Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные характеристики. Функционализм

Функционализм как одно из основных течений американской психологии конца XIX - начала XX века явился результатом приведения научной системы знаний в соответствие с объективными потребностями развития человека и его социального окружения, то есть результатом взаимодействия логики развития науки с реальной социальной практикой. Обостренная чувствительность времени к возможности использовать достижения психологии в различных социокультурных сферах жизнедеятельности человека и общества послужила существенной предпосылкой к выделению функционализма из складывающейся системы психологического знания.

Данное направление складывалось на довольно противоречивом фоне: созданный набирающей обороты капиталистической государственной машиной культ практицизма и предприимчивости отразился в американском психологическом функционализме. У его истоков стоял Уильям Джеймс (1842-1910) - американский психолог и философ, популяризатор психологии как науки, создатель первой в США психологической лаборатории. Основной акцент в концепции феноменов сознания У.Джеймса переносится с образа на действие, что обусловило его лидерство в прагматизме, значительное влияние на рождение и развитие функционализма и бихевиоризма в психологии.

Психология представлялась им как естественная биологическая наука, предметом которой служат "психические (ментальные) явления и их условия". При анализе условий подчеркивается взаимосвязь психического и телесного, важность обращения исследователя сознания к выводам физиологии. Сознание Джеймс рассматривал исходя из эволюционной теории, как средство приспособления к среде. Сознание "вступает" в игру, когда возникают трудности адаптации (проблемная ситуация), и регулирует поведение индивида в новой ситуации (фильтрует и отбирает стимулы, регулирует действия индивида в непривычных условиях). Он отвергал членение сознания на элементы. Существует "поток сознания", членить который также бессмысленно, как "резать ножницами воду". Таким образом, выдвигалось положение о целостности и динамике сознания, реализующей нужды индивида. Джеймс соотносил сознание не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой (структурой) личности. В теории личности Джеймс вычленяет четыре формы "Я": 1) "Я" материальное: тело, одежда, имущество; 2) "Я" социальное: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других; 3) "Я" духовное: процессы сознания, психические способности; 4)"Я" чистое: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения. "Я" социальное, по Джеймсу, определяется осознаваемыми реакциями других на мою персону и указывает на включенность индивида в сеть межличностных отношений. У каждого человека несколько социальных "Я", которое занимает в обозначенной иерархии среднюю позицию.


Ставя вопрос о самооценке личности, удовлетворенности (неудовлетворенности) человека жизнью, Джеймс предложил формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Это предполагало рост самооценки личности как при действительном успехе, так и при отказе от стремления к нему.

Исходя из обозначенных установок, источник подлинных ценностей личности - в религии: эмпирическому социальному "Я" противопоставляется "особое потенциальное социальное" "Я", которое реализуется лишь в "социальном уме мира идеального" в общении со всевышним - Абсолютным разумом.

Таким образом, У.Джеймс делает шаг вперед от чисто гносеологического "Я" к его системно-психологической трактовке, к его поуровневому анализу. В своем анализе он выдвинул ряд положений, предвосхитивших современные представления об уровне притязаний, о мотиве достижения успеха, самооценке и ее динамике, референтной группе и другие. Его мысль о личностном уровне "поглотил" мистический туман.

В учении об эмоциях Джеймс предложил рассматривать эмоцию не как первопричину физиологических изменений в организме, не как источник физиологических изменений в различных системах (мышечной, сосудистой и т.п.), а как результат этих изменений. Внешний раздражитель вызывает в организме (мышечных и внутренних органах) перетрубации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний: "Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого".

В поисках телесного механизма "страстей человеческих" эмоции лишались Джеймсом издавна признанной за ними роли могучего побудителя поведения. Эмоции выводились из класса явлений, к которому принадлежит мотивация. Взамен этому при создании этой гипотезы утверждалась категория действия. Эмоциям также отказывалось (в их дарвиновской трактовке) в адаптивной функции.

Действие заинтересованного субъекта - опорное звено как всей психологической системы У.Джеймса, так и его концепции эмоций, рассматриваемых в контексте возможности управления внутренним через внешнее: при нежелательных эмоциональных проявлениях субъект способен их подавить, совершая внешние действия, имеющие противоположную направленность. Но в качестве конечного причинного фактора в новой физиологической схеме, утверждающей обратную связь между двигательным актом и эмоцией, выступала древняя "сила воли", не имеющая оснований ни в чем, кроме как в самой себе. Одной из целей исследования эмоциональных состояний являлось превращение их в объект, доступный естественно-научному эксперименту и анализу. Решение этой задачи было осуществлено путем редукции субъективно переживаемого к телесному.

Другим талантливым представителем функционализма выступил Джон Дьюи (1859-1952 ) - известный в начале XX столетия психолог, впоследствии философ и педагог. Его книга "Психология"(1886) - первый американский учебник по этому предмету. Но влияние на психологические воззрения в большей степени оказала его статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии"(1896), в которой он выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии - целостного организма в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности.

Сознание по Дьюи - один из моментов этой активности, возникает тогда, когда координация между организмом и средой нарушается и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам. В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджел (1849-1949).

В подготовленном им президентском адресе к Американской психологической ассоциации "Область функциональной психологии" (1906) подчеркивалось: психология есть учение о психических (ментальных) операциях; она не может ограничиться учением о сознании, ей следует изучать многообразие связей индивида с реальным миром в сотрудничестве и сближении с неврологией, социологией, педагогикой, антропологией; операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой; назначение сознания - "аккомодация к новому"; организм действует как психофизическое целое.

Образовавшаяся на функционалистской традиции Чикагская школа привлекла в свои ряды десятки психологов. После Д.Энджела ее воглавил Гарвей Кэрр (1873-1954 ), отразивший свои позиции в книге "Психология" (1925). Эта наука определялась в ней как изучение психической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли. "Психическая деятельность состоит,- писал Г.Кэрр,- в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением". Чикагская школа укрепляла влияние объективного метода в психологии. Считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности (язык, искусство).

К функциональному направлению относят и колумбийскую школу, которую возглавил Роберт Вудвортс (1869-1962). Его главные труды "Динамическая психология" (1918), "Динамика поведения" (1958). Он относил себя кэклектикам. Новизна его психологических концепций заключалась в том, в что в популярную в 20-х годах формулу "стимул - реакция" была введена важная переменная -организм: 5 - О - Я. Он разделяет мотивацию и механизм поведения. Механизм складывается из двух звеньев: подготовительного (установка); "консумматорного" (завершающей реакции, благодаря которой достигается цель). Мотивация, по его мнению, активизирует механизм и приводит его в действие. После удовлетворения потребности применение механизма может приобрести мотивационную силу. Отраженные подходы превращали средства в цель, что вело от неопределенной трактовки действия как функции сознания к конкретно-научной разработке этой категории.

Таким образом, функционализм стремился рассмотреть все психические процессы под углом зрения их приспособительного - адаптивного характера. Это требовало определения их отношения к условиям среды и потребностям организма. Понимание психической жизни по образцу биологической как совокупности функций, действий, операций было направлено против механической схемы структурной психологии. Отсюда функциональную психологию трактуют как теорию "потока сознания".

Сторонники направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Естественно-научную трактовку психических функций поддержали известные психологи И.Рибо (Франция), Н.Ланге (Россия), Э.Клапаред (Швейцария), идеалистическую - К.Штумпф (Германия), представители Вюрцбургской школы. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе и способность регулировать внешнее поведение остались в функционализме неопределен­ными. Само понятие "функция" не было ни теоретически, ни экспериментально обосновано и имело тенденцию смыкания с древним телеологизмом.

Развивающаяся молодая психология заимствовала свои методы у физиологии. Собственных она не имела, пока немецкий психолог Герман Эббингауз (1850 -1909 ) не принялся за экспериментальное изучение ассоциаций. В книге "О памяти" (1885) он изложил результаты опытов, проведенных на себе с целью вывести точные математические законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Занявшись этой проблемой, он изобрел особый объект - бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например, "мон", "пит" и т.п.).

Чтобы изучить ассоциации, Эббингауз сначала отобрал раздражители, которые не вызывают никаких ассоциаций. Над списком из 2300 бессмысленных слогов он экспериментировал в течение двух лет. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты, касающиеся количества слогов, времени заучивания, числа повторений, промежутка между ними, динамики забывания (репутацию классической приобрела "кривая забывания", показывавшая, что примерно половина забытого падает на первые полчаса после заучивания) и других переменных.

В различных вариантах были получены данные, касающиеся числа повторений, нужных для последующего воспроизведения материала различного объема, забывания различных фрагментов этого материала (начала списка слогов и его концы), эффекта сверхзаучивания (повторение списка большее число раз, чем требуется для его успешного воспроизведения) и др. Тем самым законы ассоциации выступили в новом свете. Эббингауз не обращался за их объяснением к физиологам. Но и роль сознания его не интересовала. Ведь любой элемент сознания (будь то психический образ или акт) изначально осмыслен, а в смысловом содержании виделась помеха изучению механизмов чистой памяти. Таким образом, использовались метод заучивания и метод сбережения, которые позволили оценить: а) количество повторений, необходимых испытуемому для безошибочного воспроизведения предлагаемой последовательности; б) уровень увеличения скорости повторного заучивания якобы полностью забытого материала.

Данные экспериментов Эббингауз сформулировал в нескольких законах памяти: объем запоминаемого после однократного предъявления равен 6-8 бессмысленным слогам; при незначительном увеличении материала количество повторений для запоминания возрастает во много раз. Поэтому увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности; время, которое требуется для заучивания материала, целесообразно распределять на несколько сроков, разделенных интервалами (например, если материал требует 30 повторе­ний, то лучше 3 дня по 10 раз, чем 30 раз в один день); более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся; после того, как материал выучен, его необходимо повторять; забывание сразу идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается ("кривая забывания"); "фактор или эффект края" - в начале и в конце материал запоминается лучше, чем в середине изложения; зафиксировано различие между запоминанием бессмысленного и осмысленного материала: для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных смысловых единиц (то есть память - осмысленный процесс); тренировка в запоминании одного материала приводит к улучшению запоминания и материала другого рода.

Эббингауз открывал новую главу в психологии не только потому, что первым отважился заняться экспериментальным изучением мнемических процессов, более сложных, чем сенсорные. Его уникальный вклад определялся тем, что впервые в истории науки посредством экспериментов и количественного анализа их результатов были открыты собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря - объективно. Равенство психики и сознания (принятое в ту эпоху за аксиому) перечеркивалось.

То, что в европейской традиции обозначалось как процессы ассоциации, вскоре становится одним из главных направлений американской психологии под именем "научения". Это направление принесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических. Среди новых объяснительных принципов выделялись: вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и адаптация организма к среде в целях выживания в ней. Эти принципы образовали контуры новой детерминистской (каузальной) схемы. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. На этом переломе в истории научного познания понятие об ассоциации приобрело особый статус. Прежде она означала связь идей в сознании, теперь же - связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.

Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий, а по принятой вскоре терминологии - научения. Первый крупный успех в преобразовании понятия об ассоциации принесли опыты над животными (главным образом кошками) Эдвара Торндайка (1874 - 1949), американского психолога, исследователя проблем научения и закономерностей адаптации организма. Он использовал так называемые проблемные ящики.

Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство, - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Животные совершали множество движений, бросались в разные стороны, царапали ящик и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. "Пробы, ошибки и случайный успех" - такова была формула, принятая для всех типов поведения как животных, так и человека. Торндайк объяснял свои опыты несколькими законами научения. Прежде всего законом упражнения (двигательная реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и продолжительности повторения связей). К нему присоединялся закон эффекта, гласивший, что из нескольких реакций наиболее прочно сочетаются с ситуацией те из них, которые сопровождаются чувством удовлетворения.

Торндайк предполагал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т.е. физиологический механизм), а закрепляются связи благодаря чувству (т.е. субъективному состоянию). Но ни физиологические, ни психологические компоненты ничего не добавляли к нарисованной Торндайком независимо от них "кривой научения", где на абсциссе отмечались повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Главная книга Торндайка называлась "Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных" (1898).

До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов относилось за счет идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В прежние времена эти реакции относились к разряду рефлексов - машинальных стандартных ответов на внешнее раздражение, предопределенных самим устройством нервной системы. Согласно Торндайку они являются интеллектуальными, ибо направлены на решение задачи, справиться с которой организм, используя наличный запас ассоциаций, бессилен. Выход состоит в вы­работке новых ассоциаций, новых двигательных ответов на необычную для него - и потому проблемную - ситуацию.

Упрочение ассоциаций психология относила к процессам памяти. Когда же речь шла о действиях, ставших автоматизированными благодаря повторению, их называли навыками. Открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков.

Между тем он считал, что исследует интеллект. На вопрос: "Имеется ли ум у животных?", был дан положительный ответ. Но за этим стояло новое понимание ума, не нуждающееся в обращении к внутренним процессам сознания. Под интеллектом имелась в виду выработка организмом "формулы" реальных действий, позволяющих ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно. Такой взгляд запечатлел новое понимание детерминации жизненных явлений, которое пришло в психологию с триумфом дарвинского учения. Оно вводило вероятностный стиль мышления. В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, "пробуя и ошибаясь", отобрать наиболее выгодный вариант реакции на среду из многих возможных. Этот стиль мышления открывал широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов. Главные достижения в разработке этих методов применительно к психологии связаны с творчеством Фрэнсиса Гальтона (1822 -1911). Находясь под глубоким впечатлением идей своего кузена Ч.Дарвина, он решающее значение придал не фактору приспособления отдельного организма к среде, а фактору наследственности, согласно которому приспособление вида достигается за счет генетически детерминированных вариаций индивидуальных форм, образующих этот вид. Опираясь на данный постулат, Гальтон стал пионером в разработке генетики поведения.

Благодаря его неутомимой энергии широко развернулось изучение индивидуальных различий. Эти различия постоянно давали о себе знать в экспериментах по определению порогов чувствительности, времени реакции, динамики ассоциаций и других психических феноменов. Но поскольку основной целью являлось открытие общих законов, различиями в реакциях испытуемых пренебрегали. Гальтон же сделал основной упор именно на различиях, считая, что они генетически предопределены.

В книге "Наследственный гений" (1869) он доказывал, ссылаясь на множество фактов, что выдающиеся способности передаются по наследству. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучению индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Последние считались не в меньшей степени зависящими от генетических детерминант, чем, скажем, цвет глаз. В его лаборатории в Лондоне каждый желающий мог за небольшую плату определить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Через эту антропологическую лабораторию прошло около 9000 человек. Но у Гальтона, которого иногда называют первым практикующим психологом, был более глобальный замысел. Он рассчитывал охватить все население Англии с тем, чтобы определить уровень психических ресурсов страны.

Свои испытания он обозначил словом "тест", которое широко вошло в психологический лексикон. Гальтон стал пионером преобразования экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей. Непреходящей заслугой Гальтона явилась углубленная разработка вариационной статистики, изменившей облик психологии как науки, широко использующей количественные методы.

Гальтон применял тесты для изучения работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов) и других чувствительно-двигательных функций. Между тем практика требовала информации о высших функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности.

Первый вариант решения этой задачи принадлежал французскому психологу Альфредд Бине (1857- 1911), основателю первой во Франции психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Он начинал с экспериментальных исследований мышления (испытуемыми служили две его дочери). Однако вскоре по заданию правительственных органов он стал искать психологические средства, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, неленивых, от тех, кто страдает врожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Вине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах.

В Германии Вильям Штерн ввел понятие "коэффициент интеллекта" (англ. Ай-Кью). Данный коэффициент соотносил "умственный" возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости (когда "умственный" возраст ниже хронологического), либо одаренности (когда "умственный" возраст превосходит хронологический). Это направление под именем тестологии стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой. Техника измерения интеллекта позволяла на основе данных психологии (а не чисто эмпирически) решать вопросы обучения, отбора кадров, профпригодности и др.

Достижения экспериментального и дифференциального направлений, наиболее ярко воплощенные в творчестве названных исследователей, но ставшие возможными благодаря работе всего поколения молодых профессионалов, подспудно и неотвратимо изменяли предметную область психологии. Это была иная область, чем очерченная в теоретических схемах, от которых психология начинала свой путь в качестве науки, гордившейся своей самобытностью. Предметом анализа служили не элементы и акты сознания, никому неведомые, кроме субъекта, изощрившего свое внутреннее зрение. Им стали телесные реакции, изучаемые объективным методом. Выяснилось, что их связи, носившие в прошлом имя ассоциаций, возникают и преобразуются по особым психологическим законам. Их открывает эксперимент в сочетании с количественными методами. Для этого нет необходимости обращаться ни к физиологии, ни к показаниям самонаблюдения.

Что же касается объяснительных принципов, то они черпались не в механике, снабжавшей психологическую мысль в течение трех веков принципом причинности, а в дарвиновском учении, преобразовавшем картину организма и его функций.

Функционализм - это философское течение, провозглашающее приоритетом изучение практических свойств вещи, явления или предмета. В связи с этим функционализм зачастую противопоставляют таким школам философии, как историзм и структурализм, потому что функционалисты считают, что онтологический аспект вещи имеет примат перед вопросами структуры или развития. Отсюда можно сделать вывод: сторонники функционализма полагают, что невозможно проникнуть в суть предмета, первоначально не поняв, зачем он нужен, какова его функция в окружающей нас реальности.

Иными словами, последователи школы функционализма придерживались взгляда, кратко выраженного в следующих словах: "Как возможно понять назначение и смысл штопора, только лишь изучив его физические признаки и свойства?". Кроме того, функции предмета считались тем важным свойством, которое двигает его эволюцию, способствуют формированию или изменению его структуры.

Функционализм: история создания течения и его основатели

Функционализм как философское и психологическое течение научной мысли сложился в Соединённых Штатах Америки в конце девятнадцатого века из знаний, полученных к тому моменту экспериментальной психологией. В то время среди психологов была популярна точка зрения о том, что каждая зона мозга имеет свою особую специализацию. Воззрения той эпохи остались в названиях некоторых участков головного мозга, например, зона Вернике или зона Брока. На сегодняшний день взгляды сторонников функционализма были в значительной степени отредактированы благодаря открытиям, полученным в ходе исследований нейробиологов и когнитивных психологов.

Родоначальником функционализма считается Уильям Джеймс, на идеи которого сильно повлияли труды Герберта Спенсера, Вудвортса, Энджелла и Джона Дьюи.

Основой функционализма следует считать прагматизм , который в конце девятнадцатого века являлся доминирующим течением в американской философии и науке, поэтому полезность и применимость идей на практике являлись чуть ли не единственным критерием, которым следовало руководствоваться в философской и научной деятельности и который встречал практически единогласное одобрение.

Создание и развитие идей функционализма послужило мощным толчком для психологии. Этот момент для психологической науки считают поворотным и революционным, поскольку функционалисты фактически осуществили раскол психологии на теоретическую и прикладную.

Основные идеи функционализма в психологии и методы исследования

Идеи

Основная идея функционализма заключается в следующем: любое состояние психики можно объяснить с точки зрения связей между причиной и следствием, существующих между изучаемым состоянием психики, условиями окружающей действительности, являющимися побудительными причинами, и поведением индивида, являющимся следствием действия побудительных причин.

Внимание функционалистов в первую очередь занимали вопросы того, как личность может эффективно приспособиться к окружающей её действительности, какие психические функции она задействует в этом процессе и что необходимо сделать, какие способы найти, чтобы улучшить приспособляемость.

В связи с этим нельзя не упомянуть понятие "рефлекторная дуга ", которое было впервые предложено Дьюи в 1896 году и считающееся столпом функционализма. Рефлекторная дуга включает в себя следующие части со специфическим назначением:

  • начало;
  • середина;
  • конец.

Дьюи полагал, что рефлекс является актом координации, целостным и единым, цель которого состоит в приспособлении организма к условиям окружающей реальности. Начало дуги характеризует условия среды, в которых организм вынужден функционировать. Середина дуги символизирует то, как живое существо проводит анализ этих условий и осмысляет их. Конец дуги означает реакцию организма, то есть те действия, которые он совершает исходя из условий среды. Отсюда Дьюи делает вывод, что человеческую психику необходимо рассматривать под тем же углом, что и рефлекс, а именно: какую полезную роль она выполняет для регуляции поведения индивида.

Как известно профессиональным психологам, слово "психология" переводится как "наука о душе", однако, согласно мнению Джеймса, эта наука должна не только думать о том, из чего состоит душа, как она устроена и почему она может меняться, но и о том, в чём её ценность для каждого отдельного человеческого существа, каким целям она служит.

Что касается вопросов сознания, то последователи Джеймса полагали, что необходимо заниматься не проблемами строения сознания, а его ролью в жизни человека и его выживании. Благодаря таким взглядам психология обогатилась гипотезой, провозглашающей ролью сознания помощь личности в выживании и приспособлении к различным ситуациям, которые ставит перед ней жизнь. Каким образом сознание выполняет эту функцию? Тремя следующими способами:

  • повторение привычных способов реагирования на возникающие ситуации;
  • изменение привычек, происходящее вследствие изменения обстоятельств;
  • освоение и закрепление новых паттернов поведения.

Функционалисты выдвинули интересную точку зрения о сущности эмоций , которая нашла своё подтверждение в будущем после проведения психологических исследований. Они предположили, что эмоции являются результатом изменений, произошедших в физиологии индивида, поэтому они никак не могут быть причиной поведения человека, а только следствием.

В рамках функционализма в психологии был сформулирован постулат об идеомоторном акте , который гласил, что любая мысль человека может привести его к действию и результату, если этой мысли не будет активно мешать какая-либо другая мысль.

В структуре личности функционалисты выделяли четыре грани человеческого Я:

  1. Чистое.
  2. Материальное.
  3. Духовное.
  4. Социальное.

Большим вкладом в современную психологию следует считать идею функционалистов касательно самооценки индивида . Они заметили, что степень, с которой человек уважает себя, зависит от двух величин: от того, что личность считает успехом и от его возрастания, а также от уровня её притязаний.

Методы

Несмотря на то что внимание сторонников функционализма было обращено преимущественно на внешние проявления психических процессов в отличие от структуралистов, изучавших внутреннюю сторону психической жизни человека, основным методом изучения для них была интроспекция .

Школы функционализма

Чикагская школа

Представителями этой школы являлись Джон Дьюи, Говард Кэрр и Джеймс Энджелл. Основные воззрения, которых они придерживались, заключались в следующем:

Колумбийская школа

Наиболее ярким представителем этого направления функционализма считается Вудвортс, который основал ответвление в психологии, названное позднее динамической психологией . Сторонники данной школы придерживались следующих взглядов на психику личности:

  1. Движущей силой поведения индивида являются внутренние мотивы.
  2. Психология должна изучать не только сознание, но и особенности поведения.
  3. Сила и интенсивность реакции зависит не только от раздражителя, воздействовавшего на нервную систему человека, а также от физиологических особенностей организма и опыта, сохранившегося в памяти.
  4. Метод наблюдения подходит только для обнаружения и фиксации внешних проявлений психических реакций. Если же исследователю требуется проникнуть в глубины психики и выяснить, что там происходит, необходимо воспользоваться интроспекцией.

Вклад функционализма в психологию и другие науки

Функционалисты выдвинули революционную для своего времени гипотезу об эмоциях, считавшихся в конце девятнадцатого века источником и причиной изменений в физиологии организма человека, и предположили, что эмоции - это не более, чем следствие происходящих в теле индивида процессов.

Принципы функционалистов очень похожи на принципы, применяемые для анализа и изучения информационных процессов, что позволило этому философскому и психологическому течению стать базой для разработки вычислительной теории сознания.

В будущем идеи и научные разработки функционализма стали основой для зарождения нового течения в психологии, названного бихевиоризмом .

В Советском Союзе идеи функционалистов были отвергнуты советскими психологами и заклеймены как ложные и буржуазные.

Российский государственный социальный

университет г. Москвы

на тему: Психология У. Джемса.

Функционализм

Студентки 3- го курса

факультета социальной психологии

Бодрягиной О.О.

1. Вклад функционализма в развитие психологии. Джемс (Jams) Уильям (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) - американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как «поток сознания», в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или «личности» им были выделены:

1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей;

3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности Я.

В отличие от структурализма, возникшего в Европе и распространившегося на Соединенные Штаты, функционализм возник на американской почве. Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции, овладевшая умами как в Европе, так и в Америке в конце XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов:

Каково приспособительное значение различных способностей человека?

Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм.

Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм.

Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов.

Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс. Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. «Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т. п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы» (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С. 1).

Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

В отличие от европейского, американский функционализм (У. Джемса, Д. Дьюи и чикагской школы) пошел по более конструктивному пути – функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде.

Аналогично тому, как структурализм противопоставил структуру ассоциации, функционализм противопоставил функцию структуре и воплощенному в ней содержанию. Не требует особых комментариев положение о том, насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы, производимой как внутри состава собственно психического акта, так и в процессе его организующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. И выделением этого аспекта анализа функционализм несомненно обогатил концептуальный аппарат психологической теории.

Однако в обоих направлениях функционализма функция психического процесса была противопоставлена структуре и реальному внепсихологическому материалу, из которого эта структура организуется.

Обособление же психической структуры от исходного материала с необходимостью ведет и к обособлению от физиологического механизма, синтезирующего эту структуру именно из данного материала. Вместе с тем, поскольку ни структура, ни тем более функция в ее реальной рабочей активности не могут быть обособлены от исходного материала, в такой изначальный материал превращается сама функция, и этим создаются логические основания для утверждения о том, что акты конструируют объекты-стимулы (Дьюи, 1955). Стимул перестает быть независимым по отношению к организму и его реакции Объект становится производным от акта или функции. Совершенно неслучайно поэтому Д. Дьюи выступал с резкой критикой детерминистической концепции рефлекторного акта, в которой объект действия не зависит от самого этого действия, а психические компоненты акта несут свою рабочую функцию, состоящую в организации действия именно адекватно не зависящему от него объекту. В контексте же функционалистического направления понятие функции (как и понятие структуры в структурализме), обособленное от реального исходного материала, из которого физиологический механизм строит психический процесс, перестает эффективно работать в концептуальном аппарате теории. Поэтому, вопреки конструктивности самого понятия функции, ни в европейском, ни в американском функционализме концы с концами теоретически не могли быть сведены, и концепция оказалась в тупике.

2. Развитие функционализма в Америке

Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем В.Джемса.В.Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).

Джемс занимался многими проблемами – от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант – внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что психика помогает в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.

Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов «Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

  • 15.Свойства внимания.
  • 16. Развитие внимания школьников.
  • 18. Виды ощущений. Классификации ощущений.
  • 19. Свойства ощущений.
  • 20. Восприятие как перцептивная деятельность
  • 21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия
  • 22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия
  • 23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности
  • 24. Физиологические основы памяти.
  • 25. Виды памяти.
  • 26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.
  • 27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления
  • 28. Мышление и решение задач
  • 29. Операции мышления.
  • 30. Формы мышления
  • 31. Виды мышления
  • 32. Способы активизации мышления.
  • 33. Понятие о воображении.
  • 34. Способы создания образов воображения.
  • 35. Виды воображения.
  • 36. Понятие о чувствах
  • 37. Физиологические основы чувств
  • 38. Формы переживания чувств.
  • 39. Виды чувств. Высшие чувства
  • 40. Понятие о характере. Типы характеров
  • 41. Структура характера
  • Разделii. Экспериментальная психология
  • 1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками
  • 2. Методология экспериментального исследования
  • 3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования
  • 4. Эксперимент как основной метод научного исследования; классификация экспериментов.
  • 5. Характеристика основных понятий статистики
  • 6. Описательная статистика
  • 7. Индуктивная статистика
  • 8. Корреляционный анализ
  • Разделiii. Практическая психология
  • 1.Краткая история психодиагностики как науки
  • 2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных
  • 3.Основные методы исследования и диагностики (по н.И.Шевандрину)
  • 4. Психологическая информация в психодиагностической работе
  • 5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
  • 6. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике
  • 7. Критерии эффективности практической работы психодиагноста
  • 8. Что такое психологическая коррекция
  • 9. Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристики
  • Раздел I. Общие данные.
  • 10. Задачи и содержание психологической профилактики
  • 11. Психолого-педагогическое консультирование
  • 12. Цели и задачи психологической службы образования
  • Содержание работы практического психолога
  • 14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога
  • Разделiv. Возрастная психология
  • 1.Предмет и задачи возрастной психологии
  • 2. Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития
  • 3. Периодизация психического развития дошкольника
  • 4. Особенности психического развития в младенческом и раннем возрасте.
  • 5. Психическое развитие в дошкольном детстве
  • 6. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе
  • 7. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников
  • 8. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников
  • 9. Биологические и социальные факторы развития подростка
  • 10. Психологические новообразования подросткового возраста
  • 11. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
  • 12. Понятие юности и ее возрастные границы
  • 13. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте
  • 14. Общение в жизни старшеклассников
  • 15. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности
  • Разделv. Педагогическая психология
  • 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии
  • 2. История становления педагогической психологии
  • 3. Принципы, задачи и структура педагогической психологии
  • 4. Методы исследования в педагогической психологии
  • 5. Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры
  • 6. Образование как система. Тенденции развития современного образования
  • 7. Основные направления обучения
  • 8. Популярные концепции обучения
  • 9. Личностно-деятельностный подход в организации образования
  • 10. Общая характеристика учебной деятельности
  • 11. Предметное содержание учебной деятельности
  • 12. Внешняя структура учебной деятельности
  • 13. Учебная мотивация
  • 14. Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности
  • 15. Навык в процессе усвоения
  • 16. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
  • 17. Соотношение обучения и развития
  • 18. Цели воспитания
  • 19. Средства и методы воспитания
  • 21. Место и роль тсо в учебно-воспитательном процессе
  • 22. Учебное кино и учебное телевидение
  • Разделvi. Социальная психология
  • 1. Предмет социальной психологии
  • 2. Краткий экскурс в историю социальной психологии
  • 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
  • 4. Общественные и межличностные отношения
  • 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона)
  • 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • 7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • 8. Проблема группы в социальной психологии
  • 9. Проблема больших социальных групп
  • 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии
  • 4 3
  • 11. Психология межгрупповых отношений
  • Разделvii. История психологии
  • 1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии
  • 2. Предмет и задачи истории психологии
  • 3. Общая характеристика античной психологической мысли
  • 4. Начало античной психологии
  • 5. Классический период античной психологии
  • 6. Эллинистический период развития античной психологии
  • 7. Арабская психология в Средние века
  • 8. Психологические идеи средневековой Европы
  • 9. Развитие психологии в эпоху Возрождения
  • 10. Психологическая мысль в XVII веке
  • 11. Психологические идем эпохи Просвещения
  • 12.Зарождение психологии как науки
  • 13. Экспериментальная психология
  • 14. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология
  • 15. Психология развития
  • 16. Основные психологические школы. Структурализм
  • 17. Вюрцбургская школа
  • 18. Функционализм в американской психологии
  • 19. Бихевиоризм как направление современной психологии
  • 20. Необихевиоризм
  • 21. Социальный бихевиоризм
  • 22. Гештальтпсихология. Основные исследования
  • 23. Курт Левин. Теория поля
  • 24. Генетическая психология ж.Пиаже
  • 25. Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение
  • 26. Карл Густав Юнг и его аналитическая психология
  • 27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология
  • 28. Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология)
  • 29. Основы гуманистической психологии
  • 30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967)
  • 31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория
  • 32.Теория личности Карла Роджерса(1902 – 1087)
  • 33. Логотерапия Виктора Франкла
  • Разделviii. Методика преподавания психологии
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 1 Вопрос.
  • 2 Вопрос.
  • 3 Вопрос.
  • По Вундту, сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений. А Брентано считал, что такое определение игнорирует активность сознанная, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого признака сознания Ф.Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

    Интенция – это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. По Брентано, надо говорить не о представлении, а о «представливании», т.е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Брентано разграничивает акт сознания и содержание. Только тогда, считает он, ясно, что психология это наука об актах сознания (= интенциональных актах).

    Он считал, что существуют три основные формы этих актов: 1) акты представливания чего-либо; 2) акты суждение о чем-либо; 3) акты эмоциональной оценки чего-либо как желаемого или отвергаемого.

    Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, может возникнуть только при направленности на объект. Например, понимание значения слова – это акт; следовательно, это психическое явление. Он разрушается, если брать отдельно звук и обозначить им вещь. Раздражитель и вещь сами по себе не относятся к области психологии. Брентано считал очевидными только психические явления, данные нам во внутреннем опыте, ведь знания о внешнем мире – вероятностны.

    Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал родоначальником европейского функционализма, противоположного вундтовскому структурализму.

    Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и вюрцбургскую школу. (Среди его учеников как философа был Зигмунд Фрейд). В его учении интенция преобразовалась в прикованность психической энергии к внешнему объекту.

    В развитии западноевропейского функционализма определенную роль сыграл немецкий психолог Карл Штумпф (1848 - 1936). С 1894 года работал в берлинском университете. Он считал предметом психологии психические акты или функции восприятия, понимания, хотения, он отличал их от феноменов.

    Изучение феноменов Штумпф относил к области феноменологии и связывал ее с философией, а не с психологией. Собственным же предметом психологии он считал функции или акты: исследованию подлежит не красный цвет объекта (т.е. феномен или явление), а акт или действие субъекта, благодаря которому человек осознает и отличает его от других. Среди функций он различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

    Очень известен Штумпф как автор двухтомника «Психология тонов», в которой он изучал восприятие музыкальных тонов. Ему удалось создать архив фонограмм с 10000 записями примитивной музыки разных народов. Он занимался и исследованиями по детской психологии.

    Несмотря на активное развитие функционализма в Европе, ведущим психологическим направлением функционализм стал в США. Задачей функционализма было изучение способов приспособления индивида к изменчивой среде через и с помощью психических функций.

    В Америке это направление связано, прежде всего, с именем Уильяма Джеймса (1842 - 1910). Джемс получил образование медицинское и художественное в Гарварде. В его работах – целый набор концепций, вошедших в основу разных подходов в психологии – от бихевиоризма до гуманистической психологии.

    У. Джеймс – создатель первой американской психологической лаборатории (1875), президент Американской психологической ассоциации (1894 - 1895).

    Один из главных вопросов, занимавших Джеймса – это исследование сознания. Ему принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызываемую частично бессознательными психическими процессами.

    Непрерывность сознания, мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы сознания. Поэтому просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он».

    Джеймс подчеркивал и постоянную изменчивость сознания, его динамизм. Сознание не только неразрывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, т.к. в нем всегда идет выбор одних предметов и отвержение других.

    По Джеймсу, исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина разногласий между Джеймсом и его школой функционализма и структурализмом. В отличие от Титченера для Джеймса первичным являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамичная целостность. При этом Джеймс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант (причин) – внимания и привычки.

    Взгляды Джеймса-психолога переплетались с его философской теорией функционализма. Большое внимание он уделял прикладной психологии, о связи психологии с педагогикой написал в книге «Беседа с учителями о психологии».

    Своеобразие его позиции в психологии проявилось и в определении им личности как интегративного целого, для начала XX века такой подход был новым. Он выделил в личности познаваемый и познающий элементы, говоря о том, что познаваемый элемент – это наше эмпирическое «Я», которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познающих элемент – это наше чистое «Я».

    Из эмоциональной структуры личности Джеймс описал самооценку (самодовольство – недовольство собой); он первым заговорил о самооценке и вывел формулу самоуважения:

    Самоуважение =

    Эта формула лежит в основе иерархии личностей, стремления человека к самосовершенствованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытываемых людьми эмоций.

    Одновременно с датским психологом Ланге, Джеймс разработал теорию эмоций, которая указывала на связь между эмоциями и физиологическими изменениями: доказывал, что физиологические изменения первичны по отношению к эмоциональным («Мы опечалены, потому, что плачем, боимся потому, что дрожим»; на самом деле, следствие и причина «должны поменяться местами»).

    Итак, У.Джеймс придал трактовке сознания новую ориентацию. Идея его о личности как созидающей себя «из ничего» была близка экзистенционалистам (иррационалистическое направление в западноевропейской философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения человеческое существование (экзистенцию) и утверждающее интуицию как основной метод постижения действительности). Он много сделал для отделения психологии от медицины и философии.

    Наряду с У.Джеймсом родоначальником функционализма принято считать Джона Дьюи (1859-1952) (Американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. н. педоцентрической теории и методики обучения), философа и педагога, начинавшего с психологии: его учебник 1886 г. «Психология» был первым в США. В одной из своих статей он выступил против того, чтобы единицами поведения считать рефлекторные дуги. Дьюи требовал признать новый предмет психологии – целостный организм в его активности, способный адаптироваться к среде. А сознание он считал всего лишь одним из моментов в этом континууме (непрерывность, неразрывность явлений, процессов). Оно, якобы, возникает при нарушении координации между организмом и средой.

    В 1894 году Дьюи приглашен в Чикагский университет, где вокруг него объединилась группа психологов, объявивших себя функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869 – 1949) в своей речи в адрес Американской психологической ассоциации в 1906 году. В ней он писал, что функционализм исследует психические операции, выполняющие роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, используя свои функции – внимание, память, мышление – как единое психофизическое целое. Т.е. фактической разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации организма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в работах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей.

    После Энджелла во главе Чикагской школы стал психолог Г.Кэрр (1873 – 1954), впервые назвавший психологию наукой о психической деятельности (а деятельность для него – это восприятие, воображение, память, мышление, чувства, воля).

    В целом, функционализм оказался не продуктивным направлением в психологии, как и понятие функции. Ему на смену пришел бихевиоризм.

  • Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) - наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:

    «Психология - это наука о функциях сознания».

    Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые - произвольными.

    Джеймс указывал, что мысли конкретного человека все время меняются, и «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает, что-то отвергает, все время выбирая, пока оно мыслит; оно «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (В этом суждении уже намечаются идеи гештальт-психологии с ее целостным подходом и одним из главных понятий «фигура - фон».)

    Джеймс много говорил о привычках. Отличие их от инстинкта он видел в том, что они создаются, могут быть сознательно изменены или устранены. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия. Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была». (Эта мысль намечает идеи бихевиоризма о совокупности привычных реакций как характеристике человека.)

    Эмоциональный взрыв - одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

    Джеймс выдвинул понятие психологической слепоты - неспособности понять другого человека. Она не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет контакт с природой. (В подобном заключении просматриваются принципы гештальт-психологии - жить «здесь и сейчас» - и осознавания.)

    К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

    Он полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь - и вам будет весело». С легкой руки Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

    Он подчеркивал, что хороший характер - это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

    «Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь».

    Таблица 5.1

    Теория У. Джеймса
    Понимание человека Человек - сознательное существо. Сознание - его сущностная черта, отличающая от животных и обеспечивающая выживание, приспособление к миру.
    Личность Личность - это совокупность трех инстанций: физического Я, социального Я, духовного Я.
    Отношение к телу Тело человека неотделимо от психики, оно источник переживаний, ощущений, обратных связей для психического и личностного развития, для формирования физического Я. На психическую жизнь человека можно воздействовать через тело. Это орудие обитающего в нем сознания.
    Социальные отношения Социальные отношения - это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
    Воля Воля - это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
    Эмоции У. Джеймс - автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности - это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
    Интеллект Выделяет два вида знаний у человека:
    • обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
    • собственно интеллект - фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
    Самость Самость, центр личности - ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
    Подход к психотерапевтической помощи Задачи психотерапии - развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого - собственная мотивация человека и ее развитие.

    Препятствия для развития личности:

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Несколько слов о стихотворениях Ф
    Влияние человека на литосферу
    Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе Петр 1 допрашивает царевича алексея история