Безударные гласные в корне правило. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова
- Безударные гласные, проверяемые ударением.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало ударение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вя зать - вя жет .
- Безударные гласные непроверяемые ударением.
Если безударная гласная непроверяемая, то необходимо справиться о правописании нужного слова в орфографическом словаре (ва гон, ви не грет ).
Задачи и тесты по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
- Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями
- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс
Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1
- Правописание гласных в корне - Орфография 10 класс
Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1
- Слова с безударными гласными, парными согласными. Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1
- Правописание безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных звуков. О/Ё после шипящих - Правописание частей слова 3 класс
Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1
При выполнении заданий по теме "Правописание безударных гласных в корне слова", обратите внимание, что далеко не все однокоренные слова могут являться проверочными, например, рассмотрим слово "дитЯ".
Проверочным словом к слову "дитЯ" будет являться "дИтятко", но не "дЕти";
К слову "опоздАть" - "пОздно", но не "опАздывать".
Внимание! Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами на "-…ывать", "-…ивать".
Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами, употребленными в другом стиле . Например, в паре слов "город - град " град не является проверочным словом, потому что стоит в другом стиле.
К слову "гОрод" проверочным словом является "огорОд", но не "грАд"! К слову "молодОй" проверочное слово для безударной гласной - "молОденький", но не "млАд".
Мы говорим о полногласном сочетании в корне слова (-оро, -оло) и неполногласном сочетании в корне слова (-ра, -ла). Запомните, что неполногласное сочетание никогда не заменит полногласное.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-;
о – нет суффикса -а- |
касающийся
соприкосновение |
|
лаг/лож | предположение
возлагать |
полог | |
тер/тир в значении «трёт»
мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил |
и – присутствует -а-;
е – отсутствует -а- |
Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять |
сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
- Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Билет№2
Буквы о, ё (е) после шипящих и Ц.
Правописание о; ё; е после шипящих и Ц зависит от части речи и морфемы.
1. В корне слова пишется ё, если можно подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы на месте этой буквы слышалось е. В остальных случаях пишется о. (дешевый - дешевле) (капюшон, шов)
3. В ^ и в окончание существительных и прилагательных под ударением о– без ударения е (волчонок, мешочек, свечой, ежовый).
4. В ^ наречий под ударением о – без ударения е(горячо , краше .). Исключение: ещё.
5. В^ страдательных причастий прошедшего времени, в отглагольных прилагательных и в ^ отглагольных существительных под ударением ё – без ударения е (сгущённый, сгущёнка, тушёный) . В суффиксах ёвк, существительных (ночевка, корчевка)
6. В окончании глаголов под ударением ё – без ударения е (печёт, хлопочет.)
(дирижёр, вояжёр и русское слово «ухажёр»).
Билет №3
Употребление дефиса
1) Сложные прилагательные и существительные могут писаться через дефис, если!
А) Существительное имеет двойное значение (кресло –качалка, диван – кровать)
Б) Единицы измерения. Исключения: трудодень.
В) Существительные, обозначающие стороны света, и прилагательные, образованные от них.
Г) Иноязычные корни - обер - , - унтер -, - вице -, - экс -.
Д) Некоторые географические названия и названия животных и растений, содержащие союз или предлог.
Е) Прилагательные, обозначающие сложные цвета.
2) Корень - ПОЛ - пишется через дефис, если:
А) Слово начинается с заглавной буквы (пол-Москвы).
Б) Слово начинается с гласной.
В) Слово начинается с буквы л
3) Неопределённые местоимения с приставкой кое – пишутся через дефис, если нет предлога.
Неопределённые местоимения с суффиксами
- то -, -либо -, - нибудь – пишется через дефис.
4) Неопределённые наречия с приставкой кое и суффиксами - то - -либо- - нибудь – пишутся через дефис.
Сложные наречия, образованные путём повтора слов, однокоренных или синоничных, пишутся через дефис(еле-еле, мало-помалу, подобру-поздорову, точь-в-точь)
Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок ПО-; В-(ВО-) и суффиксов -ОМУ ; -ЕМУ; -ЫХ; -ИХ; -И , то оно с приставкой пишется через дефис.
После приставок ПО-;ВО-(В-), если есть суффиксы -ОМУ-, -ЕМУ, - ЫХ, -ИХ, -И- (сделать по-моему, во-первых)
5) Частицы -ТО со всеми словами пишется через дефис. Частица -КА с глаголами пишется дефис. Частица -ТАКИ пишется через дефис: с частицами, с наречиями, с глаголами, с другими словами раздельно.
Билет №1
Правописание безударных гласных
1) Корни с непроверяемой безударной гласной надо запоминать или смотреть в орфографическом словаре (винегрет – ветчина).
2) Корни с безударными проверяемыми гласными надо проверять путем подбора однокоренных слов или форм слова с ударной корневой гласной.
3) Корни с чередованием гласных нельзя проверять ударением.
Корни с чередованием гласных делятся на группы.
1)Правописание чередующейся гласной зависит от конечной согласной.
Раст – ращ – рос искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасли.
(растение, выращивать, росли.)
Лаг - лож (прилагать – приложить)
Скак – скоч искл: скачок, скачу, скачи.
Г) Правописание гласных зависит от ударения
Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.
Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.
В чем заключается сложность?
В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:
- безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
- слова, у которых имеются буквы в корне;
- слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.
ударением слова
В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.
Примеры слов
Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:
- Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
- Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
Особенности правила
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.
Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».
Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).
Какие трудности могут возникнуть?
Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.
Рассмотрим несколько из них:
- покорять — покорный;
- образцовый — образчик;
- постигать — постигнуть;
- извинение — невинный;
- пастух — подпасок или пас;
- неиссякаемый — иссякнуть;
- поглощать — глотка;
- нагромождать — громоздкий;
- обнажать — наг;
- разлиновать — линия.
Примечание
Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.
Приведем примеры:
- Проглотить - глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
- Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
- Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
- Раздвоить - двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.
Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне
В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:
- -лож- — -лаг-;
- -кос- — -кас-;
- -бер- — -бир-;
- -ня- — -нима-;
- -чет- — -чит-;
- -мер- — -мир-;
- -мя- — -мина-;
- -мак- — -мок-;
- -дер- — -дир-;
- -блест- — -блист-;
- -жа- — -жима-;
- пер- — -пир-;
- -стел- — -стил-;
- -рос- — -раст-, -ращ-;
- -жег- — -жиг-;
- -ча- — -чина-;
- -равн- — -ровн-;
- -тер- — -тир- и проч.
Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне
В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.
Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:
- авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
- баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
- вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
- гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
- диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
- железнодорожный, желать;
- заинтересовать, завтрашний;
- иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
- календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
- лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
- мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
- наваждение, неохотно, наречие;
- озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
- панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
- реальный, режим, рецензия, решить;
- симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
- торопливый, торжественный, традиционный;
- утрамбовать, удостоен, уничтожать;
- филармония, философия, фразеологизм;
- характер, характеристика;
- церемония;
- человек;
- шедевр;
- экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?
Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :
В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.
Правописание безударных гласных в корне слова
Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:
1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел
2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет – бе лый
Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :
ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .
Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:
пова р – ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка
повстре чались – встре ча, встре чный
Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.
Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:
ста кан – подста канник, ста канчик
со бака – со бачий, со бакам
во кзал – приво кзальный, во кзалам
Слова с двумя безударными гласными корне слова
Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?
Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали
В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:
зо ло той – зо лото, позоло та
ко ло ситься – ко лос, коло сья
тре пе тали – тре пет, трепе щет
Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.
Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:
Корни с чередованием гласных
Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.
1. Корни с чередованием о – а ;
2. Корни с чередованием е – и .
В первом случае это такие корни, как:
кос
– кас
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: кос
нуться
– кас
аться
;
лож – лаг
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: прилож
ение
– прилаг
ать
;
клон – клан
: в корне по ударением может быть как о
так и а
, но без ударения пишется только о
. Например: поклон
– клан
яться
;
твор – твар
: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о
и а
, но без ударения только о
. Например: твор
ец
– твар
ь
;
гор – гар
: буква а
бывает только под ударением, без ударения пишется о
. Пример: гор
еть
– загар
;
плав – плов
: буква о
пишется только в двух словах: плов
ец
и плов
чиха
, в остальных словах пишется а
. Пример: плав
учий, сплав
ить
;
зар – зор
: без ударения пишется только а
. Пример: зар
ево
– зор
и
. Исключение: зор
янка
, зор
евать
;
раст – рос
: перед ст
и щ
в словах без ударения пишется а
. Пример: раст
и
– росло
, возраст
, взращённый
; Перед с
без последующего т
пишется о
. Пример: вырос
ший, недорос
ль
; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов
, отрасль
;
равн – ровн
: корень равн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн
ить, равн
омерный
. Корень ровн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн
ять, ровн
ять
;
мак – мок
: корень мак
пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак
ать, обмак
нуть
. Корень мок
пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок
нуть, намок
ать, промок
нуть
.
Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:
бер – бир
: бер
у
– собир
аю
;
дер – дир
: дер
ет
– сдир
ает
;
мер – мир
: умер
еть
– умир
ать
;
пер – пир
: запер
еть
– запир
ать
;
тер – тир
: стер
еть
– стир
ать
;
жёг – жиг
: зажёг
– зажиг
ать
;
стел – стил
: стел
ить
– подстил
ать
;
блест – блист
: блест
еть
– блист
ать
;
В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .
Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .
От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать …
Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .
Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих
В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .
Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка
Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .
Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник …