Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дополнительные формы организации обучения. Вспомогательные формы организации обучения Виды и характеристика вспомогательных форм обучения

Нестандартные уроки.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.

Типы нестандартных уроков:

1. Урок – «погружение». 11.Семинар.

2. Урок – деловая игра. 12. Экскурсия.

3. Урок – пресс-конференция. 13. Урок – «Поле чудес».

4. Урок – соревнование. 14. Урок – сомнение.

5. Урок – КВН. 15. Урок – диалог.

6. Театрализованный урок. 16. Урок творчества.

7. Урок – аукцион. 17. Урок – конкурс.

8. Урок – «суд». 18. Урок – «Парадокс».

9. Урок – концерт. 19. Урок взаимообучения.

10. Урок фантазия. 20. Урок – «Своя игра».

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации и методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой. Поэтому учителям следует их проводить, но не превращать нестандартные уроки в главную форму работы. Такие уроки требуют серьезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Вспомогательные формы организации обучения – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

а) Практикумы проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школы. Они отличаются большой самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий. Учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение.

б) Семинарские занятия обычно проводятся после изучения основных разделов программы (преимущественно по предметам гуманитарного цикла). Этот вид организации обучения позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить школьников выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои убеждения и суждения, приучает к самообразованию. Учитель сообщает учащимся тему и план семинарского занятия, рекомендует литературу. Занятием руководит учитель. В конце семинара подводятся итоги.

в) Факультативные занятия проводятся по выбору и желанию учащихся для расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, развития познавательных интересов, творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся. Занятия проводятся по специальным материалам, в которых предусматривается связь с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы.

г) Экскурсии.

Учебная экскурсия – это урок, но перенесенный в соответствии с учебной целью на предприятие, в музей, на природу.

Экскурсии различаются:

По учебному материалу (географические, исторические, литературные);



По месту их проведения (природа, производство, музей);

По основной дидактической цели (вводные или предварительные, текущие или сопровождающие, итоговые или заключительные).

При подготовке к экскурсии учитель определяет ее задачи, что будут наблюдать учащиеся, как обобщать и систематизировать свои наблюдения, место и срок проведения экскурсии, необходимое оборудование и снаряжение, продумывает маршрут (учебные экскурсии должны быть по возможности короткими: не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии).

д) Дополнительные занятия, консультации, собеседования проводятся, чтобы оказать учащимся помощь в учении. Дополнительные занятия можно использовать для удовлетворения потребностей учащихся в углубленном изучении отдельных тем, для устранения пробелов в знаниях. Они проводятся учителями во внеурочное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций, собеседований или самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.

е) Домашняя учебная работа – важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.

Домашняя самостоятельная работа выполняет следующиедидактические функции:

Закрепление знаний и умений, полученных на уроке;

Расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий;

Развитие самостоятельности мышления.

Требования к домашней учебной работе:

Задания должны быть небольшими, но содержательными;

Задания должны быть более простыми, чем те, что выполнялись в классе;

Задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей;

Необходим инструктаж для выполнения заданий;

Полезно индивидуализировать задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе;

Задание должно быть проверено учителем, что формирует у школьников ответственность и дисциплинированность;

Учитель должен знать, каковы формы помощи родителей в выполнении домашней работы.

Вспомогательные формы организации учебной работу - это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отме­чалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен­ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур­сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другиеформы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере­шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб­ных заведений и плюрализме форм организации учебного про­цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до­машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс­курсии, могут на время становиться основными формами орга­низации учебной работы.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т. д. В отличие от лабораторно-практических работ характе­ризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к вы­полнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник, в данном случае - рас­садник знаний). Проводится после изучения основных разделов (тем) про­граммы. Основными структурными элементами являются:

· вступительное слово преподавателя;

· сообщения (доклады) учащихся;

· работа оппонентов;

· подведение итогов.

Конференция (от лат. conferentia - собирать в одном месте). Посвя­щается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение -обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным во­просам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить ос­новные выводы и ключевые положения.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет дея­тельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства учителя (преподавателя).

К числу основных и стабильных видов внешкольных заня­тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав­ная ее цель - расширить и углубить знания, умения, получен­ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду­альные склонности, дарования и способности учащихся. До­машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь­ников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значе­ние, чем активная работа в классе.



Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп­ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

Расширение и углубление учебного материала, прорабо­танного в классе;

Формирование умений и навыков самостоятельного вы­полнения упражнений; .

Развитие самостоятельности мышления путем выполнения I индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про­граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

Выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы­резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развитая практики обучения озна­меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя­тельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидакти­ческих отношений. Однако серьезных доказательств бесполез­ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за­бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руко­водить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необ­ходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школь­ников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планиро­вать домашнюю нагрузку школьников.

Распространенным недостатком массовой практики являет­ся то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе/, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают путиих преодо­ления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа час­то оказывается неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использо­вать дифференцированный и индивидуальный подходы к опре­делению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней, нагрузки школь­ников начинают применяться ЭВМ.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного от­ношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению знаний по тому или иному предмету.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по со­держанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к пору­чениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету или специальности в целом (в начале обучения);

проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы или в заключение). Примерная структура экскурсии:

· вводная беседа преподавателя;

· цель и задачи экскурсии;

· особо важные объекты (предметы);

· порядок сбора нужного материала; *

· требования безопасности;

· порядок отчетности по результатам;

· самостоятельные наблюдения учащихся;

· обобщение результатов экскурсии.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии , хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия - древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработа­ны. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все­сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объек­том и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскур­сии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполне­ния заданий, подведение итогов экскурсии.

Методика проведе­ния экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самосто­ятельная работа по плану - наблюдение, составление соответ­ствующих схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного ма­териала и т. дЭкскурсия может быть фронтальной, групповой или мик­рогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностя­ми эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здо­ровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по от­дельным предметам, так и комплексные, включающие темати­ку нескольких смежных дисциплин.Важное значение имеет заключительный этап экскурсии-­подведение итогов и обработка собранного материала. Учащие­ся анализируют и систематизируют собранный материал, гото­вят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обоб­щающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную ли­тературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или про­изводственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые приглашаются представители производства или тех объектов, куда совершалась экскурсия.Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с уче­том пожеланий и интересов школьников, их родителей. Прак­тика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботани­ки, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, му­зыки, художественной гимнастики и т. д. При определении пе­речня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потреб­ностей и возможностей школы. Учитываются конкретные ус­ловия и задачи подготовки учащихся к практической деятель­ности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в теснойсвязи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации - учебной беседе, в которой во­просы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще все­го в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учи­тель направляет деятельность учащихся так, чтобы они само­стоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащих­ся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитыва­ет у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые отве­ты на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью про­верочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует встать с те­кущим проверочным опросом или обсуждением "вой или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обна­ружить пробелы в своих знаниях и устранять их.

УРОК-СЕМИНАР. В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную проработку материала прежде всего по учебнику. Работа осуществляется под непосредственным руководством учителя на основе тщательно разработанных им программ, которые по своему содержанию носят дифференцированный характер. Урок-семинар в системе школьного общего образования необычен и по своей организации. Он, как правило, проводится так: вначале учитель проецирует через кодоскоп задания на экране или же, разрабатывая серию карточек-заданий, выставляет их на общее обозрение класса. Учащиеся знакомятся с содержанием заданий, добровольно выбирают для себя те, которые им импонируют; затем рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником и записями лекций в тетрадях, другой учебной литературой, советуются друг с другом, обсуждают интересующие их вопросы заданий и время от времени консультируются с учителем, который подходит к отдельным группам, помогает им и поощряет их. Это позволяет учащимся вместе с учителем осуществлять глубокий анализ изучаемого материала, делать соответствующие выводы, находить методы решения, обогащаться опытом самостоятельного познания.В конце урока в пределах 12-15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание.Так проводятся уроки-семинары по отработке содержания учебного материала, первоначальное знакомство с которым произошло на лекции или лекциях.Что же является главным источником знаний на таких уроках-семинарах? Одним словом - УЧЕБНИК! Учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения учителем, являются источниками знаний по теме в целом. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает школьников к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, дискутировать, отстаивать свои суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность учителя в этих условиях заключается в том, чтобы так составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебнике и в той дополнительной литературе, которой учитель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет ученику выполнять задания. Но для такого выполнения требуется не простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка ученика в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.Естественно, на практике могут встречаться и другие виды уроков-семинаров: семинар-обсуждение результатов самостоятельно изученной темы; уроки-конференции, семинар-диспут по истории, литературе и др. Еще одна особенность любого семинарского занятия в школе заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок-семинар. И осуществляется этот контроль через систематические наблюдения учителя за ходом работы учеников, постоянную корректировку их деятельности. В конце каждого урока учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют задания по выбранной программе. Работа проверяется учителем. Часть учеников при этом учитель опрашивает устно. И в этом, и в другом случае учащимся выставляются оценки.

Урок лабораторно-практических занятий . Как и уроки-семинары, уроки лабораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения задач, урок выполнения различных упражнений, практикумы, уроки-драматизация, урок разыгрывания маленьких сцен и др. Общим признаком для всех этих уроков - соединение знаний учащихся с их практической, учебно-познавательной и общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в жизни.

Как известно, в современной школьной практике решение этой проблемы учителя видят в том, чтобы убедить учащихся в необходимости овладевать знаниями основ наук для того, чтобы потом, после окончания школы, продолжить специальное и профессиональное образование или немедленно по окончании школы использовать их в повседневном труде в народном хозяйстве. Но эта цель весьма отдаленна и не всегда представляется учащимся привлекательной. Поэтому необходимо изыскать пути, позволяющие учащемуся по ходу изучения того или иного учебного материала применять полученные знания для решения практических задач в своей ученической жизни, общественно полезной, научно-практической деятельности. И такой путь многие опытные, передовые учителя нашли. После изучения учащимися ряда учебных тем они дают своим ученикам тематические задания, которые выполняются ими вне урока, заменяя собою традиционную домашнюю работу по предмету.

Суть этих заданий состоит в решении практической проблемы с использованием полученных теоретических знаний. Например, дается задание разработать рекомендации по эффективному использованию химических удобрений в целях повышения урожайности той или иной сельскохозяйственной культуры на конкретном участке земли местного хозяйства. Аналогичное задание можно предложить учащимся по экологии, по оформлению деловых бумаг, сделок и т.д.

Среди дополнительных форм организации обучения следует выделить дополнительные занятия, консультации, домашнюю самостоятельную работу учащихся, учебные конференции, лекции, семинарские занятия, практикумы или практические занятия, лабораторные работы, экскурсии, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Необходимость домашней самостоятельной работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Учебная конференция является редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы.

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция , адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Практикумы, или практические занятия , применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся.

Лабораторная работа - это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.

Экскурсии представляют собой такую форму организации обучения, в процессе которой учащиеся посещают естественные (природные), хозяйственно-промышленные, культурные и общественные объекты с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера.

Коллоквиум (от лат. colоlguium – разговор, беседа) связан с проверкой теоретической готовности школьника к проведению практических занятий (например, по физике, химии, биологии, труду).

Зачет как дополнительная форма организации обучения проводится по отдельным разделам учебного предмета в соответствии с программными требованиями (объем знаний и практических умений и навыков).

Экзамены могут быть выпускными и квалифицированными. Их принимает не один учитель, а экзаменационная (квалификационная) комиссия.

К вспомогательные формам организации обучения относятся те формы организации обучения, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Диагностика качества обучения – это процедура точного определения результатов процесса обучения с учетом способов их достижения, выявления его тенденций и динамики.

Диагностика качества обучения направлена на реализацию следующих функций:

· образовательной;

· стимулирующей;

· аналитико-корректирующей;

· воспитывающей и развивающей;

· контрольной.

Проверка в структуре диагностики качества обучения – это процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии личности, степени достижения целей обучения.

Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно- познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Учет в структуре диагностики качества обучения – это фиксирование и приведение систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями, умениями и навыками и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения.

Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно

диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.

Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляемой и малоэффективной. Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.

Д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают межпредметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тематике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, суметь организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Методика проведения экскурсии зависит от темы, ди-

Диагностика и контроль

дактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро- и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.

Потребность в консультации - учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемого материала. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой

Раздел 2. Теория и технология обучения

и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает

Этапы и звенья контроля

универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок