Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация тему жизнь и творчество ахмадулиной. Как любила я жизнь! — о любимая, длись! творчество бэллы ахмадуллиной

Чтец:

Всего-то – чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, и старомодность вековая так станет в памяти свежа. И поспешит твое перо к той грамоте витиеватой, разумной и замысловатой, и ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях все чаще способом старинным. и сталактитом стеаринным займешься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит.

Ведущий 1: Белла Ахатовна Ахмадулина вошла в русскую литературу в 60-е годы ХХ века. Это было время цветения советской поэзии, когда появилось новое поколение поэтов – «шестидесятники». Молодые поэты: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава в тесно содружестве создавали произведения, вызывающие огромный интерес у читателей и широкую полемику в прессе. Часто они выступали с чтением стихов на эстраде. Сейчас трудно поверить, что поэты, читающие свои стихи со сцены, собирали полные концертные залы и стадионы. Это поэтическое братство сыграло важную роль в судьбе Ахмадулиной.

Слайд 2 по щелчку

Звучит стихотворение «Не плачьте обо мне…»

Ведущий 2: Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 г. в Москве в семье с русскими, татарскими и итальянскими корнями. Ее отец – татарин по национальности был заместителем министра, мать - русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ.

Слайд 3 по щелчку

Ведущий 1: Стихи Белла начал писать еще в школьные годы, школьницей занималась в литобъединении при заводе ЗИЛ у поэта Е. Винокурова. Первые ее публикации появились в 1955 г. в журнале «Октябрь» и в газете «Комсомольская правда». После окончания школы поступила в Литературный институт им. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки Игоря Сельвинского.

Чтец:

Опять в природе перемена окраска зелени груба и высится высокомерно фигура белого гриба. И этот сад собой являет все небеса и все леса, и выбор мой благословляет лишь три любимые лица. При свете лампы умирает слепое тело мотылька, и пальцы золотом марает и этим брезгает рука. Ах, Господи, как в это лето покой в душе моей велик. Так радуге избыток цвета Желать иного не велит. Так завершенная окружность сама в себе заключена и лишнего штриха ненужность ей незавидна и смешна.

Ведущий 2: В 1959 г. Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в кампании, направленной против Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 г. окончила Литинститут с отличной оценкой дипломной работы.

Ведущий 1: Уже в ранних стихах Беллы Ахмадулиной обнаружилось ее стремление раскрыть богатство и красоту мира, человеческой души, тонкая поэтическая наблюдательность, порыв к действию.

Слайд 4 по щелчку

Звучит стихотворение «Немота»

Ведущий 2: Лирическая героиня Ахмадулиной обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната или заснеженный арбатский двор. Эти стихи обращены к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству…

Чтец:

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. Но, слава Богу, стал мой взор и проницательней, и строже, и каждый вздох и каждый взлет обходится мне все дороже.

Слайд 5 по щелчку

Ведущий 1: Начала она очень звонко, по-комсомольски, в окружении друзей-трибунов: Женя Евтушенко, Андрюша Вознесенский, Булат Окуджава, Роберт Рождественский… Словно кованая роза из бронзы, она жила уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой. Искренно стесняясь известности, она внушала читателям:

Чтец:

Это я человек невеличка, всем кто есть, прихожусь близнецом, сплю, покуда идет электричка, пав на сумку невзрачным лицом. Мне не выпало лишней удачи, слава Богу, не выпало мне, быть заслуженней или богаче всех соседей моих по земле. Плоть от плоти сограждан усталых, хорошо, что в их длинном строю в магазинах, в кино, на вокзалах я последнею в кассу стою – позади паренька удалого и старухи в пуховом платке, слившись с ними, как слово и слово на моем и на их языке.

Ведущий 2: Первый сборник стихотворений Беллы Ахмадулиной «Струна» увидел свет в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) и другие.

Ведущий 1: Не меньшую известность принесли Ахмадулиной и ее переводы классических и современных поэтов народов бывшего Советского Союза (с армянского, абхазского, кабардино-балкарского и других языков), а также европейских и американских поэтов (с английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербского языков).

Но особенно удавались ей переводы грузинских поэтов, со многими ее связывали теплые дружеские отношения. Воспоминания о Грузии согревали ее душу.

Чтец: «Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Человек живет дома, на родине, там где ему следует жить; занимается свои делом, устает и ночью, перед тем как заснуть, улыбается в темноте и думает: «сейчас это невозможно, но когда-нибудь я снова туда поеду… Так думаю я о Грузии, и по ночам мне сниться грузинская речь…».

Слайд 7 по щелчку

Звучит стихотворение «Я столько раз была мертва…»

Ведущий 2: Еще одну грань дарования Беллы Ахмадулиной открывают ее воспоминания и эссе. С напряженным женским вниманием к деталям, которое и есть любовь, вписаны литературные портреты Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Майи Плисецкой и многих-многих других.

Слайд 8 по щелчку

Чтец:

Мой этот год – вдоль бездны путь. И если я не умерла, то потому, что кто-нибудь всегда молился за меня. Все вкривь и вкось, все невпопад, мне страшен стал упрек светил, зато – вчера! Зато – Булат! Зато – мне ключик подарил! Да, да! вчера, сюда вошед, Булат мне ключик подарил. Мне этот ключик – для волшебств, а я их подарю – другим. Мне трудно быть немолодой и знать, что старой – не бывать. Зато – мой ключик золотой, А подарил его – Булат…. И все теперь пойдет на лад, и стану жить для слез, для рифм, Не зря – вчера, не зря – Булат, не зря мне ключик подарил!

Ведущий 1: В ее поколении были поэты как минимум не менее сильные – Новелла Матвеева, Юнна Мориц, Нонна Слепакова – но Ахмадулину знали лучше всех, хотя вряд ли процитировали бы наизусть хоть одно ее стихотворение. А ведь ее любовная лирика потрясает. В страсти, в стихах на грани исповеди, она продолжила линию Марины Цветаевой и Анна Ахматовой. От Цветаевой Ахмадуллина научилась такой русской речи, что от напора становится косноязычной. Поэтому ее стихи сложны для чтения.

Звучит стихотворение «О мой застенчивый герой…»

Ведущий 2: Жизнь Беллы Ахмадулиной – роман, но трудно представить автора, у которого хватит такта и смелости написать такую книгу. Впрочем, она уже несколько раз бывала героиней чужой прозы: Евгений Евтушенко описал ее в романе “Не умирай прежде смерти”, а Юрий Нагибин под именем Геллы вывел в своем дневнике, стоящем, нескольких романов. Василий Аксенов также описывал ее в своих романах.

Слайд 10 по щелчку

Ведущий 1: Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже – женой Юрия Нагибина. С Евтушенко они прожили недолго и бурно, и самым ценным результатом этого брака были стихи двух поэтов. С Юрием Нагибиным она расставалась и не могла расстаться семь лет.

Слайд 10 по щелчку

Звучит романс «А напоследок я скажу…»

Ведущий 2: В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с которым они прожили вместе 36 лет. У Ахмадулиной две дочери – Елизавета и Анна. Елизавета закончила Литературный институт, живет в Переделкино с мужем и дочкой. Анна закончила Полиграфический институт, работает книжным иллюстратором.

Ведущий 1: Творчество Беллы Ахмадулиной получило широкое признание за рубежом. На сегодняшний день поэтические сборники ее изданы на 16 языках. Она является почетным членом Американской академии искусств и литературы.

Ведущий 2: Белла Ахмадулина всегда была диссиденткой, еще в юности, поддержала Бориса Пастернака, в течение всей жизни неоднократно выступала в защиту преследуемых властями представителей советской интеллигенции: Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по радио «Свобода» и «Голос Америки».

Слайд 12 по щелчку

Ведущий 1: На родине ее также ценили и неоднократно награждали:

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003) Почётный член Российской академии художеств.

Чтец:

Пришла и говорю: как нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю, так мне в угоду вам легко взойти на сцену. Не верьте мне, когда я это говорю. О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз. Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги, и он умрет, как снег, и превратится в грязь. Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь явиться на помост с больничной простыни. Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас! О, кто-нибудь, приди и время растяни! По грани роковой, по острию каната - плясунья, так пляши, пока не сорвалась. Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо. Так было всякий раз. Так будет в этот раз. …. Когда же я очнусь от суетного риска неведомо зачем сводить себя на нет, но скажет кто-нибудь: она была артистка, и скажет кто-нибудь: она была поэт. Измучена гортань кровотеченьем речи, но весел мой прыжок из темноты кулис. В одно лицо людей, всё явственней и резче, сливаются черты прекрасных ваших лиц. Я обращу в поклон нерасторопность жеста. Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих. Достанет ли их вам для малого блаженства? Не навсегда прошу - но лишь на миг, на миг.

Слайд 13 по щелчку

Ведущий 2: Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечнососудистого кризиса.

Ведущий 1: Поэзия Ахмадулиной всегда была сильна изяществом, изысканностью, витиеватой изобретательностью, рождающей в душе мысли о возвышенном. И, наверное, неслучайно в нашей русской литературе Белла Ахмадулина навсегда останется символом 60-х годов ХХ века. А все потому, что современность прекрасно сочетается в ней с классической женственностью: грациозной, нежной и лукавой.

Ведущий 1: Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и дорога. Теперь таких не делают.

Звучит романс «По улице моей…»

Сценарий подготовлен зав. методико-библиографическим отделом Е. В. Пининой.

Скачать презентацию c картинками можно .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

К 80-летию Беллы Ахмадулиной Учитель русского языка и литературы Успенской ОШ Торская Л.В. 2017год

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Биография Белла (Изабелла)Ахмадулина - советская, российская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших лириков второй половины XX века. Родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - татарин, заместитель министра, а мать - русская, итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Белла начала писать стихи ещё в школьные годы.

5 слайд

Описание слайда:

Семья Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина. От союза с киносценаристом Эльдаром Кулиевым в 1973 году родилась дочка Елизавета.

6 слайд

Описание слайда:

Семья В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера. Белла Ахмадулина с мужем – художником Борисом Мессерером

7 слайд

Описание слайда:

Творчество Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно такие корифеи русской литературы ХХ века как Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.

8 слайд

Описание слайда:

Творчество Поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот "поэтический бум" был связан с творчеством нового поколения "шестидесятников". Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период "оттепели".

9 слайд

Описание слайда:

Творчество Героями стихотворений Ахмадулиной становились русские поэты - от Александра Пушкина, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой до современников - Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Булата Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко Окуджавы.

10 слайд

Описание слайда:

Творчество Белла Ахмадулина «Андрею Вознесенскому» Ремесло наши души свело, заклеймило звездой голубою. Я любила значенье свое лишь в связи и в соседстве с тобою. Несказанно была хороша только тем, что в первейшем сиротстве бескорыстно умела душа хлопотать о твоем превосходстве. Про чело говорила твое: - Я видала сама, как дымилось меж бровей золотое тавро, чье значенье - всевышняя милость.

11 слайд

Описание слайда:

Творчество Белла Ахмадулина - автор многочисленных эссе - о В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Вен. Ерофееве, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком и др. крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

12 слайд

Описание слайда:

Белла Ахмадулина «ТЕАТР» В. Высоцкому Эта смерть не моя есть ущерб и зачет жизни кровно моей, лбом упершейся в стену. Но когда свои лампы Театр возожжет и погасит - Трагедия выйдет на сцену. Вдруг не поздно сокрыться в заочность кулис? Не пойду! Спрячу голову в бархатной щели. Обреченных капризников тщетный каприз - вжаться, вжиться в укромность - вина неужели? Дайте выжить. Чрезмерен сей скорбный сюжет. Я не помню из роли ни жеста, ни слова. Но смеется суфлер, вседержатель судеб: говори: все я помню, я здесь, я готова. Говорю: я готова. Я помню. Я здесь. Сущ и слышим тот голос, что мне подыграет. Средь безумья, нет, средь слабоумья злодейств здраво мыслит один: умирающий Гамлет. Донесется вослед: не с ума ли сошед Тот, кто жизнь возлюбил да забыл про живучесть. Дай, Театр, доиграть благородный сюжет, бледноликий партер повергающий в ужас.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Творчество Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания. "По улице моей который год..." - одно их таких стихотворений, которое было положено на музыку М.Таривердиевым и стало известной песней из кинофильма "Ирония судьбы, или С легким паром! «По улице моей» .

15 слайд

Описание слайда:

Творчество «Не уделяй мне много времени» Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай. Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю - снова не получится из этой встречи ничего. Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости - из горести так прямо голову держу.

16 слайд

Описание слайда:

Творчество Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Одно из таких стихотворений – "О, мой застенчивый герой…" - проникновенно читает героиня Светланы Немоляевой в "Служебном романе" Эльдара Рязанова.

17 слайд

Описание слайда:

«О, мой застенчивый герой» О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой - все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. О, как ты гоготал, партер! Ты не прощал мне очевидность бесстыжую моих потерь, моей улыбки безобидность. И жадно шли твои стада напиться из моей печали. Одна, одна - среди стыда стою с упавшими плечами. Но опрометчивой толпе герой действительный не виден. Герой, как боязно тебе! Не бойся, я тебя не выдам. Вся наша роль - моя лишь роль. Я проиграла в ней жестоко. Вся наша боль - моя лишь боль. Но сколько боли. Сколько. Сколько.

18 слайд

Описание слайда:

«Заклинание» Не плачьте обо мне - я проживу счастливой нищей, доброй каторжанкой, озябшею на севере южанкой, чахоточной да злой петербуржанкой на малярийном юге проживу. Не плачьте обо мне - я проживу той хромоножкой, вышедшей на паперть, тем пьяницей, поникнувшим на скатерть, и этим, что малюет Божью Матерь, убогим богомазом проживу. Не плачьте обо мне - я проживу той грамоте наученной девчонкой, которая в грядущести нечёткой мои стихи, моей рыжея чёлкой, как дура будет знать. Я проживу. Не плачьте обо мне - я проживу сестры помилосердней милосердной, в военной бесшабашности предсмертной, да под звездой моею и пресветлой уж как-нибудь, а всё ж я проживу. 1968




Творчество Поэзия для Ахмадулиной само откровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё даже любая мелочь может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком.


Впервые произведения Беллы Ахмадулиной увидели свет в 1954 году. Затем была учеба в Литературном институте имени А.М. Горького, который поэтесса окончила в 1960 году. С тех пор одна за другой вышли ее поэтические книги: "Струна" (1962), "Озноб" (Франкфурт, 1968), "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча" (1977), "Сны о Грузии" (1977, 1979), "Метель" (1977), альманах "Метрополь" ("Много собак и собака", 1980), "Тайна" (1983), "Сад" (1987), "Стихотворения" (1988), "Избранное" (1988), "Стихи" (1988), "Побережье" (1991), "Ларец и ключ" (1994), "Шум тишины" (Иерусалим, 1995), "Гряда камней" (1995), "Самые мои стихи" (1995), "Звук указующий" (1995), "Однажды в декабре" (1996), "Созерцание стеклянного шарика" (1997), "Собрание сочинений в трех томах" (1997), "Миг бытия" (1997), "Возле елки" (1999), "Друзей моих прекрасные черты" (2000), "Стихотворения. Эссе" (2000), "Зеркало. ХХ век" (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)






От сына балкарского классика Кайсына Кулиева Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету. Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, закончила Литературный институт. Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора.


Английский ("Fever and Other New Poems", Нью-Йорк, 1969; "The Garden", Нью-Йорк, 1990) немецкий ("Musikstunden", Берлин, 1974; "Das Gerausch des Verlusts", Лейпциг, 1995) итальянский ("Tenerezza", Парма, 1971; "Poesie scelte", Рим, 1993; "Poesie", Милан, Spiralli, 1998) Творчество самой Б. Ахмадулиной хорошо известно в мире. Ее поэтические произведения переведены на многие языки


Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден Дружбы народов (1984) Лауреат Государственной премии СССР (1989) Лауреат Государственной премии России (2004) Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998) Лауреат «Брианца» (Италия, 1998) Лауреат журнала «Дружба народов» (2000) Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)


29 ноября 2010 г. в под московском Переделкино жизни умерла великая поэтесса и прекрасная женщина Белла Ахатовна Ахмадулина. Ей было 73 года. Смерть Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех, кто ее знал. Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга. Prezentacii.com

1 слайд

2 слайд

Биография Беллы Ахмадулиной Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (р. 10 апреля 1937) - советская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших советских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

3 слайд

Достижение целей. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

4 слайд

Сборники «Струна», появился в 1962 г«Здравствуй, Чудо по имени Белла» «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983),

5 слайд

Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай. Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю - снова не получится из этой встречи ничего. Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости - из горести так прямо голову держу.

6 слайд

Герои стихотворений Ахмадулиной. Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от А.Пушкина и М.Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991), «электрик Василий» (сб. Стихотворения, 1988) и др.

7 слайд

Стихотворения 1950 Чем отличаюсь я от женщины с цветком... Это я... Февраль без снега Магнитофон 1956 Цветы Человек в чисто поле выходит Мы расстаемся... 1958 Август Смеясь, ликуя и бунтуя Мазурка Шопена Не уделяй мне много времени 1960 Апрель Декабрь Из глубины моих невзгод 1964 В опустевшем доме отдыха Зимняя замкнутость Случилось так, что двадцати семи Уроки музыки 1967 Дождь и сад Другое Варфоломеевская ночь Весной, весной, в ее начале 1981 День: 12 марта 1981 года Игры и шалости Кофейный чертик

8 слайд

Поиски собственного стиля. Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Хрупкая снаружи и жесткая внутри (80-летию со дня рождения Б.Ахмадулиной посвящается...) Обучающаяся 2-го курса БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания» Баранова Ирина Андреевна Преподаватель Пушина Н.В.

Слайд 2

Знаете ли Вы, что Белла Ахатовна Ахмадулина родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина, ушла из жизни также через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого 1937-2010

Слайд 3

Семья Родной город Беллы Ахмадулиной – Москва. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама работала переводчиком в КГБ. В большей мере, из-за занятости родителей Беллу воспитывала бабушка. Она привила внучке любовь к литературе, которую та пронесла через всю жизнь. Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим: в ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Имя Изабелла сменила на более которое, которое переводится с итальянского как «красавица».

Слайд 4

Однажды к родителям пришли гости и, как это водится, спросили 5летнего ребенка: «Ну, кем, Белла, ты хочешь быть?». Она, насупившись, ответила: «Литератором».

Слайд 5

Учеба в литературном институте «Литературный институт научил меня тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь- это отчасти попытка отстоять суверенность души, не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Всю жизнь она будет идти против течения.

Слайд 6

Первые стихи 1955 г. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. В 1962 стараниями Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Чем отличаюсь я от женщины с цветком, от девочки, которая смеется, которая играет перстеньком, а перстенек ей в руки не дается? Я отличаюсь комнатой с обоями, где так сижу я на исходе дня и женщина с манжетами собольими надменный взгляд отводит от меня.

Слайд 7

1959 г. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, в СССР его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало причиной того, что студентка оказалась исключённой из института.

Слайд 8

Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало все, что угодно в этом мире вам. В той местности был лес, как огород, - так невелик и все-таки обширен. Там, прихотью младенческих ошибок, все было так и все наоборот. На маленьком пространстве тишины был дом как дом. И это означало, что женщина в нем головой качала и рано были лампы зажжены. Там труд был легок, как урок письма, и кто-то - мы еще не знали сами - замаливал один пред небесами наш грех несовершенного ума. Памяти Бориса Пастернака 1962 г.

Слайд 9

Первые стихи Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, П.Антакольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении Не трактир, так чужая таверна. Не сейчас, так в столетье любом. Я молюсь на тебя суеверно, На коленях и до полу лбом. Родилась ты ни позже, ни раньше, Чем могла свою суть оценить. Между нами, дитя-великанша, Протянулась ничтожная нить. Эта нить - удивленье и горечь,- Сколько прожито рядом годов В гущине поэтических сборищ, Где дурак на бессмертье готов! Не робей, если ты оробела. Не замри, если ты замерла. Здравствуй, Чудо по имени Белла Ахмадулина, птенчик орла Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов «Уроки музыки».

Слайд 10

Сборник «Сны о Грузии» Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. Малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, нежность родины чужой. 1960 г.

Слайд 11

Фильм «Застава Ильича», 1965 г. режиссер М.Хуциев И снова, как огни мартенов, Огни грозы над темнотой. Так кто же победил - Мартынов Иль Лермонтов в дуэли той? Дантес иль Пушкин? Кто там первый? Кто выиграл и встал с земли? Кого дорогой этой белой На черных санках повезли? Но как же так? По всем приметам, Другой там победил, другой, Не тот, кто на снегу примятом Лежал кудрявой головой. Что делать, если в схватке дикой Всегда дурак был на виду. Меж тем, как человек великий, Как мальчик, попадал в беду? Чем я утешу пораженных Ничтожным превосходством зла, Прославленных и побежденных Поэтов, погибавших зря?...

Слайд 12

Символ оттепели Собственный поэтический стиль сформировался к середине 1960-х годов. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.

Слайд 13

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость, и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. 1959 г. « В тот месяц май…»

Слайд 14

«Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб, и жизнь к вам благосклонна», - так написал мне мальчик из Перми. Кинофильм «Живет такой парень», 1964 г. Б. Ахмадулина в роли журналистки. В чужих потемках выключатель шаря, хозяевам вслепую спать мешая, о воздух спотыкаясь, как о пень, стыдясь своей громоздкой неудачи, над каждой книгой обмирая в плаче, я вспомнила про мальчика и Пермь... 1965 г.

Слайд 15

Многогранность творчества Б. Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях: Владимире Набокове («Робкий путь к Набокову»), Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома. В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». В 1993 году Б. Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий».

Слайд 16

«Ты­ человек! Ты баловень природы....» Кинофильм «Спорт, спорт, спорт», 1970 г. Ты ­ человек! Ты баловень природы. Ты в ней возник, в её добре, тепле, Возьми себе урок её свободы, Не обмани её любви к тебе! Страдает и желает совершенства Души твоей таинственная суть. Так в совпаденье муки и блаженства Вершит Земля свой непреклонный путь. Ты созидаешь сам себя и лепишь. И никому невидимым резцом, Ты форму от бесформенности лечишь. И сам себе приходишься творцом. Твори и впредь, верши заботу эту! Повержен ты? Твоя печаль темна? Но побеждённый ты вкусил победу Над ленью мышц, над скудостью ума!

Слайд 17

А.Вознесенский о Б.Ахмадулиной Б. Ахмадулиной Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть - для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят и вышлют к воротам патруль, когда на предельном спидометре ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: "Какая печаль! права у меня отобрали...

Слайд 18

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания.

Слайд 19

По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья… "По улице моей который год..." – песня из кинофильма «Ирония судьбы или С легким паром» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. М. Таривердиева)

Слайд 20

Песни из кинофильмов О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. «О, мой застенчивый герой…»-песня из х/ф «Служебный роман» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А.Петрова)

Слайд 21

Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Кто знает - вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благословляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину.

Слайд 22

Личная жизнь О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут.

Слайд 23

Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Слайд 24

Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин. Женившись на Белле, записал в своем дневнике: «Она обрушилась на меня, как судьба». В 1974 году Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем. С ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок