Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Цитаты Тургенева И.С. Писатели, критики, исследователи о Тургеневе: избранные цитаты Знаменитые фразы тургенева


Иван Сергеевич Тургенев - родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, Российская империя. Русский писатель, поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Автор книг - «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Провинциалка», «Муму», «Новь» и др. Умер 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Тургенев Иван Сергеевич

  • Добро по указу - не добро.
  • Горе сердцу, не любившему смолоду!
  • Старая штука смерть, а каждому внове.
  • Исключения только подтверждают правила.
  • Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • Слово "завтра" придумано для людей нерешительных и для детей.
  • Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.
  • Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.
  • Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
  • Настоящий человек, тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».
  • Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • Наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.
  • Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
  • О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.
  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, - и то не день, а мгновение.
  • Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
  • Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду.
  • Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бе себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.
  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!

210 лет назад, 1 апреля 1809 года, родился НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ: Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см). Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений - повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

Иван Тургенев считается классиком не только русской, но и мировой литературы. Среди самых известных его произведений не только романы, такие, как «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Дым», но и повести и рассказы, такие как «Записки охотника», «Муму», а также знаменитые «стихотворения в прозе»: сборник мелодичных афоризмов о любви, смерти и человеческом бытии. В своих произведениях Тургенев открывал читателю мир русского дворянства, а его женские образы, так называемые «тургеневские девушки», считаются эталонными описаниями российских дворянок.

О любви

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни. (Холостяк).

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь (Месяц в деревне).

Любовь и Голод — цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая — все та же, всеобщая жизнь. (Стихотворение в прозе "Два брата").

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (Отцы и дети).

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья (Дворянское гнездо).

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит (Рудин).

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни (Холостяк).

Жизнь женщины начинается только со свадьбы (Где тонко, там и рвется).

Нравится тебе женщина — старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — свет не клином сошелся (Отцы и дети).

Горе сердцу, не любившему смолоду! (Дворянское гнездо).

О жизни

Добро по указу — не добро (Стихотворение в прозе "Senilia").

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать (Новь).

Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать (Речь "Гамлет и Дон Кихот").

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают (Рудин).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Старая штука смерть, а каждому внове. (Стихототворение в прозе "Русский язык").

Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть (Из писем).

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать (Стихотворение в прозе "Senilia").

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости (Рудин).

Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе (Рудин).

9 ноября 1818 года родился выдающийся русский писатель и драматург Иван Сергеевич Тургенев .

Тургенев был одним из крупнейших отечественных литераторов XIX века. Созданная им художественная система оказала огромное влияние на развитие не только русского, но и западноевропейского романа второй половины позапрошлого столетия. Иван Сергеевич одним из первых начал изучать личность «нового человека» - его психологию и нравственность, а также ввел в широкий литературный обиход термин «нигилист».

Наиболее известными его произведениями являются романы «Отцы и дети», «Накануне» и «Дворянское гнездо», повесть «Ася», а также рассказ «Муму» и цикл «Записки охотника».

Мы подобрали 15 цитат из его книг:

  1. У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение. («Ася» )
  2. Воспоминаний много, а вспомнить нечего. («Отцы и дети» )
  3. Всякий человек сам себя воспитать должен. («Отцы и дети» )
  4. Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь. («Отцы и дети» )
  5. Случается, что человек, просыпаясь, с невольным испугом спрашивает себя: неужели мне уже тридцать… сорок… пятьдесят лет? Как это жизнь так скоро прошла? Как это смерть так близко надвинулась? Смерть как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее – когда захочет. («Накануне» )
  6. Время (дело известное) летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает – скоро ли, тихо ли оно проходит. («Отцы и дети» )
  7. Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. («Отцы и дети» )
  8. Видишь, что я делаю: в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его не набили, лишь бы пустоты не было. («Отцы и дети» )
  9. Как подумаешь: нет ничего на свете сильнее… и бессильнее слова! («Вешние воды» )
  10. Человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды. («Отцы и дети» )
  11. Любовь на всякий возраст имеет свои страданья. («Дворянское гнездо» )
  12. Русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно: дается оно не скоро и не всякому. («Дворянское гнездо» )
  13. Появление пошлости часто бывает полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними. («Отцы и дети» )
  14. Бесполезно доказывать предубежденному человеку несправедливость его предубеждений. («Рудин» )
  15. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. («Отцы и дети» )

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», - истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором <…>. В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, - что особенно редко и дорого - свежести непосредственного чувства, - делают его одним из высоких описательных поэтов везде <…>. Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с <…> каким-то суеверным обожанием. Это - поэзия <…> страны чернозема, потового труда земледельца <…>. Это - поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев ) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос <…>, уже смутно начинавший волновать общество <…>. Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике <…>. Не бурная, порывистая сила, а напротив - мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы <…>, и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству <…>. Нация, которая <…> породила такого писателя - и не его одного, - поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя <…>. Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские - это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, - и это сбило западных читателей Тургенева с толку <…>. Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа <…>, останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и <…> указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства <…>. Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

А.П. Чехов

Тургенев <…> связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была <…> неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли - тем и другим Тургенев обладал в высокой степени <…>. Больше же всего он был художником-поэтом <…>. Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, - все-таки его главная область - не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок