Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Душечка безликая раба своих привязанностей. Анализ рассказа чехова душечка сочинение

Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г., относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова.

Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история «жизни в любви», вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки.

Тематика произведения

Основная тема произведения – любовь, которую Чехов противопоставляет ценностному вакууму общества. При этом сущность любовь в понимании главной героини состоит в умении давать любовь, а не получать.

Обладая даром видеть сложное в простом, Чехов в обыденной жизни обыкновенного человека находит и показывает то, что составляет суть этого человека, ради чего он живет.

Сюжетно-композиционное построение рассказа

В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.

Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.

Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?

Система образов рассказа

Основными героями произведения являются Ольга Семеновна Племянникова (Душечка), Кукин, Пустовалов, ветеринар, его сын Саша. Образ Кукина имеет комическую направленность. Образы других персонажей выписаны не так ярко.

Наибольшее внимание уделено образу главной героини. Образ Душечки сложен и противоречив. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению («у нее не было никаких мнений»).

В первых трех частях образ Душечки имеет две проекции: Чехов показывает трогательное и милое в этой женщине и одновременно подтрунивает над смешным и ограниченным в ней. Используя прием снижения, писатель сначала дает возможность проникнуться чувствами героини, но при этом показывает ограниченность и относительность этих чувств, и эта ограниченность не может не вызывать улыбки читателя. Ольга целиком растворяется в мире своего избранника, теряя при этом собственную индивидуальность. Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей. С помощью речевых деталей Чехов показывает изменение лексики Душечки – беседы на театральную тему при Кукине сменяются употреблением лесотехнических терминов при Пустовалове, а затем – разговорами о болезнях лошадей при ветеринаре Смирнине.

В четвертой части рассказа ирония исчезает. Душечка предстает перед читателем в новом свете – свете материнской любви. С появлением в ее жизни гимназиста Саши, лишенного родительской любви, в Ольге просыпается материнская любовь. «Ах, как она его любит!». Все прежние чувства кажутся ничтожными, ненастоящими в сравнении с этой последней любовью. Душечка реализует свой главный дар, так отличающий ее от мира обывателей, - способность к самоотверженной любви. Женщина в этом чувстве обретает себя. Душечка вырастает из ограниченной мещанки в истинно чеховскую героиню, вызывающую понимание и сочувствие.

Художественное своеобразие рассказа

Рассказ написан в художественном стиле. Художественное построение текста основано на чередовании лирической и комической тональности повествования. Своеобразие рассказа проявляется в повторении уменьшительно-ласкательных суффиксов, использовании приема повторения на всем протяжении рассказа, внимании к речевым деталям.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Сочинение

Рассказ «Душечка» Антон Павлович Чехов написал в 1899 г. Антон Павлович Чехов замыслил написание этого рассказа для того, чтобы высмеять мещанский быт, никчемное и бездумное существование человека. Героиня этого рассказа наделена достаточно ограниченным внутренним миром, у нее простые потребности в жизни и примитивные переживания. Чехов так описывает ее: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким мягким взглядом, очень здоровая». Имя ее было Ольга Семеновна или Оленька, но чаще ее звали Душечка.

В рассказе Антон Павлович Чехов удивительно тонко и органично переплел тонкую иронию и человечность. Чехов попытался открыть перед читателем внутренний мир героини, но при этом автор испытывает сожаление, потому что он представляет нам пустого человека.

Главная героиня рассказа «Душечка» обладала редким качеством: если она кого-то полюбила, то всегда становилась продолжением объекта своей любви; она всегда жила его заботами, мыслями и интересами. Но, к большому сожалению, своих забот, мыслей и интересов у нее не было.

Антон Павловйч Чехов открыто подшучивает над Душечкой, когда описывает ее первого мужа. За что она могла полюбить Кукина? «Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиво- ли»... Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком,И когда говорил, то кривил рот; и на лице всегда у него было написано отчаяние...» После того как Ольга Семеновна стала женой Кукина, она уже никогда не говорила про себя в единственном числе, а говорила только «мы с Ванечкой». Жили они в ладу. Она сидела в кассе, посещала репетиции и при любом удобном случае говорила своим знакомым, повторяя слова Ванечки: «получить истинное на- слаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре». Это счастье, по мнению Чехова, мещанское, и оно совершенно безоблачно. Но судьба не была благосклонна к Душечке: ее «Ванечка» скоропостижно умирает и оставляет безутешную вдову.

Но горе Ольги Семеновны (или просто Душечки) короткое, проходит немного более чем три месяца, и она влюбляется в своего соседа - в Пустовалова, который служит управляющим на лесном складе. Став женой Василия Андреевича Душечка с утра до вечера сидела в конторе, писала счета и отпускала товар. Теперь Душечка стала смотреть на мир глазами своего нового мужа: «Нам с Васич- кой некогда по театрам ходить, мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?» А. П. Чехов просто иронизирует над Ольгой Семеновной, ведь совсем недавно героиня была просто влюблена в театр. Но судьба вновь преподносит ей неприятный сюрприз: Пустовалов умер, и Оленька вновь вдова.

На этот раз Душечка проходила в трауре шесть месяцев и вновь полюбила. В этот раз объектом ее любви становится ветеринар Смирнин, который был женат, но по причине размолвки с женой жил один. Он снимал у Ольги Семеновны комнату во флигеле.

В городе, в котором жила Душечка, узнали об этом после того, как, «встретясь на почте с одной знакомой дамой, она сказала:
- У нас в городе нет правильного ветеринарного надзора...»

Ветеринара она звала «Володичкой». Однако счастье ее длилось недолго. Полк, в котором он служил, перевели, и он уехал навсегда. В итоге Душечка осталась одна. В душе ее «и пусто, и нудно, и отдает полынью...» Она постарела и подурнела.
Как диетологи относятся к зеленому кофе? ВРАЧИ раскрыли правду о "Зелёном кофе"!

Она постепенно стала сытой и скучающей мещанкой, которая только тогда живет, когда есть, о ком заботиться, есть кому «подарить» свою любовь. Неприятность такой жизни очевидна. Но А. П. Чехов не высказывает своего отношения к героине, а постепенно старается подвести читателя к пониманию своей авторской позиции. Он никогда не навязывает никому своего мнения. Многие поколения читателей расставляют для себя свои акценты в характере Душечки, выделяют для себя положительные и отрицательные черты в ее характере.

На первый взгляд кажется, что темы Душечки исчерпана. Такое мещанское счастье развенчано. Ее жизнь, которая лишена стремления к цели, бессмысленна. Антон Павлович Чехов противопоставляет ее героиням из «Трех сестер», «Невесты», «Вишневого сада».
Но Антон Павлович Чехов заложил в душу Душечки неисчерпаемый потенциал, с ее потребностью любить и быть нужной хоть кому-нибудь. М. Горький, характеризуя такой гуманизм Чехова, говорил: «Его скорбь о людях очеловечивает и сыщика, и грабителя-лавочника, - всех, кого она коснется».

Такой потенциал любви Ольги Семеновны полностью реализуется тогда, когда вышедший в отставку ветеринар селится у нее вместе с сыном и женой. И именно сын ветеринара, Саша, становится объектом ее большой и в то же время бескорыстной любви. «Оленька поговорила с ним, напоила его чаем, и сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын». Саша пошел в гимназию. И ни одна из ее привязанностей из прошлого не была так глубока.

Своей кульминации рассказ «Душечка» достигает в конце. Саша живет у Ольги Семеновны. «За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления». Жизнь ее пуста, если ей не о ком заботиться. «...Мать требует Сашу в Харьков... О господи!» Она в отчаянии; у нее холодеют голова, ноги, руки, и кажется, что несчастнее ее нет человека во всем свете. Но проходит еще минута, слышатся голоса; это ветеринар вернулся домой из клуба. «Ну, слава богу»,- думает Оленька. От сердца мало-помалу отстает тяжесть, опять становится легко; она ложится и вспоминает о Саше, который «спит крепко...»
Та ли это Душечка, а может это совсем другой человек?

Душечка, в образе которой Антон Павлович Чехов, задумал осмеять «пошлость пошлого человека», вырастает в конце рассказа в героиню, которая вызывает сочувствие.
Чехов очень часто недоумевал, почему его комедии вызывают не приступы смеха, а слезы.

Такую особенность таланта А. П. Чехова отметил Л. Н. Толстой. Он сравнивает Чехова с библейским жрецом Валзамом, который хотел проклясть народ, но вместо проклятия благословил, ибо Бог тронул уста его. То же произошло и с А. П. Чеховым: он хотел высмеять человека с нищей душонкой, но правда созданного его талантом характера оказывается сильнее этого замысла.

Мы, взрослые люди, годами в ожидании близкого нам по духу и судьбе человека, и мы столько сил и энергии тратим на то, чтобы повстречать Единственного и Неповторимого. И вот свершилось: встретили! А что будет в процессе проживания? Что же? Схема почти всегда одинакова: проходит романтический период, полный любви и обожания, и через два-три года экстаз начинает угасать. Как же сохранить яркие, трогательные отношения? Обязательно ли заключать брак, надо ли жить вместе? Какие опасности таятся в разных вариантах отношений?
Что ожидает женщина от встречи с мужчиной?
1. Он будет заботиться обо мне.
2. Все свое внимание уделять мне.
3. Одаривать комплиментами, подарками.
4. Защищать меня.
5. Спасет меня, и мои страдания закончатся. И так будет всегда.
Что ожидает мужчина от встречи с женщиной?
1. Она будет доверять мне.
2. Заботиться обо мне.
3. Понимать, что со мной происходит.
4. Слышать и слушать.
5. Поддерживать в моих целях.
6. Смотреть глазами, полными любви и обожания. Тогда я готов ради нее на подвиги.

В браке Человек не желает показать свою слабость, пытается скрыть её следующим образом:
1. Заискивать, чтобы партнёр не сердился (примиритель - миротворец).
2. Обвинять так, что партнер почувствовал бы силу (обвинитель).
3. Рассчитать всё с конечной целью, чтобы окружающие поняли, что вы справились с угрозой, не причинив никому вреда, Попытка укрепить собственную самооценку, используя громкие слова [расчетливый (компьютер)].
4. Отвлечься и проигнорировать угрозу, вести себя так, будто её и нет. Возможно, если вы будете продолжать такую линию поведения достаточно долго, угроза и вправду исчезнет (нарушитель и отвлекатель).
Wile (1981) приводит 3 типа партнёрских связей, которые отчетливо проявляются в реакции на конфликты.
1. Взаимное уклонение. Оба партнера уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, отворачиваются, чувствуют неудовлетворенность, но не выказывают друг другу своего беспокойства и обиды.
2. Взаимное обвинение. Партнёры открыто проявляют свою злость и неудовлетворённость, подчеркивая свои требования, нередко это ведёт к деструктивным ссорам.
3. Требование и уклонение. Один из партнёров активно реагирует на обстоятельства и стремиться сблизиться с другим, выдвигает требования, аргументируя их, или предъявляет жалобы, другой - отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Чем больше один уклоняется, тем сильнее другой стремиться к нему приблизится и наоборот.
Мишинова (1978) так же выделяет 3 типа нарушений супружеских отношений:
1. изоляция: партнеры испытывают эмоциональную отчуждённость;
2. соперничество: доходит до открытых стычек и споров;
3. псевдокооперация: один из партнёров, например подчиняется, несмотря на то, что испытывает внутреннее несогласие, а внешне это выглядит сотрудничеством и согласием (с. 148-149).
Plzak (1973) ввел в практику понятие эмоциональная зависимость партнеров от брака. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечёт за собой развод: учитываются привлекательность, экономические стороны, а так же возможность нахождения другого, более подходящего партнёра. У женщин - это красота, очарование, типично женское поведение, обаяние, нежность, у мужчин - ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если чрезмерная зависимость наблюдается только у одного партнера то возможность "обреченного брака" возрастает. Излишне зависимый партнёр стремится вынудить другого к доказательствам любви, ревнует, провоцирует ревность у одного партнера, требует, приказывает, упрекает, вызывает споры и ссоры, втягивает детей. Нередко он страдает невротическими нарушениями, плачет, требует сочувствия, угрожает самоубийством и становится для своего менее зависимого партнёра всё более отталкивающим.
Излишне зависимый партнёр должен признать свою фактическую зависимость и действовать в соответствии с этим. Он должен сделать желательным для своего независимого партнера продолжение брака своей терпимостью и приятными позитивными стимулами. Психолог при терапии зависимого партнёра может снизить зависимость путем поддержания у клиента чувства собственного достоинства и подкрепления своей значимости в различных сферах деятельности семьи с помощью систематической групповой психотерапии.

Все мы без исключения желаем чистой и бескорыстной любви. Почему люди читают рассказы А.П.Чехова о любви? Наверное, потому, что чеховские рассказы и повести о любви отзываются в каждом человеке, каждом сердце, в каждой душе. Мы желаем такой любви, которая поглотила бы нас целиком и длилась всю жизнь. Никому не хочется, чтобы его полюбили только на время, на несколько месяцев или лет. Едва ли это можно назвать любовью. Нет никого, кто мечтал бы быть лишь отчасти любимым. Мы мечтаем о любви, которая переполнит и опьянит нас, и хотели бы оставаться влюбленными всю жизнь. Есть ли на свете кто-нибудь, кто не хотел бы этого?
А.П.Чехов в своих произведениях создал Мир Чистой и бескорыстной любви, взаимоотношений людей и их судеб. Рассказ «Душечка» был написан А.П. Чеховым в 1899 году.
Главная героиня мечтает о любви, которая захватила бы все ее существо и дала бы ей мысли.
Многие мужчины мечтают о такой идеальной женщине из произведения А.П.Чехова «Душечка».
В центре рассказа Чехова «Душечка» находится Ольга Семеновна Племянникова, которая симпатична во всех отношениях для многих мужчин. Её добрая, сияющая улыбка, которая никогда не сходила с её лица, не могла никого оставить равнодушным.
Оленька постоянно любила кого-либо и не могла без этого. Постоянно нуждалась в любви и ласке. Она постоянно заботилась о дорогом ей человеке, ухаживала за ним и была всегда любимой.
«Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в промгимназии, любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая».

Но судьба Ольги Семеновны выдалась сложной – её мужья и сожители постоянно уходили от неё то «в мир иной» [один муж умер, когда поехал набирать актеров для своего театра (Ванечка Кукин), другой (Васечка Пустовалов - управляющий-лесозаготовитель) простудился и умер], а то и к вольной жизни (полковой ветеринар Володечка Смирнин).
Олечка всех своих мужчин любила и была по-настоящему привязана к ним. Взаимно и они, мужчины, были по-настоящему счастливы с ней.
Она без любимого «не могла спать», и « сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха».
Имея незаурядные деловые способности, Олечка, во всем помогала своим мужчинам добиться успеха в жизни и судьбе.

Ольга Семеновна - женщина, всю душу которой составляют другие люди. Она по любви выходит замуж за театрального предпринимателя Кукина. Он заполняет всю ее жизнь. Она понимает и разделяет все его проблемы («Разве публика понимает это? Вчера почти все ложи были пустые»). Но Кукин умирает. Ольга Семеновна впадает в траур («Голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила!»).
Но вскоре она снова влюбляется. Теперь в управляющего лесным складом Пустовалова. Теперь Пустовалов заполняет всю ее душу. Они женятся. И, так как душа Ольги Семеновны заполнена новым мужем, она начинает вникать в вопросы торговли лесом («…каждый год ездить за лесом в Могилевскую губернию. А какой тариф!»). Но и Пустовалов умирает. Ольга Семеновна снова впадает в траур («Как же я буду жить без тебя, горькая я и несчастная»).

Российский современный психолог Ф.Е.Василюк утверждает, что Ольга Семеновна Племянникова,принадлежит к целостному типу личности. Ценностный тип личности: внешне трудный и внутренне постой жизненный мир. Когда реальность мира требует терпения, человек не знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести - простота внутреннего мира освобождает его от всевозможных внутренних препятствий и ограничений (когда человеку все материальные блага достаются от родителей). Жизнь ставит для субъекта только один вопрос: "Как сделать, как достичь?". Фанатизм и маньячество, пишет Василюк, возникают тогда когда одна какая-нибудь потребность получает доминирующее положение с большей интенсивностью, чем остальные потребности (абстрактная идея, убеждение). Фанатики бывают не только личностями определенного склада, но и субъекты в определенном состоянии личности т.е. в нормальном и патологическом состоянии с "импульсивным влечением", подчиняющие свое поведение и сознание убеждению или абстрактной идеи.
При ценностном типе жизненного мира сложность внутреннего мира субъекта при внешнем легком мире выражает его выбор между Правдой жизненных ситуаций и реальным самопожертвованием ради своей жизни. Василюк приводит пример из чеховской Душечки. Душечка в рассказе А.П.Чехова, легко и просто забывает свои переживания и переключается на более доступный субъект (с умерших мужей, на приятеля ветеринара а затем к его сыну-ученику, отдавая им свою заботу и любовь). Пренебречь, пожертвовать одному свой жизненный мир для неё нет надобности, так как Душечка не способна удерживать более одного отношения с близким человеком. Все у неё рассчитано и материально выверено, ведь жить надо получая все "здесь и сейчас". В её жизненном мире нельзя одуматься и опомниться в нем наблюдается очередность переживаний.
Но она снова полюбила. На этот раз поссорившегося с женой ветеринарного врача Смирнина. Но их любовь продолжалась недолго. Его полк вскоре был далеко переведен, и он был должен уехать из города. После отъезда Смирнина Ольга Семеновна впадает в депрессию и только случай помогает ей выздороветь.

Прошло полгода и вскоре вернулся Смирнин: «подал в отставку и
приехал попробовать счастья на воле, пожить оседлой жизнью». Он приехал отдавать в гимназию сына Сашу и поселился у Ольги Семеновны. Саша стал ходить в гимназию. Его мать уехала в Харьков к сестре и не возвращалась.
Теперь она начала жить гимназическими печалями и радостями этого мальчика Саши. «За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления».

Оленька берет Сашу к себе во флигель. В ней просыпаются материнские чувства, и мальчик становится новой привязанностью Оленьки. Оленька вновь расцвела и помолодела; знакомые, встречая ее на улице, испытывают, как и прежде, удовольствие и называют Ольгу Семеновну душечкой.
Ольга Семеновна не может не жить жизнью другого человека, не переживать его проблемы. В рассказе ее все называют Душечкой потому, что ее душа открыта для другого человека. И ее нельзя охарактеризовать более точным словом. Она не может жить только для себя. От такой жизни она впадает в депрессию. Её жизнь - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.

Душечка -Ольга Семеновна - русская Психея.
Название Душечка наиболее глубоко передаёт манеру душевного поведения героини, которое просвечивает во всех её поступках, придаёт особое обаяние всему тому, что она говорит и делает, и пленяет всех, кто оказывается рядом с ней. Обворожительность и грация женской души концентрируется в этом снабжённом уменьшительным суффиксом ласкательном имени, воздействие которого на нас гораздо сильнее, нежели любого имени собственного. Исследователи правомерно проводят параллель с её архетипом Психеей, считая Душечку её приземлённым небесным двойником, соответствующим более низкому уровню

Золтан Хайнади (1944) пишет, что
"Афродита поручила своему сыну, Эросу, чтобы тот воспламенил в Психее любовь к самому убогому из убогих мужчин на свете, однако красота девушки покорила самого Эроса. Аллегория пути Души, ведомой любовью, имела большое влияние на искусство.
В последний период своего творчества Чехов создаёт рассказ «Душечка» (1899), причисляемый Толстым и Буниным к ряду наилучших. Название «Душечка» наиболее глубоко передаёт манеру душевного поведения героини, которое просвечивает во всех её поступках, придаёт особое обаяние всему тому, что она говорит и делает, и пленяет всех, кто оказывается рядом с ней. Обворожительность и грация женской души концентрируется в этом снабжённом уменьшительным суффиксом ласкательном имени, воздействие которого на нас гораздо сильнее, нежели любого имени собственного. Исследователи правомерно проводят параллель с её архетипом Психеей, считая Душечку её приземлённым небесным двойником, соответствующим более низкому уровню (Poggioli 1957, Winner 1966, Jackson 1967). Интертекстуальный анализ развеивает все сомнения относительно этой связи.
Душечка по-гречески Psyche, по латыни anima - субстанция души: первобытный спиритуальный символ, принцип женственности (душа в русском языке женского рода, дух - мужского). Другое значение слова psyche - бабочка, поэтому в греческом фольклоре душа изображена в виде бабочки. Любовь является одним из самых основополагающих принципов человеческого существования, в то же время душа привязана к смертному существованию бабочки. Однако у человека архаических времён имелся более абстрактный геометрический символ для изображения души, а именно яйцо или шар (круг, кольцо), которые символизировали полноту, изначальное единство, господствующее во вселенной равновесие.
Душечка это не тип, а целый вид, писал Немирович-Данченко автору, с именем коннотируется и её фамилия Племянникова (Чехов 19741983; Письма 10/409). Это верно, она genus, имеющий разнообразные виды (species). Эта фигура матери и анимы в равной степени воплощают в себе Россию-мать, определяющую русскую национальную идентичность и выступающую в главной роли в эстетике символистов вечную женственность и земную разновидность Софии: теллурическую мать-землю. Начальным лабиальным О имени героини Чехов подчёркивает женственно округлые, овальные черты Оленьки (Ольги, Оли), что одинаково подтверждается внешней и внутренней характеристикой: тихая, добродушная, с кротким, мягким взглядом, очень здоровая, полные розовые щёки, мягкая белая шея с тёмной родинкой, добрая наивная улыбка и так далее (10/103).

Человеческая судьба и глубина характера сгущаются в кажущиеся незначительными детали. В серости будней обыкновенного человека писатель был способен уловить внезапно освещающий суть чрезвычайно значимый момент, когда в несущественности бытия вдруг проблескивает суть. Его герои показаны беспристрастно, лишены нравственного осуждения, но всегда находилось слово, жест или деталь, которые вскрывали бы сущность их личностей. Однако современники не обратили внимания на эту психологическую глубину, потому что Чехов спрятал её под поверхностью

Мнения современников о героине рассказа “Душечка” (1898) оказались резко противоположны. Рассказ нравился практически всем, над ним смеялись и плакали. Но что является в Душечке главным и как автор предлагает к ней относиться, - на этот счет высказывалось и продолжает высказываться немало взаимоисключающих суждений.

Душечка - безликая раба своих привязанностей? (Так воспринимал героиню рассказа Горький.)

Душечка - непостоянное, беспринципное существо? (Такой предстает она в отзыве Ленина.)

Душечка - воплощение истинного предназначения женщины?

(Такой ее увидел Л. Толстой.)

Многозначность образа и произведения, возможность разностороннего понимания и толкования - свойство творений высокого искусства. Недаром Лев Толстой поставил образ Душечки рядом с образами Дон Кихота и Санчо Пансы, с образом шекспировского Горацио из “Гамлета”. Толстой утверждал, что осмеяние присутствует в основе замысла “Душечки”, но полагал, что рассказ получился не таким, каким его задумывал Чехов. “Душечку” он считал шедевром, но получившимся как бы помимо или вопреки авторским намерениям, “бессознательно”: задумывалось осмеяние - получилось восхваление.

Итак, что в этом рассказе: осмеяние, любование? И что главное в Душечке? И еще - действительно ли образ получился именно таким вопреки воле автора или намерение Чехова выразилось вполне определенно и дело в том, чтобы почувствовать, угадать, увидеть это намерение?

Как можно его увидеть? Вслушиваясь в тот язык, на котором автор говорит с читателями, - язык художественных средств, приемов. Повторение - излюбленное Чеховым художественное средство - в рассказе “Душечка” является едва ли не основным способом построения произведения.

История рассказывает о смене четырех привязанностей Душечки. Антрепренер, лесоторговец, ветеринар, маленький гимназист поочередно входят в ее жизнь, потом покидают (или могут покинуть ее) - так задана четырехчастная композиция рассказа. Поскольку каждая из четырех частей-ситуаций складывается по одинаковой схеме (понимание Душечкой чужого положения - жалость или сочувствие - любовь - воспроизведение чужих мнений - конец), уже где-то к середине второй из них читатель настраивается на ожидание повторения. И не ошибается; а потом это читательское ожидание оправдывается еще раз.

И чаще всего, прибегая к повторению, писатель рассчитывает на комический эффект. Монотонность, ожидаемость ситуаций, однообразие действий, помноженное на как бы механическую заданность их воспроизведения, - все это настраивает читателя на ироническую реакцию.

На повторении основана не только композиция “Душечки”. Повторы - большие и малые - встречают нас с самого начала произведения.

Первые же слова чеховского рассказа содержат незаметную подсказку и о среде, в которой будет происходить действие, и даже о тональности дальнейшего повествования. Делается это также при помощи повторения - в данном случае суффиксов. Душечка, Оленька, на крылечке: уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторенные в заглавии и в первой фразе, настраивают на рассказ о знакомых читателю обстановке и типе людей, о среднем и обыденном.

Но если читатель поддался обаянию этих суффиксов и уже настроился на сентиментальный лад, на умиление и любование, - автор немедленно перебивает это ожидание.

Тут же возникает персонаж с нелепой фамилией Кукин (нелепой именно в соединении с экзотическим для русской провинции и претенциозным названием “Тиволи”). И вновь нужный автору эффект достигается с помощью повторения. Уже на первой страничке Кукин, как цирковой клоун-неудачник, трижды проваливается, трижды оказывается жертвой ненавистных ему враждебных сил - дождливой погоды и невежественной (т.е. равнодушной к его затеям) публики. Ясно, что такое повторение ведет к несомненно комическому восприятию этого персонажа и всего, что с ним происходит.

Итак, уже на первой странице рассказа (а всего в нем этих страничек 12) устанавливается его основная тональность, основной принцип, по которому будет вестись повествование. Этот принцип - не единый тон рассказа, допустим лирический, сентиментальный или, наоборот, только иронический, насмешливый. Это соединение противоположных тональностей, сменяющих, а точнее, перебивающих одна другую: то серьезной, то иронической; то лирической, то комической. По этому принципу строится повествование в “Душечке”, и именно такое художественное построение помогает понять авторский смысл произведения.

Первой страницей не ограничивается использование повторений в этом рассказе. Повторяются не только слова и ситуации. Чехов чередует описание одноразовых событий или сцен с тем, что происходит обычно, повторяется всегда или часто. Так на чередовании однократного с повторяющимся автор строит художественное время в рассказе.

Свой отчаянно-истерический монолог в предчувствии опять надвигающегося дождя Кукин произносит перед Оленькой “одним жарким вечером”. Но потом мы узнаем, что все повторилось и на второй день, и на третий. Также в один прекрасный день Оленька почувствовала, что полюбила этого страдальца. Но далее мы узнаем, что она всегда кого-нибудь любила “и не могла без этого”. Четырежды повторяется слово “любила” - так автор обозначает главное содержание Оленькиной жизни. И удовольствие, которое испытывал всякий при взгляде на нее - и мужчины, и знакомые дамы, - обозначается как реакция, неизменно повторявшаяся. Предложение, которое ей сделал Кукин, их венчание, его поездка в Москву в Великий пост, телеграмма с известием о его смерти - события однократные. А все, чем было заполнено время в промежутках между этими событиями, обозначено как постоянно повторявшееся: и хлопоты Душечки в саду, в театре, и то, как она, слово в слово за мужем, бранила публику или восхваляла театральное дело, и то, как актеры называли ее “мы с Ваничкой” и “душечкой”, и ничем не устранимая склонность Кукина жаловаться на судьбу, и то, как она его жалела и утешала...

“Однажды” здесь выступает синонимом “всегда”. Так обычно Чехов организует время в своих рассказах: получается сложная, емкая краткость - целые судьбы, изложенные на нескольких страницах.

Дважды говорится в этом описании “жили хорошо”. Это уже повторение некоторой оценки. Конечно, здесь “хорошо” отражает точку зрения героини: это она от такой жизни “полнела и вся сияла от удовольствия”, спутник же ее на этом жизненном отрезке лишь “худел и желтел и жаловался”. Потом, также дважды, это “хорошо” повторится в описании следующего отрезка жизни Душечки, уже с лесоторговцем Пустоваловым; и станет окончательно ясно, что “хорошо” в ее мире, с ее точки зрения, - это когда ей есть кого любить и о ком заботиться. И, встречая в очередной раз такое “хорошо”, читатель готов воспринять его не в прямом смысле, а с долей иронии.

Так что намеченный в начале рассказа принцип: дать читателю проникнуться чувством, испытываемым героиней, но затем обязательно обозначить относительность, ограниченность этого чувства, улыбнуться над этой ограниченностью - последовательно соблюдается.

Даже телеграмма о смерти Кукина, сделавшая Душечку глубоко несчастной, содержит нелепо-смешные слова “сючала”, “хохо-роны”. Эти “хохороны вторник”, кстати, странно повторяют ранее уже связанный с Кукиным мотив. Свой монолог с жалобами на судьбу он произносил во второй день разговоров с Оленькой “с истерическим хохотом”. Как будто эхом-повтором с того света звук этого кукинского истерического хохота отозвался в телеграмме.

И далее повторяется этот прием снижения, обозначения относительности чувств героини и того, как она сама оценивает происходящее. О чувстве одиночества и пустоты, владевшем Оленькой после того, как ей некого стало любить, сказано: “И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни”. Сами чувства высокого порядка, а объяснение их - через растительно-животные ассоциации. Снова снижение, снова ироническая улыбка. Фразы, подобные этой, объединяют в себе не однозначную, а двойственную (сочувственно-ироническую) характеристику и оценку.

Так повторения становятся главным организующим принципом рассказа - от его композиции в целом до способов характеристики героев, от соотнесенности отдельных абзацев до перекличек внутри одного предложения.

Но не только целям иронии по отношению к героине служат художественные средства, применяемые автором, и главное среди них - повторения.

Повторения в искусстве (не обязательно только в словесном) служат созданию ритма отдельного отрывка или произведения в целом. Что-то (какая-то группа звуков, слов) должно несколько раз повториться, чтобы у слушателя, читателя возникло ощущение ритма, лежащего в основе данного произведения. И тогда художник, добиваясь нового, более сильного воздействия, может прибегнуть к следующему приему - к нарушению ритма, отклонению от заданного ритма. И Чехов не раз к нему прибегает.

Ритм в построении “Душечки” - четыре, приблизительно сходные по началу, развитию и концовке, эпизода в жизни героини. Но вот посреди второго эпизода возникает мотив - упоминание о мальчике, лишенном родительской любви, - мотив, который, как потом окажется, откликнется в эпизоде четвертом и последнем и который придаст совсем особый смысл облику героини и итоговому к ней отношению.

Именно этот мальчик станет новой, последней и самой главной привязанностью Душечки. Казалось бы, с помощью повторений заданный ритм полностью воспроизводится и в этой части рассказа. Душечка сначала сочувствует появившемуся на ее пути человеку, потом ею овладевает любовь к нему (“сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось... она смотрела на него с умилением и с жалостью...”), и эта любовь сопровождается полным переходом к его кругу понятий (“Островом называется часть суши...”).

На самом деле ритм в этом эпизоде резко нарушен. Душечкой овладевает неведомая ей прежде любовь, материнская, - нечто совсем отличное от любви к ее бывшим мужьям. И по отношению к этой последней любви (“точно этот мальчик был ее родной сын”) все прежние кажутся ничтожными, неподлинными.

В этой части как бы отменяется заданный в прежних эпизодах способ воссоздания чувств героини. Прежде после передачи этих чувств и ощущений Душечки - чаще всего умиления, довольства, приятности - в повествовании обязательно следовало что-то, эти чувства и ощущения снижавшее, отменявшее. Перебивы, иронические снижения последовательно сопровождали все предыдущие характеристики внутреннего мира героини. Образ Душечки представал в двояком освещении: трогательное и милое в ней было неотделимо от смешного и ограниченного. Лирическому началу в повествовании о ней неизменно сопутствовало начало ироническое.

Но в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе.

“Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает - почему?”

В своем главном свойстве - любвеобилии - Душечка не изменилась. Осталось неизменным и другое свойство ее души - “покоряться” без остатка тому, кого полюбит. Об этом свойстве напоминают следующие же абзацы, в которых Душечка рассказывает, встречным “об учителях, об уроках, об учебниках, - то же самое, что говорит о них Саша”, и плачет с Сашей, когда готовит вместе с ним уроки. Чеховская усмешка остается в повествовании о Душечке до конца, но она уже не отменяет того понимания, сочувствия героине, к которому автор привел нас в последнем эпизоде своего рассказа, понимания того, в каком соотношении находятся в Душечке ее свойства, какое из них является главным, а какие - сопутствующими. Только с появлением Саши по-настоящему реализовалось и развернулось главное дарование Душечки - способность к самоотверженной любви.

Так что же, “Душечка” - рассказ об этом даре, который дается не каждому, а в таком исключительном сгущении вообще редко встречается? Да, это рассказ именно о человеке, способном любить до самозабвения. И о тех смешных, забавных и нелепых проявлениях, которые принимает в реальной действительности эта способность. Смешны и ничтожны прежде всего избранники Душечки, а она смешна в той мере, в какой перенимает их образ жизни и видение мира. Главное же в ней - неисчерпаемый запас любви.

В искусстве сила любви нередко измеряется готовностью умереть за любимого человека. Оленька искренно убивается после смерти и Кукина и Пустовалова, и в своих причитаниях - как риторическую фигуру - она вполне могла высказать желание уйти вместе с ними в мир иной. Но умереть ради Кукина или Пустовалова выглядело бы действительно нелепостью. А истинность любви к Сашеньке подтверждается именно готовностью отдать за него жизнь - “с радостью, со слезами умиления”. Это-то и говорит о подлинности и причастности самому высокому последнего чувства Душечки.

Душечка живет в той же среде, среди людей такого же склада и уровня, что и Ионыч. Силу этого окружения, невозможность вырваться из навязанных им форм жизненного поведения испытывают на себе и Ионыч и Душечка: он - попытавшись сопротивляться и противостоять этим формам, она - принимая их добровольно и с радостью. Но обрисованы эти два героя Чеховым по-разному, и разные стороны своего представления о мире воплотил в них писатель.

“Ионыч” - рассказ о поражении в жизненной борьбе, он строится как повествование о незаметной, но неумолимой деградации человека. С Душечкой такой деградации не происходит. Необыкновенный дар, который она несет в себе, позволяет ей не просто сохраниться неизменной, а найти в убогой обыденной жизни применение этому небесному дару. Обладание таким даром действительно высветляет и возвышает ее, хотя чаще кажется, что она - плоть от плоти этого жалкого и ничтожного мира.

Толстой, руководимый своими взглядами на назначение женщины и очарованный в чеховской героине даром любви-самоотвержения, не хотел осмеяния того, что считал святым и прекрасным. Он объяснял неоднозначное освещение героини рассказа тем, что Чехов хотел написать одно, вышло же у него благодаря вмешательству “бога поэзии” другое: мол, Чехов хотел посмеяться над Душечкой, в результате же ее возвеличил. Но Чехов-художник, конечно же, остался в полном обладании искусством изображать сложное в простом. Он писал не о том, какой должна быть женщина. Что женщины могут быть совершенно другими, он показал - мимоходом, мельком, но вполне отчетливо - в образе жены Смирнина, матери Саши. Ей не отпущено любви: ни к мужу, ни к ребенку, - хотя она-то, вполне возможно, и могла бы проявить себя в какой угодно общественной или профессиональной области.

Все равно - читатель сочувствует не ей, а Душечке в открытом и тревожном финале рассказа: неужели неумолимый ритм не будет нарушен и Душечка лишится того, что наполняет ее жизнь, и на этот раз, как в трех предыдущих случаях?

Рассказ А. П. Чехова «Душечка» вошел в 9 том собрания сочинений писателя. Главная героиня Ольга Семеновна Племянникова проживает в родительском доме неподалеку от сада «Тиволи» в Цыганской слободке. Эта милейшая, приветливая девушка. За ее кроткий нрав и покладистый характер соседи прозвали «душечкой».

Чехов раскрывает образ девушки, рассказывает о ее судьбе то с иронией, то с трагическими нотками.

Оленька Племянникова предстает перед нами как человек, для которого смысл жизни заключен в любви к другим людям. Она живет проблемами, заботами родных. Ее любовь искренна, без притворства. Будучи еще юной девушкой, она любит папеньку, тетушку, которая живет в Брянске, своего преподавателя французского. Затем влюбляется в театрального импресарио Кукина, живущего по соседству во флигеле. Человека малопривлекательного: ростом невысоким, худощавого телосложения, с зачесанными висками и желтоватым лицом. Этого вечно недовольного, ворчащего человека. Он постоянно жалуется то на дождливую погоду, на то, что люди не идут в его театр.

Сама не замечая, Оленька буквально растворяется в его проблемах. Она заражается презрительным отношением мужа к посетителям театра, постоянно повторяет дословно его слова. Посещает репетиции и делает замечания, если сцены слишком фривольны. Актеры пользуются ее добротой, берут деньги в долг, но отдавать не спешат. Между собой они называют ее «мы с Ванечкой». Эта фраза постоянно звучит и в разговорах самой девушки. Узнав о смерти мужа, Душечка теряет смысл жизни, ее внутреннее содержание.

Пустоту, образовавшуюся в душе необходимо заполнить, и Оленька находит утешение в новой безрассудной любви к лесоторговцу Пустовалову. Ее буквально поглощают его проблемы. Теперь ее заботами стали продажа леса, цены на него. Но и жизнь с Пустоваловым продолжается не долго, он умирает. И Душечка вновь теряет смысл жизни.

На смену этой любви приходит любовь к ветеринарному врачу Смирнину, который поссорился с женой. Теперь ее проблема – плохой ветеринарный надзор в городе. Но и эта связь длится не долго, врача переводят в другой город. Жизнь Ольги Семеновны вновь теряет смысл, она чахнет и стариться. Однако Смирнин вновь приезжает в город вместе с сыном Сашей. Они поселяются во флигели рядом с домом Оленьки. Мальчик поступает в гимназию. Душечка с головой уходит в гимназические проблемы Саши, живет его радостями и печалями, сетует соседям на сложности обучения. В ее речи звучат слова «мы с Сашенькой», она постоянно цитирует выдержки из учебников. Ее мечты направлены на будущее Саши. Ольга видит его инженером или доктором, в большом доме, женатым, имеющим детей. Одно лишь тревожит женщину, она очень боится, что мальчика могут забрать родители.

«Душечка» - рассказ о человеке, который способен полюбить страстно, всем сердцем. Оленька трогательна в проявлении своих забот, но одновременно и смешна. Для нее любить – не получать, а отдавать себя всецело, жить интересами и проблемами других.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок