Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что делает человека человеком психология. Сочинение на тему что делает человека человеком

Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.

Эссе по обществознанию:

По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.

Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.

Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.

Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.

Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.


Отличие человека от других живых существ Что такое человек и чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Например древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек-это двуногое животное без перьев». А Блез Паскаль высказался так: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».


Что же всё таки отличает людей от животных? Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное. Лишь в обществе, в общение между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык(речь), способность мыслить и др. Каждый родившейся ребёнок становиться человеком только в обществе. Детёныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно, а что нельзя.



Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.



Но, будучи социальным существом, человек не престаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Человек чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности и нуждается в определённой тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - ещё и существо биологическое. Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. В человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек-существо биосоциальное.


Мышление и речь Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животные, а преобразует мир. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а потом практическими действиями.




Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов. Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Между мышлением и языком существует тесная связь. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя отделить от языка.


Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, что бы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, у мер в таком-то. Между двумя датами – чёрточка. Что за этой чёрточкой? Пил, ел, ходил- и всё? Или оставил после себя добрую память? Что же остаётся людям?


Созданное творчеством поэта- его стихи, поэмы, повести. Садовники- парки и сады. Учителя и врачи- умное и здоровое поколение. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, стать знаменитым. О такое желание часто принимает уродливую форму. Сейчас же в нашей жизни всё большее внимание уделяется приобретению материальных благ.


Но очень часто, люди как бы обложив себя со всех сторон материальными благами забывают про свои собственные возможности. Способности, дарования человека проявляются и развиваются только в процессе деятельности. Пока ребёнок маленький он играет, а ведь в игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. Наряду с учёбой появляется и трудовая деятельность.



Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Инстинкт и разум.

У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек - существо биологическое и социальное;

б) человек - существо биосоциальное.

а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

Каждый человек способен сам выбирать себе жизненный путь. Любой шаг – выбор внутреннего спора между добром и злом, высоким чувством и низменными помыслами. Рассмотрим, что делает человека человеком — кратко? Любовь к жизни и окружающей среде, слияние с обществом с чистыми помыслами и разумом. Каждый человек рождается человеком, а вот жизненные принципы и его умение адаптироваться в любой ситуации, наряду с другими факторами создают в человеке нравственность, один из главных критериев в жизни общественного существа.

Как человек становится человеком?

Наедине со своим мышлением, человек сам воспитывает и формирует в себе те качества, которые делают человека человеком. Что для этого нужно, прежде всего:

  • любить и творить;
  • прощать и верить
  • уважать и защищать ближних;
  • уметь благодарить и быть благодарным;
  • быть ответственным и справедливым;
  • быть честным и совестливым.

Это, пожалуй, самые важные преимущества в развитии и самовоспитании человека. Также можно отнести и мудрость, но она приходит к человеку с годами. Кроме всего каждый человек первоначально способен:

  • обладать мышлением, разумом, членораздельной речью и сознанием;
  • к сознательной целенаправленной деятельности;
  • моделировать свое поведение;
  • выражать ценностное отношение к действительности;
  • предвидеть дальнейшие последствия своих действий;
  • удовлетворять потребности и духовные и материальные.

Каждому человеку присуще развивать в себе человеческие ценности и качества в процессе общения с себе подобными.

Каждый человек имеет право на выражение своих эмоций и чувств, именно эти качества дополняют полный образ человека. Помимо всего прочего необходимо иметь семью, ради которой человек готов творить и совершать все начинания.

Самыми простейшими требованиями к человеку является поддержка в чистоте внешнего вида и создании в своей жизни комфортных условий на протяжении своего жизненного пути. Человек должен быть готовым прийти на помощь любому, нуждающемуся, попавшему в беду или сложную ситуацию. Он должен прививать себе и своим детям такие качества как доброта, искренность, сострадание и отзывчивость.

  • Это интересно —

Что касается современных детей, они, обретая зрелость, лишь тогда становятся человеком, когда «впитывают» в себя опыт отцов. Это важно для нового поколения — это их жизненный пример. Они должны чувствовать обязанность самим сохранять и обогащать, передавать детям все, что им оставило старшее поколение, вплоть до благодарной памяти. Бесконечная наследственность поколений, скрепленных между собой духовным родством, мужественной готовностью к самоотречению ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.

Вообще, человек – это, по сути, животное (высокоорганизованное), которое обладает настоящим разумом.

Но есть именно то, что превращает человека в человека, что делает человека человеком:

  1. Творческие способности. Человек творит, облагораживая всю планету своими творениями. Благодаря человеку планета становится краше и ярче.
  2. Эгоизм. Почему эгоизм делает человека человеком? Потому что животным, например, это «чувство» чуждо.
  3. Интеллект. Говорят, что интеллект и у животных есть. Но он – другой. И его отличие, естественно, заметно и невооруженным глазом.
  4. Наличие жизненного смысла. Человек знает, ради чего живет, и идет к своей цели, преодолевая самые непредсказуемые препятствия.
  5. Сила воли. Какая это нужная вещь в каждой жизни! Сила воли помогает многого добиваться. А никому, кроме людей, это и не нужно….
  6. Дар общения. Только человек может общаться настоящим языком, который понятен обществу! Согласитесь, что это немаловажно на нашей земле.
  7. Четкое понимание поставленной цели и воплощение ее в реальность. Это вам говорит о чем-нибудь?
  8. Умение радовать. Особенно тех, кто дорог, близок и любим. Человеческое умение радовать оценит только человек.
  9. Мудрость. Она приходит не сразу и не ко всем. Но уже то, что человек хочет набраться мудрости, говорит о многом.
  10. Совесть. К сожалению, ей могут похвастаться не все. Чувство совести мучает, скажем так, избранных людей.
  11. Романтичность. Вы где – нибудь видели романтичность (именно романтичность!) в отношениях животных? В том-то все и дело…. Живая романтичность «принадлежит» исключительно людям, а не кому-то еще.
  12. Честность. Хорошо, если человек проявляет ее по отношению ко всем, а не к определенной «когорте» людей. Честность всегда заслуживала большого уважения. Кстати, об уважении.... И оно делает человека человеком.
  13. Наличие различных увлечений и хобби. Человек имеет полное право называть себя человеком, если чем-то увлекается. Потому что жизнь его, наверняка, в данном случае не проходит впустую.
  14. Адекватная самооценка. В принципе, понятие самооценки знакомо лишь человеку. И это уже давно не является каким-то секретом.
  15. Эмпатия. Что такое эмпатия? Вообще, это сопереживание человека человеку. Видите, сколько «процентов человечности» есть в этом слове? Это значит, что ничего больше объяснять не нужно.
  16. Альтруизм. Ничто и никто на свете, кроме человека, не знает, что такое альтруизм. А многие люди получают огромное удовольствие, проявляя это «волшебство».
  17. Взаимопомощь, помощь. Когда человек помогает другому, он часто слышит такое: «большущее спасибо! Ты – настоящий человечек!». Эти слова – дороже любых драгоценностей!
  18. Победа над инстинктивностью. Например, для животных занятие любовью – это инстинкт. А для человека это нечто выше.

Что нужно делать, чтобы быть человеком, чтобы заслужить право быть таковым:

  1. Улыбаться. Улыбка озаряет все вокруг. С улыбкой намного солнечнее жить. Если есть улыбка, то жизнь напоминает светлую весну.
  2. Мечтать. Мечты способны вдохновлять, смотреть на жизнь по-новому, поднимать настроение. Мечтайте, чтобы быть человеком! Исполняйте мечты других, чтобы быть лучше.
  3. Заботиться о близких. Забота об близких – святое дело! Проявляйте искреннюю заботу о родных вам людях, чтобы и человеком считаться, и «ангелом» называться.
  4. Приносить пользу. Польза и помощь – родные сестры. Помогайте людям, которые просят о помощи словами, жестами или глазами.
  5. Учиться. Учеба делает так, что человек действительно становится человеком. Мозг «укрепляется», а любопытство обостряется. Человек хочет узнать все больше и больше. Потому и идет все выше и выше по «ступеням» образования.
  6. Флиртовать. Что хорошего в флирте? Хотя бы то, что он научит некоторым навыкам поведения с противоположным полом!
  7. Работать. Дело не в том, что деньги правят миром. Эти «бумажки» нужны для того, чтобы дарить подарки, делать сюрпризы и покупать витамины своим родным и дорогим.
  8. Благодарить. Вежливость…. Ее, в последнее время, очень не хватает. Будьте вежливыми, чтобы вами восхищались.
  9. Просить прощения. Чувство вины нельзя подавлять или в стороне оставлять. Нужно просить прощения, если «виноватое» чувство вас душит до глубин души.
  10. Отвечать за слова, за действия. В любом случае! Какими бы они ни были! Не говорите и делайте то, в чем вы ничуть не уверены.

Человека человеком может сделать все. Даже самое негативное!

Но только если судить по оболочкам, по внешнему виду. А вы, вот, вспоминайте….. Что случается, когда вы говорите что-то плохое или делаете. Такое плохое, которое не забывается. Вам говорят:

1. Пожалуйста, учись быть человеком.

2. Веди себя по-человечески!

3. Где же делась вся твоя человечность?

Известно ли вам, что есть идеальные люди в мире? А они есть! Любимый человек всегда будет человеком, что бы он ни натворил. Даже после убийства или воровства человек будет считать и называть свою половинку человеком. Всегда будет поддерживать и никогда не предаст.

Любовь делает любого человека человеком! Когда человек влюбляется – он до неузнаваемости меняется. Он становится лучшим, чем был до влюбленности. Что случается с человеком в такой романтический период? Он:

  1. Тщательно следит за собой.
  2. Забывает подумать и вспомнить о себе, вспоминая и думая о любимом человеке.
  3. Стремиться быть красивым.
  4. Улыбается буквально каждому прохожему.
  5. Не идет, а летает на крылышках чувства любви.
  6. Делает миллионы добрых дел.
  7. Наполняет и знакомых, и незнакомцев сильной положительной энергетикой.
  8. Меняет свой имидж.
  9. Меняет образ жизни.
  10. Реже видится с друзьями.
  11. Поражает родственников и друзей своей внезапной задумчивостью.
  12. Считает себя самым счастливым и готов прыгать без остановки от счастья.

Если кто-то влюбился, но без взаимности, то он тоже остается человеком. Разница лишь в том, что конкретно этот человек страдает больше, чем те, кто влюбился «с ответом».

Хотите быть человеком? Любите и цените свою собственную жизнь. Оставляйте в ней только оптимизм и только позитив.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок