Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зрительные нагрузки для дошкольников с нарушением зрения. Рекомендации "разработки для детей с нарушением зрения"

Характер и степень нарушения зрения Норма зрительной (тактильной) нагрузки
1. Незрячие школьники
2. Частичнозрячие школьники Непрерывная зрительная нагрузка до 5-7 минут не более двух раз за урок, перерыв между периодами зрительно­го напряжения не менее 10 минут. При обучении частичнозрячих рекоменду­ется одновременно использовать зре­ние и осязание
3. Слабовидящие школьники Непрерывная зрительная нагрузка со­ставляет: Подготовительный - 3 класс - 10-15 минут; средние, старшие классы - до 20 минут; при этом отдых между периодами зри­тельного напряжения должен состав­лять не менее 5 минут
4. Школьники, у которых зрительное заболе­вание находится в стадии прогрессирования (глаукома, прогрессирующая близорукость, атрофия зрительного нерва, прогрессирую­щая дистрофия сетчатки и др.) Дозировка устанавливается индивиду­ально врачом-офтальмологом

Активного привлечения к процессу восприятия и усвоения учебного материала разных форм познавательной деятельности (мышления, речи, воображения, логического запоминания и т. д.).

Снятию интеллектуального и зрительного утомления способствуют физкультурные минутки. Физкультурные минутки организуются при­мерно на двадцатой минуте урока. Основная их цель - восстановить об­щую и зрительную работоспособность. Классическая физкультурная минутка состоит из двух частей: общеразвивающих упражнений и зри­тельной гимнастики. Цель общеразвивающих упражнений - снять ста­тическое напряжение в зонах шейного и поясничного отделов позво­ночника, а также верхних и нижних конечностях. Цель зрительной


гимнастики - снять зрительное утомление и подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе.

Зрительная гимнастика составляется из специальных упражнений. Различают три основных группы упражнений зрительной гимнастики: 1) релаксационные, 2) обеспечивающие стимуляцию отдельных физио­логических функций глаза, 3) развивающие функцию центрального и периферического зрения. Их подбор в комплексы осуществляется в первую очередь в зависимости от цели. Снять зрительное утомление -релаксационные; подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе - обеспечивающие стимуляцию отдельных физиологических функций глаза, развивающие функции центрального и периферическо­го зрения. Подбор упражнений зрительной гимнастики ведется также с учетом характера учебной деятельности и характера нарушений зрительных функций. В этой связи зрительная гимнастика обычно состоит из двух частей:

1 часть - инвариантная, она учитывает цель гимнастики и подходит при всех видах деятельности и разных главных патологиях;

2 часть - вариативная, она учитывает характер учебной деятель­ности, характер глазного заболевания, а также типологические особен­ности ребенка (С. Е. Гайдукевич, Е. С. Прокопьева).

В процессе зрительной гимнастики могут использоваться разнооб­разные специальные приспособления (таблицы, рисунки, метки), при­боры (зрительные тренажеры). Они помогают превратить данную процедуру в увлекательную игру.

Психофизические особенности детей с нарушениями зрения и об­условленные ими ограничения указывают на необходимость четкого смыслового структурирования различных аспектов их жизнедеятель­ности. Продуманные системы правил и алгоритмов помогают им быс­трее осмысливать разнообразные ситуации, подбирать адекватные спо­собы взаимодействия и обеспечивать их достаточно высокую результативность.

В работе с незрячими и слабовидящими используются специальные правила, которые позволяют им организовывать и регулировать свои действия. В образовательной практике сегодня широко применяются несколько групп таких правил. Правила, обеспечивающие соблюдение режимов и дозировок нагрузки, регулируют темп работы ребенка на уроке, обеспечивают правильное использование средств индивидуаль­ной коррекции и дополнительного освещения, регламентируют смену


труда и отдыха, просмотр телепередач и т. д.). Правила, обеспечиваю­щие охрану и развитие остаточного зрения, ориентируют ребенка на рациональную организацию взаимодействия с визуальной информаци­ей. Они представляют собой рекомендации по работе с иллюстратив­ным и текстовым материалом (положение текстов и изображений отно­сительно глаз, способы их приближения в различных позах (стоя, сидя), использование пальцевых обследований, а также специальных приспо­соблений (следящих линеек, закладок, увеличительных приборов)). Кроме того, они определяют способы получения недоступной в той или иной ситуации визуальной информации (как использовать зрительные возможности других людей: задавать вопросы, уточнять полученные сведения). Правила оречевления действий и намерений ребенком (педа­гогом) способствуют активизации и уточнению словарного запаса, уси­ливают связи между образами представлений и словами, обеспечивают возможность внешнего контроля за деятельностью ребенка, стимули­руют развитие планирующей и регулирующей функций его речи. Оречевление своих действий и намерений учителем также необходимо для незрячих детей, это дает им возможность следить за ситуацией и адекватно реагировать в ней.

При составлении правил для детей с нарушениями зрения необхо­димо руководствоваться следующими рекомендациями:

Охватывают разнообразные аспекты жизнедеятельности ребенка;

Немногочисленны;

Разумны и рациональны, направлены на достижение значимых ре­зультатов;

Доступны, имеют четкую немногословную формулировку;

Носят разрешительный, а незапретительный характер.

Дети с нарушениями зрения, особенно незрячие нуждаются в чет­ком структурировании различных видов деятельности. Последователь­ное выделение отдельных операций и действий позволяет им лучше осознать способы их выполнения, усвоить последовательность. В этой связи в работе с ними широко используются разнообразные алгоритми­ческие предписания. Они составляются на отдельные виды учебной де­ятельности (работа с правилом, выполнение письменного упражнения, решение задачи и др.), практической деятельности (пришивание пуго­вицы, приготовление чая, уборка помещения и др.), деятельности но са­мообслуживанию (чистка зубов, уход за ногтями, одевание и др.). Алгоритмы оформляются в виде инструкционных карт, памяток,


рисунков и размещаются в «поле зрения» ребенка, позволяя ему наладить необходимые взаимодействия в образовательной среде.

Внимание к организационно-смысловому аспекту среды позволяет усилить в ней направленность на охрану здоровья детей, на стимуляцию их активности и работоспособности, на рационализацию детской деятель­ности и обеспечение каждому ребенку чувства уверенности в себе.

Социально-психологический аспект образовательной среды. Учреждение образования открывает для детей с нарушениями зрения широкие возможности межличностного взаимодействия. Его содержа­ние, характер, интенсивность представляют собой активные средовые образовательные ресурсы. Степень их эффективности во многом зави­сит от установок и позиций взрослых и в первую очередь педагогиче­ского коллектива. Чтобы идея образовательной интеграции заработала, она должна овладеть умами учителей, стать составной частью их про­фессионального мышления. Это означает необходимость специальных усилий по его обновлению и преобразованию. Педагоги помогают ре­бенку только тогда, когда искренне верят в его возможности и успеш­ный результат совместной работы.

«Дети с нарушениями зрения заметно отличаются от обычных здо­ровых детей?» - сначала из уст педагогов это звучит как вопрос, а затем нередко как утверждение. К сожалению, в обществе сложился доста­точно устойчивый стереотип восприятия людей с нарушениями зрения. Их либо избегают, либо жалеют и опекают. В таких условиях обычно трудно правильно осознать и оценить проблему слепоты или слабовидения и тем более убедить себя в мысли, что эти дети - такие, как все. Педагоги нередко идут на поводу общественного мнения и, не задумы­ваясь, признают особенность детей с нарушениями зрения. Они видят в них в первую очередь болезнь, а затем уже все остальное. Силы и время взрослых концентрируются на борьбе с этой болезнью (лечение, охра­нительный режим, коррекционно-развивающая работа), вопросы же организации полноценной жизни ребенка смещаются на второй план или вообще выпадают из поля зрения. А что же происходит со здоровы­ми детьми? Родители и педагоги видят в них в первую очередь именно детей, их детские нужды и потребности. Они озабочены их развитием, создают им условия для познания окружающего мира в движении, об­щении, игре и труде. Такой неравнозначный подход к воспитанию здо­ровых детей и детей с нарушениями зрения приводит к тому, что по­следние действительно становятся особенными. Однако особенные они не потому, что плохо видят, а потому, что живут в особом мирке, соз-


данном заботливыми руками родных и близких. В этом мирке за ребят боятся, переживают, предупреждают и исполняют все желания, огра­ничивая их деятельность. Постоянная опека приводит к снижению ак­тивности, инициативы, самостоятельности, ответственности, и в ре­зультате незрячие и слабовидящие дети меньше знают и умеют по срав­нению со своими здоровыми сверстниками.

Можно ли выйти из этого положения? Да, можно. Необходимо учиться видеть в ребенке с нарушениями зрения не только болезнь, но и здоровье. Понаблюдайте за ним: он слышит, говорит, поет, ходит, игра­ет, учится, выполняет различные практические действия. Если скон­центрировать мысли и усилия на здоровье, на том, что оно позволяет делать незрячему и слабовидящему, то вывод очевиден: у такого ребен­ка большие возможности, он может научиться практически всему, а значит он - такой, как все. На фоне подобных установок к детям с нару­шениями зрения отношение простой заботы сменяется интересом, же­ланием поближе познакомиться, организовать сотрудничество. Это в свою очередь дает ребенку возможность почувствовать, погрузиться в совершенно иной пласт переживаний, таких, как сопричастность, дове­рие, надежность.

Особого внимания заслуживает позиция родителей здоровых детей. Нередкими являются опасения по поводу того, что развитие их детей может задерживаться присутствием в классе учащихся с особенностя­ми психофизического развития. Однако практика показывает, что успе­ваемость здоровых детей не становится хуже в условиях интегрирован­ного обучения, а наоборот, даже улучшается. Существуют свидетельст­ва, что школы, которые успешно обучают детей с особенностями психофизического развития, являются самыми лучшими и для здоро­вых учащихся. В этой связи оправдывает себя тенденция организации интегрированного обучения в творчески работающих учреждениях об­разования, в классах, которые сопровождает наиболее опытный педаго­гический коллектив.

Отношения детей с нарушениями зрения со сверстниками во мно­гом определяются позицией взрослых: как они смотрят на них, обраща­ются к ним, доверяют им, какие используют критерии оценки их дея­тельности. Чуткое руководство со стороны педагога может усилить взаимный интерес между здоровыми детьми и детьми с нарушениями зрения. В первую очередь необходимо помочь незрячим и слабовидя­щим поддерживать привлекательный внешний вид и избегать выпячи­вания, демонстрации внешних признаков, воспринимаемых как откло-

нение от нормы. В детской группе должно формироваться мнение о том, что нарушение зрения не является сверхотличительным призна­ком. Люди бывают худыми, хромыми, полными, лысыми, чернокожи­ми, незрячими, однако это не делает их менее ценными. Их ценность за­висит от того, что они знают и умеют делать. В этой связи задача педа­гога - помочь каждому «особенному ребенку» проявить себя в доступных видах деятельности, создать ему ситуации успеха, обратить внимание здоровых детей на его достижения. Необходимо стимулиро­вать активное участие незрячих и слабовидящих детей не только в клас­сных и общешкольных воспитательных делах, но также в кружках, клу­бах, спортивных секциях. В тифлопедагогической практике накоплен богатый опыт организационно-методической работы в данном направ­лении. Школьники с нарушениями зрения могут быть вовлечены в сле­дующие виды кружков: 1) связанные с ручным трудом (ленка, выжига­ние, резьба по дереву, моделирование, работа с природным материа­лом); 2) связанные с изучением природы и природоохранительной деятельностью (цветоводство, краеведение, уход за животными); 3) связанные с учебно-познавательной деятельностью (математический, лингвистический, исторический и т. д.); 4) связанные с литературно-ху­дожественной и драматической деятельностью (хор, танцы, детский те­атр, кукольный театр, изостудия). В общеобразовательной школе не­зрячим и слабовидящим детям можно предложить заниматься такими видами спорта, как шашки, шахматы, плавание, легкая атлетика. В по­следнем случае только с разрешения врача и при обязательной консуль­тации специалиста по ЛФК.

Усилению положительного имиджа ребенка с нарушениями зрения способствуют ситуации, когда здоровые дети ставят себя на его место: пытаются прочитать текст через фильтр, пройти по классу с завязанны­ми глазами, написать свое имя шрифтом Брайля. Полезно обратить вни­мание детей на то, что персонажи с особенностями психофизического развития присутствуют в детской литературе, что некоторые игрушки тоже имеют те или иные нарушения (хромают, не видят, плохо «гово­рят»). Сильное впечатление на детей производит знакомство со взрос­лыми, имеющими те или иные особенности психофизического разви­тия. Их рассказы о своих жизненных достижениях способствуют укреплению уверенности интегрируемых детей и росту доброжела­тельных настроений среди здоровых. Во многих странах существует практика приема на работу в школу таких людей, что позволяет детям


поближе познакомиться с разнообразными положительными ролевыми моделями, более четко увидеть свою собственную перспективу.

Необходимо обращать внимание на степень эмоциональной насы­щенности взаимодействий, в которые вовлечены дети с нарушениями зрения. При необходимости ее можно усилить за счет таких приемов, как «контакт глаз» (если дети имеют остаточное зрение), «физический контакт» (прикосновение к плечу, руке, голове, похлопывание, пожа­тие руки и др.), «эмоциональное поглаживание» (обращение к ребенку с приятными, ласковыми словами). Подобное поведение педагога сви­детельствует об определенной ценности, значимости ребенка с наруше­ниями зрения и является образцом для подражания.

Прислушайтесь, какие слова используют педагоги и здоровые дети для описания детей с особенностями психофизического развития и их возможностей. Слова «незрячий», «слабовидящий» обязательно долж­ны использоваться в речевом обиходе. Детям объясняют их значение и указывают, что это самые обычные слова, которые ни в коей мере не унижают человека, а характеризуют его, как и многие другие, напри­мер, «рыжий», «худой», «смуглый». Свободно используйте в общении с ребенком с нарушениями зрения слова «посмотри», «приглядись». Он должен знать их значение и уметь ими пользоваться. Незрячие и слабо­видящие дети при помощи указанных слов могут обозначать свои спо­собы познания окружающего (прикосновение, ощупывание, последо­вательный зрительный анализ).

Младшие школьники уже достаточно активно интересуются собой. Поэтому задача педагогов детей с нарушениями зрения помочь им вы­работать правильное представление и отношение к своему зрительно­му нарушению и на этой основе к самому себе. Часто незрячие и слабо­видящие стараются не привлекать внимания к своим проблемам, стес­няются просить о помощи, предпочитая в одиночку переживать свои трудности. Нужно помочь им понять, что нарушений зрения не стоит стыдиться. Они не делают их менее значимыми и уважаемыми людьми. Нарушения зрения - это не благо, но и не зло. Это данность, которую нужно принять и научиться с ней жить. Если не формировать у ребенка положительного отношения к своему нарушению зрения, отношение все же появится, но, скорее всего, оно будет негативным. Поэтому взрослые обязаны уделять особое внимание выработке у детей раз­умного, правильного отношения к своим зрительным ограничениям. Для этого можно использовать прием акцентирования их внимания на своих возможностях (ты не видишь, но хорошо ходишь; не видишь, но


высоко прыгаешь; не видишь, а нашел потерявшуюся вещь быстрее меня и т. д.). Ребенок должен знать, что он практически ничем не отли­чается от здоровых детей, и о нем судят не по нарушению, а по его воз­можностям и достижениям. Оценка его деятельности зависит не от того, слепой он или зрячий, а от того, насколько он был внимательным, аккуратным, хорошо или плохо потрудился. Нельзя говорить, что здо­ровые дети все делают лучше и быстрей. Такие высказывания могут вы­звать у незрячих и слабовидящих неадекватное отношение как к своему нарушению, так и к зрячим детям. Они станут воспринимать их как со­перников, с которыми постоянно вступают в неравное соревнование, станут относиться к ним враждебно, агрессивно, откажутся от контак­тов. Причиной же всех своих неудач и проблем будут считать наруше­ния зрения. Старайтесь, чтобы у ребенка с нарушениями зрения никог­да не возникали мысли: «Я неизлечимо болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, жалеть меня». Ребенок, занявший позицию больного, недооценивает свои возможности, готов принимать помощь других, но не умеет и не хочет ее оказывать сам (М. И. Кряхтунов). В таких ситуациях слова «незрячий», «слабовидящий» могут приобрести унизи­тельное значение и заставить его бояться и стыдиться своего нарушения.

Таким образом, незрячие и слабовидящие дети обязаны знать о сво­их нарушениях и воспринимать их как явление, которое совсем не ме­шает им жить, о котором они даже забывают, а на обращение: «Ты же незрячий?!» могут отвечать: «Ну и что же! У меня все в порядке! Я делаю все, что захочу!».

При организации взаимодействия с детьми с нарушениями зрения необходимо соблюдать определенные правила. Если вы общаетесь с незрячим ребенком, обязательно сообщайте ему о том, что вы пришли, называйте свое имя. Выполняя совместную деятельность, помните, что он не может зрительно отслеживать происходящее, поэтому прогова­ривайте все действия, которые производите. Не прикасайтесь к незря­чим детям без предупреждения, это пугает их, доставляет неприятные ощущения. Необходимо уведомлять ребенка о своих намерениях: «да­вай пожму твою руку, похлопаю тебя по плечу, обниму». При общении со слабовидящими взаимодействие организуется на близком расстоя­нии (не более 3-4 метров), иначе они не смогут четко видеть ваше лицо и соответственно ваши эмоциональные реакции. Партнерам детей с на­рушениями зрения рекомендуется постоянно давать эмоциональный отклик на происходящее, становясь образцом эмоционального реагирования. При организации взаимодействия с незрячими и


слабовидящими необходимо продумывать меру оказываемой им помощи, обеспечивая профилактику гиперопеки.

Таким образом, решение задачи успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в общеобразовательных школах общего тина ориентирует педагогов на создание специальных условий. Их рациональный подбор обеспечивается за счет компетентной оценки реальных и потенциальных возможностей каждого конкретного ребенка и моделирования условий функционирования, оптимальных именно для него. Подобный подход позволяет создать атмосферу эф­фективного взаимодействия незрячих и слабовидящих с окружающей действительностью: обеспечивает доступность, безопасность, информативность и комфортность образовательной среды.

Елена Дьяконова
Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения»

Консультация для логопедов , воспитателей , родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения »

Составила : Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор : Полякова Ирина Николаевна

I этап – плеоптика (лечение амблиопии)

Острота зрения – 0 ,01 – 0,3

Косоглазие – не учитывается

Величина предметов - более 2 см

Цвет - оранжевый, красный, зелёный и их оттенки

Форма – разнообразная

При косоглазии объём предмета ребёнок распознаёт в основном путём осязания под контролем зрения .

Время проведения занятий : утро, полдень, вечер. С цветовым объектом дети работают в 12 часов дня.

Работа с предметными картинками.

Сначала ребёнок рассматривает картинки, выясняется, что ему известно.

Затем предлагается рассмотреть 2 картинки : одна из них была предъявлена ранее, другая – новая.

Подсказать (если нужно) названия предметов.

Указать на их характерные признаки и назначение.

Закрепить название предмета, узнавание его в разных игровых ситуациях :

Рассматривание картинок на столе и нахождение новой

Нахождение нескольких одинаковых картинок

Нахождение пары («Найди такую же» )

Группировка предметов по цвету

Группировка предметов по назначению

Оборудование : картинки для рассматривания (чёткие изображения на оранжевом или жёлтом фоне) размером 2,5 см.

Работа с геометрическими фигурами

Группировка фигур по форме

Группировка фигур по цвету (без учёта формы)

Работа с цветной мозаикой

Сортировка по цвету по отдельным коробкам

Выкладывание узоров (по образцу и без него) 5 – 6 мин

С геометрической мозаикой – 3 – 4 мин

Цель : узнавание геометрических фигур, соотнесение по цвету и форме.

Работа с пирамидками

Продолжительность : 6 – 10 мин

Цель : активизация фиксации взора, восприятие на слух инструкции , развитие комбинаторного мышления, развитие умения зрительно соотносить предметы по величине.

Работа с мелкими предметами.

Укладывание в пластмассовые бутылочки фасоли, гороха, цветных палочек, семечек дыни, арбуза – 3 – 5 мин

Цель : активизация фиксации взора, развитие умения соотносить предметы по форме, величине, цвету, развитие мелкой моторики.

Работа по обведению контуров карандашом.

Контуры предметов прорисованы ярким фломастером, маркером.

Цель : активизация фиксации взора, формирование и развитие устойчивого внимания, развитие мелкой моторики.

II этап – плеоптика (лечение амблиопии) c подключением

сестры – ортоптистки (офтальмолога)

Острота зрения – 0 ,4 и выше

Косоглазие – не учитывается

Величина предметов - менее 2 см

Цвет - оранжевый, жёлтый, красный, зелёный и их оттенки

Форма – разнообразная и объёмная

Время проведения занятий : утро, полдень, вечер.

Продолжительность : до 15 минут

При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции (на расслабление cхождения зрительных осей глаз ) и аккомодации.

При расходящемся косоглазии – на усиление аккомодации (на усиление способности ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза) и конвергенции, на сопровождение направленного взора вниз на близкое расстояние.

Игры и упражнения при сходящемся косоглазии

1. Рассматривание узоров калейдоскопа.

2. Работа с монокулярным фильмоскопом.

3. Работа с магнитным конструктором на подставке , под углом 45

Цель : развитие навыков пространственной ориентации.

4. Игра в тир. На картонном диске наклеены картинки 1,5 см. Для каждого ребёнка подбирается своё расстояние от мишени для метания трубочки с пластилиновым наконечником. Периодически расстояние увеличивается.

Цель : развитие глазомера, дистанционного восприятия , речи.

5. Группировка геометрических фигур по форме, цвету с использованием подставки.

6. выкладывание узоров из цветных полосок с использованием подставки.

Цель : развитие навыков пространственной ориентировки, закрепление цветоразличения, развитие конструктивного праксиса , памяти, мышления и мелкой моторики.

7. нанизывание колец, счётных косточек, бусин на леску на расстоянии. (так, чтобы взор был направлен вдаль)

8. Вдевание лески в модель на расстоянии.

9. Цель : активизация фиксации взора, развитие мелкой моторики.

Публикации по теме:

«Онтогенез формирования звукопроизношения у детей 5-7 летнего возраста» В онтогенезе на пятом году жизни большинство детей правильно произносят.

Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы.

Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Пескотерапия-как средство развития речи детей с нарушением зрения. Цель: Развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков, расширение и обогащение словарного запаса,для развития фонематического.

Пескотерапия-как средство развития речи детей с нарушением зрения Цель: Развитие связной речи, автоматизация и дифференциация звуков, расширение и обогащение словарного запаса, для развития фонематического.

Общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения

зрительную работу желательно проводить в вертикальной плоскости (важно для детей с расходящимся косоглазием, миопией),

детям с миопией противопоказана работа на различимость мелких деталей (т.е. предъявляемый материал должен быть крупнее обычного),

лучше использовать объемные детали,

время непрерывной нагрузки должно быть ограничено.

Офтальмологические требования при работе с наглядностью:

изображение без лишних деталей, не должно быть слишком большим;

контур желателен (иногда рельефный);

цвет чистый, естественный, яркий;

дидактику и наглядность желательно

предъявлять на контрастном фоне (оранжевый, желтый, зеленый цвета).

Зрительные нагрузки

Совместно с врачом-офтальмологом определяется индивидуальная зрительная нагрузка. Учитываются следующие факторы:

зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания,острота зрения (цель – повысить остроту зрения

детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии),возраст ребенка,этап лечения.

Перечень зрительных нагрузок для детей 5

Острота зрения

Фиксация

Характер зрения

Вид косоглазия Зрительная нагру зка

Характеристика

учебно –

наглядных

учитываемые во

кол-во занятий в

время занятий

со зрительной

продолжи-

нагрузкой:

тельность

Отличительные

особенности

нагрузки

Нецентральная

устойчивая

Не учитывается

Не учитывается № 3

Преимущественно

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

Преимущественно до 2 см

Разнообразные

Утро и вечер

Центральная и нецентральная Центральная неустойчивая

Не учитывается

Монокулярное, монокулярно –

альтернирующее, одновременное

Не учитывается

Сходящееся

Расходящееся

Разнообразные

Разнообразные

Преимущественно

объемные

Полдень и близко

к полудню

Занятия на

Упражнения

Упражнения

локализацию

на расслабление

на усиление

конвергенции

аккомодации

Центральная

Одновременное,

бинокулярное,

неустойчивое

№ 7

№ 5

№ 5

№ 5

№ 5

Упражнения на стереоприборах,

стереоскопического типа, решетка для читающих

Разнообразные

Нанизывание бус (1-1,5 см – до 0,5)

Обведение по контуру (без мелкой

косоглазия)

преимуществе

деталировки)

нно объемные

Обведение по точкам

Обведение через кальку

Занятия в

Лабиринт

любое время

Закрашивание

до 2 раз в день

Вырезывание по контуру (без мелкой

по 20 минут.

деталировки)

Обведение по трафарету (внешний трафарет)

Раскрашивание

Ниткография

Штриховка Шнурование (по образцу) Разрезные картинки

Выкладывание по контуру мелкими предметами Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной

Игры стереоскопического характера (настольный футбол, хоккей, баскетбол, удочка и т.п.)

Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание Составление орнамента Работа с конструктором

Развитие цветового восприятия

Младшая группа: различение и называние основных цветов спектра, соотнесение сенсорных эталонов с цветом реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Соедини шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди все красные предметы».

Средняя группа: закреплять знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Цветной коврик», «Собери цветы», «Найди свой домик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет», «Нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны», «Оденем куклу».

Развитие цветового восприятия

Старшая группа: развивать умение отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов; узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире; создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием фланелеграфа и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д.

Подготовительная группа: знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов; различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов; создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ: «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь узор», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет палочки определенного цвета?», «Что изменилось?», «Что в рисунке неправильно?», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое, розовое».

«Цветные человечки»

«Цветные столбики» («Составь узор», «Подбери по образцу», «Чем отличаются», «Построй и опиши, назови цвета по порядку», «Кто скорее соберет цветной узор»)

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный , регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т. д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно

пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,

временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.

На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.


Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.

Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.

На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;

размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;

размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Острота зрения 3-4 года

Острота зрения 5-7 лет

Характер зрения

Не учитывается

Не учитывается

Не учитывается

Монокулярное,
Монокулярно-альтернирующее,
Одновременное.

Одновременное,
Бинокулярное
Неустойчивое.

Фиксация

Не учитывается

Не учитывается

Нецентральная,
устойчивая

Центральная
и нецентральная,
неустойчивая

Центральная

Центральная

Оранжевый,
Красный,
Зеленый и их оттенки Больше 2 см.
разнообразная

Разнообразный Меньше 2 см.
объемная

Желтый, красный, зеленый и их оттенки До 2 см.
разнообразная

Разнообразный Разнообразные
объемная

Время проведения

Утро, полдень, вечер

Утро, полдень, вечер

Утро и вечер

Полдень и близко к полудню

Количество занятий в день

Продолжительность
(мин).

Характер упражнений:
При сходящемся косоглазии При расходящееся
косоглазии при отсутствии косоглазия

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов

На расслабление конвергенции
На усиление
Аккомодации Занятия с привлечением всех анализаторов, игрушки стереоскопического типа

На локализацию

На расслабление конвергенции

На усиление Аккомодации

На стерео приборах

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся


Зрительные нагрузки для детей 2 – 4 лет.
Плеоптика.
1.Работа с предметными картинками.

рассматривание, описание, нахождение новых картинок;

нахождение одинаковых картинок;

нахождение нескольких одинаковых картинок;

группировка изображений по цвету;

группировка изображений по назначению.

2. Работа с геометрическими фигурами:

группировка по цвету без учета формы;

группировка по форме без учета цвета.

3. Работа с цветной мозаикой:

сортировка по цвету;

выкладывание простейших узоров по образцу, затем без образца.

4. Работа с пирамидками.
5. Обведение контуров предметов, нарисованных ярким фломастером.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание калейдоскопа с направлением тубуса в даль.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Работа с магнитным конструктором.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине.

Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу.

Обведение контурных очертаний предметов.


Расходящееся косоглазие

Работа с калейдоскопом – направление тубуса вниз.

Рассматривание картинок через диаскоп.

Сортировка геометрических фигур по цвету, форме.

Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узора.

Нанизывание колец, счетных палочек, катушек, пуговиц на леску.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Вдевание лески в модель игры.

Обведение контура.

Игры с мячом: отбивание о пол, прокатывание по полу.

Игра «Птички и автомобили», «Птички» - расходящееся косоглазие.

Игры: «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Чего не стало?».


Для детей с расходящимся косоглазием.
Общая продолжительность 10 -15 минут.

Упражнения те же, что и нагрузке N 5, только взор должен быть направлен вниз (без подставки).

Вырезание фигур, их деталей.

Игра « Набрось колечко», «Поймай рыбку».

Игра «Удочка». Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.

Для развития одновременного и бинокулярного зрения, положение глаз правильное. Величина объектов – маленькая. Время проведения – любое. Количество занятий в день 3-4 раза. Направление взора зависит от вида косоглазия.

Перерисовка через прозрачную бумагу.

Работа с разными картинками.

Самые разнообразные настольные игры, требующие рассмотрения мелких деталей.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.


Развитие стереоскопического зрения.

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2- 2,5 метра.

Зрительные нагрузки для детей 5 – 7 лет

Рассматривание предметных картинок.

Сортировка предметов по цвету, форме, величине, назначению: геометрические фигуры, сортировка предметных картинок по цвету, форме, назначению, сортировка природного материала по цвету, форме, нахождение одинаковых плодов, игры «Найди такую же картинку», «Найди пару».

Игра в лото с крупными картинками.

Игра в домино с яркими крупными картинками.

Нанизывание колец, счетных косточек, катушек и др.

Выкладывание узора из цветных палочек.

Распутывание лабиринтов (линии выполнены разным цветом – 2 этап – ориентировка на цвет).

Выкладывание узора из магнитной мозаики.

Игры с мячом: подбрасывание вверх, перебрасывание друг другу, прокатывание в ворота.


Сходящееся косоглазие

Рассматривание в калейдоскоп, монокулярный фильмоскоп.

Нанизывание колечек, бусинок, пуговиц на леску.

Вдевание нитки, лески, проволоки в модель иглы.

Шитье по картону.

Шнуровка.

Обведение шаблонов по контуру, штриховка.

Игры в лото, домино на подставке.

Раскрашивание картинок, укрепленных на доске.

Рассматривание картинок, уменьшая и увеличивая расстояние до них.

Рассматривание картинок на вращающемся диске.

Магнитная мозаика (на подставке).

Соединение точек на бумаге в клетку.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Обведение 4-х клеточек в тетради.

Рисование орнамента – бордюра.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Прокатывание мяча в ворота, подбрасывание вверх, перекидывание друг другу, забрасывание в обруч.

Кольцебросы.

Распутывание лабиринтов.

Метание присосок.

Бадминтон, волейбол.

Метание мячей, мешочков, снежков в цель.

Игры на совмещение контура и предмета.


Расходящееся косоглазие

Работа с мелкой мозаикой.

Сортировка бусинок, бисера и др. по цвету, форме, величине, выкладывание из них узоров.

Нанизывание бусинок, пуговиц на леску.

Шнуровка.

Обведение изображений по контуру.

Штриховка и раскрашивание шаблона.

Перерисовка изображений через кальку.

Рассматривание в калейдоскоп.

Распутывание лабиринта (2 этап).

Выкладывание узора из цветных палочек.

Рассматривание предметов, их описание.

Составление целого из частей – кубики.

Катание мяча по полу, забрасывание его в лунку, корзину, отбивание об пол.

Вырезание фигур, их деталей.

Игра: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Игры в лото, домино.

Игра «Удочка».

Хождение по гимнастическому бревну с направлением взора вниз.


Развитие одновременного и бинокулярного зрения.

Сортировка бусинок, бисера, геометрических фигур по цвету, форме, величине. Составление из них узоров.

Нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на леску.

Игры на совмещение контура, силуэта с предметом.

Составление целого из частей.

Шитье по картону.

Кольцебросы.

Игры с мозаикой.

Настольные игры: «Набрось кольцо», «Поймай рыбку».

Шнуровка.

Перерисовка узоров через прозрачную бумагу.

Работа с книжками – раскрасками.

Работа с разрезными картинками.

Настольные игры, требующие рассматривания мелких деталей.


Развитие стереоскопического зрения

«Надень кольцо», привязанное на ниточке, на конусы, елочки, стержни.

«Набрось кольцо на конусы, елочки, стержни».

Упражнения с кольцебросами. Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон, заяц, гусь и т. д. с расстояния 2 – 2,5 метра.

Как слабовидящий ребенок может передвигаться по классу и школе?


1.Ребенка с плохим зрением чаще всего можно научить избегать препятствий в классе и школьных коридорах. Постоянный или приходящий преподаватель должен предупредить вас заранее о проблемах, которые могут возникать в определенных местах (например, на лестницах, открытых детских площадках или в плохо освещенных местах).
2.Постоянный или приходящий преподаватель должен ознакомить полностью слепого ребенка или ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями с классной комнатой и окружающей местностью. Такой преподаватель должен также проинструктировать ученика о том, как самостоятельно входить и выходить из класса.
3.Иногда слабовидящий ребенок может сам изъявить желание (если это необходимо) использовать зрячего поводыря. Для легкого и безопасного движения, ребенок должен твердо обхватить руку поводыря повыше локтя (маленький ребенок, идущий с взрослым, может держать запястье взрослого) так, чтобы большой палец находился на внешней поверхности руки поводыря, а остальные пальцы держали ее снизу. Как у ребенка, так и у поводыря верхние части рук должны быть прижаты к телу таким образом, чтобы ребенок автоматически находился на пол шага сзади от поводыря. В узких проходах идущие договариваются заранее - рука поводыря может быть либо близко прижата к телу, либо отведена назад так, чтобы ребенок знал, что ему надо находиться непосредственно позади поводыря. При этом также важны устные реплики; например, поводырь должен сообщить ребенку о том, вниз или вверх ведут лестницы и обочины тротуара. По мере того, как ребенок и поводырь привыкают друг к другу, полная остановка поводыря, например, может обозначать для ребенка изменение уровня поверхности. Однако, во всяком случае, даже приближаясь к наклонной поверхности или к любому изменению ее уровня, поводырь должен всегда идти перпендикулярно и никогда под углом. Поводырь поднимается или спускается первым, а ребенок следует за ним на расстоянии одного шага.
Постоянный или приходящий преподаватель должны продемонстрировать вам основные методы поводыря, а специалисты по ориентации и передвижению (ОП) помогут обучить дополнительным методам. Для некоторых слабовидящих детей при передвижении бывает достаточно зрительного сигнала, поэтому, когда вы идете, они самостоятельно могут следовать за вами. Многие дети будут легко передвигаться по школе с места на место, как только они ознакомятся с окружающей средой.
4. Для безопасности слабовидящего ребенка, так же как всех остальных детей, двери шкафов должны быть, или полностью закрыты или полностью открыты. Слабовидящему ребенку нужно также говорить о любых изменениях положения мебели в классной комнате.
5.Постоянный или приходящий преподаватель, посоветовавшись с вами, родителями и другими людьми, вовлеченными в работу со слабовидящим ребенком, может дать рекомендацию воспользоваться услугами преподавателя по Пространственной Ориентировке. Этот преподаватель научит детей использовать все свои чувства восприятия для определения и понимания структуры окружающей среды, чтобы они могли передвигаться с места на место безопасно, эффективно и самостоятельно. Преподавание навыков зависит от уровня развития понятий ребенка и умения самостоятельно передвигаться. Например, ребенка нельзя учить ездить на автобусах, пока он не научится самостоятельно переходить улицу. Преподаватель по Пространственной Ориентировке поможет обучить ребенка ориентироваться в новых классных комнатах и маршрутах, даст ему инструкции по использованию длинной трости и других приспособлений для передвижения таких, как осязательные и слуховые карты, компас и электронные устройства для передвижения. Он же может порекомендовать участие в программе, которая научит ребенка использовать собаку-поводыря. Эти хорошо обученные животные обычно используются учениками средней школы, которые уже овладели навыками пользования длинной тростью при различных условиях передвижения, например, в толпе, на эскалаторе, в лифте, автобусе и поезде.

Преподаватель по Пространственной Ориентировке может научить ученика пользоваться одним или несколькими устройствами, перечисленными ниже:

Длинная трость может быть представлена множеством разновидностей. Трости бывают цельными или разборными, а также имеются различные специальные трости. Одни из них имеют высокоинтенсивный световой отражатель, который особенно полезен при ограниченной видимости так, чтобы слепой человек мог быть замечен автомобилистом на расстоянии. Другие, лазерные трости, воспроизводят осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы указывать на препятствия на уровне головы, середины тела или на уровне земли. Специальные трости – это дорогие и сложные устройства для передвижения, поэтому они вряд ли большинство детей могут ими воспользоваться.

Датчик передвижения, Полярон, и Сенсорный датчик 6 - это устройства, которые можно держать в руке или носить на голове или шее. Эти устройства обеспечивают осязательную или слуховую обратную связь, или и то, и другое одновременно, чтобы сообщать о препятствиях в окружающей обстановке.

Оптические устройства такие, как телескопические линзы, назначаются глазным специалистом, и правила их использования включаются в инструкции по ОП. Преподаватель по ОП может научить слабовидящего ученика использовать оптическое устройство для чтения надписей на улицах, на автобусах, номеров домов, и поможет развить другие навыки такие, как определение или отслеживание объекта и расположение ориентира.

Какие специальные устройства должен использовать слабовидящий ребенок?
Некоторым слабовидящим детям требуются лишь некоторые определенные адаптивные материалы, в то время как другим может понадобиться использование комбинации нескольких устройств. Такие устройства, в целом, подразделяются на оптические, неоптические и электронные.

Специальные упражнения для глаз

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на

палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек.,

опустить руку. Повторить 10-12 раз.

2. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой

руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не

начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

3. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на

расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек.,

убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое

проделать с пальцем левой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на

конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

4. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец

полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за

пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним.

Повторить 10-12 раз.

5. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

6. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

7. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть

направо, затем налево, не отводя взгляда.

8. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

9. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки;

моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном

состоянии.

10. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в

течение 1 мин.

11. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10

секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

12. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко,

через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

13. И.п. - стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя

глазами).

14. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала.

15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" -

окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

16. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок.

17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри.

18. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

19. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки

соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

20. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку

вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть

на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох.

21. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми

руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

22. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной

руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время

маха - выдох.

23. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с

касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

24. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и

поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

25. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые

движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

26. И.п. - лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза,

расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем -

вправо. Старайтесь не щуриться.

Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы

1. Передача мяча от груди партнеру. Повторить 12-15 раз. Следить за мячом.

2. Передача мяча партнеру из-за головы. Смотреть на мяч.

3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

4. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на

мяч.

6. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя

руками. Следить за движением мяча.

7. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

8. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

9. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а

затем поймать его, следить за мячом.

Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не

поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению

кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению

кровообращения.

3 . И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки

по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на

конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на

кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность

продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями

пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает

кровообращение.

6. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать

палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального

действия и совершенствуем их координацию.

7. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец

полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за

пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального

действия и совершенствует их координацию.

8. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -

спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает

циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и

вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые

движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 -

проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые

движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных

движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6

раз

Режимзрительныхнагрузок

    чередование работы глаз с их отдыхом;

    целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

    создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения;

    Подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временной отрезок и др.

Симптомы зрительного утомления, которое является следствием напряженных зрительных нагрузок

(по Ю.А. Утехину)

    общая усталость;

    головные боли;

    снижение внимания;

    падение работоспособности;

    потеря функциональных характеристик;

    возникновение и прогрессирование близорукости.

Временной регламент выполнения домашнего задания нормальновидящими учащимися

    для учащихся 1-2х классов – 1,5-2 часа;

    для учащихся 3-4х классов – 2 часа;

    для учащихся старших классов – 3-4х часа.

    Для детей с нарушением зрения необходимо делать через каждые 30-40 минут занятий перерыв на 10 минут со сменой положения тела

Допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки

    Средние и старшие классы

    Слабовидящие учащиеся - зрительная нагрузка не более 15 минут;

    Слепые с остаточным зрением - 5-7 минут

Требования к тетрадям

    Тетради подбираются с хорошо различимыми (достаточный контраст и без смещения) клеточным или линейным полем.

    Бумага белая, но не глянцевая.

    Тетради без косой линейки.

Раздаточный и демонстрационный материал

    Недопустимо использование ламинированных, глянцевых поверхностей, обернутых в скотч иллюстративных материалов.

    Следует учитывать цветовое соотношение фона и объекта (контраст).

Расположение пособий для рассматривания

    на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием;

    в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

Рассаживание детей в классе

    с левой стороны от себя педагог сажает детей с рабочим левымглазом (окклюзия правого глаза), соответственно с правой стороны – детей с рабочим правым глазом.

    Детей имеющих центральную скотомусажать на левый или правый ряды в зависимости от того, с какой стороны больше сохранено поле зрения.

    С тоннельным зрением – на средний ряд. Парта в зависимости от остроты зрения.

    Детей со светобоязнью– на дальний от окнаряд.

Устранение препятствий, мешающих проникновению в помещение дневного света:

    необходимо содержать в чистоте оконные стекла, регулярно (один раз в неделю) моя или протирая стекла влажным способом с внутренней стороны; не менее трех раз с наружи. Источником загрязнения окон может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения;

    не ставить на подоконники комнатные растения, наглядные пособия, крупные предметы;

    Ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна, наиболее ценную для проникновения света;

В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов

Классификация:

1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4. Изобразительныенаглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа, кино и видеоматериалы, плакаты).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические, биологические карты).

7.Рельефные наглядные пособия (включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом).

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным . Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с ним одного ребенка.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого наглядного материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях (например, в парк, в лес, к озеру, к строящемуся объекту, в магазин и т.д.).

Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (например, последовательность смены времен года, взаимосвязанность жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и т.п.).

Восприятие натуральной наглядности особое значение имеет для тотально слепых детей и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее, однако хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях, т.е. информацию, адекватную для них по значению зрительной. (7).

При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы.

Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже - при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии - узнавать их даже на некотором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследования; при обучении их счету, составлению арифметических задач и т.д.).

При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определенные требования:

1.Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;

2.Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;

3.Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.

К объемной наглядности предъявляются требования передачи характерных признаков изображаемых предметов (например, модель машины, макет комнаты). Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Дидактические игрушки, используемые на занятиях и уроках для ознакомления детей с какими-то предметами быта (например, игрушечная газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель) также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т.е., быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка - у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; игрушки, изображающие животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

К изобразительной наглядности также предъявляется ряд требований. При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Б.К.Тупоногов ссылается в своей работе на данные исследований В.П.Жохова и др., в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения объектов. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 это - не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 -–не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2- не менее 3 мм.(12).

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, тесно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией (9).

Изобразительная наглядность, выпускаемая промышленностью, как правило, не отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для детей с нарушением зрения. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстративных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и т.д. Многие из них могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией, но при условии их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

Очень немного, но выпускается изобразительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. Например, была издана серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор-Л.И.Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Педагогам, работающим с детьми, имеющими патологию зрения, приходится пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих детей. В этом случае изобразительную наглядность необходимо адаптировать.

Адаптация изобразительной иллюстративной наглядности предполагает следующее:

1.Четкое выделение общего контура изображения.

2.Усиление цветового контраста изображения.

3.Выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

4.Уменьшение количества второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделение переднего, среднего и заднего планов.

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. Для этого используется прием созданий аппликации из предметных изображений.

При изготовлении демонстрационной иллюстративной наглядности необходимо учитывать: а) смысловое содержание и четкость изображения, т.к. от этого зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

б) возраст детей, на которых рассчитана эта наглядность, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т.е. эта наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам; в) особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной из информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура; г) точно передать строение предмета, пространственное расположение его частей их пропорциональное соотношение; д) правильно передать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала c ледует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.(3,9,11).

Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.(10).

К подбору для демонстрации детям слайдов, диа, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.(5).

Символическая наглядность, которой пользуются в работе с детьми, имеющими зрительную патологию, должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей при условии ее адаптации (см. адаптацию изобразительной иллюстративной наглядности). В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными четко выделенными изображениями материков, растительного и животного мира. Эти карты (без адаптации) успешно применяются в обучении детей с нарушением зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Рельефная наглядность рассчитана на ее восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию (тотально слепые и слепые с остаточным зрением). Следует отметить необходимость использования рельефной наглядности и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Изготавливается рельефная наглядность в инфомационно-полиграфическом комплексе «Логос» ВОС.

Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, т.к. в формировании у слепых детей представлений о предмете форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций(4,6).

В последние годы многие наглядные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном и в плоскопечатном (черно-белом или цветном исполнении) вариантах. Это значительно расширяет возможности их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо знать, что использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, ознакомление с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Некоторые методические приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагогических и тифлопсихологических исследованиях указывается на важную роль словесной регуляции педагогом процесса восприятия детьми наглядности. Так, перед демонстрацией наглядности педагог формулирует задачи данного занятия, дает детям установку, нацеливая их на внимательное восприятие, говорит, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжетной картины сначала раскрывают детям ее общее содержание, лишь после переходят к детальному изучению. Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основного в этом сюжете к второстепенному, дополняющему главное. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале обращают внимание детей на то, что изображено на переднем плане, затем – на среднем, на дальнем (если это картина с многоплановым изображением). Следует учитывать то, что при низкой остроте зрения (например, 0,08-0,2) часто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжетные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов детям дают предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируют содержание предъявляемых материалов.

Во время работы детей с наглядностью педагог направляет и корригирует их восприятие: зрительное - в случаях использования изобразительной и графической наглядности, символической, зрительно-осязательное (в случаях использования рельефной наглядности всех видов) или полисенсорное – в случаях работы с предметной наглядностью.

После ознакомления с демонстрируемой наглядностью педагог задает вопросы, уточняющие, конкретизирующие полученные детьми представления, подводит их к самостоятельным выводам и обобщениям.

Для формирования у детей с нарушением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но методически грамотно преподнести ее. Необходимо учитывать, что зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения (степенью его выраженности) у каждого ребенка. Так, процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой. Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены. (1,2).

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия.

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, класс до начала занятия или урока для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия (урока) эта наглядность некоторое время может оставаться в группе (классе).

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Рекомендации
Столкновение земли с другими планетами
Вязкость воды и воздуха. Химия нефти. Что происходит с водой при повышении температуры