Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема любви в лирике тютчева. Любовная лирика тютчева Любовь в изображении тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

«Стихотворения г. Ф. Тютчева,- писал Н. А. Не­красов,- принадлежат к немногим блестящим явле­ниям в области русской поэзии. ...Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе пе­чать истинного и прекрасного таланта, нередко само­бытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». С этим некрасовским утвер­ждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.

В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо по­любил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое...». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня - юная фея, волшебница, неж­ная, чистая, восхитительная. Время любви к ней для поэта - время золотое. О нем вспоминает он со свет­лой грустью и упоением. Возникает в этом стихотво­рении и грустная нотка о быстротечности жизни. По словам литературоведа В. Кожинова, тютчевская воз­любленная в стихотворении «предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира».

Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувст­во к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт про­нес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма ос­тавила глубокий след в его душе.

В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибы­ла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой про­шлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло...

С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическо­му герою по-прежнему милы, она, словно сон, в кото­рый сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.

Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубо­кую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о траги­ческой сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю при­вязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергну­та всеми. Острое чувство переживания за судьбу воз­любленной и породило самые лучшие страницы тют­чевской любовной лирики.

Одним из шедевров «денисьевского цикла» являет­ся стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породив­шей «буйную слепоту страстей», губящих самое доро­гое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями приро­ды. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслужен­ным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.

На стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..» Тют­чева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предме­том восхищения поэта в этом стихотворении стано­вятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд воз­любленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним - поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.

В стихотворении «Весь день она лежала в забы­тьи...» поэт передает трагическое чувство горечи рас­ставания с уходящей из жизни возлюбленной, страст­но любящей жизнь и самого поэта.

Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить.... И сердце на клочки не разорвалось... И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.

Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг. Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя. Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…

Любовь - то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек - он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова - сложная и многообразная.

Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.

Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы. В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака. Любовь к Тютчеву оборачивалась трагедией для трёх из них, но их жертва оказалась не напрасной - благодаря этому были созданы удивительные в своей красоте и тонкости произведения, которыми зачитывались современники поэта и которыми продолжают восхищаться потомки.

В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих. Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде. В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас - и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви. Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо - пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.

В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений - и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви - да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину. Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость. Своим родным он напишет: «Я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… Не было ни одного дня в ее жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» (по В. Кожинову). Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.

Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.

Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью. Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем. После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…

Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений - и зашифрованный личный дневник Тютчева. В этом цикле остро проявляется двоякое отношение автора к любви: с одной стороны это сладость отношений с возлюбленной, но с другой - безмерное страдание, осознание неправильности происходящего - и болезненная невозможность отказаться от этих чувств. Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери. Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

К тому же он остро ощущает окончание своей жизни. Его и пугает, и радует то, что отжившее, как могло показаться, сердце к концу жизненного пути вновь воскресает, может чувствовать. Этой теме посвящено произведение «Последняя любовь».

Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.

Любовь у Фёдора Ивановича - минорное настроение. Любовь - разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она - борьба, безнадёжность и мучение. Любовная лирика у поэта невероятно трагична - и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения. А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Архангельской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

Котласский педагогический колледж

Любовь в лирике Ф.И. Тютчева

Выполнила:

Кострова Татьяна Алексеевна

Котлас 2015

Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб, седые редкие волосы, сухие от страданий губы, длинные пальцы. Да, мы помним его зрелым и серьезным человеком. И таким он пришел в поэзию - зрелым и серьезным. Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев дебютировал в поэзии. В стихотворениях Тютчева мелочи и детали быта пропадают, стираются, исчезают в небытии.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь, и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растёт и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звёздной

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Поэт остро чувствует, доходчиво говорит о человеке среди планет, как будто сам живет там. По словам Л.Н. Толстого, Тютчев был «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки». Но также, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки. Вот на этой стороне его жизни мне хочется остановиться подробнее. В своём реферате я покажу Тютчева как ценителя женской красоты. Таким образом, целью своей работы ставлю: показать влияние любовного чувства на творчество поэта, рассмотреть любовную лирику Тютчева.

Любовная лирика Тютчева

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, романтическая тяга к идеалу красоты, стремление приобщиться к "иному", возвышенному миру. Любовная лирика пронизана мощным драматичным, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния.

Наивысшим достижением любовной лирики Ф.И. Тютчева является так называемый "Денисьевский цикл", посвященный любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи -- к Е.А. Денисьевой или жене Эрнестине. Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы, не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева -- это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неконтролируема. Это любовь к женщине. Поэтому поэт написал много стихотворений на эту тему. Любовь в лирике Тютчева - это не внешнее увлечение и не восхищение прелестью любимого существа, - это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу. Влечение, неожиданно прорывается взрывом страсти, которая может дать человеку высочайшее упоение и может привести его к гибели. Нежность и отдача себя любимому человеку, могут нежданно превратиться в "поединок роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной».

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их соединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы. У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Со смертью любимой женщины ушли жизнь, мечты, желания, померкли ее прежде яркие краски. Точное до боли сравнение, уподобляющее человека птице с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия:

Любила ты, и так, как ты, любить --

Нет, никому не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. Любовь у Тютчева раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой -- страшная, губящая людей, роковая. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву стихии жизни. Любовная поэзия Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации. Любовь в поэзии Тютчева - грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца.

Любовь - самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично.

Любовь для поэта - и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е.А. Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет более понятно раскрыть мир чувств, её личность. Поэт сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике вводится второй голос - голос женщины.

По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле" напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - "поединок роковой". Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа Тургенева "Три встречи". Обнаруживается текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий. Неполноценность героя выражена в горестной "самокритике".

Не раз ты слышала признанье:

Я, точно недостоин Вас

"Не стою я любви твоей…"

Не стою того, чтобы Вы для меня

Перед любовью твоею

Отторглись от Вашей сферы.

Мне больно вспомнить о себе…

Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,

Пойми ж и ты моё смиренье.

И оставить Вам о себе память хуже

Пред сердцем Любящим твоим.

Той, которую я заслуживаю,

Было бы слишком горько.

Вот для чего я пишу к Вам.

Я не хочу ни оправдываться,

Ни обвинять, кого бы то ни было,

Кроме самого себя…

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в "денисьевском цикле" в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое больше решимости и страсти. Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Поэтическому слову учат нас стихи. "Он не шутит с музой", - говорил про него Толстой, - учиться этому умению гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей, когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина".

С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого веков символизма. Последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования.

любовный лирика тютчев

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2016

    Характеристика натурфилософской мировоззренческой системы Ф.И. Тютчева. Причины разлада человека с природой в лирике Ф.И. Тютчева, трагические конфликты духовного существования современного человека. Использование библейских мотивов в творчестве Тютчева.

    реферат , добавлен 25.10.2009

    Любовь для Тютчева – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, "поединок роковой" двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е. А. Денисьевой в "Денисьевскои цикле".

    реферат , добавлен 17.08.2008

    История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

    разработка урока , добавлен 11.01.2011

    Понятие "философская лирика" как оксюморон. Художественное своеобразие поэзии Ф.И. Тютчева. Философский характер мотивного комплекса лирики поэта: человек и Вселенная, Бог, природа, слово, история, любовь. Роль поэзии Ф.И. Тютчева в истории литературы.

    реферат , добавлен 26.09.2011

    Основные сведения о юношеских годах и семейной жизни Федора Ивановича Тютчева, его дипломатическая карьера и участие в кружке Белинского. Композиционные особенности стихотворений, их периодизация. Осмысление любви как трагедии в творчестве русского поэта.

    презентация , добавлен 15.04.2012

    Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2002

    Творческий путь Ф.И. Тютчева. Особенность лирики Ф.И. Тютчева - преобладание пейзажей. Сопоставление "человеческого Я" и природы. Весенние мотивы и трагические мотивы пейзажной лирики Ф.И. Тютчева. Сравнение ранней и поздней пейзажной лирики.

    доклад , добавлен 06.02.2006

    Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, основополагающие мотивы его лирики. Связь литературного творчества поэта с его общественной и политической деятельностью. Место ночи в творчестве Тютчева, ее связь с античной греческой традицией.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Ф.И. Тютчев - гениальный русский поэт-лирик. Амалия фон Лерхенфельд - первая любовь поэта. Роль А.С. Пушкина в жизни Ф.И. Тютчева. Элеонора Петерсон - первая жена поэта. Женитьба Ф.И. Тютчева на Эрнестине Дернберг. Его роковая встреча с Еленой Денисьевой.

Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?

Любовь в лирике Тютчева - это всепоглощающее, силь­ное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни. Напро­тив, любовь у Тютчева - это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы - отре­чения, страдания, душевной стойкости.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

(«О, как убийственно мы любим….»)

Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:

Чему молилась ты с любовью,

Что как святыню берегла, -

Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…

(«Чему молилась ты с любовью…»)

В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)

В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.

Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек…

(«В разлуке есть высокое значенье»)

Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас - и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).

Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей. Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой. И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.

Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».

По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.

Таким образом, любовная лирика Тютчева несет в себе глу­бочайший нравственный смысл. Психологическая конкрет­ность ситуаций в стихотворениях любовного цикла сочетает­ся с вещими откровениями, с сокровенными думами о чело­веческой душе. Это общечеловеческая значимость, глубина идей сближает поэта с Пушкиным и Достоевским.

Здесь искали:

  • любовь в лирике тютчева
  • любовь любовь гласит преданье союз души с душой родной сочинение
  • сочинение любовь это счастье или страдание тютчева
Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок