Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Военная авиация в цифрах. Советские самолёты времён Великой Отечественной войны

Военно-воздушные силы СССР в предвоенные годы развивались, как самостоятельный вид Вооруженных Сил, и накануне войны организованно делились на несколько групп. Основным тактическим соединением являлась дивизия. Часть дальнебомбардировочной авиации была сведена в авиационные корпуса. К июню 1941 года имелось 79 авиадивизий и 5 авиабригад. Число авиаполков росло. В сравнении с 1939 годом на июнь 1941 года их количество возросло на 80%. Но к началу войны развертывание авиации и перестройку авиационного тыла осуществить не удалось, летный состав проходил переподготовку.

Не хватало средств обслуживания и ремонта, новой техники. От темпов развития авиации отставало развитие аэродромной сети. На вооружении ВВС состояли боевые самолеты разных конструкций, большинство из них имели малую скорость и слабое вооружение. Новые самолеты (МИГ-3, ЯК-1, ЛаГГ-3, ПЕ-2, ИЛ-2 и другие) по боевым возможностям не уступали немецко-фашистским, а по ряду показателей превосходили их. Однако поступление их в ВВС началось не задолго до начала войны, и к 22 июня 1941 года их насчитывалось только 2739.

Авиационные кадры готовились в трех авиационных академиях, 78 летных и 18 технических школах и училищах.

В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на которых базировалось 65% авиации западных приграничных военных округов. Вооруженные силы потеряли на земле и в воздухе 1200 самолетов, только один Беларусский военный округ лишился 738 самолетов. Авиация противника на ряде направлений советско-германского фронта захватила господство в воздухе. Это поставило советские сухопутные войска и авиацию в трудное положение и явилось одной из причин временных неудач Советской Авиации в первом периоде войны. Несмотря на большие трудности советские летчики проявили высокое мужество, отвагу и массовый героизм. В первый день войны они совершили 6 тысяч самолетовылетов. Советским правительством были приняты меры, направленные на укрепление военно-воздушных сил, перестройку авиационной промышленности и подготовку авиационных кадров. В августе 1941 года ГКО принял решение о реорганизации военно-воздушных сил. Реорганизация закончилась в целом к 1943 году и представляла более сложную систему, нежели накануне и в начале войны.

В ходе военных действий авиация давала большую поддержку сухопутным соединениям. Этот род войск был залогом победы в сотнях военных операций.

К началу войны работа авиационной промышленности, ставшей в середине 1930-х годов крупной отраслью народного хозяйства, была существенно перестроена. В 1939 году ЦК ВКП (б) и Советское правительство приняли экстренные меры по укреплению авиационной промышленности с целью перевода ее на производство более совершенной авиационной военной техники. В 1939 – начале 1941 годах были построены, испытаны, приняты на вооружение и запущены в серийное производство новые образцы боевых самолетов: истребители ЛаГГ-3, МИГ-3, Як-1, бомбардировщики ПЕ-2, ПЕ-8, Ил-4, штурмовик Ил-2. Авиационная промышленность полностью перешла на выпуск самолетов – монопланов с убирающимися шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытым фонарем и т.д. Скорость советских истребителей достигла 600 – 650 км/ч, потолок 11 – 12 км, дальность полета 3 – 4 тыс. км, бомбовая нагрузка 3 – 4 т. Число заводов отрасли по сравнению с 1937 годом увеличилось в 1,7 раза; к 1941 году резко возросли мощности производства, превысив мощности авиационных заводов Германии. Однако, германская авиационная промышленность выпускала самолеты только новых конструкций, а советская – как новых, так и старых. Серийное производство боевых машин новых конструкций было начато в СССР в 1940-м году. Всего за 1940 год и первое полугодие 1941 года авиационной промышленностью СССР было выпущено 249 штурмовиков Ил-2, 322 истребителя ЛаГГ-3, 399 Як-1, 111 Миг-1, 1289 Миг- 3, 459 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

В первые дни войны перед авиационной промышленностью была поставлена задача добиться значительного увеличения выпуска боевых машин, особенно новых типов. Авиационной промышленности были переданы многие машиностроительные и станкостроительные заводы, а так же предприятия, выпускавшие электрическое оборудование. Началось строительство новых авиационных заводов.*

В июле 1941 года было выпущено более 1800 боевых самолетов (вдвое больше среднемесячного выпуска в первом полугодии 1941 года), в сентябре – 2329. Однако с октября 1941 года произошло значительное снижение производства самолетов, вызванное перебазированием большинства авиационных заводов в восточные регионы страны. Но уже с конца 1941 года отрасль стала непрерывно наращивать выпуск новой авиационной техники.

Всего в период войны авиационной промышленностью освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модифицированных самолетов (истребителей – 10 типов, бомбардировщиков – 8, штурмовиков - 2, транспортных – 4, учебных – 1) и 23 типа авиадвигателей.

Новые самолеты были построены по простой конструкции из недефицитных материалов, что существенно облегчало их серийное производство в условиях военного времени. По простоте и надежности советские самолеты выгодно отличались от зарубежных.

Авиация в курской битве

К лету 1943 года центр тяжести борьбы за господство в воздухе переместился на центральный участок советско-германского фронта.

Для поддержки своих сухопутных войск с воздуха немецко-фашистское командование создало две мощные группировки: одна – южнее Орла, другая – севернее Харькова. Всего авиационные силы противника в районе Курской дуги насчитывали 2050 самолетов (1200 бомбардировщиков, 600 истребителей, 150 разведчиков). В предстоящей битве гитлеровцы делали большую ставку на авиацию, они сконцентрировали на Курской дуге 65% всех, имевшихся на советско-германском фронте, самолетов, в том числе и новые типы боевых самолетов – истребители «Фоке-Вульф-190а», модифицированный «Мессер-Шмитт-109», штурмовик «Хеншель-129».

Авиационная группировка советских войск состояла из 16-й воздушной армии (командующий генерал С.И.Руденко) Центрального фронта, 2-й (командующий генерал С.А.Красовский) Воронежского фронта и 17-й (командующий генерал В.А.Судец) Юго-Западного фронта, а также основных сил авиации дальнего действия. В состав Степного фронта входила 5-я воздушная армия (командующий генерал С.К.Горчаков). Всего в составе советских авиационных соединений, действующих на Курской дуге, насчитывалось 1650 самолетов.

Таким образом, общее соотношение сил 1,3: 3 , было в пользу Германии. К началу битвы произошло существенное обновление самолетного парка советских ВВС. Тщательно отрабатывалась организация взаимодействия авиации с наземными войсками, для чего штабы воздушных армий выделяли своих представителей в наземные войска. К началу битвы штабы воздушных армий передвигались ближе к фронту (40 – 50 км от линии фронта. С октября 1942 года на каждом втором самолете-истребителе имелись приемопередающие радиостанции.

Тыловые органы воздушных армий с приданными инженерными батальонами усиленно готовили аэродромную сеть, накапливали запасы боевых и материальных средств. Для строительства аэродромов привлекалось население.

В течение дня 5 июля советские летчики в воздушных боях сбили 260 и уничтожили 60 самолетов противника. Наши потери составили 176 самолетов. В результате противодействия наших истребителей и понесенных потерь активность вражеской авиации во второй половине дня уменьшилась на Центральном фронте, а в полосе Воронежского фронта противник и вовсе не смог преодолеть сопротивление наших истребителей.

Однако не все шло гладко. В действиях наших истребителей выявились недочеты. Они увлекались боями с вражескими истребителями и, порой, оставляли без внимания бомбардировщики. Недостаточно четко было организовано оповещение о приближении воздушного противника. Оценивая все это, командование ВВС, командующие воздушными армиями на следующий день (6 июля) изменили формы и способы действия нашей авиации и перешли к массированным ударам по наступающим вражеским войскам. Одновременно были внесены коррективы и в организацию боевых действий истебителей. Зоны патрулирования были вынесены на территорию противника. Истребителей начали наводить с помощью радио в первую очередь на бомбардировщиков.

В результате возросших потерь немецкая авиация резко сократила свою активность. Если 5 июля на Центральном и Воронежском фронтах было отмечено 4298 самолетовылетов, то 6 июля – только 2100.

Начиная с 7 июля советские истребители прочно овладели инициативой в воздухе. Активность немецкой авиации снижалась с каждым днем. К 10 июля наступательные возможности немецко-фашистских войск на Орловском направлении иссякли.

В контрнаступлении наших войск в Курской битве впервые в Великой Отечественной войне проводилось авиационное наступление.** За время контрнаступления под Курском советская авиация совершила свыше 90 тысяч самолетовылетов. В 1700 воздушных боях было уничтожено 2100 самолетов противника, кроме того разбито и повреждено на аэродромах 145 и сбито зенитной артиллерией 780 самолетов.

Массовый героизм и высокое боевое мастерство проявили летчики во время боев. Бессмертный подвиг совершил 6 июля 1943 года летчик А.К.Горовец. В одном воздушном бою он сбил 9 вражеских самолетов. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 8 июля командир эскадрильи М.Малов, прикрывая 2-й Тацинский танковый корпус, уничтожил несколько танков противника. В последней атаке его самолет был подбит зениткой, и мужественный летчик направил горящую машину в скопление вражеских танков. Посмертно М.Малову присвоено звание Героя Советского Союза. Смертью Героев погибли летчики А.Нечаев, М.С.Токарев. Здесь получил боевое крещение летчик, младший лейтенант И.Н.Кожедуб, впоследствии трижды Герой Советского Союза.

В воздушных боях таяла авиационная мощь фашистской Германии. Завоевание господства в воздухе обеспечивалось непрерывным количественным и качественным ростом советских военно-воздушных сил, более решительным массированием авиации на главных направлениях, повышением воинского мастерства летного состава, новыми методами использования авиации.


ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ЦИФРАХ
Обновлено - 22.11.2013
Рубрика "НОВОСТИ САЙТА" обновляeтся ЕЖЕДНЕВНО, а все ее ссылки - АКТИВНЫ
Важно! Новое сообщение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО находится в начале каждой темы и на протяжении 10 суток выделяется красным цветом
NB: активные ссылки на подобные этой темы: "Малоизвестные факты о авиации"

Переформатировал тему в группу разделов для каждой из основных стран-участниц и подчистил дубликаты, похожую информацию и информацию, что вызывала откровенные сомнения.

ВВС царской России:
- в годы 1МВ было захвачено 120-150 трофейных немецких и австрийских самолетов. Большинство - двухместные разведчики, истребители и двухмоторные самолеты встречались редко (Прим.28*)
- на конец 1917г в российской армии числилось 91 авиаотряд из 1109 самолетов, из них: в
наличии на фронтах - 579 (428 исправных, 137 неисправных, 14 устаревших), 237 занаряжено для фронта и 293 в школах. В это количество не вошли до 35 самолетов Эскадры воздушных кораблей, 150 самолетов морской авиации, самолеты тыловых органов, 400 самолетов авиапарков и в резерве. Общее же количество самолетов оценивалось в 2200-2500 военных самолетов (Прим.28*)

ВВС СССР:
- в 1937г в РККА было 18 авиационных училищ, в 1939г - 32, на 01.05.1941г - уже 100
(Прим.32*)
- приказ №080 от 03.1941г: срок обучения летного состава – 9 месяцев в мирное время и 6 месяцев в военное, налет часов для курсантов на учебных и боевых самолетов – 20 часов для истребителей и 24 часа для бомбардировщиков (японский смертник в 1944г должен был иметь 30 часов налета) (Прим.12*)
- в 1939г РККА имела 8139 боевых самолетов, из которых 2225 были истребителями (Прим.41*)
- 01.09.1939г СССР имела на начало 2МВ 12677 боевых самолетов (Прим.31*)
- на лето 1940г в РККА было 38 авиадивизий, а к 01.01.1941г их должно было стать и стало 50
(Прим.9*)
- только в период с 01.01.1939 по 22.06.1941г РККА получила 17745 боевых самолетов, из которых 3719 были новых типов, не уступающих по основным параметрам лучшим машинам люфтваффе (Прим.43*). По другим данным, на почало войны было 2739 самолетов новейших типов ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3, ПЕ-2, из которых половина находилась в западных военных округах (Прим.11*)
- на 01.01.1940г в западных военных округах было 12540 боевых самолетов без учета дальнебомбардировочной авиации. К концу 1940г эти цифры удалось почти удвоить до 24 тысяч боевых самолетов. Количество только учебных самолетов было доведено до 6800 (Прим.12*)
- на 01.01.1941г ВВС РККА насчитывала 26392 самолета, из них - 14628 боевых и 11438 учебных самолетов. Причем, 10565 (8392 боевых) были построены в 1940г (Прим.32*)
- на начало ВОВ было сформировано 79 авиадивизий и 5 авиабригад, из них в состав Западных ВО входили 32 авиадивизии, 119 авиаполков и 36 корпусных эскадрилий. Дальнебомбардировочная авиация на западном направлении была представлена 4 авиакорпусами и 1 отдельной авиадивизией в количестве 1546 самолетов. Количество авиаполков к июню 1941г увеличилось на 80% по сравнению с началом 1939г (Прим.11*)
- ВОВ встретили 5 тяжелобомбардировочных корпусов, 3 отдельные авиадивизии и один отдельный полк советской дальнебомбардировочной авиации – около 1000 самолетов, из них за полгода войны было потеряно 2\\3. К лету 1943г дальнебомбардировочная авиация состояла из 8 авиакорпусов и насчитывала более 1000 самолетов и екипажей. (Прим.2*)
- на 1941г было построено 1528 дальних бомбардировщиков ДБ-3 (Прим.44*)
- 818 тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 было выпущено на начало ВОВ (Прим.41*)
- к началу войны имелось 2739 самолетов новейших типов ЯК-1, МИГ-3, ЛАГГ-3, ПЕ-2, из которых половина находилась в западных военных округах (Прим.11*). На 22.06.41 поступило в ВВС 917 Миг-3 (переучено 486 лётчиков), 142 Як-1 (156 переучено лётчиков), 29 Лагг (переучено 90 лётчиков) (Прим.4*)
- в частях ВВС РККА приграничных военных округов на начало войны было 7139 боевых самолёта, 1339 дальнебомбардировочной авиации, 1445 - в авиации ВМФ, что суммарно составляло 9917 самолетов
- накануне войны только в европейской части СССР находилось 20 тысяч самолетов, из них 17 тыс. боевых самолетов (Прим.12*)
- к весне 1942г СССР достиг довоенного уровня выпуска самолетов - не менее 1000 боевых самолётов в месяц. С июня 1941 по декабрь 1944 СССР было выпущено 97 тысяч самолетов
- со второй половины 1942г советская промышленность вышла на рубеж выпуска 2500 самолетов в месяц при общих ежемесячных потерях 1000 самолетов (Прим.9*)
- на 22.06.1942г 85% всей советской дальнебомбардировочной авиации составляли 1789 самолетов ДБ-3 (с модификации ДБ-3ф назывался ИЛ-4), остальные 15% - СБ-3. Эти самолеты не попали под первые удары немецкой авиации, так как базировались относительно далеко от границы (Прим.3*)
- за годы выпуска (1936-40) было построено 6831 советский бомбардировщик СБ (Прим.41*)
- 10292 биплана И-16 и его модификации были выпущены с 1934г по 1942г
- на 22.06.1941г было выпущено 412 Як-1 (Прим.39)
- 16 тысяч Як-9 было произведено в годы войны
- Ил-2 был наиболее массовым штурмовиком ВОВ. C 1941 по 1945гг их было выпущено 36 тыс. (Прим.41* и 37*) Потери штурмовиков за годы войны составили около 23 тысяч.
- за годы ВОВ погибло 11 тыс. советских лётчиков-штурмовиков (Прим.25*)
- в 1944г в частях на каждого советского летчика-штурмовика приходилось по два самолета (Прим.17*)
- жизнь самолета-штурмовика длилась в среднем 10-15 вылетов, а 25% летчиков сбивались в первом вылете, тогда как для уничтожения одного немецкого танка требовалось не менее 10 вылетов (Прим.9*)
- в СССР по ленд-лизу поступило 18,7 тыс. самолетов из США (Прим.34*), из них: 2243 Р-40 "Curtiss", 2771 A-20 "Douglas Boston", 842 бомбардировшика В-25 "Митчелл" из США, а 1338 "Supermarine Spitfire" и 2932 "Харрикейн"- (Прим.26*) из Англии.
- к началу 1944г СССР располагал 11000 боевых самолетов, немцы - не более 2000. За 4 года войны СССР построил 137271 самолет и получил 18865 самолетов всех типов, из них 638 самолетов было утрачено при транспортировке. По другим данным, на начало 1944г советских боевых самолетов было в 6 раз больше, чем всех немецких самолетов (Прим.8*)
- на "небесном тихоходе" - У-2вс воевало в годы ВОВ около 50 авиаполков (Прим.33*)
- из монографии "1941 год - уроки и выводы": "...из 250 тысяч самолето-вылетов, выполненных
советской авиацией за первые три месяца войны, по танковым и моторизованным колоннам противника..." Рекордным месяцем для люфтваффе был июнь 1942г, когда было выполнено (по данным советских постов ВНОС) 83 949 вылетов боевых самолетов всех типов. Другими словами, "разгромленная и уничтоженная на земле" советская авиация летала летом 1941г с интенсивностью, которую немцы смогли достигнуть только в одном месяце за всю войну (Прим.13*)
- Средняя живучесть советских пилотов в годы Отечественной войны:
пилот истребителя - 64 боевых вылета
пилот штурмовика - 11 боевых вылетов
пилот бомбардировщика - 48 боевых вылетов
пилот торпедоносца - 3,8 боевых вылета (Прим.45*)
- аварийность в ВВС РККА накануне ВОВ была огромная - в среднем разбивалось 2-3 самолета в день. Эта ситуация во многом сохранилась и в войну. Не случайно во время войны небоевые потери самолетов составляли свыше 50% (Прим.9*)
- "неучтенная убыль" - 5240 советских самолетов, оставшихся на аэродромах после захвата их немцами в 1941г
- средние ежемесячные потери ВВС РККА с 1942 по май 1945г составляли 1000 самолетов, из них небоевые - свыше 50%, а в 1941г боевые потери составляли 1700 самолетов, а общие - 3500 в месяц (Прим.9*)
- небоевые потери советской боевой авиации в ВОВ составили 60300 самолетов (56,7%) (Прим.32*)
- в 1944г потери советской боевой авиации составили 24800 машин, из них 9700 - боевые потери, и 15100 - не боевые потери (Прим.18*)
- от 19 до 22 тыс. советских истребителей было потеряно в ВОВ (Прим.23*)
- в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №632-230сс от 22.03.1946г "О перевооружении ВВС, истребительной авиации ПВО и авиации ВМС на современные самолеты отечественного производства": "...снять с вооружения в 1946г и списать: самолеты-истребители иностранных типов, в том числе "Аэрокобра" - 2216 самолетов, "Тандерболт" - 186 самолетов, "Кингкобра" - 2344самолета, "Киттихаук" - 1986 самолетов, "Спитфайр" - 1139 самолетов, "Харикейн" - 421 самолет. Итого: 7392 самолета и 11937 устаревших отечественных самолетов (Прим.1*)

ВВС Германии:
- в ходе немецкого наступления 1917г до 500 русских самолетов стали немецкими трофеями (Прим.28*)
- согласно Версальскому договору Германии пришлось после окончания 1МВ пустить под слом 14 тыс. своих самолетов (Прим.32*)
- серийное производство первых боевых самолетов в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах (Прим.13*). Так в 1934г немецким правительством был принят план постройки 4000 самолетов к 30.09.1935г. Среди них не было ничего, кроме старья (Прим.52*)
- 01.03.1935г - официальное признание люфтваффе. В наличии было 2 полка Ju-52 и Dо-23 (Прим.52*)
- 771 немецкий истребитель был выпущен в 1939г (Прим.50*)
- в 1939г Германия ежедневно производила 23 боевых самолета, в 1940г - 27, а в 1941г - 30 самолетов (Прим.32*) К весне 1942г Германия выпускала до 160 самолетов в месяц
- 01.09.1939г Германия начала 2МВ, имея 4093 самолета (из них 1502 бомбардировщика)(Прим.31*)
- накануне ВОВ Германия имела 6852 самолетов, из которых для нападения на СССР было выделено 3909 самолетов всех типов. В это количество входило 313 транспортников и 326 самолетов связи. Из оставшихся 3270 боевых самолетов: 965 истребителей (почти поровну - Bf-109е и BF-109f), 102 истребителя-бомбардировщика (Bf-110), 952 бомбардировщика, 456 штурмовика и 786 разведчиков (Прим.32*). По другим данным, на 22.06.41г против СССР немцы сосредоточили; 1037 (из них 400 боеготовых) истребителей Bf-109; 179 Bf-110 в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков, 893 бомбардировщика (281 He-111, 510 Ju-88, 102 Do-17), штурмовики - 340 Ju-87, разведчики - 120. Всего - 2534 (из них около 2000 боеготовых). А также 1000 самолётов немецких союзников
- после переброски в декабре 1941г 250-300 самолетов 2-го воздушного корпуса из СССР для действий в район Мальты и Северной Африки, общая численность люфтваффе на советском фронте сократилась с 2465 самолетов на 01.12.1941г до 1700 самолетов на 31.12.1941г. В январе 1942г количество немецких самолетов еще больше сократилось после переброски самолетов 5-го авиакорпуса в Бельгию (Прим.29*)
- в 1942г Германия выпустила 8.4 тыс. боевых самолетов. По другим данным, немцы ежемесячно выпускали лишь до 160 самолётов
- в 1943г среднемесячно Германия производила 849 истребителей (Прим.49*)
- 84320 самолётов всех типов произведено в Германии в 1941-45 годах. (Прим.24*) - всего за годы 2МВ было уничтожено 57 тыс. немецких самолетов всех типов
- 1190 гидросамолетов было выпущено немецкой авиапромышленностью за 2МВ (Прим.38): из них 541 Арадо 196а
- 2500 связных самолетов "Шторьх" всего было построено. По другим данным, выпущен 2871 Fi-156 "Шторх" ("Аист"), а летом 1941г немцами был захвачен завод по производству его советской контрафактной копии ОКА-38 "Аист" (Прим.37*)
- немецкий бомбардировщик Ju-88 был выпущен общим числом 15100 самолетов (Прим.38*)
- 1433 реактивных Ме-262 было произведено в Германии в годы 2МВ (Прим.21*)
- всего было выпущено 5709 Ju-87 "Штука" (Прим.40*) и 14676 Ju-88 (Прим.40* и 37*)
- за 1939-45гг было выпущено 20087 истребителей FW-190, тогда как своего пика производство достигло в начале 1944г, когда ежедневно выпускалось 22 самолета данного типа (Прим.37* и 38*)
- за годы 2МВ было произведено 35 тыс. немецких истребителей Bf-109 (Прим.14* и 37*)
- выпустив с 1939г 3225 транспортных Ju-52 ("тетушка Ю") немецкая авиапромышленность была вынуждена прекратить его производство в 1944г (Прим.40*)
- за годы войны на чешских авиапредприятиях для люфтваффе было выпущено 846 «рам» - корректировщиков огня FВ-189. В СССР этот тип самолётов не выпускался вообще.
- всего было выпущено 780 разведчиков - корректировщиков Hs-126 ("Костыль") (Прим.32*)
- немецкие самолеты-неудачники, принятые на вооружение вермахта: 871 штурмовик Hs-129 (1940г выпуска), 6500 Bf-110 (6170 - Прим.37*), 1500 Ме-210 и Ме-410 (Прим.15*). Неудавшийся истребитель Ju-86 немцы переквалифицировали в стратегический разведчик (Прим.32*). Dо-217 так и не стал удачным ночным истребителем (выпущено 364, з них 200 - в 1943г) (Прим.46*). Выпущенный в количестве более 1000 единиц (по другим данным, было выпущено всего 200 самолетов, еще 370 находились в разной стадии готовности, а еще для 800 самолетов были выпущены детали и комплектующие - Прим.38*) немецкий тяжелый бомбардировщик Не-177 из-за многочисленных аварий часто просто сгорал в воздухе (Прим.41*). Штурмовик Не-129 оказался крайне неудачным из-за тяжелого управления, слабого бронирования двигателей, слабого кормового вооружения (Прим.47*)
- в 1945г доля истребителей из всей выпускаемой в Германии военной авиации составляла 65,5%, в 1944г - 62,3% (Прим.41*)
- в годы 2МВ немцами выпущено 198 не совсем удачных, тяжелых шестимоторных военно-транспортных самолетов Ме-323 из переделанных планеров "Гигант", в свое время предназначенных для осуществения десанта (могли перевозить 200 десантников или определенное количество танко и 88мм зенитных орудий) на территорию Англии (Прим.41* и 38*)
- в 1941г потери транспортных Ju-52 впервые превысили их производство - было потеряно более 500 самолетов, а выпущено всего 471 (Прим.40*)
- 273 Ju-87 действовали против СССР, в то время как на Польшу напали 348 Ju-87 (Прим.38*)
- за 8 месяцев (01.08.40 - 31.03.41г) из-за аварий и катастроф люфтваффе утратило 575
самолетов и погибло 1368 человек (Прим.32*)
- наиболее активные летчики союзников совершили во 2МВ 250-400 боевых вылетов, в то время как аналогичные показатели у немецких пилотов колебались между 1000 - 2000 вылетами
- к началу 2МВ 25% немецких летчиков овладели мастерством слепого пилотирования (Прим.32*)
- в 1941г немецкий летчик-истребитель, покидая летную школу, имел более 400 часов общего
налета, из них не менее 80 часов - на боевой машине. После в запасной авиагруппе выпускник
добавлял еще 200 часов (Прим.32*)
- в годы ВОВ было 36 немецких летчиков, каждый из которых, сбил более 150 советских самолетов и около 10 советских летчиков, каждый из которых сбил 50 и более немецких самолетов (Прим.9*)
- боезапаса истребителя Bf-109F хватает на 50 секунд непрерывной стрельбы из пулеметов и 11 секунд - из пушки MG-151 (Прим.13*)
- ракета "Фау-2" состояла из 45 тысяч деталей, максимально ежемесячно Германия смогла выпускать до 400 ракет этого типа
- из 4300 ракет "Фау-2" более 2000 взорвались на земле или в воздухе при пуске либо вышли из
строя во время полета. Только 50% ракет попадали в круг диаметром 10км (Прим.27*). Всего по Лондону было зафиксировано 2419 ударов ракетами "Фау", по Антверпену - 2448. Из выпущенных по целям достигло цели 25% ракет. Всего было изготовлено 30 тыс. ракет "Фау-1" В 1945г скорость ракет "Фау" достигала около 800 км\\ч. (Прим.9*)
- 14.06.1944г на Лондон упала первая "Фау-2". Из 10492 выпущенных по Лондону "Фау-2" до цели долетело 2419. Еще 1115 ракет взорвалось на территории Южной Англии (Прим.35*)
- с самолетов-носителей Не-111(Н-22) к концу 1944г по Антверпену, Лондону и Брюсселю было выпущено соответственно 8696, 4141 и 151 "Фау-2" (Прим.35*)

ВВС США:
- после 1МВ, в ноябре 1918г в США находилось на вооружении 1172 "летающих лодок" (Прим.41*)
- 01.09.1939г США имели на начало 2МВ 1576 боевых самолетов (Прим.31*)
- за годы 2МВ авиапромышленность США выпустила свыше 13 тыс. "Уорхоков", 20 тыс. "Уайлдкетов" и "Хеллкетов", 15 тыс. "Сандерболтов" и 12 тыс. "Мустангов" (Прим.42*)
- 13 тыс. американских бомбардировщиков B-17 было выпущено во 2МВ (Прим.41*)

ВВС Англии:
- самый массовый английский бомбардировщик 2 МВ "Веллингтон" был выпущен в количестве 11 461 самолетов (Прим.51*)
- 01.09.1939г Англия начала 2МВ, имея 1992 боевых самолета (Прим.31*)
- уже в августе 1940г Англия ежедневно производила в 2 раза больше истребителей, чем
Германия. Общее их количество впоследствии настолько превышало количество летчиков, что
вскоре позволило переводить часть самолетов на консервацию или передавать другим странам по ленд-лизу (Прим.31*)
- с 1937г до окончания 2МВ было выпущено более 20 тыс. английских истребителей “Спитфайр” (Прим.41*)

ВВС других стран:
- 01.09.1939г Франция начала 2МВ, имея 3335 самолетов (Прим.31*): 1200 истребителей, 1300 бомбардировщиков, 800 разведчиков, 110000 личного состава
- в 1942г Япония 3.2 тыс. боевых самолетов
- всего в ВВС Польши имелось на начало войны 1900 самолетов (Прим.8*)
- ВВС Румынии на 22.06.1941г: 276 боевых самолетов, из них 121 истребитель, 34 средних и 21 легких бомбардировщиков, 18 гидросамолетов и 82 разведчика. Еще 400 самолетов находились в летных школах. Конкретизировать типы самолетов не имеет смысла из-за моральной и физической устарелости. Румынским 250 (205 боеготовых) самолетам, выделенным против СССР, противостояло около 1900 советских самолетов. Накануне войны немцы переучили 1500 румынских авиаспециалистов и согласились поставить Румынии современные Bf-109u и Hе-110e. Новым румынским истребителем ИАР-80 накануне войны было перевооружено 3 эскадрильи (Прим.7*)

ДРУГОЕ:
- в "битве за Англию" немцами было потеряно 1733 самолета (Прим.30*). По другим данным, потери составили 1792 самолета, из которых 610 Bf-109. Потери англичан составили 1172 самолета: 403 "Спитфайра", 631 "Харрикейн", 115 "Бленхейм" и 23 "Дефиант" (Прим.37*)
- более 200 истребителей Р-36 США изготовили для Франции перед 2МВ (Прим.41*)
- на сентябрь 1944г приходится пик количества союзнических бомбардировщиков в Европе - более 6 тыс.(Прим.36*)
- 250 млн. полученных по ленд-лизу авиационных патронов было пущено на переплавку (Прим.9*)
- за годы ВОВ финны (ВВС-ПВО) претендуют на 2787, румыны - примерно на 1500, венгры - около 1000, итальянцы - на 150-200, словаки - на 10 сбитых советских самолетов. Еще 638 сбитых советских самолетов числится на боевых счетах словацкой, хорватской и испанской истребительных эскадрилий. По другим данным, сообща немецкие союзники сбили не более 2400 советских самолетов (Прим.23*)
- около 3240 немецких истребителей было уничтожено на советско-германском фронте, из них 40 на счету союзников СССР (ВВС-ПВО поляков, болгар и румын с 1944г, французов из "Нормандии-Неман") (Прим.23*)
- на 01.01.1943 против советских 12300 самолетов действовало 395 дневных немецких истребителей, на 01.01.1944г - соответственно 13400 и 473 (Прим.23*)
- после 1943г от 2\\3 до 3\\4 всей немецкой авиации противодействовало авиации антигитлеровской коалиции на Западе Европы (Прим.23*) Сформированые в конце 1943г 14 советских авиармий поставили крест на господстве немецкой авиации в небе СССР (Прим.9*)
- потери советской авиации в первые дни войны: 1142 (800 было уничтожено на земле), из них: Западный округ - 738, Киевский - 301, Прибалтийский - 56, Одесский - 47. Потери люфтваффе за 3 дня - 244 (из них 51 в первый день войны) (Прим.20*)
- для атаки каждого советского военного аэродрома немцы 22.06.1941 выделили по 3 бомбардировщика. Удар наносился 2-х килограммовыми осколочными бомбами SD-2. Радиус поражения бомбы - 12 метров 50-200 осколками. Прямое попадание такой бомбы было эквивалентно зенитному снаряду средней мощности (Прим.22*) Штурмовик "Штука" нес 360 бомб SD-2 (Прим.19*)
- в 1940г в СССР было выпущено 21447 авиамоторов, из них менее 20% - доля отечественных разработок. В 1940г между ремонтный ресурс советских авиамоторов нормативно составлял 100-150 часов, реально - 50-70 часов, в то время, как этот показатель во Франции и Германии - 200-400 часов, в США - до 600 часов (Прим.16*)
- на начало войны в европейской части СССР советские ВВС имели 269 самолетов-разведчиков из общего количества 8000 самолетов против немецких 219 дальних и 562 ближних самолетов-разведчиков из общего количества 3000 самолетов (Прим.10*)
- союзным ВВС на Средиземноморском театре после падения Туниса, оцененным в 5000 самолётов, противостояли не более 1250 самолётов "оси", из которых грубо половина была немецкими и половина была итальянскими. Из числа немецких самолетов только 320 были пригодны для действий, и среди них истребителей 130 « Мессершмитт» всех модификаций (Прим.8*)
- авиация Северного флота СССР в 1944г: 456 боеготовых самолетов, из них 80 летающих лодок. Германская авиация в Норвегии состояла из 205 самолетов в 1944г (Прим.6*)
- немецкие ВВС во Франции потеряли 1401 самолет, французы только истребителей потеряли - 508 (257 пилотов истребителей погибло) (Прим.5*)

В самом начале Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) фашистскими оккупантами было уничтожено почти 900 советских самолётов. Большая часть авиационной техники, не успев взлететь, была сожжена на аэродромах в результате массивной бомбардировки немецкой армии. Однако за очень короткие сроки советские предприятия вышли в мировые лидеры по количеству производимой авиатехники и тем самым приблизили победу Советской Армии во Второй мировой войне. Рассмотрим, какие самолёты были на вооружении у Советского Союза и чем они могли противостоять самолетам гитлеровской Германии.

Авиационная промышленность СССР

Советские самолёты перед началом войны занимали лидирующее положение в мировом авиастроении. Истребители И-15 и И-16 принимали участие в боевых действиях с японской Маньчжурией, сражались в небе Испании, атаковали противника во время советско-финского конфликта. Кроме истребительной авиации, советские авиаконструкторы уделяли большое внимание бомбардировочной технике.

Транспортный тяжелый бомбардировщик

Так, перед самой войной миру был продемонстрирован тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Этот многотонный гигант был способен доставлять смертоносный груз за тысячи километров. На то время это был самый массовый боевой самолёт ВОВ, который выпускался в неслыханных количествах и являлся гордостью Военно-воздушных сил СССР. Однако образец гигантомании не оправдал себя в реальных условиях войны. Массовый боевой самолёт ВОВ, по оценкам современных экспертов, значительно уступал штурмовым бомбардировщикам люфтваффе авиастроительной компании "Мессершмитт" по скорости и количеству вооружения.

Новые довоенные образцы самолетов

Война в Испании и на Халхин-Голе показала, что важнейшии показателями в современных конфликтах являются маневренность и скорость авиационных машин. Перед советскими авиаконструкторами была поставлена задача предотвратить отставание в боевой технике и создать новые образцы самолётов, которые бы смогли конкурировать с лучшими образцами мирового авиастроения. Были предприняты экстренные меры, и уже к началу 40-х годов появилось следующее поколение конкурентоспособных самолетов. Так, Як-1, МиГ-3, ЛаГТ-3 стали лидерами своего класса боевой авиационной техники, скорость которых на расчетной полётной высоте достигала или превышала 600 км/ч.

Начало серийного выпуска

Помимо истребительной авиации была разработана скоростная техника в классе пикирующих и штурмовых бомбардировщиков (Пе-2, Ту-2, ТБ-7, Ер-2, Ил-2) и самолета-разведчика Су-2. За два предвоенных года авиаконструкторы СССР создали уникальные и современные по тем временам штурмовики, истребители и бомбардировщики. Вся боевая техника была испытана в различных учебных и боевых условиях и рекомендована к серийному производству. Однако строительных площадок в стране не хватало. Темпы промышленного роста авиационной техники перед началом Великой Отечественной войны значительно отставали от мировых производителей. 22 июня 1941 года вся тяжесть войны легла на самолёты образца 30-х годов. Лишь с начала 1943 года военная авиационная промышленность Советского Союза вышла на необходимый уровень производства боевых самолётов и достигла преимущества в воздушном пространстве Европы. Рассмотрим лучшие советские самолёты ВОВ, по мнению ведущих мировых экспертов авиатехники.

Учебно-тренировочная база

Многие советские асы Второй мировой войны начинали свой путь в воздушную авиацию с тренировочных полётов на легендарном многоцелевом биплане У-2, производство которого было освоено в 1927 году. Самолёт-легенда верой и правдой служил советским лётчикам до самой Победы. К середине 30-х годов бипланная авиация несколько устарела. Ставились новые боевые задачи, и возникла необходимость в построении совершенно нового летательного учебно-тренировочного аппарата, соответствовавшего современным требованиям. Так, на базе КБ А. С. Яковлева был создан тренировочный моноплан Я-20. Моноплан был создан в двух модификациях:

  • с двигателем от французского «Рено» в 140 л. с.;
  • с авиационным мотором М-11Е.

В 1937 году на двигателе советского производства было установлено три международных рекорда. А машина с двигателем от «Рено» участвовала в воздушных состязаниях по маршруту Москва-Севастополь-Москва, где заняла призовое место. До самого конца войны подготовка молодых лётчиков проводилась на самолетах КБ А. С. Яковлева.

МБР-2: летающая лодка войны

Морская авиация в годы Великой Отечественной войны сыграла немаловажную роль в боевых сражениях, приближая долгожданную победу над фашистской Германией. Так, морской ближний разведчик второй, или МБР-2 - гидросамолет, способный осуществлять взлёт и посадку на водной поверхности, стал советской летающей лодкой. Среди лётчиков воздушный аппарат имел прозвище «небесная корова» или «амбарчик». Гидросамолёт первый свой полёт совершил в начале 30-х годов, и в дальнейшем, до самой победы над гитлеровской Германией, был на вооружении Красной Армии. Интересный факт: за час до нападения Германии на Советский Союз первыми были уничтожены самолёты Балтийской флотилии по всему периметру береговой линии. Германские войска уничтожили всю военно-морскую авиацию страны, находящуюся в этом регионе. Лётчики морской авиации за годы войны успешно выполняли поставленные им задачи по эвакуации экипажей сбитых советских самолётов, по корректировке береговых оборонительных линий противника, обеспечению транспортных конвоев боевых кораблей военно-морских сил страны.

МиГ-3: основной ночной истребитель

Высотный советский истребитель отличался от прочих довоенных самолетов высокоскоростными характеристиками. В конце 1941 года это был самый массовый самолет ВОВ, общее количество единиц которого составляло более 1/3 всего авиационного парка воздушной обороны страны. Новинка самолётостроения была недостаточно освоена строевыми лётчиками, им приходилось укрощать МиГ «третий» в боевых условиях. В срочном порядке были сформированы два авиационных полка из лучших представителей сталинских «соколов». Однако самый массовый самолет ВОВ значительно уступал истребительному парку конца 30-х годов. Превосходя в скоростных характеристиках на высоте более 5000 м, на средних и малых высотах боевая машина уступала тем же И-5 и И-6. Тем не менее при отражении атак на тыловые города в начале войны использовались именно «третьи» МиГи. Боевые машины участвовали в противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда и прочих городов Советского Союза. Из-за отсутствия запчастей и обновления самолётного парка новыми летательными аппаратами в июне 1944 года массовый самолет ВОВ был списан с вооружения Военно-воздушных сил СССР.

Як-9: воздушный защитник Сталинграда

В довоенное время конструкторское бюро А. Яковлева в основном выпускало лёгкие спортивные самолёты, предназначенные для тренировки и участия в различных тематических шоу, посвященных силе и мощи советской авиации. Прекрасными лётными качествами обладал Як-1, серийный выпуск которого был освоен в 1940 году. Именно этому летательному аппарату приходилось отбивать первые атаки гитлеровской Германии в самом начале войны. В 1942 году на вооружение Военно-воздушных сил начал поступать новый летательный аппарат конструкторского бюро А. Яковлева - Як-9. Считается, что это самый массовый самолет времен ВОВ фронтового типа. Боевая машина участвовала в воздушных боях по всей линии фронта. Сохранив все основные габаритные размеры, Як-9 был усовершенствован мощным двигателем М-105ПФ с номинальной мощностью в 1210 лошадиных сил при условиях полета. превышающего 2500 метров. Масса боевой машины в полной комплектации составляла 615 кг. Веса самолёту добавляли боекомплект и металлические лонжероны двутаврового сечения, которые в довоенное время были деревянными. Также в самолетё был переоборудован топливный бак, увеличивающий объём горючего, что сказывалось на дальности полета. Новая разработка авиастроителей обладала высокой маневренностью, позволяющей вести активные боевые действия в непосредственной близости от противника на больших и малых высотах. За годы серийного производства военного истребителя (1942-1948 гг.) было освоено около 17 тысяч боевых единиц. Удачной модификацией считался ЯК-9У, появившийся на вооружении ВВС СССР осенью 1944 года. Среди боевых лётчиков литера «у» означала слово убийца.

Ла-5: воздушный эквилибрист

В 1942 году боевые самолеты ВОВ пополнил одномоторный истребитель Ла-5, созданный в ОКБ-21 С. А. Лавочкина. Летательный аппарат был выполнен из засекреченных конструкционных материалов, которые позволяли выдерживать десятки прямых пулеметных попаданий противника. Боевой самолет ВОВ обладал впечатляющей маневренностью и скоростными качествами, вводя в заблуждение противника своими воздушными финтами. Так, Ла-5 мог свободно входить в "штопор", и так же удачно выходить из него, что в боевых условиях делало его практически неуязвимым. Считается, что это самый боевой самолет ВОВ, который сыграл одну из ключевых ролей в воздушных сражениях при битве на Курской дуге и боевых сражениях в небе Сталинграда.

Ли-2: грузовой перевозчик

В 30-х годах прошлого века основным средством воздушного транспортного сообщения был пассажирский самолёт ПС-9 - тихоходная машина с неубиваемым шасси. Однако уровень комфорта и летно-технические характеристики «воздушного автобуса» не соответствовали международным требованиям. Так, в 1942 году на базе лицензионного производства американского воздушно-магистрального транспортного самолёта Douglas DC-3 был создан советский военно-транспортный самолет Ли-2. Машина была собрана полностью из узлов американского производства. Летательный аппарат прослужил верой и правдой до самого конца войны, а в послевоенные годы продолжал осуществлять грузовые перевозки на местных авиалиниях Советского Союза.

По-2: в небе «ночные ведьмы»

Вспоминая боевые самолёты времен ВОВ, трудно обойти вниманием одного из самых массовых тружеников боевых сражений - многоцелевой биплан У-2, или По-2, созданный в КБ Николая Поликарпова еще в 20-х годах прошлого столетия. Первоначально летательный аппарат предназначался для учебно-тренировочных целей и эксплуатации в качестве воздушного транспорта в сельском хозяйстве. Однако Великая Отечественная война сделала «швейную машину» (так называли По-2 немцы) самым грозным и эффективным атакующим средством ночной бомбардировки. Один самолет мог совершить за ночь до 20 боевых вылетов, доставляя смертельный груз на боевые позиции противника. Следует отметить, что на таких бипланах в основном сражались женщины-лётчики. За годы войны были сформированы четыре женских эскадрильи по 80 лётчиц. За храбрость и боевое мужество немецкие оккупанты прозвали их «ночными ведьмами». Женский авиаполк в Великой Отечественной войне совершил более 23,5 тысячи боевых вылетов. Многие не вернулись с боевых сражений. Звание Героя Советского Союза получили 23 «ведьмы», большинство из них - посмертно.

Ил-2: машина великой Победы

Советский штурмовик конструкторского бюро Сергея Яковлева - это самый популярный вид боевого воздушного транспорта времен Великой Отечественной войны. Самолеты ВОВ Ил-2 принимали в театре военных действий самое активное участие. За всю историю мирового авиастроения детище С. В. Яковлева считается самым массовым боевым самолетом своего класса. Всего введено в эксплуатацию более 36 тысяч единиц боевого воздушного вооружения. Самолеты ВОВ с логотипом «Ил-2» наводили ужас на немецких асов люфтваффе и были прозваны ими «бетонными самолетами». Главной технологической особенностью боевой машины являлось включение брони в силовую схему самолёта, которая была способна выдерживать прямое попадание 7,62-миллиметровой пули противника бронебойного действия с практически нулевой дистанции. Существовало несколько серийных модификаций самолета: Ил-2 (одноместный), Ил-2 (двухместный), Ил-2 АМ-38Ф, Ил-2 КСС, Ил-2 М82 и так далее.

Заключение

Вообще, воздушные машины, созданные руками советских авиастроителей, продолжали выполнять боевые задачи и в послевоенное время. Так, на вооружении ВВС Монголии, ВВС Болгарии, ВВС Югославии, ВВС Чехословакии и других государств послевоенного социалистического лагеря долгое время находились летательные аппараты СССР, которые обеспечивали защиту воздушного пространства.

Один из видов Вооружённых сил СССР, в основные задачи которого входило прикрытие с воздуха Сухопутных войск (СВ) и Военно-морского флота (ВМФ), непосредственное уничтожение объектов и сил противника, участие в специальных операциях, воздушные переброски, а также решающая роль в завоевании господства в воздухе.

В предвоенные годы в СССР профессия военного летчика была особенно популярной. До декабря 1940 г. ВВС комплектовались исключительно добровольцами, проходившими строжайший отбор. Популярности авиации в среде молодежи способствовали многочисленные рекорды, установленные советскими авиаторами в 1930-е гг. Имена героевлетчиков В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, С. А. Леваневского, М. М. Громова, отважных летчиц В. С. Гризодубовой, М. М. Расковой были не менее известны, чем имена популярных актеров и музыкантов. Советская авиапромышленность, еще в кон. 1920-х гг. находившаяся в зачаточном состоянии, уже к концу первой пятилетки встала на ноги и смогла дать ВВС современную авиационную технику. Так, если в 1928 г. в СССР было всего 12 авиапредприятий, то к 1933 г. их число выросло до 31. К кон. 1930-х гг. по выпуску самолетов Советский Союз опередил все развитые капиталистические страны. Однако к тому времени обозначился и ряд серьезных проблем. Существенно отставало отечественное двигателестроение, не хватало легких авиационных материалов (алюминия, дюралюминия и др.); выпускаемые отечественной промышленностью самолеты, еще 2-3 года назад считавшиеся вполне современными, в силу быстрого развития конструкторской мысли на Западе начали стремительно устаревать. В 1939 г. советское правительство начинает принимать экстренные меры по модернизации самолетного парка ВВС. Создаются новые конструкторские бюро под руководством молодых инженеров А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, А. И. Микояна и М. И. Гуревича. Над новыми машинами работают Н. Н. Поликарпов, С. В. Ильюшин, а также находящиеся в заключении А. Н. Туполев, В. М. Петляков и многие другие. К июню 1941 г. советские ВВС насчитывали ок. 16 000 боевых самолетов. Непосредственно в пяти западных приграничных округах было развернуто 10 243 самолета, из которых 7473 принадлежали ВВС РККА (фронтовая, армейская и корпусная авиация), 1437 самолетов Северного, Балтийского и Черноморского флотов и 1333 самолета дальнебомбардировочной авиации (ДБА), подчиненной непосредственно Главному командованию РККА. Большинство советских самолетов были устаревших типов: истребители И-15бис, И-16, И-153; бомбардировщики СБ, Ар-2, ТБ-3; разведчики Р-5, Р-Z, Р-10, МБР-2. Относительно современными можно было считать ближние бомбардировщики Су-2, Як-2, Як-4 и дальние ДБ-3 и ДБ-3ф (Ил-4). Все эти машины в той или иной степени уступали аналогичным самолетам противника, особенно сильный разрыв был в истребительной авиации. Даже устаревающему немецкому истребителю Ме-109Е советский И-16, в зависимости от модификации, проигрывал в скорости 60-100 км/ч, а новому Ме-109Ф, которых у немцев было большинство, — 120-150 км/ч. Положение могли бы исправить новые советские самолеты-истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, однако эти машины не успели заменить в частях устаревшие образцы. Но даже в тех частях, которые получили новую технику, личный состав не успел ее освоить. Хотя на западе страны было уже 1540 самолетов новых типов, переучились на них только 208 экипажей. Уровень обучения советских пилотов также был ниже, чем у немецких. В течение 1939-1941 гг. в ряды ВВС влилось большое количество молодых летчиков, обученных по сокращенной программе. Лишь немногим более 3 тыс. советских летчиков имели хоть какой-то боевой опыт, полученный в Финляндии, Испании или на Халхин-Голе. Среди немецких пилотов абсолютное большинство имели опыт боев в Польше, Франции, над Англией, Югославией, Грецией и Критом. Многие немецкие летчики-истребители получили право называться асами. ВВС Германии (Люфтваффе) и ее союзников — Венгрии, Румынии, Финляндии и Словакии — насчитывали 4130 боевых самолетов. Осенью 1941 г. к ним присоединились самолеты ВВС Италии и Хорватии. И все же советские летчики оказывали яростное сопротивление. В первый же день войны противник потерял 78 самолетов, еще 89 были повреждены. 18 самолетов были сбиты таранными ударами советских летчиков. Вскоре стали известны имена первых советских асов Великой Отечественной: А. Антоненко, П. Бринько, Б. Сафонов. 22 июля 1941 г. немецкая авиация совершила первый налет на Москву. В ответ в ночь на 8 августа бомбардировщики ВВС КБФ бомбили Берлин. В июле-августе была изменена штатная структура полков и дивизий ВВС. Тогда же была введена должность командующего ВВС, которым стал начальник Управления ВВС генерал П. Ф. Жигарев (с апреля 1942 г.— генерал А. А. Новиков). Весной 1942 г. противник смог оправиться от полученного удара и, собрав на южном участке фронта огромные силы, вновь перешел в наступление. Действующий здесь 4 воздушный флот Люфтваффе насчитывал 1200 боевых машин, не считая ВВС Венгрии, Румынии и Италии. Эти самолеты поддерживали фашистские войска, рвущиеся к Сталинграду и на Кавказ. Действующая под Сталинградом советская авиация не имела и тысячи самолетов. В таких условиях началась грандиозная Сталинградская битва. Весной-летом 1942 г. организационная структура советских ВВС вновь подверглась изменениям. В марте ДБА была переформирована в авиацию дальнего действия (АДД, командующий — генерал А.Е. Голованов). В мае-июне началось формирование воздушных армий (ВА) — самостоятельных авиационных соединений. В отличие от ранее действующей системы, когда силы ВВС дробились между фронтом, армиями и даже корпусами, новая организация позволяла использовать авиацию более массированно, концентрируя ее усилия на важнейших участках фронта. Всего в годы войны было сформировано 18 воздушных армий (в 18-ю воздушную армию в 1944 г. была переформирована АДД). Для усиления ВА, действующих на направлениях главных ударов, осенью 1942 г. началось формирование авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования. До кон. 1944 г. было сформировано 30 таких корпусов, к 1 января 1945 г. в их составе находилось 43% всех самолетов ВВС Красной Армии. Эти мероприятия стали возможны потому, что с 1942 г. советская промышленность развернула массовый выпуск современных боевых самолетов. Если в 1941 г. было выпущено 15 735 машин, то в 1942 г.— уже 25 436, в 1943 г.— 34 884, в 1944 г.— 40 261. Более высокими темпами работала лишь авиационная промышленность США, которой, однако, не нужно было эвакуировать свои предприятия и заново организовывать все производство. Не снижая темпов выпуска, советская авиапромышленность осваивала новые типы самолетов, одновременно продолжалось совершенствование более ранних. Существенную помощь оказали и союзники. С кон. 1941 г. до лета 1945 г. по ленд-лизу было получено 18 865 самолетов, в т. ч. истребители «Аэрокобра», «Киттихоук», «Кингкобра», «Тандерболт», «Харрикейн», «Спитфаир», бомбардировщики и торпедоносцы «Митчелл», «Бостон», «Хемпден», различные морские, транспортные и учебные самолеты. Из США, Великобритании и Канады поступали авиабензин и различные авиационные материалы. Весной-летом 1943 г. в ходе грандиозных воздушных сражений на Кубани (апрель-май) и на Курской дуге (июль-август) советские ВВС сломили сопротивление противника и уже не упускали своего превосходства в воздухе до самого конца войны. В 1944-1945 гг. советские ВВС прочно удерживали превосходство в воздухе, хотя противник периодически пытался перехватить инициативу на отдельных участках фронта. В советских ВВС в дополнение к уже действующему французскому авиаполку «Нормандия» появились польские и чехословацкие национальные авиационные формирования. С другой стороны, на вооружение Люфтваффе во все возрастающем объеме стала поступать новая совершенная боевая техника, в т. ч. реактивные истребители Ме-262 и бомбардировщики Ар-234. С приближением к границам Германии значительно возросло противодействие немецкой зенитной артиллерии, имевшей на вооружении орудия с радарным наведением. До последних дней войны фашистская авиация и ПВО оказывали яростное и упорное сопротивление. Так, за неполный месяц Берлинской наступательной операции потери советских ВВС составили 917 самолетов из более чем 7500 участвовавших. В августе 1945 г. ВВС Красной Армии и Тихоокеанского флота участвовали в разгроме японской Квантунской армии. С первого же дня наша авиация безраздельно господствовала в небе, поддерживая продвижение наземных частей. В годы Великой Отечественной войны советская авиация (без учета ВВС флота) совершила 3 млн 124 тыс. боевых самолетовылетов. На противника было сброшено 30 млн 450 тыс. бомб общим весом 660 тыс. т. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тыс. самолетов противника, а общие потери Германии и ее сателлитов на Восточном фронте составили 77 тыс. самолетов. Собственные потери составили 88 300 самолетов, в т. ч. 43 100 сбитыми и уничтоженными на аэродромах. За 1941-1945 гг. 2420 авиаторов были удостоены почетного звания Героя Советского Союза, 65 пилотов были удостоены этого звания дважды, а двое (И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин) стали трижды Героями Советского Союза.

Исторические источники:

Перечень объединений и соединений советских вооруженных сил, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг: (справочник). М., 1992.

Во время Великой Отечественной войны главной ударной силой Советского союза была боевая авиация. Даже с учетом того, что в первые часы нападения немецких захватчиков были уничтожены около 1000 советских самолетов, все равно нашей стране очень скоро удалось стать лидером по количеству произведенных воздушных машин. Давайте вспомним пять самых лучших самолетов, на которых наши летчики одержали победу над фашисткой Германией.

На высоте: МиГ-3

В начале боевых действий этих самолетов было гораздо больше, чем других боевых воздушных машин. Но многие летчики на тот момент еще не освоили МиГ, и обучение заняло какое-то время.

Вскоре подавляющий процент испытателей все-таки научился управлять самолетом, что помогло устранить возникшие проблемы. В тоже время МиГ во многом проигрывал другим боевым истребителям, которых было очень много в начале войны. Хотя некоторые самолеты превосходил по скорости на высоте более 5 тысяч метров.

МиГ-3 считается высотным самолетом, основные качества которого проявляются на высоте боле 4,5 тысяч метров. Он прекрасно зарекомендовал себя в качестве ночного истребителя в системе ПВО с потолком до 12 тысяч метров и большой скоростью. Поэтому МиГ-3 использовали до 1945 года, в том числе и для охраны столицы.

22.07.1941 года произошел самый 1-й бой над Москвой, где на МиГ-3 пилот Марк Галлай уничтожил вражеский самолет. На МиГе летал и легендарный Александр Покрышкин.

«Король» модификаций: Як-9

На протяжении 1930-х годов 20 века конструкторское бюро Александра Яковлева изготавливало в основном спортивные самолеты. В 40-х годах был запущен в массовое производство истребитель Як-1, который обладал великолепными летными качествами. Когда началась Вторая мировая война, Як-1 успешно сражался с немецкими истребителями.

В 1942 году в составе российских военно-воздушных сил появился Як-9. Новый самолет отличался повышенной маневренностью, посредством которой можно было вести бой с противником на средних и низких высотах.

Этот самолет оказался самым массовым во время ВОВ. Он изготавливался с 1942 по 1948 года, всего было произведено более 17 000 воздушных машин.

Конструктивные особенности Як-9 отличались еще и тем, что вместо дерева применялся дюралюминий, это делало воздушную машину гораздо более легкой, чем многочисленные аналоги. Способность Як-9 к различным модернизациям стала одним из самых важных его плюсов.

Обладая 22 основными модификациями, 15 из которых были построены серийно, он включал в себя качествами и истребителя-бомбардировщика, и фронтового истребителя, а также эскорта, перехватчика, пассажирского самолета, разведчика, учебно-тренировочной летной машины. Считается, что самая удачная модификация этого самолета – Як-9У появилась в 1944 году. Немецкие летчики называли его «убийцей».

Надежный солдат: Ла-5

В самом начале ВОВ немецкие самолеты имели весомое преимущество в небе Советского Союза. Но после появления Ла-5, разработанного в конструкторском бюро Лавочкина, все изменилось. Внешне он может показаться простым, но это только на первый взгляд. Даже притом, что в этом самолете не было таких приборов, как, например, авиагоризонт, советским летчикам воздушная машина очень понравилась.

Крепкая и надежная конструкция новейшего самолета Лавочкина не разваливалась даже после десяти прямых попаданий снаряда противника. Кроме того, Ла-5 был впечатляюще маневренным, время его виража составляло 16,5-19 секунд при скорости 600 км/ч.

Еще одним плюсом Ла-5 было то, что он без прямого приказа пилота не выполнял фигуру высшего пилотажа «штопор». Если же он все-таки попадал в штопор, то сразу же выходил из него. Этот самолет участвовал во многих боях над Курской дугой и Сталинградом, знаменитые летчики Иван Кожедуб и Алексей Маресьев сражались на нем.

Ночной бомбардировщик: По-2

Бомбардировщик По-2 (У-2) в мировой авиации считается одним из самых массовых бипланов. В 1920 году он был создан в качестве учебного самолета, и его разработчик Николай Поликарпов даже не думал, что его изобретение будет применено во время ВОВ. В процессе боя У-2 превращался в ночной эффективный бомбардировщик. В то время в военно-воздушных силах Советского союза появились специальные авиационные полки, которые были вооружены У-2. Эти бипланы осуществили более 50% всех вылетов боевых самолетов во время Второй мировой войны.

Немцы называли У-2 «Швейные машинки», эти самолеты бомбили их в ночное время. Один У-2 мог за ночь осуществить несколько вылетов и при нагрузке в 100-350 кг он сбрасывал боеприпасов больше, чем, например, тяжелый бомбардировщик.

Знаменитый 46-й Таманский авиационный полк воевал на самолетах Поликарпова. Четыре эскадрильи включали в себя 80 летчиц, у 23 из которых имеется звание Героя Советского Союза. «Ночными ведьмами» прозвали немцы этих женщин за авиационное мастерство, смелость и храбрость. 23 672 боевых вылета было совершено таманским авиаполком.

11 000 самолетов У-2 было выпущено во время Второй мировой войны. Они изготавливались в Кубани на авиазаводе № 387. В Рязани (сейчас это Государственный Рязанский приборный завод) производились авиалыжи и кабины к этим бипланам.

В 1959 году У-2, который в 1944 году был переименован в По-2, закончил свою блестящую тридцатилетнюю службу.

Летающий танк: Ил-2

Самым массовым боевым самолетом в истории России является Ил-2. Всего было выпущено более 36 000 этих самолетов. «Черной смертью» прозвали немцы Ил-2 за огромные потери и наносимый ущерб. А советские летчики называли этот самолет «Бетонный», «Крылатый танк», «Горбатый».

Перед самой войной в декабре 1940 года Ил-2 стал изготавливаться серийно. Владимир Коккинаки – знаменитый летчик-испытатель совершил на нем свой первый полет. Эти бомбардировщики сразу же поступили на вооружение советской армии.

Советская авиация в лице этого Ил-2 обрела свою основную ударную силу. Самолет представляет собой совокупность мощных характеристик, обеспечивающих воздушной машине надежность и длительность эксплуатации. Это и бронестекло, и реактивные снаряды, и скорострельные авиационные пушки, и мощный двигатель.

Лучшие заводы Советского союза работали над изготовлением деталей этого самолета. Основным предприятием по производству боеприпасов для Ил-2 является Тульское конструкторское бюро приборостроения.

На Лыткаринском заводе оптического стекла изготавливалось бронестекло для остекления фонаря Ил-2. Двигатели собирали на заводе № 24 (предприятие «Кузнецов»). В Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат» выпускались винты для штурмовика.

С помощью наиболее современных на тот момент технологий этот самолет превратился в настоящую легенду. Однажды, у вернувшегося из боя Ил-2 насчитали более 600 попаданий снарядов противника. Бомбардировщик был отремонтирован и отправлен обратно в бой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
День памяти участников первой мировой войны в доме рио День памяти воинов первой мировой войны
Алкены — Гипермаркет знаний
Урок