Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих. Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих От руководства к действию – к догме

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта.

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – , которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Лермонтов понимает, что единственный выход – физическая смерть, но она пугает поэта, так как означает и духовную смерть. Мрачная неизвестность, поджидающая каждого человека в конце жизни, связана с потерей личности. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба.

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

«Выхожу один я на дорогу…» Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить с судьбой. Более того, он пытался ее упредить и фактически искал свою смерть, считая, что достойным завершением жизни является гибель на поле брани.

За несколько месяцев до роковой дуэли, которая произошла весной 1841 года, Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», которое, вопреки многим другим произведениям этого периода, наполнено не отчаянием, а светлой грустью и сожалением о том, что какие-то очень важные и знаковые события не оставили в душе поэта следа. Как и в юношестве, Лермонтов по-прежнему испытывает острое чувство одиночества, поэт изображает себя в этом произведении странником, который бредет по ночной дороге, не отдавая себе отчета в том, куда и зачем он держит путь .

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» построено на контрасте . Автор осознанно противопоставляет красоту ночной природы, от которой веет умиротворением, и собственное душевное состояние, пытаясь найти ответ на вопрос, почему же ему так больно и грустно. Его выводы неутешительны, так как поэт признается, что утратил способность радоваться и ощущать себя по-настоящему счастливым человеком. «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть», — подводит итоги поэт. И при этом отмечает, что его самая заветная мечта – свобода и покой.

У Лермонтова подобное душевное состояние с учетом его беспокойной и деятельной натуры ассоциируется лишь со смертью. Но даже такой исход событий его не удовлетворяет, так как физическое прекращение существования является для поэта равносильным полному забвению. Безусловно, Лермонтов жаждет славы, хотя и не питает иллюзий по поводу своего творчества. Его заветная мечта – повторить подвиг участников Бородинского сражения и войти в историю великим полководцем, который смог защитить свою родину от врагов. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как поэту довелось родиться в другую эпоху, когда честь и доблесть уже перестали быть в фаворе. Поэтому автор хочет уснуть дивным и глубоким сном, который позволит ему преодолеть время, но при этом остаться сторонним наблюдателем, чтобы знать, какой станет Россия через годы.

«Я б желал навеки так заснуть», — отмечает поэт, подразумевая пограничное состояние между жизнью и смертью . При этом в его словах отчетливо звучит желание оставить о себе память на века, поэт хочет, чтобы над ним «вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел». В какой-то степени это произведение можно считать пророческим, так как желание Лермонтова все же осуществилось. Погибнув на бессмысленной и глупой дуэли, он не только остался в памяти людей как блистательный русский поэт, но и вдохновил своим творчеством на подвиги во имя справедливости последующие поколения. И, тем самым, выполнил свою миссию, которая была предначертана ему судьбой, и суть которой он так и не смог понять при жизни, несмотря на то, что никогда не считал поэзию обычным увлечением.

Читать стих «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно с пониманием того, что это одно из последних произведений автора. Главными мотивами являются одиночество, тоска и поиск родственной души, которые красной нитью проходят через творчество поэта. Однако в нем нашли свое место и некая устремленность к положительным идеалам, и умиротворенность. Текст стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» был полностью готов и увидел свет в 1841 году за несколько дней до дуэли, поставившей точку на жизненном пути поэта.

В начале стихотворения дается романтичное описание ночного пейзажа, полного гармонии. В противовес ему, в третьей строфе описываются и чувства лирического героя – беспокойство и отчаяние. Но в конце произведения гармония, представленная в начале, восстанавливается, так как лирический герой желает воссоединения с природой. В какой-то мере его можно назвать пророческим, так как в третьей строфе лирический герой говорит о том, что он хотел бы «забыться и уснуть», что можно сравнить со смертью. Но эта мысль не получает развития, как и в стихотворении «Сон» – здесь это означает покой и гармонию. Нашел ли их поэт? Этот вопрос останется неразгаданным для читателя. Но желания, указанные в произведении, были исполнены – в Тарханах, родном селе поэта, под листьями дуба перед входом в часовню покоится прах Михаила Юрьевича Лермонтова.

При написании стихотворения поэт использовал такие приемы, как метафора («звезда с звездою говорит»), олицетворение («пустыня внемлет»), восклицательное предложение («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и уснуть!»), анафора («Чтоб в груди дремали жизни силы», «Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), ассонансы («но не тем холодным сном могилы») и аллитерации («слух лелея», «Про любовь мне сладкий голос пел», «Уж не жду от жизни ничего я», «И не жаль мне прошлого ничуть»). Тему одиночества можно проследить через риторические вопросы в последних строках второй строфы. Но, несмотря на это, в нем можно заметить некую задушевность, музыкальность и плавность. Эта цель достигается благодаря повторению шипящих звуков и перекрестной рифмовке. Данные качества позволили произведению стать основой для двух десятков романсов. На нашем сайте можно учить стихотворение онлайн, а при необходимости и скачать произведение. Представленный файл может быть использован как дополнительный учебный материал на уроке литературы в 10 классе.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

(6 голосов : 5.0 из 5 )

Владимир Ковальджи

К великому сожалению, есть простые вопросы, на которые принципиально невозможно ответить столь же просто. Одним из них является вопрос, который задают очень часто – о новом и старом «стилях». В частности, все спрашивают: почему между Пасхами по разным стилям в одном году может быть целых пять недель, а в другом они совпадают? Увы, любой короткий ответ будет просто неправдой…

Под «короткими» я имею ввиду два распространенных резких ответа: 1) новый стиль астрономически точнее, а кто защищает старый – обскурант и ретроград, и 2) старый стиль соответствует уставам Церкви, а новый – латынская ересь, тьфу на него.
И то, и другое – неправда.

Что же делать? Один список литературы, содержащей противоположные выводы при, казалось бы, «железных» доводах, займет целую газетную полосу, а про необходимое для более или менее точного объяснения проблемы количество чисел и дробей даже говорить не буду – оно просто неприлично. Остается, наверное, по примеру авторов древних житий, посвятить первую страницу покаянию в своем недостоинстве вообще браться за перо. Экономии ради, будем считать, что уже посвятил… А теперь попробую все же уместить в рамки газетной статьи некое подобие ответа – причем, по возможности без цифр и формул.

Начнем от печки

Главное наше светило – солнце. Ночью, пусть и отраженным светом, светит луна. Еще видны звезды и планеты (света от них на грош, но красота какая!). Все эти объекты ходят по небу разными замысловатыми путями. Наиболее очевидны и удобны для календарного использования три цикла: смена дня и ночи, фазы луны и «фазы» солнца (изменение соотношения дня и ночи). Они – т.е. сутки, месяц (лунный) и год – и являлись всегда основой разных календарных систем.

Беда же в том, что эти циклы (которые уже с древних времен вычисляются с приличной точностью) очень плохо «стыкуются»: солнце и луна не укладываются в целое число суток, да и между собой у них та еще дробь выходит… Поэтому разных систем множество, а «идеального» календаря просто не может быть – любой календарь является тем или иным компромиссом между удобством и точностью. И это важно понять и запомнить, прежде, чем идти дальше.

Знакомиться с ситуацией в области календарей в Римской империи до I века до н. э. я вам не советую – в жизни достаточно других поводов для огорчения. Скажу просто: путаница была ужасная. Заслуга установления относительного порядка принадлежит Гаю Юлию Цезарю, который с помощью александрийского ученого Созигена ввел в Империи весьма простой и удобный вариант египетского солнечного календаря. Он всем знаком: 365 дней в году плюс дополнительный день раз в четыре года. Это, собственно, и есть юлианский календарь.

Точность его вполне приемлема – ошибка в сутки накапливается за 128 лет, что превышает срок жизни человека, а значит, не очень-то и заметно. А главное, введя более или менее приличное соотношение годового и суточного циклов, Юлий Цезарь решительно отказался от попыток согласовывать календарь еще и с луной. «Месяцы» юлианского календаря стали уже с ней не связанными (лунный месяц – это примерно 29,5 суток), хотя само слово «месяц» говорит о том, что ранее такая связь была актуальна. 12 месяцев сделали ритмично чередующимися – шесть по 31 дню и шесть по 30. Итого 366, поэтому в невисокосные года последний месяц – февраль (март был первым) – бывает короче, т.е. 29 дней.

Удивлены, что теперь не так? Дело в том, что после Юлия Цезаря жрецы, ответственные за календарь, стали по разным причинам халтурить и назначать високос раз в три, а не в четыре года. Порядок восстановил Август (это произошло примерно тогда, когда родился Иисус Христос), и его именем тогда же решили назвать следующий за июлем (названным в честь Юлия) месяц. Но он ведь на день короче – неудобно как-то перед императором… Поэтому перекроили так, чтоб было одинаково с июлем. С этого времени и установился нынешний порядок: семь месяцев по 31 дню, пять по 30, а несчастный февраль урезали еще больше.
Впрочем, все это не имеет отношения к вопросу о Пасхах.

Действительно, мы привыкли исключительно к солнечному календарю, а в этом случае вопрос о «стилях» довольно прост: юлианская сисема в XVI веке была уточнена папой Григорием XIII с помощью введения «високосных» веков в дополнение к високосным годам (в конце столетий февраль удлинняется только в том случае, если номер века делится на 4 – например, 2000-м годом закончился ХХ век, 20 делится на 4, значит все остается по-прежнему, а если не делится – високос отменяется). Этим была достигнута на порядок лучшая точность, ошибка в сутки набегает за три с лишним тысячи лет. Изящное решение! Но…

«Но» – это луна

Да, она самая. Та, которую вывел из календарной игры Юлий Цезарь. Когда, говоря о церковно-календарной проблеме, мы употребляем термин «юлианский календарь», мы допускаем большую неточность. Проблема-то как раз упирается в то, что к нему не имеет отношения, а было добавлено позже по церковным соображениям.

В первохристианские времена имел место разнобой в определении дня главного христианского праздника – новозаветной Пасхи, т.е. Воскресения Христова. Одни строго придерживались даты по иудейскому календарю (который был в основе своей лунным), другие так или иначе соотносили ее с солнечным календарем с учетом дня недели и т.д. Единообразие в этом вопросе установил (точнее, пожелал установить) Первый Вселенский Собор в 325 году. Было рекомендовано сочетать лунный и солнечный календари таким образом, чтобы праздновать Воскресение Христово в первый день недели (т.е. воскресенье) после первого весеннего полнолуния (пасхального по иудейскому счислению).

Впрочем, единообразие было достигнуто не сразу, потому что в Риме считали равноденствием (т.е. началом весны – или пасхальной границей) 18 марта, а на востоке астрономически более точно – 21 марта. Общепринятый (на Востоке) порядок вычисления Пасхи был установлен ближе к концу IV века трудами ученых александрийской Церкви при патриархах Феофиле и Кирилле. С начала VI века, когда пасхалию для Римской церкви составил Дионисий Малый в соответствии с восточной, наступил период полного единства.

Пасхалию расписывали не «навечно», а в среднем на век вперед – и именно потому, что отцам Никейского Собора, а уж тем более александрийским астрономам, была хорошо известна погрешность юлианского календаря. С другой стороны менять саму календарную основу не имело смысла: во-первых, юлинская система проста и удобна (впромните, что любой календарь – компромисс); во-вторых, для этой системы существует весьма удобный т.н. лунный цикл Метона, позволяющий с небольшой «колеблющейся» ошибкой определять полнолуния (а линейная ошибка в сутки набегает за 310 лет); в-третьих, когда через некоторое время равноденствие «сползет», то разве трудно учитывать его новую реальную дату при составлении пасхалии еще на век? Так же нетрудно и корректировать изредка начало метоновых циклов. Конечно, нетрудно! Но история, увы, пошла иначе…

От руководства к действию – к догме

К сожалению, именно такой исторический путь прошли пасхально-календарные установления отцов «золотого» IV века.

В VII – IХ веках (и Византийская империя в целом) пережили серьезный кризис, из которого вышли уже далеко не теми, чем были ранее. Сильнейшее культурно-политическое давление молодого ислама привело к сдвигу от всего античного, «эллинского» к восточному – в музыке, в живописи, в науке… Это отдельная и очень непростая тема; не считаю себя компетентным в нее углубляться, – останемся только в рамках нашей темы. В богословской, догматической области Православие после тяжелейшей и очень длительной иконоборческой смуты в конце концов одержало победу, за что слава Богу. Но у всего этого был побочный эффект: к концу первого – началу второго тысячелетия в разряде «догм» стало числиться гораздо больше, чем требуется (и на Западе – тоже: там были свои «темные века», приведшие во многом к аналогичному). Завершение эпохи Вселенских Соборов со временем стало восприниматься, как конец какого-либо церковного развития – богословского, канонического, богослужебного и, в том числе, календарного.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

***
"Без конвоя выломлюсь на трассе"

Без конвоя выломлюсь на трассе,
В непонятке маякнет бульвар;
Ночь нишкнет, как жулик на атасе,
И звезда с звездою трет базар.
В небесах - сплошной отпад и глюки!
В сисю закемарила земля...
Что ж мне в таску эти джуки-пуки?
Жду ль чего, как сучка кобеля?
Хуль мне здесь ловить - звиздюлю, что ли?
Хуля мне жалеть, набычив рог?
Я хотел бы втихаря на воле
Отрубиться, блин, без задних ног!
Но не в деревянном макинтоше...
Просто массой придавить кровать,
Чтоб не дул сквозняк, не грызли воши,
И не в кипиш жабры раздувать;
Чтобы всю дорогу в бессознанке
Мне про Мурку пели бы кенты,
Чтобы дуб шумел, а не поганки...
Просто дайте дуба- и кранты.

Комментарии к "Выхожу один я на дорогу"

ВЫЛОМИТЬСЯ - выйти, выскочить.
НЕПОНЯТКА - неясные, туманные обстоятельства.
МАЯКНУТЬ - здесь: блеснуть.
БУЛЬВАР - гладкая, мощеная поверхность.
НИШКНУТЬ - молчать.
НА АТАСЕ БЫТЬ - охранять безопасность подельников во время преступления.
БАЗАР ТЕРЕТЬ - беседовать.
ОТПАД - высшая степень блаженства.
ГЛЮКИ - галлюцинации, видения.
ЗАКЕМАРИТЬ - вздремнуть, заснуть.
В СИСЮ - до бессознательного состояния (обычно "в сисю" напиваются).
В ТАСКУ - неприятно, противно, тяжело.
ДЖУКИ-ПУКИ - так жулики определяют все новомодные развлечения - танцы, рок, поп-музыку и прочее. В общем, наслаждения, которые им чужды.
ХУЛЬ ЛОВИТЬ - чего ждать.
ЗВИЗДЮЛЯ - трепка основательная.
НАБЫЧИТЬ РОГ - надуться, принять сердитый, недовольный вид.
ОТРУБИТЬСЯ - отключиться, прийти в бессознательное состояние.
БЛИН - междометие, вроде "черт возьми!" Схожие с ним - бля, блиндер, ё мое, ё ханэ бабай.
ДЕРЕВЯННЫЙ МАКИНТОШ - проще говоря, гроб. Надеть деревянный макинтош - умереть.
ДАВИТЬ НА МАССУ - или, как в переводе, массой давить на что-то: спать.
НЕ В КИПИШ - тихо, не поднимая шума.
ЖАБРЫ РАЗДУВАТЬ - дышать. Иногда также в смысле - сердиться, грозно бычиться. Такому говорят: "Ну, чего ты жабры раздуваешь?" Часто на вопрос "Как жизнь?" отвечают - "Дышу жабрами". То есть помаленьку.
ВСЮ ДОРОГУ - постоянно, беспрерывно.
В БЕССОЗНАНКЕ - без сознания.
"МУРКА" - известная блатная песня про воровайку, которая пошла служить в ЧК и получила за это пулю.
ДУБА ДАТЬ - я позволил себе дешевый каламбурчик, поскольку на жаргоне дать дуба - умереть.
КРАНТЫ - конец, финал, вот и все.

Выберите оценку Плохо Нормально Хорошо Замечательно Отлично

Включайся в дискуссию
Читайте также
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Тема урока
Предложения с однородными членами