи; Углублять представления о причинах отлёта птиц(исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений);

    Закрепить знания о зимующих птицах(Ворона, сорока, галка, воробей, синица, снегири);

    Обогащать словарь детей путём введения слов: корм, кормушка, зимующие птицы, холодно- голодно…

    Делать обоснованные выводы и рассуждения во время отгадывания загадок;

    Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описаниям узнавать их.

    Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда: Таблицы с изображением зимующих птиц, готовая кормушка из картона, «Домик»- столовая для птиц, Семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала, хлебные крошки.

Для игры: Силуэты воробьёв на лентах по количеству детей, трафарет- маска кота, обручи – домики для птиц.

Ход занятия

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на этой картине?

Ответы детей...

Правильно зима!

Пришёл декабрь - первый зимний месяц. Летят с небес лёгкие снежинки и украшают землю пушистым ковром.

Снег пушистый из снежинок

Поднесёт к губам Зима

Только дунет и пушинок

Разлетятся,семена!

Снег кружится и летает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звездочкам ладонь.

Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью.

Прячутся от морозов и метелей под крышами домов. Люди заботятся о зимующих

у нас птицах и устраивают им птичьи столовые.

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.(Кормушка).

Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали для птиц взрослые и дети.

Много птиц прилетело к кормушке поклевать зёрен и хлебных крошек.

Здесь и снегири. Грудка у самца-- снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлится, то она становится похожа на румяное яблоко.

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепило деревцо.

Физкультурная минутка:

Белая лужайка, тёплая фуфайка

Я на лыжах побегу ты меня поймай ка

На берёзе снегири, ярче утренней зари

Синие синички, снег и рукавички.

Белая дорожка подожди немножко,

Кто там бродит за кустом заяц или кошка.

Если заяц бродит пусть, если кошка не боюсь

2. Здесь у кормушки собрались и синички.

Спинкой зеленовата

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика

(Синичка).

Маленькая – птичка

Птичка – невеличка.

А зовут её – синичка.

Синички любят кушать не только зёрна и хлебные крошки, но и кусочки сала.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Не боятся зимы и вороны, и галки, и сороки, и воробьи. Ведь корма в кормушках им хватает, а сытость даёт птахам тепло.

Ребята, посмотрите на эту птичку. Кто это?

Правильно, воробей.

Маленький мальчишка

В сером ярмячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (Воробей).

Зимой птицам очень холодно и голодно.

Поэтому человек должен о них заботиться, помогать птицам, подкармливать их,чтобы они зимой не замёрзли и не погибли.

И весной радовали нас своим пением, щебетанием.

«Вы узнаёте зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину

Метёт и кружится пурга

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижим,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет, веселее той поры.

Вы узнаёте зиму?

Мы принесём густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

Сейчас только начало зимы, до весны ещё долго.

А в заключении мы с вами поиграем в подвижную игру «Воробушки и кот».

(Обручи-гнёзда, домики.)Воробьи летают, клюют зёрна. Кот их ловит.

Они прячутся в домиках.

Подготовила воспитатель: Подсекаева Светлана Григорьевна

МБДОУ компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8

муниципального образования Темрюкский район.

Непосредственно- образовательная деятельность

« Рисование Птиц»

Образовательная область: художественно – эстетическая

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Рисование птиц»

Цель : закрепить методы передачи пропорций птицы. Передача объема тоном и цветом. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, пространственного мышления. Беседа о красоте птиц.

Программные задачи:

Образовательные:

Упражнять в рисовании птиц;

Закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием акварелью;

Развивающие:

Развивать способности анализировать рисунки;

- развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Воспитательные:

Бережное отношение к птицам, к природе;

Формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц; наблюдения за птицами в природе, чтение художественной литературы «Перелетные птицы».

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание иллюстраций (обращаю внимание на особенности птиц - размер, окраску, длину ног, форму клюва.

Словесный: беседа, объяснение;

Практический.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, просмотр слайдов «Перелетные птицы».

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц; бумага для рисования, простой карандаш, ластик, акварель, кисточки, баночка для воды, палитра.

Реализуемые технологии : здоровьесберегающие, ТРИЗ, личностно – ориентированный подход, рисование кистью, подгрупповой метод, использование электронных ресурсов

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята я хочу загадать вам загадку:

Верст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала,

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это………(птицы) (Ю. Светлова).

Я неспроста загадала загадку о птице, потому что скоро 1 апреля «Международный день птиц» . Посмотрите сколько красивых птиц у нас в гостях. Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? Может быть вы видели какую-нибудь из них на нашем участке или в городе? (ответы детей)

Рассмотрите пожалуйста всех этих и назовите их сходства и различия. (сходства- есть туловище, голова, хвост и т.д. ; различия- окраска оперения). Мы с вами уже рисовали птицу карандашом. Сегодня мы будем рисовать еще и красками. Давайте вспомним схему рисования птицы.

На середине листа намечаем линию наклона птицы. На этой линии отмечаем середину, от нее в разные стороны еще две точки (одинакового размера от центра). Это будет туловище. Вдоль линии между этими точками рисуем овал. Сверху овала рисуем круг (это будет голова).

С низу узкий, длинный прямоугольник (хвост).

С левой стороны круга полоской отмечаем клюв.

Теперь начинаем рисовать птицу. Рисовать начинаем с головы.

Начинаем рисовать с клюва,вверх прорисовываем голову и спину. Внизу от клюва грудку, слегка утолщая овал. Обратите внимание голова птицы плавно переходит в пухленький животик(шейка у нашей птички не выделяется).

Теперь прорисовываем хвостик и глаз.

(вспоминая и объясняя методику рисования, одновременно показываю на доске как это нужно делать, дети у себя на листах.)

Чтобы правильно нарисовать лапки, необходимо « посадить» птичку на веточку. Для этого отступаем от тела небольшое расстояние, проводим две линии параллельно птички и это будет веточка. Обратите внимание у птички тонкие и длинные ножки с крепкими коготками. Крылья не длинные, но заостренные на конце. Вот такая птичка у нас с вами получилась.

Посмотрите пожалуйста на доску какую же птичку мы нарисовали? (ответы детей)

Конечно, наша птичка похожа и на снегиря, и на синичку, и на воробья т.к. имеет более округлую форму тела, маленький клюв и небольшой ростик.

А вы хотели бы полетать как птицы? (ответы)

Тогда вставайте из-за столов и идите ко мне.

Физминутка под мелодичную мелодию

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг

(дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит

Космонавт летит в ракете

(потягивание- руки вверх)

А внизу леса, поля-

Расстилается земля.

(низкий наклон вперед, руки разводят в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь

Надо птичкам отдохнуть.

(дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу

Пролететь нам надо много

(дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлятся нам пора

(дети садятся за стол)

Так как наша птичка похожа сразу на несколько птиц, я предлагаю Вам разукрасить их по разному.

Подведение итогов:

После того как дети выполнили задание, оцениваем каждую работу, указываем на достоинства и недостатки рисунка. При этом обязательно объясняя, почему не получилось и что, и как это исправить в следующий раз.

Молодцы, ребята, Вы сегодня очень хорошо поработали. С каждым занятием Ваши работы становятся лучше и лучше! Молодцы!

После занятия работы выставляются в изо уголке вместе с картинками оригиналами, для того, чтобы другие дети смогли посмотреть и сравнить.

Подробности

Савиных Н.Г., в оспитатель МБДОУ «Детский сад №15» г. Троицк, Челябинская область

Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск).
  • Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, для создания выразительного образа.
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание работать в паре, позитивное отношение к результату своего творчества и творчества других детей.
  • Развивать эстетический вкус, творчество в создании художественного образа, воспитывать любовь и заботу к пернатым.

Ход:

Сегодня я хочу пригласить вас прогуляться по заснеженному парку - посмотрите, как выглядят деревья в парке. (видеопрезентация)

Прислушайтесь, ребята, что вы слышите (пение птиц).

Ребята, вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают от нас на юг.

А как называются птицы, которые остаются на зимовку? (ЗИМУЮЩИЕ)

Почему эти птицы остаются зимовать? (не боятся холода)

Хотите узнать какие птицы сегодня пели в нашем парке?

Отгадайте загадку, и мы их увидим.

Черно- красный, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут!

Как можно узнать снегиря из множества птиц?

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. Держаться снегири на рябинах, кленах, кустах калины, обрывают ягоды и расклевывают семена. Птицы постоянно переклиниваются мелодичным свистом.

Послушайте еще одну загадку:

На кормушку к нам зимой

Прилетела птица

С желтой грудкой пуховой- шустрая -…. Синица

Как можно узнать синицу из многих птиц?

У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Для синичек мы размещаем кормушки, где они могут полакомиться, семенами подсолнечника, салом. Она то нежно и тихо посвистывает, то заведет громкую перекличку.

А эта птичка, думаю вам хорошо знакома.

Это серенькая птица

Во дворе людей гнездиться

Серых перышек наряд.

Глазки- бусинки блестят.

Прыг да скок и, - чик, чирик –

Суетлив и не велик.

Крошки сыпь и не жалей

Кто склюет их …. Воробей.

Расскажите про воробья. какой он? Маленький серенький, шустрый.

Воробей очень подвижный по земле не ходит, а прыгает сразу двумя ногами.

Какие это птицы? (Зимующие).

Что общего у этих птиц?

А чем они отличаются? (слайд со всеми птицами)

Как мы можем позаботиться о птицах? (кормушки)

Ребята мы с вами нарисовали деревья, давайте поселим на них сегодня зимующих птиц.

Посмотрите на какое дерево прилетела птица?

Какая птица прилетела на мое дерево?

Как вы думаете, как я нарисовала синицу?

Верно я нарисовала ее необычным способом- отпечатком ладони

Покажите какой частью ладони я нарисовала туловище у птицы?

А хвостик у синички? (дети показывают и гладят ту часть руки, про которую говорят- массаж руки)

Как я нарисовала голову у синички?

Правильно голову и все детали я уже нарисовала кистью

Хотите научиться таким необычным способом нарисовать птицу?

Сегодня поможет мне …Саша

Я кисточкой и красной краской намажу ему ладонь, пальцы руки намажу черной краской, все это надо делать очень быстро, чтобы краска не успела высохнуть.

Саша сделай отпечаток руки, где отпечаток большого пальца там мы нарисуем голову- кисточкой.

Что еще нужно дорисовать?

На какое дерево вы хотите пригласить зимующую птицу?

Вы сегодня будете продолжать рисовать на одном листе и каждый пригласит на дерево свою птицу.

В ходе занятия детям, которые затрудняются в выполнение задания, показать приемы на своем листе.

Напомнить, что нужно пользоваться влажной салфеткой, чтобы протереть руку после краски.

По мере того как дети заканчивают рисовать, рисунки выставляются на стенд.

Посмотрите у нас получился свой заснеженный парк с замечательными птицами.

Какие деревья есть в нашем парке?

Выберите снегиря, который вам больше всего понравился.

Правильно ли передана окраска снегиря?

Что делает снегирь?

А у кого получилась самая яркая синица?

Желтое брюшко.

Воробья – подружка.

А какой воробей получился самым шустрым и непоседливым?

Как вы думаете почему у нас сегодня получились особенно красивые большие и яркие рисунки? (рисовали вдвоем)

Как мы сегодня по-особенному научились рисовать птиц?

Мастер-класс для детей дошкольников 5-7 лет «ПТИЦЫ. Рисование с помощью копировальной бумаги»
Средина Ольга Станиславовна,
воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.


Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
Знакомство с птицами нашей страны.
Воспитание любви к пернатым.
Развитие фантазии
Совершенствование практических навыков владения графическими материалами
Обучение приемам декоративного рисования
Материалы:
Бумага, копировальная бумага, карандаши разной твердости, ватные диски.
Предварительная работа:
Знакомство с птицами нашей страны (оседлыми, перелетными, домашними и лесными, а так же с птицами, занесенными в красную книгу)

Отгадывание загадок о птицах (в литературном приложении)





После знакомства с птицами на плакатах можно предложить детям игру - найти на карточках одинаковых птиц, назвать их, рассказать о них
Примечание:
Эта практическая работа может стать частью большого образовательного проекта. Выставка детских рисунков может украсить группу или музыкальный зал на День Птиц.

Ход работы:

1 вариант (поющие птички)
Это самый простой вариант работы. Его можно использовать для работы с детьми - 4 -5 лет. Очень часто дети этого возраста рисуют рыбок и птичек практически одинаково. Будем учиться просто рисовать птичек.
Складываем простой лист и лист копировальной бумаги вдвое короткими сторонами друг к другу. Дети постарше могут делать это самостоятельно.
При таком рисовании даже ошибка в складывании листа не станет ошибкой. (Ведь птички могут петь, глядя друг на друга, или отвернувшись друг от друга). Но лучше конечно взрослому процесс складывания контролировать.
Если лист сложен сгибом влево, то голова птицы должна быть ближе к сгибу, чем туловище


Круг головы и овал туловища располагаем по диагонали листа (диагональ идет от левого верхнего до нижнего правого уголка). Ее нужно мысленно представить, можно и пальцем провести, чтобы почувствовать. Пропорции круга головы и овала туловища у разных птиц отличаются. В нашем случае мелкая певчая птичка обладает небольшой головкой и туловищем. Но овал все равно рисуем больше круга.


Теперь рисуем глаз и клюв. Глаз небольшой, круглый. Клюв тоже обычный. При рисовании попугая, клеста, цапли, фламинго или пеликана, клюв конечно, будет другим. У этих птиц клювы приспособлены к добыванию разной пищи.


Добавляем шею и рисуем перья над лапками


Крыло по форме похоже на капельку. Рисовать его нужно из точки над туловищем. Плавная линия рисует силуэт капельки и возвращается в эту же точку.


Второе крыло выглядывает из-за первого.
Следующий этап – изображение хвоста. Поскольку мы рисуем не конкретную птичку (воробья или синичку), то хвостик рисуем любой – короткий или длинный.


Прорисовываем перья на шее и хвост


Перья на крыльях рисуем длинные. Они называются маховые.


Перья на туловище и голове – короткие, маленькие. Их можно просто черточками изобразить.


Лапки и хохолок придают рисунку законченный вид


Веточки и листья дополняют композицию листа.


Разворачиваем рисунок и вынимаем копировальную бумагу.


Тонируем (растушевываем с помощью ватного диска) или раскрашиваем работу. Раскрашивать можно восковыми, пастельными или гелевыми мелками, а так же цветными карандашами.

2 вариант (дятлы)



В лесу можно нередко встретить дятлов. Чаще всего мы их не видим, а слышим. А сегодня нарисуем. Рисовать будем одну птицу, а при разворачивании получится две.


Сначала проводим прямую вертикальную линию примерно посредине листа. Это – ствол. Дятел цепляется лапками за ствол, но и хвост ему служит подставкой. Круг головы и овал туловища располагаем по диагонали. Овал – ближе к стволу, круг – дальше.


Соединяем голову и туловище. Рисуем опущенные вниз «капельки» крыльев и хвост. Намечаем границы цвета.


Вертикальными штрихами прорисовываем кору сухого дерева. В нем можно и дупло нарисовать, и веточки без листьев.


Дятел – пестрая птица. С разным нажимом (то слабым, то сильным) штрихуем его перья.


Разворачиваем лист и вынимаем копировальную бумагу. Работа готова.

3 вариант (глухари)



Немногим наверно, посчастливилось увидеть токующих глухарей и услышать их неповторимый, особенный голос. Он больше похож на клекот, на постукивание деревянных палочек. Говорят, что во время пения эти птицы ничего вокруг не видят и не слышат – хоть бери их голыми руками. За это и прозвали их глухарями.
У глухарей – шикарный пестрый хвост. Он чем-то напоминает хвост индюка.


Сверху, снизу и справа рисуем раму будущего рисунка. Волнистые или прямые линии ведем, чуть отступая от края. У глухаря тонкая и длинная шея и крупное туловище. Овал рисуем посередине листа, а небольшой круг - повыше.


Соединяем голову и туловище. Хвост рисуем двумя линиями.Прямую рисуем по направлению к правому верхнему краю листа, овальной соединяем прямой отрезок с туловищем.


Рисуем похожее на капельку крыло и штрихуем, изображая короткие перья, голову, шею и туловище птицы. На голове глухаря – характерные, слегка взъерошенные хохолок и бородка.


Займемся крылом. На краю крыла – длинные перья. Мелкие перышки изображаем с помощью разных декоративных линий


Теперь самое главное украшение – хвост. На нем есть более светлые пятна.


Последний этап – лапки и ветви над головой птицы.


Разворачиваем, и видим двух соперников. Они самозабвенно поют, (токуют) никого не замечая вокруг.

4 вариант (петухи)



Очень распространенный в искусстве сюжет – это петухи- соперники. Их можно рисовать по-разному. Вот один из возможных вариантов – нападающие друг на друга бойцовские петухи.

Детские работы:










ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат, двадцать пар
И кричат: - Карр! Карр! Карр! (Ворона)

Что такое? Что за птица?
И живой в дыму коптится?! (Галка)

Летит почта скорая,
Почта сизоперая
И приносит вести
Верст за сто, за двести,
Он по крышам, по балконам
Вальс танцует, да с поклоном;
Перышками пыжится,
Боком - боком движется,
Семенит ногами,
Топчется кругами,
И поёт, и говорит,
Шейка радугой горит;
А подружка здесь сидит
И за танцами следит. (Голубь)

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)

Примчался вестовой
В свой угол гнездовой
И закричал: "Ура!"
Даешь весну! "Порра!". (Грач)

На сосне, в лесу густом
Сидит плотник с долотом:
В пестренькой рубашке,
В красненькой фуражке.
Стучу - голова болит,
А не стучу - голодный,
Язык птичий для добычи:
Он липучий и колючий. (Дятел)

Он на вид высок и сер -
Сухопарый землемер:
Поле гречки, за лугами
Всё промерил он шагами. (Журавль)

Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила. (Кукушка)

Ест птица гуменная
И словно клейменная:
На грудке подкова
Начерчена ловко. (Куропатка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина... (Орла)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Пусть я птичка - невеличка,
У меня друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это... (Снегири)

Днем я сплю, а ночью летаю.
Хорошо я поступаю? (Сова)

Он - певец лесной,
И солист ночной;
Горлышко трясется
Песенка несется. (Соловей)

Всех я за день навещу,
Все, что знаю, растрепу! (Сорока)

Живет в лесу,
Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

Домашние птицы
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут - вот беда!
Ему ж не снять их никогда. (Гусь)

Ходит важен и надут:
На носу висит лоскут. (Индюк)

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крылья подбирает. (Наседка)

В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые.
Ходят без завода.
Они птичьего рода. (Петух)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (Утенок)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Предложения с однородными членами
Несколько тренингов на отработку навыков работы в группах сменного состава
Какие нравственные качества свойственны героям повести: Асе, Н