Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все о действительных причастиях настоящего времени. Как определить вид причастия

Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие - это особая форма глагола , другие считают, что причастие - это отдельная самостоятельная часть речи .

Исходя из этого, причастие - это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного , и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?) . Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия (как и у прилагательного) - это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.

Морфологические признаки причастия.

1. Причастие неразрывно связано с глаголом , так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки :

Переходность;

Возвратность.

2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом , причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) - читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) - прочитавший (прошедшее время).

3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки :

Возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;

Способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;

Как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму : прочитанный - прочитан, доделанный - доделан.

Разряды причастий.

По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия и страдательные причастия .

  • Действительные причастия - причастия, которые обозначают признак действия, совершаемого предметом, объектом или лицом, о котором идёт речь в предложении (тексте):

Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.

  • Страдательные причастия - это причастия, которые указывают на признак, появляющийся у предмета, лица или объекта под воздействием другого предмета:

Спетая артистом песня - песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево - дерево, которое срубили дровосеки.

Особенности страдательных причастий.

  1. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга - книга прочитана; просмотренный фильм - фильм просмотрен.
  2. Страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов: смотреть фильм - просмотренный фильм; слушать музыку - прослушанная музыка.
  3. Словосочетания со страдательными причастиями могут распространяться местоимением или существительным, которые являются субъектом действия: написанный (кем?) студентом реферат; приготовленная (кем?) девушкой лазанья.

Синтаксическая роль причастия в предложении.

Причастия , как и прилагательные , могут выступать в предложении в роли определения или :

Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).

Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого :

Книга прочитана мною за 3 часа.

План и образец морфологического разбора причастия.

Морфологический разбор причастия осуществляются по следующему плану:

1) Часть речи;

2) Начальная форма;

3) Разряд причастия;

4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;

5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;

6) Каким членом предложения выступает?

Пример . Наш дом был построен всего за полгода.

Построен - причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. - построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые - четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Инструкция

Прежде чем находить в предложении причастие, стоит очень хорошо уяснить, что же это за часть речи и какие у нее отличительные признаки.

Причастие имеет свойства глагола и . От глагола у него вид, переходность, возвратность, время и залог. Как и прилагательное причастие обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?», служит в предложении согласованным определением или именной частью составного сказуемого, а также (изменяется по родам, и числам).

Образование причастия тесно связано с переходностью и видом глагола, формой которого оно является. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (для I ) и –ащ-, -ящ- (для II второго): «плач-ут – плач-ущ-ий», «леч-ат – леч-ащ-ий». Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива путем замены –ть, -ти на суффикс –вш-, -ш-: «нес-ти – нес-ш-ий». Для образования страдательного причастия настоящего времени используют суффикс –ем- (для I спряжения) и –им- (для II спряжения): «хран-им – хран-им-ый». Страдательные причастия прошедшего времени получаются от основы инфинитива на –ать, -еть при помощи суффикса –нн-: «написа-ть – написа-нн-ый». Глаголы на –ить образуют причастия с –енн-: «остави-ть – оставл-енн-ый». А глаголы на –оть, -уть, -ыть получают суффикс –т-: «разду-ть – разду-т-ый».

Прочитайте предложение целиком и сделайте разбор. Найдите слова, отвечающие на вопрос «какой?». Определите от какой части речи они . Если от глагола, но при этом обозначают признак предмета по действию и имеют ярко выраженные грамматические категории и глагола, и прилагательного, то перед вами причастия.

Обратите внимание, что в современном языке многие причастия полностью утрачивают глагольные признаки и переходят в разряд прилагательных: «выдающиеся достижения», «моченые ». Следует также различать прилагательные и причастия, образованные морфолого-синтаксическим способом: «избитый человек» (причастие), «избитая истина» (прилагательное).

Обратите внимание

Причастия в полной форме в предложении бывают определением, а в краткой – употребляются в качестве именной части составного сказуемого.

Полезный совет

Определяя причастие, посмотрите обязательно на суффикс. Некоторые суффиксы присущи только причастиям и отсутствуют у прилагательных (-ющ-, -вш-, -т-, -им-): «рису-ющ-ий», «бежа-вш-ий», «забы-т-ый», «невид-им-ый».

Источники:

  • Причастие
  • найти причастие в предложение

С необходимостью нахождения в предложении школьники сталкиваются, когда нужно выделить его запятыми. Если вы не научились выделять границы причастных оборотов, определять их местоположение по отношению к определяемому слову, то не сможете избежать пунктуационных ошибок на письме.

Инструкция

Запомните, что причастие содержит как грамматические признаки прилагательного, так и . Оно обозначает признак по действию, потому что образуется , но отвечает на вопросы прилагательных. Так причастие "читающий" образовано от глагола "читать" и отвечает на вопрос "какой?".

Эта часть речи имеет грамматические признаки прилагательного, т.е. изменяется по , числам и . Например, слово "видящего" употреблено в форме мужского рода, единственного числа, родительного падежа. Причастие, как и , могут образовывать краткую форму. Так слово "расколотая" в краткой форме будет "расколота".

Причастие, так же как и глаголы, имеют совершенный и несовершенный вид, употребляются в настоящем, прошедшем и будущем времени.

После того как вы научитесь находить причастие в предложении, вам нужно посмотреть, есть ли у него зависимые слова. Попробуйте поставить от причастия вопрос к какому-либо слову. Если вам удалось это сделать, значит у него есть зависимые слова.

Причастие, а также все зависимые от него слова и будут являться причастным оборотом. Например, в предложении "Школьники, отъезжающие в лагерь, собрались у автобусов" является слово "отъезжающие", а зависимыми от него словами - "в лагерь". Следовательно, синтаксический отрезок "отъезжающие в лагерь" будет причастным оборотом.

Обратите внимание, что к причастию тоже можно поставить вопрос от слова "школьники". Оно называется определяемым и не входит в причастный оборот.

Чтобы найти причастный оборот определите, являются ли эти слова зависимыми, или имеют определительное значение.
Посмотрите, где находится причастный оборот . Если после определяемого слова, значит, причастный оборот зависим, выделите его . Если перед определяемым словом, значит причастный оборот не обособленный, не выделяйте его запятыми.

Чтобы найти причастие, выясните его значение, обычно оно характеризуется как причинное, или уступительное. Формально, причастие зависит от , а потому является зависимым и от сказуемого. В устной речи, причастный оборот употребляется иначе. Вы употребите причастный оборот вместе с союзными частицами, он будет относиться к определяемому слову, или к неоднородным членам

Видео по теме

Обратите внимание

В устной речи, причастный оборот выражает информацию, которая следует за существительным.

Полезный совет

Причастный оборот указывает на конкретное состояние чего-либо, то, что сопутствует совершению определенного действия.

Источники:

  • причастный оборот запятые

В устной речи мы используем очень простые конструкции. На письме нам могут потребоваться более сложные фигуры речи, например, причастный оборот.Чем же причастный оборот отличается от деепричастного и каким правилам он подчиняется?

Инструкция

Причастный оборот всегда состоит из и зависимых от него слов. Причастие - это особая отглагольная форма, имеющая также признаки прилагательного (адъектива). Адъективные признаки : род, число, полная или краткая форма - они могут изменяться. Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и причастия) и время. Эти признаки постоянны. Рассмотрим :

Преступник, ограбивший банк, ушёл от преследования .

Определяемое слово - «преступник». «Ограбивший банк» - причастный оборот, где «ограбивший» - действительное , а «банк» - зависимое слово.

Наибольшую сложность вызывает разграничение причастий и прилагательных. Обе части речи отвечают на одинаковые вопросы «какой?», «каков?» и обозначают признак предмета. Чтобы определить, что перед вами – причастие или – попытайтесь изменить слово на оборот «тот, который + глагол». Например: «скользящий – тот, который скользит», «согреваемый – тот, которого согревают». Если такая замена возможна, то перед вами причастие. Прилагательные поменять на подобный оборот нельзя: «зимний», « », «зеленый».

Если у причастия есть слово, то вместе они образуют причастный оборот . Например: «Прочитанное лежало на столе». В этом предложении причастие «прочитанное» выступает в роли простого определения, у него нет зависимого слова. Это одиночное причастие. «Прочитанное мамой письмо лежало на столе». Здесь «прочитанное мамой» является причастным оборот ом: «прочитанное кем? мамой».

В причастный оборот может стоять перед определяемым словом: «Учительница проверила написанные накануне диктанты». Здесь определяемое слово «диктанты» - «какие?» - «написанные накануне» (причастный оборот ). Он может также располагаться после определяемого слова: «Учительница проверила диктанты, написанные накануне».

В зависимости от того, до или после определяемого причастный оборот , он либо выделяется на письме , либо нет. К примеру: «Дорога шла среди болот, поросших сосновым лесом». Определяемое слово «болот» (от него ставится вопрос к причастию: «болот каких? поросших»). Есть в предложении и причастный оборот : «поросших – тех, которые поросли - чем? лесом каким? сосновым». Он стоит после определяемого слова и . Но причастные оборот ы, находящиеся перед определяемым словом, не обособляются: «Дорога шла среди поросших сосновым лесом болот».

Обратите внимание

Литературной нормой является расположение причастного оборота непосредственно после или перед определяемым словом («поющие в лесу птицы» и «птицы, поющие в лесу»). Отделение причастного оборота от главного другими словами будет речевой ошибкой («птицы заглушали шорох листвы, поющие в лесу» правильно будет: «поющие в лесу птицы заглушали шорох листвы»).

Полезный совет

Независимо от местоположения одиночные причастия в предложении запятыми не выделяются: «Стояли цветы увядшие».

Источники:

  • Стилистические функции причастных оборотов
Включайся в дискуссию
Читайте также
Утиная охота сюжет кратко
Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева