Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современен каждому новому поколению. Гамзат Цадаса

Прямое слово стоит многих фраз
И действеннее многих заклинаний.
Короткий уважительный отказ
Честней невыполнимых обещаний.

Не ведают о том, как ночь длинна,
Глаза, которым сладок сон.
И звёзды на небе во время сна
Лишь тот считает, кто влюблён.

Благоразумье продлевает годы
И возвышает в жизни нас весьма,
А всякое затмение ума
Преумножает слёзы и невзгоды.

У нас характер, словно у пророков,
Не видим часто собственных пороков;
Когда бы замечать их научились,
В наш адрес меньше было бы упрёков.

Воистину тот славен и велик,
Кто победил во гневе свой язык.
И тот, кто самого себя сильнее,
Воистину сильнейший из владык.

Быть берегись натурой хрупкой,
Её сломать один пустяк,
Быть стерегись и мягкой губкой,
Её способен выжать всяк.

Ты сделать важный шаг решил, не так ли?
Но прежде глянь, куда ступить ногой.
И раньше, чем воздвигнуть стены сакли,
Ты приглядись к соседям, дорогой.

Не плачь, когда тебе не грустно.
Не смейся, если не смешно.
Не льсти ни письменно, ни устно:
Всем не потрафишь всё равно.

Хоть похвалы достоин ты вполне,
Остерегайся самовосхваленья,
Все эти "Я", "Моими", "Обо мне" -
Опасные в речах местоименья.

Доброе имя дороже всего,
Друга верней не дано никому.
Годы бессильны состарить его,
Память о нас завещаем ему.

Такого друга заведи,
Чтоб в левой стороне груди
Хранил бы верность этот человек,
Став правою рукой твоей навек.

Наступит сплетня нам на пятки,
И с кем-то дружбу рвём мы вдруг,
Забыв, что и хороший друг
Порой имеет недостатки.

Пред пламенем родного очага
Ещё мой дед говаривал, бывало:
- С лихвой хватает одного врага,
А ста друзей, как ни крутись, всё мало.

Размолвки до вражды не доводи,
Обидчивость - дурная привереда.
При встрече словом "Здравствуй" устыди
Непоздоровавшегося соседа.

Не наноси товарищу вреда,
Не ставь ему подножку никогда,
Кто друга предаёт тщеславья ради,
Тот сокращает сам свои года.

"Не спорь с невеждой" - этому совету
Ты следуй, друг, в любые времена.
В никчемный спор кидаться смысла нету:
В нём истина не будет рождена.

Достаточно и малого словца,
Чтоб страсти грозным вспыхнули пожаром,
И одного хватает подлеца,
Чтоб жизнь для многих сделалась кошмаром.

Ты слов пустых не говори,
Они одно и то же,
Что и бараньи пузыри, -
Цена их не дороже.

В драку кинуться не мудрено,
Но ещё до начала атаки
Не мешает продумать одно:
Вылезать как ты будешь из драки?

Словом стреляй осмотрительней в споре,
Не забывай, дорогой человек:
Рана от пули - затянется вскоре,
Рана от слова - пылает весь век.

Если бы мог, то на каменных скатах
Высек бы я кубачинским ножом:
В тайне от улиц держи языкатых
Всё, что увидишь ты в доме чужом.

Не радуйся, когда превознесут
Всё то в тебе, чем ты не обладаешь,
И не сердись, когда ругать начнут
Всё то в тебе, что сам не замечаешь.

Душевное слово всегда удивительно;
В том его сила и главная суть,
Что душу другого оно доверительно
Может почтительно вмиг распахнуть.

На рынках закон существует издревле:
Чем больше товара - тем стоит дешевле.
Товар и талант меж собою не схожи,
Таланта чем больше, тем стоит дороже.

Оказывая помощь - не хвались
И не стремись о ней напомнить другу,
Но забывать при этом стерегись
Оказанную им тебе услугу.

Бездельником не будь и знай одно:
Что в жизни тот лишь, кто трудиться будет,
И виноград добудет и руно,
И хлеб и розы для себя добудет.

Деньги, по мненью аульского люда,
Трудится честно который всегда,
Если пришли неизвестно откуда,
Вскоре уйдут неизвестно куда.

Душевной сути и уму
Характер наших слов подобен,
И первый враг язык тому,
Кто нищ умом и сердцем злобен.

Не собирай богатства про запас,
Богатство - это нынешний наш час,
Всё то, чем обладаешь ты сегодня -
Накопленных богатств ценней в сто раз.

Биография

Родился 9 (21) августа 1877 года в ауле Цада (ныне Хунзахский район Дагестана) семье крестьянина-бедняка. Его фамилия «Цадаса» является псевдонимом и происходит от названия аула «Цада» (в переводе с аварского - «из Цада»). Рано стал сиротой, его отец Юсупил Магома умер, когда ему было 7 лет.

Учился в медресе. В течение трёх лет был дибиром, то есть мусульманским священником и судьей в родном ауле Цада. Позднее отказался от этого звания. Некоторое время работал на железной дороге и на лесосплаве. В 1908-1917 годах занимался сельским хозяйством (хлебороб). В 1917-1919 годах Гамзат Цадаса был членом Хунзахского шариатского суда. В 1921-1922 годах работал редактором газеты «Красные горы», где печатал свои первые стихи.

В 1923-1925 годах был председателем шариатского суда. В 1925-1932 годах работал делопроизводителем Хунзахского райисполкома. В 1932-1933 годах работал секретарём редакции районной газеты «Горец». С 1925 года Гамзат Цадаса был бессменным депутатом Хунзахского районного Совета депутатов трудящихся. Член СП СССР с 1934 года. Делегат I съезда советских писателей. С 1950 года был избран депутатом ВС СССР 3-го созыва, а также вторично избран депутатом ВС Дагестанской АССР.

Творчество

Начало творческого пути относится к 1891 году, его первое стихотворение - «Собака Алибека». Его дореволюционная поэзия носила социально-обличительный характер. Его стихи, шутки были направлены против различных норм адата, мулл, богачей, торгашей. После Октябрьской революции Гамзат Цадаса выступил как певец новой жизни трудящихся горцев («Октябрь», «Слово старухи в день 8 марта», «Старое и новое», «Сталину», «К мести», «Горные вершины», «Метла адатов» и др.). Первый сборник стихов «Метла адатов» вышел в 1934 году. В том же году «как старейший поэт, любимый широкими массами трудящихся горцев» он стал первым народным поэтом Дагестана.

Гамзат Цадаса - первый автор аварских басен, стихов и сказок для детей. Его песни эпохи Великой Отечественной войны, а также сборник патриотических стихов «За Родину» обрели популярность в Дагестане. Гамзат Цадаса - автор драм и комедий «Сапожник», «Встреча в бою», «Женитьба Кадалава». Значительное место в творчестве поэта занимают стихотворные сказки («Слон и муравей», «Сказка о зайце и льве» и др.) и басни «Мечтатель пастух», «Язык мой - враг мой» и др.). В последние годы жизни он написал пьесы «Сундук бедствий», «Встреча в бою» и др., исторические поэмы «Поздравление товарищу Сталину в день его семидесятилетия», «Моя жизнь», «Сказание о чабане». Творчество поэта связано с аварским фольклором. Цадаса переводил на аварский язык произведения А. С. Пушкина.

В 1967 году в ауле Цада открыт музей Гамзата Цадасы.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1951) - за сборник стихов «Избранное» («Сказание о чабане») (1950)
  • орден Ленина (1944) - в ознаменование 50-летия творческой деятельности
  • орден Трудового Красного Знамени (17.2.1939)
  • медаль «За оборону Кавказа»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • народный поэт Дагестанской АССР (1934)
  • Почётные грамоты Президиума ВС ДАССР

Источник

  • Краткая литературная энциклопедия, М., 1975.

Гамзат Цадаса

Мудрость

Неутомимый пахарь

Поседелый, как сказанье,
И, как песня, молодой.

Н. Тихонов

Эпиграфом к рассказу о Цадасе можно было бы взять и другие слова Николая Тихонова – не стихи, а прозу: «Это был самый острый ум современной Аварии, поэт, убивавший словом врагов нового, мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный ко всему ложному, смелый борец с невежеством, глупостью, корыстью…». Я не знаю характеристики более емкой и точной. Тихонов познакомился с Гамзатом в 1933 году в Хунзахе близ Цада. Имя поэта было уже тогда знаменито на его родине. Но ни одно его стихотворение еще не было переведено на русский язык. Первые переводы его стихов: «Радиомачта на сакле соседа», «Наставление» и «Кинжал» – увидели свет годом позже в «Дагестанской антологии».

Цадаса означает «цадинский». По-русски – «огненный». Ныне название маленького аварского аула Цада известно едва ли не каждому любителю поэзии. Цада воспет во многих стихах Расула Гамзатова. Небольшое это селенье дало большой советской отчизне двух замечательных поэтов. И первым из них был отец Расула, народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Здесь и сейчас стоит каменная сакля, построенная руками Гамзата и его жены Хандулай. Она прилепилась к лобастому взгорью и окружена гладкими глыбами валунов, бог весть когда упавших оттуда, сверху. Теперь в ней мемориальный музей Цадасы.

2007 год – год 130-летия со дня рождения Гамзата. Далеко за туманными перевалами времени лежит его юность, та, почти уже легендарная пора, когда он, четырнадцатилетний аульный мальчик, написал первые свои сатирические стихи… Но так ярка, так крупна его личность, что – удивительно – чем дальше уходят годы, тем все больше и больше находят в горах живых значительных сведений о его детстве, юности, начале творческой деятельности. Не совсем верно присловье: «память забывчива». Людская память отзывчива на доброе… Она сохранила ранние, не знавшие печатного станка стихи Цадасы и дала возможность их воскресить. Она вызвала к жизни многочисленные воспоминания современников, редкий образец единодушия в оценке личности поэта, его места в общественной жизни народа.

При жизни, познав успех и славу, Цадаса скупо оделял своих биографов сведениями о себе. Стремление быть таким, как все, едва ли не самая заметная черта его облика. Впрочем, стремление – не то слово. Тут сама человеческая суть… Время сторицей воздало Гамзату Цадасе за эту скромность.

Цадаса прожил 74 года, умер в 1951-м. Но у всего, что он начинал, что делал, счастливое продолжение. Он заложил основы современного аварского литературного языка. Первым в Аварии заговорил с народом через газету агитационным стихом, продиктованным революцией. Его сатира и сегодня в строю. Ему обязана зарождением национального репертуара аварская драматургия.

А началось с озорных стихов неунывающего муталима, ученика мечетской школы. Гамзат рано осиротел. Опекун отдал его в науку, и обучение это длилось ни много ни мало двадцать лет. Два десятилетия скитаний из аула в аул, от наставника к наставнику в поисках науки истинной, не затемненной чадом фанатизма.

Однако двадцатилетний курс наук дал Гамзату совершенное знание арабского языка, с помощью которого ему раскрылись философия, история, юриспруденция, географическое познание мира. Труды восточных литературоведов познакомили его с крупнейшими именами и явлениями европейской литературы: Вольтером, Гете, Гюго. Что же касается классической поэзии Востока – она на всю жизнь одарила его многими сокровищами.

Долгий искус учения был для Цадасы суровой школой бесценного познания жизни. Народной жизни. Муталим, неимущее дитя аула… В урожайный год сыт горсткой муки, полученной от сердобольной крестьянки. В неурожайный – голоден, как всякий бедняк. Все беды и радости крестьянства были переплетены с долей мечетского сироты-школяра.

Волей судеб Гамзат несколько лет был муллою, дибиром. Потом от духовного звания добровольно отказался. Об этом поэт обстоятельно рассказывает в поэме «Моя жизнь», словно оправдываясь перед кем… Уж больно долго допекали его злопыхатели и «ортодоксы» от литературы этим «мулльством». Но главным в его судьбе всегда оставалась песня. Песня, говоря словами его земляка и друга, Сулеймана Стальского, горячая, как обжигающая рот пища.

… Правдивое стихотворное слово издавна ценилось в Аварии высоко. Здесь любили и почитали поэтов. Хотя в то же время званию стихотворца сопутствовало что-то вроде иронического пренебрежения: «Не солидное, мол, занятие!» В Аварии редкостью была тогда печатная книга на родном языке. Но уже сложилась, имела богатую историческую почву литература письменная. Стихи писались, а не только пелись.

Профессор А. Жирков рассказывал о «картине деятельной литературной жизни», увиденной им в Аварии в 1923 году: «Песни появляются, можно сказать, почти еженедельно. Песни не анонимные, относящиеся не к коллективному творчеству, но имеющие определенного автора, всем известного, откликающегося зачастую на злобу дня… песню эту можно не только петь, можно ее и читать. Ее на самом деле читают, обсуждают, критикуют, а если признают за великое произведение искусства, то и комментируют. Словом, мы наблюдаем полную и развитую аналогию с тем, что мы видим в нашей европейской литературной жизни».

В эту деятельную литературную жизнь Цадаса внес новую ноту. Придал, как он говорил, «древней аварской пандуре третью струну». До него в аварской поэзии преобладала любовная лирика. «Третьей струной» стало реалистическое изображение повседневной жизни, обличительный пафос стихов.

…В 20-е годы складывается знаменитая книга Цадасы «Метла адатов» (1934). Народное начало определило содержание и форму его сатиры, восходящей к истокам фольклорного юмора, к традиционным аварским жанрам посланий, монологов, «споров», обращений. Своим стихом поэт боролся против заплесневелых обычаев-адатов: кровной мести, униженности женщины, невежества. Он говорил: «Я применил жанр сатиры к воспеванию новой, советской жизни». Порицая и клеймя дурное наследие прошлого, он воспитывал человеческие души для перемен, рождаемых революцией.

Мне впервые пришлось встретить Цадасу в год выхода «Метлы адатов», когда он из Цада приехал в Махачкалу на Первый съезд писателей Дагестана. Каким он запомнился? Лицо его, крупной лепки, прокаленное горным солнцем, не было красиво. Но оно было необычайно привлекательно выражением сосредоточенной мысли, доброты, спокойной силы. При коренастой, плотной фигуре – легкая, неслышная поступь. Одет Цадаса был, как обычно одеваются почтенные горцы: в папахе, суконная рубаха до колен перетянута по талии ремешком с серебряными украшениями (костюму этому Гамзат не изменил до конца жизни).

Небольшой дагестанский аул Цада подарил миру сразу двух мастеров слова - Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова. Сегодня мы поговорим о Гамзате Цадасе, чей псевдоним можно перевести на русский язык как «Огненный». Вас ждет знакомство с биографией Гамзата Цадасы и его творчеством!

Детские годы

Гамзат появился на свет в 1877 году в семье обычного крестьянина Юсупила Магомы. Мальчик рано осиротел - ему было всего семь лет, когда не стало его отца. Гамзата передали на воспитание дяде. Особое место в биографии Гамзата Цадаса занимала учеба. В десятилетнем возрасте мальчик был отправлен опекуном на обучение в школу при мечети селения Гиничутль. Изучал Гамзат не только богословие. В списке предметов, интересовавших Цадаса, география и законоведение, математика и логика, астрономия и арабский язык.

Работа и самообразование

Завершив обучение в школе, Гамзат много работал - в городе Грозный он занимался строительством железной дороги, в верховьях реки Койсу трудился лесосплавщиком. После этого какое-то время Гамзат Цадаса был дибиром - священником и судьей сразу в нескольких дагестанских поселениях.

В это же время Гамзат занимался самообразованием. Сначала он изучал В библиотеке его были стихи Омара Хайяма, Навои, Хафиза, Физули, Саади. Знаком он был и с «Шах-наме» Фирдоуси. Особое внимание Гамзат Цадаса, о биографии которого мы сейчас говорим, уделял творчеству поэтов из Дагестана. Его увлекали произведения Е. Эмина и Эльдарилава, О. Батырая и Тажутдина Чанки, И. Казака и Анхил Марин. Интересовали Цадасу романы Виктора Гюго, Льва Крылова, Антона Чехова.

Гамзата можно смело назвать знатоком мусульманской юриспруденции, а потому в 1917 году его избрали членом (а позднее и председателем) Аварского шариатского суда. В 1920 году Цадаса назначили председателем Хунзахского продовольственного комитета, а спустя год он был направлен в областную аварскую газету под названием «Красные горы». После работы в газете он занял должность делопроизводителя Хунзахского райисполкома.

Начало творческого пути

Первые стихи Гамзата Цадаса вышли в свет в 1891 году. Самое первое стихотворное произведение - «Собака Алибека». Стоит сказать, что дореволюционная поэзия Цадаса носила исключительно обличительный характер. Все стихи Гамзата были направлены против всех мулл, торгашей. Выступал он и против норм адата - обычаев, действующих в определенных регионах. Именно по этим нормам решались все дела о краже невест, и т.д.

В стихах, написанных после Октябрьской революции, Гамзат выступает в качестве певца новой жизни, наступившей у горцев-тружеников. Аварский поэт призывал повсеместно утверждать власть Советов. Первый сборник стихов Гамзата Цадасы - «Метла адатов» - был издан в 1934 году. Тогда же Гамзат был признан первым народным поэтом Дагестана.

В начале 30-х годов прошлого столетия в аул Цада приезжали писатели из Москвы. Петра Павленко и Владимира Луговского очень заинтересовала биография Гамзата Цадасы и, конечно, его творчество. Тихонов, кстати, позднее вспоминал об этом знакомстве. Он писал, что Гамзат - самый острый ум во всей Аварии, борец с такими пороками, как корысть и глупость, великолепный поэт, способный одним только словом победить врагов нового режима, мудрец, превосходно разбирающийся в самых хитрых тонкостях дагестанского быта. Николай Семенович отмечал и тот факт, что Гамзат Цадаса не просто писал стихи, он думал в стихотворной форме!

Народное признание

Творчество Гамзата Цадасы сыграло огромную роль во всей советской литературе. Строки из его произведений давно разобраны на цитаты. Многие наверняка знакомы с его словами о том, что все люди одноязыки, но при этом у каждого есть два уха - для того, чтобы услышав два слова, в ответ можно было сказать только одно.

Существенная часть произведений Цадасы была написана для детей: он писал для подрастающего поколения стихи, сказки и басни. Гамзат Цадаса издал и сборник великолепных патриотических стихов. Стихи эти пользовались особой популярностью в Дагестане в годы Великой Отечественной войны. Благодаря ему жители Дагестана смогли ознакомиться с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. В списке автора комедии и драмы, стихотворные сказки, пьесы и исторические поэмы!

Награды

Творчество поэта ценили и читатели, и власти. За свою жизнь Цадаса получил немало наград. В их числе:

  • Сталинская премия;
  • звание «Народный поэт Дагестана»;
  • орден Ленина.

Есть у Гамзата медали - «За доблестный труд» и «За оборону Кавказа».

Цада!.. Семьдесят тёплых очагов. Семьдесят голубых дымков, поднимающихся в чистое высокогорное небо. Белые сакли на черной земле. Перед аулом, перед белыми саклями – зелёные плоские поля. Позади аула поднимаются скалы.


Расул Гамзатов «Мой Дагестан».

Аул Цада, что в высокогорном Хунзахском районе, подарил миру двух замечательных мастеров слова, отца и сына - Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова.

Цадаса означает «Цадинский». По-русски – «огненный». Здесь и сейчас стоит каменная сакля, построенная руками Гамзата и его жены Хандулай. Теперь в ней мемориальный музей Цадасы.

Гамзат Цадаса рано лишился родителей и опекун определил его в школу при мечети в селении Гиничутль. Гиничутль в то время было своего рода культурно-религиозным центром, где на несколько сотен жителей приходилось несколько десятков учёных, хранилось очень много средневековых книг, рукописей и т.д. Гамзат позднее очень тепло вспоминал о своих учителях, например, о Дибире Али, который переписал 750 экземпляров Корана. Переписка одной Священной Книги приравнивалась в то время к подвигу.

Дагестан славился своей школой. Как писал Услар: «Если соотнести количество населения и количество школ, то Дагестан опережал многие цивилизованные европейские страны». Накануне Октябрьской революции в Дагестане действовало 740 мусульманских школ, в которых обучалось около 7,5 тысяч детей. Гаджи Гамзатов в книге «Завоевание Кавказа» пишет: «Дагестанцы снабжали весь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, мутаалимами, мулами, кадиями. В редкой уважающей себя семье не учили детей, по крайней мере, мальчиков, читать по-арабски. Ислам кормил в буквальном смысле добрую долю населения».

Вот в таких условиях Гамзат Цадаса начал творить. Сначала появились озорные стихи неунывающего мутаалима, ученика мечетской школы.

Отца главнее в доме нет души,

В семье слывёт он «первым барабанщиком»,

Под музыку его, сынок, пляши,

Будь хоть министром, хоть простым чеканщиком.

Поступка недостойного следы

Не смыть слезами собственной беды,

Лишь только наши честные поступки

Даруют миру добрые плоды.

Двадцатилетний курс наук дал Гамзату совершенное знание арабского языка, с помощью которого ему открылись философия, история, юриспруденция, география. Труды восточных литературоведов познакомили его с крупнейшими именами и явлениями европейской литературы: Вольтером, Гёте, Гюго. Что же касается классической поэзии Востока, то она на всю жизнь одарила его. Годы обучения стали для Цадасы настоящей и бесценной школой познания жизни. У него была очень большая библиотека, три книги из которой - по мусульманскому праву - он приобрёл за участок земли. Гамзат почти наизусть знал Священный Коран, в совершенстве владел арабским языком, его стихам на арабском специалисты дают высокую оценку.

Гамзат работал муллою во многих сёлах Хунзахского плато, одно время работал кадием в селении Гимры с целью изучения истории Кавказской войны. Гамзат Цадаса поддерживал связь с учеными-богословами того времени. Он часто посещал известного алима из Хунзаха Раджаб-хаджи (Большой Хаджи 1872-1954).

В 1942 году, когда был снят запрет с имени имама Шамиля, он написал одноименную поэму.

Воистину тот славен и велик,

Кто победил во гневе свой язык.

И тот, кто самого себя сильнее,

Воистину сильнейший из владык.

Проси, коль надо, но без лести,

Когда ты сам себе не враг.

И никогда ценою чести

Не обретай житейских благ.

Гамзат Цадаса заложил основы современного аварского литературного языка. Его сатира и сегодня в строю. Появлением национального репертуара аварская драматургия обязана ему.

В немногословии Гамзата, сдержанности жестов, манере внимательно слушать собеседника была высокая интеллигентность. Он не подавлял своим авторитетом, был ровен со всеми. Людей отличал не по рангам и должностям, а по внутренним достоинствам.

Он был добрым другом и заботливым наставником для многих литераторов Дагестана. Он верил в молодых. Многим его нравственный облик, пример его твёрдости в убеждениях служил путеводной звездой. В нём была полная мера благожелательности и ни капли самомнения.

Не наноси товарищу вреда,

Не ставь ему подножку никогда,

Кто друга предаёт тщеславья ради,

Тот сокращает сам свои года.

Не радуйся, когда превознесут

Всё то в тебе, чем ты не обладаешь,

И не сердись, когда ругать начнут

Всё то в тебе, что ты не замечаешь.

Слова Гамзата Цадасы и сегодня в общественной жизни Дагестана занимают особое место. Творчество его воплотило и выразило лучшие качества горского характера. Человек редкостного таланта, неповторимого, как всякий истинный талант, Цадаса остался жить в памяти своего народа. Создатель нового реалистического языка, новых литературных жанров, классик, чьи строки бытуют в пословицах. До сих пор живёт в умах людей благодарное воспоминание о нём, о примере его жизни, ставшей мерилом нравственной требовательности, душевного благородства, доброты и честности. Он был истинным мусульманином и достойным сыном своей Родины.

Материал подготовила Муслимат Раджабова.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Московский государственный технический университет им
Литературные анекдоты - самое интересное в блогах
Нативная конформация белков: функциональное значение, механизм формирования