Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жан кальвин. Кальвинизм (учение Кальвина) Создание Кальвинистской церкви

Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.Жан Кальвин
- французский
богослов,
реформатор
церкви,
основатель
кальвинизма.

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в
городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В
возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом
Жераром Ковеном, в Парижский университет для
изучения гуманитарных наук и права
В Париже изучал диалектику. Владел церковным
приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с
проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал
учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан,
где работает под руководством известного юриста Пьера
Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский
юрист Альциати читал лекции в Буржском университете.
Под руководством Альциати изучал римскоправо. У
Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки.
После смерти отца он бросает занятия юриспруденцией.
Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Протестант

Во второй половине
1532 года
становится протестант
ом. Кальвин
познакомился
с купцом Этьеном
Делафорже, лавка
которого
использовалась для
встреч протестантов.
Кальвин читает
проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин
пишет речь «О христианской
философии» для Николя
Копа - ректора университета.
После произнесения речи
ректор был вынужден сбежать
в Базель
Кальвин поселяется в Базеле,
где жили многие французские
эмигранты. Живёт под чужим
именем. Принимает участие в
переводе Библии
на французский язык,
заканчивает свой труд
«Наставление в христианской
вере».

Идеи Кальвина

Идеи Кальвина
Если Мартин Лютер начал
протестантскую Реформацию
церкви по принципу «убрать из
церкви всё, что явно противоречит
Библии», то Кальвин пошёл
дальше - он убрал из церкви всё,
что в Библии не требуется.
Протестантская Реформация
церкви по Кальвину
характеризуется склонностью к
рационализму и часто недоверием
к мистицизму. Центральная
доктрина кальвинизма, из которой
рационально следуют все
остальные доктрины -
суверенитет Бога, то есть
верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит,
принять дар благодати или противиться ему, так
как это совершается помимо его воли. Вероятно,
из лютеровских посылок он сделал вывод о том,
что раз одни принимают веру и обретают её в
своей душе, а другие оказываются не имеющими
веры, то из этого следует, что одни от века Богом
предопределены к погибели, а другие от века
Богом же предопределены ко спасению. Это
учение о безусловном предопределении одних к
погибели, а других ко спасению.

Жан Кальвин

КАЛЬВИН, ЖАН (Calvin, Jean) (1509–1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной иерархии, но в 1528 недоброжелатели добились его изгнания. Мать Кальвина, Жанна Лефранк, была благочестивой женщиной из знатной валлонской семьи. Маленький Жан, отличавшийся выдающейся одаренностью, получил начальное образование вместе с отпрысками одного знатного семейства в замке Монмор.

В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право. У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию. Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата. Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов. Весной 1532 года публикует за собственные средства свой первый научный труд - комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Под влиянием Кальвина городской совет принял его «Церковные установления» - новую форму церковной организации, которая с некоторыми вариациями была воспринята кальвинистскими общинами других стран. Как и Лютер, Кальвин отрицал иерархическое построение церкви, подчинение ее римскому папе. Женевскую церковь возглавила консистория, которая фактически подчинила себе светскую власть. Решения консистории принимали форму государственных законов, исполнение которых обеспечивала светская власть. Сама светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше - он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины - суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из Лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

В отличие от Лютера, Кальвин никогда не рассказывал, каким образом произошло его обращение. Лишь в предисловии к комментарию Псалмов он упоминает о том, что истина сразу как молния озарила его. "И тогда я понял, - пишет Кальвин, - в какой бездне заблуждений, в какой глубокой тине погрязала до тех пор моя душа. И тогда, о Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по Твоему пути". В то время в Париже уже существовала небольшая евангелическая община сторонников Реформации. Сблизившись с этими людьми, Кальвин, несмотря на свою молодость, вскоре стал их духовным лидером.

Результаты его деятельности были громадны. Во многом благодаря Кальвину протестантское учение приобретало все новых и новых последователей. Уже при его жизни кальвинизм утвердился в большинстве швейцарских кантонов и в Шотландии. Большие успехи сделала Реформация во Франции, Нидерландах и Польше. Некоторое время казалось, что Англия, где последовате- джон нокс лем учения женевского реформатора выступил молодой английский король Эдуард VI, также должна вот-вот присоединиться к кальвинизму. Сам Кальвин увидел только начало религиозных войн во Франции и не дожил до антииспанского (по существу, антикатолического) восстания в Нидерландах. Беспримерный изнурительный труд подточил его слабое здоровье. В 40 лет реформатор казался уже дряхлым согбенным стариком. С 1559 г., после того как он перенес на ногах лихорадку, состояние его сильно ухудшилось. Но он продолжал работать и читать лекции до тех пор, пока в феврале 1564 г. во время одного из выступлений кровь не пошла у него горлом. После этого он окончательно слег. Последние месяцы его прошли в ужасных страданиях. Он сносил их без жалоб и в краткие минуты облегчения вновь возвращался к работе. Умер великий реформатор 27 мая 1564 г.

Слайд 1

РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
В середине XVI в. Реформация распространялась по всей Европе, охватив Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации являлась Швейцария, где создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвина.
Кальвин получил образование в Парижском университете, где увлекся теологией. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения.

Слайд 3

УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
Все люди грешны. Души предназначены либо к спасению, либо к погибели. Человек должен полностью покориться судьбе. Божественный знак о спасении – успех в делах. Бережливость и неприхотливость в быту. Человек должен постоянно трудиться. Спасены будут только избранные души.
«Наставление в христианской вере», 1536 год

Слайд 4

УЧЕНИЕ ЖАНА КАЛЬВИНА
Так оформляется ещё одно протестантское вероучение - кальвинизм. Жители Женевы, одного из центров Реформации, пригласили Кальвина поселиться в их городе. За огромное влияние на умы людей современники назвали Кальвина «Женевским папой».

Слайд 5

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности - бережливость, расчет и накопление в сочетании с неустанным трудом. Для управления были избраны церковные чины, в обязанности которых входило чтение проповедей, благотворительность, преподавание в школе, нравственный надзор. Консистория – это суд, который сочетал в себе функции церковного и гражданского суда.

Слайд 6

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Существовала система штрафов и наказаний. Кальвин выступал против всяких излишеств. Под запретом были предметы роскоши, украшения, красивая одежда. Ночные сторожа следили, чтобы после 9 часов вечера никто не выходил из дома, чтобы с утра приняться за работу.

Слайд 7

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Постепенно в городе стали появляться недовольные. В 1553 году вышел главный труд М. Сервета «Восстановление христианства», где он отрицает догмат о Троице. Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души. Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. В 1546 году Кальвин казнил Мигеля Сервета после продолжительных пыток.

Слайд 8

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кальвинистская церковь признавала только два обряда -- крещение и причастие. Церковная община не подчинялась городским светским властям и пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей - проповедников и старшин, пресвитеров (от греч. - старейшина). Вместо священников имелись проповедники - пасторы, которых избирали из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное Писание. Для обсуждения общих дел представители общин собирались вместе и принимали нужные решения.

Слайд 9

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Отменены были все церковные праздники, кроме Пасхи. В церкви отсутствуют иконы, скульптурные изображения святых, ничто не должно было отвлекать от молитвы.

Слайд 10

КАЛЬВИНИСТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Кальвинизм пользовался поддержкой дворянства и зарождающегося слоя предпринимателей Швейцарии, Англии, Франции и Голландии, ведь предпринимательская деятельность, нажива превратились в богоугодное дело. Во Франции их называли гугенотами, в Англии – пуританами.
Гугеноты
Пуритане

Слайд 11

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
В Европе с каждым годом увеличивалось количество протестантов. Это не могло не вызвать волнение в католической церкви.

Слайд 12

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом.
Католическая церковь поощряла доносы на протестантов - доносчик получал часть имущества осуждённого. В целях борьбы с вредными идеями в Риме был опубликован «Индекс запрещённых книг». За чистоту веры боролась и инквизиция, особенно свирепствовавшая в Испании и Италии.

Слайд 13

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Аутодафе (буквально - акт веры) - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров. После чего осужденные передавались светским властям для сожжения на костре.
В Испании в 1481-1808 было сожжено около 35.000 человек

Слайд 14

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Главным орудием католической церкви в борьбе с Реформацией стал орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главой ордена стал Игнатий Лойола, дворянин из Испании.
Деятельность ордена: распространение и защита веры, воспитание «добрых католиков»; преподавание и помощь обездоленным; при необходимости жизнь в миру; образование включало и гуманитарные знания.

Слайд 15

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы - пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому, «приспособительная» мораль.
Девиз «Всё во славу Бога».

Слайд 16

ТРИДЕНСКИЙ СОБОР
Все это время не утихали споры между сторонниками и противниками реформ католической церкви. Эти разногласия должен был разрешить Тридентский собор, который проходил в итальянском городе Тренто и длился с перерывами в течение 18 лет, с 1545 по 1563 годы.

Слайд 17

ТРИДЕНСКИЙ СОБОР
В результате на соборе были приняты следующие решения: признано верховенство пап над соборами; за церковью сохранилось право толкования Священного писания; все предписания папы были обязательными к исполнению; католические догматы оставались неприкосновенными и не подвергались обсуждению; была увеличена власть епископов; укреплена инквизиция. запрет на продажу индульгенций; открытие семинарий для обучения католических священников.

Слайд 18

ИТОГИ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
Изменение отношения людей к труду = в протестантских странах капитализм развивался быстрее. В странах Европы происходило укрепление национальных церквей = укрепление светской власти. Увеличение количества школ = образование становилось все более доступным. Религиозный раскол Европы = в скором времени начали вспыхивать религиозные войны, самой крупной из которых стала Тридцатилетняя.

Слайд 2

Жан (Ковен) Кальвин (1509-1564) - один из вождей европейской Реформации, основатель кальвинизма.

Слайд 3

Родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон (Северная Франция).

г. Нуайон

Слайд 4

В Орлеане и Париже получил образование теолога и юриста.

г. Париж, Собор Парижской Богоматери

Слайд 5

В 1533 г. был изгнан из французской столицы за приверженность протестантизму. Вскоре после этого Кальвин прославился как протестантский проповедник и богослов.В 1536 г. он обосновался в Женеве (Швейцария).

Слайд 6

К этому времени сформировались основы кальвинистского вероучения. Кальвин по ряду вопросов разошёлся с М. Лютером - признанным лидером Реформации.

Мартин Лютер

Слайд 7

Слайд 8

Он отвергал сложное, многоуровневое устройство Церкви. Последняя виделась Кальвину как союз общин во главе с выборными пасторами (проповедниками). При этом светская власть не только не имеет права вмешиваться в дела Церкви, но должна быть подчинена ей.Кальвин не допускал того, что веры человека в Бога достаточно для отпущения грехов. Человек, по мысли основателя кальвинизма, не должен пассивно ожидать совершения своей судьбы, его долг - идти ей навстречу, быть тружеником. Человек ничего не в силах здесь изменить, и единственный признак, по которому он может судить о своём избранничестве, — успех в мирских делах. Труд — высшая форма служения Всевышнему. Всё лишнее, мешающее трудовой деятельности (роскошь, развлечения) Кальвином осуждалось. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности и нормы отношения к труду- бережливость, расчет, скупость, накопление, умеренность в быту.

Слайд 9

Учение Кальвина находило отклик среди женевских буржуа. Ведь увеличение рабочих дней и накопительство, способствовавшие обогащению, не считались грехом. Безвозвратно ушли в прошлое веселые праздники, музыка, танцы. В 1538 г. противникам Кальвина удалось было изгнать его из Женевы, но в 1541 г. богослова уже умоляли вернуться. Возвратившись, Кальвин завершил начатую реформу, превратив Женеву в столицу кальвинистской Реформации и установив здесь ничем не ограниченную церковную диктатуру. С этого времени он стал известен как «женевский Папа». Яркие одежды, чревоугодие, театральные представления, даже громкий смех в публичных местах строго запрещались и сурово карались. Противники Кальвина были изгнаны или казнены.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Космические тела солнечной системы Ближайшие космические явления
Флавий Велизарий – «светлая голова» «тёмных веков
Захват промежуточных оборонительных рубежей противника