Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация тему тыл в годы войны. Презентация «Советский тыл в годы войны

ВОЕННЫЙ ПАРАД. Оружие Второй мировой. Труженики тыла. Женщины Великой Отечественной Войны. А в это время в тылу…. Советский тыл. Военная техника Великой Отечественной войны. Женщины в годы Великой Отечественной войны. Советские танки второй мировой войны. Советские средние танки. Военно-морской флот в ВОВ. Танки СССР второй мировой войны.

Математики в Великой Отечественной Войне. Человек в тылу. Моя бабушка-труженица тыла. Математики и математика в годы великой отечественной войны. Математики в годы Великой Отечественной войны. Здесь тыл был фронтом. Героизм ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА. Советский тыл в Годы Великой Отечественной войны. Тыл и оккупированные территории в годы Великой Отечественной войны.

Вклад тыла в победу Великой Отечественной войны. Будни тыла. Танки и танкисты великой отечественной войны. Роль математики в Великой отечественной войне. Ярославский тыл. Химики в Великой Отечественной войне. Математика и математики в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка – труженица тыла. Советский тыл во время вов.

Математика в годы Великой Отечественной войны. Вооружение Советской Армии в годы Великой Отечественной войны. Женщины - авиаторы в Великой Отечественной войне. Вклад тружеников тыла в Великую Победу. Трудности военного быта. В тылу и на фронте они ковали Победу. Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны.

Вклад математики в в годы Великой Отечественной войны. СОВЕТСКИЙ ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг. На фронте и в тылу: две истории. Ученые-химики в годы Великой Отечественной войны. Презентация на тему «Математики в годы Великой Отечественной войны». Выдающиеся отечественные ученые- лингвисты.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны

Директива от 29 июня 1941 предусматривала: -введение трудовой повинности - оперативное регулирование работы предприятий и учреждений -переход железных дорог на военный график, обеспечивавший первоочередное и -быстрое передвижение военных эшелонов.

Эвакуированный Завод "767" - прессовый цех. Осень 1941г. эвакуация из прифронтовых районов промышленных предприятий осуществлялась в два этапа: - лето-осень 1941 - лето-осень 1942 г.

План эвакуации: В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь - подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы.

В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности.

К осени 1941 г. враг захватил огромную территорию, которая давала 38% производства зерна и 84% сахара. с осени 1941 г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода.

Победа русского народа в войне породила надежды у фермеров на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (в особенности в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение государственной политики.

стремление подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум фронтам: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 г возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 г приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов. В число задач войск охраны тыла входило: наведение в войсковом тылу порядка, регулирование движения беженцев по дорогам, задержание дезертиров, выявление диверсантов и шпионов и борьба с ними, регулирование подвоза и эвакуации имущества и др.

На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т.п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках. “

В соответствии с постановлением от 20 апреля 1933 года СНК СССР № 775/146 «Об организации трудовых поселений ОГПУ» ГУЛАГ ОГПУ был реорганизован в Главное управление лагерей и трудовых поселений ОГПУ. Начальником ГУЛАГ и ТП Объединенного государственного политического управления был назначен М. Берман. Статистика показывает, что на 1 июня 1944 года только в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа имелось 56 центральных и 69 республиканских, краевых и областных управлений и отделов лагерей и колоний.

За 1941-1944 годы из числа правовых граждан ГУЛАГа было мобилизовано и передано в Красную Армию 117000 солдат и офицеров, в том числе 93500 человек из военизированной охраны. В период с 1941 по 1944 годы из ГУЛАГа было освобождено 43000 польских и 10000 чехословацких граждан. За 1941-1944 годы в народное хозяйство поступило более 2000000 бывших осужденных.

Секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. были созданы Управление контрразведки «СМЕРШ» НКВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР.

Деятельность ГУКР СМЕРШ включала фильтрацию солдат, вернувшихся из плена, а также предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов (совместно с войсками НКВД по охране тыла действующей армии и территориальными органами НКВД). СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как Русская освободительная армия.

Деятельность ГУКР СМЕРШ характеризуется очевидными успехами в борьбе против иностранных разведок, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны.

Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Страна “ковала победу” общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети.

Инициатором создания народного ополчения явилась партийная организация Ленинграда. 30 июня 1941 г. в Ленинграде началось создание добровольческих дивизий, которые стали называться ополченческими. 2 июля приступили к организации народного ополчения парторганизации Москвы и Московской области.

Народное ополчение создавалось не только в прифронтовых областях и республиках, но и в глубоком тылу: во многих областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Карелии, коммунистические и рабочие полки - в Эстонии, Литве, Молдавии, в Латвии - отряды партийно-советского актива. Ополченческие подразделения формировались в республиках Закавказья. Против наступавших войск врага героически сражались также многие части народного ополчения из Киева, Одессы, Севастополя, Курска, Харькова, Мурманска и других городов.


МКОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по истории

9 класс

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Учитель истории:

Чуева Галина Хабибуловна

2012 год

Тема урока: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока: Создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли как одного из факторов победы над Германией.

Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

Развитие умений учащихся: анализа исторического документа,

Обобщения, исследовательской деятельности,

коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

Содействовать воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.

Форма урока: Изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

На фоне песни «Вставай, страна огромная!» и плаката «Родина – мать зовет» учитель говорит о продолжении изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне. (презентация слайд 1)

Тема нашего с вами сегодняшнего урока: «Тыл в годы Великой Отечественной войны.» .

Цель занятия продолжить изучение темы «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.» и подробно остановиться на изучении темы «Советский тыл в годы войны»

Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

Эпиграфом к уроку очень подходит высказывание В,О, Ключевского « В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» (пр. слайд 2)

В этом высказывании, на мой взгляд, кроется и проблемный вопрос, который мы должны разрешить на уроке.

План урока

Тыл в годы Великой Отечественной войны.

1. «Отечество в опасности»

2. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

3. Образование и наука.

4. Деятели культуры – фронту

5. Православная Церковь в годы войны.

Учитель:

Раскрытие проблемы морально-психологического состояния советского общества в годы войны, работа учащихся с историческими документами. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил Первый Заместитель Председателя СНК, нарком Ин. Дел В,М, Молотов (первой группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 1)

«3 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к народу с историческим воззванием: «Братья и сёстры» В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.

(второй группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение2 , 3 сл.3)

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Учитель: (пл. Родина мать зовёт)

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

  1. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

Учитель:

Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,

Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 12 млн. человек

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов

К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети Работали дети 12 – 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Заполнение схемы «Труженики тыла»?(слайд 5-19)

Учитель:

Героические усилия советских людей не пропали даром К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

Не обошла война и наше село. Из нашего села на фронт ушли

не вернулись с полей сражения, не считая раненных и пропавших без вести. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши односельчане в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов. мужей.

Говоря о героических подвигах народа, особенно хочется отметить трудовой подвиг наших односельчан. Учащиеся нашей школы проводили исследовательскую работу об истории нашего села и жизни односельчан. Ими написана исследовательская работа: «Летопись родного села».

О том, как жили уржумцы в те тяжёлые для страны годы послушайте сообщение учащегося.(Из воспоминаний труженицы тыла, Дунаевой Елизаветы Максимовны)

Учитель:

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.

  1. Образование и наука.

Учитель: Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий. В уцелевших часто размещались военные госпитали. О развитии науки в годы войны

(Слайды 20-23)

Практическое задание с использованием карты: покажите на карте районы, куда были эвакуированы научные центры и учреждения Академии наук. (Научные центры переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.)

Слайд 11. Закрепление п.4. Практическое задание "Проверь себя" .

Чаплыгин С.А., Келдыш М.В., Христанович С.А. -разработки в области аэродинамики

Иоффе А.Ф. - первые советские радиолокаторы

Лавочкин С.А. - первые советские самолеты-истребители

Учитель: Как мы видим советские учёные внесли огромный вклад в победу. Все основные изобретения были сориентированы на разгром врага.

  1. Деятели культуры – фронту

Учитель: С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны. Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.(песня «Темная ночь» из кинофильма, слайды 24-26)

5. Церковь в годы войны.

Учитель: В годы войны церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

Такая позиция Церкви получила всемирную поддержку со стороны как населения, так и власти. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководителей церкви со Сталиным, который пошёл навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий) образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения священников.

Эти шаги власти были связаны с возрождением религиозной жизни на оккупированной территории. Кроме того, государству не удалось искоренить религиозные верования крестьян, которые составляли большую часть Красной армии.

Вывод. Учитель:

Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока. «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа»

Ответы учащихся, учитель делает общий вывод

Чрезвычайные меры(Увеличение рабочего времени, отмена выходных, суровые наказания за опоздания, эвакуация и налаживание производства на Урале, подчинение жизни тыла фронту и т.д..) , предпринятые руководством страны, позволили создать экономические предпосылки коренногоперелома.

Учитель:

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны.

Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями

Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн.рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.

События ВО войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.(Слайд31)

Домашнее задание: п. 31. Написать эссе на тему: Вклад членов моей семьи в разгром врага .

Рефлексия.

Из выступления по радио И.В.Сталина

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявление претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един, каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память. Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Труженики тыла Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые. Труженики сельского хозяйства Творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники.

Всеобщая мобилизация перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов мобилизация всех средств на нужды войны

Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 раза дизельных моторов в 4,6 раза

Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб.

Члены колхоза «Борьба» вносят сбережения на постройку авиаэскадрильи.

Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность - сырьем.

Труженики села - фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна

Как помогали фронту 12-летние дети? Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.

И. П. Бардин Разработка технологий изготовления новых сортов стали для нужд танкостроения.

И.В. Курчатов Разработка ядерного оружия.

Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Лирическая песня Самым любим жанром в годы войны стала лирическая песня. Такие песни, как « Темная ночь», «В лесу прифронтовом», « Катюша», «Огонек», «Землянка», «Скромненький синий платок» и, конечно же, «Священная война» Александрова.

Изобразительное искусство Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.

Награды за труд в Великой Отечественной Войне

Медаль «За трудовое отличие» Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью "За трудовое отличие " был подписан 15 января 1939 года В годы Великой Отечественной войны медалью было награждено б олее 44 тысяч человек Награждено 2.146.400 человек Автор проекта медали художник И.И.Дубасов

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» У чреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утвержденным Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, этой медалью награждались лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС не менее одного года в период июнь 1941 года - май 1945 года. Н аграждено более 16 миллионов человек (16 096 750). Авторы рисунка медали – художники Андрианов И.К. и Романов Е.М.

Говорят, что в третьем тысячелетье Изменилось всё на огромной планете: Изменились законы, изменились понятия, Увлеченья пристрастья, виды занятий… Что другая растет молодежь и что ей Никакого нет дела до дедовских дней, Будто ей наплевать на историю в целом, Что в ней память чужда, в ней душа оскудела. Только не все это правда! Помнит нынешняя молодежь… Помнит и никогда не забудет, Потому что без памяти жизни не будет!


Тыл в

годы войны


Немецкие войска быстро продвигались вглубь территории Советского Союза, захватывая наиболее развитые промышленные районы страны, где находились 31850 предприятий, 1135 шахт, свыше 3 тыс. нефтяных скважин, 61 электростанция, сотни текстильных, пищевых и других предприятий.

Цели советского руководства :

  • Спасти ценное оборудование, вывезти его и создать новые предприятия в отдаленных районах Урала, Сибири и Казахстана.
  • Перестроить народное хозяйство на обслуживание нужд фронта.

1.Перестройка экономики на военный лад

Массовые эвакуационные перевозки в довоен­ном мобилизационном плане не были преду­смотрены, поэтому перед руководителями раз­личного уровня стояли сложнейшие вопросы, требовавшие оперативных действий.


1.Перестройка экономики на военный лад

За 1941-42 годы было перебазировано 2,5 тыс. промышленных предприятий и эвакуировано 17 млн человек.


1.Перестройка экономики на военный лад

Выпуск валовой промышленной продукции

Июнь-ноябрь 1941 года

Падение

Рост

Стабилизация

1942 год


1.Перестройка экономики на военный лад

  • Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов .
  • Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60%

Мальчишки мужали.

Мальчишки взрослели

Им только бы жить начинать сорванцам

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

С. Наровчатов


Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт:

  • Более 2,5 тыс. самолетов
  • Более 5 тыс. танков
  • По займам и лотереям свыше 118 млрд. руб.

80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети

За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране

4,3 миллиарда пудов зерна


Члены колхоза «Борьба» вносят сбережения на постройку авиаэскадрильи



«Новый порядок» - террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

  • "Распоряжение об особой подсудности в районе «Барбаросса» и об особых мероприятиях войск" от 13 мая 1941 г. предусматривало массовое уничтожение советского мирного населения;
  • "план Ольденбург" и "Зеленая папка" Геринга определяли правила ведения экономической войны на оккупированной территории, под которой понималось ограбление захваченных районов и уничтожение их промышленного потенциала;
  • директива ОКБ от 12 мая 1941 г. предписывала уничтожение советских политических работников и комиссаров в войсках и т. д.

Гитлер в беседах с Раушнингом так определял цель подобной политики: "Мы должны развить технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц. И это - то, что я намерен осуществить, это, грубо говоря, моя задача... Одна из главных задач немецкой государственной деятельности на все время - предупредить всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами дальнейшее увеличение славянской расы" .



В 1933 году началось строительство концлагеря – Бухенвальд .

В лагере было 52 основных барака.

В бараке размером 40 на 50 метров обитало 750 человек.

50-100 из них ежедневно умирало.


Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток.

Набор цифр заменял имя.





Концлагеря были обвиты густой сетью колючей проволоки, находящейся под высоким напряжением, и обведены глубокими рвами с водой.


Волосы женщин, сожженных в крематории, в тюках, с указанием номера и веса, отправлялись в Германию…


"18-й шуцманшафтбатальон в количестве 395 человек прибыл в Белоруссию в мае 1942 г. из Риги... Летом 1942 г. батальон под командованием майора Рубениса принимал участие в уничтожении гетто в г. Слониме Барановичской области. Перед расстрелами людей раздевали донага. Изымали ценности, рвали золотые зубы. Капрал Эдгар Вульнис фотографировал сцены массовых убийств и позднее продавал фотографии по пять марок за штуку. В перерывах между расстрелами лейтенант Эглас хвастался своим умением точно стрелять... «С 30 метров прямо в голову - для меня это просто». Приказом командующего полицией порядка Белоруссии полковника Крепша капитану и командиру батальона Фридриху Рубенису была объявлена благодарность".






"Во время операции «Зимнее волшебство», направленной против партизан и населения Россоно-Освейской зоны, проведенной в феврале-марте 1943 г... было уничтожено и сожжено живьем 15000 местных жителей, 2000 угнано в Германию, более 1000 детей помещено в Саласпилсский лагерь смерти в Латвии. Разграблено и сожжено 158 населенных пунктов".


ХАТЫНЬ

"Когда немецкие части, занимавшие эти деревни и вполне терпимо относившиеся к населению, ушли, им на смену пришли части латвийского «Эсэс». И сразу начался страшный беспричинный террор... Я приехал в деревню Морочково. Вся была сожжена. Мне все-таки удалось поговорить с некоторыми эсэсовцами. Я спросил у одного из них - почему вокруг деревни лежат непогребенные трупы женщин, стариков и детей, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: «Мы убили их, чтобы уничтожить как можно больше русских»... После ухода этой части я, с помощью нескольких человек, разрыл солому и пепел в сгоревшей хате и извлек оттуда полуобгорелые трупы. Их было 7, все были женские и у всех к ноге была привязана проволока, прибитая другим концом к косяку двери... Не помню название деревни, в которой мое внимание привпекла туча мух, кружившихся над деревянной бочкой. Заглянув в бочку, я увиде.ч в ней отрезанные мужские головы. Некоторые были с усами и бородами... Здесь также оперировали латышские эсэсовцы, показавшие свое мужество и неустрашимость в расправах над беззащитным населением... За «храбрые действия» латвийских частей эсэс генерал Бангерскис получил от Гитлера чин генерал-лейтенанта и немецкий железный крест" .


4. Борьба в тылу врага

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Председателем комиссии был назначен секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник, ее членами - А.А. Жданов, писатель А.Н. Толстой, академики Е.В. Тарле, Н.Н. Бурденко, Б.Е. Веденеев, И.П. Трайнин, летчица В.С. Гризодубова, митрополит Киевский и Галицкий Николай.


4. Борьба в тылу врага

29 июня 1941 года году вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, где и была поставлена задача организовывать в занятых врагом районах "партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов", создавать "невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия"


4. Борьба в тылу врага

Народная борьба на оккупированной врагом территории велась двумя путями - в форме партизанского и подпольного движения Борьба в тылу врага решала две основные задачи - разведки и уничтожения живой силы противника, его пособников и военной техники.


4. Борьба в тылу врага

I этап – лето 1941 – лето 1942г.г.

  • Стихийные действия небольших вооружённых отрядов
  • Плохое вооружение
  • Нет согласованности, разрозненность
  • 18 июля 1941г.- постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск»
  • задача – создание сети подпольных партийных организаций
  • на местах конкретизировалась роль

4. Борьба в тылу врага

II этап – лето 1942 – лето 1943г.г.

  • 30 мая 1942г. –Создан Центральный штаб партизанского движения (возглавил Пантелеймон Кондра́тьевич Пономаре́нко)
  • Осуществлял радиосвязь между штабами
  • Занимался переброской боеприпасов, медикаментов, продовольствия на оккупированную врагом территорию
  • Готовил организаторов подполья, радистов, разведчиков, привлекал военных специалистов

4. Борьба в тылу врага

III этап –лето 1943гг.-1944гг.

  • Совместные действия партизан с частями Красной Армии
  • Срывали поставки вооружения гитлеровских войск
  • Подрывали коммуникации
  • Провели операции «Рельсовая война», «Концерт»

4. Борьба в тылу врага

Рельсовая война

Проводилась совместно с частями Красной Армии под Курском с 3 августа по 15 сентября 1943 г. В ней участвовали 167 партизанских формирований. Партизаны Белоруссии пустили под откос 761 вражеский эшелон, Украины - 349, Смоленской области - 102. В результате операции магистрали Могилев-Кричев, Полоцк- Двинск, Могилев-Жлобин не действовали весь август. На других железных дорогах движение нередко задерживалось на 3-15 дней. Действия партизан значительно затруднили перегруппировку и снабжение отступающих войск противника.


4. Борьба в тылу врага

Продолжение операции «Рельсовая война » с 19 сент. – по окт. 1943г. Участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Протяжённость операции по фронту около 900 километров (исключая Карелию и Крым) и в глубину свыше 400 километров.

Данная операция была тесно

связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и Битвой за Днепр. Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения.

Операция «Концерт»


4. Борьба в тылу врага

К концу 1943 г. партизан было:

  • в Белоруссии 122 тыс.,
  • на Украине - 43,5 тыс.,
  • в Ленинградской области - 35 тыс.,
  • в Орловской области - более 25 тыс.,
  • в Крыму - более 11 тыс.,
  • в Литве - около 10 тыс.,
  • в Эстонии - 3 тыс.

Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. Более 230 партизан и подпольщиков были удостоены званий

Героев Советского Союза.


4. Борьба в тылу врага

Подполье в годы войны

На территории, оккупированной врагом, действовали подпольные организации, возглавляемые партийными и комсомольскими руководителями.

Основные формы борьбы:

  • Расклеивали листовки, в которых призывали к борьбе, освещали настоящее положение дел на фронте
  • Срывали поставки вооружений немецким войскам для ведения военных действий
  • Скрывали бежавших из плена, от отправки в Германию
  • Сообщали Советскому командованию важные сведения о противнике

4. Борьба в тылу врага

В октябре 1941 был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним - «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» за 3 месяца подорвали 93 немецких паровоза. Действовал с группой в районе Витебск-Орша-Смоленск. Погиб в 1942г. в бою с карателями.

Заслонов

Константин Сергеевич


4. Борьба в тылу врага

Легендарный партизан-разведчик, Герой Советского Союза.

В августе 1942г направлен для разведывательной работы в тыл врага. Действовал в Ровно под видом гитлеровского офицера Пауля Зиберта. Благодаря его сведениям предотвращено покушение на «большую тройку» в Тегеране, уничтожен палач Галиции Бауэр, главный судья Украины Функе, имперский советник Гель. Убит бандеровцами в Львове.

Николай Кузнецов


4. Борьба в тылу врага

Подпольная антифашистская комсомольская организация в г. Краснодоне Луганской обл., создана 20 июля 1942 года, насчитывала около 110 человек - юношей и девушек.

Иван Туркенич, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Ульяна Громова и Любовь Шевцова-активные молодогвардейцы. Они распространяли листовки, осуществляли диверсии устроили поджог здания биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию. Сброшены живьем в шурф шахты.

«Молодая гвардия»


4. Борьба в тылу врага

Запомните это имя - Александра Федоровна Перегонец. Заслуженная артистка республики. Когда фашисты заняли Симферополь, любимица публики Шурочка Перегонец вместе со своими коллегами по симферопольскому драматическому театру вошла в подпольную группу «Соколы». Она играла на сцене, она пела перед немецкими офицерами дома, в созданном ею «салоне», а ночью готовила перевязочные материалы для партизан, доставляла медикаменты. «Соколы» целых три года снабжали Большую землю важнейшими сведениями о действиях фашистов, помогали партизанам, под предлогом создания театральной студии спасали молодежь от угона в Германию. А 10 апреля 1944 года фашисты расстреляли их на окраине Симферополя. Они погибли за три дня до освобождения Симферополя.


4. Борьба в тылу врага

Пускай ты умер!..

Но в песне смелых и сильных духом

всегда ты будешь живым примером,

призывом гордым к свободе, к свету!

Максим ГОРЬКИЙ

«Я клянусь, что никакие пытки не заставят меня разгласить тайну нашей организации. Я клянусь, что если придется погибнуть от руки врага, то умру гордо и честно, не попросив у него пощады и не выдав своих товарищей».


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Из истории создания Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские.

3 слайд

Описание слайда:

Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

4 слайд

Описание слайда:

В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов.

5 слайд

Описание слайда:

С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

6 слайд

Описание слайда:

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали.

7 слайд

Описание слайда:

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию).

8 слайд

Описание слайда:

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

9 слайд

Описание слайда:

С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения.

10 слайд

Описание слайда:

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения.

11 слайд

Описание слайда:

Современный тыл Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др.

12 слайд

Описание слайда:

Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил).

13 слайд

Описание слайда:

Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил.

14 слайд

Описание слайда:

Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок