Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рабочая программа кружка для дошкольников "компьютерная грамотейка". Рабочая программа кружка для дошкольников "компьютерная грамотейка" Задания по информатике для дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Современное общество - это общество, которое живет в мире постоянного умножения потока информации. Правильно ориентироваться в огромном потоке информации и решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Актуальность программы состоит в том, чтобы дети были успешны необходимо заранее их готовить к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями в школе. Взаимодействие дошкольного и школьного образования по программе информатики, согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-Ф3,гл.1,ст.2,п.14)

Концепция развития дополнительного образования детей распоряжение от 4 сентября 2014 года №726 р.

Письмо МО и Науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность: общеинтеллектуальная.

Вид программы - модифицированная. Она основана на программе А.В. Горячева. “Все по полочкам”, рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11.

Новизна программы А.В. Горячева «Все по полочкам» заключается в углубленном развитии общих и специальных интеллектуальных способностей путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний и создания специальной образовательно-интеллектуальной среды.

Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера.

Задачи программы:

Обучающие:

    создать базу знаний, связанную с информатикой

    развивать образное и логическое мышление

    формировать понятия и способы информационной деятельности

Развивающие:

    развивать творческие способности и наклонности детей

    создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Воспитывающие:

    воспитывать умение работать в группе

    самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей

    воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым

Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:

    абстрагирования;

    иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);

    создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):

    научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;

    познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);

    научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);

    познакомить с главной функцией (назначением) предметов;

    научить расставлять события в правильной последовательности;

    научить описывать свои действия;

    научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;

    научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

    научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;

Планируемые результаты

В программе «Компьютерная грамотейка» по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по данной программе дети будут уметь:

    выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

    сопоставлять части и целое предметов и действий;

    называть главную функцию (назначение) предметов;

    расставлять события в правильной последовательности;

    выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

    описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

    находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

    приводить примеры истинных и ложных высказываний;

    приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

    формулировать отрицание по аналогии;

    пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

    видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

    проводить аналогию между разными предметами;

    находить похожее у разных предметов;

    представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

    переносить свойства одного предмета на другие;

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце года) в рамках диагностики по ФЭМП и развития психических процессов.

Уровень развития детей, занимающихся по данной программе, предполагается быть выше в следующих разделах: математика, и по уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Активность детей отслеживается по показателям достижений детей по 3-м уровням.

Показатели достижений детей в освоении программы «Компьютерная грамотейка»

п/п

Фамилия,

имя ребёнка

выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством

обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку

сопоставлять части и целое предметов и действий

называть главную функцию (назначение) предметов

расставлять события в правильной последовательности

выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий

применять какое- либо действие по отношению к разным предметам

описывать простой порядок действий для достижения заданной цели

находить ошибки в неправильной последовательности простых действий

приводить примеры истинных и ложных высказываний

приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»)

формулировать отрицание по аналогии

пользоваться разрешающими и запрещающими знаками

видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях

проводить аналогию между разными предметами

находить похожее у разных предметов

представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов

переносить свойства одного предмета на другие

Успешно справился;

Выполнил все задания, но с помощью педагога;

Не справился с заданием.

Учебно-тематический план

Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»).

Разрешающие и запрещающие знаки.

Логическая операция «И»

Развитие логического воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Календарно-тематическое планирование

Название занятия

Программное содержимое (практическая часть 15 мин., теоретическая часть 15 мин.)

Ожидаемые результаты

план

факт.

    Знакомство с компьютером. Курсор.

Знакомство с компьютером. Правила поведения. Техника безопасности.

Перемещение квадрата в программе MSWord .

Запомнить правила поведения за компьютером. Умение управлять курсором с помощью клавиатуры

    Выделение признаков предмета. Манипулятор “мышь”.

Знакомство с рабочим столом компьютера. Презентация «Выделения признаков предмета» и работа с ней.

Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.

3.Сравнение предметов по свойству. Меню.

Презентация «Сравнение предметов по свойству» работа с ней. Перетаскивание объектов в Paint .

Умение находить нужный объект.

Умение использовать манипулятор мышь.

    Формирование понятия «отрицание». Клавиатура.

Знакомство с курсорными клавишами, их назначением. Презентация «Формирование понятия «отрицание» работа с ней.

    Формирование понятий «истинное и ложное высказывание».

Работа с презентацией « Формирование понятий «истинное и ложное высказывание»».

Рисование домика Paint .

Умение выделять свойства предметов.

Умение находить закономерность по признаку .

Рисование простых объектов Paint .

    Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

Презентация « Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей». Работа в программе «Мир информатики-1 год»- раскрашивание рисунков.

Умение выполнению изображенной в рисунках последовательности.

Умение формулировать отрицание по аналогии.

    Подмножества с общим свойством.

Презентация «Подмножество с общим свойством». Работа в программе «Мир информатики-1 год» - пиктограммы.

Умение разбивать множества на подмножества.

    Описание последовательности действий.

Презентация «Последовательность действий». Рисуем зайку в лесу (применение фонов).

Умение правильно выделять последовательность. Умение самостоятельно описывать свои действий.

    Функции предметов.

Презентация «Знакомство с функцией предмета». Рисуем кораблик на море (применение фонов).

Знание функции предмета.

    Элементы кодирования

Презентация «Элементы кодирования». Рисунок на свободную тему в программе Paint .

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

Умение разбиению множества на подмножества.

    Обобщение по признаку.

Презентация «Обобщение по признаку». Мир информатики 2-ой год обучения- множества.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

Умение сравнивать предметы по свойству.

    Выделение главных свойств предмета.

Презентация «Выделения главных свойств предмета». Рисование простых объектов (геометрических фигур).

Умение различать части и целое.

Умение делить на группу предметных картинок.

Умение соотносить множества

    Разбиение множества на подмножества с общим свойством.

Презентация « Разбиение множества на подмножества с общим свойством». Мир информатики 1 год - собери рисунок.

    Вложенность множеств предметов с общим свойством.

Презентация « Вложенность множеств предметов с общим свойством». Рисование простых объектов Paint.

Умение находить закономерности в расположении фигур.

Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые к

родовому.

    Соотнесение элементов двух множеств между собой.

Презентация « Соотнесение элементов двух множеств между собой». Рисование и перенос объектов в программе Paint .

Умение сравнивать объекты по названному признаку.

Умение устанавливать последовательность событий.

Презентация « Копирование и перенос части рисунка в программе Р aint .

Умение находить предметы по двум заданным условиям.

    Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

Презентация « Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков».

Копирование и перенос части рисунка.

Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Умение различать истинные или ложные высказывания.

    Разбиение действий на этапы.

Презентация « Разбиение действий на этапы». Закрепление умения выделять и копировать объекты. Рисуем картинку «Цветочная поляна» в программе Paint.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

Умение описывать порядок действий для достижения заданной цели.

    Формирование понятия «алгоритм»

Презентация « Формирование понятия «алгоритм»». Закреплять и выделять объекты в программе Paint .

Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Умение сравнивать геометрические фигуры.

    Простейшие алгоритмы расстановки.

Презентация « Простейшие алгоритмы расстановки». Копировать, изменять размер у объектов в программе Paint .

Умение сравнивать порядок расположения предметов и находить изменения.

    Закономерность в расположении фигур и предметов.

Презентация « Закономерность в расположении фигур и предметов». Мир информатики- 1 год – раскрашивание рисунков.

Умение выполнять действия, закодированных рисунком.

Умение сравнивать предметы по свойствам.

    Логическая операция «и»

Презентация « Логическая операция «и»». Рисование сказочных героев в программе Paint .

Умение выделять свойства предмета. Умение находить по заданной функции предмет.

    Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Презентация « Упорядочение серии предметов по разным признакам». Мир информатики-1год - собери картинку.

Умение называть объединение множества.

Умение выделять главные свойства.

    Расстановка и перестановка.

Презентация « Расстановка и перестановка». Мир информатики 1 год – конструирование.

Умение выполнять действия, используя разрешающие и запрещающие знаки.

    Задачи на смекалку.

Рисуем насекомых из загадок в программе Paint . Отгадываем загадки и решаем задачи.

Умение решать задачи и отгадывать закономерности.

Умение находить предмет по указанной группе свойств.

    Части и целое.

Выделение и копирование объектов, картинка «Много золотых монеток».

Умение разделять действие - целое на действия и на части.

    Части и целое.

Презентация « Части и целое».

Рисуем картинку «Снегопад».

Умение расставлять действия

действия - части по порядку так, чтобы добиться лучшего результата.

    Повторение темы

Рисование на свободную тему.

Повторение пройденного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа информатики ориентирована на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения программы необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.

Развитие логического мышления

1. Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством.

Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмноже-

ства предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Це-

лое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по

признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2. Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность

действий, заданная графически. Последовательность действий и состо-

яний в природе. Порядок действий, ведущих к заданной цели. Целое

действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3. Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания.

Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И».

Развитие творческого воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с од-

них предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных

предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон од-

них и тех же свойств предметов.

Методическое обеспечение

Основные формы обучения: практические занятия.

Методы и приемы

практические (игровые);

экспериментирование;

моделирование;

воссоздание;

преобразование;

конструирование.

Материально- техническое обеспечение

    Технические средства - компьютеры, проектор, интерактивная доска.

    Единая система образовательных ресурсов ().

    Мир информатики 1 класс.

    Клавиатурный тренажер.

    Стандартные программы Windows: Р aint, WordPad, Open office.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 5-85939-183-8, 978-5-85939-183-7.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник тетрадь для дошкольников 5-6 лет. А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014.-64 с. ISBN: 9785859391837.

    Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2014. – 64 с. ISBN: 9785859391837, 9785905824241.

Литература для обучающихся

Энциклопедия профессора Фортрана. Авторы: , Издательство: , 2012 .ISBN: 200002258977.

Ирина Самойленко
Программа кружка «Юный информатик» для детей подготовительной к школе группы

Программа «Юный информатик » разработана для детей подготовительной группы в МДОУ д/с «Лучик» .

Актуальность программы состоит в том , что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии.

Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома . Научно-техническая революция расширила понятие грамотности : теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

В процессе НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, интеллект, моторику рук. Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно он (интерес) лежит в основе формирования важных структур : познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе .

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным переход к учебной деятельности.

Ведущими целями программы являются :

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей;

Расширение знаний об окружающем мире ;

Пропедевтика основных понятий информатики .

Данные цели достигаются в процессе разнообразных видов деятельности : игровой, учебной, двигательной, художественной.

Для достижения целей программы значение имеют :

Создание условий развития ребенка в процессе обучения;

Творческая организация процесса обучения и воспитания;

Максимальное сочетание разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Разнообразное использование образовательного материала позволяет развивать творческий потенциал ребенка в соответствии с индивидуальными наклонностями.

Основными задачами являются :

Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows» ;

Формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word» ; языковых компетенций; учебной деятельности и элементарных математических представлений;

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

В результате изучения курса дети должны

знать :

Название и функции основных частей компьютера;

Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;

уметь :

Использовать в работе клавиатуру и «мышь» ;

Воспринимать и анализировать информацию с экрана ;

Осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом операторе «Paint»;

Находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;

Ориентироваться во времени и пространстве;

Составлять целое из предложенных частей;

Осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

Данная программа предполагает проведение 2 НОД в неделю, продолжительностью 30 минут, всего 65 НОД в год.

Календарно-тематический план работы кружка

«Юный информатик »

1. Тема

Программное содержание :Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности, адаптация к компьютерному классу.

областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Познание;

Социализация;

2. Тема : Здравствуй, класс компьютерный.

Программное содержание :Закрепление полученных знаний о правилах поведения в компьютерном классе и техники безопасности при работе с компьютером.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

3. Тема :Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера.

Программное содержание :Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера; способствование формированию навыков диалогической речи, расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей логического мышления.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

Познание;

Коммуникация.

4. Тема : Наш компьютер – верный друг.

Программное содержание :Закрепление знаний о функциональной структуре компьютера.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

5. Тема : Устройство «Монитор» . Дни недели.

Программное содержание :Знакомство с устройством «монитор» . Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Развитие памяти, внимания.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Познание;

6. Тема : Устройство «Монитор»

Программное содержание :Закрепление полученных знаний об устройстве «Монитор» .

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

7. Тема : Манипулятор «мышь» . Введение в понятие «алгоритм»

Программное содержание :Знакомство с манипулятором «мышь» , понятием «алгоритм» . Развитие навыка работы с «мышью» , внимания, быстроты реакции.

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

8. Тема : Манипулятор «мышь» .

Программное содержание :Закрепление полученных знаний о манипуляторе «мышь» и о понятии «алгоритм» .

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

9. Тема : Манипулятор «мышь» .

Программное содержание :Совершенствование работы с «мышью» .

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация

10. Тема : Времена года. Рабочий стол.

Программное содержание :Знакомство с содержанием «Рабочего стола» . Развитие временных представлений и пространственных ориентиров.

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Познание;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура

11. Тема : Рабочий стол.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний о «Рабочем столе» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

12. Тема : В гости к сказке.

Программное содержание : Знакомство с разновидностью компьютерных игр. Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Чтение художественной литературы.

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

13. В гости к сказке.

Программное содержание : Закрепление изученного материала о разновидности компьютерных игр.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

14. Тема : «Word»

Программное содержание : Знакомство с названием и функцией основных клавиш.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура.

15. Тема : «Word» , или Лягушонок на клавиатуре.

Программное содержание : Закрепление знаний об основных клавишах компьютера.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

16. Тема : Путешествие по клавиатуре : буквенный ряд.

Программное содержание : Знакомство с клавишей «Shift» . Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Чтение художественной литературы.

Безопасность;

Физическая культура;

17. Тема : Строчные и заглавные буквы. Школа волшебников .

Программное содержание : Закрепить знания основных клавиш, познакомить с понятиями : «заголовок» , «основная мысль» ; способствовать формированию навыка набора отдельных слов и предложений; развивать самостоятельность, внимание, речь, пространственные ориентировки.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Коммуникация.

18. Тема : Школа волшебников .

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

19. Тема : Маленькие наборщики. Лингвистические игры.

Программное содержание : Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Коммуникация

20. Тема

Программное содержание : Решение простейших арифметических задач и примеров. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

21. Тема : Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

22. Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях.

Программное содержание : Обобщение темы «Текстовый редактор «Word» ». Развитие обобщающих категорий и знаний о различных профессиях.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

23. Практическая работа «Арифметика»

Программное содержание : Обобщение темы «Цифровой ряд клавиатуры» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

24. Тема : Мы с компьютером – друзья.

Программное содержание : Обобщение знаний по теме «Устройство компьютера» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

25. Тема «рисовалка» .

Программное содержание : Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш» , «Кисть» , эстетического вкуса, творческого воображения.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество.

26. Тема : В гостях у Пэйнтика, или Веселая «рисовалка» .

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

27. Тема : Выполнение действий по алгоритму. Случай в зоопарке. Безопасность поведения в общественных местах.

Программное содержание : Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «Ластик» , с панелью команд : «Файл» - «Создать» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

28. Тема : Случай в зоопарке.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

29. Тема

Программное содержание : Знакомство с палитрой, инструментом «Заливка» . Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

Художественное творчество.

30. Тема : Палитра. Растения и насекомые.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

31. Тема : Практическая работа «Создание рисунка»

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

32. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

33. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

34. Тема

Программное содержание : Совершенствование работы с инструментами «Кисть» , «Заливка» . Развитие обобщающих категорий, расширение знаний о диких и культурных растениях.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

35. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.

Программное содержание : Закрепление полученной информации .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

36. Тема «Плывут по небу облака»

Программное содержание : Развитие знаний об окружающем мире . Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

37. Тема : Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»

Программное содержание : Закрепление материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

38. Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание : Закрепление навыков работы с инструментом «Кисть» , палитрой. Знакомство с инструментом «Распылитель» . Расширение представлений о временах года.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

39. Тема : Создание компьютерного рисунка «Снеговик» . Зимние подвижные игры и забавы.

Программное содержание : Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять действия по алгоритму.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

40. Тема : Зимние подвижные игры и забавы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

41. Тема

Программное содержание : Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка» , формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних и диких животных.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

42. Тема : Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

43. Тема

Программное содержание : Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

44. Тема : Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

45. Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки»

Программное содержание : Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент» . Формирование умения пользоваться «выбором»

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

46. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Овал» .

Программное содержание : Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

47. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Овал» .

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

48. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Прямоугольник» . Символика России.

Программное содержание : Формирование представлений о символике России. Знакомство с инструментами «Линия» , «Прямоугольник» . Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

49. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Прямоугольник» . Символика России.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

50. Тема : Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга» .

Программное содержание : Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

51. Практическая работа. Построение линий и фигур : инструмент «Кривая линия» . Море и его обитатели.

Программное содержание : Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Развитие знаний об обитателях морей и океанов. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

52. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Кривая линия» . День и ночь – сутки прочь.

Программное содержание : Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия» . Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

53. Практическая работа «Геометрические фигуры»

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

54. Тема

Программное содержание : Развитие знаний о космосе, навыков ориентации на плоскости, глазомера. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

55. Тема : Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

56. Тема

Программное содержание : Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования, работы с инструментом «Выделение прямоугольной области» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

57. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

58. Тема

Программное содержание : Развитие навыков моделирования в среде графического редактора, обобщающих категорий, знаний о транспортных средствах.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

59. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

60. Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт»

Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

61. Тема

Программное содержание : Формирование ответственного отношения к личной безопасности. Совершенствование навыков моделирования в среде графического редактора, составления целого из частей.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

62. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

63. Практическая работа «Создание рисунка на свободную тему»

Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

64. Тема : Устройство «Принтер» и его назначение.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

65. Тема : В творческой мастерской. На память от меня любимому воспитателю.

Программное содержание : Обобщение знаний по программе «Paint». Развитие самостоятельности, фантазии.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификация, сравнкние, объединение множеств. Данные операции закрепляются с помощью компьютерных игр, так как у нас в детском саду есть компьютерный класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Алые паруса» Московской области города Подольска

Рабочая программа

дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5-7 лет

2013-2014 учебный год

Преподаватель информатики

Полякова Галина Витальевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им. Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини - информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Для достижения целей Программы «От рождения до школы» первостепенное значение имеет реализация принципа преемственности со школой.

Разработанная программа имеет отличительную особенность:

Программа решает проблему непрерывности дошкольного и школьного

образования по курсу информатики,

  • согласуется с программой по информатике для начальной школы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по информатике для детей

дошкольного возраста (5-7 лет). Программа разработана на основе источников, приведенных в списке литературы.

Цель курса - пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Задачи

  1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.

2.3акрепление знаний и умений детей по основным разделам «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания. Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

  1. Расширение кругозора, устранение психологического барьера «человек - компьютер».
  2. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Продолжительность курса - 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы) от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня.

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.

Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно- эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

Помимо компьютерных игр на занятиях используются различные дидактические развивающие игры, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребёнок должен прежде всего научиться управлять компьютером, уметь управлять программами, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.

Раздел I. Компьютер

Компьютер. Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы в компьютерном зале.

  • называть части компьютера и назначение;
  • использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
  • правила работы в компьютерном зале.

Раздел II. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия

предметов

Тема 1. Признаки и составные части предметов

Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же свойств предметов.

Тема 2. Действия предметов

Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Требования к знаниям и умениям:

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число

элементов и др.);

  • объединять предметы в группы по признакам;
  • обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • описывать свои действия.

Раздел III. Элементы логики

Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Разрешающие и запрещающие знаки. Логические операции «И» и «ИЛИ».

Требования к знаниям и умениям:

  • определять истинные и ложные высказывания;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • подбирать слова, отрицающие данные;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть вред и пользу свойства у разных предметов;
  • объединять отдельные предметы в группу с общим названием.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятие проводится подгруппами по 7-8 человек и длится 20 минут.

Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:

  1. Введение (беседа, фронтальный опрос, фронтальная игра)
  2. Работа за компьютером (объяснение учителя, самостоятельная работа с программой под руководством учителя) В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  3. Физкультминутка.
  4. Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  5. Игра в релаксационной зоне.

В зависимости от цели занятия учитель может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой. Этапы реализации программы.

  • просветительский (работа с родителями, педагогами) предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данного курса для развития детей- дошкольников. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций.
  • диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером клавишами, мышью; слежению за экраном) и общего уровня развития (учитываются данные диагностики психолога и его рекомендации); на основе данных диагностики дети разделяются по группам.
  • формирующий и развивающий в течение 2-х лет ; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составлены годовые планы занятий,

включающие игры дидактические традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы.

  • контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В КОМПЬТЕРНО-ИГРОВОМ КОМПЛЕКСЕ

  1. год занятий (старшая группа)

Сентябрь. "Знакомство. Компьютер и его части".

  1. Знакомство. Экскурсия в компьютерно- игровой комплекс. -1 занятие
  2. Мониторинг -1 занятие
  3. Компьютер и его части. -1 занятие
  4. Средства управления. Клавиатура. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа ТГ "Бенилёк"); "Земля до начала времени" (Издатель: "Руссобит -М)

Октябрь. "Компьютер знакомит с окружающим миром ".

  1. Средства управления. Мышь. -1 занятие
  2. Перемещение объектов по экрану мышью. -1 занятие
  3. Логика. Классификация предметов. -1 занятие
  4. В гостях у сказки. Игра с сюжетом. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Мапеты. Флора и фауна" (Издатель: Руссобит- М); "Маленький искатель в кукольном театре", (издатель "Новый диск")

Ноябрь. "Компьютер развивает мышление "

  1. В гостях у сказки, (продолжение) -1 занятие
  2. Управление программой. Интерфейс. -1 занятие
  3. Ориентирование "по карте". - 2 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Маленький искатель в кукольном театре" и "Маленький искатель". (Разработчик "Scholastic"; издатель "Новый диск"); "Весёлые игрушки" (издатель "Руссобит-М").

Декабрь. "Готовимся к празднику".

  1. Я знаю цвета. -1 занятие
  2. Я знаю геометрические фигуры. -1 занятие
  3. Создаём новогодние атрибуты. -1 занятие
  4. Новогодние забавы. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск"); "Лего. Мой мир. Первые шаги" (Издатель: "Новый Диск"); "Зимняя сказка" (издатель "Руссобит-М").

Январь. "Компьютерразвивает".

  1. Восприятие. -1 занятие
  2. Внимание. -1 занятие
  3. Память. -1 занятие
  4. Мышление. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 5-6 лет" (Разработчик: психологический центр "Адалин"); "Забавные картинки" (издатель "Руссобит-М"); "Алик. Скоро в школу" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер помогает творить ".

  1. Время музыки. -1 занятие
  2. Время красок. -1 занятие
  3. Дизайн. -1 занятие
  4. Моделирование. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Твинисы. Давайте поиграем" и "Твинисы. Весёлые нотки" (Разработчик "ВВС"; издатель "Новый диск") можно использовать другие программы с графическими редакторами, адаптированными для детей.

Март. "Компьютер и мир вокруг".

  1. Я - человек. Девочки и мальчики. -1 занятие
  2. Одежда по сезонам. -1 занятие
  3. Профессии. -1 занятие
  4. Цвет вокруг. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Мапеты. Хочу всё знать" (Издатель в России: "Руссобит-М");

Апрель. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. - 4 занятия.
  2. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: Антошка. Весёлые книжки. (Разработчик "COMPEDIA"; издатель "Руссобит-М" или другие игры с сюжетом и развивающими мини-играми).

Май. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. -1 занятие
  2. Играем с любимыми героями. -1 занятие
  3. Мониторинг -1 занятие
  4. Любимые игры. -1 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: по выбору детей или по наблюдениям педагога.
  1. год занятий (подготовительная к школе группа)

Сентябрь. "Что я знаю о компьютере и программах".

  1. Мониторинг -1 занятие
  2. Компьютер и его части. - 2 занятия
  3. Информация и её носители. - 2 занятия
  4. Знаки интерфейса игры. - 3 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Игровая студия" (Авторская программа творческой группы "Бенилёк"); "Искатель" (издатель "Новый диск");

Октябрь. "Компьютеррассказывает историю".

  1. Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индиви дуальном темпе. - 8 занятий.
  2. Рекомендуемые игровые программы: "Дракончик Гоша спасает черепах" и "День спящего дракона" (Разработчик "SCHOLASTIC"; издатель "Бука")

Ноябрь. ".Компьютер развивает "

  1. Внимание. - 2 занятия
  2. Память. - 2 занятия
  3. Мышление. - 2 занятия
  4. Речь. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Болек и Лёлек" (издатель "1-С"); "Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6-7 лет" (Разработчик: "Адалин");

Декабрь. "Компьютер помогает творить".

  1. Рисуем и раскрашиваем. - 2 занятия
  2. Создаём новогодние маски. - 2 занятия
  3. Создаём новогодние атрибуты. - 2 занятия
  4. Новогодние забавы. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Твинисы. Давайте поиграем" (издатель "Новый диск"); "Мастерская Болека и Лёлека" (издатель "1-С"); "Зимняя сказка" (Издатель "Руссобит М").

Январь. "Компьютер и чудеса науки ".

  1. Микроскоп. - 2 занятия
  2. Исследования. - 2 занятия
  3. Опыты. - 2 занятия
  4. Изучаем животный мир. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Антошка. Чудеса науки" и "Антошка. Необыкновенное сафари" (издатель "Руссобит-М").

Февраль. "Компьютер готовит к школе".

  1. Логика. - 4 занятия
  2. Речь. - 2 занятия
  3. Создаём программу для робота. - 2 занятие
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Логика для малышей. Домовёнок БУ в парке аттракционов" (Разработчик "Баюн", издатель "ИДДК");

Март. "Учимся вместе с компьютером ".

  1. Знаем звуки и буквы. - 2 занятия
  2. Читаем. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 2 занятия
  4. Мыслим. - 2 занятия
  5. Рекомендуемые игровые программы: "Артур. Строим домик на дереве" (издатель "Бука"); "Баба Яга учится читать" (издатель "МедиаХауз")

Апрель. "Мой друг -Компьютер".

  1. Развиваем мышление. - 2 занятия
  2. Развиваем реакцию. - 2 занятия
  3. Ориентируемся. - 4 занятия
  4. Рекомендуемые игровые программы: "Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда" (издатель "МедиаХауз"); "Артур. Конкурс добрых дел" (издатель "Бука");

Май. "Чтоя знаю о компьютере и программах".

  1. Что я знаю о компьютере. - 2 занятие
  2. Играем с любимыми героями. - 2 занятие
  3. Мониторинг - 2 занятие
  4. Любимые игры. - 2 занятие
  5. Рекомендуемые игровые программы для данного блока: "Алик. Летние каникулы" (Разработчик "Silkom", Издатель "Руссобит М"); по выбору детей или по наблюдениям педагога.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 32 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 15 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 7 минут.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 64 занятия):

  • теоретическое продолжительностью 20-25 минут;
  • практическое с использованием компьютеров в дни наиболее высокой работоспособности продолжительностью - 20 минут по подгруппам. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 10 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы и работе на компьютере необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

Предлагаются две группы тестов.

Первая группа - это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.

Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.

В конце года (апрель, май) проводится мониторинг для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по информатике для малышей А.В.Горячева «Все по полочкам» По результатам этого мониторинга можно судить, насколько полно дети изучили пропедевтический курс информатики, знают ли понятия истинного и ложного высказывания, понятие симметрии; а так же могу судить об умении детей: находить липший предмет в группе однородных; предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам; находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов); разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; называть последовательность простых знакомых действий; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; смогут ли точно выполняют действия под диктовку; называть противоположные по смыслу слова; составлять целое их частей, видеть часть как составной элемент целого, находить кратчайший и более рациональный путь.

Для корректировки обучения в течении года рекомендуется проводить итоговые обобщающие занятия (по мере необходимости).

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Признаки предметов. Дети могут находить предметы, обладающие несколькими заданными свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся несколькими общими свойствами, обобщать по нескольким признакам, научить находить похожее у разных предметов.

Действия предметов. Определять функцию предмета, изображать свои действия в пантомиме и с помощью схем, находить и исправлять ошибки в последовательности действий, выполнять изображенную последовательность.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества по одному признаку (без термина), сопоставлять части и целое применительно к множеству.

Элементы логики. Определять истинность высказывания, выполнять логическую операцию сложения (без термина), строить отрицание по аналогии, кодировать предметы, действия, называть в окружении предметы, обладающие симметрией, строить симметричные предметы.

Элементы компьютерной грамотности. Знать правила работы за компьютером, основные функции компьютера, называть некоторые элементы компьютера (клавиатура, мышь, монитор), уметь пользоваться мышью.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Признаки предметов. Дети могут называть как можно больше свойств одного объекта, определять пользу и вред того или иного свойства предмета в разных ситуациях, проводить аналогию между разными предметами, представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

Действия предметов. Выделять главную функцию предметов, применять ее по отношению к другим предметам, определять алгоритм расстановки и перестановки предметов и действий, кодировать последовательность действий.

Множество и его элементы. Выделять вложенные подмножества с несколькими общими свойствами, сопоставлять части и целое для действий.

Элементы логики. Переносить свойства одного предмета на другие, применять все известные логические операции при описании предмета, действия предмета. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

Элементы компьютерной грамотности. Называть основные элементы компьютера, уметь пользоваться клавишами управления курсором, применять элементы интерфейса одной программы в ее разных разделах.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные

S программа по курсу информатики А.В. Горячева «Все по полочкам» (Образовательная система «Школа 2100» 2002г)

S рабочие тетради с индивидуальными заданиями, построенные на основе пособий для дошкольников по курсу информатики А.В.Горячева «Все по полочкам»;

/ дидактические игры в «пеналах»:

Танграм

Пазлы

«Колумбово яйцо»

«Волшебные спички»

«Бело - голубой квадрат»

Головоломки

  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Приобретены компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные

игровые и алгоритмические среды Перволого (демо версия)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

Требования к программному обеспечению по курсу информатика изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут Компьютерные игры и учебные программы:

- клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы (СБПО)

- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы (СБПО) «Paint», «Тих Paint», «Раскрась-Ка» (демоверсия)

Компьютерные мозаики; пазлы S «Мир информатики. 1-2 год обучения»;

- «Мир информатики. 3-4 год обучения»

- Развивающие компьютерные методики для детей «Адалин»

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

- Материалы к стенду «Лого мышка» («Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения»)

  • Демонстрационные (макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Плакаты «Правильная осанка при работе на компьютере», «Гимнастика для глаз»

  • Учебная техника

Компьютерная техника (а так же принтер, мультимедиа проектор, сканер), которая используется в классе, имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агафонов В.В. Твой друг компьютер. М., 1996.

Абрамов С А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: Метод, рек. к курсу информатики для дошкольников. М., 1999.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников 5-6 лет. М., 1999.

Бугуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста,

М. 2002.

Венгер А. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М., 2001.


Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе. Программа расчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад №11 «Колосок»

Программа

дополнительного образования

«Информатика для дошколят».

Срок реализации программы - 1 год.

Возраст детей 6 - 7 лет.

Составил:

воспитатель МАДОУ

д/с №11 «Колосок»

Ярцева Ольга Анатольевна

г. Валдай 2012 год

Пояснительная записка.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  1. развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;
  2. формированию способов действий: обобщения, классификации;
  3. проявлению творческой инициативы, интуиции.

Эта программа составлена для подготовительной группы на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ). Использовались пособия: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь), а так же компьютерные обучающие программы:

1. Серия дисков “Супердетки”

2. Серия дисков “Несерьезные уроки”

3. “Мир информатики”, энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель: развитие интеллектуальных способностей , формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями информатики;
  2. формировать понятия и способы информационной деятельности;
  3. создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе;
  4. расширить представление об окружающем мире;
  5. развивать интеллект, творческие способности ребёнка;
  6. развивать ассоциативное, образное, пространственное и логическое мышление;
  7. воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:

  1. словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы, объяснение);
  2. наглядные (таблицы, презентации, рисунки, карточки, тетради, способы действия);
  3. практические (упражнение, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям);
  4. игровые (дидактическая игра);
  5. проектирование (проект);
  6. исследовательский метод;
  7. контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  1. индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
  2. групповые формы работы;
  3. фронтальные;
  4. самооценка выполненной работы;
  5. дидактическая игра.

Программа рассчитана на 1 год. Возраст детей 6-7 лет. Длительность одного занятия - 30 минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; должны проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое информатика?

Сравнение предметов по свойству

Веселые дидактические игры.

Сравнение предметов по форме и величине.

Сравнение предметов по свойствам

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

Поиск закономерностей

Часть и целое

Описание последовательности действий

Сравнение и выделение главного.

Симметрия по образцу

Логические операции

Разбиение множеств на подмножества с общими свойствами

Обобщение по признаку

Вложенность множеств предметов с общими свойствами

Введение понятия «алгоритм»

Закономерность в расположении фигур и предметов

Увлекательные словесные игры.

Последовательность событий

Задачи - шутки

Упражнения на развитие воображения

Компьютерные игры

Отличия

Объединение множеств

Элементы кодирования

Исправление ошибок.

Простейшие алгоритмы расстановки

Назначение предметов

Отображение множеств

Построение лабиринтов

Заключительное обобщающее занятие

Итого:

Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне - справляется с помощью взрослого, а на высоком - выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Ожидаемые результаты работы:

дети должны знать :

  1. принципы построения закономерностей, предметов, явлений;
  2. принципы строения лабиринтов;
  3. понятие истинного и ложного высказывания;
  4. понятие симметрии;
  5. названия геометрических фигур и их свойства;
  6. принцип составления алгоритма действий.

должны уметь :

  1. находить лишний предмет в группе однородных;
  2. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  3. выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;
  4. находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
  5. разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
  6. отличать заведомо ложные фразы;
  7. составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. «Начала информатики» - М., 1989г.
  2. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» - М., 2002г.
  3. Венгер А.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М., 2001г.
  4. Горячев А.В. «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников - М., 2002г.
  5. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5- 6 лет» - М., 2008г.
  6. Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М., 2004г.
  7. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада» - М., 1999г.
  8. Никитин Б.П. «Развивающие игры» - М., 1994г.
  9. Русакова О.Л. «Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками» - М., 2004г.
  10. Релин Г.С. Информатизация образования. - М., 2005г.
  11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок