Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Полигон «Капустин Яр»: колыбель ракетных войск. История села капустин яр Животные на полигоне капустин яр

Государственный ракетный полигон Капустин Яр расположен в степной местности

на краю Волго-Ахтубинской поймы в северо-западной части Астраханской области

около одноименной железнодорожной станции.
Площадь (без полей падения) - около 650 кв.километров.
Численность персонала и населения г.Капустин Яр - около 50 тысяч человек.
Климат - континентальный, умеренный, засушливый.

Космодром играет большую роль в подготовке квалифицированных специалистов в области ракетно-космической техники.
Как космодром имеет сложное геополитическое положение, поскольку маршруты проходят над территорией республики Казахстан.

Космодром СССР. Расположен в районе села Капустин Яр в Астраханской области, в низовье Волги в точке с координатами 48,4 0 северной широты и 56,5 0 восточной долготы. Предназначен для пусков боевых баллистических ракет, геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. Выводимые на орбиту искусственного спутника Земли космические объекты имеют наклонение орбиты к плоскости экватора в пределах от 480 до 510. С 1988 года перестал эксплуатироваться. Возобновил пуски 28 апреля 1999 года. Кроме того на полигоне возобновились испытательные работы. Идеи о создании межвидового испытательного полигона наконец-то нашли своё воплощение. В 1999 году на полигон были передислоцированы испытательные полигоны с Эмбы и Сары-Шагана.

История ракетного полигона началась в мае 1946 года, когда было принято решение о создании ракетного полигона. Однако тогда Капустин Яр фигурировал лишь в перечне одного из возможных мест дислокации. Выбор места будущего полигона был поручен генерал-майору Василию Ивановичу ВОЗНЮКУ. Вознюк начал с того, что поехал в Германию и разыскал там своих гвардейцев, выбирал народ для будущего полигона покрепче, понадежнее. Рекогносцировочная группа специалистов за короткое время провела большую работу по выбору места будущего полигона. Были обследованы все семь перспективных районов, собраны и проанализированы материалы по метеорологии, гидрологии, коммуникациям, строительным возможностям и так далее. Был выбран район села Капустин Яр в Астраханской области и именно его группа рекомендовала для строительства будущего ракетного полигона. Решение о строительстве полигона в Капустином Яре было принято ЦК ВКП (б) и Советом Министров СССР 23 июня 1947 года. Этим же решением генерал-майору Василию Ивановичу ВОЗНЮКУ поручалось строительство полигона и он назначался начальником будущего полигона.

На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, да и какими могли быть "условия" в голой степи. На третий день началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича ТВЕРЕЦКОГО. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус, мост. Провели шоссе и железнодорожную ветку, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград. Строили много, но только для ракеты. Первое жилье для офицеров было построено только в 1948 году, а до этого строители и испытатели жили в палатках, во времянках, в крестьянских избах. Большую помощь оказывали спецпоезда, которые были оборудованы не только лабораторным оборудованием, но и довольно комфортабельными вагонами для специалистов и начальства. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-1 (Фау-2). Еще раньше на полигон прибыли Сергей Павлович КОРОЛЕВ и другие специалисты.

С 18 октября 1947 года начинается отсчет функционирования космодрома Капустин Яр. Именно в этот день в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет А-1. Были удачи, были отказы, но это касалось ракет, а не наземного оборудования.

На 10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь - октябрь 1948 года, сентябрь - октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь - октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года) и других. Еще во время первой серии пусков в октябре - ноябре 1947 года Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947 года ракете А-1 были установлены научные приборы. С тех пор эта традиция поддерживалась до тех пор, пока не были созданы специализированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метеорологические ракеты. В июне 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

В начале 50-х кроме активной программы пусков ракет шло становление и развитие испытательной базы полигона, строились стартовые и технические комплексы. 20 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая ракеты Р-5 доставила ядерную боеголовку в астраханскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. На полигоне Капустин Яр проходили пуски межконтинентальной баллистической ракеты Буря в 1957 - 1959 годах. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день со стартовой площадки Государственного центрального полигона МО “Капустин-Яр был осуществлен первый пуск ракеты-носителя “Космос” (11К63) с космическим аппаратом ДС-2 “Космос-1”, открывшим запуски спутникам этой серии. С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности.

С 14 октября 1969 года Капустин Яр функционирует как международный космодром. В тот день состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник Снег-3. Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для "малых" ракет и "малых" спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. Однако стартовые и технические позиции для ракет-носителей типа Космос постоянно поддерживаются в работоспособном состоянии и, при необходимости, могут быть использованы в любое время.

Ниже приведена хронология пусков ракет и спутников с космодрома Капустин Яр. Хронология не претендуют на полноту, так как данные об испытаниях советских баллистических ракет в 40- 50-х годах не публиковались и те отрывочные сведения, которые вы можете обнаружить на этих страницах, взяты из воспоминаний непосредственных участников этих пусков.

Запуски с космодрома Капустин Яр

Дата старта Наименование объекта Примечание
18.10.47 А-1 Баллистическая ракета.
20.10.47 А-1 Баллистическая ракета.
02.11.47 А-1 Баллистическая ракета.
13.11.47 А-1 Баллистическая ракета.
13.11.47 А-1 Баллистическая ракета.
10.10.48 Р-1 Баллистическая ракета.
31.10.48 Р-1 Баллистическая ракета.
01.05.49 Р-1 Баллистическая ракета.
07.05.49 Р-1А Баллистическая ракета.
30.09.49 Р-2 Баллистическая ракета.
22.06.51 Р-2А Геофизическая ракета с собаками на борту.
01.07.51 Р-1 Баллистическая ракета.
15.03.53 Р-5 Баллистическая ракета.
18.03.53 Р-5 Баллистическая ракета.
02.04.53 Р-5 Баллистическая ракета.
08.04.53 Р-5 Баллистическая ракета.
18.04.53 Р-11 Баллистическая ракета.
24.04.53 Р-5 Баллистическая ракета.
12.08.53 Р-5 Баллистическая ракета.
31.01.55 Р-5М Баллистическая ракета.
11.01.56 Р-5М Баллистическая ракета.
20.02.56 Р-5М Баллистическая ракета с ядерной боеголовкой.
12.07.57 Р-12 Баллистическая ракета.
01.09.57 Буря, 1-й полет Баллистическая ракета.
28.12.58 Буря, 9-й полет Баллистическая ракета.
30.09.59 Р-14 Баллистическая ракета.
02.12.59 Буря, 14-й полет Баллистическая ракета.
16.12.60 Буря, 19-й полет Баллистическая ракета.
31.10.61 Р-12У Баллистическая ракета.
16.03.62 Космос-1
24.04.62 Космос-3 Сов. искусственный спутник Земли.
28.05.62 Космос-5 Сов. искусственный спутник Земли.
30.06.62 Космос-6 Сов. искусственный спутник Земли.
18.08.62 Космос-8 Сов. искусственный спутник Земли.
20.10.62 Космос-11 Сов. искусственный спутник Земли.
13.04.63 Космос-14 Сов. искусственный спутник Земли.
22.05.63 Космос-17 Сов. искусственный спутник Земли.
06.08.63 Космос-19 Сов. искусственный спутник Земли.
13.12.63 Космос-23 Сов. искусственный спутник Земли.
27.02.64 Космос-25 Сов. искусственный спутник Земли.
18.03.64 Космос-26 Сов. искусственный спутник Земли.
06.06.64 Космос-31 Сов. искусственный спутник Земли.
30.07.64 Космос-36 Сов. искусственный спутник Земли.
22.08.64 Космос-42 Сов. искусственный спутник Земли.
22.08.64 Космос-43 Сов. искусственный спутник Земли.
24.10.64 Космос-49 Сов. искусственный спутник Земли.
10.12.64 Космос-51 Сов. искусственный спутник Земли.
30.01.65 Космос-53 Сов. искусственный спутник Земли.
02.07.65 Космос-70 Сов. искусственный спутник Земли.
23.07.65 Космос-76 Сов. искусственный спутник Земли.
19.10.65 Космос-93 Сов. искусственный спутник Земли.
04.11.65 Космос-95 Сов. искусственный спутник Земли.
26.11.65 Космос-97 Сов. искусственный спутник Земли.
21.12.65 Космос-101 Сов. искусственный спутник Земли.
25.01.66 Космос-106 Сов. искусственный спутник Земли.
11.02.66 Космос-108 Сов. искусственный спутник Земли.
26.04.66 Космос-116 Сов. искусственный спутник Земли.
24.05.66 Космос-119 Сов. искусственный спутник Земли.
08.07.66 Космос-123 Сов. искусственный спутник Земли.
01.10.66 Янтарь Автоматич. ионосферная лаборатория.
12.12.66 Космос-135 Сов. искусственный спутник Земли.
21.12.66 Космос-137 Сов. искусственный спутник Земли.
14.02.67 Космос-142 Сов. искусственный спутник Земли.
03.03.67 Космос-145 Сов. искусственный спутник Земли.
21.03.67 Космос-149 Сов. искусственный спутник Земли.
05.06.67 Космос-163 Сов. искусственный спутник Земли.
16.06.67 Космос-166 Сов. искусственный спутник Земли.
12.10.67 Вертикальный космический зонд КА для изучения верхней атмосферы.
19.12.67 Космос-196 Сов. искусственный спутник Земли.
26.12.67 Космос-197 Сов. искусственный спутник Земли.
20.02.68 Космос-202 Сов. искусственный спутник Земли.
19.04.68 Космос-215 Сов. искусственный спутник Земли.
26.04.68 Космос-219 Сов. искусственный спутник Земли.
24.05.68 Космос-221 Сов. искусственный спутник Земли.
12.06.68 Космос-225 Сов. искусственный спутник Земли.
05.07.68 Космос-230 Сов. искусственный спутник Земли.
14.12.68 Космос-259 Сов. искусственный спутник Земли.
26.12.68 Космос-262 Сов. искусственный спутник Земли.
05.03.69 Космос-268 Сов. искусственный спутник Земли.
14.10.69 Интеркосмос-1
24.10.69 Космос-307 Сов. искусственный спутник Земли.
25.12.69 Интеркосмос-2 Междунар. искусственный спутник Земли.
16.01.70 Космос-320 Сов. искусственный спутник Земли.
24.04.70 Космос-335 Сов. искусственный спутник Земли.
12.06.70 Космос-347 Сов. искусственный спутник Земли.
07.08.70 Интеркосмос-3 Междунар. искусственный спутник Земли.
14.10.70 Интеркосмос-4 Междунар. искусственный спутник Земли.
30.10.70 В-5 Ракетная астрофизическая обсерватория.
28.11.70 Вертикаль-1 Геофизическая ракета.
20.08.71 Вертикаль-2 Геофизическая ракета.
02.12.71 Интеркосмос-5 Междунар. искусственный спутник Земли.
30.06.72 Интеркосмос-7 Междунар. искусственный спутник Земли.
12.07.72 Космос-501 Сов. искусственный спутник Земли.
26.01.73 Космос-546 Сов. искусственный спутник Земли.
19.04.73 Интеркосмос - Космос 500 Польский искусственный спутник Земли.
30.05.73 МР-12 Метеорологическая ракета. Эксперимент по созданию искусственного полярного сияния.
17.05.74 Интеркосмос-11 Междунар. искусственный спутник Земли.
19.04.75 Aryabhata
02.09.75 Вертикаль-3 Геофизическая ракета.
26.07.76 Интеркосмос-16 Междунар. искусственный спутник Земли.
14.10.76 Вертикаль-4 Геофизическая ракета.
27.04.77 Космос-906 Сов. искусственный спутник Земли.
17.06.77 Signe-3 Франц. искусственный спутник Земли.
30.08.77 Вертикаль-5 Геофизическая ракета.
25.10.77 Вертикаль-6 Геофизическая ракета.
03.11.78 Вертикаль-7 Геофизическая ракета.
23.12.78 Космос-1065 Сов. искусственный спутник Земли.
07.06.79 Bhaskara-1 Инд. искусственный спутник Земли.
06.07.79 Космос-1112 Сов. искусственный спутник Земли.
29.09.79 Вертикаль-8 Геофизическая ракета.
31.07.80 Космос-1204 Сов. искусственный спутник Земли.
28.08.81 Вертикаль-9 Геофизическая ракета.
20.11.81 Bhaskara-2 Инд. искусственный спутник Земли.
21.12.81 Вертикаль-10 Геофизическая ракета.
21.04.82 Космос-1351 Сов. искусственный спутник Земли.
04.06.82 Космос-1374 Сов. искусственный спутник Земли.
27.07.82 Космос-1397 Сов. искусственный спутник Земли.
21.10.82 Космос-1418 Сов. искусственный спутник Земли.
16.03.83 Космос-1445 Сов. искусственный спутник Земли.
26.05.83 Космос-1465 Сов. искусственный спутник Земли.
04.07.83 БОР-5, 1-й полет
31.08.83 Космос-1494 Сов. искусственный спутник Земли.
22.12.83 Космос-1517 Сов. искусственный спутник Земли.
06.06.84 БОР-5, 2-й полет Аналог военного варианта Бурана.
28.06.84 Космос-1578 Сов. искусственный спутник Земли.
19.12.84 Космос-1614 Сов. искусственный спутник Земли.
17.04.85 БОР-5, 3-й полет Аналог военного варианта Бурана.
02.10.85 Космос-1688 Сов. искусственный спутник Земли.
25.12.86 БОР-5, 4-й полет Аналог военного варианта Бурана.
22.01.87 Космос-1815 Сов. искусственный спутник Земли.
27.08.87 БОР-5, 5-й полет Аналог военного варианта Бурана.
22.06.88 БОР-5, 6-й полет Аналог военного варианта Бурана.
Перерыв в 11 лет - космодром был законсервирован
28.04.99 «ABRIXAS » и «MegSat-0 » немецкий спутник для астрономических исследований и небольшой итальянский технологический спутник
дальше до 2007 года не запускались спутники с космодрома.

За время существования полигона отсюда было произведено 140 пусков ракет космического назначения (последняя - стартовала в апреле 1999 года), в том числе, в ходе их испытаний. На орбиту выведено свыше 86 космических аппаратов различного класса. Успешный полет многоразового корабля “Буран” в 1988 году также во многом закладывался здесь - он был предопределен испытаниями его модели “Бор”, также стартовавшей из Капустина Яра.

Расположен в Астраханской области к востоку от железнодорожной станции Ашулук. В советское время полигон находился на территориях двух республик - России и Казахстана. Отведённый под него участок площадью 120 км на 38 км полностью расположен в пределах Астраханской области, а другая его часть осталась за границей (см. пилотную карту).


JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Капустин Яр

Капустин Яр (часто сокращённо Кап-Яр) - ракетный военный полигон в северо-западной части Астраханской области. Официальное название: 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Российской Федерации (4 ГЦМП).

Полигон был создан 13 мая 1946 года для испытаний первых советских баллистических ракет. Орбиты наклонения, градусов: минимальная 48,4, максимальная 50,7. Площадь полигона около 650 км 2 (занимал площадь до 0,40 млн. га), расположен большей частью в России, но занимает также земли в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей Казахстана.

Административно-жилой центр полигона - город Знаменск (ЗАТО) с численностью населения 32,1 тыс. чел. (2005). Именуется полигон по названию расположенного рядом старинного села Капустин Яр, примыкающего с юго-востока к городу Знаменск.

История полигона уходит в послевоенный 1946 год, когда на этой опаленной солнцем астраханской земле появились первые повелители будущих ракетных комплексов. Со сложной и ответственной задачей: в кратчайшие сроки создать материально-техническую базу для испытания отечественных баллистических ракет.

Капустин Яр - 4-й Государственный центральный межведомственный полигон РФ. Расположен в районе села Капустин Яр в Астраханской области, в низовье Волги в точке с координатами 48,4 северной широты и 45,5 восточной долготы. Создан в 1947 году. Предназначен для пусков боевых баллистических ракет, геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. Выводимые на околоземную орбиту космические объекты имеют наклонение орбиты к плоскости экватора в пределах от 480 до 510. С 1988 года практически не эксплуатировался. В настоящее время на его базе создан межвидовый испытательный полигон.

Начинать рассказ об истории полигона надо с далёкого 1945 года, когда победа над Германией сделала доступными для советских специалистов остатки выдающихся ракетных технологий команды Вернера Фон Брауна, который сам, вместе с наиболее значимой частью команды разработчиков и учёных, общей численностью около 400 человек, оказался в руках американских военных и продолжил свою работу уже в США. Всё самое ценное с заводов, испытательных и научных центров включая несколько десятков собранных ракет ФАУ-2, практически всё специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США, когда на развалинах ракетной колыбели появились первые советские разведчики и специалисты. Собирая остатки немецкой команды и документации, перетряхивая мусорные корзины исследовательских центров специалистам удалось всё-таки собрать достаточное количество материала для того, чтобы воспроизвести конструкцию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. В СССР были срочно сформированы ряд НИИ и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи. Назрела необходимость в создании специализированного полигона для проведения исследований и испытаний. В мае 1946 года, на месяц позже того, как американцы произвели первый запуск вывезенной из германии A-4 на своём полигоне Уайт Сэндз в Нью-Мексико, было принято решение о создании такого полигона в СССР и генерал-майор Василий Иванович Вознюк, которому было поручено возглавить поиск места, подходящего для строительства полигона приступил к работе. Место для его размещения выбиралось из семи вариантов, которые были в кратчайшие сроки тщательно обследованы, собраны и проанализированы материалы по метеорологии, гидрологии, коммуникациям, строительным возможностям и т.д. В итоге наиболее подходящим был признаны районы недалеко от Волгограда, возле села Капустин Яр в Астраханской области (которое в последствии и дало имя новому полигону) и станица Наурская Грозненской области. При этом до июня 1947 г., как свидетельствуют архивные документы, предпочтение отдавалось станице Наурской. В одной из докладных записок маршала артиллерии Николая Яковлева говорилось: "Строительство ГЦП в районе станицы Наурской дает возможность проложить трассу испытаний до 3000 километров и обеспечить проведение испытаний не только ракет дальнего действия, но и всех видов сухопутных зенитных и морских реактивных снарядов. Этот вариант потребует наименьших материальных затрат на переселение местного населения и по переводу предприятий в другие районы". Против строительства полигона в Наурской выступил только министр животноводства Козлов, мотивировавший свой протест необходимостью отчуждения значительной части пастбищных земель. 3 июня 1947 года, постановлением Советом Министров СССР ЦК ВКП (б) №2642-817 местом дислокации полигона был определен Капустин Яр, что в значительной мере и предопределило его дальнейшую судьбу. Этим же решением генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку поручалось строительство полигона и он назначался его будущим начальником.

На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, если вообще можно говорить о каких-то условиях в голой степи. Уже на третий день на склоне балки Смыслина в 10 километрах от села началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей А-4, который строился по немецким чертежам и оснащался вывезенным из германии оборудованием и бункер для наблюдения за ходом испытаний. Позднее это место было названо 1 площадкой. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда и бункера на 1-ой площадке, были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус. Провели шоссе и 20-ти километровую железнодорожную ветку с мостом через глубокий овраг, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград (Волгоград).

Строили много и только для ракеты А-4, которая в списке приоритетов значилась первой. Строительства жилья для персонала на полигоне не велось вплоть до 1948 года, поэтому жили строители и будущие испытатели в голой степи, в палатках, землянках, временных постройках либо квартировались в крестьянских избах. Начальство и специалисты, прибывшие на полигон, жили в спецпоезде "Мессина", который помимо лабораторного оборудования имел вполне комфортабельные вагоны, а так же вагон-ресторан, в котором они и питались. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет V-2 (А-4) собранных частично в Германии, частично в Подлипках.

18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 км от цели**. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет (по другим данным 10) ФАУ-2 из которых 9 достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и 2 потерпели аварию.

На 10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр стал единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне были проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь - октябрь 1948 года, сентябрь - октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь - октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года), Р-12, Р-14, последней ракеты холодной войны, печально известную SS-20 РСД-10, всемирно известный "Скад" ("Scud") и огромное множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, комплексов и ракет ПВО.

Еще во время первой серии пусков в октябре - ноябре 1947 года Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947 года ракете V-2 были установлены научные приборы. С тех пор эта традиция поддерживалась до тех пор, пока не были созданы специализированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метеорологические ракеты. В июне 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

В начале 50-х кроме активной программы пусков ракет шло становление и развитие испытательной базы полигона, строились стартовые и технические комплексы. 20 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая ракета Р-5М доставила ядерную боеголовку в приаральскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. На полигоне Капустин Яр проходили пуски межконтинентальной баллистической ракеты Буря в 1957 - 1959 годах. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день был осуществлен запуск спутника «Космос-1». С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности серии "Космос".

14 октября 1969 года с полигона Капустин Яр состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. С теперь уже международного космодрома также ушли в полёт индийские спутники Ариабхата и Бхаскара, французский спутник "Снег-3". Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для "малых" ракет и "малых" спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с космодрома Капустин Яр были прекращены. Кроме того, подписанный в 1987 году договор о сокращении ракет СРД привёл к почти полному прекращению испытательных работ на полигоне. Стартовые и технические позиции были законсервированы около 10 лет, но постоянно поддерживались в работоспособном состоянии и, при необходимости, могли быть использованы в любое время. Последний известный испытательный пуск был произведен 22 июня 1988. Это был шестой по счету и последний полёт проекта БОР-5.

В 1998 году наступило долгожданное возрождение полигона и космодрома. После долгих лет бездействия с космодрома был произведен коммерческий запуск ракеты-носителя "Космос 11К65М", нёсшего в качестве дополнительной нагрузки французский спутник, а 28 апреля 1999 г. был осуществлен запуск спутников "ABRIXAS" и "Megsat-0". Кроме того на полигоне возобновились испытательные работы. Идеи о создании межвидового испытательного полигона наконец-то нашли своё воплощение. В 1999 году на полигон были передислоцированы испытательные полигоны с Эмбы и Сары-Шагана.

Ян Середа

Полигон Капустин Яр

Капустин Яр,.. Кап. Яр, как принято именовать его в обиходе, а ныне Знаменск, город, не обозначенный даже на картах, загадочный для окружающих, неброский внешне... Но вместе с тем город-труженик и город-солдат, колыбель практической отечественной космонавтики, небольшая частичка необъятной России, внесший неоценимый вклад в ее могущество, силу и независимость.

13 мая 1946 года Постановлением Совета Министров СССР для осуществления научных исследований и испытаний ракетной техники был создан Государственный Центральный полигон Министерства обороны "Капустин Яр".

История полигона уходит в послевоенный 1946 год, когда на этой опаленной солнцем астраханской земле появились первые повелители будущих ракетных комплексов. Со сложной и ответственной задачей: в кратчайшие сроки создать материально-техническую базу для испытания отечественных баллистических ракет.

Благодаря самоотверженному труду ученых, конструкторов, рабочих, военных специалистов в короткие сроки создается первая отечественная баллистическая ракета. Одновременно строится город, насыщаются оборудованием технические и стартовые позиции, формируются и обучаются первые ракетные части.

18 октября 1947 года на полигоне "Капустин Яр" впервые был осуществлен запуск баллистической ракеты А-4. Этот день вошел в историю незабываемой вехой в развитии советской научно-технической мысли, стал отправным моментом отечественного ракетостроения.

Успешные испытания первого образца позволили продолжить работу над созданием ракетного щита страны, результатом которой явилось создание в начале 50-х годов первого поколения ракетных комплексов (Р-1, Р-2).

Вся дальнейшая работа полигона в данной области заключалась как в совершенствовании уже находящихся на вооружении комплексов, так и в разработке новых. В ходе состоявшегося в сентябре 1958 года показа всех имеющихся типов ракет руководителям государства с проведением групповых и одиночных пусков было показано преимущество централизованного использования данных систем. В результате в декабре 1959 года было принято историческое решение о создании Ракетных войск стратегического назначения. В начале 60-х годов на полигоне проводились испытания новых образцов ракетной техники, в том числе одной из самых мощных ракет средней дальности Р-14 и шахтного варианта ракеты Р-12. На полигоне проводились испытания также твердотопливных ракет, в том числе и знаменитой РСД-10 (SS-20 по западной классификации), ликвидация которых по договору РСМД происходила тоже здесь, в Капустином Яре.

Эффективное использование новейшей ракетной техники невозможно представить без наличия хорошо подготовленных специалистов-ракетчиков. Директивой ГК СВ от 20 мая 1960 года на территории Государственного полигона был образован Учебный Центр Ракетных войск Сухопутных войск, в задачи которого входило формирование боевой слаженности создаваемых ракетных частей, обучение и переподготовка специалистов-ракетчиков, создание нормативных документов для всесторонней боевой деятельности ракетных частей Сухопутных войск.

Не только ракеты стратегического назначения начинали свой путь здесь, на полигоне, но и оперативно-тактические комплексы, а также ракетные комплексы для войск Противовоздушной обороны, в том числе и знаменитый комплекс С-300ПМУ. В настоящее же время на полигоне завершаются испытания новейшего комплекса - зенитно-ракетной системы С-400 "Триумф". Принципиальной особенностью С-400 является его способность эффективно уничтожать все существующие в мире и перспективные средства воздушного нападения. Приоритетными целями для подобных средств ПВО станут ранее недосягаемые самолеты системы АВАКС - поставщики помех, которые обеспечивают осуществление воздушных наступательных операций. Предполагаемая эффективность С-400 в 2-2,5 раза выше, чем у системы предыдущего поколения С-300. Ожидается, что ракеты из состава С-400 станут основным оружием дальнего действия боевых самолетов ВВС России.

Испытание ракетных комплексов не имело бы смысла без возможности получения и обработки измерительной информации. Обеспечить эффективность указанных испытаний позволяет полигонный командно-измерительный комплекс (КИП).

Шли годы, сменялись поколения, совершенствовалась техника. Здесь, на астраханской земле, обрело истинный смысл слово "ракетчик" - профессия мужественных и смелых, пытливых и любознательных, настойчивых и трудолюбивых людей.

Многие образцы ракетно-космической техники получили путевку в жизнь на полигоне "Капустин Яр".

Сегодня полигон - это крупнейший научно-исследовательский и испытательный центр Европы. Он располагает высококвалифицированными научными и испытательскими кадрами, оснащен современным оборудованием и техникой.

Виктор Антонович

ПОЛИГОН КАПУСТИН ЯР

Четвертому Государственному Центральному Краснознаменному ордена Красной Звезды межвидовому полигону Министерства обороны Российской Федерации посвящается

Предисловие

Несправедливо к прославленным полям России относить только Куликово поле, Бородино и Прохоровку. Великих ратных полей значительно больше. Вне всякого сомнения, что к ним должен быть отнесён и полигон "Капустин Яр" - колыбель Ракетных войск.

"По общенациональным усилиям, - писала "Красная звезда", - по жертвам, по духовному напряжению и подвижничеству предшественников, взрыхливших просторы целинного края, по роли в спасении человечества от мирового пожара Капустин Яр и Байконур... являются такими же духовными ценностями, как Кижи, Кремль, Мамаев курган, Севастополь и Куликово поле".

Полигон "Капустин Яр" вступил в 21 век, в новое тысячелетие. Сегодня здесь объективно сошлись интересы Сухопутных войск и Флота, ПВО и ВВС, РВСН и ВКС. Здесь идут уникальные эксперименты, испытываются новые системы, планируются и осуществляются пуски ракет в интересах всех видов и родов войск, разрабатываются десятки исследовательских тем. В учебных центрах готовят специалистов тыла, механиков-водителей известных всему миру "Тополей".

Межвидовой полигон был и остаётся тружеником.

Читатель узнает о создании, становлении и развитии Государственного Центрального Межвидового полигона, сформированного в Астраханской области, о городе, в котором живут испытатели, и о людях, всю свою жизнь посвятивших испытаниям ракетного вооружения.

Государственный Центральный Межвидовой полигон "Капустин Яр"

Центр испытаний ВВТ ПВО ВВС

Войсковая часть 29139 имеет пятидесятилетнюю историю. Она была создана для испытаний системы ПВО Москвы - С-25 "Беркут" 6 июня 1951 года Постановлением Совета Министров СССР № 3389-1425 и приказом командующего артиллерией Советской Армии № 0433. С этой даты ведет свой отсчет эра управляемого оружия ПВО.

Первым командиром части был назначен 45-летний боевой генерал-фронтовик, Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант артиллерии Ниловский Сергей Федорович. В городе Знаменске одна из улиц носит его имя.

25 мая 1953 года впервые в мире управляемая зенитная ракета сбила самолёт-мишень (бомбардировщик ТУ-4, аналог американского бомбардировщика Б-29, так называемой "летающей сверхкрепости"). 7 мая 1955 года на заседании Совета обороны система С-25 была принята на вооружение.

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем первопроходцев-испытателей: первых руководителей испытаний и испытателей - Трегуба Я.И., Ананьина В.Н., Мымрина Н.Г., Трофимчука М.И., Легасова П.С., Пенчукова И.М., Лобзу В.Н., Карлецкого Е.С., Крученецкого А.Ф., Демина В.И., Тарасова М.П., Харина К.Н., Краснова И.Д., Пугу Б.С., Жулая В.Ф., Шибалова П.П., Куренскова А.С, первых создателей методологии испытаний зенитных управляемых ракет - Белоцерковского П.С, Бородулина М.Л., Грицака П.К., ВалиеваР.А., КурлановаА.Д., Спиридонова Е.К., Прошлякова Н.И.,Черненко С.К., ШаракшанэА.С, ЕдемскогоВ.А., Пенчукова И.М. Многие из них впоследствии стали крупными учеными. Значительный вклад в последующее совершенствование системы С-25 внесли Бехметьев Н.С., Сорокин В.И., Пивкин Н.И., Дороненко А.А., Паршин Б.В., Гладков В.В., Тимощенко А.Д., Борисов А.В.

Испытания ЗРС С-25 позволили выработать оптимальную испытательную структуру полигона. Стало понятным, что требуется штатное разделение функций инженеров-испытателей, непосредственно связанных с ведением боевой работы в экспериментах, регистрацией данных объективного контроля и оперативной оценкой результатов экспериментов, и инженеров-исследователей, основная работа которых заключалась бы в разработке методологии испытаний, оценке результатов испытаний, разработке и согласовании отчетных документов по результатам испытаний. Реализацией этого видения стало создание в ноябре 1955 года НИЧ-1 (научно-испытательной части) и НИЧ-2 (научно-исследовательской части). Первого июня 1954 года был создан также 10 учебный Центр Войск ПВО страны, который в 1955 году вошёл в состав полигона. Он начал подготовку кадров для эксплуатации ЗРС С-25.

Стрельбовый полигон превратился в научно-исследовательское учреждение, что в 1964 году закрепилось в виде придания войсковой части 29139 статуса 8 научно-исследовательского испытательного полигона. К этому времени были сформированы все необходимые подразделения обеспечения. Например, система связи в 1951 году начинала свое существование с отделения телефонистов. В марте 1952 года была организована служба тыла. Медицинская служба в 1951 году была представлена двумя врачами, фельдшером и санинструктором. Автотракторная служба была организована в 1955 году, а за 4 года до этого была сформирована автомобильная войсковая часть 03077.

История войсковой части 29139 неразрывно связана с возникновением и развитием войск ПВО страны, в состав которых она была включена в августе 1954 года, и с изменениями, происходившими в стратегии и тактике применения средств воздушного нападения. В соответствии с действующей военной доктриной перед войсками ПВО страны ставится задача создания сплошной глубоко эшелонированной ПВО на основных стратегических направлениях удара вероятного противника и создание ПВО основных стратегических объектов. Бросая ретроспективный взгляд в прошлое, мы сегодня понимаем, что вся история войсковой части 29139 неразрывно связана с четырьмя генеральными направлениями развития Войск ПВО страны.

1. Создание для зенитных ракетных войск подвижных зенитных ракетных комплексов и систем малой, средней дальности и дальнего действия.

2. Создание для истребительной авиации истребителей-перехватчиков, авиационных ракетных комплексов перехвата с мощным бортовым вооружением, авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения, способных на больших удалениях вести боевые действия при управлении с пунктов наведения и командных пунктов наземного и воздушного базирования.

3. Создание для радиотехнических войск радиолокационных станций и комплексов с различным функциональным назначением. Это станции дежурного режима для разведки воздушного противника, по информации которых осуществляется перевод средств ПВО в повышенные степени боевой готовности и принимается решение на уничтожение воздушного противника, станции боевого режима для получения боевой информации, по которой осуществляется управление огневыми средствами, в том числе РЛС малых высот, РЛС средних и больших высот, наконец, специальные РЛС для решения отдельных специфических задач.

4. Создание комплексов средств автоматизации управления зенитных ракетных дивизионов, полков и бригад, пунктов наведения и истребительных авиационных полков, радиотехнических рот, батальонов и бригад, командных пунктов дивизий и корпусов ПВО, а также автоматизированных систем управления, объединяющих воедино перечисленные структурные единицы.

С 1957 года по 1961 год на полигоне проводятся испытания трех модификаций первого подвижного ЗРК средней дальности С-75 ("Двина", "Десна", "Волхов"). Новое направление выразилось в создании и совершенствовании необходимых испытательных и обеспечивающих структур для проведения облетов и боевых стрельб, в том числе с ядерной боевой частью, по самолетам-мишеням, ракетам-мишеням, парашютным мишеням различного типа. Практически одновременно были проведены испытания ЗРК малой дальности С-125 "Печора".

Для организации и проведения испытаний зенитного ракетного вооружения в конечном счете были образованы испытательный центр - войсковая часть 15683 и 1 научно-исследовательское испытательное управление, а также новые подразделения. Первым начальником 1 НИИУ стал Едемский В.А., а первым командиром испытательного центра ЗРВ стал Дороненко А.А.

В мае 1957 года была сформирована отдельная смешанная авиационная эскадрилья для поиска остатков стартовавших ракет и транспортных нужд. Большая кооперация заводов-изготовителей вызвала необходимость сосредоточения всех элементов в одном месте для стыковки, настройки и проведения лётных испытаний ЗРК и ЗРС. С этой целью в сентябре 1956 года была создана стыковочная база - войсковая часть 03094. Через стыковочную базу прошли все серийно изготовляемые ЗРК и ЗРС, в том числе модификации ЗРС средней дальности С-300П, испытания которых проводились на полигоне Сары-Шаган. Группа офицеров 1 НИИУ, в составе которых были Соловей В.П., Савенков Ю.А., Коробов В.М., осуществляли научно-методическое сопровождение начальных боевых стрельб частей ЗРВ, перевооружаемых на новые ЗРК.

Наиболее весомый вклад в испытания подвижных ЗРК средней дальности С-75 внесли офицеры-испытатели: Егорин К.И., Шестёркин Е.И., Паршин Б.В., Железняк В.Ф., Заболотников Д.Г., Синьков А.Г., Парасотка А. И., Степанов М.М., Дудкин И.Е., Картамышев Р.В., Батов Э.И., Чернышов В.Н., Рыбчинский М.К. Наибольший вклад в испытания подвижных ЗРК малой дальности С-125 внесли офицеры-испытатели: Хильченко В.М., Бычков С.А., Сафронов В.Л., Федосенко Л.Г., Косачёв И.М., Ку-барев И.В., Манец А.М., Пчелин А.Н., Коненко И.Я., Деличкан А.А., Пилипчук В.В., Дитко А.И., Лаговиер А.И., Дубровин А.Н., Факторович Е.Д. и другие.

Испытания автоматизированных систем управления ПВО до настоящего времени по своей сложности не имеют аналогов. Первая же АСУ тактического соединения ПВО, получившая название "Луч-1", разработка которой была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11.11.1960 года № 1191 -504, принесла много методологических и организационно-технических проблем. Для размещения ее элементов началось строительство позиций и инфраструктуры в окрестностях населенных пунктов Александров Гай, Палласовка, Горный Балыклей, Камышин, Капустин Яр, создавалась специальная система связи, была проведена модернизация системы измерений и обработки. Методологические проблемы испытаний состояли поначалу в необходимости разработки критериев и показателей качества централизованного управления радиолокационным, зенитным ракетным вооружением и истребителями-перехватчиками, а при более поздних модернизациях - качества управления частями и подразделениями зенитных ракетных войск, радиотехнических войск и истребительной авиации. В апреле 1961 года был создан испытательный центр АСУ - войсковая часть 73539. Ее первым командиром был Спиридонов Е.К. Пришлось создавать также командный пункт управления полетами авиации, штурманскую службу и другие обеспечивающие подразделения. Решение методологических проблем сначала было возложено на НИЧ войсковой части 29139. Затем эти работы возглавило 2 научно-исследовательское управление АСУ, сформированное на основе директивы Главного штаба войск ПВО страны от 31.01.1964 года № 524652. Все вопросы по боевому применению испытываемых образцов КСА и АСУ, испытаниям средств связи и передачи данных были также возложены на это управление. Первым начальником 2 НИИУ стал Ковалев А.С. Методология испытаний АСУ и КСА создавалась по отдельным направлениям и наибольший вклад по каждому из этих направлений внесли следующие испытатели: оценка качества управления зенитными ракетными частями и подразделениями - Петров Е.П., Никитин В.Б., НосковА.А., Кузнецов В.В., Кергенцев И.Я., Королев В.М., Грачев Н.П., Шекольян В.В., Лонский А.Л., Соколов А.А., Розов А.С, Шахов Л.Л., Игнатов Е.Н., Мельчаков В.В.; оценка качества управления истребительной авиацией - Берман М.М., Шварцман М.Ш., Рябов Ю.А., Бойко Д.Н., Величко И.Е., Ковтун Н. И., Жеребцов Г. Я., Кузьмин Н.Н., Савонькин Ю.И., Новосад В.В., Морозов А.В., Молодцов В.М., Вылегжанин В.И.; оценка качества управления частями и подразделениями радиотехнических войск - Воробьёв В.Т., Гришенёв Р.Н., Семененко А.Л., Шиленко Э.Н., Якубовский Н.И., Губашев А.Х.; оценка качества централизованного и децентрализованного управления - Карлецкий Е.С., Горин И.И., Виноградов Л.В., Зызин Б.А., Дерий П.Я., Блинов А.Е., Ржечковский СМ.; оценка надежности - Шубинский И.Б., Резиновский А.Я., Добров В.И., Скоробогатько И.А., Пучковский А.И., Семиглазов В.И., Гружевский Ю.В. Разработанная на полигоне система показателей надежности сложных систем в настоящее время гостирована.

Траекторные измерения и их обработка начались со стартом первой ЗУР 25 июля 1951 года. Был создан отдел ВТИ, преобразованный затем в отдельную команду, ставшую в 1962 году измерительным центром - войсковой частью 07037 с задачей получения и регистрации траекторных измерений при проведении облетов и пусков. Первым командиром части стал Привалов И.Л.

Сложная и кропотливая работа по математической обработке траекторных измерений в 1951-1952 годах производилась расчётной группой 8-го отдела расчётно-измерительной службы, а с 1952 года - 2-м отделом обработки измерений, который позднее при организации НИУ-1 вошёл в его состав. С началом испытаний АСУ обработка результатов измерений велась вторым научно-вычислительным отделом войсковой части 73539. В связи с увеличением объёма проводимых испытаний на базе отделов и лабораторий, уже ранее занимавшихся обработкой информации, Директивой Главного штаба ВПВО страны №428309 от 13.03.1963 года 14 марта был создан Вычислительный центр. Его первым начальником стал Яковлев В.И.

Наибольший вклад в становление ВЦ, а в последующем 4 НИИУ, внесли следующие офицеры: Дайлид В.Е., Антосик Н.Г, Скворцов В.М., Кулешов Е.А., Грачев СИ., Павленко Г.Н., Семенов И.С, Понедельченко И.Н., Михайловский В.А., Мисевра А.Ф., Маныч А.Д., Кузьмичев Б.А., Бочкарев О.С, Квасов Э.Г., Рязанцев А.Г., Русаков В.А., Ольховский Л.И., Рачков Ю.А., Лобей-ко В.И., Богдюк Б.В., Тарасенко Н.Н.

Выполнение задач по испытаниям радиолокационного вооружения началось с 1969 года. В августе этого года в соответствии с директивой Главного штаба ВПВО страны №1 было создано 3 научно-исследовательское испытательное управление, а в 1976 году - центр для испытаний РЛВ, войсковая часть 97670. Первым начальником 3 НИИУ стал Ермолаев П.Д., а первым командиром центра РЛВ стал Бреднев Б.П.

Разнообразие РЛС и РЛК заставляли каждый раз заново создавать методологию их испытаний. Первыми испытателями на этом направлении были Полетайкин А.С, Муковоз Б.И., Караманов А.Е., Родин В.Е., Купряшкин В.Я. Методология испытаний маловысотных локаторов создавалась Муковозом Б.И., Цириковым А.К., Каменских Р.Л., ПрядкоА.Н., Мальцевым А.С, Бондарем А.А. Большой вклад в развитие методологии испытаний многофункциональных РЛС внесли такие испытатели, как Курицын В.А., Гришенёв Р.Н., Кисель П.И., Грицепанов О.В., Вороник В.И., Кузнецов В.В. Большой вклад в проведение испытаний автоматизированных систем управления, радиолокационного вооружения, создание и совершенствование методологии испытаний внесли, помимо тех, кто уже назывался, Спиридонов Е. К., Хлынин Г.Е., Райков Н.Н., Брагин А.З., Конопля А.А., Ермолаев П.Д., Рудаков А.И., Шипилов И.Ф., Черняховский Д.А., Бреднев Б. П., Торицин В.Ф., Воробьев СМ., Рябов С.Л., Ложкин С.Р.

В 1976 году завершается окончательное формирование структур 8 НИИП. Неукоснительный авторитет полигона поддерживается высоким уровнем научных исследований и четко налаженной системой организации и проведения испытаний самых сложных образцов вооружения. Штатная адъюнктура на 6 мест призвана готовить свои научные кадры, ежегодно выпускаются научные труды полигона своей типографией. Завершается разработка типовых методологических принципов и положений, системы критериев и показателей оценки качества сложных опытных образцов вооружения и военной техники ПВО. Вместе с тем ограничения, связанные с безопасностью испытаний, их стоимостью и ограниченными характеристиками мишенного парка, побуждали искать способы получения данных объективного контроля за границами возможностей имеющейся экспериментально-испытательной базы. В начале 70 годов на полигоне зарождаются четкие представления о том, что сегодня называют "виртуальным полигоном". Необходимость применения средств моделирования была настолько глубоко обоснована офицерами полигона, что Директивой Главного Штаба Войск ПВО страны в августе 1974 года на полигоне был создан первый в мире центр полунатурного моделирования. Его первым начальником стал Киселев А.В.

Среди первых испытателей центра были офицеры Шац И.В., Виноградов Л.В., Жеребцов Г.Я., Иванов В.Я., Козлов А.Б., Лурье З.А., Никитин В.Б., Павленко Н.И., Полявко Л.И., Перекосов Ю.П., Рязанцев А.Г.,Суворов Ю.В.,Старусев В.Е., Трушин Э.Ф., Русаков В.А., Агафонов А.П., Герцев В.А., Золотарев В.Ф., Калинин В.И., Сабуров В.Н., Столяров А. М., Тваровский В.В., Бахарев Л.Н., Шохин Б.П., Чипига В.С, Чистяков Б.А. и многие другие. Коллективом управления в короткие сроки была решена сложная научно-техническая задача - создана уникальная комплексная испытательная моделирующая установка. Она в реальном времени могла функционировать в составе реальной группировки ПВО и открывала перспективные возможности по дополнению существующей экспериментально испытательной базы моделируемыми средствами.

В выполнение этих работ значительный вклад внесли офицеры Песин Ф.Б., Миниович Ю.В., КубасовМ.Н., Гаевский В.В., Цыбулин А.М., Карповский И.И., Борисов А.В., Михайлов В.В., Королевич Д.Я., Уваров СИ., Васин В.И., Бачурин Г.А., Слюсаренко А.А., Навальный Н.Н. и многие другие.

Одновременно специалистами ВЦ успешно проводились исследования по созданию автономных аппаратно-программных комплексов систем объективного контроля, осуществляющих отбор информации из каналов связи, связывающих средства ПВО при проведении экспериментов. Эти исследования завершились созданием указанных комплексов, в том числе системы объективного контроля функционирования АСУ.

Таким образом, специалистами войсковой части сначала были подготовлены условия, а затем был разработан и реализован опытно-теоретический метод проведения испытаний, который позволил определять эффективность ВВТ в недоступных условиях путем имитации налета воздушного противника, боевой работы огневых средств, а также недостающих в реальной группировке вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных звеньев.

80-е годы в развитии ПВО страны ознаменованы переходом от стационарных и передвижных средств ПВО к мобильным средствам. Создается первый ракетный авиационный комплекс перехвата С-155 дальнего действия, авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50, и полигон привлекается к испытаниям данных средств. Новое поколение зенитных ракетных средств дальнего действия проходит испытания пока на полигоне "Сары-Шаган".

Страна начинает переживать экономические трудности и переходит к перестройке. Изменяется военная доктрина, зональная ПВО уходит в небытие. Войска ПВО страны становятся родом войск и передаются в состав ВВС. Расформировываются "ненужные" полки, бригады и дивизии ПВО. Ведущие военные учебные заведения остаются за границей РФ. На этом фоне следует ряд организационно-штатных мероприятий и сокращений численности войсковой части 29139 сначала наполовину, а затем еще раз наполовину. 8 НИИП превращается в 8 испытательный полигон, хотя в его составе по-прежнему остаются 4 испытательных центра и научно-исследовательские испытательные управления, но их становится уже не три, а два. Во второе управление передаются задачи 1 управления, а само оно расформировывается. Центр моделирования и вычислительный центр продолжают функционировать.

В августе 1994 года в связи с новой оптимизацией структуры полигонов Министерства обороны 8 испытательный полигон ПВО был расформирован. На его базе был создан 708-й научно-исследовательский испытательный центр средств ПВО межвидового назначения в составе 4 ГЦМП МО РФ, ставший преемником расформированного полигона. Частично войсковая часть 29139 передается в РВСН, а часть продолжает решать задачи войск ПВО ВВС. Начинается новейшая история войсковой части 29139.

В составе 708 НИИЦ оказываются 4 научно-исследовательских испытательных управления - зенитного ракетного вооружения, АСУ и радиолокационного вооружения, средств моделирования, средств объективного контроля, созданного на базе ВЦ. Испытательные центры и подразделения обеспечения за исключением узла связи и батальона обеспечения, отвечающего за транспортные перевозки и охрану отдельных объектов, были после реструктуризации переданы в состав 4 ГЦМП. Сокращение ВС РФ продолжается. Последовавшие неоднократные сокращения приводят к тому, что выбывает 90% рядового и сержантского состава численности частей и подразделений, выполняющих задачи ПВО ВВС. Отсутствие инвестиций со стороны ВВС приводит к поступательному физическому и моральному старению основных фондов и экспериментально-испытательной базы. Консервируются здания, некогда оживленные технологические площадки оказываются брошенными. Расформировывается центр АСУ, а его задачи передаются в центр РЛВ. Стареют и выбывают кадры без должного молодого подкрепления. На офицеров тяжелым бременем ложатся несвойственные им задачи по выживанию, а наградой за терпение и трудолюбие становятся новые испытанные образцы вооружения и военной техники.

Испытания начинают приобретать коммерческий характер, а основные разработчики средств ПВО, чтобы выжить в условиях острой конкурентной борьбы, начинают ориентироваться на инозаказчика. Лучшая система всех времен С-300ПМУ1 после завершения испытаний отправляется на остров Кипр и только потом дорабатывается ее отечественный аналог С-300ПМ. Становится нормой проведение показных стрельб и учений.

Однако на этом фоне в интересах ПВО ВВС проводятся испытания зенитного ракетного вооружения. Ведущие испытатели ЗРС дальнего действия - Бушнев В.И, Раев А.А., Круталевич А.Г., Бибик К.И., Максимушкин А.М., Жарков С.Н., Сергеенко М.А., Демидов Ю.А., Подлесный Б.В., Самосейко П.П., Толстов А.С, Лебеднов Д.А., Коробов В.М., Дорошенко А.В., Долгопольцев В.Г., Ситников С.Е., Давыдов Г.Г., Тарасов Ю.В., Фёдоров В.Н., Курчавин А.Г., Заровкин Ю.В., Буханцев Ю.М., Чигоревский О.В. Ведущие испытатели зенитного ракетно-пушечного комплекса ближнего действия - Сургайло О.Л., Радкевич А.А., Тимощенко А.А., Фомин А.В., Мастеница К.П., Сёмин Н.Г., Терехов О.В., Сапожников В.М.

Не прекращаются испытания АСУ и РЛС. Ратные дела ветеранов успешно продолжает новое поколение испытателей - Деменков А.Б., Ложкин СР., Паршин С.Г., Аревков Г.Г., Бориско С.Н., Галкин Ф.Б.,Гончаров И.Л.,Губин Б.П.,Иванов В.С, Кочубей В.В., Мельчаков В.В., Минеев С.А., Морозов С.А., Макаров В.А., Михайлов А.Г., Павлухин П.В., Пичугин А.Ю., Резников Ю.С., Шаталов М.А., Чернышков А.П., Будко С.Ю., Лобанов В.В., Милушев И.Д., Митрофанов Д.В., Федотов Ю.И., Белов Е.А.,Гришинев А.А., Малов С.Н., Слюсаренко А.А., Прелов М.М.

Знаменательным является 2005 год. Устаревшая КИМУ заменена современной комплексной моделирующей установкой КИМУ-2000. В ее создании активное участие приняли офицеры НИИУ-3: Солод А.А., Епур И.И., Забенько Б.А., Терзиев О.Н., Тюменцев В.М., Жук А.М., Мотченко В.А., Асеев А.М., Щербаков Е.В.,Смирнов В.Р., Головань А.М.,Лакоза Д.А., Шахов И.В., Сухов М.В., Слюсаренко А.А., Поповичев А.В., Гуля Н.Н., Сомов В.Г и другие.

В 708 НИИЦ успешно применяются система объективного контроля боевой подготовки расчетов ЗРС С-300ПМ, зарекомендовавшая себя на международных учениях на полигоне Ашулук, и мобильный пункт управления натурными экспериментами. В их создании и разработке математического обеспечения непосредственное участие принимали офицеры НИИУ-4 Ольховский Л.И., Коркин А.С, Марышев А.А, Привалов А.И., Таранов В.Г., Свищев А.Г.

Этими достижениями в области средств моделирования и объективного контроля увенчан многолетний труд офицеров 708 НИИЦ по разработке и развитию опытно-теоретического метода испытаний. Впервые за многие годы стала возрождаться экспериментально-испытательная база войсковой части 29139, приобретая высокий современный уровень.
За все время существования войсковой части 29139 многие десятки тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат и служащих обеспечивали испытания, поддерживали инфраструктуру части. Испытательные центры, измерительный центр, подразделения транспорта, охраны, энергообеспечения, связи, многочисленные службы, штабы, тыл, КЭУ, медицинские учреждения и другие важные подразделения - все честно выполняли и выполняют сегодня свою работу. Мы не можем перечислить их имена, но мы, сегодняшние, помним о вас, спасибо и низкий вам поклон.

В настоящее время 708 НИИЦ под руководством полковника Кадолина Н.Г. одновременно проводит испытания целой серии новейших образцов ВВТ для войск ПВО, осуществляет научные исследования по более чем 10 темам.

Центр сегодня располагает кадрами, закаленными опытом проведения испытаний, уникальной экспериментально - испытательной базой, и способен решать задачи по испытаниям перспективных образцов вооружения и военной техники. За время существования войсковой части 29139 испытано около двух сотен новых сложных систем вооружения и военной техники для войск ПВО. В коллективе служили и работали 12 лауреатов Ленинской и Государственной премий в области науки и техники, 5 докторов технических наук, 3 из которых стали впоследствии академиками, 107 кандидатов технических наук. Завершено 446 научно-исследовательских и испытательных тем, актуальность которых трудно переоценить. Получено 505 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Более 500 военнослужащих удостоены государственных наград.

При решении задач испытаний и исследований существенный вклад вносят сегодня ведущие научные кадры центра: доктор технических наук Лобейко В.И., кандидаты технических наук Соколов С.П., Жук А.М., Смирнов В.Р., Тарасенко Н.Н., Радкевич А.А., Аревков Г.Г., Ольховский Л.И., Кузьмин Н.Н., Купряшкин В.Я., Курицын В.А., Борисов А.В.

Начальники штаба:
Журав М.А. (1960- 1962),
Ливенцов А.И. (1962- 1969),
Пивкин Н.И. (1970- 1979),
Попков В.А. (1979-1981),
Ильичев Ю.М. (1984- 1994),
Князев А.И. (1994- 1998),
Капустин Б.М. (1998-2000),
Чупрыгин В.А. (2000-2001),
Анисимов Г.Н. (с 2001 г.)

Заместители по технической части - первые заместители по научно-исследовательской испытательной работе:
Трегуб Я.И. (1951 - 1957),
Пенчуков И.М. (1957 - 1960),
Едемский В.А. (1960 - 1962)

Заместители по научно-исследовательской испытательной работе:
Хлынин Г.И. (1963 -1972),
Петров Е.П. (1972- 1982),
Курицын В.А. (1982- 1992),
Королев В.М. (1992-1994),
Лаговиер А.И. (1994- 1995),
Кузьмин Н. Н. (1995- 1999),
Раев А.А. (1999-2003),
Круталевич А.Г. (2003 - 2004),
Соколов С.П. (с 2005 г.)

Источники информации

ПОЛИГОН КАПУСТИН ЯР - г.Волжский, ОАО "Альянс "Югполиграфиздат", Волжский полиграфкомбинат, 2006

Капустин Яр (часто сокращённо Кап-Яр) - ракетный военный полигон в Астраханской области.
Полигон был создан в 1946 году для испытаний первых советских баллистических ракет. Здесь проводились ядерные испытания (минимум 11 ядерных взрывов), взорвано 24 тыс. управляемых ракет, испытано 177 образцов военной техники, уничтожено 619 ракет РСД-10, как говорит нам википедия.
Фактически, это огромный ядерный, а сейчас ракетный полигон, где испытывались и испытаваются все виды ракетного вооружения - авиационные, ПВОшные от С-25 до С-400, баллистические мобильного и шахтного базирования. Отсюда запускали в космос Белку и Стрелку. Есть действующий и сейчас космодром, военный аэродром, заброшенный и разрушенный город Житкур.

Место известное, много упоминается в литературе, космопоиск утверждает, что под Житкуром есть подземное хранилище захваченных НЛО:) Итак, что есть на полигоне на самом деле?

Полигон занимает территорию примерно 70 на 100 км и частично заброшен. На всей территории полигона на удалении некольких километров друг от друга раскиданы воинские части и площадки испытаний, которые называют "точками". Часть точек действующая, часть заброшена, но не разграблена - окна целы, но двери открыты, часть заброшена и разрушена, часть используется для жилья и укрытия скота местными жителями, особенно ближе к границам полигона. Имеется учебный центр, ЖД полигон, площадки-мишени, действующий и брошенный космодромы. Все степи щедро усыпаны головными обтекателями ракет, выгоревшими маршевыми двигателями, катапультными креслами и подобным хламом.

...

Фотки совершенно безобразного качества, извините. Приходилось снимать через тонировку, на скорости и при сильной тряске в те моменты, когда можно было отвлечься от навигации, так что уж что получилось.

Кресло катапульты.

Аэродром.

Какой-то цех. Мачты - молниеотводы?

Обтекатели? Изделия?

Действующий семафор.

ЖД вагоны после каки-то испытаний. Рядом жд ветка и крутая горка.

Скотина на фоне дивизиона ПВО.

Ахтунг минен.

Полигон 200.
Впереди, справа от дороги видна ракета-памятник.

Специалисты могут начинать угадывать разнообразную технику.

...

...

Над нами постоянно что-то летало, но в небе было ничего не видно. В какой-то момент появился самолёт, пролетел над нами, и на горизонте показался разрыв.
"Ебааать" сказал я и подумал, что мишени мы сегодня осматривать не будем.

Кстати, местные на вопрос почему не видно самолёта, отвечали что он летает "в кислороде", т.е. на высоте 15-20 км. Почему в кислороде-то?

Действующий космодром.

-А ща ничего не взлетит?
-А хз:)

...

А так это выглядит из машины:)

Много разнесённых в хлам строений, укрытий, площадок.

Что это? Размер несколько метров, стоит на заброшенной точке.

Подвесы целей, возможно.

Павильон наблюдения.

Колодец с поилкой.

Детали ракет в народном хозяйстве. Очень напомнило Вьетнам и страны Азии, где корпуса и обломки бомб использовали как могли.

А верблюды на закате здесь такие же, как и в любой другой точке планеты.

Многое на пути не получилось снять, старый космодром не нашли. Но тут очень интересно.
Можно ли проехать по полигону аналогичным маршрутом? При хорошей карме, удаче и благоприятных обстоятельствах, пожалуй, можно. Но я вам не советую, и меня попросили передать, что не стоит этого делать:)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Законы Кеплера. Космические скорости. Законы кеплера Формулировать 3 утверждения о солнечной системе
Почему Гитлер так легко оккупировал могучую Францию
Критика - что это такое и как правильно критиковать?