Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психологическая мастерская «Рисуем портрет современного ученика. Примерный психологический портрет ученика Список использованной литературы

Младший школьный возраст – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологический портрет младшего школьника 5
1.1. Возрастные особенности младшего школьника 5
1.2. Интеллектуальные особенности младшего школьника 6
1.3. Личностные особенности младшего школьника 8
2. Влияние социального окружения на личность младшего школьника 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом.

Возрастной кризис - это переход в возрастном развитии к новому периоду жизни, характеризующемуся кардинальными психологическими изменениями. Суть возрастного кризиса состоит в изменении системы связей ребенка с окружающей его действительностью и его отношения к этой действительности.

В младшем школьном возрасте появляются существенные новообразования: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексия. Самым главным новообразованием этого возраста является смена ведущей деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно меняются мотивы его поведения, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Также одной из важных задач развития на этом возрастном этапе становится приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.

Цель работы – описать психологический портрет младшего школьника.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выделить возрастные, интеллектуальные, личностные особенности младшего школьника

2) определить влияние социального окружения на личность младшего школьника.

По структуре реферат состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Психологический портрет младшего школьника

1.1. Возрастные особенности младшего школьника

Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста. 1

Младшим школьным возрастом принято считать период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет, где значимым событием становится поступление в школу. В этот период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. Функционально совершенствуется нервная система. К 6-7 годам постепенно соотношение процессов возбуждения и торможения уравнивается, но процесс возбуждения по-прежнему преобладает, и младшие школьники в высокой степени эмоционально возбудимы, импульсивны и непоседливы.

В этом возрасте происходят существенные изменения не только в нервной системе, но и в костной и мышечной. В костной системе младшего школьника происходит дальнейшее окостенение, в том числе кистей и пальцев рук. Поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны для младших школьников. Эти особенности надо учитывать при обучении детей письму.

Также в младшем школьном возрасте продолжается увеличение мышечной массы тела, совершенствование двигательных навыков, развитие координации движений. Мышцы в этом возрасте становятся более сильными и прочными, повышается физическая выносливость организма. Однако утомляемость еще высока, и наступает она примерно через 25-30 минут. Это важно учитывать при проведении уроков и мероприятий.

Вместе с тем все эти возрастные изменения, происходящие с ребенком, создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности. Для младшего школьника учение становится ведущей деятельностью, требующей организованности, дисциплины, волевых усилий, особого интеллектуального труда.

1.2. Интеллектуальные особенности младшего школьника

Интеллект – это совокупность свойств личности, которая позволяет человеку осуществлять мыслительную деятельность.

Все виды учебной деятельности способствуют развитию интеллекта, а также связанных непосредственно с ним основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи. По сравнению с дошкольным возрастом качественно изменяется содержание этих процессов и их форма.

Восприятие по-прежнему, как и в дошкольном возрасте характеризуется непроизвольностью, хотя появляются элементы произвольности. Младший школьник приходит в школу с довольно развитыми процессами восприятия: высокая острота зрения и слуха, хорошо выделяет объекты по величине, форме и цвету. Но в то же время восприятие еще недостаточно дифференцировано. Поэтому первоклассник часто при рассматривании картинок, чтении текстов часто перескакивает с одного места на другое, пропуская существенные детали, путает похожие буквы и цифры, не может выделить объекты по смыслу. В целом развитие восприятия в этом возрасте характеризуется нарастанием произвольности.

Также как и восприятие, внимание у младших школьников в начале обучения является непроизвольным, достаточно неустойчивым (10-20 минут) и небольшим по объему. Поэтому первокласснику довольно трудно сосредоточиться на сложном материале. В развитии внимания способствует самоорганизация, переход от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Память тоже характеризуется непроизвольнос тью. Младший школьник склонен к эмоциональному запоминанию. Поэтому младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. Проще всего также ребенку запомнить то, с чем он постоянно и активно взаимодействует. Также в этом возрасте ребенок овладевает рациональными приемами запоминания, используя первоначально самые простые способы: длительное рассматривание материала, многократное его повторение вслух и про себя.

В целом и произвольная, и непроизвольная память качественно видоизменяются, и к 3 классу память становится более продуктивной.

Младший школьный возраст Л.С. Выготский называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. 2

В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (она совпадает с обучением в 1-2 классах) их мыслительная деятельность во многом напоминает мышление дошкольников. Мышление осуществляется в ситуации непосредственного восприятия предметов, предмет и действие неразрывно связаны.

На второй стадии (3-4 класс) характер мышления меняется. Младший школьник овладевают родовидовыми соотношениями между предметами, т.е. появляется способность классифицировать предметы и явления. Таким образом, формируется аналитико-синтетический тип деятельности. Это значит, что осуществляется переход от наглядно-действенного и образного мышления к словесно-логическому.

Воображение в ходе обучения становится управляемым процессом. Знания, полученные в выполнении учебной деятельности, способствуют развитию творческого (продуктивного) воображения. В 1 классе для возникновения образа требуется конкретный предмет, опора на наглядный материал (например, картинку). К концу обучения в начальной школе развивается опора на слово, которое позволяет ребенку создать мысленно новый образ.

Речевое развитие в основном завершается в дошкольном возрасте. К 7 годам язык становится не только средством общения и мышления ребенка, но и предметом его изучения (чтение, письмо). Ребенок развивает звуковую сторону речи, т.е. дифференцирует правильно и неправильно произносимые другими слова. Интенсивно увеличивается словарный запас речи (это очень сильно зависит от среды, в которой растет ребенок). Развивается грамматический строй речи и становится возможной контекстная речь. Проявляется словотворческая способность (у Чуковского в книге “От двух до пяти” много примеров такого детского словотворчества: “Дым трубится”, “… налужил дождь” и т.д.). Кроме того, развивается диалогическая речь, включающая оценку, планирование совместных действий и т.д. 3 Появляется принципиально новый вид речи - письменная, которой ребенок овладевает в ходе обучения. Овладение письменной речью формирует умение сознательно излагать свои мысли, т.е. способствует произвольному и осмысленному осуществлению устной речи. Развитие как письменной, так и устной речи требует продолжительной и систематической работы младших школьников и учителя.

1.3. Личностные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст закладывает основу дальнейшего развития личности. В этот период происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинается формирование нравственного поведения и общественной направленности личности.

Всё это главным образом выстраивается в новую систему отношений к социальному окружению, к учению, воспитывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Ведущие потребности младшего школьного возраста – потребности в общении с людьми, во взаимопонимании.

В коллективе сверстников у младшего школьника создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс двусторонний, благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Для младших школьников характерны такие черты как импульсивность, слабость волевой регуляции поведения, высокая эмоциональность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители. К 3 классу она встречается у детей довольно редко. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной чертой характера ребенка.

Из-за импульсивности и повышенной эмоциональности младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и открыты в выражении своих эмоций. По мере взросления способность контролировать свои чувства и сдерживать их развивается.

В младшем школьном возрасте ребенок активно выстраивать коллективистские отношения. Именно обучаясь в классе, он получает опыт коллективной общественной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию чувства коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах, возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой. К концу обучения в начальных классах у детей возникает стремление занять определенное место среди сверстников. Важную роль в становлении личности играет не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других.

На этом возрастном этапе происходит формировании «Я-концепции» ребенка, его самопознания себя как личности. Складывается самооценка ребенка, основанная на представлениях о себе и оценках окружающих. Также развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения.

Происходят изменения в эмоционально-волевой сфере, появляются сложные высшие чувства. Эмоции младшего школьника становятся все более осознанными, сдержанными, они усложняются и дифференцируются. Но возможности осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Несовершенство в восприятии и понимании чувств выступает в качестве внешнего подражания взрослым.

Волевое поведение в 1 классе во многом зависит от контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу регулируется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Именно в этом возрасте формируются такие волевые качества, как независимость, настойчивость, уверенность в собственных силах.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебной деятельности. Эта черта особенно проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда и т.д. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств.

2. Влияние социального окружения на личность младшего школьника

Семья для ребенка является первой школой взаимоотношений между людьми. Именно в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, игровую и др.

Благоприятный тип взаимоотношений в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности в жизни. Концепция собственной ценности формируется у ребенка подсознательно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают в качестве моделей для подражания.

Семья должна научить младшего школьника правильно планировать свой распорядок дня, быть ответственным и аккуратным, тем самым воспитывать в ребенке волевые качества личности. Семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как обязательное и необходимое. Успешность адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его личности. При поступлении в школу социальный статус ребенка во внутрисемейных отношениях изменяется: он выступает теперь в новой роли – роли ученика, занимающимся таким же важным делом в школе, как и родители на работе.

Учитель в младшем школьном возрасте становится для ребенка значимым человеком. От того, как сложатся отношения между учителем и младшим школьником, будет зависеть мотивация учения. Положительное отношение, доверие к учителю активизируют познавательный мотив учения, способствуют успешности обучения ребенка, отрицательное же отношение приводит к тому, что у ученика снижается познавательный интерес, он становится отстающим и неуспевающим в учебной деятельности.

(Презентация к докладу "Портрет современного школьника")

Введение

Литература советского периода и рассказы старших поколений позволяют представить образ советского школьника. Его главными жизненными ценностями были любовь и дружба, достоинство и честь, совесть, доброта и ответственность. Для него было характерно инициативность, стремление к самосовершенствованию. Выпускники школы были уверены в завтрашнем дне и в своей нужности обществу, поэтому мотивом при профессиональном самоопределении служила общественная польза.

Но с тех пор исчезли высокие идеалы, а главной жизненной ценностью стало материальное благополучие. Что же ценно для моих сверстников сегодня? Как они представляют свою самостоятельную жизнь? На наш взгляд, это очень актуальные вопросы, ведь нынешние школьники - это будущее нашей страны.

Современная Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Гипотезу нашей работы, объект, предмет и методы исследования вы видите на экране.

Свои исследования мы начали с анкетирования выпускников 90 и 103 школ в возрасте от 16 до 18 лет. Нами была разработана анкета на основе той, что предлагает выпускникам правительство России. В ходе анкетирования были опрошены 67 учеников. Различия в ответах среди выпускников разных школ практически отсутствуют, поэтому данные предоставляются в общем массиве.

Уже на первом этапе мы отбросили гипотезу, на которой основывается наша работа, как ошибочную.

И сейчас мы представим итоги нашего исследования и выводы по ним.

Анкета состояла из пяти пунктов, первым из которых был политические ориентации молодёжи .

На первый вопрос ребята в основном ответили, что следят за развитием событий в стране, но, к сожалению, им это не интересно.

Никто из опрошенных не сказал, что положение дел в стране его устраивает.

На вопрос о своём благосостоянии половина учеников ответила, что их благосостояние зависит только от них самих, а 37% - от условий жизни и их собственных усилий в равной степени.

В случае нарушения своих прав почти половина учеников готова обратиться в правоохранительные органы, но никто не собирается участвовать в акциях протеста.

О своём патриотизме с полной уверенностью заявляют лишь четверть выпускников, тогда как 44% сомневаются с ответом.

А на этом слайде представлено мнение, что значит быть патриотом.

Следующий пункт анкеты: экономические ориентации молодёжи .

О своей уверенности в реализации своих планов на будущее с полной уверенностью заявляют чуть больше четверти опрошенных.

На вопрос: что значит успешная карьера для человека? 73% считают, что это моральное удовлетворение от работы и возможность заниматься любимым делом, но и высокий доход является определяющим.

А вот что влияет на карьеру? 88% считают, что это образование, а 60% что это личные качества и особенности характера.

Этот слайд показывает, что высокая заработная плата привлекает молодёжь в работе больше всего.

При устройстве на хорошую работу ребята практически единогласно ответили, что могут рассчитывать только на собственные силы.

Из всех предложенных сфер для работы молодёжи, самой перспективной ребята определили сферу новейших технологий. А вот минимальные предпочтения ребят отдали образованию и здравоохранению.

Можно сделать вывод, что мотивациями для профессионального самоопределения подростка служат престижность профессии и высокий заработок.

Половина опрошенных выпускников признаются, что стараются учиться нормально, но учёба не вызывает у них особого интереса.

Что касается удовлетворённости выпускников качеством полученного образования, то в целом выпускники довольны образованием, которое получают.

В вопросе о жизненных ценностях 75% учеников выбрали семейное счастье наиболее ценным. Далее расположились здоровье и возможность приносить пользу другим людям.

Об участии в разнообразных проектах, 42% опрошенных ответили положительно.

Таким образом, можно сделать вывод об активности молодых людей в области научно - исследовательской и практической деятельности.

Следующий пункт нашей анкеты этническая и религиозная самоидентификация молодёжи .

Большинство молодёжи не определились со своим отношением к представителям других национальностей, но почти шестая честь с опаской относятся к другим этносам.

В борьбе за интересы представителей своей национальности готовы участвовать лишь треть, остальные же не собираются участвовать в открытом конфликте. На наш взгляд, молодое поколение недостаточно толерантно.

Заключительный пункт нашей анкеты ориентации на здоровье и физическое развитие.

Радует, что нет среди опрошенных ребят тех, кто совсем не занимается спортом.

Дополнением к портрету выпускника является проведение им досуга. К сожалению, увеселительные мероприятия и социальные сети лидируют.

Что касается вредных привычек, все единогласно ответили, что вредные привычки отрицательно сказываются на здоровье.

Вывод

В заключение теперь мы можем представить современного школьника. Это молодой человек главными жизненными ценностями, которого являются здоровье и семейное счастье. Он не сильно озабочен нравственностью своих поступков, но имеет представление об идеале. Выпускник мало озабочен экономическими, социальными и политическими проблемами своей Родины. Он стремится к самовыражению, с удовольствием занимается саморазвитием и самосовершенствованием, оставляя свободное время для общения с друзьями. Таким образом, молодой человек активно включается в жизнь социума. Получение качественного образования или хорошей работы он рассматривает, как средство сделать карьеру и достичь высокого материального благосостояния. Молодой человек не готов к самостоятельной взрослой жизни, к неожиданным трудностям, но с оптимизмом смотрит вперёд, так как всегда может рассчитывать на помощь родителей. Он уверен, что уровень его знаний, полученных в школе, высок, что поможет ему при поступлении. А чтобы выпускник современной общеобразовательной школы стал достойным членом общества, нужно готовить его к преодолению всех жизненных трудностей.

Результатами нашего исследования заинтересовалась администрация школы. С целью корректировки планов воспитательной работы для устранения выявленных несоответствий между "ожиданиями" и "реалиями" нам предложили выступить на педагогическом совете, который прошёл в марте. А в мае прошли выборы председателя в совет старшеклассников. По результатам выборов на эту должность вступила Шубина Полина ученица 11 «А» класса. С сентября нового учебного года совет начал свою работу.

В 5-6 классах введено детское самоуправление, проводятся политинформации. Ученики включаются в активную, социально-значимую деятельность.

Организация: ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1»

Населенный пункт: г. Ровеньки, Луганская область

Психологическая мастерская

Тренинговое занятие для классных руководителей

«Рисуем портрет современного ученика…»

Баклажова О.В.,

практический психолог

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1»,

специалист высшей категории,

практический психолог-методист

П роблема общения педагога с учащимися всегда была актуальной. Ведь школа – это не только дом знаний, это еще и дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где ребенок получает свою первую социальную роль – роль «ученика», а вместе с нею и первый опыт самостоятельного общения, решения конфликтов, первую любовь, первую дружбу, первого соперника. Все это в процессе общения.

Обучение и воспитание – две важнейшие задачи, которые ставит перед собою школа – являются по сути процессами, основой которых есть общение. Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности и не потерять веру в свои возможности. Общение помогает учителю усилить воспитательное воздействие на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, установить контакт с родителями. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определённых стереотипах. Считается, что современные учащиеся отличаются от своих предшественников, с ними сложнее, их труднее заинтересовать, к ним нужно применять особые подходы, особое общение. Очень часто учитель сталкивается с проблемой непонимания учащегося. Воспринимает проблемное поведение ученика как личное оскорбление. Иногда кажется, что учитель и ученик разговаривают на разных языках.

Все эти проблемы затрудняют процесс обучения и воспитания. Делают жизнь и обучающегося и учителя напряженной, невыносимой. Из-за непонимания возникает множество конфликтов. Атмосфера в школе становится некомфортной. Ни учитель, ни ученик не хотят идти туда, где им некомфортно… Как справиться с такой ситуацией? В этом мы и хотим разобраться вместе с классными руководителями.

Цели и задачи : развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии у классных руководителей, создание условий для развития профессионального мышления и умения формировать благоприятный психологический климат в классном коллективе.

Оборудование : специально подготовленная аудитория (зал со стульями, расставленными для четырёх групп участников), карточки с иллюстративным материалом, ватман, фломастеры.

Ход игры

Все участники при размещении уже объединяются в четыре группы. Такое размещение поможет ведущему сэкономить время при групповых формах работы, а также будет способствовать созданию дружеской, комфортной для работы в группе атмосферы.

1. Знакомство . Участники рассаживаются по местам и после приветственного слова ведущих им предлагается представить себя следующим образом: назвать имя и учебное учреждение, которое они представляют и продолжить высказывание «Мне кажется, что современные ученики…».

Чаще всего звучат высказывания:

- современные ученики более пассивны;

- ориентируются на материальные ценности;

Однако все высказывания приветствуются. Если в процессе знакомства указания на проблемность в общении учащихся не звучали, ничего страшного, для определения проблемы следующее упражнение.

Ведущий: Конечно, современный ученик представляет собой талантливую, активную, критически подходящую к любой информации личность. Он требует от учителя быть готовым к любым вопросам. Общение с ним интересное, и в то же время рождает множество проблем.

2. Мозговой штурм. После того, как все участники представятся, им предлагается ответить на вопрос о том, с какими проблемами во взаимодействии с современными учащимися сталкивается учитель. Ответы записываем на ватмане. Вместе делаем вывод, с какими проблемными учащимися чаще всего сталкиваются учителя.

После мозгового штурма каждой группе предлагается описать один тип современного проблемного учащегося. Написать черты его характера, основные особенности взаимодействия, фразы, которые такой ученик говорит. Каждая группа предлагает свой портрет проблемного учащегося.

Среди типов проблемности часто называют «Красотку» (учащиеся сильно озабоченные своей внешностью и атрибутами, этот тип не только женский, здесь встречаются и мальчишки), «Олигарх» (учащийся, родители которого материально обеспечены, кичится своим благосостоянием, все проблемы пытается «купить»), «Пассивный» (этому типу характерны отсутствие интереса к происходящему вокруг, не принимает участие ни в каких мероприятиях, стремится убежать с них), «Вечно занятой» (ребята, у которых много дополнительных занятий, не могут задерживаться в школе ни на минуту, вечно куда-то спешат, не участвуют ни в каких мероприятиях по причине занятости, не выполняют поручений, по той же причине). И другие. Не важно, на какие типы проблемности выведет вас мозговой штурм, главное, чтобы были названы именно те типы проблемности, с которыми сталкиваются именно эти учителя.

3. Ролевая игра . Ведущий предлагает провести эксперимент. Каждая группа выбирает одного представителя, которому поручается побыть «проблемным учеником» в соответствии с тем типом, который описывали группы после мозгового штурма. Из оставшихся участников выбирается представитель на роль учителя. Задача учителя подготовить выступление на школьный праздник, в котором должны принять участие все ученики, задача учеников – общаться с учителем в соответствии с той ролью, которая обусловлена типом проблемного ученика.

Предлагается сначала выбрать учителя и для получения инструкций вывести его из комнаты, для того, чтобы он не знал, кто из участников будет представлять проблемного ученика. Желательно, чтобы участники представляли тип ученика другой группы.

Дополнительная задача для учителя – определить проблемных учащихся и их тип.

Рефлексия . Обязательно следует обсудить, как чувствуют себя участники. Дело в том, что обычно участники так входят в роль, что совершенно не дают учителю возможности справиться с поставленной перед ним задачей. Это создает дополнительное напряжение для учителя. Нужно помочь участникам отреагировать все, что с ними происходило. Вопросы для тех, кто участвовал: как чувствовали себя в роли, что хотелось сделать. Для тех, кто наблюдал: что было эффективным в действиях учителя, что можно было бы сделать ещё.

4. Определение причин проблемности . Участникам тренинга предлагается исходя из того, что они увидели и почувствовали, играя данные роли, ответить на вопрос, что может быть причиной проблемного поведения учащихся?

Группам предлагается написать причины проблемного поведения ученика на ватмане. Каждая группа представляет один тип проблемности. Меняем типы проблемных учащихся в группах, так, что каждая группа описывает другой тип. Группы делятся своими причинами, если есть какие-то дополнения – обсуждаем и дописываем.

5. Ролевая игра . Снова выбираем учителя и по представителю от группы для роли родителей проблемных учеников. Задача учителя – провести родительское собрание и рассказать о подготовке к мероприятию, о роли каждого ученика, о трудностях и достижениях.

Рефлексия . Для тех, кто участвовал: как чувствовали себя в роли, что хотелось сделать. Для тех, кто наблюдал: что было эффективным в действиях учителя, что можно было бы сделать ещё.

6. Выработка рекомендаций для учителя . Группам предлагается обсудить и записать рекомендации учителю, классному руководителю по взаимодействию с учащимися и их родителями в зависимости от типа проблемности. Рекомендуется тип проблемности, с которым будут работать группы снова поменять, чтобы участники групп работали над другим типом проблемности. Таким образом, каждая группа сможет рассмотреть разные типы проблемности в поведении учащихся.

Каждая группа представляет свои рекомендации, обсуждаем, дополняем.

Вывод.

Ведущий: Еще Константин Ушинский написал сказку, которая как нельзя лучше подведет итог нашей работе.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал - и стал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут же Ветер сам убедился, что плаща ему не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Ведущий: для любого ученика, и проблемного, и не очень, важно, чтобы его принимали, уважали и поддерживали. Только чувствуя вашу любовь, искреннюю, неподдельную, он сможет как путешественник снять свой проблемный плащ и подставив лицо заботливому и теплому Солнцу, благословить его.

7. «Благодарность».

Ведущий : Конечно очень легко говорить о любви к любому ученику, но когда на практике сталкиваешься с проблемным, чаще всего не представляешь, за что его можно полюбить… Негативные эмоции возникают при любой конфликтной ситуации и вместо любви появляется раздражение, гнев, тревога и другие, далекие от солнечной любви эмоции и чувства. Что же делать в такой ситуации? Как вернуть Солнце? Предлагаю сейчас всем вам вспомнить о своем самом проблемном ученике, о том, как он ведет себя на уроке, во время общения с вами, вспомнить в подробностях последний случай столкновения с его проблемным поведением… А теперь подумайте о том какими ценными качествами этот ученик обладает? Сейчас вам важно найти хотя бы пять достоинств вашего проблемного ученика и выписать их на лист.

Еще раз вспомните о ситуациях столкновения с вашим учеником. Чему вы научились, преодолевая эти ситуации? Чему вас научил ваш проблемный ученик? Запишите и это тоже.

Я предлагаю вам выписать этому ученику Благодарность. Только обязательно укажите конкретные качества, за которые вы благодарите этого учащегося и конкретные уроки, которые он вам преподнес.

Участникам предлагается оформить благодарственный лист для своего проблемного ученика, написав конкретные качества, за которые его стоит поблагодарить.

Ва жно заранее подготовить листы для благодарственных писем, оформленные красиво и официально. Такие листы настроят участников на эффективную работу. Кроме того, такие листы каждый педагог может взять с собой и при столкновении со своим проблемным учеником этот лист поможет справиться с негативными эмоциями, которые возникают при конфликтных ситуациях.

Список используемой литературы:

1. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

2. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М., 1966.

3. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н. Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 96 с.

4. Занюк С. Мотивація та соморегуляція учня - : К.: Главник, 2004. – 96 с.

5. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Муниципальный этап XXX Ставропольской краевой открытой научной конференции учащихся Секция: юниор Название работы: «Портрет современного выпускника начальной школы» Работу выполнила: Ширинян Ирина Сергеевна, уч­ся 4 «А» класса. Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта Грачёвского муниципального района Ставропольского края Руководитель: Селюкова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов с. Кугульта, 2018 г. 1

Введение Портрет современного выпускника начальной школы У человека душа пустовать не может, Она как земля: не огород растёт, так сорняк. В.Л.Леви Выбор темы исследования На классном часе наша учительница спросила у ребят: ­ Что бы вы хотели получить в подарок? Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы ­ компьютер. Мне стало интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время ребят? Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и дополнительную литературу, энциклопедии. Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей семьёй мы ходим в кино. Чем же наполнена душа моих одноклассников? Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних выпускников начальной школы? Привито ли четвероклассникам чувство прекрасного? Я решила исследовать эту проблему. Цель исследования Изучить портрет современного выпускника начальной школы. Задачи исследования  Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;  Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;  Выяснить: чем заполнено свободное время ребят 3

Гипотеза У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно­ познавательные навыки и культурно­ нравственные ценности. Объект исследования Учащиеся 4 класса Методы исследования  Изучение литературы;  Опрос;  Анкетирование Основная часть. Мои исследования В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала вопросы, и получил следующие результаты: 1. Какой вид искусства вас привлекает более? 45% 37% 18% Музыка кино ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? 5% 4% ужасы боевики кинокомедии 23% 32% 45% 3. Какая музыка вам нравится? 4

Зарубежная – 62% российская 38% 4. Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 24% 24% 18% 16% 12% 6% 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 64% 36% 6. Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга 54 46 Анализ полученных данных показал:  Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт изобразительное искусство. Последнее место заняли литература и театр.  В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке и изобразительному искусству.  Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры: боевики, фильмы ужасов.  Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников (62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).  Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре реального чтения (книги, читаемые за последние 1­2 месяца), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у 5

них есть любимый зарубежный литературный герой. Причем, сегодня многие мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы. Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди моих одноклассников. На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор, далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) ­ 11%, читали книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации (4%). На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу играть». На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы: Владимир Путин Дмитрий Медведев Александр Пушкин Филипп Киркоров Максим Галкин Тимати Егор Крид Ольга Бузова Вера Брежнева Николай Басков 25% 21% 15% 10% 9% 8% 5% 4 % 3 % 2% Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: Да 81% Иногда 14% Нет 5% на Звонят сотовый Спрашивают 81% 19% Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? 6

боевики исторические фильмы приключения кинокомедии 12% 6% 18% 64% Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская 28% 72% Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 2% 98% Назовите известных вам фамилий художников: Васнецов Шишкин Репин Саврасов 63% 27% 10% 9% Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе 53% играть в компьютерные игры 21% общаться в социальных сетях 13% родители в выходной день меня не ругают 4% спать дольше 9% Не нравится: уборка квартиры 64% поход в магазин за продуктами 13% читать книгу 10% заниматься дополнительно уроками13% 7

На основании полученных результатов я сделала следующие выводы: 1. Культура современного младшего школьника формируется под воздействием «экранной» культуры. 2. Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного, развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков пользователя компьютера. 3. Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в свободное время. 4. Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами, посещая картинные галереи, театр, выставки… В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника. Отсутствие самостоятельности в учебном процессе. 1. Нерационально используется свободное время младшими школьниками. 2. Компьютер используется как развлекательное средство младшими 3. школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное развивающей информации. У младших школьников имеется недостаток культурно­нравственного 4. развития. В основном дети проводят время за компьютером. При этом мало читают, ходят в театр очень редко. На основании приведенных результатов исследований можно составить портрет современного третьеклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного выпускника начальной школы: Заключение Владеет основами умения учиться, умеет сам организовать свою деятельность. Любит свой народ, свой край, свою Родину. Уважает и принимает ценности семьи. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. 8

Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Составить портрет современного выпускника начальной школы нам помог Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими выпускниками при переходе на другую ступень обучения. Приложение Анкета для учащихся 4 классов 1.Какой вид искусства вас привлекает более? Музыка кино 9

ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? ужасы боевики кинокомедии 3. Какая музыка вам нравится? Зарубежная ________________________________________________ российская ________________________________________________ 4.Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 6.Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга ОПРОС учеников 4 класса 10

На вопрос «Назови имена знаменитых людей»: Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: да иногда нет Звонят на сотовый спрашивают Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? боевики исторические фильмы приключения кинокомедии Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 11

Назовите известных вам фамилий художников: Посещали вы театр? да Нет Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе ______________________________________ играть в компьютерные игры ____________________________ смотреть телевизор ____________________________________ спать дольше _________________________________________ родители в выходной день меня не ругают _________________ Не нравится: уборка квартиры ______________________________________ поход в магазин за продуктами __________________________ читать книгу _________________________________________ заниматься дополнительно уроками______________________ 12

Литература: 1. «Портрет выпускника начальной школы» (ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных характеристик выпускника НОО) Сайт https:// миобрнауки.рф. 2. «Модель выпускника начальной школы» Сайт www . stavminobr . ru 3. Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 1­4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. 4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.­ (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург­ XXI век, совместно с ЗАО «Пресс­Атташе», 1997. 5. Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе. ­ Волгоград: Учитель, 2008. 13

Общая характеристика младшего подросткового возраста.

Так как возраст детской аудитории, на которую рассчитан разработанный мною цикл занятий, а также данный конкретный вводный урок, составляет 12-13 лет, нужно обратить внимание на следующий факт. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

С психологической точки зрения это довольно благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только "маячат" у школьников как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой школьной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.

Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в конце 4-го - начале 5-го класса?

Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое "чувство взрослости". Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущим мотивом в этом случае станет для 5-ка собственно познавательный).

Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе - это ответственная осознанная позиция школьника, а отношения с педагогами предполагает переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка к отношениям межличностным.

Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (ведущая деятельность - общение предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками).

Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками в большей степени зависит от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.

Кроме "чувства взрослости" успешность перехода определяется наличием определенного уровня когнитивной зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств - операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.).

Можно выделить еще целый ряд менее важных составляющих психологической готовности. Все они представлены в психолого-педагогическом статусе пятиклассника и представлены в таблице.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации заключается в выявлении уровня адаптированности к обучению в среднем звене, индивидуальной помощи детям - дезадаптантам, усовершенствовании программ преподавания, разноплановой работе по формированию индивидуального стиля учебной деятельности - все это служит мощным средством формирования необходимого уровня психологической готовности к переходу обучения в среднем звене.

Психологические и педагогические особенности младшего подросткового возраста.

Я считаю нужным более подробно остановиться, во-первых, на психологических новообразованиях данного периода. О них шла речь ранее, однако дача более полного представления может помочь в составлении характеристики этого возраста в целом.

Контингент школьников подросткового возраста - это ученики средних классов. Важно учитывать, что обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама "кризисность" возраста. Как уже говорилось ранее, возраст 11-12 лет не является "кризисным" с психологической точки зрения. Однако необходимо учитывать, что в современном обществе, в котором технический и научный прогресс развивается с немыслимой скоростью, взросление ребенка также происходит немного быстрее.

Рассмотрим основные особенности и задачи развития современного подростка.

Сам период подростничества традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) - младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Детская аудитория, на которую рассчитано данное занятие, относится, к первой, негативной фазе.

Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону".

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Наряду с чувством взрослости возникает подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего - родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении именно рассматриваемый нами младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. В этот период очень важно показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, "что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними". В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется особенной чувствительностью. У рассматриваемого мною возраста - младших подростков - повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок