Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок русского языка "назывные предложения". Назывное предложения примеры Ну и характер назывное предложение

В ходе урока «Назывные предложения» учитель расскажет об этом виде односоставных предложений, их грамматических свойствах и признаках. Вы узнаете о распространителях таких конструкций, сможете без труда находить их в тексте. Научитесь отличать назывные предложения от простых двусоставных.

Тема: Односоставные предложения

Урок: Назывные предложения

Односоставные предложения, главный член которых имеет структуру, сходную со структурой подлежащего , называются назывными .

Главный член назывного предложения выражается формой

* именительного падежа имени существительного или

* словосочетанием , включающим слово в именительном падеже:

Лето. Море. Сияние звезд.

Тихая улица, несколько побеленных хат.

В назывных предложениях сообщается

* о существовании,

* наличии предмета или явления.

В предложения такого типа всегда выражается грамматическое значение реальности и настоящего времени.

В состав назывных предложений для конкретизации значения могут входить указательные частицы вон, вот :

Вот знакомый синий забор, вот высокая ель за ним.

Для введения эмоциональной оценки используются восклицательные частицы ну и, какой, вот так :

Какой великолепный праздник!

Ну и ливень!

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения :

Темные сосны, дыхание моря.

В назывном предложении содержится значение реальности и настоящего времени :

Лето (оно сейчас).

Примечание 1. Обратите внимание, что назывные предложения нужно отличать от конструкций

Чепуха. Умница! Герой!

В данном случае мы имеем дело с двусоставными неполными предложениями с опущенным подлежащим,

Это все чепуха. Ты герой!

Отличить подобные конструкции от назывных предложений довольно просто: в них не сообщается о существовании объекта, как это делается в назывных, а дается его характеристика. Поэтому невозможно подставить в такую конструкцию глагол быть (существовать, иметься)

Звезды на небе - Есть звезды на небе.

Нахал! - невозможно заменить на Есть нахал!

Примечание 2 . Предложения, которые в школьной традиции принято относить к назывным, в научной грамматике относят к двусоставным с нулевой формой глагола быть (иметь место) в качестве сказуемого.

Для выражения грамматических значений прошедшего и будущего времени используется глагол быть в его ненулевых формах:

Было лето; Будет лето.

Для обозначения условного значения мы выбираем форму условного наклонения:

Было бы лето!

Все эти предложения считаются двусоставными, в том числе и в школьной грамматике .

То же самое касается и распространенных назывных предложений, которые тоже можно трактовать как двусоставные, в которых опущено сказуемое:

Скоро осень.- Скоро наступит осень.

1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В. , Литневская Е.И. и другие.Русский язык.

2. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык.

3. Тесты. Односоставные предложения ().

2. Полный академический справочник под редакцией Лопатина ().

1. Спишите. Укажите в каждом предложении главные члены и скажите, чем они выражены. Определите виды предложений.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (И.С. Тургенев)

2. Сделайте вывод, являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович!.. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

— Скажите, пожалуйста, на что вам это ружье, что выставлено выветриваться вместе с платьем?.. Послушайте, отдайте его мне! — Как можно! Это ружье дорогое. Таких ружьев теперь не сыщете нигде. Я, еще как собирался в милицию, купил его у турчина... Как можно? Это вещь необходимая… Хорошее ружье! (Н.В. Гоголь)

Назывные предложения

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи:"Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную. Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее. материал учебника за 8 класс

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка!, Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

МАМА ГОЛОВА БОЛИТ!

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Назывные предложения" в других словарях:

    Тип односоставных предложений, главный член которых – существительное в именительном падеже: Весна. У соседей свадьба. В назывных предложениях во всех случаях, кроме настоящего времени, используется глагол связка быть: Тогда была жара. Юбилей… … Литературная энциклопедия

    собственно-назывные предложения - Разновидность номинативных предложений, называющих книги, журналы, картины, надписи на вывесках и т.п. Не все лингвисты считают их предложениями … Синтаксис: Словарь-справочник

    Предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения … Википедия

    Тип простых предложений, в основе которых – один главный член. По его характеру среди односоставных предложений различают: назывные, безличные, определённо личные и неопределённо личные. Их общее свойство – обозначать событие в отвлечении от… … Литературная энциклопедия

    информационная модель публицистического стиля - I. Типовая ситуация общения: 1) общение со многими людьми через газеты, журналы, выступления на митингах, собраниях; 2) основные функции речи: воздействующая и информативная; 3) основные задачи: воздействовать на массы, сформировать у них… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Виктория Георгиевна Лысенко Дата рождения: 22 марта 1953(1953 03 22) (59 лет) Место рождения: Пржевальск,Иссык Кульская область,Киргизия Основные интересы: философия раннего буддизма, вайшеш … Википедия

    Лысенко, Виктория Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР) советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН … Википедия

    Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР) советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН. Профессор РГГУ.… … Википедия

Город на реке Днепр. Крупный промышленный и культурный центр. Население более 300 тысяч жителей. Один из древнейших городков Руси.

Используя назывные предложения, напишите краткую характеристику населённого пункта (города, села, посёлка), в котором вы живёте.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

А1. Укажите определённо-личное предложение.

1) Бельё стирали в прачечной.

2) Молчи, прошу, не смей меня будить.

3) В печке что-то гудит.

4) Клин клином вышибай.

А2. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Сейчас его схватят и унесут куда-нибудь.

2) На берег накатывают большие волны.

3) Морозит.

4) Лес рубят – щепки летят.

А3. Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Смотри не упади.

2) Копейка рубль бережёт.

3) На покосе лошадей оставили.

4) Чужую беду пальцем разведу, а к своей ума не приложу.

А4. Укажите безличное предложение.

1) Мороз.

2) Работа была трудная.

3) И опять приходится налегать на вёсла.

4) Полегче на поворотах.

А5. Укажите назывное предложение.

1) Не спрячешься от медведя.

2) Брат широкоплеч.

3) Волк коню не товарищ.

4) Сосновый столик, стул…

А6. Укажите определённо-личное предложение.

1) Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла.

2) Чрез два часа снова буду говорить с врачом.

3) Сорок пятый.

4) Владей, Фаддей, своей Маланьей.

А7. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Мне постелили в комнате рядом с братом.

2) Где взять полотенца?

3) Никогда тебя не прощу.

4) Иди прямо и никуда не сворачивай.

А8. Укажите безличное предложение.

1) Поле пригрело солнце.

2) Морозило сильнее, чем с утра.

3) Голод не тётка.

4) Ненаписанные страницы книги.

А9. Укажите определённо-личное предложение.

1) Мне стало плохо.

2) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

3) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…

4) Не хочу я тебя искать и не буду!

А10. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Раскрой, пожалуйста, окна!

2) Положите на место.

3) До свадьбы заживёт.

4) В дверь постучались.

А11. Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Легко мне.

2) Шила в мешке не утаишь.

3) Денежки счёт любят.

4) Саше пояснили решение задачи.

А12. Укажите безличное предложение.

1) Не слышалось никакого шума.

2) Ощущаю в себе силу большую.

3) Дурные примеры заразительны.

4) Дурака учить, что мёртвого лечить.

А13. Укажите назывное предложение.

1) На безрыбье и рак рыба.

2) Поле далеко.

3) Душное лето.

4) С одного края небо очистилось.

А14. Укажите определённо-личное предложение.

1) Обложная гроза в деревне.

2) Что припасёшь, то и на стол несёшь.

3) Милости прошу к нашему шалашу.

4) Выходи, красна девица, дарую тебе волю.

А15. Укажите назывное предложение.

1) Двадцать первое. Понедельник.

2) Холодно.

3) Мал золотник.

4) Тебе не решить этого уравнения.

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева
Самые ужасные пытки в истории человечества (21 фото)