Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Если душа родилась крылатой цветаева эссе. Сочинения по произведениям

Если душа родилась крылатой. По лирике Цветаевой

Если душа родилась крылатой 8230 . По лирике Цветаевой

М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.

Поэзия М.И. Цветаевой отличается внутренней цельностью и особой, неповторимой, экспрессивной стилистической манерой. О чем бы ни писала эта талантливая дочь российской музы, она делала это с такой пронзительной искренностью, с такой по истине неземной силой, что всем было очевидно, что у нее талант от бога.

М.И. Цветаева так рано осознала свое поэтическое дарование, что ей казалось, что она уже родилась вместе с ним.

Небольшое по объему стихотворение «Если душа родилась крылатой…» содержит всего шесть строк, но оно выражает весь менталитет цветаевской лирической героини.

Первые строки произведения подчеркивают первостепенность темы творчества для ее личности и судьбы. Духовный план существования противопоставлен материальному. Поэтическое сознание решает эту проблему выбора однозначно: никакие бытовые проблемы его не пугают. Поэт существует лишь в мире идей, в бесконечной борьбе за истину и справедливость.

Стихотворение написано в 1918 г. Для России это время глобальных исторических потрясений: за плечами три революции, кровопролитная гражданская война.

Цветаева лаконично, но в то же время объемно передает общественное противостояние того времени:

Два близнеца - неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Ощущая внутреннюю непримиримость этих двух образов, одновременно Цветаева видит и их сходство, даже называет их близнецами, ибо вооруженный протест и тех, и других одинаково страшен и беспощаден, жесток и дик для тонкого поэтического мировоззрения.

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» родилось из противоречий, недоговоренностей. Знаменитые цветаевские тире подчеркивают эту фрагментарность. Многочисленные восклицания раскрывают ранимую душу лирической героини. Как ни хотела бы ее крылатая поэтическая душа спрятаться от страшных, несущих зло мировых событий, на деле это все-таки невозможно. В возгласе «что Чингисхан ей и что - орда!» больше боли, чем бравады.

Реальный мир, диктующий человеку определенные законы бытия, приходит в столкновение с тонким миром души художественного склада. Цветаевская лирическая героиня не просто говорит, она кричит об этом.

Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» написано М.И.Цветаевой еще в довольно юном возрасте. Оно как бы предвосхищает череду испытаний, которые в последствии выпадут на долю поэта.

М. Цветаева верила, что умрет на заре. Тема полета души в ее творчестве тесно связана с образом птицы, в которую воплощается эта душа после смерти:

На заре - наимедленнейшая кровь,

На заре - наиявственнейшая тишь.

Дух от плоти косной берет развод,

Птица клетке костной дает развод

(«На заре…»).

В тридцатые годы М.И. Цветаева все чаще думает о смерти. Однако если в юности эти мысли воспринимались как закономерный жизненный этап, то теперь в лирике Цветаевой слышится неприятие жизни как таковой, звериная сущность которой предстала перед ней во всей неприглядной сути.

Отказываюсь - быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь - жить

С волками площадей, -

Восклицает ее лирическая героиня.

Крылатая душа поэта воспарила в небо раньше срока, но поэтические творения Марины Ивановны - птицы высокого полета, образцы тонкого художественного вкуса и неординарного дарования. Экспрессивность ее произведений, когда стих порой существует на грани плача и крика, не может никого оставить, безучастным, равнодушным. Ее творчество породило целую литературную традицию, в русле которой пишут прекрасные стихотворения Б.Ахмадулина, В.Долина и другие прекрасные современные поэтессы.

Если душа родилась крылатой (по лирике М.Цветаевой)

Одной из самых значимых фигур в русской поэзии 20 века является Марина Ивановна Цветаева. Поэтесса очень рано, в шестилетнем возрасте, начала писать стихи. Разумеется, в этих детских пробках пера девочки, выросшей в уютном московском особняке и в поэтичной, но провинциальной Тарусе, трудно было найти богатство жизненных наблюдений или переживаний. Однако уже в этих опытах заметен был редкий поэтический талант.

В 1917-1922 годах, Марина Цветаева ищет свой путь в поэзии и пытливо вглядывается в новую действительность, которая так резко менялась на ее глазах. Поэтессу поражает и угнетает воцарившейся хаос, повергает в растерянность развал сложившегося, устоявшегося и привычного мира. Цветаева остается совершенно одна и воспринимает это одиночество остро драматически: «как луна-одна, в глазу окна», «я, крылатая, была проклятой».

«Крылатая душа» поэта Марины Цветаевой ярко проявляется в стихотворениях, посвященных теме Родины. Какие бы перемены ни происходили с Россией, как бы Цветаева к ним не относилась, лейтмотивом её творчества была безмерная любовь к Родине.

Самым щемящим произведением о России можно назвать стихотворение «Тоска по Родине!...».Внутреннее состояние лирической героини, казалось бы, никак не зависит от того, что она находится вдалеке от Родины. Героиню мучает одиночество, она страдает от враждебности и не понимания окружающего мира ее «я» противопоставлено «людской среде», и не важно где это отъединение от мира происходит: на родине или на чужбине. Все стихотворение представляет собой попытку лирической героини убедить саму себя в том, что её душа – «родившаяся где-то».



Трудная жизнь и суровые обстоятельства наложили свой отпечаток на внешность М.И. Цветаевой («я серебрюсь») и на её душевное состояние («непрестанно развита»). И все же она остается крылатой птицей, находящийся «в полёте», «веселой пеной», «бренной» и неизменно «высокой».

Слов.

Что мне нравится в творчестве В. Маяковского?

Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода.

В творчестве Владимира Маяковского меня поражает неподдельная искренность этого человека. Она видна как в его политической поэзии, так и в любовной лирике. Но все-таки больше меня привлекает Маяковский-лирик, поэтому в своем сочинении о том, что мне нравится в его творчестве, я хочу остановиться прежде всего на его лирических произведениях.

В стихотворении “Флейта-позвоночник”: Я Душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами, закачался над ней. Или: Я Сегодня буду играть на флейте, На собственном позвоночнике. Владимир Маяковский умеет создавать удивительнейшие образы, поражая читателя необычностью своего Данный текст предназначен только для частного использования 2005 видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна ночного города руке игрока с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Возвращаясь к любовной лирике Владимира Маяковского, мне хотелось бы отметить, что поэт испытывал поистине глубокие чувства.

Для того чтобы выразить их полноту, поэт использовал слова-гиганты: “громада любовь”, “любовища”. Он не может чувствовать мелко: …душу вытащу, растопчу. Чтоб Большая.- и окровавленную дам, как знамя… А какой теплотой проникнуты такие строки поэта: Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. В письме Л. Брик Маяковский писал: “Любовь - это жизнь, это главное.

От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем”. Мне кажется, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского.

В ней - сама жизнь. Отвечая на вопрос сочинения, я остановлюсь также на сатире Владимира Маяковского. Мне она нравится своей остротой, а также точностью попадания в “кулаков и бюрократов, дураков и подхалимов”.

Что мне еще нравится у Маяковского? Вот эти ставшие широко известными строки: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - Это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда!

Слов.

3. « Мы все глядим в Наполеоны…» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Мы все глядим в наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...
А. С. Пушкин

Роман «Преступление и наказание» создавался в период увлечения русской общественной мысли различными социальными экономическими и философскими теориями Ф.М. Достоевского интересовали эти теории, так как он всегда задавался вопросом: имеет ли право человек совершить насилие в отношении себе подобных?

Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами.

Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты ему подобных, затем усушил эту революцию и под конец сам короновал себя.

Одни отождествляли его с гидрой революции, другие - с гидрой контрреволюции. И те и другие были правы.

Многие пытались ему подражать, для многих он был кумиром.

Герой Достоевского тоже подражает своему кумиру, Наполеону, но такому, каким тот был позже. Никакого стремления к революции «маленьких людей». Полный пренебрежения к ним, Родион Романович называет таких людей дрожащими тварями. Он трепещет от одного предположения, что может быть в чем-то похож на них - на нас с вами, иначе говоря. Трудно говорить о том, что на самом деле думает о жизни и человеке Раскольников, потому что он ни разу не высказал сам своих идей. На пересказы его статьи другими Родион замечает, что это не совсем то, что он писал, что это только похоже.

Однако кое от чего отставной студент не отрекается. По его мнению, каждый великий человек - преступник, ибо он нарушает и отменяет установленные до него законы. И если он не подчиняется законам и стоит над ними, то для него вообще нет никаких законов. По его мнению, великий человек вообще иначе устроен, чем «тварь дрожащая», и преступление свое Раскольников планирует именно как пробу, экзамен на сверхчеловека. Если после убийства старухи-процентщицы он не будет чувствовать угрызений совести, значит, он сверхчеловек, «право имеющий». Раскольников говорит что-то о благотворительности или даже о переустройстве общества, но его психологический «двойник» Свидригайлов - доказательство того, что супермен никогда не будет заботиться о людях, ибо он уже не человек. А сверх - или недо - - это уже все равно.

Мне кажется, что роман Достоевского «Преступление и наказание» должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Слов

Слов

5. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!(А.С. Пушкин к Чаадаеву)

Писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе.

В. Г. Белинский

А.С. Пушкин вырос и творчески созрел в период между выступлением А.Н. Радищева и выступлением декабристов 14 декабря 1825 года.

Все исследователи творчества поэта утверждают, что если он и не был непосредственным участником восстания 14 декабря, то только потому, что в это время находился в ссылке с Михайловским. Все декабристы говорили, что не было среди них человека, который бы не имел или не знал их стихотворений.

Пушкин - один из первых русских поэтов, который стал задумываться о необходимости не только формального освобождения народа, но и его духовного раскрепощения. Нам дорог Пушкин, драматург и прозаик, поэт и просто “русский мещанин”. Его стихи и поэмы, письма и драмы - большой и нужный учебник. Но предмета, которому он посвящен, нет в аттестате зрелости как такового: слишком сложно для школьной программы. Сложно потому, что учит Поэт быть Человеком, а этот курс рассчитан на всю жизнь.
Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Он считает, что именно в этом и состоит его дар как поэта и гражданина перед Родиной. Об этом он пишет в стихотворении “К Чаадаеву” (1818 год), которое превращается из дружеского послания в политическое:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Поэт делится с другом и единомышленником, соратником по борьбе своими мыслями. Он говорит о разочаровании в “тихих, мирных” идеях романтизма и обретении нового идеала “вольности святой”, которая обязательно наступит. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”:
В стихотворении “К Чаадаеву” сочетаются революционный дух и пламенный патриотизм. В нем выражается оптимистическое настроение. Пушкин хочет, чтобы его жизнь, его стихи приносили пользу родине. Он готов направить все свои силы на обновление России. Поэт против царизма, называя его “самовластьем”. Он абсолютно уверен, что самодержавие падет, что справедливость восторжествует.

Слов

6). В жизни всегда есть место подвигам. (М. Горький )

Нужны подвиги! Нужны такие слова,
которые бы, как колокол набата,
тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.
М.Горький

Сегодня я хочу рассказать вам о подвигах. Как говорил Максим Горький " В жизни всегда есть место подвигам." И так,для начала выясним, что же такое подвиг. Подвиг-это смелый,порою отчаянный поступок,который направлен против против какой-нибудь жизненной несправедливости. Часто тот, кто совершает подвиг,или погибает,или получает травмы.
Почти все произведения А.М.Горького – «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Челкаш» - привлекают к себе внимание не только романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, но и прославлением подвигов. В уста главной героини рассказа «Старуха Изергиль» Горький вкладывает очень важную и нужную, на мой взгляд, фразу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - не просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней". Это утверждение, пожалуй, и является главным в рассказах «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в пьесе «На дне». В каждом из этих произведений (где-то, может быть, не ярко выражено), звучат призывы к героическим подвигам. В «Старухе Изергиль» рассказанная легенда о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра «был ловок, хищен, силен, жесток», он презирал людей и думал, что может обойтись без них. Но даже для него одиночество оказалось невыносимым: отвергнутый всеми, он стал искать смерти и мечтал о ней, как об избавлении от мук. Одиночество страшнее смерти, это самое страшное наказание для человека, ибо жизнь вне человеческого общества бессмысленная. В служении обществу – подлинный смысл жизни, отдать жизнь за людей – вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль утверждает легенда о горящем сердце Данко. Данко принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни. В противопоставлении Ларры и Данко заключена основная идея рассказа. Горький показал двух выдающихся по своим личным качествами героев. Оба они – гордые, смелые, сильные и красивые.
В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.
Таким образом, мы видим, что Горький призывает в своих произведениях к подвигам; к подвигам ради других людей. Да, можно умирать во благо других, можно ежедневно делать добрые дела, помогать нуждающимся словом или делом. Главное – не считать подвиг чем-то исключительным и присущим только сильным людям. Каждый из нас способен на подвиг, и не завтра или через месяц, а здесь и сейчас.

Слов

Слов

Слов

Слов

Слов

Слов

17. Современен ли образ «Прекрасной дамы» А. Блока?
Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне - изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренъе,

Сменив в конце привычные черты.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она - небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тени К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, - Себя Ты отдаешь.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой».

Слов.

Слово

Слов

Слов

Слов

Слов.

Слов.

Мой любимый поэт

Анна Ахматова… Совсем недавно я впервые прочитала ее стихи, вчиталась в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой. Я прикоснулась к тому духовному миру, который отразили ее стихи. И я поняла, что Анна Ахматова была человеком незаурядным, с большой душой. Она была на редкость верна себе, хотя как несправедливо часто ей было плохо, больно, горько. Она прожила трудную жизнь, полную лишений, испытаний и горечи разочарований.

Анна Ахматова любила жизнь. Она любила родину - Россию, готова была отдать все ради того, чтобы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
Все было значительно в ней - и внешний облик, и духовный мир. Большую часть своего творчества она посвятила чистому, прекрасному и в то же время мучительному чувству любви. И очень многое об этом написано с невыразимо глубокой грустью, тоской, усталостью;
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь - уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути…
Эти стихи не спутаешь с другими. Они не похожи ни на чьи, неповторимая поэзия Ахматовой глубоко отзывается в сердце. И в то же время поэзия Ахматовой солнечна, проста и свободна. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был смысл ее жизни, ее естественное состояние. Всю жизнь Анна Андреевна делилась сокровищами своей души с миром, который не всегда понимал ее и часто просто отвергал. Она многое перенесла. Часто «падала» с вершины поэзии вниз и опять вставала непокоренная благодаря желанию жить и любить. Она не гналась за славой.
Поэт должен быть искренним, и, может быть, именно своей правдивостью привлекает меня поэзия Ахматовой:

Из-под каких развалин говорю,
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я читаю Ахматову как откровение человеческой души, облагораживающей своим примером жизнь тех людей, что склоняют головы перед ее песней, перед величественной музыкой правды, любви, доверия. Я благодарен Анне Ахматовой за то, что она подарила мне чудо встречи с Человеком и Поэтом. За ее стихи, читая которые начинаешь размышлять о вещах, до этого просто не замечаемых. Я говорю спасибо ей за то, что она оставила неизгладимый след у меня в душе.

Слова.

Слов.

27. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?

Любовь к родине - особое чувство, оно присуще каждому чело­веку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, по­ложительные черты, свойственные его стране и народу.

Любовью к Родине наполнены и многие произведения М. Ю. Лермонтова. Его чувство к Родине неоднозначно и даже мучительно, так как есть вещи, которые противоречат его человеческой природе. Любовь Лермонтова искренна, но в то же время противоречива. Так, в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, он признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем же эта «странность»? Поэт холодно говорит о царской славе, купленной кровью народа. Он любит в родине её природу, её широту и безбрежность. Любит современную ему деревню, потому что в ней ещё есть любезная его сердцу патриархальность, которая сохранилась, может быть, ценой бедности. А если и есть достаток («полное гумно», «изба, крытая соломой»), то это вызывает в поэте чувство отрады. Здесь живут простые работящие люди, неравнодушные к красоте («с резными ставнями окно»), умеющие не только работать, но и веселиться. Простые люди умеют всецело отдавать себя и работе, и празднику. Поэт любит деревню, потому что в ней люди живут в согласии с природой, друг с другом и с Богом. Этот уклад почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей, умеющих работать и радоваться жизни.

Свою любовь к Родине Лермонтов передает эпитетами:

… Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям,

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень.

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

Эти эпитеты неброские и простые, но сколько в них глубоко чувства и смысла, сколько изобразительности. Этот пейзаж, данный в начале стихотворения, предстает как бы с высоты птичьего полета. Такова сила творческого воображения Лермонтова.

Безусловно, Лермонтов создает свой образ родины. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.

Любовь Лермонтова к Родине можно выразить одной строкой: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Да, его любовь и глубокая привязанность к отчизне «странная». Будучи человеком светским и по большей части общаясь с людьми из высшего круга, он, тем не менее, душой стремился к России народной, в ней видел могучие силы, нравственную основу.

Слов.

Слов.

29. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)

Строчки, написанные В. Высоцким «Досадно… слово «честь» забыто…» сегодня, как никогда актуальны. Понятие «честь» утратило своё значение для современного человека.

Если начать издалека, то люди сначала придумали обмен товарами, таким образом, восполняя недостаток того, что им нужно было для ведения нормальной жизни. XVIII столетие ознаменовалось тем, что начался процесс разрушения стен между сословиями.

Количество денег стало увеличиваться, и постепенно всё стало превращаться в товар, на котором, в итоге, мир и замкнулся.

В обществе лидирующие позиции были отведены купцам любых видов и форматов. В результате «невинной» замены начала меняться нравственная установка членов нового социума в подавляющем их большинстве. В качестве примера рассмотрим некого Иванова в прежние времена публично хамившего Петрову, который, в свою очередь, должен был обидчика вызвать на дуэль, либо же прослыть трусом, облачившись в дурацкий колпак.

Сегодня дела обстоят иным образом. Условному Сидорову ничто не мешает оскорблять условного Петрова, так как гарантировано дуэли не будет. Что вообще поразительно, завтра не обязательно Сидорову и Петрову просыпаться врагами! Тем же Сидоровым на утро будет вполне вероятно предложена взаимовыгодная сделка. Так они превращаются из потенциальных врагов в партнеров! Бизнес-интерес сегодня ставится во главу угла. Такие понятия, как честь и достоинство автоматически превращаются в атавизм, а им на смену приходит чувство экономической целесообразности.

Но, возвращаясь к теме дуэлей, приведём в пример Пушкина и Дантеса. Дико выглядела бы ситуации, при которой Александр Сергеич в суде требует возместить ему моральный ущерб деньгами. Это значит, что собственную честь и достоинство он оценивает в денежном эквиваленте. Подобным образом поступают современные граждане демократического общества.

Мир изменился, и это следует признать. Подобное происходит независимо от человеческой воли. Человеческие взаимоотношения сегодня строятся на основе критериев - товар и деньги. Жить нужно в этом мире, придерживаясь его законов, чтобы стать успешным.

Слов.

Слов.

Слов.

Слов.

Слов.

Слов.

Слов.

Классика устарела?

Если говорить о литературных произведениях, то можно смело заявить, что книга тогда устареет, когда перестанет учить своего читателя, или быть полезной ему. А классическое это произведение или современное, не имеет значение. На мой взгляд, в тот момент, когда никто из людей не откроет книгу, не зачитается той или другой страничкой, не удивится простоте и искрометности высказанной этим произведением мысли, тогда она и устареет. А ведь как часто именно классика давала основу для того или другого понятия. Раскрывала горизонты для простого, не ханжеского изложения новаторской мысли, которая стала очаровывать путника в стране под названием «жизнь», а передовой для любого тысячелетия идеи. Для меня классика будет всегда актуальной, пока она говорит о том же, о чем думают современные люди.

Каждый стремится к такому же благу и счастью, которое было желанным и много веков назад, когда писал свои произведения Шекспир и Вольтер, Лермонтов и Толстой. Ничего в природе человеческой не изменилось. И цели, и средства остались прежними. Тогда хотели продвижения по службе и счастье в семье, и сейчас об этом пишут и говорят.

Изучая классические произведения в школе, понимаешь, что такая возможность - это огромный подарок для каждого человека. Ведь, становясь взрослыми и солидными людьми, редко кому удается вернуться к этим шедеврам и перечитать их. А если в детстве думать о том, что это творчество свое уже отжило, теряется смысл гуманитарного образования. Так может быть упущена связь с прошлыми веками, их опыт и знания, многое чему придется учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы не тратить зря время на набивание шишек, читать поучительные и нередко забавные книги прошлых лет.

Говоря о классике, нельзя не вспомнить и о музыке тех давних лет. Она до сих пор дарит эмоции каждому слушателю. Только положительные и глубокие чувства рождает во мне легкость Вивальди и Моцарта, особенная насыщенность мелодий Бетховена и Рахманинова дарят размышления, позволяющие заглянуть в себя и увидеть то тайное, что в моем сердце. Похоже, что я еще не готова расстаться с классикой, которая так мне нравится.

Слов.

Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

Слов.

Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий - оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».

Ум Чацкого - это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума - это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Слов.

Слов.

Слов.

45. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский)

Владимир Владимирович Маяковский - поэт яркий, неистовый, революционный. Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский откликается на все события в стране. Он раскрывает всепобеждающую силу патриотизма. Лирический герой поэта - человек с новой моралью, новым отношением к труду, к народу - он член великого коллектива советских людей.
Тяжела жизнь страны, перешедшей от войны к мирному строительству. За короткий срок нужно преодолеть разруху, голод, холод. Маяковский уверен, что осуществление этой мечты - дело недалекого будущего. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства и промышленности, культуры, в быту, в международных делах. Поэт отмечает, что каждый день рождает новые “чудеса” на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем,- советский человек, свободный и сильный, преображающий свою землю, проявляющий при этом небывалый героизм.
Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться и отмахнуться.
Поэт, еще гимназистом увлекшийся идеями анархистов и большевиков, в юности трижды арестованный и побывавший в РСДРП, искренне верил в победу пролетарской революции в России, в ее великое будущее. И эта вера передавалась строителям новой жизни. И как бы ни относились сегодня к Сталину, его слова о Маяковском справедливы: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление». Сегодня я бы сделала акцент на «талантливейшем поэте», у которого был свой роман с жизнью:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Добрый день, любители русской классической поэзии, сегодня для вас сотрудники Детской библиотеки проведем мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту.

1 слайд

Марина Цветаева - русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века.

2 слайд

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях.

Чтец:

Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья;
Я родилась,
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

3 слайд

Ведущий:

Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его супруги Марии, профессиональной пианистки. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Марины.

Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

4 слайд. Видео

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,


Высокая пена морская!
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

5 слайд

Ведущий:

Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, и больше всего – по-французски.

Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии.

6 слайд

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом.

7 слайд

Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов.

8 слайд

видео ("Вот опять окно")

9 слайд

Чтец:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Ведущий:

Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появляется глубокая страсть – книги.

И эта страстность – на всю жизнь.

10 слайд Видео (Писала я на аспидной доске)

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.

11 слайд

Ведущий: 5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих.

12 слайд

На пустынном, усеянном галькой морском берегу она встретилась с семнадцатилетним Сергеем Эфроном, только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же взгляда – и на всю жизнь.

"Они встретились на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый юноша, почти мальчик - с огромными, в пол-лица глазами;

Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от нее, зеленых,- вложил ей его в ладонь, розовый, внутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь.

13 слайд видео ("Под лаской плюшевого пледа")

14 слайд

Чтец:

Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Станет горечь улыбкою скоро,
И усталостью станет печаль.
Жаль не слова, поверь, и не взора,-
Только тайны утраченной жаль!
От тебя, утомленный анатом,
Я познала сладчайшее зло.
Оттого тебя чувствовать братом
Мне порою до слез тяжело.

15 слайд видео (Мне нравиться, что вы больны не мной)

16 слайд

Ведущий: Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года.

Чтец:

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

17 слайд

Ведущий: Через год у них родилась дочь Аля – Ариадна Эфрон, которая станет для матери и ребенком, и подругой, и первым читателем.
Я назвала ее Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские имена… Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. Ариадна – ведь это ответственно! Именно поэтому.

(звучит инструментальная мелодия без слов)

Чтец:

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной - и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала -
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всё, что мне - только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Всё будет тебе покорно,
И все при тебе - тихи.
Ты будешь, как я - бесспорно -
И лучше писать стихи...
Но будешь ли ты - кто знает -
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

18 слайд

Ведущий:

Цветаева всегда стремилась дать детям как можно больше для души. Несмотря на свой возраст (ей было 20 лет) она вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь.

19 слайд

Так было и сыном Муром. Он стал для матери идолом. «Пока я живу, ему должно быть всегда хорошо», - говорила Марина. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым быстро сменилось тревогой за него.

20 слайд

В 1914 году Сергей Эфрон, студент 1 курса Медицинского Университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. В ноябре 1917 года их разлучили революционные события. Сергей уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова – так понимал он тогда свой долг русского офицера.

(Звучит фрагмент песни Зои Ященко «Белая гвардия»)

21 слайд

Ведущий: Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы.

Чтец:

Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.

Ведущий: Превратно понятые идеи товарищества, верности присяге, вскоре возникшее чувство обреченности «белого движения» и невозможности изменить – именно обреченным уводят Сергея самым скорбным, ошибочным и тернистым путем в Чехию и Францию.

22 слайд

А что же Марина? Она в Москве, с двумя маленькими дочками.

(звучит «Мелодия слёз»)

Чтец:

Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста, встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеб – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда – по черной лестнице, обвешенная кувшинами и жестянками, по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В десять часов день окончен; в одиннадцать или двенадцать я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда – хлебом…

Ведущий: (по щелчку)

В феврале 1920 года умерла младшая дочь – Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь… Долгая разлука с мужем, невыносимая боль.

23 слайд слайд видео (Расстояние: версты, мили...)

Чтец:

Расстояние: версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

24 слайд

В 1921 году Марина Ивановна узнала, что ее муж жив – она получила от него первую весть.

Чтец:

Наша встреча с Вами была величайшим чудом, и еще большим будет наша встреча грядущая. Когда я о ней думаю, сердце замирает: страшно – ведь большей радости и быть не может, чем та, что нас ждет.

Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела.

Ведущий:

Марина принимает решение – ехать к мужу, поскольку ему, недавнему белогвардейцу, в те годы обратный путь был заказан и невозможен.

На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы у Марины Цветаевой и начинается вторая – после России.

25 слайд

Чтец: В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине, а в июне она впервые после долгой разлуки увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки.

Ведущий: Именно этот летний вечер предопределил другую разлуку – долгую, семнадцатилетнюю разлуку с Россией. Цветаева едет в Европу. Прага, Париж, Вандея… Долгие версты и годы.

26 слайд

Ведущий: В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому они постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

27 слайд видео (В огромном городе моем ночь)

Чтец:

В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

28 слайд

Ведущий: В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном.

29 слайд

Чтец: Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

30 слайд

Ведущий: Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой.
Город Елабуга: последнее земное пристанище неукротимой души поэта. 31 августа 1941 года поэт Марина Цветаева простилась с земной жизнью.

Ведущий: Сын ничего не смог передать: Аля отбывала срок, Сергей Эфон был расстрелян, сам же Георгий Эфрон, известный всем домашним под ласковым именем Мур, погибнет на фронте в годы второй мировой войны.

31 слайд

На кладбище в Елабуге есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».

Чтец:

Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Бабушка, я вас прошу как о милости, -
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.

32 слайд Видео

Ведущий: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…» – так звучат пророческие строчки известного стихотворения Марины Цветаевой. И действительно многие её произведения сегодня как никогда актуальны и востребованы.

«Если душа родилась крылатой...»

(Образ М.И.Цветаевой в воспоминаниях современников)

I . Введение

Если душа родилась крылатой -

Что ей хоромы и что ей хаты!

М.И.Цветаева

Среди самых замечательных имен в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. «Некоторые исследователи литературы считают Цветаеву самым ярким представителем русского поэтического авангарда 20-30-х годов. В любом случае её литературная родословная связана прежде всего с культурой серебряного века» 1 .

К сожалению, в нашем школьном учебнике литературы (автор В.Я.Коровина) тематический раздел поэзии серебряного века отсутствует, и мы не изучаем на уроках литературы лирику М.Цветаевой. В этом плане интересной для нас оказалась тема учебно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой...», основанная на изучении книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой. Данная работы была организована в рамках республиканской научно-практической конференции. Нашим руководителем является учитель русского языка и литературы Питеркина З.А.

Выбор темы (I этап исследования) – очень серьёзный этап, во многом определивший работу над исследованием в целом. Здесь большую роль сыграла наша заинтересованность и желание узнать не только о фактах из биографии и творчестве поэтессы, но и о личных качествах М.Цветаевой. Мы поставили перед собой конкретную цель учебно-исследовательской работы: на основе изучения книг, статей, эссе, воспоминаний о Марине Ивановне Цветаевой выявить главные качества её личности.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности.

Затем были определены задачи по этапам работы:

    изучить литературу по теме исследования; сформировать навыки работы с различными источниками информации, т.е. научиться конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать;

    познакомиться с литературно-критическими работами о М.И.Цветаевой;

    выявить особенности характера и личных качеств поэтессы на основе прочитанной литературы;

    подготовить сообщение о Марине Цветаевой для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Как видно, объектом нашей работы является жизнь и творчество замечательной поэтессы М.И.Цветаевой. Предмет исследования - книги, статьи, эссе, воспоминания современников и родных о Марине Ивановне Цветаевой. Мы не ставили перед собой задачу полного анализа творчества поэтессы, а лишь попытались составить своё личное представление о М.И.Цветаевой как о поэте и человеке.

С объектом и предметом исследования связан выбор методов нашего исследования: сбор и анализ материала по теме исследования, его систематизация и обобщение, библиографический поиск. Эффективное их использование, последовательный переход от одного метода к другому позволило успешно реализовать поставленные перед нами задачи.

Выбрав тему исследования, мы приступили к изучению литературы и материалов о жизни и творчестве М.И.Цветаевой. На данном этапе мы обращалась к самому разному

______________________

1 Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001, с. 328

материалу: это книги, письма, статьи современников поэтессы, которые мы нашли в библиотеках, Интернет-ресурсы. Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы, отбор литературы для учебно-исследовательской работы в большей степени лёг на плечи научного руководителя. Мы же, изучая и конспектируя литературу по теме исследования, получили практический опыт работы с первоисточниками, научилась конспектировать, делать ссылки, грамотно цитировать.

II . Актуальность исследования

Мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают особенно внимательно вглядываться не только в прошлое, но и оценивать людей, живших когда-то. Ведь любая судьба связана с историей страны. А история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, её судьба складывается из историй отдельных людей. Именно память о прошлом позволяет современному человеку сохранять достоинство и неустанное стремление к духовным корням. Человеку нужна память о прошлом, чтобы творить жизнь, чтобы, связав прошлое и настоящее, стремиться к счастливому будущему. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности нашего народа (куда в полной мере можно отнести жизнь и творчество М. И. Цветаевой) - задача каждого из нас.

Таким образом, актуальность нашей научно-исследовательской работы «Если душа родилась крылатой...»обусловлена усилением внимания к поэту, чьё творчество занимает достойное место в истории поэзии. В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни. Так вот каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.

Учебно-исследовательская работа помогла реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса истории и литературы, познакомиться с жизнью и творчеством поэта серебряного века. народа.

III . Исследовательская часть работы

В начале своего исследования мы составили план нашей работы по изучению тех материалов, которые нам помогут решить поставленные задачи. Свою поисковую деятельность мы дополнили информацией из Интернета. Затем составили таблицу, в которой обозначили результаты нашего поиска:

Изучив необходимую литературу по теме исследования, собрав достаточный материал, мы приступили к выполнению нашей следующей задачи - выявить особенности характера и личных качеств Марины Цветаевой на основе воспоминаний о ней её друзей, соратников по перу, близких людей. Собранный материал мы оформили в режиме «тройного дневника»:

«В жизни Марина Ивановна отчётливая, твердая, с яс-ным умом... На одержимую она не похожа... она бывает одержима только в своем творчестве»

«Вскоре я узнала её привычку писать с самого раннего утра. Никакие силы, никакие обязательства не могли заставить уклониться её от этой работы»

О.Колбасина-Чернова. Из статьи «О Марине Цветаевой»

Цветаева много и плодотворно работала

Стихотворчество - образ жизни Цветаевой, без него она просто не мыслила своего существования.

«Одним из её девизов была фраза: «Вся моя жизнь - роман с собственной душой». В ней никогда не остывала эта потребность: писать... Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце...»

А.А.Саакянц. Из статьи «Биография души поэта»

Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной

«Взрослая, зрелая жизнь Цветаевой прошла в лишениях и одиночестве, и лишь фанатическая преданность поэ-зии... придавала ей силы переносит удары судьбы»

Ал. Михайлов. Из книги «Марина Цветаева. Стихотворения»

Цветаева стойкая и сильная женщина

«Марина Цветаева - статная, широкоплечая женщина с широко расставленными серо-зелёными глазами. Её русые волосы коротко острижены, высокий лоб спрятан под чёлку. Куда бы ни шла эта женщина, она кажется странницей, путешественницей. Широкими мужскими шагами пересекает она Арбат и близлежащие переулки, выгребая правым плечом против ветра, дождя, вьюги, - не то монастырская послушница, не то только что мобилизованная сестра милосердия. Всё её существо горит поэтическим огнём, и он даёт знать о себе в первый же час знакомства».

П.Г.Антокольский

Цветаева – женщина с неординарной внешностью.

«Марине Ивановне Цветаевой, когда я с нею познакомился, было двадцать пять лет. В ней поражало сочетание надменности и растерянности: осанка была горделивой - голова, откинутая назад, с очень высоким лбом; а растерянность выдавали глаза: большие, беспомощные, как будто невидящие - Марина страдала близорукостью. Волосы были коротко подстрижены в скобку. Она казалась не то барышней-недотрогой, не то деревенским пареньком».

И.Г. Эренбург

Марина совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, высокомерность и застенчивость, книжный романтизм и душевную простоту


«Марина Ивановна была чрезвычайно умна. У неё был острый, сильный и резкий ум - соединявший трезвость, ясность со способностью к отвлечённости и общим идеям, логическую последовательность с неожиданным взрывом интуиции. Эти её качества с особенной яркостью проявлялись в разговорах с теми, кого она считала достойными внимания.

M.Л. Слоним

Она была исключитель-ным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова.

«Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика... Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения. Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности... Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна... Была блестящим рассказчиком».

Из книги воспоминаний Ариадны Эфрон

Марина Цветаева очень любила своих детей.

«Любовь счастливая и несчастная, разделенная и отвергнутая, мимолетная и пожизненная, целомудренная и страстная, разлука, ревность, отчаяние, надежда - вся хроматическая гамма любовных взаимоотношений... О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска. ...Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто, - голос Марины приобретает заклинающую и колдовскую силу».

М.С.Шагинян

Испокон веков женская сущность глубже и ярче всего проявляется в лирике. Марина Цветаева не исключение. Ее поэзия на редкость богата в этом отношении.

«Когда читаешь её книгу, минутами становится нелов-ко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и посмотрел сцену, видеть которуюне должны посторонние».

В. Брюсов

(книга Турковой А.М., Саакянц «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»)

Прославленный поэт обнаружил в стихах Цветаевой глубокую интимность, обнажённость чувств.

«Это был характер сильный и в тоже время легкоуязвимый, трудный для окружающих и для неё самой…»

«Шли годы, и горечь личных переживаний всё больше, всё чаще переплеталась с другой болью - по оставленной родине, по людям, с которыми, казалось, уже не суждено увидеться…»

Туркова А.М.

Статья в книге «А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы»

В эмиграции Цветаевой было тяжело: безденежье, бесприютность, бездомье…

Проделав определённую работу по теме исследования «Если душа родилась крылатой…», мы выявили особенности характера и личные качества Марины Ивановны Цветаевой.

Теперь мы можем решить ещё одну задачу, которая стояла перед нами в начале исследования - создать образ М.И.Цветаевой, подготовить сообщение о ней для урока литературы в своём классе, познакомить одноклассников с её стихами.

Марина Цветаева в воспоминаниях современников

(краткий конспект выступления на основе исследования)

Марина Ивановна Цветаева - поэт самобытный, смелая и яркая женщина. Прежде всего обращает на себя внимание то, что в воспоминаниях современников она предстает перед нами как человек с трагической судьбой, бесконечно любящий свою родину. «Истоки её характера - в любви к родине, к России, к русской истории и русскому слову. Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья…» 1

______________________

1 Михайлов Ал. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит, 1990, с. 1

По словам современников, она безумно любила жизнь во всех её проявлениях, много и плодотворно работала, не представляла свою жизнь без стихов, без словотворчества. Цветаева воспринимала поэзию как живое существо. Святая любовь к поэзии требовала от неё, чтобы она всегда оставалась искренней и честной.

В то же время Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье - всё то, что она переживала сама.

Прочитанные нами материалы говорят о том, что Цветаева была исключительным собеседником, искала и ценила людей, понимавших её с полуслова, предъявляла к себе и окружающим высокие требования.

Таким образом, Марина Ивановна Цветаева на основе нашего исследования предстаёт как великий поэт и стойкая женщина, патриот и гражданин своей родины. Этот яркий, талантливый, незаурядный человек тесно связан с родной землёй, с традициями отечественной культуры и традициями народности. В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Наконец-то, сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными.

III . Заключение (общие выводы)

Итак, в своей исследовательской работе мы постарались на основе изучения воспоминаний современников о Марине Цветаевой выявить главные качества её личности. Гипотеза исследования о том, что личные качества и особенности характера человека проявляются в его плодотворной творческой деятельности подтвердилась в ходе нашей работы.

Систематизировав и обобщив результаты работы по теме «Если душа родилась крылатой...», мы пришли к следующим выводам:

    Работа с книгами, статьями, воспоминаниями современников позволила собрать большой материал для изучения жизни и творчества М.И.Цветаевой;

    На основе воспоминаний о Цветаевой можно выявить особенности характера и личные качества поэта;

    Собранный материал по теме исследования помог нам подготовить доклад для урока литературы в 7 классе.

IV . Библиографический список

    Болдырева Е.М., Леденев А.В. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2001.

    Михайлов А. Марина Цветаева. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1990.

    Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Проза. – М.: Современник, 1989.

    Туркова А.М., Саакянц. А.А. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Сов. Россия, 1988.

Информационные ресурсы:

(О Марине Цветаевой глазами современников)

(биография М.Цветаевой)

(Сайт, посвящённый Марине Цветаевой)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Захват промежуточных оборонительных рубежей противника
Как выжить в современном мире бизнеса
Утиная охота сюжет кратко