Самосознание и социальное поведение ценности и нормы. Самосознание индивида и социальное поведение - сочинения, рефераты, доклады
В знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
И.Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей (способность поправлять себя и совершенствовать в отличие от жив; осмысление самого себя: кто я? какой я? что я хочу? что я могу?).
Виды самопознания:
§ Опосредованное (совершается путем анализа собственной деятельности)
§ Непосредственное (выступает в форме самонаблюдения)
Самопознание идет всю жизнь, даже если мы не отдаем себе в этом отчета, с 3-8 мес. младенчества (самоузнавание) и заканчивается нередко с последним вздохом.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, она всегда субъективна, хотя в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
Психологи называют три мотива обращения к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками свой значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью. Типы самооценки:
ü Реалистическая (адекватная) (соответствует реальным возможностям Ч)
ü Нереалистическая (неадекватная) (проблемы в общении)
§ завышенная (переоценивает себя)
§ заниженная (недооценивает себя).
В формировании самооценки важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень.
«Я-концепция» - относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Это совокупность всех представлений индивида о самом себе и включает оценки, убеждения, тенденции поведения. Иными словами, Я-концепция – свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Описательную составную Я-концепции называют образом Я или картиной Я .
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция , являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.
Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется.
Самореализаци я – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека, в самореализации проявляется смысл жизни. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Самореализация связана с саморазвитием. Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализация себя как личности
Основные пути самопознания:
Анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;
Саомонаблюдение;
Самоисповедь (внутренний отчет перед самим собой, например, личный дневник).
Самопознание связано с рефлексией (от лат. reflexio– обращение назад), отражающей процесс размышлений индивида о происходящем в его сознании, которая включает и ви дение его окружающими.
По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности .
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем - к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.
С представлением о личности связано понятие «поведение». Со стороны нас оценивают по нему.
Поведение – внешнее проявление деятельности человека, его отношения к обществу, другим людям; - совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях (характерно всем живым существам, как активность). Проявляется в поступках, особенностью которых является сознательность действий
Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей, средств.
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Массовое – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, полит движения и т.д.
Отклоняющееся – не соответствует принятым в обществе нормам.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи (неписаные правила).
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события: преобразуются по мере изменения сознания людей. ← привычка.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.
Нашим поведением руководят врожденные инстинкты (например, инстинкт самосохранения).
Кроме инстинктов человек обладает эмоциями (переживания смысла жизненных ситуаций и явлений, обусловленных потребностями, положительные и отрицательные), чувствами (любовь, страх, гнев).
Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх и пр.).
Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм; эстетические: отвращение, восторг, тоска; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность).
Поведение человека проявляется в его отношении с другими людьми. Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении людям, готовности жертвовать собой ради других. Эгоцентризм – противоположное. Правильное поведение заключается в балансе своих интересов и уважении интересов других.
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.
Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.
Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.
Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.
Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.
Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.
Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.
Человек, в отличие от животных, - существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и со- вершенствовать.
Самосознание - это одна из форм сознания, прояв- ляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе.
Самосознание формируется постепенно по мере отра- жения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что он
осуществляет этот вид деятельности. Самопознание на- чинается в младенчестве и заканчивается нередко с по- следним вздохом. Оно формируется постепенно по мере от-
ражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путём познания других. Ребёнок вна- чале не выделяет себя из окружающего мира. Но в воз- расте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать се- бя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний о самом ребёнке - он даёт ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его пе- реход к важному этапу познания себя - человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризо- вать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка - эмоциональное отношение к собст- венному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы.
Самооценка
Сопоставление обра- за реального «Я» с образом того идеала, каким личность хо- тела бы быть
Оценка других людей во мно- гом обусловли- вает самооцен- ку личности
Отношение лич- ности к собствен- ным успехам и не- удачам
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке.
Мотивы обращения к самооценке
Понимание себя (поиск точных знаний о себе)
Повышение собст- венной значимос- ти (поиск благо- приятных знаний о себе)
Самопроверка (соотнесение соб- ственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом:
большинство хотят повысить своё самоуважение.
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
Реалисти-
чес1Сая Нереалистичес1Сая
Завышен- ная
Занижен- ная
У людей, ориентиро- ванных на успех
У людей, ориентированных на избегание неудач
Самопознание путём анализа собственной деятель- ности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определённой области, учитывая затраченные на рабо- ту время и усилия, можно определить уровень собствен- ных способностей. Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особен- ности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми даёт большую возможность сравнивать и познавать положи- тельные и отрицательные свойства собственной лич- ности.
Самопознание путём самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ
«Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Образ «Я» («Я»-концепция) - относительно ус- тойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоиспо- ведь - полный внутренний отчёт человека перед са- мим собой о том, что происходит с ним и в нём. Испо- ведь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения
Личные дневни1Си Ан1Сеты Тесты
с записями раз- мышлений, пере- живаний, впечат- лений
Самопознание тесным образом связано с таким явле- нием, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происхо- дящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения «Я» не обязательно проводить пси- хологические эксперименты.
Самопознание может осуществляться
через самонаблюдение, самоанализ
в процессе общения, иг- ры, труда, познаватель- ной деятельности и т. д.
Самоконтроль и самовоспитание. Познавая собс- твенные силы, человек стремится наилучшим образом использовать их в деятельности. Для этого он контроли-
рует и анализирует собственные движения и действия, поступки и поведение. Благодаря самоконтролю лич- ность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самоконтроль носит оперативный ха- рактер и помогает организовать протекающую в данное время деятельность. Следовательно, он помогает осоз- нать положительное и отрицательное в себе и тем самым определить стратегию будущей жизни.
Самовоспитание открывает новые возможности раз- вития человека. Личность, начинающая работать над со- бой, становится не только объектом, но и субъектом вос- питания, т. е. она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.
Поведение - совокупность поступков человека, со- вершаемых им в относительно продолжительный пери- од в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятель- ностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.
ДеятельностьДействие - процесс, на- правленный на реализа- цию поставленной цели
Для обозначения поведения человека в обществе ис- пользуется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение - поведение человека в обще- стве, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социально- го поведения, важнейшие из которых следующие.
Основные виды социального поведения Массовое Групповое Просоциальное Антисоциальное Помогающее Кон1Сурентное
Девиантное
(от1Слоняющееся) Противоправное
Массовое поведение - активность масс, не имею- щая определённой цели и организованности, например, мода, паника, стихийные социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение - совместные действия лю- дей в некоторой социальной группе, являющиеся ре- зультатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение - поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.
В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения.
Виды социального
поведения, имеющие особую значимость
Связанные с про- явлением добра
и зла, дружбы
и вражды между людьми
Связанные со стремлением добиваться успе- ха и власти
Связанные с уве- ренностью или неуверенностью
В основе видов социального поведения лежат приня- тые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Виды социального поведения
Образцы, принятые в обществе
Нравы Обычаи
Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определённые события; преобразуются по мере изме- нения сознания людей
Форма поведения человека в определённой ситуации; обы- чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя- лись и почему так положено
Привычка
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия
Самосознание личности - это такая способность человека, которая помогает осознавать собственное «Я», а также свои интересы, потребности, ценности, свое поведение и переживания. Все данные элементы взаимодействуют между собой функционально и генетически, однако эволюционируют не разом. Это умение возникает с рождением и модифицируется в течение всего развития человека. В современной психологии насчитывается три точки зрения на происхождение самосознания, но традиционным среди всех направлений является одно. Это понимание самосознания как генетически первоначальной формы человеческого сознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Выполнили ученицы МБОУ «СШ № 5» «6 А» класс Копосова Анна, Краснова Анастасия
Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы. Задание: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мировоззрение». Мироздание, миропонимание, система ценностей, мировосприятие, убеждения. Найдите и запишите термин не связанный с понятием «мировоззрение».
2. П одготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3 . Запишите слово, пропущенное в схеме. Общественное развитие эволюция революция
Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Самопознание начинается с самоузнавания. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.
Мотивы обращения к самооценке Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, поведение – из поступков.
Основные виды социального поведения
Виды социального поведения
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. мировоззрение Мироощущение эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия Представление о мире на основе рационального его объяснения
В мировоззрении могут проявляться: Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности; С кептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления; Р азумный критицизм. М ировоззрение всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Носители мировоззрения: отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.
Классификация видов мировоззрения Т еоцентризм (приоритет отдается Богу) Природоцентризм (приоритет отдается природе) Антропоцентризм (приоритет отдается человеку) Социацентризм (приоритет отдается обществу) Заниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается заниниям, науке) 1 Прогрессивное Р еакционное 2 революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия) Консервативное (приоритет сохранения существующего положения) 3
обыденное (является порождение повседневной жизни людей) религиозное (связано с признанием сверхъестественного начала, надежда на получение ими того, чего они лишены в своей жизни) философские (связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, с установлением норм, ценностей и идеалов) научное (теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания