Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тест "химическая организация клетки". Тест по биологии на тему "химическая организация клетки" Зачет по теме химическая организация клетки

2.Вода – самое распространенное вещество в живой природе.

3.Полимер – разветвленная цепь, состоящая из звеньев относительно простых веществ - мономеров.

4.Глюкоза является биополимером.

5.Вторичная структура белка определяется порядком чередования аминокислот в цепи.

6.Крахмал и гликоген – резервные органические вещества живых организмов.

7.Некоторые липиды выполняют функцию гормонов.

8.В состав белков входит более 40 типов мономеров.

9.Нуклеотид РНК содержит пятиуглеродный сахар – рибозу.

10.Молекула ДНК состоит из одной полинуклеотидной нити.

Задание 2.

Обозначьте составные части нуклеотида ДНК.

_____________________________________________________________________________________

Вариант №3.

Задание 1.

1.К группе микроэлементов относятся следующие химические элементы: I; Cu; Zn; Co; Au; F.

2.Ионы кальция и магния – активаторы многих ферментов.

3.Фруктоза – основное энергетическое вещество клетки.

4.Жиры – гидрофильные вещества.

5.Липиды входят в состав клеточных мембран.

6.Протеиды – полипептиды, содержащие небелковый компонент.

7.Третичная структура белка имеет вид спирали.

8.В клетках имеется только один тип нуклеиновых кислот.

9.Ген ДНК содержит информацию о первичной структуре одного белка.

10.АТФ – универсальный биологический аккумулятор энергии.

Задание 2.

Обозначьте составные части нуклеотида РНК.

https://pandia.ru/text/77/507/images/image003_90.gif" alt="Правильный пятиугольник: 2" width="48" height="44">

Тематический тест. Тема: «Химическая организация клетки».

Вариант №2.

Задание 1.

1.Элементов, какой группы в клетке больше, чем остальных?

2.Какое соединение не построено из аминокислот?

а) гемоглобин; б) инсулин; в) гликоген.

3.Какой частью аминокислоты отличаются друг от друга?

а) аминогруппа; б) радикал; в) карбоксильная группа.

4.Из перечисленных ниже белков защитную функцию выполняет: а) интерферон; б) гемоглобин; в) актин и миозин.

5.К дисахаридам относится: а) глюкоза; б) сахароза; в) рибоза.

6.Какой углевод содержится в клетках грибов, животных и человека?

а) хитин; б) крахмал; в) гликоген.

7.При полном окислении 1 г. жира освобождается: а) 37,2 кДж; б) 38,9 кДж; в) 17,2 кДж.

8.Мономерами нуклеиновых кислот являются: а) аминокислоты; б) нуклеотиды; в) моносахариды.

9.Какая РНК является копией гена ДНК?

а) И-РНК; б) Т-РНК; в) Р-РНК.

10.При разрыве одной макроэргической связи в молекуле АТФ освобождается энергия в количестве: а) 40 кДж; б) 20 кДж; в) 4 кДж.

Задание 2.

Достройте цепочку ДНК, комплементарную данной: -А-Г-Т-Ц-Т-Т-Т-Ц-Г-А-А-.

Тематический тест. Тема: «Химическая организация клетки».

Вариант №4.

Задание 1.

1.Какую долю в среднем составляет в клетке вода?

а) 99%; б) 80%; в) 20%.

2. Элементов, какой группы в клетке меньше, чем остальных?

а) биоэлементы; б) макроэлементы; в) микроэлементы.

3.Какой из перечисленных сахаров относится к полисахаридам?

а) глюкоза; б) сахароза; в) хитин.

4. При полном окислении 1 г. глюкозы освобождается: а) 36,2 кДж; б) 38,9 кДж; в) 17,6 кДж.

5.Какое соединение построено их аминокислот?

а) гемоглобин; б) гликоген; в) холестерин.

6.Для какой структуры белка характерно образование глобулы?

а) первичная; б) вторичная; в) третичная.

7.Какое из перечисленных веществ относится к липидам?

а) холестерин; б) крахмал; в) инсулин.

8.Сколько видов РНК известно?

а) 1; б) 2; в) 3.

9.Нуклеиновые кислоты – это: а) полинуклеотиды; б) полисахариды; в) полипептиды?

10.Какое азотистое основание специфично для ДНК?

а) А; б) Т; в) У.

Задание 2. .

Достройте цепочку ДНК, комплементарную данной: -А-Г-Ц-Г-А-А-Ц-Г-Г-.

Вопросы семинара

Тест по дисциплине «Биология»

подраздел « Основы цитологии»

Тема «Химический состав клетки»

Тест предназначен для учащихся старших классов, студентов первых курсов СПО.

Инструкция:

1 Вариант

1. Кем в 1838 г. была сформулирована клеточная теория?

А) Ж.Б. Ламарком;

Б) М.Я. Шлейденом и Т. Шванном;

В) К. Линнеем.

2. Какая наука изучает состав, строение и функции клеток?

А) гистология;

Б) анатомия;

В) цитология.

3. К какому виду химических элементов клетки относятся С, О, Н, N ?

А) макроэлементы;

Б) микроэлементы;

В) ультрамикроэлементы.

4. К какому виду углеводов относится лактоза?

А) моносахариды;

Б) олигосахариды;

В) полисахариды.

5. К какому виду углеводов относится целлюлоза?

А) моносахариды;

Б) олигосахариды;

В) полисахариды.

6. Какое количество энергии высвобождается при расщеплении 1 г. липидов?

А) 17,2 кДж;

Б) 17,6 кДж;

В) 38,9 кДж.

7. К какому виду белков в зависимости от выполняемой им функции относится гемоглобин?

А) транспортные белки;

Б) запасные белки;

В) двигательные белки.

8. Что представляет собой «глобула»?

А) пучок;

Б) клубок;

В) нить.

9. В какой структуре белка пептидная спираль образует глобулы посредством

дисульфидных связей?

А) первичная;

Б) вторичная

В) третичная;

Г) четвертичная;

10. Как называется процесс восстановления прежней структуры белка?

А) ренатурация;

Б) денатурация;

В) деструкция.

Таблица для ответов

опроса

вариант

1 В

2 Вариант

Инструкция: Выберите один правильный ответ. Ответы запишите в таблицу. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

1. Какая наука изучает живые организмы?

А) биология;

Б) зоология;

В) анатомия.

2. Какую долю (%) в клетке в среднем составляют макроэлементы?

А) 80%

Б) 20 %

В) 98%

3. К какому виду химических элементов клетки относятся I , Fe , Mg , Na ?

А) макроэлементы;

Б) микроэлементы;

В) ультрамикроэлементы.

4. К какому виду углеводов относится фруктоза?

А) моносахариды;

Б) олигосахариды;

В) полисахариды.

5. К какому виду углеводов относится гликоген?

А) моносахариды;

Б) олигосахариды;

В) полисахариды.

6. Что являются мономерами углеводов?

А) моносахариды;

Б) дисахариды;

В) полисахариды.

7. К какому виду белков в зависимости от выполняемой им функции относится белок молока?

А) транспортные белки;

Б) запасные белки;

В) двигательные белки.

8. Какая структура характерна для гемоглобина и хлорофилла?

А) вторичная;

Б) третичная;

В) четвертичная.

9. В какой структуре белка пептидная спираль удерживается посредством

водородных связей?

А) первичная;

В) вторичная;

Г) третичная.

10. Как называется процесс полного разрушения белковой молекулы?

А) ренатурация;

Б) денатурация;

В) деструкция.

Таблица для ответов

опроса

вариант

2 В

Норма оценок:

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 8 - 9 правильных ответов

«3» - 5 - 7 правильных ответов

«2» - менее 5 правильных ответов

Ответы

опроса

вариант

1 В

2 В

Источники информации:

1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2012.

2. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2014.

Вариант 1

1. К полимерам относятся:

1.крахмал; 2.жирные кислоты; 3. глюкоза; 4. нуклеотиды

2. Важную роль в жизни клетки играют липиды, так как они:

1.поддерживают нормальную реакцию среды в ней;

2.выполняют ферментативную функцию;

3.являются энергетически ценными веществами;

4.плохо растворяются в воде.

3.На картинке вторичная структура белка обозначена цифрой

4. Две дезоксирибофосфатные цепочки, азотистые основания которых соединены водородными связями, образуют молекулу:

1.белка; 2. РНК; 3. ДНК; 4. крахмала.

5.К моносахарам относятся:

6. Первичная структура белка образована

7. Каждой группе белков в левой колонке приведите соответствующие примеры из правой:

Ферменты Актин амилаза

Двигательные антитела липаза

Защитные пепсин миозин

АТТЦГАГЦАТГ

9. Вещества, мономеры, из которых состоят биополимеры, отвечающие за хранение и воспроизведение наследственной информации, - это…

10. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? Приведите примеры подобных веществ среди других классов веществ в клетке.

Химическая структура клетки (органические вещества)

Вариант 2

1. К регулярным полимерам относятся:

1.крахмал; 2.жирные кислоты; 3. белки; 4. РНК

2. Белки в клетке не выполняют функцию:

3.На картинке молекула ДНК обозначена цифрой

4. По принципу комплементарности в молекулеДНК:

1. А – Г; 2. Г – У; 3. Ц – Г.

5. К дисахаридам относится:

1.аминокислота; 2. дезоксирибоза; 3. хитин; 4. сахароза

6. Вторичная структура белка образована

1. водородными связями; 2.ковалентными связями; 3. пептидными связями.

7. Назовите компоненты нуклеотидов:

ДНК рибоза цитозин

РНК фосфорная кислота урацил

Аденин дезоксирибоза

8. Напишите вторую цепь ДНК, если первая имеет следующую последовательность:

ГГТЦААЦАТГА

9. Вещества, мономеры, из которых состоят биополимеры, ускоряющие реакции в клетке, - это…

10. В каких клетках – животных или растительных – больше углеводов и почему?

Химическая структура клетки (органические вещества)

Вариант 3

1. К нерегулярным полимерам относятся:

1.рибоза; 2.жирные кислоты; 3. белки; 4. крахмал

2. Нуклеиновые кислоты в клетке выполняют функцию:

1. информационную; 2. энергетическую; 3. каталитическую; 4. запасающую.

3.На картинке молекула глобула белка обозначена цифрой

4. Мономером гемоглобина является:

1. вода; 2. глюкоза; 3.железо; 4.аминокислота

5. К полисахаридам относится:

1.глюкоза; 2. дезоксирибоза; 3. гликоген; 4. сахароза

6. Две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК соединены при помощи:

1. пептидных связей; 2. водородных связей; 3. фосфор диэфирных связей.

7. Для веществ из первого столбика подберите характеристики во втором:

Углеводы рибоза 17,6 кДж

Липиды 38,9 кДж хитин

Жирные кислоты глицерин

8. Напишите вторую цепь ДНК, если первая имеет следующую последовательность:

ТАТЦТГААЦГТ

9. Вещества, мономеры, из которых состоят биополимеры, накапливающиеся в клетках клубня картофеля как запасное вещество, - это…

10. Что такое ферменты? Какие ферменты, действующие в организме человека вам известны?

Химическая структура клетки (органические вещества)

Вариант 4

1. К полимерам не относятся:

1.ДНК; 2.белки; 3. липиды; 4. крахмал

2. Углеводы в клетке выполняют функцию:

1. информационную; 2. энергетическую; 3. каталитическую; 4. двигательную.

3.На картинке четвертичная структура белка обозначена цифрой

4. Структуру молекулы ДНК установили:

1. Дж.Уотсон и Ф. Крик; 2. К. Линней и Ж.-Б. Ламарк; 3.Т.Шванн и М.Шлейден

5. К липидам относится:

1.воск; 2. аминокислота; 3. гликоген; 4. хитин.

6. Аминокислоты соединяются в молекулу белка при помощи:

1. пептидных связей; 2. водородных связей; 3. ионных связей.

7. Для веществ из первого столбика подберите примеры во втором:

Моносахара рибоза сахароза

Дисахара целлюлоза хитин

Полисахариды лактоза глюкоза

8. Напишите вторую цепь ДНК, если первая имеет следующую последовательность:

ЦЦАТЦГТАГГТ

9. Вещества, мономеры, из которых состоят биополимеры,обеспечивающие двигательную функцию живых организмов, - это…

10. Какие органические соединения входят в состав клеток растений? Приведите примеры.

Цель: познакомить учащихся с понятием «химическая организация клетки».

Задачи:

образовательная: показать единство живой и неживой материи, разное содержание одних элементов, сложность органического мира;

воспитательная: продолжить формирование материалистического мировоззрения на единство живой и неживой природы. Привитие интереса к изучению данной темы;

развивающая: создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для систематизации знаний о клетке; создать содержательные и организационные условия для развития у студентов умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты; развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности студента, одногруппников, преподавателя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Тип урока: комбинированный урок (урок-лекция, урок-беседа, изучение нового материала).

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации «Клеточная теория. Особенности строения клетки», устный опрос.

Средства наглядности: учебник Ю.И. Полянский стр. 145-162, плакат со схемой животной и растительной клетки.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний

Индивидуальный опрос учащихся по вопросам:

Контрольные вопросы для повторения материала по теме «Возникновение жизни на Земле»

1. Расскажите об образовании планеты Земля.

2. Перечислите условия необходимые для возникновения жизни.

3. Опишите современные представления о возникновении жизни.

4. Дайте понятие химической эволюции.

5. Охарактеризуйте предбиологические системы.

6. Расскажите о начале биологической эволюции.

7. Поясните возникновение эукариот.

8. Объясните происхождение многоклеточных.

III. Изучение нового материала Терминология

1. Биоэлементы – химические элементы, являющиеся основой органических молекул.

2. Макроэлементы – химические элементы, входящие в состав органических молекул в количестве, превышающем 1%.

3. Микроэлементы – химические элементы входящие в состав органических молекул в количестве, не превышающем 0,001%.

4. Гомеостаз – состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторских систем.

5. Буферные растворы – раствор органических или неорганических веществ, значение РН которых не изменяется при внесении небольших количеств щелочи или кислоты.

Простейшие микроорганизмы представляют собой отдельные клетки. Тело всех многоклеточных состоит из большего или меньшего числа клеток, которые являются блоками, образующими живой организм. Независимо от того, клетка – целостная система или часть ее, она имеет набор признаков, общих для всех клеток.

Химическая организация клеток (лекция)

В состав клеток входит около 70 элементов периодической системы, встречающихся и в неживой природе. Это одно из доказательств общности живой и неживой природы. Однако соотношение элементов, их вклад в образование элементов, составляющих организм и неживое, резко отличаются.

В зависимости от соотношения элементов в составе организма различают:

    макроэлементы (98% массы клетки) Н 2 , О 2 , С, N.

    микроэлементы (1,5%) S, Р, К, Na, Ca, Mg, Mn, Fe, Cl. Каждый из них выполняет очень важные функции в клетке.

    прочие (0,5%) В, Zn, Сu, I 2 , F 2 CO, Se.

Все эти элементы участвуют в построении организма либо в виде ионов, либо в составе тех или иных соединений – молекул органических и неорганических соединений.

Неорганические вещества в клетке

К ним относятся вода и минеральные соли.

Вода – самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах. Ее количество колеблется от 10% в эмали зубов до 90% в клетках зародышей. Оно зависит от возраста, времени суток, времени года.

Молекулы воды представлены диполями: в зависимости от температуры молекулы могут быть свободными или объединятся в группы с наличием водородных связей. Дипольный характер обуславливает высокую химическую активность воды. Вода играет роль среды в клетке, она приносит и уносит питательные вещества. Вода вступает в многочисленные реакции гидролиза. Обладая хорошей теплопроводностью вода регулирует температуру в клетке.

Минеральные соли - это большая часть неорганических соединений. Они находятся в виде ионов, либо недиссоциированных молекул. Большое значение имеют К + , Na + , Са +2 . Они обеспечивают постоянное содержание воды, среду раствора. Буферность среды обеспечивает постоянство всех внутренних процессов в клетке.

Органические вещества в клетке

Они составляют 20-30% массы клетки. К ним относятся биополимеры – белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, АТФ и т.д.

В различные типы клеток входят неодинаковое количество органических соединений. В растительных клетках преобладают сложные углеводы, животных – белки и жиры. Тем не менее каждая группа органических веществ в любом типе клеток выполняет функции: обеспечение энергией, является строительным материалом, несет информацию и т.д.

Белки. Среди органических веществ клетки, белки занимают первое место по количеству и по значению. У животных на них приходится 50% сухой массы клетки.

В организме человека встречается множество типов молекул белков, отличающихся друг от друга и от белков других организмов.

Не смотря на огромное разнообразие и сложность строения, белки построены из 20 аминокислот:

Аминокислоты обладают амфотерными свойствами, поэтому взаимодействуют между собой:

Пептидная связь:

Соединяясь, молекулы образуют: дипептид, трипептид либо полипептид. Это соединение 20 и более аминокислот. Порядок преобразования аминокислот в молекуле самый разнообразный. Это позволяет существование вариантов, которые отличаются требованием и свойствами молекул белка.

Последовательность аминокислот в молекуле называется структурой.

Первичная – линейная.

Вторичная – спиральная.

Третичная – глобулы.

Четвертичная – объединение глобул (гемоглобин).

Утрата молекулой структурной организации называется денатурацией. Она вызывается изменением температуры, РН, облучением. При незначительном воздействии молекула может восстанавливать свои свойства. Это используется в медицине (антибиотики).

Функции белков в клетке разнообразны. Важнейшая – строительная. Белки участвуют в образовании всех клеточных мембран в органоидах. Исключительно важна каталитическая функция – все ферменты – это белки. Двигательную функцию обеспечивают сократимые белки. Транспортная – состоит в присоединении химических элементов и переносе их к тканям. Защитная функция обеспечивается особыми белками – антителами, образующимися в лейкоцитах. Белки служат источником энергии – при полном расщеплении 1г белка выделяется 11,6 кДж.

Углеводы. Это соединения углерода водорода и кислорода. Представлены сахарами. В клетке содержится до 5%. Наиболее богаты – растительные клетки – до 90% массы (картофель, рис). Они делятся на простые и сложные. Простые – моносахара (глюкоза) С 6 Н 12 О 6 , виноградный сахар, фруктоза. Дисахара – (сахароза) С ]2 Н 22 О 11 свекловичный и тростниковый сахар. Полисахара (целлюлоза, крахмал) (C 6 H 10 O 5)n.

Углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. При окислении 1г углевода выделяется 17,6 кДж. Крахмал и гликоген служат энергетическим запасом клетки.

Липиды. Это жиры и жироподобные вещества в клетке. Представляют собой сложные эфиры глицерина и высокомолекулярных насыщенных и ненасыщенных кислот. Могут быть твердыми и жидкими – масла. У растений содержатся в семенах, от 5-15% сухого вещества.

Основная функция – энергетическая – при расщеплении 1г жира выделяется 38,9 кДж. Жиры это запасы питательных веществ. Жиры выполняют строительную функцию, являются хорошим теплоизолятором.

Нуклеиновые кислоты. Это сложные органические соединения. Состоят из С, Н 2 ,О 2 ,N 2 , P. Содержатся в ядрах и цитоплазме.

а) ДНК – биологический полинуклеотид, состоящий из двух цепей нуклеотидов. Нуклеотиды – состоят из 4-х азотистых оснований: 2-х пуринов – Аденина и Валина, 2-х пиримединов Цитозина и Гуанина, а также сахара – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты.

В каждой цепи нуклеотиды соединены ковалентными связями. Цепи нуклеотидов образуют спирали. Спираль ДНК, упакованная белками образует структуру – хромосому.

б) РНК – это полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, близкие ДНК, азотистые основания – А, Г, Ц. Вместо тимина есть урацин. Углеводом РНК является рибоза, есть остаток фосфорной кислоты.

Двухцепочные РНК – носители генетической информации. Одноцепочные – переносят информацию о последовательности аминокислот в белке. Существует несколько одноцепочных РНК:

Рибосомная – 3-5 тыс. нуклеотидов;

Информационная – 300-30000 нуклеотидов;

Транспортная – 76-85 нуклеотидов.

Синтез белка осуществляется на рибосомах при участии всех видов РНК.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Космические тела солнечной системы Ближайшие космические явления
Флавий Велизарий – «светлая голова» «тёмных веков
Захват промежуточных оборонительных рубежей противника