Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Звания сотрудников военной прокуратуры в годы вов. Помним и чтим ваш подвиг: в честь военных прокуроров и следователей Великой Отечественной войны возведут монумент

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, объявившим в стране военное положение, работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Главное содержание деятельности органов прокуратуры состояло в надзоре за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Прокуроры и следователи многое сделали в борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Находясь на военном положении, прокуратура обеспечивала четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла. Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительной дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям. Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или в партизанские отряды. Немало из них погибло в баях с немецко-фашистскими захватчиками.

Прокуроры и следователи проводили большую работу вместе с Чрезвычайным государственным комитетом по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности государственного имущества, соблюдению режима экономии.

К тому же периоду относится и принятие такого важного законодательного акта, как «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года . Разработка и принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР имели целью восстановить принципы организации и деятельности органов прокуратуры, наделить Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров дополнительными властно-распорядительными полномочиями по установлению и устранению нарушений закона, в особенности в сфере общего надзора, в стадии производства дознания и предварительного следствия, а также в надзоре за законностью деятельности исправительных учреждений. В Положении содержалось весьма важное требование к организации деятельности прокуратуры, чтобы Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры строго следили за правильным и единообразным исполнением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В Положении были изложены задачи и полномочия прокуроров, исходя из закрепленных в Положении отраслей надзора.


Усилению централизации и единства прокуратуры и её функций способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года . Здесь необходимо отметить, что ни одна из прежних Конституций нашего государства не уделяла такого большого внимания и не отводила такого значительного места прокуратуре как одному из государственных органов страны. Достаточно сказать, что прокуратуре была отведена самостоятельная глава − глава 21, в которой были раскрыты основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов прокуратуры. В Конституции было закреплено положение о том, что «органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР». Эта конституционная норма обеспечивала не только единство и централизацию органов прокуратуры, но и создала условия для установления единообразного понимания законов и их применения на территории Советского государства. Конституция СССР возлагала на органы прокуратуры обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов. Следует отметить, что ни в ранее действовавшей Конституции СССР 1936 года, ни в упоминавшемся Положении о прокурорском надзоре 1955 года прямо об этом сказано не было.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР . По этому закону работала российская прокуратура в последующие годы вплоть до распада СССР. Закон состоял из четырех разделов:

1. Общие положения. 2. Система органов прокуратуры и их организация. 3. Прокурорский надзор. 4. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

«Надзорный» третий раздел включал четыре главы, раскрывавшие содержание основных отраслей прокурорского надзора:

Общего надзора;

Надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

Надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

Надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

С распадом Союза Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В каждом из суверенных государств были образованы самостоятельные прокуратуры, возглавляемые генеральными прокурорами. Существенно снизился престиж, авторитет и влияние органов прокуратуры в вопросах укрепления законности и правопорядка. Заметно снизились профессионализм и квалификация прокуроров и следователей.

Распад СССР, новые политико-правовые условия нашей жизни, связанные с реальным разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, становлением федерализма во взаимоотношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, развитием рыночных отношений существенно изменили место и роль прокуратуры. После принятия на референдуме новой Конституции Российской Федерации возникла дискуссия о роли и месте прокуратуры, о сохранении ее функции, ограничении их только функцией поддержки обвинения в суде.

Однако дальнейшее развитие государство показало, что прокуратура оправдывает свое предназначение, занимает важное место в государственном механизме и положение ее как органа надзора было сохранено. Был принят новый Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в котором были закреплены и сформулированы новые цели и задачи прокуратуры РФ, её полномочия в условиях развития демократического общества и рыночной экономики. Кроме того, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года в закон «О прокуратуре РФ» были внесены существенные изменения. В частности, была введена специальная глава «О прокурорском надзоре за соблюдении прав и свобод человека и гражданина», чем была подчеркнута правозащитная функция прокуратуры, а также закреплена роль прокуратуры как координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Кроме того, в российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Согласно этому закону прокуратура сохранила свой статус, свое положение как орган надзора, который выполняет эту функцию в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Подводя итог краткому рассмотрению истории развития органов прокуратуры, можно сказать, что сложившаяся в нашей стране система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может без коренных структурных изменений служить надежным гарантом законности и правопорядка.

В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.).

В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др.

В тылу возникли военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.

В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны.

Все транспортные прокуратуры преобразовались в военные. В январе 1942 года возникла Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта.

Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главные военные прокуратуры, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.

Судебно-прокурорские работники обеспечивали неукоснительное соблюдение гражданами и должностными лицами указов и постановлений власти военного времени. В приказах по Прокуратуре СССР и Наркомюсту СССР того периода красной нитью проходит мысль о том, что всякий, кто нарушает закон, будет подвергаться наказанию. Прокурорские проверки и расследования уголовных дел должны были проводиться в кратчайшие сроки и без малейшего бюрократизма и волокиты.

Органы прокуратуры осуществляли надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Но в первую очередь прокуратура обеспечивала безусловное исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла.

Прокурор СССР Виктор Михайлович Бочков (1900-1981 гг.), занимавший этот пост с августа 1940 года, в июле 1941 года решением Ставки был назначен членом Военного Совета Северо-Западного фронта и тогда же он возглавил Особый отдел НКВД. С этого момента обязанности Прокурора Союза ССР исполнял Григорий Николаевич Сафонов (1904-1972 гг.).

В январе 1942 года Виктор Бочков вернулся к исполнению обязанностей Прокурора Союза ССР.

Осенью 1943 года по инициативе Виктора Бочкова для прокурорско-следственных работников впервые установили классные чины и ввели форменную одежду - с целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины, как считал сам Бочков.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» предусматривал следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов, старший советник юстиции, советник юстиции и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го классов и младший юрист. Указом было утверждено и «Положение о классных чинах работников органов Прокуратуры СССР», а постановлением Совнаркома СССР от 16 сентября 1943 года была введена форменная одежда для прокурорско-следственных работниковБрагин, А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебное пособие / под ред. Брагина А.П. - М.: Экзамен,2007. - С.41..

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивался указом Президиума Верховного Совета СССР только Прокурору Союза ССР, а чины государственного советника юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов - постановлениями Президиума Верховного Совета СССР по представлению Прокурора Союза ССР. Другие классные чины присваивал Прокурор СССР.

В ноябре 1943 года Виктор Бочков был переведен из органов прокуратуры на ответственную работу в Наркомат внутренних дел.

Прокурором СССР в этом же месяце назначается Константин Петрович Горшенин (1907-1978 гг.). Став во главе прокуратуры, он основное внимание аппарата направил на выполнение директивных указаний властей, принятых на заключительном этапе войны. Основные задачи органов прокуратуры он изложил в статье, опубликованной в первом номере журнала «Социалистическая законность» за 1944 год. Среди них он назвал борьбу с нарушениями трудовой дисциплины, хищениями и разбазариванием промышленных и продовольственных товаров, государственных средств, противодействие другим преступлениям, наносящим ущерб народному хозяйству, забота о семьях защитников Родины. Особое место отводилось надзору за выполнением постановлений правительства о подготовке к весеннему севу. «Дела о преступлениях, связанных с подготовкой и проведением весеннего сева, необходимо расследовать и рассматривать в суде без промедления», - писал Горшенин.

Прокурор СССР также обращал внимание своих подчиненных на необходимость усиления работы органов прокуратуры по гражданско-правовым делам, повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников прокуратуры. «Повышение квалификации - не частное дело работников прокуратуры, не только их право, но и обязанность», - напоминал Горшенин.

2 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Горшенину был присвоен классный чин действительного государственного советника юстиции, что соответствовало воинскому званию генерала армии.

Практически на протяжении всего периода Великой Отечественной войны - с марта 1941 года по март 1945 года - Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял диввоенюрист, а затем генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов (1897-1973 гг.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, ликвидации басмачества в Туркмении, он с 1929 года работал в органах военной прокуратуры. В годы войны он побывал почти на всех фронтах, а на наиболее важных направлениях боевых действий - по несколько раз. Своим примером Владимир Носов учил прокуроров фронтов, армий и дивизий каким образом следует строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий. В истории органов прокуратуры он навечно останется Главным военным прокурором военных лет.

В марте 1945 года Главным военным прокурором Советской Армии был назначен генерал-лейтенант юстиции Николай Порфирьевич Афанасьев (1902 - 1979 гг.), человек с яркой судьбой. В годы Гражданской войны он воевал с белочехами, после ее окончания руководил уголовным розыском г. Мамадыш Татарской АССР. С 1924 года - в органах военной юстиции. Начав службу следователем военного трибунала стрелковой дивизии, Афанасьев в ноябре 1939 года стал заместителем Главного военного прокурора. С первых дней войны - полномочный представитель Прокуратуры СССР в Москве. С именем Афанасьева связаны образование и организация деятельности Главной военной прокуратуры железнодорожного транспорта, которую он возглавлял с 1942 по март 1945 года.

Деятельность органов прокуратуры, внесших бесценный вклад в приближение Победы, была по достоинству оценена. Высшую награду Родины - орден Ленина - получили 23 работника прокуратуры. Орденом Красного Знамени были награждены 8 работников прокуратуры, орденом Отечественной войны 1-й степени - 19, 2-й степени - 3, орденом Трудового Красного Знамени - 113, орденом Красной Звезды - 81, орденом «Знак Почета» - 294, медалями «За трудовую доблесть» - 106, «За трудовое отличие» - 64. Всего же были удостоены правительственных наград 711 прокуроров и следователей и 481 работник органов юстиции Олейник В. В. Следственные органы прокуратуры: история и современность // Общество и право. 2009. № 4. С. 250..

Вскоре после завершения войны страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция в ходе лондонской конференции утвердили Соглашение о создании Международного военного трибунала и его Устава, принципы которого Генеральная Ассамблея ООН утвердила как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа 1945 года был опубликован список главных военных преступников, включавший 24 видных нациста.

В соответствии с Лондонским соглашением Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырех стран. Главным судьей был назначен представитель Великобритании лорд Дж. Лоренс.

Работники Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях Союза ССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

Главным обвинителем от СССР выступил Роман Андреевич Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украинской ССР. На эту должность Руденко был назначен 23 июня 1943 г.

Забот у руководителя прокуратуры второй по величине советской республики, серьезно пострадавшей от фашистского нашествия, было предостаточно. Прокурорский надзор был направлен на выполнение директив правительства о восстановлении народного хозяйства, соблюдение прав военнослужащих и членов их семей, инвалидов войны, трудящихся предприятий и колхозов, борьбу с детской беспризорностью. Роман Андреевич Руденко лично возглавил работу по расследованию фактов злодеяний, бесчинств и террора нацистов против мирных жителей. Собранные по этому вопросу материалы передавались в созданную правительством СССР Чрезвычайную государственную комиссию.

Незадолго до освобождения Киева, 4 октября 1943 г., Руденко своим приказом создал специальную группу. В приказе говорилось: «1. Группе войти в Киев в день его освобождения. 2. Под руководством и при содействии партийных и советских органов обеспечить соблюдение в нем социалистической законности и советского правопорядка».

Нюрнбергский процесс был громким, его широко освещала советская и зарубежная пресса, некоторые заседания транслировались по радио на всю страну. Руденко показал себя на процессе настойчивым обвинителем, ярким, красноречивым оратором. прокуратура юридический государственный орган

В конечном итоге прокурор Украинской ССР блестяще справился с трудной задачей. Его участие в Нюрнбергском процессе - ярчайшая страница в его биографии. Роман Андреевич прославился как юрист высочайшей квалификации, человек твердых принципов, великолепный оратор. Стиль допроса Руденко отличался наступательностью, в нем превалировала четкая аргументация и убийственная логика преподнесения факта, которую невозможно опровергнуть.

Характерную деталь привел участник Нюрнбергского процесса Аракадий Полторак. Он писал: «Геринг и его коллеги по скамье с самого начала прибегали к весьма примитивному приёму, для того, чтобы посеять рознь между обвинителями четырех держав. Держась в рамках судебного приличия в отношениях с западными обвинителями, они сразу же пытались подвергнуть обструкции советского прокурора». Как только Руденко начал вступительную речь, Геринг и Гесс демонстративно сняли наушники. Но продолжалось это недолго. Стоило только Руденко назвать имя Геринга, как у рейхсмаршала сдали нервы, он быстренько опять одел наушники и через минуту-две уже стал что-то записывать».

По его же словам, когда Руденко закончил допрос Риббентропа, Геринг с жалостью посмотрел на бывшего министра иностранных дел и лаконично подвел итог: «С Риббентропом покончено. Он теперь морально сломлен».

Молодого советского прокурора, а тогда ему было 38 лет, узнал и услышал весь мир. Его выступления вошли в учебники для юридических вузов как образцы доказательности, логики и ораторского искусства.

30 августа 1946 г. Руденко произнес заключительную речь по делу преступных организаций. В конце он сказал: «Обвинение выполнило свой долг перед Высоким судом, перед светлой памятью невинных жертв, перед совестью народов, перед своей собственной совестью. Да свершится же над фашистскими палачами Суд народов - Суд справедливый и суровый!»

Процесс длился в Нюрнберге десять месяцев. Всего было проведено 216 судебных слушаний. Каждая сторона представила доказательства преступлений, совершенных нацистскими преступниками.

Из-за беспрецедентной тяжести преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения - соблюдать ли по отношению к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения от Англии и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако французская и советская стороны настояли на обратном.

Процесс проходил напряженно не только в силу необычности самого трибунала и выдвинутых против подсудимых обвинений. Сказывалось также послевоенное обострение отношений между СССР и Западом после известной Фултонской речи Черчилля и подсудимые, чувствуя сложившуюся политическую ситуацию, умело тянули время и рассчитывали уйти от заслуженного наказания. В такой непростой ситуации ключевую роль сыграли жесткие и профессиональные действия советского обвинения. Окончательно переломил ход процесса фильм о концлагерях, снятый фронтовыми кинооператорами. Жуткие картины Майданека, Заксенхаузена, Освенцима полностью сняли сомнения трибунала.

Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип «Короли подсудны только Богу». Именно с Нюрнбергского процесса началась история международного уголовного права. Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной ассамблеи ООН как общепризнанные принципы международного права. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.

Суд над японскими военными преступниками проходил в Токио с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года в Международном военном трибунале по Дальнему Востоку.

Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 года в Токио (Япония) в результате переговоров между союзными правительствами. В трибунале были представлены 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины Олейник В. В. Следственные органы прокуратуры: история и современность // Общество и право. 2009. № 4. С. 252..

К сожалению, в период подготовки Токийского процесса предложения советского обвинителя о предании суду владельцев крупнейших предприятий военной промышленности, магнатов авианосной промышленности, министра вооружения Фудзивара и других, были отклонены. Тем не менее, многочисленные факты установленные предварительным расследованием и судебным следствием и касающиеся роли банкиров и крупнейших монополий, были настолько шокирующими, что даже зарубежные судьи, располагающие десятью голосами из одиннадцати, не решились о них умолчать и обойти стороной.

В этих условиях советское руководство приняло решение организовать новый Хабаровский процесс над группой бывших военнослужащих японской Квантунской армии, затеявшими производство бактериологического и химического оружия над извергами, с легкой руки которых их пособники хладнокровно уничтожали и пытали людей, проводили над ними опыты. Все они обвинялись в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 года в период Второй мировой войны.

Процесс проходил в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года в военном трибунале Приморского военного округа в составе председательствующего генерал-майора юстиции Д. Д. Черткова и членов - полковника юстиции М. Л. Ильницкого и подполковника юстиции И. Г Воробьева. Государственным обвинителем на процессе был государственный советник юстиции 3 класса Л. Н. Смирнов.

Обвиняемым вменялось в вину создание в Квантунской армии специальных подразделений («отряд 731», «отряд 100»), занятых разработкой бактериологического оружия, в частности, разведением бактерий чумы, холеры, сибирской язвы и других тяжёлых заболеваний, проведение экспериментов над людьми (в том числе советскими военнопленными) по заражению их этими заболеваниями, использование бактериологического оружия против Китая.

Обвинение было предъявлено 12 военачальникам японской Квантунской армии по пункту 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», предусматривавшему ответственность в виде смертной казни через повешение.

Вина всех обвиняемых была доказана в ходе процесса, и всем им, с учётом степени виновности, были назначены наказания в виде различных сроков лишения свободы (к смертной казни не был приговорён никто).

Токийский и Хабаровский процессы - это весьма значимые события в истории правовой цивилизации. Они, наряду с Нюрнбергским процессом, имеют существенное значение для утверждения принципов и норм современного международного права, рассматривающих военную агрессию как тягчайшее преступление против человечества. Их итоги способствовали недопущению в новейшей истории глобальных международных конфликтов, сдерживанию применения оружия массового поражения.

После смерти Сталина прокуратура оставалась послушным инструментом в руках органов КПСС для расправы с неугодными им в политическом отношении людьми. Но эти политические и даже жандармские функции не вытекали из природы прокуратуры, как таковой. Они навязывались ей политическим руководством страны. Важно помнить, что прокуратура и в тех условиях продолжала выполнять свойственную ей позитивную работу по борьбе с общеуголовной преступностью, по обеспечению законности там, где это не затрагивало сферу политики, интересы партийных органов и органов безопасности.

Панина Анастасия

Ляпина Елена

СОВЕТСКАЯ АДВОКАТУРА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТВЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В статье рассматривается и анализируется деятельность советской адвокатуры и подвиги адвокатов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ставшей тяжелейшим испытанием для советского народа. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что именно советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны и немалую роль в этом сыграли адвокаты, неустанно выполняющие свой профессиональный и гражданский долг.

Ключевые слова: советская адвокатура, коллегии адвокатов, адвокаты-фронтовики, "Положение об адвокатуре СССР" 1939 г., юридические консультации.

Война оказала огромное и негативное влияние на развитие Советского Союза, и на развитие советской адвокатуры в том числе. Великая Отечественная война явилась тяжкой проверкой для всей нашей страны, для правовой системы социалистической державы, для всех правоохранительных и правоприменительных органов. Созданное в предвоенные годы устройство государственного управления должно было в короткий срок перестроиться к новой чрезвычайной обстановке войны. Она потребовала провести неотложные изменения в деятельности государственного аппарата и общественных организаций. Соответственно, модификации не обошли стороной и советскую адвокатуру.

Так, 16 августа 1939 г. постановлением СНК СССР было ратифицировано новое "Положение об адвокатуре СССР" , предусмотревшее организацию юридических консультаций. Оно решало почти все вопросы по организации адвокатуры и ее деятельности. Положением была закреплена новая позиция, в соответствии с которой в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие не менее 3-х летний стаж работы в качестве судьи, следователя, юрисконсульта и прокурора или юридическое образование.

В обязанности адвоката входили: составление жалоб, заявлений и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий; дача юридических консультаций (справок, советов, разъяснений и т.п.); участие адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей истцов, ответчиков и других заинтересованных лиц. За недобросовестное осуществление адвокатами своих обязанностей, нарушение таксы оплаты и иные проступки президиум коллегии мог наложить на них одно из следующих взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев, исключение из состава коллегии адвокатов.

На основании исследования "Положения об адвокатуре СССР" 1939 г. и прочих материалов, можно сделать вывод, что главной задачей адвокатов было не содействие конкретному человеку, а оказание поддержки социалистическому строю и его правосудию. Несмотря на то, что коллегии защитников формально являлись самостоятельными и саморегулирующимися, они практически полностью находились под воздействием государственных и партийных органов, которые постоянно вмешивались в их деятельность. В этот период, при господстве закрытого, секретного и письменного процесса адвокатуре приходилось работать крайне трудно. Уголовный процесс был превращен в обязанность должных органов любым путем обнаружить и изобличить преступника и жестоко наказать .

Чрезвычайные обстоятельства войны вызвали к жизни и чрезвычайное законодательство. В первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». Согласно этому указу, в местностях, переведенных на военное положение, на рассмотрение военных трибуналов передавались, дела о государственных преступлениях, преступлениях против социалистической собственности, преступлениях, совершенных военнослужащими, дела о разбое, умышленных убийствах, незаконном обороте, хранении и ношении оружия, дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности . Это в свою очередь означало сужение процессуальных прав обвиняемого и минимизацию участия в соответствующих делах адвокатуры. Каких – либо форм участия адвокатов при рассмотрении дел военными трибуналами не было предусмотрено.

Тем не менее вскоре Наркомюст и Верховный Совет сосредоточили внимание на необходимости соблюдения законности. Так, 25 декабря 1941 г. НКЮ СССР в письме № 16-А «О назначении защиты по требованию судов» установил порядок выделения адвокатов для защиты инкриминируемых как по делам, рассматриваемым военными трибуналами, так и общими судами . Одной из немаловажных задач в период военного времени для коллегий адвокатов стало оказание юридического содействия военнослужащим, членам их семей и инвалидам Великой Отечественной войны. По определенным категориям дел этим лицам юридическая помощь оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР письмом от 6 марта 1943 г. N Д-21 «Об оказании юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны» обязал президиумы коллегий для оказания подобной помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов .

С первых дней войны ушли на фронт тысячи лучших представителей советской адвокатуры, практически все мужчины и немалая часть женщин. За время войны состав коллегий адвокатов сократился более чем вдвое. Так, если на 1 июня 1941 г. в государстве насчитывалось 12485 адвокатов, то к 1 января 1943 г. – 5589. В ряды Красной Армии было призвано более 4 тыс. адвокатов. За этот же период сократилось и численность коллегий со 143 до 102 . С учетом чрезвычайных условий военного времени перед коллегией НКЮ встала непростая задача: организовать подготовку новых и перераспределить имеющиеся кадры для адвокатуры. В связи с данными обстоятельства НКЮ СССР предпринял ряд мер для ускорения темпов подготовки новых кадров адвокатуры. Так, летом 1941 г. в юридических школах страны было допущено к выпускным экзаменам свыше 1500 слушателей. Компенсирование юридических кадров достаточно стремительными темпами стало возможным лишь только за счет сокращения времени обучения. Срок подготовки специалистов в юридических вузах сократился с пяти до трех лет, в юридических школах – с 2 лет до 1 года .

Деятельность адвокатов сформировывалась не только из привычных профессиональных обязанностей. К ним добавилась немалая работа по решению острых проблем, порожденных войной: помощь в разрешении жилищных и пенсионных вопросов, пользование льготами, принятие участия в судьбах сирот, помещение в детдома и учебные заведения, занятия их трудоустройством. Адвокаты не оставались в стороне и от компаний по сбору средств в фонд обороны страны. При этом адвокаты совмещали выполнение своих непосредственных рабочих обязанностей с активной пропагандой советского права, проводя акции по истолкованию положений действовавшего законодательства народонаселению.

Также представление о деятельности советской адвокатуры в годы войны дают архивные документы. В архивах сохранились стенограммы совещаний председателей президиумов коллегий в Наркомюсте СССР за 1942- 1943 гг, в частности, выступление заместителя наркома юстиции И. Д. Перлова о работе Тульской коллегии адвокатов от 3 июля 1942 г., где отмечалось, что, после того как осенью 1941 г. районы Тульской области подверглись агрессии немецко-фашистских вооруженные силы, судебные участки перестали действовать ввиду частичной эвакуации. Лишь после того как в декабре 1941 г. Красная армия перешла в наступление, а немецко- фашистские оккупанты получили сокрушительный удар, возникла возможность восстановить их деятельность. Но к тому моменту из 150 адвокатов в наличии оказалось только 39. Из них 20 находилось на временно занятой врагом территории. Помимо того 39 адвокатов было призвано в Красную Армию, 8 адвокатов были отчислены. В феврале Президиум приступил к организации районных консультаций... из оставшихся 39 адвокатов допущено только 22, 17 адвокатов исключены, 9 адвокатов исключены как изменники Родины. За сношение с немецко-фашистскими войсками и по политическим соображениям в приеме было отказано 6 адвокатам. Состав адвокатов (в Тульской области) на 1 января составил 22 адвоката, что составляло 20% к общему числу адвокатов .

Война стала серьезным испытанием для всей советской державы. Адвокаты, как и рабочие прочих тыловых объединений, посильно помогали сражаться с противником, выделяли деньги в поддержку детям фронтовиков, подписывались на военный заем и вещевую лотерею. В 1942 году Московская коллегия адвокатов перечислила в Фонд обороны 20 000 руб. и создала фонд строительства танка «Московский адвокат». В 1944-м коллегия выделила из личных средств 100 000 руб. на постройку самолета. Адвокаты других коллегий собирали средства на целые танковые колонны: Горьковская коллегия – 7 000 000 руб. на танковую колонну «Советский адвокат», Челябинская коллегия – на танковую колонну «Челябинский рабочий». Адвокаты Свердловской области на танковые колонны отдали в период борьбы против немецко-фашистских вооруженных сил1 753 000 руб .

Отличились и адвокаты фронтовики. Далеко не все они возвратились с войны; многие из погибших удостоены награждения посмертно. Среди выживших были удостоенные самых значительных званий. Так, например, А. И. Крапивин вернулся в Свердловскую коллегию адвокатов в звании Героя Советского Союза. В дальнейшем он стал депутатом Верховного Совета РСФСР и начальником отдела адвокатуры Министерства юстиции. Заслуженным авторитетом пользовался нижнетагильский адвокат А. П. Селезнев Герой Советского Союза, заслуженный юрист России. И таких примеров немало.

Из вышеприведенного материала, можно сделать вывод о том, что советская адвокатура, несмотря на ужасающие условия военного времени, смогла удержаться на довоенном уровне. Устойчивость адвокатских органов самоуправления была связана с высокой гибкостью советских адвокатов. Они творчески подстраивались под сложившуюся обстановку: быстро мигрировали, имитировали общественно-политическую деятельность, когда этого от них требовали и даже отправлялись воевать против немецко-фашистских захватчиков. Все это позволило советской адвокатуре относительно успешно (несмотря на гибель тысяч адвокатов) пережить ужасы войны. Во время Великой Отечественной войны адвокатура с честью вынесла суровые испытания, успешно выполняя возложенные на нее функции по обеспечению гарантий законных прав и интересов граждан, их защите в рамках уголовных и гражданских дел.

Список литературы:

1. Постановление СНК СССР от 16.08.1939 N 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР».

2. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному праву, организации судов и прокуратуры. М., 1957. С. 581–583

3. Советская адвокатура: Сб. нормативных материалов. Изд. 2-е. М., 1944. С. 25

4. Роль и задачи советской адвокатуры. М., 1972. С. 112

5. Красногорский М. Готовить кадры юристов темпами военного времени// Социалистическая законность. –1941. – № 7–8. С. 14–16

6. Адвокатура и адвокатская деятельность./ В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин - М.: Проспект; Екатеринбург: Уральская гос. юрид. академия., 2010

7. Мельниченко Р.Г. Адвокатура в военные годы. // эж-Юрист. № 18. 2011.

8. Официальное издание Адвокатской палаты Московской области № 2, февраль 2012. Т. А. Костина адвокат АПМО Статус адвокатуры по советскому законодательству 1939 1980 годов

Постановление СНК СССР от 16.08.1939 N 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР». Мельниченко Р.Г. Адвокатура в военные годы. // эж-Юрист. № 18. 2011.

Официальное издание Адвокатской палаты Московской области № 2, февраль 2012. Т. А. Костина адвокат АПМО Статус адвокатуры по советскому законодательству 1939 1980 годов

В нашей стране очень много музеев. Интересных и не очень. Однако, среди них есть музей действительно уникальный. Сегодня вы вместе со мной сможете его посетить. Это – музей Главной военной прокуратуры. Он расположен непосредственно в самом здании ГВП, которое находится на станции метро «Фрунзенская» по адресу: переулок Хользунова, дом 14. Этот музей является «закрытым».

Оказаться здесь – большая, серьёзная удача для любого исследователя. Просто так, что называется «с улицы», в этот музей попасть невозможно: в него не продают билеты, здесь не бывает случайных людей и не бродит скучающая праздная публика. Об этом музее вообще мало кто знает, разве только узкий круг посвящённых специалистов. Многие экспонаты этого музея не могут экспонироваться публично: у Главной военной прокуратуры, чью деятельность всегда сопровождал и сейчас сопровождает режим секретности, есть свои тайны. Пока что не настало время открыть многие из них.

Об этом музее никогда не писала пресса, его никогда не показывало телевидение и здесь не был телеканал «Звезда».

Руководство Главной военной прокуратуры, рассмотрев мою просьбу, пошло навстречу и, в виде исключения, любезно предоставило возможность фотографирования экспозиции музея ГВП и некоторых экспонатов с последующим размещением фотографий здесь, на этом портале.

После оформления соответствующего допуска, преодолев в сопровождении офицера ГВП несколько постов внутренней охраны, пристально изучающей мои документы и пропуск, я здесь. Сразу хочу вам сказать, что сама атмосфера помещений музея вызывает уважение. Практически полное погружение, что называется «в эпоху сороковых»: высокие потолки, строгие стеклянные витрины с экспонатами, массивные двери с латунными ручками, продуманная подсветка, удобное для осмотра расположение экспонатов. Экспозиция музея разделена на эпохи: Царское время, Советский Союз, современность.

После осмотра и фотографирования тех музейных экспонатов, которые могут быть открыто продемонстрированы на ресурсе, мне было разрешено отснять также и «галерею Главных военных прокуроров» - единственное в своём роде собрание рукописных портретов всех Главных военных прокуроров Царской России, Союза ССР и Российской Федерации. Такого вы не увидите нигде.

Честно скажу, сегодня я испытывал странные чувства. Было время, когда я (тогда офицер юстиции - следователь военной прокуратуры) ездил сюда, в ГВП, «по работе» и не ждал в Приёмной, а проходил через КПП, предъявляя дежурному по караулу своё удостоверение, но время идёт. Теперь через КПП ходят другие офицеры юстиции, да и удостоверения у них - значительно красивее моей тогдашней скромной «красной корочки», а форма дежурного по караулу больше напоминает экипировку спецназа.

Я покажу вам то, что увидел в музее с единственной целью. Эта генеральная цель обозначена на главной странице ресурса: популяризация органов военной юстиции и борьба с попытками современных троцкистов (которые гордо именуют себя «военными историками», но состоят при этом в услужении американской администрации) клеветать на военную юстицию РККА.

Это они - на американские гранты - издали массу книг, поливающих грязью образ военных следователей, военных прокуроров, военных судей РККА.

Это они - доказывают, что наша военная юстиция являлась тогда и является сейчас «карманной и скорострельной», что она повинна в так называемых «сталинских репрессиях».

Это они – клевещут на светлое имя Берии и поливают грязью Великого Сталина.

Это они – вопят о «тирании Путина», об «отсутствии демократии в России» и всячески поносят моего Президента, на которого смотрит мир, как на единственного лидера, который плевать хотел на «хочухи» заокеанского «обкома».

Это они – пытаются извратить историю 2-ой Мировой, «замазать» нашу Победу и заставить весь мир навсегда забыть истинного победителя нацизма – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а мою Родину – могучий Советский Союз - выставить агрессором.

На каком-то этапе жизни я вдруг увидел, что они сильны. И что имя им – легион.

И тогда я объявил им войну. Свою, личную.

Читайте мои тематические статьи на этом ресурсе.

Каждая моя статья – это очередная пуля из ТТ в их жирные затылки.

Каждая моя статья – это очередной серебряный гвоздь в крышку их поганого гроба.

Каждая моя статья – это очередной берёзовый крест на их могиле, с дырявой натовской каской сверху.

Я призываю всех неравнодушных последовать моему примеру. Особенно – моих бывших коллег - сотрудников военной прокуратуры: бывших и нынешних. Будьте моими союзниками в этой войне. Если у вас в личных архивах имеются предметы или документы, могущие быть представленными в музее – передавайте их в музей. Как это делаю я.

Тем самым вы продлите жизнь бесценным реликвиям и окажете большую помощь Главной военной прокуратуре - организации, которая на сегодняшний день является единственной не коррумпированной правоохранительной системой в России.

Поддержите ГВП. Сегодня - она очень нуждается в вас.

1.9 Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад.

В соответствии с п. 2 Указа в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Согласно п. 5 Указа все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:

а) дела о государственных преступлениях;

б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;

в) дела о разбое;

г) дела об умышленных убийствах;

д) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;

е) дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти;

ж) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия.

Военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

В соответствии со ст. 14 Положения о военных трибуналах приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, могли быть отменены лишь в порядке надзора.

Военным советам округов, фронтов и армий (флотов и флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежало право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза СССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному прокурору Военно-морского флота Союза ССР по принадлежности своего мнения для дальнейшего направления дела.

Согласно ст. 16 Положения о военных трибуналах о каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрелу), военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному Прокурору Военно-морского флота по принадлежности. В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения о приостановлении приговора такой приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение.

Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 устанавливался порядок направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 27 июня 1941 г. № 104/64 в дополнение к приказу от 24 июня 1941 г. предлагалось передавать на рассмотрение военных трибуналов войск Н КВД все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, дела о террористической агитации, дела о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий (школ, сельсоветов, колхозных ферм и т.п.) в сельских местностях.

Прокурорский надзор по этим делам осуществлялся военными прокурорами войск НКВД.

Основным направлением в деятельности органов прокуратуры был надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану государственной собственности от преступных посягательств.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. было введено военное положение на всех железных дорогах СССР, Указом от 9 мая 1943 г. - на морском и речном транспорте.

В связи с названными Указами Президиума Верховного Совета СССР Народным комиссаром юстиции СССР и Прокурором СССР был издан приказ от 21 апреля 1943 г. № 28/19 «О порядке привлечения к ответственности работников железнодорожного транспорта за преступления по службе в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года», в соответствии с которым работники железнодорожного транспорта (в том числе рабочие и служащие заводов, контор, подсобных предприятий, лечебных учреждений, учебных заведений, личный состав стрелковой охраны и пожарно-вахтенной службы) за преступления по службе привлекались к судебной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса о воинских преступлениях.

Прокурор СССР и Народный Комиссар внутренних дел СССР 26 июня 1941 г. издали приказ № 159/595 «О квалификации нарушений Правил и распоряжений о местной противовоздушной обороне», согласно которому злостное нарушение распоряжений по светомаскировке влекло за собой привлечение к уголовной ответственности, а если оно было использовано на оказание содействия врагу, то эти действия следовало квалифицировать как измену Родине.

Находясь на военном положении, прокуроры обеспечивали четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла, о чем подтверждают приведенные выше приказы.

Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Согласно п. 1 этого Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие классные чины: Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1 класса, Государственный советник юстиции 2 класса, Государственный советник юстиции 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса, младший юрист.

Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Сравнительная таблица классных чинов прокурорско-следственных работников Прокуратуры СССР с воинскими званиями

Классный чин Соответствующее воинское звание
Высший состав
Действительный государственный советник генерал армии
юстиции
Государственный советник юстиции 1 класса генерал армии
Государственный советник юстиции 2 класса генерал-полковник
Государственный советник юстиции 3 класса генерал-майор
Старший состав
старший советник юстиции полковник
советник юстиции подполковник
младший советник юстиции майор
Средний состав
юрист 1 класса капитан
юрист 2 класса старший лейтенант
юрист 3 класса лейтенант
младший юрист младший лейтенант

Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или партизанские отряды, многие из них погибли.

Огромную работу проводили органы прокуратуры в борьбе с дезертирством с предприятий военной промышленности, выполняли приказ Прокурора Союза ССР от 1 июня 1944 г. № 159 об осуществлении постоянного надзора за точным исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. руководителями предприятий.

Приказом Прокурора СССР от 17 октября 1942 г. № 613/М устанавливался порядок наложения дисциплинарных взысканий и мер поощрения за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников. Этот приказ имел большое значение в укреплении трудовой и исполнительской дисциплины прокурорско-следственных работников. За нарушение дисциплины, недобросовестное отношение к работе, невыполнение приказов и распоряжений вышестоящих прокуроров, в случае когда эти нарушения не подлежали преследованию в уголовном порядке, на виновных прокурорско-следственных работников налагались следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, смещение на низшую должность, увольнение с должности.

Указом предлагалось практиковать поощрения особо дисциплинированных и аккуратных, добросовестных работников прокуратуры с объявлением им благодарности с занесением в трудовые книжки, выдачей денежных премий и продвижением на более высокие должности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. «О награждении орденами и медалями работников прокуратуры СССР» за выдающиеся заслуги в деле осуществления социалистической законности и укрепления советского правопорядка были награждены: орденом Ленина - 23 человека, орденом Красного Знамени - 8, орденом Отечественной войны II степени - 3, орденом Трудового Красного Знамени - 113, орденом Красной Звезды - 81, орденом «Знак Почета» - 294, медалью «За трудовую доблесть» - 100, медалью «За трудовое отличие» - 64 человека.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.

Прокуроры и следователи вместе с Чрезвычайной государственной комиссией провели большую работу по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Чрезвычайной государственной комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников.

Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.


В него изменениями и дополнениями. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений организаций, общественных объединений. Это выражено в законодательном закреплении...

По нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами I стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом I общественного развития. Работа органов внутренних дел в 1990-е гг. проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, ...

19 июня 1721 г. Вышеуказанные предпосылки, являясь ни чем иным, как первоочередными интересами государства в обеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата, повлекли за собой… 2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об...

Сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры. Цели создания и задачи, решаемые в процессе использования автоматизированных систем в практической деятельности органов прокуратуры В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Космические тела солнечной системы Ближайшие космические явления
Флавий Велизарий – «светлая голова» «тёмных веков
Захват промежуточных оборонительных рубежей противника