Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок по географии страны закавказья. Страны Закавказья @ru

После распада Советского Союза республики, входившие в его состав, определились со своим выбором, и большая их часть вышла из-под влияния Российской Федерации, образовав отдельные государства. Так же поступило Закавказье. Страны, которые входили в 1990 году в этот регион, стали самостоятельными державами. Это Азербайджан, Армения и Грузия. Характеристика стран Закавказья представлена в статье.

История края

Страны, существовавшие в древности на месте современного Закавказья, были хорошо известны за его пределами. Например, в 9 веке до н. э. на располагалось сильное и богатое Урартское царство. Объединение племен в этом регионе началось еще в 13 веке до н. э., о чем свидетельствуют ассирийские источники времен правления царя Ашшурнацирапала II. Ранее кочевые, они оседали по берегу становясь ремесленниками, земледельцами и скотоводами.

К 8 веку у жителей царства были не только свой язык и письменность, но и религия, и деление страны на области с управлением на местах и подчинением центральной власти в лице царя и правительства.

Благодаря военным походам на территории современной Сирии и продвижению в страны Закавказья, Урарту значительно расширило свои владения. На завоеванных территориях строились города-крепости, оросительные каналы и акведуки, создавались государственные зернохранилища на случай осады.

Не менее известна история Колхиды, расположенной на территории современной Грузии. Народ, ее населявший, славился ювелирами, кузнецами и металлургами. Их мастерство и богатство самого края легли в основу мифа о золотом руне, за которым отправились аргонавты во главе с Ясоном.

Что является удивительным в истории этих древних государств, составляющих Закавказье? Страны, из которых оно сегодня состоит, смогли сформировать собственные языки и обычаи, оставить богатое архитектурное и культурное наследие, находясь под постоянным давлением извне.

Грузия

Эта страна занимает центральную и западную часть региона и граничит с Азербайджаном, Россией, Арменией и Турцией.

Страны СНГ, Закавказья, в том числе Грузия, столкнулись с переменами в экономике и развитии международных отношений, которые пришлось налаживать заново после распада Советского Союза. Так как во времена советской власти не во всем регионе была развита промышленность, то Грузии, например, пришлось начать самой разрабатывать полезные ископаемые, среди которых:

  • Угольные месторождения, которые оцениваются более чем в 200 млн тонн.
  • Запасы нефти - 4,8 млн тонн.
  • Природный газ - 8,5 миллиарда м 3 .
  • Месторождения марганца занимают более 4 % мирового запаса этой руды и составляют 223 миллиона тонн, что ставит Грузию на 4-е место на планете по его добыче.
  • Среди цветных металлов лидирует медь, которой насчитывается в стране более 700 000 тонн, свинец (120 000 т) и цинк (270 000 т).

Кроме перечисленного страна занимает лидирующее место среди стран СНГ по залежам встречаются месторождения золота, сурьмы, кадмия, диатомита и других полезных ископаемых. Главным же достоянием страны являются 2000 минеральных источников, среди которых наиболее известны Боржомские, Цхалтубские, Ахалцихские и Лугельские.

Еще одной гордостью грузинского народа являются вина, которые производятся в стране. Они хорошо известны на и за рубежом. Не отстает по популярности и национальная кухня, которая по итогам специального международного жюри занимает 5-е место в мире.

Сегодня Грузия - это процветающая страна, в которой наиболее развиты туристический и курортный бизнес, виноделие, выращивание цитрусовых и чая.

Армения

У этой страны наименее благоприятное географическое расположение, так как у нее нет выхода к морю, что несколько сказывается на ее экономике.

Тем не менее если брать Закавказье, страны, в него входящие, то именно Армения лидирует в машиностроении и химической промышленности. Большая часть отрасли занята производством электронных и радиоприборов, станко- и автомобилестроением.

Не уступает им и благодаря которой в стране производятся медь, алюминий, молибденовый концентрат и благородные металлы.

Хорошо известна за рубежом винодельческая и коньячная продукция Армении. В сельском хозяйстве на экспорт выращивают инжир, гранаты, миндаль и маслины.

Высокоразвитая сеть железнодорожных и автомагистралей позволяет стране торговать не только со своими соседями, но и с дальним зарубежьем.

Азербайджан

Если брать страны Закавказья, то по добыче и переработке нефтепродуктов и газа Азербайджан занимает одно из лидирующих мест.

В этой стране богатейшие месторождения:

  • нефти на и шельфе Каспийского моря;
  • природного газа на Карадаге;
  • железной руды, меди и молибдена в Нахичевани.

Большая часть сельского хозяйства принадлежит хлопководству, а виноградарство занимает половину валового оборота, которое дает все Закавказье. Страны этого региона выращивают виноград, но именно Азербайджан лидирует в этой отрасли.

Несмотря на различия в экономическом развитии, в культуре, религии и численности населения, части этой территории имеют нечто общее. Это географическое положение стран Закавказья, благодаря которому их природные ресурсы и климат имеют схожие черты.

Климатические зоны Закавказья

Этот регион лидирует в мире по разнообразию ландшафтов на столь небольшой территории. Это связано с тем, что значительную часть суши в этих странах занимают горы (Большой и Малый Кавказ), и только треть - это низменность. В связи с этим земельные угодья, пригодные для ведения сельского хозяйства, здесь крайне ограничены.

Сурамский хребет делит регион на 2 климатические зоны. Так, эта территория подразделяется на сухие субтропики на востоке и влажные - на западе, что сказывается на оросительной системе и урожаях: в одних регионах воды для полива с избытком, в других ее катастрофически не хватает. Тем не менее это не помешало Грузии, Армении и Азербайджану объединиться в Содружество субтропического хозяйства по выращиванию чая, цитрусовых, лаврового листа, табака, герани и винограда.

Население

Если взять в целом Закавказье (какие страны в него входят, вы уже знаете), то армяне, азербайджанцы, грузины, абхазцы и аджарцы составят 90 % населения региона. Остальную часть представляют русские, курды, осетины и лезгины. На сегодняшний день в этом регионе проживает более 17 миллионов человек.

География 6 класс Урок ____ Дата_________

Тема: Казахстан на карте мира

Цель: к концу урока учащиеся смогут определить географическое положение Казахстана и выполнят работу на К/К

Задачи

Смогут показывать на карте АТД и столицу.

Смогут описать географическое положение Казахстана на К/К

Смогут определить и оценить географическое положение

Оборудование: Интерактивная доска-презентация, К/К, карта АТД, листы Формат А3, маркеры, картинки.

Ожидаемый результат:
По окончанию урока учащиеся смогут:
- показывать территорию РК;
- показывать страны-соседи;
- показывать и рассказывать географическое положение РК.
-правильно оформлять контурные карты.

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Для того, чтобы поднять настроение, начнем с разминки. Прошу всех встать в круг. Разминка называется «Приветствие в разных странах».

Приветствие в разных странах:

Дети встают в круг и приветствуют друг друга:

В Казахстане принято пожимать руки.

В Италии - горячо обняться.

В Бразилии - похлопать по плечу.

В Зимбабве - трутся спинами.

В Македонии - здороваются локтями.

В Никарагуа приветствуют друг друга плечами.

В Австралии, у австралийских аборигенов- хлопнуть ладонями, подпрыгнуть и толкнуть бедром.

Деление на пары

А теперь я хотела бы разделить вас на пары. Я приготовила картинки-пазл возьмите себе одну часть и найдите себе пару (представители- негроидной, монголоидной, европейдной рас)

Садитесь вместе те, у кого совпали пазлы, вспомните правила работы в паре.

Знакомство с листом взаимооценивания

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

оценка

Опрос домашнего задания

Определение целей урока

Чистая доска

Работа с К/к

Закрепление

Понимание пройденной темы

Опрос домашнего задания: Посмотрите внимательно на ваши рисунки и скажите почему я предложила именно эти картинки

Ответы детей:

Сейчас я предлагаю вам сделать кластер по картинки описать представителя расы.

Кто такой Миклухо-Маклай?

Как вы понимаете выражение «Равенство рас»?

Более подробную информацию о Миклухе Маклае вам представит Стрымбовский Андрей

Изучение нового материала

Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока.

Работая в паре составьте цели урока

Актуализация знаний.

Что называют географическим положением?

Обсудите в паре для чего нужно определять странам географическое положение?

Прочитайте самостоятельно текст параграфа (Техника ИНСЕРТ)

Сейчас я предлагаю по работать с чистой доской

2,7 млн км.

552 тыс.км 2

Определите географическое положение Казахстана

Работая с картой заполните таблицу

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Работа с К/к в паре

подписать области и областные центры

Указать государства с которыми граничит Казахстан

Работа в паре

Прочитайте 2 часть параграфа история формирования РК

Постройте схему

Феодальное государства

Взаимопроверка работ между парами

Закрепление пройденного материала

Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?
- В каком полушарии мы живём? (в северном полушарии)
- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.
- С какими странами граничит Казахстан? (учащиеся определяют страны-соседи по карте)
- С какими странами самая протяжённая граница?
- Какая область Казахстана граничит с Туркменистаном? Киргизстаном?
- С какими странами граница проходит по горам? По морю?
- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)
- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)
- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?

Попробуйте определить географическое положение своего села Зерноград.

Работа в таблице

V. Домашнее задание.

Астана столица Казахстана (реферат, презентация по выбору)

Параграф 51

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Приложение

Лист оценки учащегося______________________

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

(указать знаками «+» или «-»)

оценка

Опрос домашнего задания

Знать расы, уметь давать описание внешнего облика представителей рас.

Определение целей урока

Умение правильно определять цели урока. (цель должна соответствовать теме урока)

Определение географического положения села Зерноград

Умение правильно определять географическое положение.

Чистая доска

Внимательное чтение, запоминание основных понятий.

Географическое положение Казахстана, работа с картой, заполнение таблицы

Уметь определять географическое положение,

Работа с К/к

умение работать с К/К картой (умение оформлять)

Составление схемы (история формирования республики Казахстан)

Умение выделять главное, правильное запоминане цепочки событий.

Закрепление

Понимание пройденной темы

Приложение

Лист оценки учащегося______________________

Этап урока

Критерии оценки

Выполнил не выполнил

(указать знаками «+» или «-»)

оценка

Опрос домашнего задания

Знать расы, уметь давать описание внешнего облика представителей рас.

Определение целей урока

Умение правильно определять цели урока. (цель должна соответствовать теме урока)

Определение географического положения села Зерноград

Умение правильно определять географическое положение.

Чистая доска

Внимательное чтение, запоминание основных понятий.

Географическое положение Казахстана, работа с картой, заполнение таблицы

Уметь определять географическое положение,

Работа с К/к

умение работать с К/К картой (умение оформлять)

Составление схемы (история формирования республики Казахстан)

Умение выделять главное, правильное запоминане цепочки событий.

Закрепление

Понимание пройденной темы

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Граница

Страна

Север

Восток

Столица

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Рефлексия

Заполнить

Понравилось

Было трудно

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Племенные союзы задолго до нашей эры

Феодальное государства

Объединение отдельных племен, образование Казахского ханства

Нашествие джунгар, ослабление Казахского ханства

три жуза принимают подданство России

Казахстан вошел в состав Российской федерации была образована Казахская автономная республика

республика Казахстан вошла в состав СССР

Казахстан объявил о своей независимости

Урок 74. Страны нового зарубежья СНГ

20.08.2014 9113 0

Цели: Познакомить с новыми независимыми государствами - соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представле­ния о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами. Развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно работать с дополнитель­ной литературой.

Оборудование: Карты СССР (физическая, политико-административная и др., а также карты Украины и Молдавии, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана). Иллюстрации - природа и достопримечательности стран.

Ход урока

I. Организационный момент

Работа проводится в группах. В группе - 6 человек. Каждый учащийся специа­лист по своей группе стран (по уч. Д. удобнее брать группы стран, соответствующие параграфу: 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавка­зье; 5. Азиатский Юго-Восток разделить на Казахстан и страны Средней Азии).

На столах план изучения страны, атласы, картосхемы стран и др.

II. Изучение нового материала

План изучения страны :

1. Показ на карте страны (стран) и столицы.

2. Выгодность ЭГП страны (стран).

3. Природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны и пр.) и их осо­бенности.

4. Природные ресурсы (оценка богатства страны (стран) отдельными видами ре­сурсов).

5. Население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).

6. Специализация страны (отрасли специализации, продукция, центры).

7. Экспорт и импорт страны с Россией.

8. Сюрприз (стихотворение пота страны прочесть, песню страны, рассказать о гербе, флаге, о достопримечательности и т. д.).

Если задание учащиеся получили на двоих, то за одним столом сидят учащиеся - знатоки 3-х стран или трех групп стран. Например: 1. Белоруссия; 2. Украина и Молдова; 3. Закавказье. После рассказа в группе, учащихся приглашают в группу учеников - специалистов по другим странам - и слушают их. Ученику выгодно рас­сказать о стране (о странах), так как это повысит его балл за урок.

Учащиеся пишут на листе (1/2 альбомного или ксероксного) название страны (группы стран), особенности которой они хотели бы узнать, и показывают другим группам. Таким образом, они делают заявку на знатока страны.

Каждый ученик рассказывает о стране в своей первой группе, затем по пригла­шению во второй группе. Все учащиеся записывают краткую информацию о стра­нах, по которым работали в группе.

Запись может быть в виде краткого описания, перечня терминов, относящихся к стране (15-20 слов), вопросов (3-4 вопроса) о стране.

Рассказ о стране длится (3 мин + 3 мин) 6 минут. Учащиеся оценивают содержа­ние описания страны, картосхему, дополнительный материал. Оценки учащихся записывают на листках (оценочных) в группе.

В конце урока учитель проводит тестовый диктант.


Учащиеся за урок получают несколько оценок:

1) за подготовку и выступление с сообщением в группе;

2) за дополнительное сообщение в другой группе;

3) за диктант.

Средняя оценка выставляется в журнал.

На этом уроке учащиеся чертят схему внешней торговли России со странами СНГ. По мере выступления в группе учащихся в тетради или на контурной карте каждый ученик стрелочками чертит (и подписывает) и указывает состав экспорта в Россию продукции отраслей специализации и импорта из России.

Схема (на контурной карте):


Вывод: Наиболее активные экономические связи Россия имеет с Беларусью, Ка­захстаном и Украиной.

Тест

1. Какие из этих государств не входят в Содружество Независимых Государств?

а) Беларусь; б) Украина и Молдавия;

в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья.

2. Какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией?

а) Белоруссия; б) Украина;

в) Казахстан; г) Молдавия.

3. Определите страну по характерным признакам:

а) Республика богата калийными и поваренными солями.

б) Главная отрасль промышленности - машиностроение.

в) Основные религии - православие, католицизм. (Беларусь.)

4. Одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики - сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение на­селения. (Страны Балтии.)

5. Эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благопри­ятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное ко­личество тепла. Ресурсные базы России и этой республики дополняют друг друга. (Украина.)

6. Это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью на­селения. Республика - сад. Главное звено экономики - АПК. (Молдавия.)


1. Республика специализируется на черной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомо­билей, металлургического оборудования. (Украина.)

2. Важная природная особенность региона - горный рельеф. Территория защи­щена горами от вторжений арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. (Закавказье.)

3. Это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Ос­нова хозяйства топливно-энергетический комплекс. (Азербайджан.)

4. В 1988 году в республике произошло сильное землетрясение, во время кото­рого погибло более 25 тысяч человек. Республика не имеет выхода к морю. Старейшая отрасль промышленности - цветная металлургия. (Армения.)

5. Это крупное государство Центральной Азии изменило местоположение сто­лицы. Главная проблема - недостаток влаги. Страна обладает богатейшими природными ресурсами (особенно минеральными и агроклиматическими). (Казахстан.)

6. Страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населе­ния живет в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные. (Азиатский Юго-Восток.)

Домашнее задание

1. Повторить термины по курсу: список учащиеся записывают в тетрадь (учить по словарю терминов);

2. Повторить принципы размещения предприятий и крупные объекты.

Дополнительный материал

Узбекистан

Память о национальных традициях хранят аксакалы, сохранившие в памяти обычаи своих отцов и дедов.

Народы Востока отмечали наступление нового года весной, когда вся природа оживает, все начинает цвести.

С праздником весны Наврузом связаны многие сельскохозяйственные, природо­охранные работы: посев саженцев деревьев, очистка водных сооружений, удобрение полей и др.

Интересен праздник «Лой тутиш» («Грязеподношение»). Все жители кишлаков чистят арыки, дороги, улицы после зимы. Прохожему «преподносят» грязь, мусор. В ответ он должен «откупиться», помочь в работе, приготовить еду работающим, спеть песню. Во время этого праздника царит очень веселая, дружелюбная атмосфе­ра: все улыбаются, с радостью помогают друг другу.

С начала полевых работ отмечают праздник «Шахмай». Сельчане готовят националь­ные блюда и идут в поле, где в торжественной обстановке к ним обращается старейшина, который желает людям хорошего труда, богатого урожая и разрешает начать работу.

Весной, когда начинают зацветать тюльпаны, начинается «Лола сайли». Люди семьями выходят на природу, и уважаемые старейшины наставляют молодежь, рас­сказывают им о необходимости бережного отношения к природе, о национальных праздниках, обычаях, традициях, связанных с различными природными явлениями.

В последние дни августа поводят очень красивый праздник цветов «Гул байра- ши». Особенно его любят в Ферганской долине. Жители собирают цветы и устраи­вают выставки из красочно оформленных композиций. На празднике звучит музыка, исполняются танцы с цветами.

1. Чем обусловлены высота и высокая сейсмичность Кавказа и Армянского нагорья?

Высота и сейсмичность Кавказа и Армянского нагорья обусловлены их расположением в молодом складчатом поясе.

2. Какие по происхождению формы рельефа характерны для региона?

Тектонические, ледниковые, аккумулятивные, эрозионные.

3. Какая растительность распространена на Кавказе?

На склонах гор – влажные субтропические широколиственные леса из буков, грабов, дубов.

В Колхиде – вечнозеленые самшит, тис, лианы.

На склонах Ленкоранской низменности – реликтовые «гирканские» леса их каштанолистного дуба и железного дерева.

4. *Как связана специализация хозяйства стран Закавказья с их природными ресурсами?

Специализация стран Закавказья и наличие определенных природных ресурсов непосредственно связаны. С наличием запасов нефти связано развитие в Азербайджане нефтедобычи и нефтепереработки. На собственных запасах железной руды в Грузии развивается черная металлургия. На собственных запасах бокситов в Азербайджане и медных, молибденовых руд в Армении развивается цветная металлургия. На местном сырье во всех странах развита пищевая и легкая промышленность.

5. *Каковы особенности этнического и религиозного состава населения Закавказья? Какие этнополитические проблемы существуют в регионе и как они отражаются на межгосударственных отношениях?

Этнический состав населения Закавказья сложный. Здесь живут азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, осетины, лезгины, греки, курды, аварцы, цахуры, русские, украинцы и представители других национальностей.

Все народы Кавказа принадлежат к южной ветви европеоидной расы, к кавказской, индоевропейской (армяне) и к алтайской семье (азербайджанцы),Длительная и сложная история взаимоотношений народов и накопившиеся социальные проблемы обострили межнациональные отношения в регионе. Имея высокий естественный прирост - в Грузии - 7%, в Азербайджане - 21%, Армяне и грузины являются христианами. Большинство населения Азербайджана придерживаются ислама.

Когда стал распадаться Советский Союз, стало ясно, что старые политические структуры должны уступить место чему-то новому, но не было почти никакого согласия или ясности в вопросе о том, что должно было заменить старую систему. В этих условиях начался рост напряженности между этническими группами, которым раньше удавалось жить бок о бок в относительной гармонии.

Нагорный Карабах являлся яблоком раздора в течение всего советского периода. Армяне и в Карабахе, и в самой Армении так полностью и не приняли его включение в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики в качестве Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в 1924 году, так как более 90% его населения были армянами. Когда началась перестройка Михаила Горбачева, Нагорный Карабах одним из первых воспользовался возросшей свободой слова, и в 1988 году местный выборный орган потребовал разрешить НКАО выйти из состава Азербайджанской ССР и присоединиться к Армянской Советской Социалистической Республике. Азербайджан отверг это требование, и напряженность стала быстро расти. Неуклюжие попытки Москвы сохранить мир только ухудшили ситуацию, так как обе стороны считали, что Москва была против них. К моменту, когда Советский Союз официально прекратил свое существование в конце 1991 года, конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом (который молчаливо поддерживала Армения) вылился в полномасштабный конфликт.

В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской Советской Социалистической Республики, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию. Абхазы ссылались на Конституцию 1925 года, которая, как они утверждали, давала им с Грузией равные права, и таким образом требовали равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первой ступенью к независимости Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазские бойцы при содействии национальных движений Северного Кавказа и молчаливой поддержке России оказали им ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года, когда в регионе были размещены российские войска для контроля над соблюдением прекращения огня, большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. Точное количество беженцев неизвестно, но, как считается, их было более 200 000 человек.

В Южной Осетии конфликт начался гораздо раньше, чем в Абхазии. Южная Осетия долгое время вынашивала мысль о выходе из Грузинской Советской Социалистической Республики и об объединении с Северной Осетией в рамках РСФСР и начала открыто требовать этого. В ответ грузинский президент Звиад Гамсахурдиа отменил автономию Южной Осетии в декабре 1990 года. Когда Южная Осетия не согласилась с этим решением и начала инициировать шаги по объединению с Северной Осетией, последовало вторжение грузинских войск, что привело к боевым действиям, в результате которых было убито более 2000 человек и тысячи людей пострадали. При посредничестве российского президента Бориса Ельцина в июле 1992 года было объявлено о прекращении огня, за соблюдением которого следят Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), состоящие из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Отношения между двумя сторонами в последние годы улучшились, но об окончательном разрешении конфликта говорить по- прежнему рано. Часть жителей вернулись в свои дома, но, по оценкам, около 50 000 человек все еще остаются беженцами в результате этого конфликта. В Южной Осетии внимательно следят за ситуацией в Абхазии и вряд ли будут согласны на урегулирование на менее выгодных условиях, что означает, что на практике разрешение этих двух конфликтов будет тесно взаимосвязано.

Джавахетиярасположена на юго-западе Грузии и граничит с Арменией. Большинство населения этого района составляют армяне. Хотя до настоящего момента здесь почти не говорилось о сепаратистских настроениях, Джавахетия остается бедным регионом с ограниченным потенциалом и слабой поддержкой со стороны правительства в Тбилиси. Существуют опасения, что призывы выйти из состава Грузии и присоединиться к Армении усилятся, если ситуация продолжит ухудшаться. Проблемой, которая вызывает особенную полемику, является давление Грузии, с тем чтобы Россия закрыла свою военную базу в Ахалкалаки. Она является основным источником работы в этом регионе, а также рассматривается армянским населением как гарантия от потенциальной агрессии со стороны Тбилиси и Турции. Поэтому любые шаги к ее закрытию очень непопулярны и могут сильно дестабилизировать ситуацию.

В состав Закавказья входят Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Армения и Азербайджан. Все эти государства являются президентским унитарными республиками. В состав Грузии входит Аджария, а в состав Азербайджана входят Нахичевань и Нагорный Карабах, который фактически вышел из состава Азербайджана. Армения и Азербайджан входят в состав СНГ, а Грузия в ответ на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии вышла из СНГ.
Территория и численность населения стран Закавказья
Таблица 32

Закавказье находится на юго-западе СНГ. На западе Закавказье имеет выход к Чёрному морю (Абхазия и Грузия), а на востоке омывается Каспийским морем-озером (Азербайджан). На севере закавказские страны (Абхазия, Грузия, Южная Осетия и Азербайджан) граничат с Россией, а на юге - с Турцией и Ираном. Южная Осетия, Армения и Азербайджан имеют внутриконтинентальное географическое положение. Особенностью Азербайджана является наличие анклава - Нахичеванской Автономной Республики. Закавказье имеет благоприятное экономико-географическое положение, но из-за большого количества «горячих точек» как внутри региона (например, абхазо-грузинский, осетино-грузинский и армяно-азербайджанский конфликты), так и в соседней России (Чечня, Ингушетия и Дагестан) закавказские страны имеют чрезвычайно опасное геополитическое положение.
Закавказье хорошо обеспечено различными природными ресурсами. Горные регионы Большого, Малого Кавказа и Армянского нагорья чередуются с равнинами Колхиды и Куры. Однако в целом весь регион отличается повышенной сейсмической опасностью.
Недра закавказских стран богаты различным минеральным сырьём. Абхазия (Ткварчели) и Грузия (Ткибули) обладают запасами каменного угля, Грузия (Ахалцихе) также бурого угля, Азербайджан - нефти и природного газа (Артём-Остров, Нефтяные Камни и Сиазань). Небольшое месторождение нефти расположено также в Грузии (Мирзаани). Месторождения железных руд находятся в Азербайджане (Дашкесан), марганцевых руд - в Грузии (Чиатура), медных - в Армении (Алаверди и Кафан), полиметаллических - в Южной Осетии (Кваиси), алюминиевых в Азербайджане (Алунитдаг). Велики запасы строительного камня: мрамора - в Грузии, туфа и пемзы - в Армении. Закавказье славится источниками минеральных вод: Боржоми (Грузия), Джермук (Армения) и Истису (Азербайджан).
Среди неминеральных ресурсов особо выделяются агроклиматические, гидроэнергетические и рекреационные ресурсы: курорты Черноморского побережья (Гагра, Пицунда, Гудаута, Сухум, Новый Афон в Абхазии, Батуми, Кобулети в Грузии) и горные курорты (Ба- куриани).
Государства Закавказья по численности населения относятся к небольшим странам: крупнейшей страной региона является Азербайджан около 8 млн. человек, в Грузии проживает менее 5 млн. человек, а в Армении - около 3 млн., в Абхазии чуть более 215 тыс., а в Южной Осетии - чуть более 70 тыс. человек. Несмотря на малую численность населения Армения отличается очень высокими показателями средней плотности населения (более 100 человек на 1 км2). Как и во всех горных странах, население размещается крайне неравномерно. Равнинные территории и межгорные котловины заселены очень плотно, тогда как в высокогорных районах плотность населения составляет менее одного человека на 1 км2.
Все страны Закавказья относятся к странам с современным типом воспроизводства населения, и в настоящее время Грузия переживает демографический кризис. К тому же для всех закавказских стран характерна активная эмиграция населения, вследствие чего численность населения во всех странах региона сокращается.
Закавказье отличается сложным национальным составом. Титульные народы (абхазы в Абхазии, грузины в Грузии, осетины в Южной Осетии, армяне в Армении и азербайджанцы в Азербайджане) составляют большинство населения в каждой стране. Во всех странах региона часть населения (особенно в столицах) составляют русские. На территории Абхазии проживают также грузины, армяне, греки, в Грузии проживают также аджарцы, армяне, турки-месхетинцы, в Южной Осетии - грузины, в Армении - курды, в Азербайджане - армяне и та- лыши.
В Азербайджане господствующей религией является ислам шиитского толка, в Южной Осетии - православие, в Армении - армяно- григорианская церковь (христиане-монофизиты). Более сложный религиозный состав характерен для Грузии и Абхазии: грузины, греки и осетины, как и русские, исповедуют православие, а часть абхазов и аджарцы исповедуют ислам суннитского толка.
Доля городского населения относительно высока только в Армении (64%), а в Абхазии, Грузии, Южной Осетии и Азербайджане она значительно ниже - около 50%. Тбилиси, Ереван и Баку являются городами- миллионерами. Наиболее крупными городами региона являются Рустави, Кутаиси, Батуми в Грузии, Сухум в Абхазии, Ереван, Гюмри и Ванадзор в Армении, Баку, Сумгаит и Гянджа в Азербайджане.
Особенностью занятости трудовых ресурсов Закавказья является большая доля сельского хозяйства, особенно в Абхазии, Южной Осетии, Грузии.
Структура занятости населения
Грузии, Армении и Азербайджана
Таблица 33

Все страны Закавказья в настоящее время из-за затянувшегося тяжелейшего экономического кризиса испытывают избыток трудовых ресурсов, поэтому многие граждане стран Закавказья эмигрируют в другие страны и прежде всего в Россию.
Экономический кризис и распад СССР резко изменили структуру хозяйства закавказских стран. По экономическому развитию эти страны оказались отброшены на десятки лет назад. По структуре хозяйства страны региона превратились в аграрно-сырьевые страны со слабым развитием обрабатывающей промышленности. В Грузии и Армении - когда-то промышленно развитых республиках Советского Союза - резко возросло значение агропромышленного, а в Азербайджане - ещё больше увеличилась доля топливно-энергетического комплекса (см. таблицу 34).
О многих отраслях и центрах хозяйства Г рузии, Армении и Азербайджана можно говорить только в прошедшем времени.

Отраслевая структура промышленности Грузии,
Армении и Азербайджана
По-прежнему значительное место в экономике региона играет добывающая промышленность: в Азербайджане - нефтяная промышленность, в Грузии - добыча угля, марганцевых и полиметаллических руд, в Армении - добыча медных, молибденовых руд, туфа и пемзы.
Грузия выделяется развитием чёрной металлургии -- на её территории находится единственный в Закавказье металлургический комбинат в городе Рустави, а Азербайджан - производством труб (Сумгаит).
Среди отраслей цветной металлургии в прошлом получили развитие производство алюминия в Армении (Ереван) и в Азербайджане (Сумгаит и Гянджа) и производство меди в Армении (Алаверди).
Практически полностью свёрнуто в регионе машиностроение. Когда-то было развито автомобилестроение в Г рузии (производство грузовых автомобилей «Колхида» в Кутаиси) и Армении (производство автомобилей повышенной проходимости в Ереване), производство электровозов (Тбилиси), самолётостроение (Тбилиси), станкостроение (Тбилиси и Ереван), электротехническая промышленность (Тбилиси, Ереван, Баку).
Среди отраслей химической промышленности были развиты производство минеральных удобрений (Рустави и Сумгаит), производство смол, пластмасс и синтетического каучука (Ереван), переработка полимеров (Ереван и Баку), бытовая химия (Тбилиси). Крупными центрами нефтепереработки являются Баку и Батуми.

Развитая в прошлом лёгкая промышленность переживает период упадка. В регионе были развиты хлопчатобумажная (Гори, Гюмри, Гянджа), шёлковая (Кутаиси), шерстяная, трикотажная и кожевенно-обувная промышленность (Тбилиси, Ереван, Баку).
Резко возросло значение пищевой промышленности, где отраслью международной специализации является виноделие (Тбилиси, Ереван), развиты также плодоовощная (Кутаиси, Ереван, Хачмас) и маслобойная промышленность (Тбилиси и Ереван).
Значительную часть ВВП стран Закавказья даёт сельское хозяйство. Во всех республиках Закавказья развито производство зерновых культур (пшеница, кукуруза, ячмень), овощеводство, садоводство, виноградарство, мясо-молочное скотоводство, овцеводство и шелководство. В Азербайджане выращивают рис и хлопчатник. В Абхазии, Грузии и Азербайджане получило развитие субтропическое земледелие - производство цитрусовых и чаеводство. Азербайджан и Армения специализируются на выращивании табака.
В странах Закавказского региона получили развитие все виды транспорта, и регион в целом обладает довольно густой транспортной сетью. Крупнейшими морскими портами региона являются на Чёрном море Сухум, Поти и Батуми в Грузии, а на Каспийском море - Баку в Азербайджане. В то же время из-за августовских событий 2008 года практически полностью прекращено железнодорожное сообщение между Грузией и Россией, из-за армяно-азербайджанского конфликта в транспортной блокаде оказалась Армения.
Важнейшими внешнеэкономическими партнёрами закавказских стран являются Россия, другие страны СНГ, а также Турция и Иран. Основу экспорта закавказских стран составляет нефть (из Азербайджана), цветные металлы (особенно из Армении), вино, фрукты, овощи, табак (из Абхазии, Грузии, Армении и Азербайджана). В импорте преобладает топливо, кроме Азербайджана), машины, оборудование, товары народного потребления (во всех странах региона).
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику стран Закавказья. Назовите факторы, влияющие на формирование и развитие хозяйства стран Закавказья. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Грузии. Дайте экономико-географическую характеристику Армении. Дайте экономико-географическую характеристику Азербайджана.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок