Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Александр покрышкин. Александр Иванович Покрышкин — гроза Третьего рейха Кто такой покрышкин трижды герой советского союза

Награды Александра Покрышкина

Ордена

Медали



















Иностранные награды




орден Карла Маркса (ГДР);


орден Сухэ Батора (МНР);

В Краснодарском крае:





В Новосибирске:











В Новокузнецке:

В Перми:

Во Ржеве:





В Ростове-на-Дону:

В Севастополе:

На Украине:






В Казахстане:

Воинские части:


его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).

А также:

пионерский лагерь имени Покрышкина (Аэрокосмического объединения «Полет», научно-производственное объединение «завод имени Баранова») в Омской области (курортная зона Чернолучье);
в школе № 20 города Кирова существует музей А.И. Покрышкина;
его именем названа малая планета № 3348;
улица в станице Калининской Краснодарского края;
улица в Могилеве, Белоруссия;
школа № 2 станицы Калининской Краснодарского края носит имя Покрышкина;
имя Александра Покрышкина носит самолет Ан-148 МЧС России (борт RA-61715);
Художественная марка: 22 февраля 2013 года в обращение была введена художественная марка «100 лет со дня рождения А.И. Покрышкина (1913-1985)». (ЦФА № 1675).

13.11.1985

Покрышкин Александр Иванович

Маршал Авиации

Трижды Герой Советского Союза

Новости и события

Под Новосибирском планируют провести Авиашоу

Правительство Новосибирской области 5 июля 2018 года приняло решение провести авиашоу. На аэродроме «Мочище» под городом Новосибирск 5 августа пройдет авиационный праздник, посвященный 100-летию Российской армии и 105-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.

В Краснодаре открыт памятник Александру Покрышкину

Открытие первого в России памятника лучшему «Сталинскому соколу» Трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину состоялось 28 апреля 2005 года. Под звуки военного марша и залпы ружейного салюта сотни собравшихся краснодарцев приветствовали появление великолепной скульптуры.

Началась битва за господство в небе Кубани в ходе Великой Отечественной войны

Крупномасштабные воздушные сражения на Кубани между советской и немецкой авиацией начались 17 апреля 1943 года над низовьями реки Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском. Сражения отличались чрезвычайной напряженностью. Главной целью противоборствующих сторон был захват стратегического господства в воздухе над плацдармом немецких войск на Кубани. В советской историографии рассматривается как составная часть битвы за Кавказ.

Александр Покрышкин родился 19 марта 1913 года в городе­ Новосибирск. Появился на свет в семье рабочего. Окончил школу­-семилетку в 1928 году и школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Сибкомбайн» в 1932 году. Работал слесарем­-лекальщиком на заводе.

В Рабоче-крестьянскую красную армию вступил с июня 1932 года. Через год окончил третью Пермскую военную школу авиационных техников, а в 1934 ­Сталинградское военно-авиационное училище летчиков. С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-­й стрелковой дивизии Северо­ - Кавказского военного округа в Краснодаре. Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. В ноябре 1938 года направлен в первую Качинскую военную авиационную школу летчиков имени Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году.

С декабря 1939 года ­стал младшим летчиком 55-­го истребительного авиационного полка ВВС Одесского военного округа. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ­-3.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. В первом боевом вылете по ошибке сбил советский бомбардировщик «Су-­2», пилотируемый командиром эскадрильи 211­-го бомбардировочного авиационного полка Гудзенко. Этот случай ему долго будут припоминать и начальство, и особый отдел собственной безопасности.

В конце июня, в воздушном бою с пятью «Me­-109» в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам оказался подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолетов противника, но из­-за уничтожения полковых документов не были ему засчитаны. В ноябре 1941 года старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи того же полка.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К августу 1943 года, гвардии - майор Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил лично 30 самолетов противника. За выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Александру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Покрышкин являлся автором многих новых тактических приемов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боев. Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолета. Его тактику и боевые приемы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву командующий ВВС Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко­-фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии полковнику Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание трижды Героя Советского Союза с вручением третьей медали «Золотая Звезда». Таким образом, летчик стал первым трижды Героем Советского Союза.

После войны продолжил службу в Вооруженных Силах. В июне 1945 года направлен на учебу. Через три года окончил Общевойсковую академию вооруженных сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе. С января 1949 года являлся заместителем командира 33­-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С июня 1951 года назначен­ командиром 88­-го истребительного авиационного корпуса Противовоздушной обороны.

С августа 1971 года ­занял должность председателя Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Через десять лет стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны.

Также, герой являлся Кандидатом военных наук. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. С 1979­ года на протяжении пяти лет входил в Президиум Верховного Совета СССР.

Александр Иванович Покрышкин скончался 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды Александра Покрышкина

Трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 - медаль № 993; 24.08.1943 - медаль № 10; 19.08.1944 - медаль № 1).

Ордена

шесть орденов Ленина (22.12.1941 - № 7086; 24.05.1943 - № 9600; 6.03.1963 - № 124904; 21.10.1967 - № 344099; 21.02.1978 - № 429973; 5.03.1983 - № 400362);

орден Октябрьской Революции (5.03.1973 - № 1793);

четыре ордена Красного Знамени (22.04.1943 - № 66983; 18.07.1943 - № 8305/2; 24.12.1943 - № 448/3; 20.04.1953 - № 1392/4);

два ордена Суворова II степени(6.04.1945 - № 1484; 29.05.1945 - № 1662);

орден Отечественной войны I степени (11.03.1985 - № 537850);

два ордена Красной Звезды (6.11.1947 - № 2762070; 4.06.1955 - № 3341640);
орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 - № 0039).

Медали

«За боевые заслуги» (3.11.1944);
«За оборону Кавказа» (1.05.1944);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1945);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945);
«За освобождение Праги» (9.06.1945);
«За взятие Берлина» (9.06.1945);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);
«В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);
«40 лет Вооруженных Сил СССР» (18.12.1957);
«За освоение целинных земель» (5.11.1964);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (7.05.1965);
«50 лет Вооруженных Сил СССР» (26.12.1967);
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970);
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (25.04.1975);
«60 лет Вооруженных Сил СССР» (28.01.1978);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982);
«Ветеран Вооруженных Сил СССР» (30.04.1984);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (12.04.1985).

Иностранные награды

медаль «За выдающиеся заслуги» (США) (1943);
орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
орден Карла Маркса (ГДР);
Серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
орден Сухэ Батора (МНР);
орден Красного Знамени (МНР).улица Покрышкина в районе метро «Юго-Западная».
В Майкопе 4 мая 2018 года открыт памятник-бюст А. Покрышкину в сквере авиаторов г. Майкоп. Ветераны авиагарнизона;

В Краснодарском крае:

улица имени Покрышкина в Краснодаре;
памятник в Краснодаре в микрорайоне имени Жукова (Энка), перенесенный в 2008 году с улицы Постовой;
мемориальная доска на доме у перекрестка улиц Постовой и Седина, известный как «стодворка», в котором с 1936 года по 1938 год жил А.И. Покрышкин;
памятник в Краснодарском авиационном училище (открыт в мае 2013 года).
Именем А.И. Покрышкина в 1998 году названа средняя общеобразовательная школа № 14 в станице Кавказской Кавказского района Краснодарского края.

В Новосибирске:

его именем назван Новосибирский учебный авиационный центр;
бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Первоначально был установлен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Но с началом сооружения метрополитена (1981 год) его «временно» переместили на площадь Свердлова (пересечение Красного проспекта и улицы Свердлова), где он и остался стоять;
в 1980 году имя А.И. Покрышкина было присвоено профессиональному училищу № 2 (с 2010 года - Новосибирский техникум металлургии и машиностроения);
с 1994 года в Новосибирском техникуме металлургии и машиностроения имени А.И. Покрышкина существует музей, посвященный А.И. Покрышкину;
в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена. Через 12 лет, к столетнему юбилею маршала, при входе в один из ее вестибюлей (см. фото) был установлен бронзовый бюст;
улица Покрышкина, названная так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года;
в 2003 году на площади Карла Маркса в Новосибирске был установлен памятник, а в 2006 году был проведен опрос населения на переименование площади в «Площадь Александра Покрышкина»;
в 2009 году открыт Сибирский авиационный кадетский корпус имени А.И. Покрышкина;
в 2013 году около Новосибирского техникума металлургии и машиностроения имени А.И. Покрышкина установлен бюст;
к дню города в 2013 году в Новосибирске появилась Аллея маршала Покрышкина. Инициатива создания принадлежала студентам НГАХА. Она располагается от улицы Свердлова до улицы Коммунистическая, по Красному проспекту. Проект реконструкции его участка был утвержден 10 апреля 2013 года, на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии города. В ходе реконструкции здесь, согласно проекту стоимостью 10 млн рублей, появились: лавочки, обелиски и мозаики с изображениями самолетов, которые пилотировал Александр Покрышкин. На аллее также существующую тротуарную плитку поменяли на цветной гранит;
6 марта 2013 года Новосибирский Главпочтамт использовал спецгашение «100 лет со дня рождения А.И. Покрышкина (1913-1985)».

В Новокузнецке:

улица Покрышкина в Центральном районе.

В Перми:

мемориальная доска на бывшей школе авиатехников (ул. Орджоникидзе, 12), в которой он учился. Установлена в 1990 году, пропала в 2003 году, восстановлена с гипсового слепка в 2008 году.

Во Ржеве:

мемориальная доска в Ржевском авиагарнизоне, которым в 1950-е годы командовал А.И. Покрышкин;
площадь имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина;
мемориальная табличка на аллее Героев;
в 2013 году, на аллее в войсковой части 40963 6-й бригады военно-космической обороны, был установлен бронзовый бюст А.И. Покрышкина;
имя А.И. Покрышкина присвоено 6-й бригаде военно-космической обороны, штаб которой дислоцирован во Ржеве.

В Ростове-на-Дону:

мемориальная доска на доме, где жил Покрышкин в 1955-1956 годах.

В Севастополе:

улица в поселке Кача названа именем А.И. Покрышкина.

На Украине:

в Киеве, на доме, в котором он жил в 1968 году (ул. Грушевского, 34а), установлен памятный знак;
улица имени Покрышкина в Свердловске, Луганская область;
улица имени Покрышкина в Мариуполе, Донецкая область;
улица имени Покрышкина в Виннице;
бюст на аэродроме «Широкое» под Запорожьем. На этом аэродроме в 1988-1992 годах базировалось Запорожское авиационное училище летчиков ДОСААФ СССР, которое носило имя трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина;
в 1985 году Киевскому высшему инженерному радиотехническому училищу ПВО присвоено почетное звание имени маршала авиации А.И. Покрышкина.

В Казахстане:

имя А.И. Покрышкина носят улицы в Алма-Ате и Талдыкоргане;
именем А.И. Покрышкина названа школа в Талгаре.

Воинские части:

почетные наименования «Имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина» присвоены 4-й и 6-й бригадам противовоздушной обороны (ПВО) Войск воздушно-космической обороны (ВКО), дислоцированные в Долгопрудном (Московская обл.) и Ржеве (Тверская обл.);
его именем назван 689-й гвардейский Сандомирский, ордена Александра Невского истребительный авиационный полк (входит в состав Балтийского флота).

Александр Иванович Покрышкин официально сбил 59 самолётов но на самом деле по словам сослуживцев 116

Александр Иванович Покрышкин — это прославленный советский лётчик-истребитель, Великой Отечественной войны. Он стал ПЕРВЫМ Трижды Героем СССР и единственным во время войны! Список Трижды Героев состоит всего из 23-х человек!

Александр Иванович Покрышкин родился 19-го марта 1913 года в городе Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевск, в обычном деревянном доме, который стоял на берегу маленькой речки Каменка. Желание стать лётчиком появилось у него, когда Александр Иванович Покрышкин первый раз увидел самолёт! Это был прилетевший в Новосибирск агитационный самолёт. Покрышкину довелось потрогать крыло самолёта, после чего он сказал: « Буду только лётчиком!» Но путь от детской мечты до первого самостоятельного вылета оказался у него долгим и не простым!

По комсомольской путёвке Александр Иванович Покрышкин попадает в авиационную школу, но школа оказывается авиатехнической. Поначалу он не захотел там учиться, но ему сказали, что если не будешь учиться на авиатехника, то выложишь на стол комсомольский билет. Допустить такое в то время означало получить на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» и Александр Иванович Покрышкин был вынужден продолжить учёбу на авиатехника.

Сначала Александр Иванович Покрышкин попал в авиацию в качестве военного авиатехника. Во время службы авиатехником для того, чтобы попасть в лётный состав он отправлял авиационному командованию рапорта с просьбой отправить его в училище лётчиков. Рапортов оказалось 39 штук, и ВСЕ они остались БЕЗ ОТВЕТА! Помощь неожиданно оказал начальник краснодарского аэроклуба, к тому же гражданского учреждения! Во время учёбы в аэроклубе Покрышкин сам сделал АВИА ТРЕНАЖЁР, на котором отработал все элементы полёта. Поэтому, когда Александр Иванович Покрышкин полетел на самолёте с инструктором, стало ясно, что он может осуществить полёт самостоятельно! В 10-й полёт Покрышкина выпустили одного! Полёт он отлетал отлично! Пройдя полный курс обучения, Александр Иванович Покрышкин благополучно сдаёт все экзамены . После этого командование наконец-то сдаётся и направляет в Качинское авиационное лётное училище.

Великую Отечественную войну можно разделить на два этапа. Первый этап – это 1941-42-й года, когда советская армия проигрывала войну почти по всем статьям и в основном отступала. Первые два года войны советская армия держалась в основном за счёт трёх факторов – это российских расстояний, русской зимы и ценой НЕМЫСЛИМЫХ ПОТЕРЬ и в технике, и ОСОБЕННО в ЛЮДСКИХ РЕСУРСАХ! Второй этап – это, когда советская армия начала побеждать, правда, тоже ценой неимоверного КОЛИЧЕСТВА ЖИЗНЕЙ!

Жизнь Александра Ивановича Покрышкина тоже можно условно разделить на два этапа. Дело в том, что в первый день войны 22-го июня Александр Иванович Покрышкин сбил СВОЙ самолёт с красными звёздами! Трагичный, нелепый случай. При определённых условиях для Александра Ивановича Покрышкина он мог бы стать даже смертельным! Покрышкину в некоторой степени с натяжкой можно сказать повезло. Командование решило, какой смысл будет от ещё одной смерти в расположении части, вот если бы в бою…

На следующий день Александр Иванович Покрышкин сбивает в небе свой первый фашистский самолёт. Первая победа в небе далась Александру Ивановичу Покрышкину очень нелегко, учитывая груз предыдущей ошибки! Сложилось впечатление, как будто судьба ещё очень долго наказывала Александра Ивановича Покрышкина за допущенную ошибку!

Война продолжалась. В небе было десятикратное превосходство фашистов! Самолёты фашистов превосходили советские по всем техническим характеристикам! Немецкие лётчики в процессе обучения лётному делу, перед попаданием непосредственно на фронт, налётывали помимо обычного пилотажа, ещё и 200 БОЕВЫХ УЧЕБНЫХ часов полёта! Это были полёты с ПОЛНОЙ ИМИТАЦИЕЙ РЕАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ. Советским лётчикам такая подготовка ДО попадания на фронт и во сне не снилась (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны» )! Сюда же нужно ещё добавить, что немецкие лётчики до войны с СССР уже приобрели реальный боевой опыт в Испании, Англии, Франции! Так же напомним, что многие советские лётчики, которые приобрели БОЕВОЙ опыт в Испании, были ДО, Великой Отечественной войны, РАССТРЕЛЯНЫ Сталиным. Так что наука побеждать в Великой Отечественной войне, давалась, СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ценой!

Благодаря такой лётно-боевой подготовке НЕМЕЦКИЕ лётчики объективно реально являлись на тот момент лучшими в мире. Это ни в коей мере и ни в коем случае не принижает заслуг и способностей Александра Ивановича Покрышкина и других результативных советских лётчиков, просто речь идёт не об отдельных пилотах, а о ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ лётного состава. Так же на основе анализа и результатов боевых действий Второй Мировой войны необходимо констатировать факт, что вторыми в мире по КЛАССУ были ЯПОНСКИЕ лётчики. Если не говорить на эту тему долго, то достаточно привести один показательный факт. Японские лётчики КАМИКАДЗЕ были обучены летать на ИСТРЕБИТЕЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО с возраста в 14 лет! Вина за 3-е место в мире, наших советских лётчиков, лежит ни в коем случае не на самих лётчиках, а на командовании ВВС и руководителях СССР потому, что они не обеспечили соответствующие УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ пилотов!

Американские истребители Эйркобра поставляемые в СССР по Лэнд-лизу

Александра Ивановича Покрышкина ДВАЖДЫ СБИВАЛИ. Здесь нужно упомянуть один такой очень важный момент. Александру Ивановичу Покрышкину удалось остаться в живых, после того как он 2 раза был сбит, в большей степени благодаря тому, что он бОльшую часть времени воевал НЕ НА СОВЕТСКОМ, а НА АМЕРИКАНСКОМ истребителе « ЭЙРКОБРА»! Дело в том, что американский истребитель Эйркобра, Александра Ивановича Покрышкина имел одну очень важную техническую особенность, дающую ему, неоспоримое преимущество в отношении защиты лётчика! Как известно всё оружие истребителя стреляет только вперёд, поэтому истребитель сбивают сзади, заходя ему в хвост. На Эйркобре двигатель находился НЕ В НОСУ самолёта, а ЗА СПИНОЙ ЛЁТЧИКА. Соответственно двигатель Эйркобры, Александра Ивановича Покрышкина выполнял помимо основной функции ещё и функцию защиты лётчика от пуль и снарядов противника! Да, конечно, при попадании пуль и снарядов в двигатель он, как правило, выходил из строя, но ЛЁТЧИК ОСТАВАЛСЯ ЦЕЛ! Одних только американских истребителей Эйркобра, было поставлено в СССР по программе Лэнд-лиза, 6 000 штук!

Первый раз Александра Ивановича Покрышкина сбили 3-го июля при вылете на РАЗВЕДКУ ранним утром. Вылетели на разведку 2-мя парами. Сделали неправильный заход по долине вдоль реки. Там была немецкая переправа через реку. Соответственно их быстро заметили немецкие зенитчики. Истребителей противника в этом районе не было. Зенитчики открыли по ним мощный зенитный огонь. У немцев всегда было много зенитных орудий! Пришлось прижаться к воде. В это время Лукашевич из 1-й пары начал перестраиваться влево, а там оказался Александр Иванович Покрышкин и самолёты чуть не столкнулись. Уходя от столкновения, Покрышкин подлетел вверх метров на 50 над водой. В этот момент в мотор самолёта Александра Ивановича Покрышкина попадают три зенитных снаряда. Вода и масло из мотора потекли, самолёт продолжал еле-еле тянуть на высоте 50 метров.

Покрышкин попытался перелететь через линию фронта. В это время он увидел впереди небольшую долинку и решил сесть на неё. Но при подлёте к долине увидел, что по ней проходит дорога, а по дороге идёт немецкая колонна. Александр Иванович Покрышкин с трудом потянул в сторону через маленькую речку. Задавать крен самолёту было нельзя, поэтому он по мере возможности поворачивал, периодически понемногу, нажимая в сторону поворота и отпуская педали. В этот момент над холмом двигатель окончательно отказал и самолёт начал плашмя резко снижаться. Высота была очень маленькая, поэтому прыгать с парашютом было нельзя! Упёрся руками в приборную доску. Удар.

Американский истребитель Эйркобра пригнанный в СССР по программе Лэнд-лиз на лопастях эмблема Кертисс Электрик

Когда Александр Иванович Покрышкин очнулся, то увидел, что крылья лежат отдельно, хвост тоже отвалился, но сам он остался жив! Сразу отцепил парашют. Первая мысль была о том, что сейчас придётся отстреливаться. Взвёл пистолет, осмотрелся по сторонам, прислушался, не появились ли немцы. Время было 5 часов утра, солнечный день, птицы поют! Немцев поблизости не оказалось. Затем благодаря мысли, что застрелиться он всегда успеет, успокоился и пошёл в сторону своих войск! До своих Александр Иванович Покрышкин добирался около 3-х суток. При падении самолёта он, конечно, получил травмы, но без переломов! Была только небольшая трещина в кости ноги и некоторые ожоги. Пробыл 3 дня в санчасти. Затем приматывал к ноге, где была незначительная трещина, шину и так и продолжил вылетать на задания!

Основной причиной такого большого количества воздушных побед Александра Ивановича Покрышкина было его НЕСТАНДАРТНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ ведение боя. Только это были хорошо ПРОДУМАННЫЕ неожиданности! Он действовал в бою безошибочно. По инструкции предусматривалось ведение боя в основном в горизонтальной плоскости, на виражах, а Александр Иванович Покрышкин НАВЯЗЫВАЛ противнику воздушный бой на ВЕРТИКАЛЯХ! Так же Покрышкин применил и ещё одно НОВШЕСТВО. До этого стрельба из каждого вида оружия на Эйркобре управлялась отдельной кнопкой. Александр Иванович Покрышкин всё управление огнём своего истребителя ПЕРЕДЕЛАЛ на ОДНУ КНОПКУ, то есть ВСЁ ОРУЖИЕ на его истребителе начинало стрелять ОДНОВРЕМЕННО, при нажатии ОДНОЙ КНОПКИ! Вооружение истребителя Эйркобра было более мощным, чем на советских истребителях. В вооружение Эйркобры входила, в том числе пушка калибром 37 мм! Таким образом, если Александр Иванович Покрышкин из вооружения своего истребителя точно попадал в самолёт противника, то того попросту разносило в «пыль»! Ну и конечно одним из непреложных слагаемых его побед было БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ САМОЛЁТОМ !

Так же Александр Иванович Покрышкин применял свой личный пилотажный приём, в большинстве случаев приносящий ему победу в воздушном бою, который назывался «соколиный удар». Он состоял в том, что он предварительно набирал большую высоту полёта, потом с этой высоты под большим углом пикировал на большой скорости на противника. Затем при приближении к противнику переходил на небольшой угол пикирования и, сохраняя большую скорость, стрелял по нему. Этот пилотажный приём Александра Ивановича Покрышкина был особенно эффективен при атаке многочисленной группы самолётов, к тому же он позволял атакующим выходить из боя почти без потерь! Для ещё большей эффективности таких атак Александр Иванович Покрышкин предварительно изучал техническое устройство немецких самолётов и всегда учитывал, с какой стороны лучше зайти на данный тип самолёта противника.

Однако независимый, прямой характер и нестандартное ведение боя Александра Ивановича Покрышкина нравились не всем! Однажды командир дивизии, несмотря на успехи в воздушных боях, сказал эмоционально Александру Ивановичу Покрышкину: »Всех буду награждать, ты наград не жди!» Дальше больше, в 1942-м году по формулировке «за нарушение требований устава истребительной авиации» Александра Ивановича Покрышкина исключают из партии и переводят в запасной полк. В, добавок к этому, в военном трибунале на него заводят дело.

Однако от полётов Покрышкина НЕ отстранили. Начиная с 1943-го года у Александра Ивановича Покрышкина, начинается новый этап в жизни. В 1943-м году после трёх месяцев воздушных боёв 24-го мая он получает первую звезду героя Советского Союза за номером 993! С этого момента ему стало помогать то, что раньше мешало. Его формулу высота, скорость, манёвр, огонь стали использовать все! Александра Ивановича Покрышкина назначают командиром полка и следом командиром дивизии. При этом он продолжает летать. Его американский самолёт Эйркобра, наводит на врагов панику! В 1944-м году Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей Звездой Героя!!! Указ награждения был опубликован во всех газетах страны! Торжественное награждение прошло в Кремле.

За захват плацдарма за рекой Вислой, Александра Ивановича Покрышкина наградили самой ценной для фронтовика наградой – отпуском домой на 5 дней! Когда он приехал в Новосибирск, его встречало полгорода! Все хотели его увидеть, поздороваться, поговорить. В результате Александр Иванович Покрышкин провёл непосредственно с родными 1 день. Со своей женой Марией, Покрышкин познакомился на фронте – она была медсестрой. В конце войны у них родится дочь, а после войны сын!

Весна 1945-го года в Европе выдалась ранняя. Грунтовые аэродромы развезло. Фашисты взорвали бетонные взлётные полосы на своих германских аэродромах. Советские войска стремительно наступали, и им нужна была поддержка с воздуха. Александр Иванович Покрышкин предложил использовать в качестве взлётной полосы прямой участок шоссе Бреслау – Берлин (качество немецких автомобильных дорог! ). В небе Германии Александр Иванович Покрышкин сбил свой 59-й фашистский самолёт в 156-ти воздушных боях. Цифра 59 сбитых самолётов закрепилась за ним официально, но ПО ДАННЫМ СОСЛУЖИВЦЕВ Александра Ивановича Покрышкина, он сбил 116 самолётов!

Потом был парад Победы. Александр Иванович Покрышкин на параде в звании полковника нёс Знамя Первого Украинского фронта! Затем он выучился и окончил академию Фрунзе и продолжил служить в авиации. После войны он продвигался по службе, получая новые должности и звания, но годы войны остались для него самыми звёздными!

Один из лучших советских летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин (1913-1985) родился в в семье Ивана Петровича Покрышкина и Ксении Степановны Мосуновой, приехавших в Сибирь из Вятской губернии (вятские составляли значительную долю первых жителей города). В Новониколаевске они в 1907 и создали семью, в которой было семеро детей: шестеро сыновей и одна дочь (Александр был вторым по старшинству). Ксения Степановна вела домашнее хозяйство. Покрышкины же являлись потомственными строителями (работали каменщиками, клали печи, крыши; как считается, от этого и пошла их фамилия). Но в 1908 Иван Петрович получил на стройке увечье, после чего трудился возчиком, ломовым извозчиком и др. В эпоху НЭПа он занимался ремеслом и торговлей, за что стал «лишенцем», то есть был лишен избирательных и фактически многих других прав (также были лишены избирательных прав его жена и мать).

В 1923 на созданный в Новониколаевске аэродром прилетел первый самолет. Среди прибежавших к нему жителей города был и потрясенный десятилетний Саша Покрышкин. Он потрогал крыло самолета и сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком». С этих минут счастья отныне вся жизнь юного Александра Покрышкина была направлена навстречу мечте. Он старался хорошо учиться, много читал, закалялся и усиленно занимался спортом. В учебе важное место уделял математике. Держал голубей (любовь к птицам осталась у него на всю жизнь). Чтобы помочь семье, с тринадцатилетнего возраста Александр Покрышкин занимался фамильным делом – работал кровельщиком со своим дядей. Однажды он прочитал объявление о наборе в летную школу лиц, имеющих образование 7 классов и «специальность токаря, слесаря или столяра». В 1928 Александр Покрышкин окончил семилетку, а в 1930 поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя» (специальность «Слесарь-лекальщик»). Заработок кровельщика для семьи был весомей, поэтому отец был против его превращения в «фабзайца». Александр Покрышкин покинул дом и жил в общежитии. В свободное время он посещал вечерний рабфак института сельхозмашиностроения, а также кружок рационализаторов и изобретателей.

После окончания в начале 1932 школы ФЗУ Александр Покрышкин некоторое время работал в инструментальном цехе № 59 «Сибкомбайнстроя», был инструктором в школе ФЗУ. В мае 1932 он отправился по комсомольской путевке в учиться на летчика, но там его ждало тяжелое разочарование – летное отделение закрыли. Пришлось без особой радости становиться авиатехником. Тем не менее учился он, как всегда, на отлично, и новая профессия очень помогла ему в дальнейшем. Желание быть поближе к небу реализовывалось для Александра Покрышкина в планерном кружке (такой же он посещал еще в Новосибирске). После окончания в декабре 1933 в Перми 3-й военной школы авиационных техников его направили в на Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА.

В декабре 1934 Александр Покрышкин был назначен техником в авиазвено связи 74-й стрелковой дивизии (). Мечта летать самому все же не покидала его. Проявив упорство, он написал порядка 40 рапортов командирам различного уровня вплоть до наркома обороны. Осенью 1935 А. И. Покрышкин во время отдыха в подружился с известным летчиком-испытателем С. П. Супруном, который сильно приободрил его. Наконец, в 1938 было разрешено переучивать лучших техников на летчиков. Осенью 1938 А. И. Покрышкин за 17 дней прошел годичную программу летной подготовки краснодарского аэроклуба и был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. Одновременно с ним в школе училось значительное число отпрысков известных людей, в том числе сын Сталина – Василий. Авиация в то время была в большом почете.

В ноябре 1939 А. И. Покрышкин окончил авиашколу и стал служить в 55-м истребительном авиационном полку (Кировоград). Его военная карьера не была гладкой. В Великой Отечественной войне Покрышкин участвовал с первого ее дня в Молдавии. Однако в первом же боевом вылете по ошибке подбил советский самолет, что ему потом припоминали. Но уже 26 июня А. И. Покрышкин сбил первый самолет противника – «Ме-109». В войну Покрышкин прошел путь от заместителя командира эскадрильи до командира 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, от старшего лейтенанта до полковника. Воевал в составе Южного, Закавказского, Северо-Кавказского, 4-го, 2-го, 1-го Украинского фронтов. Слава пришла к Покрышкину весной 1943 в боях над Кубанью. Особенно отличился он 12 апреля 1943, когда сбил в одном боевом вылете 4 «мессершмитта». «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ист ин дер люфт!» («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!»), – предупреждали своих немецкие рации.

Как летчик А. И. Покрышкин отличался мгновенной реакцией, выносливостью, большой выдержкой и настойчивостью, осмотрительностью, удачей; как командир являлся искусным организатором и наставником. Сражался он по формуле: «Высота, скорость, маневр, огонь!» (при этом старался открывать огонь по противнику с расстояния в 50-100 м). Будучи творческим летчиком, Покрышкин выступил автором новых тактических приемов истребителей, которые распространялись в советской авиации, и создал целую школу пилотов. Всего за годы войны он официально совершил свыше 650 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, сбил лично 59 и в группе 6 самолетов противника. А. И. Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза (май 1943, август 1943, август 1944).

После войны А. И. Покрышкин окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе и Военную академию Генштаба, занимал ответственные должности в войсках ПВО: командовал корпусом и армией, с 1968 – заместитель главнокомандующего войсками ПВО. В 1972-1981 А. И. Покрышкин – председатель ЦК ДОСААФ СССР (в этой должности он сыграл важную роль в создании фильма «В бой идут одни старики», предоставив самолеты для съемок), с 1981 – в Группе генеральных инспекторов министерства обороны. Современники запомнили Александра Ивановича как человека с редкими душевными качествами, скромного и сдержанного, прямого и бескомпромиссного, немногословного, но общительного и любящего пошутить. На досуге он любил играть в шахматы, ездить на охоту и рыбалку. Со своей женой Марией Кузьминичной А. И. Покрышкин познакомился во время войны в 1942, когда она служила медицинской сестрой. В их семье родилось двое детей: дочь Светлана и сын Александр.

А. И. Покрышкин – кандидат военных наук (1969), автор книг: «Небо войны», «Познать себя в бою» и др. Похоронен А. И. Покрышкин в на Новодевичьем кладбище. В Новосибирске многое связано с именем легендарного летчика. А. И. Покрышкин – почетный гражданин города; в его честь названа одна из станций метрополитена, техникум металлургии и машиностроения (бывшая школа ФЗУ, в которой он в свое время учился; в 1998 здесь был открыт музей А. И. Покрышкина).

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985).

Лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) летчик-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в Новониколаевске (сейчас — Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов.
В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку.
В 1930 году, несмотря на протесты отца, он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. В период прохождения Покрышкиным учёбы, училище поменяло профиль. Александр Иванович был вынужден доучиваться на авиационного механика, а на официальные запросы о переводе на лётное отделение стабильно получал отказ. Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы (ул. Монастырская, дом 12, на пересечении с Комсомольским проспектом), он быстро рос в должности.
В декабре 1934 года стал старшим авиационным техником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу.
Выпустился с высшими оценками в 1939 году, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й истребительный авиационный полк.

Он был в Молдавии в июне 1941 года, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась катастрофой: он сбил советский самолёт — лёгкий бомбардировщик Су-2 из 211-го бомбардировочного полка. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
На следующий день он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf-109. 3 июля, одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.
Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3 взлетел, несмотря на грязь и дождь после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина.

А.И.Покрышкин у своего истребителя МиГ-3.

Поздней зимой 1942 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39N «Аэрокобра» . Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его.

А.И.Покрышкин на своем истребителе Р-39.

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943 года. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109.
Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года, звание майора ему было присвоено в июне.
В 1943 году Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

А.И.Покрышкин с боевыми друзьями.

В июле 1943 года Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 года.
В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение не боевой работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако, он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й Гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944 года, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе.

А.И.Покрышкин на Параде Победы в 1945 году.

Покрышкин Жуков и Кожедуб. Три Трижды Героя.

А.И.Покрышкин с семьей.

В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе.
В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.
В 1961-1968 годах командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.
В 1968-1972 годах — заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.
В 1972-1981 годах — председатель ДОСААФ.

Маршал Авиации А.И.Покрышкин.

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага…
Могила А.Покрышкина на Новодевичьем Кладбище. Вечная память.

Награды:
-трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 г. медаль № 993; 24.08.1943 г. медаль № 10; 19.08.1944 г. медаль № 1);
-6-ть орденов Ленина (22.12.1941 г. № 7086; 24.05.1943 г. № 9600; 06.03.1963 г. № 124904; 21.10.1967 г. № 344099; 21.02.1978 г. № 429973; 05.03.1983 г. № 400362);
-орден Октябрьской Революции (05.03.1973 г. № 1793);
-4 ордена Красного Знамени (22.04.1943 г. № 66983; 18.07.1943 г. № 8305/2; 24.12.1943 г. № 448/3; 20.04.1953 г. № 1392/4);
-2-а ордена Суворова 2-й степени (06.04.1945 г. № 1484; 29.05.1945 г. № 1662);
-орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г. № 537850);
-2-а ордена Красной Звезды (06.11.1947 г. № 2762070; 04.06.1955 г. № 3341640);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 г. № 0039).

Медали:
«За боевые заслуги» (03.11.1944 г.);
«За оборону Кавказа» (01.05.1944 г.);
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945 г.);
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (06.06.1945 г.);
«За освобождение Праги» (09.06.1945 г.);
«За взятие Берлина» (09.06.1945 г.);
«XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948 г.);
«В память 800-летия Москвы» (07.04.1951 г.);
«40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957 г.);
«За освоение целинных земель» (05.11.1964 г.);
«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (07.05.1965 г.);
«50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967 г.);
«За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970 г.);
«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (25.04.1975 г.);
«60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978 г.);
«За укрепление боевого содружества» (31.05.1980 г.);
«В память 1500-летия Киева» (17.05.1982 г.);
«Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984 г.);
«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (12.04.1985 г.);

Иностранные награды:
-медаль «За выдающиеся заслуги» (США);
-орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
-ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
-орден Карла Маркса (ГДР);
-кавалер ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
-кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
-орден Сухэ Батора (МНР);
-орден Красного Знамени (МНР).
А также награждён медалями Вьетнама, Кубы, Болгарии, ГДР, ЧССР.
Региональные награды:
медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 г.).
Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ и др.

Памятник А.И.Покрышкину в Новосибирске.

Список источников:
Покрышкин, Александр Иванович. Cайт «Герои Страны».
А.В.Марчуков. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире.
А.В.Тимофеев. Покрышкин.
Крылья Родины № 5 за 2001 г. Ю.Устинов. Первый трижды Герой СССР.

Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали друг друга по радиостанции фашисткие лётчики. И боялись не зря — 59 вражеских самолётов лично сбил лётчик герой Покрышкин. Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие. О его подвигах, о непростых взаимоотношениях с начальством и о личной жизни расскажем в данной статье.

Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина

Довоенные годы

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

Александр Покрышкин в 1940 году

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина. Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.

«Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:

«Тот, кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны»

Подвиги Покрышкина

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным - в годы войны. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!»

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

Послевоенное время

После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

Личная жизнь героя

Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.

После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? - обнял отец маму. - А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.

Интересные факты из жизни Покрышкина

  • В тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
  • Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка - лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
  • С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
  • В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА - управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
  • Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
  • Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Курский государственный университет (КГУ), Курск: факультеты, проходные баллы, кафедры Кгу приемная
Михаил зощенко - не надо врать
Фоносемантический анализ слов (имени, фамилии, названий)