Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сила трения урок физики. Открытый урок по физике "сила трения"

Класс: 7

Презентация к уроку


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Традиционный с элементами лабораторной работы.

Цели урока: раскрыть понятие силы трения, объяснить причины возникновения силы трения, познакомиться с различными видами силы трения, выяснить от каких факторов зависит сила трения.

Задачи:

  1. Образовательные :
    • закрепить уже имеющиеся знания по теме «Силы в природе»;
    • познакомиться с силой трения;
    • объяснить причины возникновения силы трения;
    • продолжить формирование умения объяснять процессы с точки зрения строения вещества.
  2. Воспитательные :
    • формирование коммуникативных качеств, культуры общения;
    • формирование интереса к изучаемому предмету;
    • стимулирование любознательности, активности на уроке;
    • развитие работоспособности.
  3. Развивающие :
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие интеллектуальных способностей;
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале;
    • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Формы работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Физика 7» А.В. Перышкин § 30, 32.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов, А.В. Перышкин, глава 15.
  3. Раздаточный материал (тестовые листы, практические задания).
  4. Динамометры.
  5. Деревянные бруски.
  6. Полоски разных типов поверхностей.
  7. Презентация «Сила трения».
  8. Компьютер.
  9. Иллюстрации по теме.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
    1. Тестирование.
    2. Проверка теста.
  3. Определение темы урока.
    1. Сила трения в жизни и в природе.
    2. Запись темы урока в тетрадь.
    3. Постановка целей и задач урока.
  4. Изучение новой темы:
    1. Причины возникновения силы трения.
    2. Работа в малых группах по выяснению факторов, от которых зависит сила трения.
    3. Отчеты групп о своей работе.
      1. Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.
      2. Зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.
      3. Различие между силой трения скольжения и силой трения качения.
      4. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

№ этапа Работа учителя. Работа учащихся Записи в тетради Используемые слайды, пособия, оборудование, литература Время
1. Приветствие. 1 мин.
2. Обращает внимание учащихся на раздаточные листы к тесту, напоминает правила их заполнения. Заполняют раздаточные листы к тесту. Приложение 1 Раздаточные листы. 1 мин.
2.1. Читает вопросы теста, при необходимости комментирует их.
Собирает раздаточные листы.
Отвечают на вопросы теста. Сдают раздаточные листы. Слайды 2-7 5 мин.
2.2. Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо. Еще раз продумывают ответы, названные учителем ученики комментируют свои ответы. Слайды 8-14 5 мин.
3. Просит назвать силы, которые изучались на предыдущих уроках. Говорит о том, что на уроке пойдет речь о еще одной силе. Вспоминают, какие силы уже изучали. Сила тяжести, сила упругости, вес тела. 2 мин.
3.1. Показывает на экране слайды, демонстрирующие значение силы трения в природе и жизни. Просит учеников назвать силу, о которой идет речь. Рассматривают слайды, делают выводы, называют силу. (Как показывает опыт в названии они не ошибаются). Слайды 15-16 2 мин.
3.2. Диктует тему «Сила трения» и записывает ее на доске. Записывают тему урока в тетрадь. Тема: «Сила трения» –
Слайд 17 1 мин.
3.3. Дает определение силы трения и просит записать его в тетрадь. Определяет цели и задачи урока. Раздает листы с групповыми заданиями. Ведут записи в тетради. Внимательно слушают учителя. – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.
Слайд 17 3 мин.
4. Просит учеников помогать ему в объяснении нового материала. Готовятся помогать.
4.1. Опираясь на жизненный опыт, показывает, что одна из причин – неровности поверхностей, демонстрирует, что в этом случае силу трения можно уменьшить, используя смазку. Другая – силы взаимодействия молекул. Диктует в тетрадь основные положения. Вспоминают, где в жизни они сталкивались с силой трения, ведут записи в тетради. Причины возникновения силы трения:
1. неровности соприкасающихся поверхностей. (При помощи смазки неровности можно уменьшить).
Слайды 18, 19, 20 5 мин.
2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел Слайд 21
4.2. Говорит о том, что сила трения зависит от ряда факторов и просит учащихся выяснить, что это за факторы и как они влияют на силу трения. Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска. Ученики разделяются на группы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока). Каждая группа выполняет задания, которые записаны на раздаточных листа. Приложение 2
Результаты своих опытов они записывают на специальные листы – таблицы.
Слайд 22.
Раздаточные листы.
Оборудование: бруски, грузы, динамометры, съемные колеса, различные виды поверхностей.
10 мин.
4.3. Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты. Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который пойдет к доске. (Лучше всего это обсудить еще до урока). Сила трения зависит от: 1 мин.
4.3.1. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ ученика примерами из жизни (рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов). Выясняют, что сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей, делают необходимые записи в тетради. 1. Вида соприкасающихся поверхностей. Слайд 23 2 мин.
4.3.2. (колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов). Выясняют, что сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности, делают необходимые записи в тетради. 2. Силы, прижимающей тело к поверхности. Слайды 24, 25 2 мин.
4.3.3. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование специальных горизонтальных корзин из переплетенных прутьев при строительстве Стоунхенджа, использование подшипников для уменьшения силы трения). Выясняют, что при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения, делают необходимые записи в тетради. 3. При равных нагрузках сила трения качения всегда больше силы трения скольжения. Слайды 26, 27, 28, 29, 30 2 мин.
4.3.4. Выслушивает ответ, при необходимости задает наводящие вопросы. Дополняет ответ примерами из жизни (древние египтяне, воздвигавшие невиданные по размерам пирамиды из тщательно обработанных прямоугольных глыб, наверняка знали, что сопротивление при перетаскивании таких глыб не зависит от того, лежат ли они плашмя, покоятся на боковой грани или стоят «на попа». Впервые этим явлением заинтересовался французский ученый Гильом Амонтон в конце XVII века (1699 г.) Его работу столетие спустя продолжил Шарль Кулон и теперь закон о независимости силы трения от площади поверхности носит названия закона Амонтона – Кулона.) Выясняют, что сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. Слайды 31 2 мин.
5. Вопросы: Ответы на вопросы. Слайд 32 3 мин.
1. Какая сила называется силой трения? это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и препятствующая движению.
2. Что является причиной силы трения? 1. Неровности соприкасающихся поверхностей.
2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
3. Как можно уменьшить силу трения? Смазать соприкасающиеся поверхности или заменить силу трения скольжения силой трения качения.
4. От каких факторов зависит сила трения? 1. от вида соприкасающихся поверхностей
2. от силы, прижимающей тело к поверхности
3. при равных нагрузках сила трения скольжения всегда больше силы трения качения.
5. От каких факторов не зависит сила трения? От площади соприкасающихся поверхностей.
6. Определение значения силы трения в жизни: что случилось бы, если бы сила трения исчезла? Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам. Если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вспомните, как скользят ноги на льду), нельзя было бы ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле (колеса вертелись бы на месте), нам нечего было бы носить (нитки в ткани держатся силами трения). Если не было бы трения, вся мебель в комнате сбилась бы в один угол, тарелки, стаканы и блюдца соскальзывали бы со стола, гвозди и шурупы не держались бы в стене, ни одной вещи нельзя было бы удержать в руках и т.д. и т.п. К этому можно добавить, что, если бы не было трения, неизвестно, как пошло бы развитие цивилизации на Земле - ведь наши предки добывали огонь трением. Слайд 33 2 мин.
7. Домашнее задание, необходимые комментарии. Запись домашнего задания в дневники.
Учебник Перышкин А.В. – § 30, 32
Сборник задач Перышкин А.В. – глава 15.
§ 30, 32
глава 15
Слайд 34 1 мин.

Используемая литература:

  1. Перышкин А.В. учебник «Физика 7».
  2. Перышкин А.В. «Сборник задач по физике 7–9 классы», Москва, «Экзамен», 2006.
  3. В.А. Орлов «Тематические тесты по физике 7–8 классы», Москва, «Вербум – М», 2001.
  4. Г.Н. Степанова, А.П. Степанов «Сборник вопросов и задач по физике 5–9 классы», Санкт-Петербург, «Валерии СПД», 2001.
  5. В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев «Силы в природе», Москва, «Наука», 1988.
  6. kak-i-pochemu.ru

МБОУ «Мохченская средняя общеобразовательная школа»

Урок физики в 7 классе.

ТЕМА УРОКА: «Сила трения»

Учитель: Чупрова Г.Р.

Трение - сила знакомая, но таинственная
А.А.. Первозванский

Цели урока :

Образовательные:

учащиеся должны знать понятие силы трения

знать виды трения

уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения

учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

развитие логического мышления

развитие умений экспериментировать

Формирование умений пользоваться приборами

Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности

воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов, 2 предметных стекла.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 предметных стекла.

План

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация знаний (2 мин.)

Мотивационное начало урока (1 мин.)

Изучение нового материала (23 мин.) (Физминутка )

Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (12 мин.)

Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

II. Актуализация знаний (2 мин.)

III. Мотивационное начало урока

Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?» Что означает поговорка: «Не подмажешь, не поедешь»

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)

На данном уроке мы изучим еще одну силу, не менее важную - силу трения познакомимся и со способами увеличения и уменьшения трения. Ведь два самых главных изобретения человека - Колесо и добывание огня - связаны именно со стремлением увеличить или уменьшить трение.

Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.

Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.

Существует на свете сила трения,

Она имеет большое значение!

три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны!

Опыт “Наблюдение явления трения ”

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.

Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?

Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Выводы:

Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.

Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гийомом Амонтоном и Шарлем Кулоном, они ввели новую физическую постоянную - коэффициент трения (k).

После этого была выведена формула для силы трения:
Fтр = kN, где N - сила реакции опоры, соответствующая силе давления, производимой телом на поверхность.

Определение: Сила трения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.

Сила трения всегда направлена противоположно движению


Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;

Имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения

тела с поверхностью.

Опыты . “Выяснение причин возникновения трения”.

Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.

Опыт: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?

Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?

Опыт: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.

Назовите 2 причины возникновения трения.

Выводы:

шероховатость поверхности.

Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

Сила трения зависит от:

силы тяжести, действующей на движущееся тело;

качества поверхности;

площади трущихся поверхностей;

вида трения

Соприкасающиеся поверхности тел никогда не являются идеально плоскими и имеют неровности.

Можно выделить три вида сил трения: Можно выделить три вида сил трения:

Если тело двигать сложно

Трение уменьшить можно.

Человечество давно колесо изобрело.

Возникает трение, трение качения.

Сухое трение - возникает при движении твердых соприкасающихся тел относительно друг друга.

Трение скольжения - возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения - возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

Вязкое - (иначе жидкое) трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, или когда жидкость или газ текут мимо неподвижных твёрдых тел.

Трение покоя - возникает, когда к телу прикладывают силу, пытающуюся сдвинуть это тело.

Как измерить силу трения?

Это можно сделать при помощи динамометра.

При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы нам не уставать

Надо телу отдых дать.

Быстро с вами разомнёмся

И на место вновь вернёмся.

Мышцы бёдер мы потрём

Трение вспомним мы при том

Польза здесь от трения

От трения скольжения.

Мышцы плеч мы разминаем

Трение снова вспоминаем

Руки сцепим меж собою

Будет трение покоя.

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Полезное трение:

при ходьбе

Удерживать предметы

Остановка автомобиля - начало движения машины

при письме

Чистить зубы

Накладывать повязку

Носить одежду

Зажигать огонь и т д

.

Трение помогает человеку и животным ходить по земле.

Если бы между телам не было трения, мы ничего не смогли бы взять и руки. Подошвы кроссовок делают из рифленой резины, чтобы увеличить их трение о землю. Трение используется во многих механизмах. На поверхность шины наноситься своего рода «узор». Он улучшает сцепление резины с дорогой. Для увеличения трения в гололед тротуары посыпают песком.

Вредное трение:

нагреваются и изнашиваются движущиеся части машин

Скрип дверей, полов

Мозоли на ногах и руках

Боли в суставах


Трение тормозит движение; на преодоление трения всех видов расходуется громадное количество ценного топлива. Трение вызывает износ трущихся поверхностей. Для уменьшения трения используют смазку. В движущихся частях машин используют подшипники, в которых трение скольжения заменяется трением качения. Рыбы и птицы имеют обтекаемую форму тела, что также уменьшает трение. Поэтому автомобилям, самолетам и ракетам придают обтекаемую форму.


Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.

не подмажешь, не поедешь;

пошло дело как по маслу;

угря в руках не удержишь;

что кругло - легко катится;

лыжи скользят по погоде;

из навощенной нити сеть не сплетешь;

колодезная веревка сруб перетирает;

ржавый плуг только на пахоте очищается;

нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.



V. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

1.Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?

2.Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?

3.Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

5.Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

6.Рассмотрите внимательно, как соткана из ниток какая-нибудь лёгкая хлопчатобумажная ткань, например ситец, сатин, марля и т.п. Что произошло бы с тканью, если бы не трение? Какой материал самый «капризный», сильно сыпется при шитье?

7.Иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?

8.Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Шершавое как тёрка на пальчике ведёрко». Почему это ведёрко делают шершавым?

9.С какой целью гимнасты (штангисты), приступая к выполнению упражнений на гимнастических снарядах, натирают ладони рук жжёной магнезией - веществом, хорошо поглощающим влагу?

10.Почему лыжник, стремительно спустившись с горы, катится дальше по ровной горизонтальной поверхности снежного поля с уменьшающейся скоростью?

11.Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы, шиповки) набивают кожаные, пластмассовые, металлические шипы?
12.Зачем вратарь футбольной команды надевает на время игры специальные перчатки, имеющие на ладонях и пальцах тонкий слой шероховатой резины?
13.Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не горизонтальном положении?

14.Дайте физическое обоснование пословице: «Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?

15Для чего режущие части у плуга, косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных орудий и машин должны быть остро отточены?

Стихотворение «Трение»: Надоело это тренье! Просто нет уже терпенья!

Про него я всё учу! Сколько можно? Не хочу!

Я учебник закрываю. Спать ложусь и забываю я про всё.

Покой предвижу. Только странный сон я вижу:

Наблюдаю вдруг картину- тренья нет и в половину.

Мир без трения друзья изменился.

Вижу я как по льду скользит прохожий,

А любой автомобиль знал инерцию, похоже,

И нигде не тормозил.

Нитки в тканях заскользили, вмиг одежда разошлась.

Чудеса те удивили. Видно,впрямь, беда стряслась.

Я кричу, что без сомненья, плохо всем без силы тренья.

Развязались все узлы, падают предметы.

Я цепляюсь за углы - всё скользит. «Ну, где ты?

Только сну я подивился - глядь, учебник сам открылся,

Нелишним будет мне узнать всё о силе трения.

VI. Подведение итогов.

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?

Домашнее задание:

1.Для сильных учащихся:

Проекты

«Трение и техника»

«Трение и спорт»

«Трение в быту»

«Трение в жизни животных»

«Трение в жизни растений»

«Подшипники»

2.Для слабых учащихся: Оформить интеллект-карту «Сила трения»

3.§§ 30-32 (для всех)

Рефлексия

Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Лист самооценки

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Я знаю виды силы трения

Я знаю единицу измерения силы трения

Я знаю, куда направлена сила трения

Я могу определить вид силы трения

Я могу измерять силу трения

Я считаю свою работу на уроке эффективной

Спасибо за урок!

Урок закончен.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н.Волкова»

Урок физики «Сила трения»

(7 класс)

Цель урока:

    сформировать у учащихся понятие о силе трения (причины, закономерности)

Задачи урока:

Образовательные:

    Формирование умения планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления

    Формирование у учащихся умений и навыков способствующих самостоятельному открытию новых знаний, использованию новых способов поиска информации, развитию проблемного мышления.

    формирование умения систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.

Развивающая:

    Развитие логического мышления.

    Развитие коммуникативных умений и навыков при работе в классе

    Развитие интереса к решению задач.

    Повышение интереса к физике.

Воспитательная:

    Воспитание интереса к предмету

    Воспитание добросовестного отношения к труду

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Итак, начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдет вам впрок.

Сегодня особенный урок!

Нам сегодня предстоит открыть еще одну тайну природы. Мы сегодня познакомимся с таинственной силой – силой трения! На уроке мы должны выяснить: трение союзник или враг человека. Но в начале необходимо повторить полученные знания по теме.

2. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках

- Мальчик массой 35 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?

3. Постановка цели урока:

Тема сегодняшнего нашего урока: «Сила трения » (слайд 1). Запишите в тетрадях дату и тему урока. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь.

4. Изучение нового материала

С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Всем нам случалось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений приходилось нам проделывать, чтобы устоять!

Опыт 1: Наблюдение явления трения.

На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением.

Что вы можете сказать о скорости тела?

Какая сила возникает? (Сила трения).

В результате чего она возникает? (При соприкосновении поверхностей тел).

Выводы:

Сила трения – это сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел, и препятствующая при движении одного тела по поверхности другого.

Обозначение силы трения F тр. (слайд 2).

Каковы причины возникновения силы трения? На эти вопросы мы сможем ответить, по результатам опытов.

Опыт 2 : Возьмите 2 кусочки наждачной бумаги. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга. Назовите причины возникновения трения (слайд 3).

Опыт 3: Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Назовите причины возникновения трения (слайд 4).

Выводы:

    шероховатость поверхности.

    молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)

Куда направлена сила трения?

Вывод : - сила трения направлена в сторону, противоположную движению (слайд 5).

От чего же зависит сила трения? Опыт 4: Сила трения зависит:

    от веса движущегося тела;

    от рода трущихся поверхностей;

Сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей. (слайд 6).

Можно выделить три вида сил трения: (слайд 7).

    Опыт 5. Трение покоя F тр.пок (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) (слайд 8).

    Опыт 6. Трение скольжения F тр.скольж (санки) (слайд 9).

    Опыт 7 . Трение качения F тр.кач (колёса) (слайд 10).

F тр.пок > F тр.скольж >> F тр.кач

Опыт 8. Сила трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды (две книги, у которых листы переплетены, не возможно вытащить). (слайд 11).

Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.

Наше отношение к трению противоречиво: с одной стороны – ведется борьба: трущиеся поверхности машин шлифуются, простые подшипники скольжения заменяются шариковыми или роликовыми, применяется обильная смазка, создаются смазочные материалы. (слайд 12).

С другой стороны-если бы трение исчезло? Трение помогает при ходьбе, не могли бы тронуться без трения поезда, машины. (слайды 13-14).

При отсутствии трения гвозди, винты выскальзывали бы из стен, не могли бы удержать в руках ни одну вещь, вихрь никогда не прекратился, звуки не умолкали.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:

    не подмажешь, не поедешь;

    пошло дело как по маслу;

    что кругло – легко катится;

    лыжи скользят по погоде;

    ржавый плуг только на пахоте очищается;

    нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду. (слайд 15).

Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:

    для передачи движения;

    при обработке металлов и других материалов;

    при сварке трением;

    при заточке инструментов;

    для скрепления материалов, деталей конструкций;

    при шлифовке, полировке материалов и т.д.

Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:

Подбирать материалы с низким коэффициентом трения;

Повысить качество обработки трущихся поверхностей;

Заменить трение скольжения трением качения;

Использовать смазку.

5. Физическая пауза

Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу.

    Зачем зимой дорожки посыпают песком?

    Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?

    Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?

    Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?

    Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами? (слайд 16).

9. Закрепление изученного материала. лайд 17)

Учащиеся выполняют тестовое задание. Ответы показывают с помощью сигнальных карточек по команде учителя.

1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?

А. Силы трения скольжения.

Б. Сила трения покоя.

В. Сила тяжести.

2. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?

А. 700 Н.

Б. 0 Н.

В. 70 Н.

3. При смазке трущихся поверхностей сила трения …

А. не изменяется.

Б. увеличивается.

В. уменьшается.

4. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?

А. Вправо.

Б. Влево.

В. Вертикально вниз.

5. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …

А. не изменяется.

Б. уменьшается.

В. увеличивается.

10. Выводы. (с уч-ся делаем вывод) (5 мин) (слайды 21-22)

11. Итоги урока:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 32-34 (слайд 23)

Спасибо, дети, за урок!

Убасев Сергей Витальевич

Образовательные:

  • углубить представление учащихся о силе трения, раскрыть ее природу, показать какие есть виды трения;
  • с помощью эксперимента установить от чего зависит сила трения, установить математическую зависимость между силой трения и силой реакции опоры;
  • привить культуру физической речи, умение строить график на основе опытных данных, умение работать с прибором (динамометр), снимать показания с прибора, анализировать сравнивать.

Развивающие:

  • развитие речи, логического мышления, трудоспособности, умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, творческих способностей, интереса к истории физики.

Воспитательные:

  • умение работать в группе;
  • умение добиваться поставленной цели на примере биографий ученых.

Метод: проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Межпредметные связи: математика, литература, физика 7 класса.

Приборы: брусок деревянный, деревянная линейка, динамометр, набор грузов, стекло, резина.

Оформление кабинета.

Высказывание и краткая биография ученых на стенде. Приложение 1.

“Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок”.

Леонардо да Винчи

Ход урока

1. Постановка проблемы

“Когда я был школьником, мы с друзьями, утащили из дома три куска мыла и натерли им рельсы на подъеме. Та работа заняла у нас три часа. Но вот мы затаились в кустах и наблюдали, как груженый состав в течение получаса пытался подняться в горку, но все время скатывался. Домой я вернулся с счастливым человеком, с чувством хорошо выполненного дела. Но дома меня уже ждал отец с ремнем, я не успел спросить, за что получу. Моим друзьям повезло больше, их отцы не работали на железной дороге в отличие от моего папы. Так я понял, что такое коэффициент трения скольжения”.

(От заслуженного учителя России В. И. Ткачука)

Вопрос: “Что же понял школьник, и о чем конкретно шла речь в воспоминании?”

Идет обсуждение и вывод: о действии силы трении.

Учитель: “Тема нашего урока “Сила трения”.

2. Историческая справка.

Леонардо да Винчи (15.06.1452 – 02.05.1519) – итальянский художник, ученый и изобретатель.

Амонтон Гильом (31.08.1663 – 11.10.1705) – французский физик, Член Парижской КН (1699).

Кулон Шарль Огюстен (14.06.1736 – 23.08.1896) – французский физик и военный инженер, член Парижской АН (1803).

3. Фронтальная беседа.

400 лет назад открыли трение – самый крепкий орешек естествознания. Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку, в руке - трение, пишем вот эту самую фразу- трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают - трение; гвозди держат полку с книжками, не вылезают из стены - трение и т.д. и т.п.

Когда возникает трение? Куда направлена сила трения? (При соприкосновении поверхностей тел. Сила трения всегда направлена в сторону противоположную скорости).

Существует какой-то механизм взаимодействия поверхностей. Обычно говорят о мелких зазубринах на поверхности тел, цепляющихся друг за друга. К этой мысли приводит следующий факт: при зачистке поверхностей трение уменьшается - это то что лежит на плаву. На самом деле механизм взаимодействия соприкасающихся поверхностей намного сложнее, и его нужно анализировать на молекулярном уровне. Так как сила трения имеет электромагнитную природу.

4. Трение. Краткий конспект. (Сделать поясняющий чертеж. Написать определение. Причина возникновения)

  • Сила трения покоя.
  • Сила трения качения.
  • Сила трения скольжения.

Формула расчета силы трения: F = µN, где N = mg

О силе трения

Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно нужны. (В. Саяпин)

5. Физический эксперимент.

Ученики выполняют задания по группам и оформляют отчет. Наиболее сильные ученики делают задания 1 и 2, другие – 3 и 4.

Экспериментальная работа. “Измерение силы трения”

Если положить на горизонтальную поверхность брусок и подействовать на него с достаточной силой в горизонтальном направлении, то брусок начнет двигаться. Чтобы брусок двигался равномерно и прямолинейно, нужно, чтобы модуль силы тяги был равен модулю силы трения.

На этом основан метод измерения силы трения.

Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр, набор грузов по механике.

Задание 1. Определить зависимость силы трения от массы тела.

  1. Определите массу бруска и груза из набора.
  2. Зацепив крючок динамометра за крючок бруска, приведите их в равномерное движение по линейке (или поверхности стола), измерьте силу тяги. Заметим, что во время движения бруска указатель динамометра колеблется, поэтому за результат измерения принимают среднее значение положения указателя между его крайними отклонениями. Результат измерения занесите в таблицу.
  3. Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами, измерьте в каждом случае силу трения. Данные занесите в таблицу.
Испытуемое тело Масса m, г Сила тяжести F, Н Сила трения F, Н Коэффициент трения
Брусок с одним грузом
Брусок с двумя грузами
Брусок с тремя грузами

Задание 2. Определить коэффициент трения

По экспериментальным точкам постройте график зависимости силы трения от силы __________________________.Эта зависимость _________________. Так как неизбежен разброс экспериментальных точек, то график зависимости силы F от силы _______________________ (прямая, проходящая через начало координат) надо построить так, чтобы он проходил по возможности ближе ко всем экспериментальным точкам.

График F(N). µ = F/N

Задание 3. Определить зависимость силы трения от площади поверхности

1.Изьмерьте длину, ширину и высоту бруска и вычислите площади основания бруска и боковой поверхности.

а = _______см b =________см c =_________см
S =____________см 2 S =______________см 2

2. Положите брусок боковой гранью на линейку и измерьте силу трения F =____Н

3. Положите брусок основанием на линейку и измерьте силу трения F =____Н

Вывод:__________________________________________________________

Задание 4. Определить зависимость силы трения от поверхности по которой движется тело.

Показание динамометра при движении бруска по дереву __________Н.

Показание динамометра при движении бруска по шершавой поверхности___________Н.

Показание динамометра при движении бруска по стеклу _____________Н.

Показание динамометра при движении бруска по резине _____________Н.

Сделайте вывод _________________________________________________

________________________________________________________________
________________________________________________________________

ВЫВОД: (что вы узнали о силе трения):_____________________________.

6. Обсуждение итогов заданий.

Вывод: сила трения зависит от поверхности движения, от силы реакции опоры и не зависит от площади поверхности.

7. Качественные задачи.

  1. Что легче: сдвинуть с места тело или продолжать двигать его по горизонтальной поверхности? Почему?
  2. Зачем зимой дорожки посыпают песком?
  3. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?
  4. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?
  5. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?
  6. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку?
  7. Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?
  8. Как устроен вездеход на воздушной подушке? Что для него является смазкой?
  9. Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?
  10. Меч - это костяной отросток верхней челюсти рыбы. Он легко рассекает воду и значительно улучшает гидродинамическую характеристику рыбы. Вот рыба-меч и устанавливает рекорды по скорости передвижения под водой-130 км/ч. Но чего бы стоил меч, если бы не белковая смазка- муцин, сводящая на нет трение рыбы о воду.
    Как возникает трение о воду? Как уменьшают рыбы сопротивление?
  11. Дайте физическое обоснование пословицу: “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе легче косить?
  12. Объясните поговорки:
    • Не подмажешь – не поедешь!
    • Пошло дело, как по маслу.
    • Угря в руках не удержишь!
    • Лыжи скользят по погоде.
    • Из навощенной нити сеть не сделаешь.
    • Ржавый плуг только по пахоте очищается.
  13. Петя рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня - несколько поперечных рисок. “Для чего это?”, - спросил он папу, который строил сарай.
  14. Начало темнеть. Робинзон подумал: “Хорошо бы разжечь костер”. Но тут же вспомнил: “Спичек-то нет”. Что делать? Как разжечь костер без спичек?
  15. Вокруг школы шел ремонт. Рабочий приставил лестницу к столбу и пытался подняться по ней, но лестница шаталась, так как верхняя ступенька, опирающаяся на столб, соскальзывала с него, Вовочка, проходя мимо, увидел эту сцену и посоветовал: Чтобы лестница не соскальзывала, замените верхнюю ступеньку прочной веревкой или куском каната. Я уже так делал: все нормально”.
    Есть ли научное основание для такого совета?

8. Подведение итога урока и домашнее задание.

Подготовить сообщения по темам “Трение в живой природе”, “Трение в быту и технике”.

Сочинение на тему “Что было бы, если бы не было силы трения”.

Презентации о силе трения.

9. Литература.

  1. Елькин В.И.“Необычные учебные материалы по физике”. “Физика в школе” библиотека журнала, №16, 2000.
  2. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. Москва, Олма – пресс, 2006.
  3. Нестандартные кроки. Физика 7 -11 классы. Издательство Учитель”, Волгоград, 2004.
  4. Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе. Ярославль, Академия развития, Академии холдинг, 2004.
  5. Физика и астрономия, учебник для 7 класса, под редакцией А.А.Пинского, В.Г. Разумовского, Москва “ Просвещение” 2002.
  6. Храмов Ю.А.. Физики. Биографический справочник. Москва “Наука”,1983.

Любите дети, физику!

Она всегда, везде

Поможет вам в умении

И в жизни, и в труде!?

Урок по теме : « Сила трения».

Цели: Сформировать представление о видах, характеристиках и причинах возникновения силы трения; показать роль силы трения в протекании природных явлений.

Задачи:

Обучающая: объяснить физический смысл и характеристики каждого вида сил трения.

Развивающая: способствовать созданию умений учащихся слушать и слышать друг друга, анализировать результаты эксперимента, аргументировать свою и групповую точки зрения.

Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся путем ознакомления с физической величины « сила трения», способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: лабораторные катки, деревянные брусочки, динамометры, лабораторные оборудования по изучению силы трения, лабораторные чашки с водой, шнурок, песок, набор грузов.

Этапы урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Мотивационный этап

    Усвоение новых знаний

    Первичное закрепление

    Итог урока

    Домашнее задание

Ход урока:

    Организационный момент. (Вступительное слово учителя).

    Актуализация и контроль усвоенных знаний. Отгадайте ребята загадку «Что будет три, три, три» (Дырка) О каком явлении идет речь? Конечно, о трении.

Ребята, тема сегодняшнего урока «Сила трения». С этим физическим явлением вы встречаетесь в повседневной жизни, поэтому мы и должны выяснить природу этих сил, научиться применять на практике знания о них.

    Как вы считаете, зачем автомобилисты меняют летнюю и зимнюю резину? Почему знак «шипованная резина» должна обязательно висеть на заднем стекле автомобиля? Ответы на эти вопросы и многие другие мы получаем при изучении темы « Сила трения»

На экране слайд №1

Любите, дети, физику

Она всегда, везде

Поможет вам в умении

И в жизни, и в труде!

Работа с раздаточным материалом (в группах)

Фронтальный опрос:

- Что называют взаимодействием тел?

- Какая физическая величина характеризует взаимодействие тел?

Что необходимо знать для определения силы?

К чему приводит действие силы?

Какие силы вы знаете?

Как обозначают и в чем измеряют силу?

Как называется прибор дл измерения силы?

От чего зависит значение силы?

Какая сила удерживает тела на поверхности Земли?

Какая сила тяжести зависит от массы тела?

Какова ваша масса тела?

А какая сила тяжести действует на вас?

Работа в группах проводится по карточкам. Например один из вариантов:

    Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А) Тяжести

Б) Трения

В) Упругости

2 . Чему равна сила тяжести, действующая на тело массы 3 кг?

3. Какую примерно массу имеет тело весом 20 кг?

4. Сила с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется…

А) Упругости

Б) Тяжести

Взаимопроверка (Слайд №2)

Проверка правильности выполненного задания.

    Каждый день куда – то ходим,

Но при этом не скользим,

Потому что наши ноги

Зацепились за дороги

И мы или тормозим?

Почему мы не скользим, когда идем?

Что способствует нашему перемещению?

Причина – сила трения.

Ребята из своего жизненного опыта вы знаете, что шелковый шнурок развязывается быстрее, чем шерстяной. А почему?

Почему бревно легче катить, чем тащить?

Почему вбитый в стену гвоздь не выскакивает?

Поэтому цель урока разобраться со всеми этими почему?

С трением мы соприкасаемся на каждом шагу. Точнее сказать, что без трения мы и шага вступить не сможем. Два наиболее главных изобретения человека - колесо и получение огня – связаны именно с желанием уменьшить или увеличить трение.

Важность трения в жизни человек отразил в саамы разных пословицах и поговорках.

Пошло дело, как по маслу.

Катается, как вареник в масле и др.

Как корова на льду.

Демонстрация № 1

Перемещают тяжелый предмет при помощи динамометра и равномерно тянут его по деревянной горизонтальной поверхности, фиксируют показания динамометра.

Вопросы к классу

Какие силы действуют на брусок во время движения?

К какому виду трения принадлежит сила трения, что действует на брусок?

Что можно сказать о равнодействующей силе в этом опыте и почему?

Опыт повторяют постепенно нагружая брусок, т.е увеличивая силу нормального давления, а так же силу нормальной реакции опоры (N)

Равномерно перемещаем брусок на деревянной доске.

Вопрос к классу:

Какой силой уравновешивается внешняя сила? (Сила трения скольжения)

Демонстрация № 2

Брусок помещаем на два круглых карандаша и двигаем его при помощи динамометра.

Вопрос к классу:

Что противодействует внешней силы? (Сила трения качения)

В такой способ можно передвигать даже дом во время реконструкции.

Объяснение учителя

Причины возникновения трения:

Шероховатость соприкасающихся поверхности;

Взаимодействие молекул соприкасающихся поверхности;

Сила трения имеет электромагнитную природу.

Зависимо от этого трения может быть вредным или полезным, его или уменьшают, или увеличивают.

Способы уменьшения трения:

    Полировка соприкасающихся поверхностей

    Применение масел

    Применение шариковых или роликовых подшипников.

Способы увеличения трения:

    Первичное закрепление изученного материала.

Групповая работа учащихся соответственно планом исследования сил трения.

Группа 1. Изучение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

    Определить цену деления динамометра

Результат записать в таблицу

Вид трудящихся поверхностей

Сила трения скольжения

Дерево по дереву

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по наждачной

Вывод: сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления

Заполнить таблицу

F тр. Скольжения

2 грузика

3 грузика

Вывод: чем больше прижимающая сила, тем больше сила трения скольжения.

Группа 3. Сравнение сил трения скольжения, качения и чеса тела.

Определить цену деления шкалы динамометра

Заполнить таблицу

Сила трения, покоя, Н

Сила трения, скольжения, Н

Сила трения, качения, Н

Вывод: трение качения меньше трения скольжения.

6 . Итог урока.

Ребята, мы с вами сегодня рассмотрели силу трения – силу знакомую, но таинственную которая сильнее бурь, ветров и не погоды. Наша жизнь не мыслима без трения.

Стих

Если бы не было трения

Наша жизнь немыслима без трения

Что было бы, если бы не было трения?

Я расскажу это в стихотворении

Все автомобили

Сейчас же бы встали,

А пешеходы на Землю упали.

Перо б не писало, рухнул бы дом.

И на Земле был бы полный разгром!

Картина свалилась,

И свалку бы мы,

Так просто в розетку,

Воткнуть не смогли.

И было бы много ужасных вещей,

Не будь силы тренья,

У нас на Земле.

Во всей суматохе забыла сказать,

Что тренье так просто с Земли не убрать,

Оно было, есть и будет всегда,

Да здравствует трение!

Тренью – ура!

7 . Рефлексия.

    Что мы делали и к каким результатам пришли?

    Какие проблемы остались?

    Что бы хотели узнать на последующих уроках?

8 . Домашнее задание.

Выучить параграф 11 учебника. Ответить на вопросы.

Заполнить таблицу

Включайся в дискуссию
Читайте также
Былины о добрыне никитиче Чему учит сказка добрыня никитич
«К * (Мы случайно сведены судьбою…)» М
Военно-космическая академия им