Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской федерации III

в Российской Федерации"

В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

2. Считать утратившим силу приказ Минприроды России от 18.07.94 г. N 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94 г., регистрационный N 695.

3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А.Ф.Порядина.

Председатель В.Данилов-Данильян

Приложение

к Приказу Госкомэкологии

Положение

Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной

Деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.

Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации представляемой на экологическую экспертизу.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии;

1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.

1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Об утверждении Положения об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации

В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации

Приказываю:
1. Утвердить Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
2. Считать утратившим силу приказ Минприроды России от 18.07.94 № 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94, peгистрационный № 695.
3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А.Ф.Порядина.

Председатель
В.И.Данилов-Данильян

Приказ подготовлен Управлением государственной экологической экспертизы.

Г.С.Чегасов

СОГЛАСОВАН:
А.Ф.Порядин
Д.Е.Дымов
А.В.Комаров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 июля 2000 года,
регистрационный № 2302

Приложение
к приказу Госкомэкологии
от 16.05.2000 № 372

ПОЛОЖЕНИЕ
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 года, № 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.
Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.
Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.
Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности, в установленном порядке.
1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии;
1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.
1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

II. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду

2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).
2.2. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
2.3. Недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2.4. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности).
2.5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).
Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
2.6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).
2.7. Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).
2.8. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основной для проведения мониторинга, после проектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2.9. В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

3.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:

  • подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;
  • проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 и документирует ее результаты;
  • проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

  • о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
  • о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
  • о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

3.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:

  • наименование и адрес заказчика (исполнителя);
  • сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
  • основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
  • основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
  • предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

    3.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
    3.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:
    • определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
    • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
    • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
      оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
    • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
    • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
    • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
    • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
    • подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов);
    3.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания, в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
3.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
    3.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
    3.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
    3.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:
    на этапе представления первоначальной информации;
    на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.
    Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.
    Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3 и 3.3.1 настоящего Положения и согласовывают эти нормативные документы с Госкомэкологии России.

IV. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду

4.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
4.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
4.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:

  • названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
  • наименовании и адресе заказчика или его представителя;
  • примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
  • органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
  • предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
  • сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
  • иной информации.

4.4. Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 3.1.1, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
4.5. Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.
4.6. Заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
4.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
4.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которые проявили свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
4.9. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируется основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4.10. Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
4.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду

5.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
5.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании приводится в приложении к настоящему Положению.
5.3. В случае, если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости (п.2.7. настоящего Положения).

Приложение

ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестицонном проектировании

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании должны содержать, как минимум:
1. Общие сведения

    1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
    1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.
    1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.
    1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).
5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.
6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

    12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения;
    12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
    12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).
    12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
    12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
    12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.
    12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.

В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей-
ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое
государство - участник Конвенции должно разработать свою на-
циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду
Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России
от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.

Национальная процедура оценки возможного воздействия на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок-
ружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко-
логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка
воздействия на окружающую среду проводится для деятельности,
обосновывающая документация которой подлежит экологической
экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи-
ческой экспертизе».

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг-
чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя-
занных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности включают в себя:

определение характеристик намечаемой деятельности и возмож-
ных альтернатив (в том числе отказа от нее);

анализ состояния территории, на которую может оказать вли-
яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние
природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и
т.п.);

выявление возможных воздействий этой деятельности на окру-
жающую среду с учетом альтернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис-
ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так-
же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных
и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или
предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив-
ности и возможности реализации;



оценка значимости остаточных воздействий на окружающую
среду и их последствий;


сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними

социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мони-

торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании проведенных исследований готовится предва-

рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:

цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и

иной деятельности;

альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-

ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,

технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);

возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-

мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-

изменения окружающей среды в результате реализации проек-

та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;

меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-

тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-

делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-

ности на окружающую среду;

обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и

иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-

Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-

ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и

подготовке материалов ОВОС, с указанием:

способа информирования общественности о месте, времени и

форме проведения общественного обсуждения;

списка участников общественного обсуждения;

вопросов, рассмотренных участниками обсуждений, тезисов

выступлений в случае их представления участниками обсуждения,


протоколов проведения общественных слушаний (если таковые
проводились);

всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж-
дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз-
можных разногласий между общественностью, органами местного
самоуправления и заказчиком;

выводов по результатам общественного обсуждения относитель-
но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности;

сводки замечаний и предложений общественности, с указанием,
какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком
и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;

Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе-
циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится
как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен-
но это краткое изложение представляется заинтересованной об-
щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа-
ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ-
ление общественности предварительного варианта материалов по
ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном
объеме.

Все предложения и замечания общественности, а также допол-
нительная информация обобщаются, анализируются и использу-
ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС
намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте и национальная процедура предусматривают
самое широкое участие общественности при подготовке материа-
лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе
ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля-
ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная
с подготовки технического задания. Информация в кратком виде
публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол-
нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров-
ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ-
ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ,
а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная
деятельность может оказать воздействие. В публикации представля-
ются сведения:

о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-


наименовании и адресе заказчика или его представителя;

примерных сроках проведения ОВОС;

органе, ответственном за организацию общественного обсуж-

предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу-
шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча-
ний и предложений;

сроках и месте доступности технического задания по ОВОС;
иной информации.

Целью публикации в средствах массовой информации является
предоставление общественности информации, характеризующей
следуюшие ключевые вопросы:

применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае-
мойдеятельности на окружающую среду;
достоверность представленных результатов ОВОС;
полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до-
Дополнительное информирование участников процесса ОВОС
может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и
предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и
должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС
обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной
общественности и других участников процесса с момента его ут-
верждения и до окончания.

Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ-
ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:

применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча-
емой деятельности на окружающую среду;
достоверности представленных результатов ОВОС;
полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до-
кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу-
шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:

информирования общественности о проекте намечаемой де-
ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;


выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по-
следствий реализации хозяйственных и иных решений;

поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот-
вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на-
мечаемой деятельности.

При необходимости информирования широких слоев населе-
ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро-
вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы
Интернет.

Новой формой общественного обсуждения крупных градостро-
ительных, транспортных и энергетических проектов служит про-
ведение общественных судов (например, Водный суд).

В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин-
формация о дате и месте их проведения, других формах обще-
ственного участия публикуется в средствах массовой информации
не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб-
личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа-
лизации принимаемого решения носят общенациональный харак-
тер;

местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации.
когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой
деятельности распространяются на определенный географический
регион в пределах субъекта Российской Федерации.

Заказчик должен сообщить всю информацию представителям
заинтересованной общественности, которая может не располагать
доступом к средствам массовой информации.

Порядок проведения общественных слушаний определяется
органами местного самоуправления при участии заказчика и со-
действии заинтересованной общественности. Все решения по уча-
стию общественности оформляются документально. При этом за-
казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де-
ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру-
ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла-
сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва-
ется представителями органов исполнительной власти и местного
самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика.
Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва-
риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной
деятельности.

Представление предварительного варианта материалов по ОВОС
обшественности для ознакомления и представления замечаний
производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели
до окончания общественных обсуждений (проведения обществен-
ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа-
ций письменных замечаний и предложений в период до принятия


решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности, документирование этих предложений в приложениях к ма-
териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим
замечаниям должна включаться информация об учете поступив-
ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных
слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ
передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику,
который представляет его на ГЭЭ.

Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи-
мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ
уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может
быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.

5.4. Нормативно-правовое обеспечение ОВОС
и экологической экспертизы

Во многих странах до появления экологически ориентированных правил планирования и проектирования функции анализа
экологического обоснования проектов выполняли процедуры эко-
логического лицензирования намечаемой деятельности. В частно-
сти, практика землепользования подразумевала учет экологичес-
ких факторов при развитии интенсивного сельскохозяйственного
производства.

Системы экологического лицензирования намечаемой деятель-
ности часто осуществлялись на ведомственной основе. Они вызва-
ли появление представлений о необходимости нормирования воз-
действий на компоненты окружающей среды, в первую очередь, о
лимитировании потоков загрязняющих веществ, сопровождающих технологические процессы.

В свою очередь, соблюдение нормативов технологии использо-
вания сырья и территории (землеемкость), использования ресур-
сов (ресурсоемкость), выбросов в природную среду (отходность)
и санитарно-гигиенических нормативов стало содержанием экологической оценки проектов.

Экологическое лимитирование и лицензирование техногенных
нагрузок превратились в основные составляющие системы ЭО,
изначально направленной на превентивное регулирование воздействий крупных проектов. Для регулирования воздействия небольших проектов в большинстве случаев достаточным является использование типовых норм и стандартов, основанных на предыдущем опыте. К ним также может применяться упрощенная процедура ЭО.

При проведении оценки воздействия объекта на окружающую среду проводят анализ:

– различных способов осуществления хозяйственной деятельности, требований к строительству производственных объектов, применяемым технологиям и издержкам производства по вариантам намечаемой деятельности;

– характера использования и объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условий их транспортировки и хранения;

– количества отходов производства, степени их токсичности, условий складирования, захоронения или утилизации;

– возможности использования полуфабрикатов и отходов в других отраслях хозяйства.

При разработке обоснования инвестиций и подготовке ТЭО в составе оценки воздействия должна быть приведена краткая характеристика проектируемого объекта. Для гражданских объектов следует привести площадь застраиваемой территории, проектируемое число жителей, характеристики жилого фонда, этажность селитебных районов, уровень их благоустройства и другие параметры. Для разрабатываемого месторождения следует привести тип месторождения и способ его разработки (открытый или закрытый), объем добычи, технологические процессы добычи, способ транспортировки, производства и процессы, работа которых сопровождается выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в воздушную и водную среду, образование отходов и места их утилизации, места и способы обогащения добытых полезных ископаемых. Для промышленного объекта – его производственные характеристики, наименование производств и технологических процессов, работа которых сопровождается выбросами (сбросами) загрязняющих веществ или образованием отходов, объемы потребления электроэнергии, тепла, воды, сырья, полуфабрикатов и других видов ресурсов.

Для оценки влияния проектируемого объекта на состояние окружающей среды следует выявить все виды его техногенных воздействий на атмосферу, территорию, геологическую среду, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир, социальные условия жизни населения в районе его расположения. Для четкого понимания воздействия намечаемой деятельности на отдельные компоненты окружающей среды более детально рассмотрим типы и механизмы этого воздействия на отдельные компоненты среды.

Воздействие планируемого объекта на атмосферный воздух. Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ.

Загрязнение атмосферного воздуха происходит в результате поступления в него:

– испарения или ветрового сноса с мест хранения материалов;

– продуктов сгорания различных типов топлива;


– выбросов газообразных, аэрозольных и взвешенных веществ отходов производства;

– выхлопных газов различных видов транспорта;

– испарений при хранении жидких веществ и топлива;

– газообразных выделений свалок и полигонов;

– пыли с поверхности карьеров, отвалов, хвостохранилищ, из узлов погрузки, разгрузки и сортировки сыпучих материалов и т. п.

Изменения в атмосферном воздухе могут проявляться в виде:

1. Изменения видимости и цветности за счет повышенного содержания загрязняющих веществ, находящихся в виде аэрозоля или газа, способного образовывать аэрозоль, или окрашенного газа.

2. Конденсации и образования осадков за счет введения мелких гигроскопических частиц загрязняющих веществ в облако и увеличение тем самым концентрации облачных ядер, способных ускорять или замедлять образование осадков.

3. Образования кислых дождей за счет серосодержащих выбросов. Оксиды азота в атмосфере окисляются, снижая кислотность осадков. Щелочную реакцию осадки могут иметь при наличии в промышленных выбросах, например, ионов металлов.

4. Влияния загрязняющих веществ на метеорологические условия в глобальном масштабе: увеличение концентрации СО 2 ; образование аэрозольных слоев, снижающих интенсивность солнечного излучения; увеличение концентрации веществ, разрушающих озон.

Зоной влияния объекта на атмосферный воздух считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов объекта превышает 0,05 ПДК загрязняющих веществ. Зоны влияния объектов и предприятий определяются по каждому вредному веществу или комбинации веществ с суммирующимся вредным воздействием отдельно.

При разработке оценки воздействия виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу проектируемым объектом, определяются по объектам-аналогам. Данные аналога пересчитывают в соответствии с характеристиками проектируемого объекта. Для характеристики источников загрязнения атмосферы должна быть подготовлена схема размещения производственных корпусов и сооружений объекта или заимствован генплан объекта-аналога с необходимой корректировкой данных.

Характеристики источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу должны содержать: наименование производства – источника выделения вредных веществ; наименование вредных веществ, выделяемых источником, их класс опасности и валовое количество; количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу; наименование и параметры применяемого пыле- и газоулавливающего оборудования, степень газоочистки и т. п.

При составлении оценки воздействия возможно сведение всех выбросов к одному условному источнику, расположенному или в центре отводимого для строительства участка, или на месте основного производственного корпуса (сооружения). Параметры зоны рассеивания выбросов загрязняющих веществ принимают по аналогу с корректировкой данных, учитывающих производственную мощность объекта и природно-климатические условия района строительства. В отдельных случаях оценка загрязнения воздушного бассейна в районе расположения объекта может быть подготовлена на основе расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в воздухе от его выбросов в соответствии с положениями «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (ОНД-86), при этом максимальный уровень загрязнения определяется для условий полной загрузки основного технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы. Уровень загрязнения рассчитывается отдельно для каждого вредного вещества или группы веществ, обладающих эффектом суммации вредного воздействия. Результаты замеров и расчетов сводят в таблицы и наносят на картографическую основу. При подготовке ОВОС на реконструкцию, расширение, техническое перевооружение предприятия материалы оценки необходимо дополнять показателями существующего загрязнения с указанием на схеме источников выделения загрязняющих веществ.

Воздействие планируемого объекта на поверхностные воды. При определении режима водопотребления необходимо указать перечень проектируемых объектов потребителей воды, необходимые объемы ее потребления и санитарно-эпидемиологические требования к качеству используемых вод. При оценке водоотведения необходимо выявить количество и температуру отводимых сточных вод, уровень их загрязнения, перечень загрязняющих веществ, класс опасности и концентрацию загрязнений, а также места отведения и очистки сточных вод. Пригодность воды для нужд объекта оценивается по химическим и биохимическим показателям, привязанным к конкретной технологии проектируемых производств.

Уровень воздействия режима водопотребления объекта на водные запасы источников водоснабжения района рассматривают как разность между суточным расходом воды источника (источников) и суточным водопотреблением проектируемого объекта или как процентное отношение суточного объема водопотребления к суточному расходу водного источника. На основе этих данных составляется водохозяйственный баланс (ВХБ) водного объекта, используемого для нужд водоснабжения. По результатам составления баланса выявляется дефицит или резерв водных ресурсов при намечаемом уровне водопотребления и водоотведения.

Загрязняющие вещества в водные объекты могут поступать через выбросы сточных вод, в результате утечек из линий коммуникаций объекта, при смыве химических и минеральных веществ с прилегающей территории и т. п. Наибольший вклад в загрязнение поверхностных водных источников вносит сброс сточных вод и смыв загрязняющих веществ с территории.

При оценке качества вод водных объектов следует выявить их фоновое загрязнение и определить количество загрязняющих веществ, которое будет поступать в водную среду в результате эксплуатации объекта. Для оценки воздействия проектируемого объекта на качество вод рек и водоемов следует определить место сброса сточных вод, количество (расход) и показатели состава сточных вод, а также гидрологические параметры водного объекта – приемника сточных вод.

Уровень воздействия объекта на состояние поверхностных вод зависит от наличия и технических характеристик применяемых очистных сооружений. Характеристику очистных сооружений с указанием их наименования, пропускной способности, метода и эффективности очистки сточных вод следует приводить отдельно.

Оценку загрязнения рек и водоемов сточными водами инвестируемого объекта проводят на основе ориентировочного расчета разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта по гидрологическим характеристикам рек и водоемов маловодного меженного периода. Концентрация загрязняющих веществ в воде водного объекта находится пропорционально их концентрации в сточных водах и отношению расхода сточных вод к расходу водотока. При необходимости в указанную величину добавляется существующее фоновое загрязнение водотока. Более детально методы оценки загрязнения водной среды изложены в «Методических основах оценки и регламентирования антропогенного влияния на качество поверхностных вод» и «Основах прогнозирования качества поверхностных вод».

Воздействие планируемого объекта на территорию, ландшафт, условия землепользования и геологическую среду. При строительстве и эксплуатации объекта происходит его взаимодействие с территорией, ландшафтом и геологической средой. В связи с этим при разработке ОВОС должны быть определены характер землепользования территории, площади отчуждаемых для строительства земель, изменения ландшафта территории, а также выявлены размеры предполагаемой зоны загрязнения отвыбросов объекта, характер проявления и развития опасных геологических процессов.

Оценка воздействия проектируемого объекта на характер землепользования должна отражать:

– площадь и местоположение отчуждаемых земель;

– площадь, местоположение и характер нарушения земель в процессе строительства и эксплуатации объекта;

– площади сокращения территорий конкретных землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством или другим видом хозяйственной деятельности;

– возможное территориальное разобщение земель района;

– нормативную цену и стоимость земельных участков, предполагаемых к изъятию для строительства и эксплуатации объекта;

Площадь отчуждаемых для строительства земель определяется в соответствии с землеемкостью проектируемого объекта по объектам-аналогам или по нормативам землеемкости.

В результате антропогенного воздействия на земельные ресурсы возможны следующие изменения:

– нарушение земной поверхности и, как следствие, активизация экзогенных процессов эрозии, оврагообразовния, оползней и т. д.;

– отчуждение ненарушенных земель;

– нарушение физико-механического состава и свойств почвенного слоя;

– изменение химического состава почв.

При определении воздействия проектируемого объекта на территорию в обязательном порядке должны быть определены состав и размер компенсационных выплат землепользователям (землевладельцам) за изъятие или временное занятие земель и потери сельскохозяйственного производства в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ №77 от 26.01.93 г. «О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства».

При строительстве и эксплуатации объектов различного назначения изменения рельефа территории обусловлены повышением или понижением отметок поверхности, устройством различных выемок, котлованов, насыпей, отвалов, планировкой и т. п. Изменения рельефа обычно приводят к нарушению параметров поверхностного стока и гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории. Общий уровень воздействия на состояние территории, отведенной для строительства, определяют по картосхемам участка размещения объекта с анализом размеров сооружений и баланса земляных масс, перемещаемых при земляных и планировочных работах. При этом надо обращать внимание на следующие особенности:

– мощность извлекаемого пласта;

– глубины залегания подземного пространства;

– литологическое строение пород кровли;

– рельеф местности и другие, специфические для данной территории природные признаки (карст, суффозионные процессы, характер и степень обводнения подземных горизонтов, тектоника и т. д.).

Размер предполагаемой зоны загрязнения инвестируемого объекта определяют по состоянию территории объекта-аналога, находившегося в эксплуатации не менее 10–15 лет. Виды воздействий на геологическую среду и их интенсивность различны на отдельных участках территории, часто на выбранной для строительства площадке наблюдаются несколько неблагоприятных процессов.

Изменения водного баланса и влажностного режима вызывают:

– понижение уровня подземных вод и осушение пород (образование депрессионной воронки);

– повышение уровня подземных вод и обводнение пород.

Изменение напряженного состояния пород вызывает статическая или динамическая нагрузка или разгрузка (вскрытие пород) и приводит к образованию зон пород, ослабленных за счет гидродинамических преобразований массива. Изменения температурного режима пород в районах распространения многолетнемерзлых грунтов вызывают повышение или понижение температуры пород;

Изменение сейсмических условий оценивается на основании предварительного микросейсмического районирования по изменению балльности и интенсивности землетрясений в пределах таксонов структурно-тектонического районирования в зависимости от прогнозируемых изменений гидрогеологических и инженерно-геологических условий и масштабов возможных явлений тепломассопереноса. Оценка изменения естественного электрического поля производится по величине удельного электрического сопротивления грунтов в пределах прогнозируемого техногенного поля блуждающих токов, от которых зависит связанная с ним коррозионная активность в литосферном пространстве.

Экзогенные геологические процессы при строительстве и эксплуатации объекта могут активизироваться и требуют проведения защитных мероприятий. Возникновение и активизация экзогенных процессов происходит в результате изменения гидрогеологических, инженерно-геологических и мерзлотных условий в зоне техногенного воздействия. При этом происходит образование оползней, обвалов, осыпей, селей, карста и карстово-суффозионных процессов, термокарста, бугров пучения, солифлюкционных потоков и других мерзлотных явлений в зонах распространения многолетнемерзлых пород, просадочных и суффозионно-просадочных процессов, линейной эрозии, заболачивания и подтопления и т. д. Общая оценка этих процессов выполняется на основе фондовых данных территориальных органов МПР России.

Воздействие отходов объекта на состояние окружающей среды. Одной из важнейших проблем при строительстве промышленных объектов становится удаление, складирование, утилизация и захоронение отходов производства. Отходы требуют для складирования значительных площадей для устройства свалок или полигонов, а также загрязняют атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды в случае наличия в них испаряющихся или растворяющихся вредных веществ или мелкодисперсных частиц. Для оценки воздействия отходов производства на состояние ОС необходимо знать их характеристику с указанием места образования, способа удаления, класса опасности (токсичности), количества и физико-химических свойств. Классификация отходов выполняется в соответствии с классификатором токсичных промышленных отходов и методическими рекомендациями по определению их токсичности.

Токсичные промышленные отходы по своим физико-химическим свойствам подразделяются на группы, в зависимости от которых применяются различные методы их обезвреживания и складирования. Перечень групп отходов промышленных предприятий с указанием их состава и состояния, а также возможных методов переработки и захоронения на специализированных полигонах приведен в СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию». В ОВОС необходимо приводить общую характеристику накопителей для складирования и хранения отходов промышленного производства с указанием местонахождения, емкости, типа ограждающих сооружений, срока эксплуатации, способов контроля за состоянием окружающей среды. Виды и формы воздействия накопителей определяют по объектам-аналогам с учетом топографических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий их размещения на территории или по нормативам.

Воздействие планируемого объекта на растительность и животный мир. Основными видами воздействия объекта на растительность и животный мир являются:

– отчуждение территории под строительство;

– осушение или подтопление территории;

– прокладка дорог, трубопроводов и линий коммуникаций;

– загрязнение компонентов среды взвешенными, химическими, радиоактивными веществами, аэрозолями и т. п.;

– вырубка леса и изменение характера землепользования на территории строительства и прилегающих землях;

– изменение гидрологического режима водных объектов, расположенных в зоне влияния проектируемого объекта;

– изменение параметров поверхностного стока;

– шумовые, вибрационные, световые и электромагнитные виды воздействий при строительстве и эксплуатации объекта.

Техногенное воздействие от крупных объектов на растительный и животный мир распространяется на значительные расстояния от места их расположения.

Развитие растительности зависит от климатических условий территории, геоботанической зоны, рельефа, почв, обводненности, освещенности и ряда других факторов. Видовой состав и размеры популяций животных тесно связаны с характером растительности на рассматриваемой территории, кормовой базой, состоянием водотоков и водоемов, рельефом местности и фактором беспокойства.

Строительство, а затем эксплуатация объекта всегда приводит к ухудшению условий развития растительного и животного мира, вырубке лесов и кустарников, деградации болот, изменению гидрологического режима водных объектов, нарушению путей миграции животных, уменьшению размеров популяций, а то и просто вымиранию отдельных видов животных. В связи с этим оценка воздействия на растительный и животный мир должна определять площади вырубки лесов и осушения болот, зону воздействия загрязняющих веществ, сбрасываемых объектом, изменения характера землепользования в районе строительства, а также негативные последствия, связанные с перечисленными факторами.

Сведения о состоянии растительности на определенной территории следует увязывать с параметрами рельефа и почвенными характеристиками. При этом необходимо осуществить группировку лесных, луговых и других участков по основным таксонометрическим признакам с выделением растительных ассоциаций и указанием степени их нарушения (деградации). Оценка воздействия объекта на состояние растительности подразумевает выявление изменений:

– флористического разнообразия растительности;

– количества основных (преобладающих), а также редких и исчезающих видов растительности;

– структуры растительного и почвенного покрова на различных участках местности в зоне воздействия;

– соотношения площадей, занятых различными видами;

– границ растительных сообществ и размеров участков, подвергающихся подтоплению, заболачиванию, иссушению.

Оценка воздействия объекта на состояние животного мира требует определения изменений:

– фаунистического состава животного мира;

– параметров среды обитания, количества и размеров популяций животных;

– условий миграции;

– характера эксплуатации промысловых животных.

В тех случаях, когда в зону воздействия проектируемого объекта попадают реки и водоемы, имеющие рыбопромысловое значение, составляются их ихтиологические характеристики. Они должны содержать перечень видов рыб, описание кормовой базы, характеристики мест нагула и нерестилищ, оценку промыслового значения видов рыб и предложения по восстановлению рыбных запасов.

Воздействие на растительный и животный мир может в первую очередь проявляться через:

1) изменение видового разнообразия флоры и фауны;

2) изменение численности и половозрастной структуры популяций, видов;

3) изменение направлений миграций;

4) замена одних сообществ другими;

5) изменение трофической структуры биоценозов;

Данные для оценки состояния и предполагаемого воздействия на растительный и животный мир могут быть получены в специализированных институтах, биологических факультетах университетов, а также в территориальных организациях, занимающихся изучением растительного и животного мира.

Воздействие планируемого объекта на социально-бытовые условия и здоровье человека. Социально-бытовые условия жизни населения определяются демографической нагрузкой на территорию, наличием и степенью благоустройства жилого фонда, уровнем загрязнения компонентов окружающей среды (воздуха, вод, территории), доступностью рекреационных зон и учреждений для отдыха и лечения, качеством продуктов питания, формой медицинского обслуживания и другими характеристиками.

Для оценки воздействий проектируемого объекта на социальные условия и здоровье населения должны быть определены:

– демографические показатели (численность и плотность населения в рассматриваемом районе, его половозрастной состав, продолжительность жизни и т. п.);

– состояние жилого фонда населенных пунктов, расположенных в зоне воздействия объекта (общая площадь жилого фонда; полезная площадь, приходящаяся на 1 человека; уровень благоустройства жилья и другие характеристики);

– предполагаемое изменение численности населения в районе строительства;

– изменения техногенной нагрузки на компоненты среды от выбросов (сбросов), физических и других видов воздействий объекта;

– предполагаемое изменение жилищно-бытовых и социальных условий жизни населения в районе размещения объекта;

– изменение условий и качества питания населения;

– изменение уровня медицинского обслуживания населения, условий отдыха, проведения досуга и т. п.

При составлении оценки должно быть проведено сопоставление показателей здоровья населения рассматриваемого района с федеральными или региональными данными. В отдельных случаях может проводиться гигиеническое ранжирование территории.

4.3. Характерные недостатки ОВОС

К характерным недостаткам и просчетам при подготовке ОВОС проектов строительства или перепрофилирования действующих объектов, следует отнести:

1. Слабая разработка и в дальнейшем формальное рассмотрение вариантов, альтернативных предлагаемому основному варианту проекта.

2. Некомплексное покомпонентное рассмотрение природной среды без учета взаимосвязи и взаимообусловленности протекающих в ней процессов.

3. Низкий уровень информации о редких и исчезающих видах растений и животных, уникальных сообществах и биоценозах, динамике численности промысловых видов животных и рыбных ресурсах.

4. Отсутствие всестороннего анализа состояния окружающей среды и экологической ситуации при оценке прогнозируемого влияния промышленного объекта.

5. Неполнота, низкое качество и недостоверность используемой при подготовке ОВОС исходной информации о состоянии окружающей среды и возможных воздействиях.

6. Недостаточное информационно-картографическое обеспечение ОВОС.

7. Слабая разработка ландшафтного и физико-географического прогноза.

8. Низкий уровень оценки значимости воздействий.

9. Отсутствие четкого ранжирования отрицательных экологических эффектов.

10. Отсутствие нормативов состояния ландшафтов.

11. Слабая разработанность методик обоснования компенсационных мероприятий за негативные экологические последствия.

12. Низкий уровень проработки вопросов, посвященных предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

13. Некомплексное решение вопросов утилизации отходов производства и захоронения неутилизированных остатков.

14. Низкий уровень оценок возможных изменений в природных условиях и средах, в социальной обстановке и здоровье населения.

15. Планирование строительства и ввода в эксплуатацию природоохранных объектов и очистных сооружений после завершения строительства и пуска основных производственных сооружений.

Контрольные вопросы

1. Что лежит в основе процедуры проведения ОВОС?

2. Перечислите три стадии в национальной процедуре ОВОС при непосредственном проектировании намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

3. Какие задачи решаются при проведении ОВОС на первой стадии?

4. Какой документ составляется на второй стадии ОВОС? Кратко охарактеризуйте его содержание.

5. Оформлением какого документа завершается ОВОС? Расскажите о порядке оформления, содержании этого документа.

6. Какова горизонтальная и вертикальная структура разделов ОВОС?

7. Более подробно охарактеризуйте содержание основных разделов ОВОС.

Глава 5. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

5.1. Критерии и показатели ОВОС

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок