Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Низкий дом с голубыми ставнями выразительные средства. Анализ стихотворения есенина низкий дом с голубыми ставнями

Выдающийся русский поэт Сергей Александрович Есенин является автором многих стихотворений, входящих сегодня в обязательную школьную программу. Одним из известных и часто анализируемых произведений является текст «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Создание стихотворения и его тематика

Стихотворение, названное по первой строчке, было написано поэтом в 1924 году, т.е. за год до трагической гибели Есенина. К этому моменту автор уже давно отошел от экспериментов 20-х гг. в направлении имажинизма и вернулся к традиционной крестьянской лирике. Образцом такого текста и выступает «Низкий дом с голубыми ставнями».

Лирическое по жанру и ностальгическое по смыслу, стихотворение построено на воспоминаниях Сергея Есенина о детстве в родном селе Константиново. Тема деревенской природы и крестьянского быта много раз обыгрывалась поэтом для передачи своих самых сокровенных чувств. Однако именно в стихотворении «Низкий дом…» можно ощутить светлую печаль и всю ту нежность, которую Есенин до конца жизни питал к ярким картинам юношества в своей памяти.

Сюжет и композиция произведения

Свою малую родину Есенин возвышает уже с первых строк, с грустью отмечая, что былые безмятежные времена остались в прошлом, хотя и оставили след в сердце лирического героя. Вообще же стоит отметить, что образ лирического героя здесь тесно связан с самим поэтом, т.е. создается по принципу протагониста. Тем трагичнее и безысходнее для читателя выглядят печальные сны поэта о местах, где у него уже нет возможности побывать.

Автор в третьей строфе выводит важную для своего душевного состояния (и всего дальнейшего текста) мысль: несмотря на естественный страх заблудиться в глуши и некую скованность чувств, герой всё равно испытывает особую грустную нежность, которую вызывает в его русской душе сельская природа. Кульминацией стихотворения становятся животрепещущие пейзажные картины, в которых Есенин с любовью описывает небеса, журавлей над голыми полями, деревья и кустарники.

В развязке стихотворения лирический герой иронично сокрушается, что не способен разлюбить родную сторонку, невзирая, быть может, на свое стремление казаться мужественным, смелым, дерзким. И именно благодаря огромной силе любви взрослые дни поэта наполнены теплотой и уютом, светом всех его добрых воспоминаний.

В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» Сергей Есенин создает нам образ чувственного и растревоженного лирического героя, который черпает жизненные силы из былых размышлений и сохранившихся в памяти красот родного края.

Технический анализ стихотворения

Стихотворение «Низкий дом...» написано автором в размере трехстопного анапеста. Каждая стопа, за исключением пиррихиев – сочетаний безударных слогов, имеет, таким образом, ударение на третий слог. Поэт использует перекрестный тип рифмовки, однако отходит от него в стремлении передать кульминационный момент в стихотворении. В результате 5 и 6 строфа приобрели опоясывающую рифмовку.

Есенин также пользуется разными видами рифм: в завязке стихотворения читатель видит сочетание дактилической и мужской рифм, потом на смену дактилической приходит женская. Поскольку концовка текста перекликается с началом за счет яркого рефрена, автор возвращает в финале дактилическую рифму.

Изучая стихотворение «Низкий дом...», можно увидеть следующие тропы, используемые автором для передачи ностальгических чувств и создания запоминающихся деревенских пейзажей:

  • Эпитеты. Поэтические образы становятся более надрывистыми и печальными за счет приглушенной цветовой гаммы и неказистых описаний природы: «серенький ситец», «бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «кривой ракитник», «дешевенький ситец».
  • Метафоры. Этот литературный троп добавляет изящности и живописности картинам сельской жизни: «ситец небес», «отзвучавшие в сумрак года».
  • Олицетворения. Чтобы сделать описание деревенских пейзажей действительно живым, поэт придает образам человечности, замечая, что луга и леса накрывают ситцем, а журавли могут видеть и слышать происходящее вокруг.

Итак, центральной «фигурой» стихотворения является образ дореволюционного села, ведущего размеренную жизнь. Детское восхищение миром и сельскими пейзажами явилось источником вдохновения для автора, живо и красочно описывающего детали родного края. Природа всегда была близка трогательной и хрупкой душе поэта, и в ней он видит отражение собственных эмоций и переживаний.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Литературный анализ поэзии «Низкий дом с голубыми ставнями»

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или в другом стихотворении
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.
Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..
Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями - может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горчкий, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком".

Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»

Со слабыми учениками можно прослушать аудиозапись этого стихотворения, а потом потренироваться в его выразительном чтении, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
С сильными учениками это стихотворение можно сопоставить с первым.

1) В каком году написано стихотворение? (1924 г.)

2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»? (6 лет)

3) Какое событие произошло за это время в России? (гражданская война)
4) Каким чувством пронизаны оба стихотворения? Подтверди своё мнение цитатами.

В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью , восхищение перед родимой землей.

Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние , как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно.

5) Сравни несколько строк из обоих стихотворений, обращая внимание на выделенные слова, и сделай вывод о том, какое стихотворение кажется более ярким, праздничным, а в каком больше грусти и тоски?


Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе.
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры и эпитеты.

7) Обрати внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». В какие цвета они окрашены?
«Сереньким ситцем»,

«северных бедных небес»,

«нежность грустную »,

«седых журавлей»,

«в тощие дали»,

«сытных хлебов не видали»,

«ракитник, кривой и безлистый ».

Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.

8) Сравни два эпитета, которые повторяются в обоих стихотворениях? Как они противопоставлены друг другу?

«Голубая Русь» - «голубые ставни»

«Родимый дом» - «родимая выть»
«Голубая Русь» - «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - родимая выть .

9) Как ты понимаешь значение следующих слов? Почему Есенин их использует?

березь да цветь

родимая выть

«Только видели березь да цветь...» -журавли видели не сытные хлеба, а березь , т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь , т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;

родимая выть. Выть - это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле.

10) Как ты думаешь, почему Есенин полюбил журавлей? Можно ли провести параллель между журавлями и самим поэтом?

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

В этих строках неосознанно видится параллель между образами журавлей, улетающих с родных полей, и поэтом, покинувшим любимую родину. Он так же, как те птицы, не видел «сытных хлебов», поэтому был вынужден уйти.

11) Как ты думаешь, почему стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками?

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле. «Низкий дом с голубыми ставнями» символизирует собой тот родимый край, ту «голубую Русь», которую потерял поэт, однажды покинув её.

Стихотворение С. Есенина "Низкий дом с голубыми ставнями..." (Восприятие, истолкование, оценка.)

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться...

Или в другом стихотворении:

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый...

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам "достраивает" так, чтобы они пелись. Например, "но ведь дуб молодой, не разжелудясь...". Откуда это "не разжелудясь"? Или "все спокойно впивает грудь". А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.

Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши..

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями - может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого... Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года...

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: "...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком".

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании. Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда, — Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года. Никогда не изменял он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой: Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться… Или в другом стихотворении: Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников: …Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали. Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый… Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь…». Откуда это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь». А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши. Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте: До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес. Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого… Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении: …И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть. Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Утиная охота сюжет кратко
Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева