Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемный анализ деятельности школы. "Проблемный подход к анализу литературного произведения" (из опыта работы) Диагностика и анализ проблем

Для того чтобы охарактеризовать проблемный путь анализа, необходимо уточнить такие понятия, как проблемное обучение, проблемный вопрос, проблемная ситуация.

В проблемном обучении органически слиты обогащение ученика знаниями и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение является одним из путей постижения сложного учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям, который свойствен современной науке. И в этом заключена еще одна из причин обращения современной школы к проблемному обучению.

Проблемное преподавание - один из путей активизации учебного процесса. Попытаемся выделить это явление, уловить его своеобразие.

Изучая в IX классе творчество Чехова, мы можем, например, поручить ученикам найти произведения, в которых выражен протест писателя против рабства и произвола. Школьники самостоятельно выбирают рассказы «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», готовят их пересказ, выразительное чтение наиболее ярких эпизодов. Такая работа активизирует учебный процесс, требует самостоятельных усилий, но, в сущности, эта репродуктивная деятельность. Она необходима, как такой элемент учебного процесса, когда происходит накопление знаний, воспроизведение фактов. При этом осуществляется, разумеется, и осмысление материала. Однако это осмысление носит стихийный характер, не программируется заданием учителя, во многом зависит от усилий и качеств ученика. Другое дело, когда мы предлагаем классу, назвав те же рассказы, подумать над вопросом: «Почему Чехов часто объединяет в одном лице грубый произвол и рабскую приниженность?» Ответ на этот вопрос осуществляется уже как поисковая деятельность. Чтобы ответить на подобный вопрос, ученики должны не только воспроизвести материал, но обнаружить в нем самые существенные связи. Здесь уровень осмысления и его характер определен требованием учителя. Здесь необходим серьезный «сдвиг» в постижении Чехова и собственном развитии. Школьники не могут выполнить это задание, минуя широкое и новое для них обобщение. Вывод, к которому они приходят, анализируя рассказы Чехова, примерно таков. Рабство и деспотизм одинаково ненавистны Чехову. Рабство не только следствие деспотизма, оно порождает произвол. Только там, где нет рабов, не может быть деспотов. Эти явления органически связаны друг с другом. Таким образом, проблемное обучение, опираясь на репродуктивную деятельность, требует от учащихся непрерывного развития, новых выводов.

Потребность в проблемном обучении особенно остро чувствуют преподаватели литературы. Часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не ощущают потребности в анализе. Вне этой потребности литературный анализ становится в глазах школьников самоцельной, неоправданной операцией. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе.

Проблемное изучение подчас понималось как выделение нравственных, эстетических, философских и политических вопросов в литературном разборе, концентрация литературного материала вокруг проблем, существенных для развития ученика, его складывающегося мировоззрения.

Проблемное обучение представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни.

Уровень проблемной ситуации и характер проблемного вопроса зависят от степени литературной развитости учеников определяются педагогическими целями обучения.

Создание проблемной ситуации требует прежде всего найти острый вопрос, который явится началом, завязкой проблемного подхода к теме.

Чем же проблемный вопрос отличается от вопроса, рассчитанного на репродуктивную деятельность? Как правило, он сложен, иногда выступает в форме противоречия, однако разрешимого для учеников. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для школьника, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науки о литературе.

В проблемном вопросе непременно должна содержаться задача, способствующая развитию личности ученика, его мировоззрения, нравственного мира и эстетических реакций. Однако связь проблемного вопроса с идейным воспитанием школьников не должна приводить к ограничению, к прямой формулировке нравственных коллизий. Необходимо именно гармоническое сочетание эстетического и нравственного содержания в проблемном вопросе.

Проблемы литературного анализа неразрывно связаны с вопросами жизненно важными для общего развития учеников. При верно поставленном проблемном вопросе поиск истины объединяется с личной устремленностью ученика и ситуация затруднения, когда дети не могут разрешить проблему, опираясь лишь на прошлый опыт и представления, вызывает потребность в новых знаниях, более глубоком осмыслении материала.

В условиях проблемной ситуации отчетливо обнаруживаются позиции учеников. Задача учителя здесь сводится к тому, что он помогает выявиться разнообразным точкам зрения, выразительно сформулировать их. Необходимая для преподавателя в условиях проблемной ситуации объективность состоит в том, чтобы равно внимательно выслушивать аргументы учеников, несогласных друг с другом.

Затруднение, создавшее проблемную ситуацию, необязательно разрешается в диспуте. Проблемная ситуация может быть также разрешена и в лекции учителя, в его размышлении над проблемным вопросом, уже заинтересовавшим учеников.

Проблемные ситуации призваны разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное воображение учеников.

Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор литературного произведения важными мировоззренческими вопросами и разрешить их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников. Поэтому проблемность не привилегия проблемного пути анализа, а общий принцип обучения в современной школе.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании учащихся при чтении литературного произведения, организует сам процесс изучения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Каждый урок оказывается развитием общей, исходной проблемной ситуации. Так в учениках пробуждается потребность в анализе произведения в целом, происходит углубление поисковых мотивов анализа на каждом уроке, создается непрерыв-ность разбора.


Похожая информация.


На этом этапе разработчики программы определяют состояние объекта профилактики и идентифицируют проблемы, отвечая на вопросы:

  • Каково исходное состояние узкой целевой группы?
  • В чём суть проблемной ситуации?
  • Где выявлена проблемная ситуация? Насколько она распространена в узкой целевой группе?
  • Кого затрагивает эта проблема?
  • Как долго существует проблема? С какой периодичностью появляется, в какие сроки или периоды?
  • Каковы потенциальные угрозы и последствия бездействия в решении проблемы? Каковы тенденции развития проблемной ситуации в случае, если не будут приняты меры по её устранению?"
  • Что нужно сохранить в социально-педагогической работе по профилактике зависимостей у подростков?
  • Что нужно изменить в социально-педагогической работе по профилактике зависимостей у подростков?

Поиск ответов на последний вопрос может выстраиваться в следующей логической последовательности:

  • - определить необходимые изменения в системе целей профилактики (какие цели ранее не ставились? Какие цели ставились, но не достигались в связи с тем, что их достижение не было обеспечено содержанием реализуемых профилактических программ? Какие ранее ставившиеся цели нуждаются в корректировке?);
  • - определить необходимые изменения в структуре процесса профилактики;
  • - определить изменения содержания профилактических программ (какое содержание профилактических программ нс требует изменений? Какое содержание профилактических программ требует корректировки? Какие программы отсутствуют, и требуется их найти или разработать?);
  • - определить необходимые изменения в формах, методах, технологиях профилактической работы (позволяют ли используемые формы, методы, технологии социально-педагогической деятельности по профилактике социальных зависимостей подростков получить желаемый результат? Есть ли недостатки в реализации социально-педагогических технологий, существенно влияющие на результаты профилактики социальных зависимостей подростков?);
  • - выявить, достаточны ли имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, временные и др.) для обеспечения снижения риска возникновения у подростков зависимостей;
  • - определить необходимые изменения в способах и организационных механизмах институционального взаимодействия субъектов профилактики зависимостей подростков (существенно ли недостатки в профилактике социальных зависимостей подростков связаны с взаимодействием субъектов профилактики? Достаточно ли заинтересованы представители социальных институтов во взаимодействии и достижении высоких результатов совместной деятельности по профилактике зависимостей подростков? и др.).

Если имеющихся данных не хватает для проведения проблемного анализа, необходимо провести предпроектное исследование (например, в ходе диагностики выяснить отношение подростков к объектам зависимости, их предрасположенность к зависимому поведению, иерархию ценностей, досуговые интересы и потребности, особенности отношений с ближайшим социальным окружением, трудности педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с подростками и организации профилактики зависимостей, а затем провести анализ, систематизацию и обобщение собранных эмпирических данных).

В результате проблемного анализа выстраивается поле проблем, позволяющее первоначально установить границы, характер, масштабы, объём и направления профилактической деятельности в рамках разрабатываемой программы. В этом поле выделяют приоритетные проблемы, решение которых в первую очередь будет способствовать позитивному изменению ситуации.

Термин «дерево проблем» в данном контексте предполагает «использование иерархической структуры, полученной путём разделения общей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления) и собственно проблемы (листы)» .

«Дерево проблем» можно построить, соблюдая следующую последовательность действий:

  • 1) описать негативную ситуацию с фиксацией фактов без оценочных суждений;
  • 2) сформулировать проблемы в виде негативных утверждений;
  • 3) проанализировать соотношение и взаимосвязи различных видов проблем;
  • 4) проранжировать проблемы - оценить их приоритетность для программной разработки по критериям остроты проблемы (вероятность на-

ступления и тяжесть последствий, если не решать проблемы), масштабности, социального вклада;

  • 5) выбрать самую значимую (главную) проблему;
  • 6) разбить множество проблем на подмножества;
  • 7) распределить полученные группы проблем по типам;
  • 8) определить проблемы-причины ключевой проблемы и проблемы, оказывающие влияние на неё;
  • 9) определить последствия проблем без специального их решения;
  • 10) проранжировать проблемы в порядке значимости;
  • 11) построить иерархию причин и следствий, установить взаимосвязи и построить «дерево проблем» (пример см. на рис. 4), соблюдая правила:
    • а) если одна проблема является причиной для другой, то её спускают на уровень ниже;
    • б) если она является следствием, то её перемещают выше;
    • в) если между проблемами нет причинно-следственной связи, то их помещают на одном уровне.

Рис. 4.

Иллюстрируя последнее действие, приведём пример: если сформулирована проблема «отрицание подростками декларируемых родителями морально-этических норм», то причинами могут быть «нарушения в системе детско-родительских отношений», «стремление подростков к самостоятельности, независимости», тогда как следствиями могут быть «перенос отношения к родителям на всю морально-этическую систему координат, предоставляемую взрослыми», «демонстративное поведение, связанное с объектом зависимости», «высокий уровень тревожности у подростков».

К достоинствам графического представления проблем в виде «дерева» относят возможности: наглядного представления упорядоченной информации о проблемах в компактной форме; расположения выявленных проблем в иерархическом порядке; выделения центральной (корневой) проблемы и её влияния на различные типы проблематики.

Таким образом, этап проблемного анализа может быть представлен следующим алгоритмом:

  • 1- ый шаг - собрать данные, подтверждающие существование рисков возникновения социальных зависимостей у подростков;
  • 2- ой шаг - построить «дерево проблем»;
  • 3- ий шаг - выбрать ключевые проблемы, на решение которых будет направлена разрабатываемая профилактическая программа;
  • 4- ый шаг - провести групповую рефлексию совместных действий разработчиков по проведению проблемного анализа.

В ходе проблемного анализа разработчикам программы целесообразно руководствоваться следующими правилами:

Первое правило: проблемный анализ должен обеспечить полноту обнаружения наличествующих ограничений, не позволяющих достичь более высоких результатов профилактики социальных зависимостей у подростков. Частичное выявление ограничений (узкий проблемный анализ) снизит возможность эффективного решения проблем.

Второе правило: выбор проблем должен исходить из особой их значимости для подростков и из ограниченности сроков решения проблем. Нужно отобрать те проблемы, которые невозможно решить комплексно в приемлемые сроки за счёт уже реализуемых в образовательном учреждении программ профилактики зависимостей несовершеннолетних.

Третье правило: фиксация проблем проводится снизу вверх: определяются одна или несколько ключевых проблем, которые нужно решить, чтобы перейти к проблемам следующего уровня .

В осуществлении проблемного анализа разработчики допускают следующие типичные ошибки:

Первая ошибка: избранное количество и масштабы отобранных проблем не соответствуют возможностям их реализации программными методами или их разрешение находится вне компетентности разработчиков программ.

Вторая ошибка: проблемы не определяются операционально, что затрудняет выбор способов их решения. «Для каждой проблемы должна быть задана количественная и качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, и того, что должно быть» . Например, в одной из программ проблема сформулирована так: «недостаточная подготовка родителей к профилактике табакокурения детей». Такую формулировку нельзя признать операциональной, так как здесь только зафиксирована область существования проблемы (готовность субъектов профилактики - родителей), но не указано, в чём она выражается, на каком уровне проявляется, какой части родителей касается.

Третья ошибка: слишком узкий взгляд на проблему. Например, не выделяется подпроблема влияния родителей на формирование зависимостей детей. Это приводит к тому, что соответствующее направление профилактической работы (работа с семьёй подростка) не планируется, а значит, и не осуществляется, что не снимает проблему, а усугубляет её.

Четвёртая ошибка: формулировка проблемы содержит готовое решение (часто такие формулировки начинаются словами «недостаток...» или «отсутствие...»). Например: «отсутствие педагогического управления свободным временем подростков». В этом случае описывается не имеющая место негативная ситуация (у подростков не развиты досуговые интересы, применяемые ими модели проведения свободного времени однообразны), а отсутствие желаемой ситуации. Это обусловливает риск выбора разработчиками программы одного решения (организация педагогического управления свободным временем подростков), в то время как на самом деле у данной проблемы могут быть и другие решения (например, совершенствование материальной базы образовательного учреждения, предоставляющего подросткам площадки (залы, компьютерные классы и пр.) для проведения свободного времени, или повышение квалификации специалистов, организующих внеурочную деятельность подростков).

Пятая ошибка: проблема определяется недостаточно детально, что приводит к потере связи с её причинами. Например, формулировка «плохая организации свободного времени подростков» нуждается в детализации, чтобы было понятно, в чём заключается проблема и каковы её причины. Проблема организации и управления свободным временем подростков может включать несвоевременное предоставление информации о досуговых мероприятиях, отсутствие привлекательных для подростков альтернатив проведения свободного времени на базе образовательного учреждения, недостаточное материальное обеспечение досуговых программ и т. д.

Шестая ошибка: не обобщаются результаты проблемного анализа, не выстраивается иерархия проблем, что затрудняет оценку степени необходимых изменений каждого из компонентов системы профилактики.

Седьмая ошибка: причина проблемы подменяется её следствием или вторичной причиной, которая обусловлена первой. Е.А. Сиденко во избежание этой ошибки предлагает последовательно задавать вопрос «А что стоит за этим?» (какая причина стоит за этой и что стоит за следующей - и так до логического завершения цепочки причин и следствий) . Поясним это на примере. В рамках профилактики игровой компьютерной зависимости дети не хотят принимать участие в сюжетно-ролевых играх, моделирующих социальную действительность виртуальных миров компьютерных игр и предполагающих субъектное включение в игровую деятельность профилактической направленности . Причина: предлагаемые испытания в играх подросткам не интересны. В чём причина? Слишком низкий уровень сложности игр, не позволяющий подросткам активизировать групповые и личностные ресурсы. В чём причина того, что подростки не активизируют групповые и личностные ресурсы? В играх не предусмотрены непредвиденные препятствия, способствующие созданию экстремальных условий и преодолеваемые группой и каждым участником на грани его возможностей. Почему в играх не предусмотрены непредвиденные препятствия? Классные руководители (организаторы игр) не знают, как это сделать, не обучены этой технологии, у них нет необходимых знаний.

  • Сиденко Е. А. Разработка педагогического проекта // Народное образование.2012. №5. С. 148.
  • Идея применения в профилактической работе сюжетно-ролевых игр, моделирующих социальную действительность виртуальных миров компьютерных игр и предполагающих субъектное включение в игровую деятельность профилактической направленности, предложена В.Н. Друзиным. См.: Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук.Ярославль, 2011. 23 с.
  • Принятие решений в работе, бизнесе и обычной повседневной жизни в огромной степени связано с решением разного рода проблем. От того, насколько эффективно и грамотно человек их решает, может зависеть не только положение дел на той же работе, но и благополучие, причем не только материальное, но и эмоциональное и психическое. Именно поэтому мы решили посвятить первый урок нашего курса конкретно этой теме. Начнем же мы с разговора о том, что вообще такое проблемы и как они классифицируются.

    Что такое проблема?

    В самом широком понимании любая проблема представляет собой сложный вопрос теоретического или практического характера, который требует изучения и разрешения. В научной трактовке проблема представляет собой противоречивую ситуацию, обусловленную взаимоисключающими позициями в объяснении процессов, объектов или явлений. В обычной же жизни проблему можно сформулировать как ситуацию, когда понятно, что нужно получить, но непонятно, как этого добиться.

    В вопросе принятия решений и решения проблем именно постановка проблемы играет огромную роль. При неверной постановке человек уходит в сторону от разрешения ситуации, приходит к ложным умозаключениям и, как следствие, к неверным решениям. Сами же проблемы, являясь недостатком или проявлением чего-либо, зачастую характеризуются как фактор, побуждающий к действию.

    Сущность всех проблем требует от человека их анализа, оценки и составления концепции для разрешения проблемного вопроса, а также последующей проверки правильности выводов и действий опытным путем. Но о методах идентификации, диагностики и анализа проблем мы поговорим чуть позже, а пока хотим познакомить вас с их видами. Умение разбираться в типологии проблем - это первый шаг на пути к их устранению.

    Виды проблем

    Изменчивость и многообразие проявлений мира есть основная причина того, что и проблемы отличаются по своей сути. Так, они могут касаться следующих сфер жизни:

    • Личность и психика
    • Наука
    • Общество
    • Экономика
    • Трудовая деятельность
    • Экология

    Рассмотрим в общих чертах каждый из видов.

    Психологические проблемы

    Психологические проблемы выражаются в человека. Неравновесие воздействует на взаимоотношения человека с самим собой и окружающей действительностью. Психологические проблемы могут быть явными - к ним относится ревность, нелады в отношениях, страхи, отсутствие воли и самоконтроля и т.д. Также они могут быть скрытыми - проявляющимися не в полной мере, а лишь отчасти и время от времени, и глубинными - скрытыми в подсознании и требующими тщательной проработки психологом.

    Научные проблемы

    Научные виды проблем (к ним относятся организационные, методологические и теоретические) являются совокупностью появляющихся в научно-исследовательской деятельности практических и теоретических задач - сложных, идущих вразрез с существующими знаниями, требующими решения посредством научных изысканий. Чтобы решить научные проблемы, чаще всего прилагаются коллективные усилия людей с разными знаниями и навыками.

    Социальные проблемы

    Проблемы социального характера выражаются в том, что потребности и интересы отдельных людей и групп людей удовлетворяются не полностью. К потребностям относятся как физиологические нужды (еда, жилье, одежда), так и духовные (самореализация, образование, общение). Вдаваться в подробности мы не будем, но все же стоит сказать, что социальные проблемы разделяются на семейные и индивидуально-личностные, социально-экономические, социально-экологические, поведенческие, проблемы социальной стратификации, символизации и социального моделирования и социально-политические.

    Экономические проблемы

    Экономические проблемы - это проблемы, влияющие на экономику и уровень жизни как отдельных государств, так и всего мирового сообщества. По большей части они обусловлены тем фактом, что требуют перерастания экономических связей между отдельными государствами в один экономический комплекс. Первоочередной проблемой здесь служит правильное распределение продовольствия между людьми. Экономические проблемы объединяются в одно целое, т.к. находятся в полной зависимости друг от друга. Если же попытаться привести этот вид проблем к общему знаменателю, то все их многообразие можно обозначить вопросами «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Говоря проще, нужно грамотно выбирать производимые блага, необходимые для этого технологии и ресурсы, и правильно перераспределять готовый продукт между субъектами экономики, ориентируясь на ограниченность количества произведенных товаров и услуг.

    Управленческие проблемы

    Управленческие проблемы отражают несоответствие фактических результатов и запланированных целей в трудовой деятельности, продуцирующее неполадки и сбои в рабочем процессе. Урегулирование данного вида проблем осуществляется через своевременное выявление и диагностирование проблем, и последующие грамотные управленческие решения. К управленческим проблемам относят стратегические и тактические проблемы, а также проблемы по уровням руководящих подразделений.

    Экологические проблемы

    Экологические виды проблем порождает человеческая деятельность, ставящая во главу угла удовлетворение интересов человека и вызывающая необратимые и негативные изменения в природной среде. Среди наиболее актуальных экологических проблем можно выделить разрушение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные осадки и вопрос утилизации отходов. Экология и состояние планеты нуждаются в активнейших мерах разрешения этих проблем, по праву считающихся проблемами глобального масштаба.

    Глобальные проблемы

    Глобальные проблемы - это крупная отдельная категория проблем, имеющих естественно-природный и социальный характер. Такие проблемы касаются интересов всего человечества и серьезно угрожают его будущему. Если опираться на характерные признаки, глобальные проблемы возникают между человеком и обществом, человеком и природой, развитыми и развивающимися странами. А наиболее актуальными на сегодняшний день являются такие проблемы как угроза ядерной войны, мировой терроризм, экологический кризис, дефицит природных ресурсов, демографический кризис, культурная и экономическая разница в уровне жизни развитых стран и стран третьего мира, последствия научно-технической революции, распространение инфекционных заболеваний, наркомания, алкоголизм и прочие .

    Такова в общих чертах классификация проблем. Зная ее, можно с точностью определить вид и уровень появившейся проблемы, а значит, и сделать первый шаг на пути к ее разрешению. Однако намного важнее сделать несколько последующих шагов, а именно продиагностировать проблему, подвергнуть ее точной интерпретации и идентификации, а также глубокому анализу.

    Нижеследующая информация касается как раз всех этих вопросов и будет полезна в решении большинства проблем, встречающихся на вашем пути. Мы склонны считать, что вы не планируете решать проблемы глобального масштаба, а потому все, что вы узнаете, может быть достаточно легко применимо на практике. Впрочем, даже если вы столкнетесь с необходимостью решения вопросов глобального характера, эти знания сослужат вам хорошую службу.

    Диагностика и анализ проблем

    Диагностика любой проблемы начинается с ее интерпретации. Интерпретация в свою очередь выражается в придании значения и точном определении признанной (достоверно установленной) проблемы. Проблеме можно придать либо форму возможности, либо форму кризиса, либо форму рутинного явления.

    Если это возможность, то ее нужно найти и раскрыть, но если это кризис или рутинное явление, они проявляются сами, требуя немедленного вмешательства. Рутинные проблемы, повторяющиеся из раза в раз, можно отнести к категории структурированных, а возможности и кризисы - к категории неструктурированных.

    Исходя из этого, и решения проблем подбираются соответствующие:

    • Структурированные проблемы требуют запрограммированных решений
    • Неструктурированные проблемы требуют незапрограммированных решений

    Благодаря определению и формулированию проблем человек получает возможность их ранжирования и приоритизации, а значит, и возможность по их устранению.

    Основываться ранжирование может на ряде факторов:

    • Лучший вариант применения способностей и распределения времени
    • Срочность проблемы и ограниченность ее решения во времени
    • Воздействие проблемы на человека, группу людей или организацию
    • Последствия проблемы для человека, группы людей или организации
    • Жизненный цикл проблемы (проблема может быть решена сама по себе или в процессе решения других проблем)

    Опираясь на эти факторы, человек может установить порядок устранения трудностей от наиболее до наименее приоритетных. Ранжирование проблем - это важный шаг в процессе принятия решений. Что же касается проблем, имеющих первостепенное значение, то определить их можно по нескольким характеристикам:

    • Решение проблемы получает поддержку извне (к примеру, начальство требует сдать отчет за квартал в течение недели)
    • Решение проблемы обеспечивается необходимыми ресурсами (например, для составления отчета начальство выделяет отдельное время и специалистов из других отделов)
    • Решение проблемы сулит перспективы, отказывать от которых нельзя или нецелесообразно (к примеру, точный отчет позволит компании повысить свою конкурентоспособность)
    • Решение проблемы может повлиять на судьбу человека, группы людей или организации (например, если отчет не будет готов, сотрудник может потерять работу)

    Как только проблема интерпретирована, необходимо провести ее анализ. С помощью него можно найти негативные аспекты ситуации и установить причинно-следственные связи. Чтобы провести эффективный анализ проблемы, нужно:

    • Определить вовлеченные стороны, их интересы и возможности
    • Определить проблемы, стоящие перед каждой из сторон
    • Построить древо проблем, отражающее причинно-следственные связи

    Начиная анализ проблемы, требуется заранее установить границы и предмет анализа. Это значит, что нужно найти не только проблемную область, но и выявить вовлеченные стороны - людей, группы людей или организации, имеющие к ней отношение.

    Базовой предпосылкой анализа вовлеченных сторон является то, что разные стороны отличаются своими интересами, заботами и способностями. Все это должно быть максимально точно определено и сформулировано. Для этого принято использовать специальные вопросы, такие как «Чьи проблемы и чей потенциал мы (я) анализируем?» и «Кто окажется в плюсе, а кто - в минусе после разрешения проблемы?». Главная задача - максимизировать пользу и минимизировать отрицательное воздействие решения проблемы.

    Если анализ вовлеченных сторон проведен правильно, появляется возможность:

    • Определить потенциальных партнеров в решении проблемы
    • Определить ключевых игроков в решении проблемы
    • Спрогнозировать степень воздействия ключевых игроков на весь процесс решения проблемы
    • Предусмотреть действия, направленные на получение поддержки со стороны
    • Снизить влияние на решение проблемы всевозможных препятствий

    Зачастую именно анализ проблемы вызывает наибольшие затруднения. В частности это касается серьезных и сложных проблем, например, производственных, управленческих или проблем в сфере бизнеса. Специально для упрощения этой задачи были разработаны особые методы анализа. Они призваны упростить принятие решений через определение и устранение приоритетных проблем, осуществляемые с помощью систематического сбора, обработки и анализа получаемых о проблеме данных.

    Среди основных методов анализа проблем выделяются следующие:

    • Гистограмма
    • Контрольный листок
    • Стратификация
    • Диаграмма разброса
    • Контрольная карта
    • Диаграмма Парето
    • Диаграмма Исикавы

    Применяться все они могут как самостоятельно, так и в комплексе друг с другом, и подходят для анализа и решения проблем любого вида. Чтобы у вас сложилось более внятное представление об этих методах, поговорим о них более детально (сразу предупредим, что для детального изучения заинтересовавшего метода вам в обязательном случае потребуется обратиться к сторонним источникам).

    Гистограмма

    Гистограммы используются всегда, когда нужно проанализировать точность и стабильность какого-то процесса, отследить качество продукта и т.д. Этот метод считается одним из лучших инструментов контроля качества. Основная его цель - выявить проблемы, подлежащие решению в первую очередь, и интерпретировать связанные с ними данные.

    Суть метода состоит в графическом представлении количественных данных. Гистограмма позволяет найти закономерности, оценить серьезность проблемы и увидеть путь ее разрешения. Для построения гистограммы необходимо собрать информацию и установить максимальные и минимальные значения, разделить этот диапазон на интервалы и определить ширину интервалов, распределить информацию в порядке возрастания, произвести подсчет частоты всех интервалов и вычислить примерную частоту попадания данных в каждый интервал. Затем по полученным сведениям строится гистограмма.

    Среди достоинств метода гистограмм можно выделить простоту освоения и построения, наглядность, точные фактические данные и возможность глубже понять проблему и быстрее найти путь ее решения. Но следует знать, что максимально объективные выводы могут быть сделаны только тогда, когда есть крупные выборки данных.

    Контрольный листок

    Контрольные листки являются инструментом, облегчающим использование полученных данных благодаря их упорядочиванию. Суть заключается в том, что данные регистрируются на бумажном бланке с внесенными в него контролируемыми характеристиками. В соответствии с этим характеристиками и заносятся данные.

    Перед сбором информации нужно заблаговременно понять, что с ней можно будет сделать, и для каких целей она вообще собирается. определения типа данных. По мере сбора их нужно тщательно упорядочивать, регистрируя источники и саму информацию. Информация должна быть достоверной.

    Чтобы составить контрольный листок, определяется тип данных и очередность сбора, устанавливается отрезок времени для сбора, формулируется заголовок, отражающий тип информации, указывается источник, составляется список контролируемых параметров и разрабатывается бланк, максимально удобный для заполнения.

    К достоинствам метода относится простота его понимания и применения, наглядность и огромное количество вариаций листков (при желании может быть составлен свой собственный листок).

    Стратификация

    Метод стратификации основан на разделении имеющихся данных на подгруппы, исходя из стратифицирующего (разделяющего) фактора. Таковым могут выступать совершенно любые характеристики. Если такой фактор не установлен, информация объединяется, вследствие чего становится сложно установить взаимосвязь полученных данных и особенностей их возникновения.

    К примеру, когда анализируется источник некачественного товара, поставляемого компании разными поставщиками, лучше всего выбрать стратифицирующим фактором поставщиков, а затем разделить дефектный продукт по поставщикам.

    Главным преимуществом метода стратификации является его простота и возможность наглядно отобразить полученную информацию с целью разработки и принятия решений по устранению проблем.

    Диаграмма разброса

    Диаграмма разброса помогает выявить зависимость и понять характер связи двух различных параметров какого-либо процесса. Этим параметрами могут выступать два фактора, воздействующие на одну и ту же характеристику, две разные характеристики и т.д. Благодаря установлению взаимосвязи двух параметров существенно облегчается контроль всего процесса анализа проблемы и принятия решений. Важно отметить также, что диаграмма разброса может быть использована для определения причинно-следственных связей.

    Диаграмма, как правило, имеет вид графика, полученного посредством нанесения точек, полученных в результате наблюдения. Координаты графика отражают значения изучаемого параметра и фактора, который на него влияет. А расположение точек показывает, есть ли связь между ними, и каковы ее особенности.

    Преимуществами метода диаграммы разброса являются его наглядность и простота в оценке найденной взаимосвязи. Однако сделать выводы способен только тот, кто владеет точной информации по сопоставляемым параметрам.

    Контрольные карты

    Контрольные карты помогают в ситуациях, где нужно отследить процесс во времени и повлиять на него до того момента, когда он выйдет из-под контроля. Это позволяет оценить управляемость процесса и его воспроизводимость, а также предпринять корректирующие меры и проверить их эффективность (если процесс оказывается неуправляемым). Кроме прочего, метод может предупредить отклонения от нормы.

    Для создания контрольной карты сначала выбирается показатель выборки и тип карты, затем собираются данные, вычисляются контрольные пределы, центральная линия и выборочные характеристики. После этого строится карта, оценивается управляемость процесса и определяются меры усовершенствования. В случае необходимости карта может пересчитываться.

    К достоинствам метода контрольных карт можно отнести то, что он помогает определить потенциальные проблемы еще до принятия решения, позволяет повысить качество (действий, продукта и т.д.) и сократить затраты на его обеспечение. Недостатком же является то, что построить грамотную контрольную карту сложно, т.к. для этого нужно обладать соответствующими знаниями.

    Диаграмма Парето

    Диаграмма Парето позволяет находить проблемы наивысшего приоритета, определять способы действий и распределять усилия для более эффективного решения проблем и принятия решений. Диаграмма Парето может быть основана на результатах деятельности (помогает находить главную проблему) и на причинах (помогает находить причину проблемы).

    Для построения диаграммы определяется проблема и относящиеся к ней признаки, выявляются и приоритизируются первопричины, создающие наибольшие затруднения. Затем строится сам график, объективно представляющий фактическую ситуацию. Следует знать, что для успешного применения метода нужно четко понять, какие проблемы требуют вмешательства, разработать форму регистрации данных (к примеру, контрольный листок), собрать информацию и подсчитать итоги по каждому фактору. В заключение проводится анализ диаграммы.

    Ощутимыми преимуществами метода являются наглядность и относительная простота применения, в том числе и для неспециалистов. Но для получения правильных выводов нужно строить структурированную диаграмму.

    Диаграмма Исикавы

    Диаграмма Исикавы представляет собой действенный инструмент для определения причинно-следственных связей между анализируемым объектом и воздействующими на него факторами, а также для поиска истинных причин возникающих проблем (диаграмму Исикавы часто называют причинно-следственной диаграммой или диаграммой рыбьей кости).

    По сути, диаграмма Исикавы - это график, работа с которым строится на нескольких этапах. Так, определяются причины и факторы, влияющие на результат, затем они систематизируются по смысловым разделам, оцениваются и приоритизируются. Далее полученная структура анализируется, причины, на которые нельзя повлиять, отсекаются, и в работу берутся только те, что имеют наибольшее значение, и те, на которые можно повлиять.

    Для поиска причин, оказывающих наибольшее воздействие на проблему, рекомендуется использовать . А более подробно познакомиться с самой диаграммой и принципами работы с ней вы можете .

    И напоследок мы познакомим вас еще с одним эффективным методом, с помощью которого можно более четко формулировать проблемы. Называется он бритвой Оккама.

    Бритва Оккама

    Бритва Оккама - это инструмент личной эффективности, созданный еще в начале 14 столетия (более подробно читайте ), но и сегодня он остается актуален. В своей работе его применяют математики, физики, философы и даже писатели. Любой человек может смело взять на вооружение этот метод, позволяющий лучше понимать проблемы и вопросы, более эффективно принимать решения и убеждать.

    Бритва Оккама берет за основу известное изречение Аристотеля: «Природа всегда идет самым коротким путем», но формулируется она несколько иначе: «То, что можно объяснить при помощи меньшего, не стоит выражать при помощи большего». Здесь-то и вступает в дело «бритва» - она отсекает все лишнее и оставляет самое простое.

    Однако не следует понимать принцип, как то, что нужно всегда быть проще. В противном случае можно достичь результатов, противоположных требуемым, нелепых и даже абсурдных. Лучше всего относительно бритвы Оккама подходят слова Эйнштейна, говорившего, что все должно приводиться к простоте, но не к примитивности.

    В практической деятельности «бритва» может быть применена по-разному: во-первых, с помощью нее можно «отрезать» лишние детали при рассмотрении проблем и вопросов, а во-вторых, точно так же можно поступать и при формировании и принятии решений. Вот несколько примеров практического применения этого инструмента:

    • Имея в наличии две разные теории, которые объясняют наблюдаемые явления, нужно выбирать ту, что проще. Более простая трактовка вернее всего окажется правильной, нежели сложная.
    • Выбирая между несколькими решениями, руководствуйтесь правилом гармонии. Говоря проще, если у вас есть незапутанное и красивое решение, вероятнее всего именно оно будет правильным.
    • Когда в истинности своей точки зрения, пользуйтесь самыми простыми аргументами. Изящество и простота логических построений придадут вашим словам больше убедительности.

    Когда Микеланджело спросили о том, как он создает свои потрясающие скульптуры, он сказал: «Я просто беру камень и отсекаю все лишнее». Так и вы - пользуйтесь бритвой Оккама для анализа и разрешения проблем, принятия решений, объяснения своей позиции. Но помните, что не нужно перегибать палку, чтобы не испортить красоту простоты примитивностью.

    Несмотря на то, что большая часть рассмотренных нами методов анализа проблем на первый взгляд относится к областям производства и бизнеса, при умелой адаптации все они могут быть спроецированы на любую область деятельности человека, начиная планированием и постановкой целей и заканчивая обучением, самообразованием и другими вещами.

    Но работа с проблемами - это лишь небольшая часть сложного процесса принятия решений как такового. Научившись определять проблемы, интерпретировать и анализировать их, человек определенно переходит на новую ступень своего развития. Следующим же этапом станет овладение мастерством принимать именно правильные решения.

    В следующем уроке мы с вами узнаем, как люди принимают решения, и какие существуют подходы к принятию решений. Мы поговорим об интуитивных и рациональных решениях, решениях, основанных на суждениях. Также мы еще раз коснемся вопроса диагностики проблем, побеседуем о релевантной информации, ограничениях и критериях принятия решений, определении, оценке и выборе альтернатив, реализации принятых решений и факторах, влияющих на принятие решений.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    3 раздел.

    Проблемный анализ деятельности школы.

    а). Анализ внутришкольной деятельности.

    Кадровый состав.

    На сегодня наблюдается увеличение количества педкадров с высшим образованием. Педагогов с высшим образованием – ,1%), с незаконченным высшим 9 (7%), со средним специальным,8%). Обучающихся по заочной форме - 11 человек. 3 педагога прошли переподготовку на получение второй специальности. С 2003г. по 2005г. фундаментальные и проблемные курсы прошли 96 педагога. Общий охват курсовой подготовкой и различными видами повышения квалификации составляет 100%.

    Средний возраст составляет 39 лет. Ежегодно прибывают 2-3 молодых специалиста.

    Профессиональный уровень педагогического состава достаточно высокий. В школе работают 31 педагогов с высшей квалификационной категорией, 50 с первой квалификационной категорией, 28 со второй категорией, 2 кандидата педагогических наук.

    Начальное образование.

    Одним из основных направлений развития начального образования является внедрение вариативных технологий обучения. Большинство учителей школы работают по традиционной методике. Учителя используют в своей практике ДЕМСОС, КСО и элементы других новых технологий . В начальной школе осуществлен переход на четырехлетний срок обучения, введены предметы иностранного языка , информатики.

    О работе по созданию модели сельской многопрофильной школы.

    Создание модели сельской многопрофильной школы определялось существующими и действующими факторами:

    Необходимостью целенаправленной подготовки выпускников к освоению профессионального образования ;


    Эффективным использованием кадрового, материально-технического потенциала школы;

    Созданием условий для реализации права детей на образование, способствующих раскрытию их индивидуальных способностей и подготовки их к трудовой деятельности и социальной адаптации.

    Выбор модели сельской многопрофильной школы имел следующие обоснования:

    а) в школе:

    Каждая параллель классов имеет от 3 до 6 комплектов;

    Углубленное изучение отдельных предметов в 9-11 классах с 1987;

    Функционирование профильного класса с педагогическим направлением
    с 1999 г.;

    Действующая с 2003г. экспериментальная площадка МО РС по теме «Индивидуализация профессионального обучения школьников как основа сертификации их квалификации»;

    Основные причины отставания от программы: изменение температурной шкалы актированных дней, больничные учителей, а также проведение внеплановых контрольных работ (мониторинги МУО, пробные экзамены), незапланированные учителями.

    Региональный компонент учебного плана (якутский язык, якутская литература и культура народов РС (Я)) в основном выполнен, есть отставание от программы.

    Ведение документации проблемных групп: наличие планов

    С 2003 по 2005 г. г. из 333 выпускников поступили в ВУЗ-ы 169 человек (50,8%), в ССУЗ-ы 92 человек (27,6%).

    Хорошие результаты на республиканских олимпиадах учащиеся показывают по немецкому языку , ЯНК, русскому языку, технологии и ОБЖ.

    Анализ достижений показывает, что целенаправленная работа ведется по эстетическому, военно-патриотическому и трудовому воспитанию учащихся. Ежегодно растет число участников НПК «Шаг в будущее», в последние годы неплохие результаты учащиеся показывают в спортивных соревнованиях.

    Состояние инновационной работы в школе.

    Школа участвует в 4-х федеральных экспериментах:

    По реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (модель сельской многопрофильной школы);

    По внедрению единого государственного экзамена;

    По введению предпрофильной подготовки в 9-х классах и профильного обучения в старших классах;

    По апробации учебника

    С 2003г. школа является республиканской экспериментальной площадкой по внедрению проекта индивидуализации профессионального обучения учащихся.

    Эти направления работы актуальны уже потому, что имеют общую педагогическую цель – личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся.

    Профильное обучение .

    Надо отметить, что в нашей школе не было необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт:

    1987г. – открылся гуманитарный класс с углубленным изучением русского языка и литературы, якутского языка и литературы, иностранных языков, истории в 10 «б» классе;

    1988г. – открылся математический класс в 10 «а» классе;

    1993г. – углубленное изучение предметов гуманитарного, естественного, математического циклов начинается с 8-х классов;

    гг. – открыты лицейские классы со специализированными группами по математике, физике, черчению (10 «а», 11 «а» классы), русскому языку и литературы, якутскому языку и литературе, истории, английскому и немецкому языкам (10 «б», 11 «б» классы)

    1997г. – школа получила лицензию МО РС (Я) на углубленное изучение предметов математического, гуманитарного, естественного циклов и коррекционных классов выравнивания;

    2004г. – открытие профильных классов.

    Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования. Это, во-первых, профильные классы: физико-математические, естественно-научные, медицинские, социально-филологические, информационно-технологические, педагогические. Во–вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой. В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область «Технология» дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий.

    Предпрофильная подготовка

    Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется в 9-х классах, реализация которой способствует самоопределению подростка, организации элективных курсов по выбору, (профориентационного и познавательного характеров) подготовке к итоговой аттестации, поступлению в старшую профильную школу, привлечению их к производственной практике по профилям.

    В 8-9 классах вводятся индивидуальные дневники достижений, портфолио, которые учитывают различные достижения учащихся по результатам выполнения творческих работ и заданий, на элективных курсах.

    Профильное обучение

    Профильное обучение (10-11 классы) в школе осуществляется по следующим профилям:

    1. Физико-математический (10 «а», 11 «а»). Профилизация обеспечивается через углубленное изучение физики, математики, информатики.

    2. Социально-филологический (10 «б», 10 «е», 11 «б»), который позволяет возможность углубленного изучения таких профильных предметов, как русский язык и литература, якутский язык и литература, иностранные языки, история, основы права.

    3. Естественно-научный (10 «в», 11 «в»), где углубленно изучаются такие предметы, как биология, химия, физика.

    4. Информационно-технологический (10 «г», 11 «г»), профилизация которого обеспечивается за счет включения и углубленного изучения профильных предметов «Технология», действующих КПД, «Парикмахерское дело», «Повар», «Хозяйка усадьбы», «Швейное дело», «Автодело».

    5. Педагогический (11 «д»). На данном этапе вводятся курсы

    «Психология», «Музыкальная грамота», «Риторика», «Основы общей педагогики», «Досуговедение».

    В целях предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности школьника создаются такие условия:

    Увеличение часов вариативного компонента Базисного учебного плана.

    Деление классов по профилям в процессе организации занятий по выбору.

    Использование часов вариативного компонента для организации профильной подготовки.

    Профориентационная функция курсов по выбору (элективных) заключается в облегчении задач выбора перед учеником с целью постепенного освоения расширенного пространства развития.

    Итоговая аттестация выпускников основной школы (9кл.) проводится в форме защиты творческих и исследовательских работ, проектов по результатам выполнения программ курсов по выбору.

    На старшей ступени в профильных классах (10-11классов) обязательными являются общеобразовательные модули:

    Основной (профессионально ориентированный) - интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие и профильный курс общего образования.

    Курсы общих навыков для успешной адаптации и самореализации выпускников на рынке труда и в определенном социуме (трудовое право , социология, психология профессионального роста)

    Образовательный, ориентированный на требования ЕГЭ по предметам. После изучения обязательных общеобразовательных модулей учащихся школы делятся на 2 потока:

    1 поток – углубленное освоение профессии, получение сертификата (повышение квалификации и освоение дополнительных специализаций).

    2 поток – подготовка в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы, завершение освоения профессии в рамках стандарта и освоение специализации на начальном уровне квалификации. Полное усвоение программы предусматривает стажировку по избранному профилю в государственных учреждениях, производственных предприятиях и в рамках образовательного пространства.

    Деятельность администрации, направленная на повышение уровня профессиональных знаний, деловых качеств учителя, приобретения им навыков исследовательской работы способствует активизации самообразования педагогов, накоплению ими опыта исследовательской и экспериментальной работы. Многие учителя способны генерировать и осуществлять новые идеи, повысилась их мотивация к повышению профессионального уровня. Работают научно-методический совет, Экспертный совет, «Школа молодого педагога», «Школа юного исследователя». В школе создано научное общество учащихся «Эрудит». Стало традицией проведение научных конференций «Шаг в будущее», «Шаг в будущее. Юниор». Организовано сотрудничество с Ассоциацией молодых ученых РС(Я). Создана летняя научно-исследовательская школа «Эрудит» (руководители,)

    Защитили диссертации на соискание ученой степени и получили диплом кандидата педагогических наук 4 педагога. Сегодня в школе работают 2 кандидата педагогических наук: и, учителя русского языка и литературы. Ежегодно учителя принимают участие в улусных, региональных аспирантских чтениях.

    Стало традицией проведение Недели науки и техники, Киренских чтений, научно-практических конференций по краеведению для учащихся.

    В школе при библиотеке действует научный зал. В основу деятельности научного зала входят: руководство научно-исследовательской работой учащихся, совместная деятельность с научным обществом школы, увеличения роста объема научной информации, оперативное доведение до читателей сведений о научных публикациях , развитие творческих способностей учащихся, приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, повышение уровня их потенциальных возможностей.

    Система методической работы в школе.

    Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, являет­ся методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рацио­нально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

    С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы с учебного года выбрана методическая тема школы: «Повышение профессиональной компетентности учителя как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования».

    Направления методической работы:

    Организация работы методических объединений;

    Организация и содержание деятельности НМС школы;

    Работа с молодыми специалистами;

    Повышение квалификации педагогов, их самообразование;

    Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;

    Планирование аттестации педагогов;

    Проведение тематических педсоветов, семинаров, конкурсов;

    Управление инновационными процессами в школе;

    Организация экспериментальной работы;

    Организация работы по изучению и внедрению новых педагогических технологий.

    Формы методической работы:

    Мастер-классы;

    Творческие отчеты;

    Школьные конкурсы «Учитель года»;

    Школа молодого учителя;

    Методические дни;

    Смотр методических объединений;

    Конкурс поурочных планов;

    Конкурс дидактических материалов;

    Издание сборников методических разработок учителей;

    Прохождение курсовой подготовки

    Важным направлением работы методических объединений и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации.

    За период с 2003 года по 2005 год курсовую систему повышения квалификации прошли 96 учителей. Переходу образовательного процесса

    Курсовая подготовка учителей

    Всего

    учителей

    Прошли курсы

    Курсы (кол ичество учителей)

    фундаментальные

    проблемные

    Всего за 3 года

    Выводы:

    Методическая тема школы и вытекающие из нее темы МО соот­ветствуют основным задачам, стоящим перед школой. Все учителя-предметники и классные руководители объединены в методические объединения, то есть вовлечены в методическую систему школы. В уч. г. впервые в школе создана кафедра русского языка и литературы.

    Снижение профессиональ­ного уровня учительского коллектива не наблюдается. За 3 последних учебных года успешно прошли аттестацию 17,4 % педагогического коллектива (в учебном году - 12 учителей, или 17,4%, из них 75% (9 человек) повысили свою квалифи­кационную категорию;

    Увеличивается количество учителей, целенаправленно работающих по обобщению и распространению опыта работы.

    Выросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организа­торские способности, разнообразные формы их проведения вызвали по­вышенный интерес у учащихся.

    Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях школы, требующих определенного интел­лектуального уровня.

    Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних.

    В учебном году был организован и задействован школьный Наркопост, который работал по программе первичной профилактики аддиктивного поведения учащихся, разработанный. К работе Наркопоста были привлечены психологи школы, социальные педагоги, руководители проблемных групп учителей «Общение» , «Здоровье» , заместитель директора по ВР Александрова проводились в 7в и 9а классах с использованием интерактивных форм как тренинговые упражнения, психологические тесты, анкеты на самопознание, ролевые игры, диспуты, ситуативные игры. Иногда давались такие задания, где учащиеся должны были показать свои интересы, свой мир через рисунок.

    Работа экологических, трудовых лагерей и лагеря с патриотической направленностью «Толон».

    Со второй четверти у. г. был дан старт движению «Салют, Победа!», организованному навстречу 60-летию Победы в ВОВ. По результатам всей этой работы наша школа участвовала в республиканской экспедиции «Во имя жизни на земле», организованной редакцией газеты «Кэскил», где заняла 1 место. Ежегодно для учащихся среднего и старшего звеньев членами клуба «Эрэл» организованно проводится военизированная игра «Служу Отечеству!». Каждое лето работает военно-патриотический лагерь «Эрэл» под руководством В школе работают краеведческий музей имени академика, музей истории школы и музей хлебопашества, первые два музея прошли паспортизацию. В школьных музеях проводится многосторонняя работа по воспитанию гражданина-патриота и привитию любви к родному краю. Экскурсии для гостей проводятся учащимися, членами кружков «История школы» и «Эдэр краевед». Под руководством ведется научно-исследовательская и поисковая работа.

    Также патриотическому воспитанию детей способствуют такие учебные предметы как «Урун уолан», история Отечества, ЯНК, якутская литература. По гражданско-правовому воспитанию работа ведется только по классным часам, общешкольным мероприятиям, приуроченных к неделе, посвященной Правам ребенка, с привлечением специалистов из ПДН, КДН, нарсуда.

    Дополнительное образование.

    В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким как:

    · Праздник первого звонка;

    · День учителя и самоуправления;

    · Новогодние утренники, огоньки, дискотеки

    · Вечер встречи с выпускниками;

    · Предметные недели;

    · День Святого Валентина;

    · Мисс школы;

    · Смотр строя и песни, посвященный Дню защитников Отечества;

    · Встречи с ветеранами ВОВ и Уроки мужества, посвященные дню Победы;

    · Праздник последнего звонка

    Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Для этого в школе работает система дополнительного образования: кружки, студии, спортивные секции, КПД.

    В у. г. действовало 17 кружков, 5 студий. 3 спортивных секций, 6 КПД, 1 факультатив, 2 клуба. Всего 38 кружков, студий, секций, КПД по направлениям:

    Художественно-прикладное творчество - 6

    Художественно-эстетическое творчество – 11

    Техническое творчество – 1

    Туризм и краеведение – 3

    Биолого-экологическое направление – 2

    Спортивно-оздоровительное – 3

    Военно-патриотическое – 1

    Познавательное – 2

    Предметные кружки – 9

    б). Приоритетные проблемы.

    1. Проблема организации образовательного процесса и применяемых традиционных технологий.

    2. Проблема сохранения здоровья учащихся и педагогов.

    3. Проблема методического обеспечения УВП

    4. Проблема внутришкольного управления.

    5. Проблемы технического и материального обеспечения школы .

    В школе должен быть достигнут необходимый и достаточный уровень качества преподавания;

    Уровень педагогического мастерства должен быть достаточным для введения инноваций;

    В школе должны работать педагоги, уважающие личность ребенка;

    В школе должен быть создан теплый психологический климат сотрудничества и взаимоуважения;

    Школа должна способствовать воспитанию и формированию гармонично развитой личности;

    У учащихся должен быть сформирован мотив к образованию, саморазвитию, получению образования;

    Кроме того, самостоятельная работа может быть организована по исследованию проблем отведенных для самостоятельного изучения. Тогда методические указания будут иметь следующий вид:

    Задание 1 . Определение исследовательской проблемы (10 баллов).

    1. Выделить объект и предмет исследования.

    Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Тот подраздел, в рамках которого и будет проходить исследование.

    Предмет исследования – это определенный аспект проблемы, в котором выделяется свойство объекта или рассматриваются определенные взаимодействия или взаимовлияния в границах объекта исследования.

    Объект исследования шире, чем предмет.

    2. Ставится цель исследования и определяются его задачи.

    Цель ориентирована на его конечный результат и дает ответ на вопрос: «для чего проводится исследование?». Цель у любого исследования одна.

    Задачи детализируют цель исследования. Отвечая на вопросы, поставленные в задачах, мы тем самым достигаем цели исследования.

    Цель исследования и задачи представляют собой взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено взаимосвязано со всеми остальными.

    3. Составление глоссария по проблеме.

    Выделить ключевые понятия , которыми Вы будете оперировать при исследовании проблемы (5-8 понятий). Дать определение каждому понятию.

    Ключевые понятия – обобщающие понятия, которые несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, его признак, состояние или действие.

    4. Конструирование структурно логической схемы отражающей взаимосвязи и взаимодействия в рамках предметного поля проблемы.

    Структурно логическая схемасвязывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность и отражает логику развития исследования.

    Этапы создания структурно-логических схем:

    1. Изучение материала по проблеме, с выделением незнакомых слов. Определение незнакомых слов необходимо найти в словаре.

    2. Выделить ключевые слова по проблеме.

    3. Выявить основные причинно-следственные связи по принципу (цель – задача; задача – задача).

    4. Преобразовать все записи графически и символически.

    5. По мере расширения и углубления знаний по теме исследования дополнение схемы и ее переработка.

    При составлении логических схем необходимо руководствоваться следующими требованиями:

    Простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве схемных элементов и их связей;

    Целевая и смысловая значимость элементов и связей должно быть иерархически отражено в пространстве схемы. В связи с этим необходимо выделить основные и вспомогательные блоки. (Например: цель – основной блок; задачи вспомогательные, необходимые для решения цели);

    Согласование элементов и связей внутри схемы;

    Наглядность, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также цифровой, диаграммный иллюстративный материал.

    Задание 2. Анализ эволюции взглядов на проблему (10 баллов).

    Анализ эволюции взглядов предполагает сравнительный анализ работ классиков политической мысли (3-4).

    2. Выделить 5 -6 ключевых положений по проблеме в каждой работе.

    3. Определить критерии для сравнения.

    4. Выявить общие черты и различия в ключевых положениях авторов (оформить в виде таблицы).

    5. После проведения сравнительного исследования необходимо сделать вывод, где указать: а) как влияла на анализ проблемы автором историческая ситуация; б) выделить основные подходы к исследованию проблемы; в) указать в рамках какого подхода будет проходить ваше исследование и аргументировать почему. Возможен интегративный подход, который объединяет несколько точек зрения.

    Задание 3. Кейс-стади (case-study) (15 баллов).

    Кейс-стади (case-study) – это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций.

    При рассмотрении берутся современные практические ситуации, имевшие место или имеющие место в российской политике. Ситуация не должна выходить за пределы пяти последних лет.

    Основные понятия, используемые в кейс-методе: «ситуация» и «анализ».

    Ситуация – некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации.

    В данной работе необходимо провестипроблемный анализ:

    · выделить проблему в исследуемой практической ситуации;

    · проанализировать контекст ситуации и его влияние на развитие проблемы;

    · выявить возможные варианты развития ситуации

    · сконструировать пути оптимизации деятельности по решению проблемы.

    Оформление кейса:

    1. титульный лист с кратким, запоминающимся названием кейса указываются автор и год написания);

    2. введение: указывается время начала действия, кратко характеризуется ситуация;



    3. основная часть: выделяется основное противоречие или проблема, дается описание контекста ситуации (исторический контекст; контекст места; состав участников их интересы и способы влияния на принятие решения; особенности действий участников), комментарии ситуации автором и анализ возможных вариантов развития ситуации;

    4. заключение: возможное решение проблемы и аргументация, почему данное решение является оптимальным.

    Задание 4 . Электронная конференция (15 баллов).

    Итогом теоретического и практического анализа проблемы становятся тезисы студента на электронную конференцию.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Что значит
    Шедевр Нормандского искусства-Ковёр из Байе
    Сила трения. Виды трения. Сила трения качения: описание, формула Сила трения качения определение