Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сонорные звуки в логопедии. Нарушения произношения звуков и


Звуки Л и ЛЬ: Звук Л – согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, может звучать твёрдо или мягко. В норме появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Нужно знать, что звуки Л и ЛЬ произносятся и ставятся по-разному. Очень часто в речи ребёнка мягкий звук ЛЬ есть (ЛЕНА, КОЛЯСКА и т.п.), а твёрдого звука нет, или он заменяется на другой звук.
Л – кончик языка поднят, упирается в верхние резцы. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть языка подняты, передняя и средняя часть спинки вместе в краями опущены. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
ЛЬ – кончик языка поднят несколько выше, упирается в альвеолы. Он более напряжён и приподнят, чем при произнесении звука Л. Средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперёд к концу твёрдого и началу мягкого нёба.

Предрасполагающие факторы, ведущие к неправильному произношению: укороченная подъязычная уздечка, слабость мышц языка, нарушение фонематического слуха.

Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ: 1. Как правило, звук ЛЬ заменяется звуком Й (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук Л заменяется на Й (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)
2. Звук Л пропускается или заменяется на звук В (встречается достаточно часто), иногда на У, Ы или Г.
3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука Л часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. Например, у довольно известного политического обозревателя, ведущего рубрику на одном из каналов моё чуткое ухо логопеда сразу уловило отсутствие твёрдого Л в речи:).

Звуки Р и РЬ: Звук Р – согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, бывает твёрдым или мягким. Появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, нарушения его бывают многообразными.
Предрасполагающие факторы неправильного произношения звука Р:
- укороченная подъязычная уздечка, которая ограничивает движения кончика языка вверх; важно подрезать у хирурга-стоматолога до 5 лет, то есть до момента появления звука Р в речи, этим будет предупреждено появление «картавости».
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха, то есть неумение ребёнком различать на слух заменяемые им в речи звуки.

Нарушения произношения звуков Р и РЬ: 1. Отсутствие звука.
2. Замена звуков Р и РЬ другими звуками (параротацизмы), например, звуком Й (варианты: звуками В, Г, Л, ЛЬ, Ы).
3. Горловое произношение звука Р (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук Р: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук РЬ произносит кончиком языка (РЬ одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука Р исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.
4. Боковое произношение звука Р, когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.
5. Носовое произношение звука Р (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.
В некоторых логопедических литературных источниках одноударное Р, когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука Р. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный Р, никто в своей речи Р специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук Р, начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р.

Звуки М и МЬ: Звук М – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – губно-губной, то есть в его образовании активно участвуют губы. Может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 1-2 года.

Звуки Н и НЬ: Звук Н – согласный, звонкий, относится к группе сонорных звуков, по способу образования смычно-проходной, по месту образования – преднеязычный, носовой (воздушная струя проходит через нос), может звучать твёрдо и мягко. Появляется у ребёнка в 2-3 года.
Вследствие непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости может звучать как ротовой Д: ДЕ ДАДО вместо НЕ НАДО.

Звук Й: Звук Й – согласный, звонкий, мягкий, относится к группе сонорных звуков. По способу образования – щелевой, по месту образования – среднеязычный. Появляется у ребёнка в 2-3 года.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

Все вышеперечисленные задачи решаются в каждой возрастной группе. При этом объем работы зависит от значимости той или иной задачи для данного возрастного этапа.

Так, начиная со второй младшей группы (4-й г. жизни) необходимо учить детей четко произносить уже имеющиеся в их речи гласные и наиболее простые согласные звуки а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно следует воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на занятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи с самого начала важна правильная постановка дыхания. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й г. жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков с, з, ц; шипящих ж, ш; соноров р, л; аффрикаты ч". У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В старшей группе (6-й г. жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и в произношении дети различают группы звуков: шипящие и свистящие (ш, ж, с, с", з, з"), аффрикаты (ц, ч"), соноры (р, л).

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой...» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. В старшей группе закрепление правильного и внятного произношения выдвигается уже как самостоятельная задача для занятий по развитию речи. Параллельно совершенствуют навыки регулирования силы голоса, темпа речи, интонационную выразительность речи. В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) автоматизируются навыки свободного использования в речи всех фонем родного языка, внятного произношения словосочетаний с выразительной и естественной интонацией.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя школа №1»

Система работы над сонорными звуками

(из опыта работы).

Подготовила: учитель-логопед

Лютова Светлана Владимировна.

п. Ивня

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й .

Коррекционная работа состоит из этапов: подготовитель­ный этап, постановка, автоматизация и дифференциация зву­ка.

Для успешного развития правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15-20 мин с дошкольниками и по 25-30 мин с младшими школьниками. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и зада­ния на тренировку зрительного и слухового восприятия, па­мяти, логического мышления, звукового анализа, упражне­ния и игры на отработку интонации и модуляции голоса, для развития мелкой моторики пальцев рук.

С целью развития мелкой моторики можно использовать специальные игры и упражнения, занятия лепкой, апплика­цией, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т.д.

В работе с младшими школьниками можно использовать разга­дывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложе­ний под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место зву­ка в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т.д.

Характеристика сонорных звуков

Звуки [л], [л’], [р], [р’] называют сонорными. По месту об­разования они переднеязычные. По способу образования звуки [л], [л’] смычно-проходные, а звуки [р], [р’] - дрожащие.

При коррекции звукопроизношения необходимо учитывать вид нарушения.

Нарушения произношения звуков Л, Л"; Р, Р".

Л

Недостатки произношения звуков [л], [л’] называют ламбдацизмами (искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Ламбдацизмы:

Произносится двугубный сонорный звук

Межзубное произношение

Носовое произношение

Параламбдацизмы:

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л] зву­ками ], [у], [ы], [в]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

Р

Недостатки произношения звуков [р], [р’] называют ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замены).

Ротацизмы:

Увулярное нарушение.

Боковое произношение.

Щёчное произношение.

Одноударное произношение.

- «кучерское» произношение.

Горловое произношение.

Носовое произношение

Параротацизмы:

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р’] звуками [л], 0], [ы], [в].

Осуществляя коррекционную работу необходимо научить:

Узнавать и различать между собой звуки речи;
-Отличать правильное и дефектное произнесение звука;

-Осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением;

-принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи.

Прежде чем приступить к коррекции сонорных звуков проводится обследование артикуляционного аппарата.

коррекция дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука.

Традиционно выделяют три способа постановки звуков:
- по подражанию;
-С механической помощью;
-смешанный;

Постановка звука Л

1 способ.

При отсутствии звука.

Ребенку предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится крат­ко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произ­нести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении зада­ния взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оста­вался между зубами. Также можно поставить звук [л], если по­просить ребенка, пропевая звук [а], прикусить кончик языка между зубами. В этот момент четко слышится сочетание ал.

2 способ.

Другой способ постановки звука заключается в использо­вании в качестве базового звука [л’]. Ребенка просят несколь­ко раз повторить слог ля, затем вводят зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки язы­ка. Нажимают зондом на язык вниз - вправо или влево и просят ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируют движение зондом, пока не будет получен акустический эффект звука [л].

3 способ.

При исправлении носового произношения звука [л] преж­де всего необходимо выработать правильное направление воз­душной струи: она должна идти через рот, а не через нос.

4 способ.

При замене звука [л] на звук ] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на сред­нюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

5 способ.

При замене звука [л] на звук [у] нужно объяснить ребен­ку, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произ­ношении слога ла. Затем взрослый произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз.

6 способ.

При замене звука [л] на звук [в] необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опус­кать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движе­ния повторяют несколько раз.

Постановка звука Р.

1 способ.
Постановка «р» от «д».

Прежде всего попытайтесь поставить звук «р» первым способом.
Ребенок произносит звук «д», прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите, как это делается. Скажите, ребенку, что язык - это парус, который наполняется ветром. В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в парус сильнее, так чтобы ветер прорвал парус и возникла вибрация язычка. На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот порыв, вырвавшегося наружу ветра. Появляется звук дррррр. Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам(мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора, будильника и т. П.)

Игровые приемы для данного способа постановки звука «р»:

«Веселый дождик» (капельки дождя падают и ударяются о что-то твердое.)
«Песня крокодила Гены»- пропевать слог на да, ды, дэ, а в дальнейшем работать со слогом ра).
«Танк стреляет» дддддд
«Пулемет строчит» тдтдтдтд
«Дятел стучит»ддддддддд
«Строим домик» .т-дт-дтдтдтдт.
«Заводим мотоциклд»-дддддддддМотоцикл затрещал и поехал, счастливого пути!
В данном случае возможно использование механического воздействия. В дальнейшем закрепляем в слогах Дру, дра, дры, дро. Предлагаем затем звук ДДДД произносить шепотом и долго рррррр, возможен переход на пение.

2 способ.
Постановка звука «р» от «з»

Если звук «з» ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка - у основания верхних резцов). Нужно продолжать тянуть звук «з» обратить внимание на этот звук внимание ребенка и сказать, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло», «волшебного комарика». Однако механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом точные движения.

Для постановки звука «р» используют шариковый зонд. После того как получен фрикативный звук логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд или чисто вымытый палец ребенка и производит быстрые ритмические движения из стороны в сторону, раскачивая язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым). Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке, рот приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти, использующийся для вызывания вибрации языка, предмет или палец ребенка, (ребенок должен сильно гудеть голосом). В дальнейшем переходим на автоматизацию в слога ра- ра- ра-ра.

3 способ.
Постановка звука «р» на вдохе.

Ребенок должен иметь полноценное произношение звука «с». Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук «с» и чувствовать, как проходит воздушная струя у него между зубами. Затем звук «с» нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке.

Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук «с» наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук «с» обратно – внутрь». В результате ребенок будет произносить звук «с» на выдохе и вдохе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался - давайте ему передохнуть.

4 способ.
Постановка звука «р» из межзубного положения

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5 способ.
Постановка звука «р» от упр. « Болтушка»

Есть интересный игровой способ постановки звука Р от упражнения "Болтушка", хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке «А» выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука «Р». Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант.

6 способ
Постановка звука «р» от звука «ж»

Все новое - это хорошо забытое старое. Способ постановки звука «р», активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук «Р» с помощью всевозможных вибраций ("моторчик" и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук «Ж» (пчелка трудится, машина буксует), длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

7 способ
Постановка звука «р» от упр. «Грибок».

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

8 способ.
Постановка звука «р» от упр. «Пылесос»

Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

Постановка звука «р» при аномалиях строения речевых органов.
Если у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка звука «р» механическим способом.
При нижнем выдвинутом прикусе (прогении) все остальные, кроме механического - это может давать слишком грубое звучание.
При прогнатии можно использовать любой способ постановки звука «р», но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам. Это же правило относится, когда у ребенка высокое небо.
Если у ребенка нет коренных зубов (особенно верхних), нужно будет поставить ему звук «р» от «з». Когда зубы вырастут, произношение можно будет закрепить любым способом.
Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора и т. П.)

Постановка звука «рь».
При постановке мягкого рь применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука рь сначала ставится твёрдый, а потом мягкий, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять. Не рекомендуется лишь одновременную постановку во избежание смещения. Мягкий звук рь произносится практически без вибрации, одноударно. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный и должен быть максимально закрытым, предложите вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

Занятия по постановке звукопроизношения должны проходить по определённой системе, от простого к сложному.

Постановка звука Л; автоматизация звука Л; постановка звука Л", автоматизация звука Л"; дифференциация Л-Л", дифференциация звуков [л], [л’] - [в], [в’].

Постановка звуков Р; автоматизация звука Р; постановка звука Р", автоматизация звука Р"; дифференциация звуков Р-Р"; дифференциация звуков Л, Л" – Р, Р"

Этапы работы:

I . Постановка звука:

    Выполнение артикуляционных упражнений.

    Изолированное произношение звуков: «Самолет гудит», «Пароход», «Рокот мотора», «Стреляющий пулемёт»

II . Автоматизация:

    В слогах:

- В прямых слогах и слоговых рядах:

- В обратных слогах и слоговых рядах:

- В слогах со стечениями и слоговых рядах:

- Игра «Закончи слово»:

- Произнеси слог столько раз, сколько: тебе лет; фигур на листе; хлопков и т.д.

- «Добавь слог»

    В словах:

- В начале:

- В конце:

- В середине:

- Игра «Добавь слово»:

- Игры «Телефон», «Теле­ граф»

- Игра «Запомни и повтори»

- Игра «Подбери словечко»

- Игра «Посмотри вокруг»

- Игра «Назови детенышей у животных»

- Игра «Отгадай слово»:

- Упражнение в образовании множественного числа суще­ствительных

- Подбор родственных слов к существительному

3. В предложениях:

В простых:

- В распространенных:

- Игра «Составь предложения с заданными словами»

- Задание «Ответь на вопрос»:

- В загадках

- В чистоговорках

- В скороговорках

- В стихах

- В рассказах

Л - ла-ла-ла, ла-ло-ла, ла-лу-ла, Л" - ля-ля-ля, ля-ли-ля, ля-лю-ля, Р - ра-ра-ра, ра-ро-ра, ра-ры-ра; Р"- ри-ри-ри, ри-ре-ри, ря-рю-ря…

Л - ал-ал-ал, ал-ол-ал; ол-ол-ол, ол-ал-ол, Р - ар-ар-ар, ир-ир-ир, ар-ор-ар, Р"- арь-арь-арь, арь-орь-арь; орь-орь-орь…

Л - кла-кло-клу-клы; сла-сло-слу-слы… Р - тра-тро-тру-тры, рта-рто-рту-рты, рка-рко-рку-ркы; Р"- три-тре-тря-трю…

Л - Шко.-.^ла,), пи...(ла); Л" - Ю...(ля), Ко. ..(ля); Р- но...(ра), ды...(ра); Р"- Ре-ре-ре - стоит дом на го... (ре).

Ра-ра-ра - начинается иг...(ра), Ры-ры-ры - у мальчика ша...(ры)…

Л - лак, лад, лаз; Л" - лязг, лямка, Ляля, лягать, лягушка; Р - рак, рад, раз; Р"- рис, риф, Рита…

Л - бал, дал, вал; Л" - даль, шаль, жаль, Р - бар, пар, удар; Р"- царь, дикарь, сухарь…

Л - юла, акула, халат; Л" - омлет, полено, колено; Р - Ира, фара, нора; Р"- варить, морить, сорить…

Л - Не послушал зайка папу - отдавили зайке... (лапу). Л" - Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица). Р - В аквариуме плавают... (рыбки).

В игре «Телефон» дети говорят слова со звуком друг другу на ухо, а в игре «Телеграф» - произносят слова по слогам.

Взрослый предлагает ребенку ряд слов, которые нужно за­помнить и повторить (сначала предъявляются предметные картинки, а затем слова предъявляются на слух).

На полу лежат карточки, на которых написаны слова. Де­тям предлагается собрать карточки со словами, в которых есть заданная буква. Дети читают то, что написано на карточках.

Назови предметы и игрушки, в названиях которых есть заданный звук звук.

У льва... (львята), у лисы... , у лягушки... , у соболя... , у тюленя... , у оленя...

Р - (Р)...ысъ, забо...(р), (р)...ыба, (р)...ак….

Ряд - ...(ряды), зверь - ...(звери), дверь - ...(двери)

Береза - березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк.

Л - Слон заснул; Л" - Коля пилит, Р - Рыбак рыбачит….

Л - Вол был зол, Л" Соль насыпали в солонку, Р - Рома поймал рыбу

Л - Чем едят суп? - Чем моют руки? Л" - Где растет лен? Р - - Где растут огурцы, горох, петрушка и помидоры?

Дифференциация звуков:

В слогах;

В словах;

Словосочетаниях;

В предложениях;

В загадках;

В чистоговорках;

В рассказах.

Характеристика сонорных звуков.

Звуки [Л],[Ль],[Р],[Рь] называют сонорными. По месту образования они переднеязычные. По способу образования звуки [Л],[Ль] смычно- проходные, а звуки,[Р],[Рь] - дрожащие.

Нарушения произношения звуков

Недостатки произношения звуков[Л], [Ль]называют ламбдацизмами

(искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Среди ламбдацизмов распространено искажение звука, при котором произносится двугубный сонорный звук наподобие краткого [у] или звука[w], свойственного фонетическому строю английского языка, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, только его артикуляция немного изменена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Как при звуке [н]. Слышится 2 нечетких звука: [нг].

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л]звуками [j], [у ], [ы ], [в] Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] на звук [j] кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки языка выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

Звук [ль] нарушается очень редко. Обычно наблюдается полумягкое произношение или замена звуком [j].

Недостатки произношения звуков[Р], [Рь] называется ротацизмами

(искажения) и параротацизмами (замены).

Среди ротацизмов встречается велярное или увулярное на-рушение звука [р], щечное, боковое, горловое, носовое, одно-ударное, «кучерское» произношение звуков. При велярной артикуляции щель образуется на месте сбли-жения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоудар-ную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопро-вождается шумом.

При боковом артикулировании вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами раз-рывается, и через нее выходит дыхательная струя, в результа-те произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щечном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально про-износимом звуке. Его иногда называют проторным.

При «кучерском» произношении вибрируют сближенные губы. При горловом произношении вибрация образуется колеба-ниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит че-рез нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артику-ляции звука — он оттянут в глубь рта. Носовое произноше-ние по звучанию похоже на сочетание [нг].

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р"] звуками [л], [j], [ы], [в].

При замене звука [р] звуком [л] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижима-ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторо-нам языка.

При замене звука [р] звуком [j] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артику-ляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта.

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в арти-куляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом, — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществля-ется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верх-ним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воз-душная струя, язык не принимает участия в произношении.

Определить, какое именно нарушение есть у Вашего ребенка, поможет логопед, который подберет адекватные корригирующие упражнения, способствующие успешному преодолению речевого недостатка.

Литература

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.

2. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе СПб., 2013.

3. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. М., 2012.

Учитель - логопед Мулерова С.А.

Нарушения произношения звуков [Р] и [Р’]

1 . Отсутствие звука.

2 . Замена звуков [Р] и [Р’] другими звуками (параротацизмы), например, звуком [Й] (варианты: звуками [В], [Г], [Л], [Л’], [Ы]).

3. Горловое произношение звука [Р] (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук [Р]: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук [Р’] произносит кончиком языка ([Р’] одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука [Р] исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.

4 . Боковое произношение звука [Р], когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.

5 . Носовое произношение звука [Р] (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.

В некоторых логопедических литературных источниках одноударное [Р], когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука [Р]. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный [Р], никто в своей речи [Р] специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук [Р], начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука [Р].

Нарушения произношения звуков [Л] и [Л’]

1 . Как правило, звук [Л’] заменяется звуком [Й] (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук [Л] заменяется на [Й] (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)

2 . Звук [Л] пропускается или заменяется на звук [В] (встречается достаточно часто), иногда на [У], [Ы] или [Г].

3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука [Л] часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок