Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Безударные гласные в корне правило. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало ударение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вя зать - вя жет .

  2. Безударные гласные непроверяемые ударением.

    Если безударная гласная непроверяемая, то необходимо справиться о правописании нужного слова в орфографическом словаре (ва гон, ви не грет ).

Задачи и тесты по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

  • Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Слова с буквосочетаниями
  • Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Способы проверки написания - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

    Уроков: 2 Заданий: 11 Тестов: 1

  • Правописание гласных в корне - Орфография 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Слова с безударными гласными, парными согласными. Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Правописание безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных звуков. О/Ё после шипящих - Правописание частей слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

При выполнении заданий по теме "Правописание безударных гласных в корне слова", обратите внимание, что далеко не все однокоренные слова могут являться проверочными, например, рассмотрим слово "дитЯ".

Проверочным словом к слову "дитЯ" будет являться "дИтятко", но не "дЕти";
К слову "опоздАть" - "пОздно", но не "опАздывать".

Внимание! Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами на "-…ывать", "-…ивать".

Никогда не проверяйте безударные гласные в корне словами, употребленными в другом стиле . Например, в паре слов "город - град " град не является проверочным словом, потому что стоит в другом стиле.

К слову "гОрод" проверочным словом является "огорОд", но не "грАд"! К слову "молодОй" проверочное слово для безударной гласной - "молОденький", но не "млАд".

Мы говорим о полногласном сочетании в корне слова (-оро, -оло) и неполногласном сочетании в корне слова (-ра, -ла). Запомните, что неполногласное сочетание никогда не заменит полногласное.

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Вконтакте

Основные правила

Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

мер/мир в значении «умер, замрёт»

блест/блист

стел/стил

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Билет№2

Буквы о, ё (е) после шипящих и Ц.

Правописание о; ё; е после шипящих и Ц зависит от части речи и морфемы.

1. В корне слова пишется ё, если можно подобрать проверочное однокоренное слово, чтобы на месте этой буквы слышалось е. В остальных случаях пишется о. (дешевый - дешевле) (капюшон, шов)

3. В ^ и в окончание существительных и прилагательных под ударением о– без ударения е (волчонок, мешочек, свечой, ежовый).

4. В ^ наречий под ударением о – без ударения е(горячо , краше .). Исключение: ещё.

5. В^ страдательных причастий прошедшего времени, в отглагольных прилагательных и в ^ отглагольных существительных под ударением ё – без ударения е (сгущённый, сгущёнка, тушёный) . В суффиксах ёвк, существительных (ночевка, корчевка)

6. В окончании глаголов под ударением ё – без ударения е (печёт, хлопочет.)

(дирижёр, вояжёр и русское слово «ухажёр»).

Билет №3

Употребление дефиса

1) Сложные прилагательные и существительные могут писаться через дефис, если!

А) Существительное имеет двойное значение (кресло –качалка, диван – кровать)

Б) Единицы измерения. Исключения: трудодень.

В) Существительные, обозначающие стороны света, и прилагательные, образованные от них.

Г) Иноязычные корни - обер - , - унтер -, - вице -, - экс -.

Д) Некоторые географические названия и названия животных и растений, содержащие союз или предлог.

Е) Прилагательные, обозначающие сложные цвета.

2) Корень - ПОЛ - пишется через дефис, если:

А) Слово начинается с заглавной буквы (пол-Москвы).

Б) Слово начинается с гласной.

В) Слово начинается с буквы л

3) Неопределённые местоимения с приставкой кое – пишутся через дефис, если нет предлога.

Неопределённые местоимения с суффиксами

- то -, -либо -, - нибудь – пишется через дефис.

4) Неопределённые наречия с приставкой кое ­ и суффиксами - то - -либо- - нибудь – пишутся через дефис.

Сложные наречия, образованные путём повтора слов, однокоренных или синоничных, пишутся через дефис(еле-еле, мало-помалу, подобру-поздорову, точь-в-точь)

Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок ПО-; В-(ВО-) и суффиксов -ОМУ ; -ЕМУ; -ЫХ; -ИХ; -И , то оно с приставкой пишется через дефис.

После приставок ПО-;ВО-(В-), если есть суффиксы -ОМУ-, -ЕМУ, - ЫХ, -ИХ, -И- (сделать по-моему, во-первых)

5) Частицы -ТО со всеми словами пишется через дефис. Частица -КА с глаголами пишется дефис. Частица -ТАКИ пишется через дефис: с частицами, с наречиями, с глаголами, с другими словами раздельно.


Билет №1

Правописание безударных гласных

1) Корни с непроверяемой безударной гласной надо запоминать или смотреть в орфографическом словаре (винегрет – ветчина).

2) Корни с безударными проверяемыми гласными надо проверять путем подбора однокоренных слов или форм слова с ударной корневой гласной.

3) Корни с чередованием гласных нельзя проверять ударением.

Корни с чередованием гласных делятся на группы.

1)Правописание чередующейся гласной зависит от конечной согласной.

Раст – ращ – рос искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасли.

(растение, выращивать, росли.)

Лаг - лож (прилагать – приложить)

Скак – скоч искл: скачок, скачу, скачи.

Г) Правописание гласных зависит от ударения

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

ударением слова

В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить - глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить - двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет бе лый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :

ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

пова р ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка

повстре чались – встре ча, встре чный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

ста кан – подста канник, ста канчик

со бака – со бачий, со бакам

во кзал – приво кзальный, во кзалам

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

зо ло той – зо лото, позоло та

ко ло ситься – ко лос, коло сья

тре пе тали – тре пет, трепе щет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о а ;

2. Корни с чередованием е и .

В первом случае это такие корни, как:

кос кас : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: кос нуться кас аться ;
лож – лаг : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: прилож ение прилаг ать ;
клон – клан : в корне по ударением может быть как о так и а , но без ударения пишется только о . Например: поклон клан яться ;
твор – твар : как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а , но без ударения только о . Например: твор ец твар ь ;
гор – гар : буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о . Пример: гор еть – загар ;
плав – плов : буква о пишется только в двух словах: плов ец и плов чиха , в остальных словах пишется а . Пример: плав учий, сплав ить ;
зар – зор : без ударения пишется только а . Пример: зар ево зор и . Исключение: зор янка , зор евать ;
раст – рос : перед ст и щ в словах без ударения пишется а . Пример: раст и – росло , возраст , взращённый ; Перед с без последующего т пишется о . Пример: вырос ший, недорос ль ; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов , отрасль ;
равн – ровн : корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн ить, равн омерный . Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн ять, ровн ять ;
мак – мок : корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак ать, обмак нуть . Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок нуть, намок ать, промок нуть .

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир : бер у – собир аю ;
дер – дир : дер ет – сдир ает ;
мер – мир : умер еть – умир ать ;
пер – пир : запер еть – запир ать ;
тер – тир : стер еть – стир ать ;
жёг – жиг : зажёг – зажиг ать ;
стел – стил : стел ить – подстил ать ;
блест – блист : блест еть блист ать ;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .

Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать

Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .

Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .

Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .

Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок