Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Царица Тамара: история правления. Икона, храм царицы Тамары

(1184-1213 гг.), гру-зин-ская ца-ри-ца, бы-ла до-че-рью Ге-ор-гия III от кра-са-ви-цы Бур-ду-хан. При ее ма-те-ри хри-сти-ан-ство уже рас-про-стра-ни-лось в раз-ных ча-стях Гру-зии. Та-ма-ра оста-ви-ла о се-бе доб-рую па-мять в на-ро-де. Неко-то-рые пле-ме-на Гру-зии по-чи-та-ют Та-ма-ру как це-ли-тель-ни-цу неду-гов.

Гру-зин-ские ска-за-ния про-слав-ля-ют ее кро-тость, ми-ро-лю-бие, муд-рость, ре-ли-ги-оз-ность и кра-со-ту. Из-вест-но еще, что свя-тая Та-ма-ра за-бо-ти-лась о бед-ном на-ро-де, о вдо-вах, си-ро-тах и со-дей-ство-ва-ла ду-хов-но-му раз-ви-тию Гру-зии. Кро-ме то-го, она по-кро-ви-тель-ство-ва-ла по-этам, пи-са-те-лям, по-стро-и-ла мно-го хра-мов, а так-же рос-кош-ный Вард-зий-ский дво-рец. Цер-ковь за за-бо-ты и щед-рые да-ры при-чис-ли-ла Та-ма-ру к ли-ку свя-тых.

Свя-тая Та-ма-ра со-зва-ла цер-ков-ный со-бор, ко-то-рый устра-нил неуря-ди-цы в цер-ков-ной жиз-ни и сме-стил недо-стой-ных иерар-хов. Успеш-на бы-ла и ее го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность, бла-го-да-ря ко-то-рой Гру-зин-ское цар-ство уве-ли-чи-лось и окреп-ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя-тая Та-ма-ра про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да Баг-ра-ти-о-нов, по пре-да-нию вос-хо-див-ше-му к са-мо-му ца-рю Да-ви-ду. Ее отец Ге-ор-гий в 1178 го-ду про-воз-гла-сил свою дочь ца-ри-цей. Через 7 лет он скон-чал-ся. С это-го мо-мен-та на-ча-лось прав-ле-ние свя-той.

Ко-гда свя-тая Та-ма-ра взо-шла на пре-стол, то ска-за-ла: «Я - отец си-рот и мать вдо-виц». Эта фра-за опре-де-ли-ла все ее прав-ле-ние.

Ав-тор био-гра-фии Та-ма-ры оста-вил та-кое опи-са-ние юной ца-ри-цы: «Пра-виль-но сло-жен-ное те-ло, тем-ный цвет глаз и ро-зо-вая окрас-ка бе-лых ла-нит; за-стен-чи-вый взгляд, <…> при-ят-ный язык, ве-се-лая и чуж-дая вся-кой раз-вяз-но-сти, услаж-да-ю-щая слух речь, чуж-дый вся-кой по-роч-но-сти раз-го-вор».

Ца-ри-ца на-ча-ла свое прав-ле-ние с кад-ро-вых пе-ре-ста-но-вок. Она сме-сти-ла зло-упо-треб-ляв-ших вла-стью пра-ви-те-лей и во-е-на-чаль-ни-ков, на-зна-чив вме-сто них дру-гих. Она осво-бо-ди-ла Цер-ковь от на-ло-го-об-ло-же-ния, об-лег-чи-ла участь кре-стьян.

В 1185 го-ду пат-ри-арх пред-ло-жил пра-ви-тель-ни-це вый-ти за-муж. Для это-го на Русь от-пра-ви-ли по-соль-ство. Вско-ре оно вер-ну-лось вме-сте с Ге-ор-ги-ем, сы-ном кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го. Та-ма-ра уве-ря-ла свое окру-же-ние, что со свадь-бой на-до бы повре-ме-нить. Ведь нуж-но еще по-нять, что это за че-ло-век. Но при-двор-ные на-сто-я-ли на сво-ем. К несча-стью, опа-се-ния муд-рой ца-ри-цы оправ-да-лись. Ге-ор-гий ока-зал-ся нерав-но-душ-ным к спирт-но-му, со-вер-шая «мно-го непри-лич-ных дел». Два с по-ло-ви-ной го-да Та-ма-ра тер-пе-ла его гру-бое об-ра-ще-ние, вся-че-ски пы-та-ясь об-ра-зу-мить му-жа. Все бы-ло тщет-но. Ей при-шлось рас-стать-ся со сво-им су-пру-гом.

Дол-гое вре-мя свя-тая ду-ма-ла оста-вать-ся вдо-вой при жи-вом му-же, но ра-ди на-след-ни-ка со-гла-си-лась по-втор-но вый-ти за-муж - за осе-тин-ско-го ца-ре-ви-ча Да-ви-да. Этот брак ока-зал-ся счаст-ли-вым, и вско-ре Гру-зия уви-де-ла сво-е-го бу-ду-ще-го пра-ви-те-ля.

В пе-ри-од цар-ство-ва-ния свя-той Та-ма-ры стра-на до-стиг-ла пи-ка сво-ей сла-вы и мо-гу-ще-ства. Ца-ри-ца бы-ла спра-вед-ли-вым су-дьей. Ее тру-до-лю-бие, го-судар-ствен-ный та-лант, хри-сти-ан-ское со-стра-да-ние пред-опре-де-ли-ли «Зо-ло-тую эпо-ху» Гру-зии.

Она успеш-но оста-но-ви-ла на-ше-ствие ха-ли-фа Абу-Ба-к-ра, ко-то-рый, со-брав огром-ное вой-ско из Ин-дии, на-де-ял-ся по-жи-вить-ся бо-гат-ства-ми Гру-зии. Та же участь по-стиг-ла и дру-го-го за-хват-чи-ка - сул-та-на Рукн-ад-Ди-на.

Сра-зу по-сле вос-ше-ствия на пре-стол Та-ма-ра уде-ли-ла при-сталь-ное вни-ма-ние ор-га-ни-за-ции еди-но-го бо-го-слу-жеб-но-го уста-ва и цер-ков-но-го ка-но-на. Она при-зы-ва-ла всех бо-го-слов-ски об-ра-зо-ван-ных лю-дей, зна-то-ков За-ко-на Бо-жье-го, епи-ско-пов и свя-щен-ни-ков при-е-хать в го-род Карт-ли. Здесь вско-ре про-шел об-щий Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ла и са-ма ца-ри-ца.

Пе-ред смер-тью ца-ри-ца Та-ма-ра успе-ла за-кон-чить все необ-хо-ди-мые го-судар-ствен-ные де-ла и рас-по-ря-дить-ся по ос-нов-ным цер-ков-ным и мо-на-стыр-ским во-про-сам. Неожи-дан-но ее на-стиг-ла неиз-вест-ная бо-лезнь. Вра-чи ока-за-лись бес-силь-ны. Вся стра-на вы-ма-ли-ва-ла свою ца-ри-цу, од-на-ко 18 ян-ва-ря 1213 го-да ве-ли-кая пра-ви-тель-ни-ца мир-но скон-ча-лась.

О точ-ном ме-сте за-хо-ро-не-нии свя-той Та-ма-ры до сих пор ве-дут-ся спо-ры сре-ди ис-то-ри-ков и ар-хео-ло-гов.

При-ме-ча-ние

Та-ма-ра - рус-ское про-из-вод-ное имя от биб-лей-ско-го «Фа-марь». Пе-ре-во-дит-ся как «фини-ко-вая паль-ма».

Молитвы

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара , моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой благоверной царице Тамаре

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,
Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:
Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:
Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:
Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:
Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:
Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:
Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:
Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:
Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:
Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:
Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:
Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:
Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва первая

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святая царице Тамара!
Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.


Изображение царицы Тамары кисти современной российской художницы Надежды Антипиной.

Сегодня в Православном календаре день памяти благоверной Тамары, царицы Грузии.

Тамара - знаменитая грузинская царица (1184 - 1213), с именем которой связан один из лучших периодов истории Грузии. Она происходила из династии Багратидов и была единственной дочерью Георгия III и красавицы Бурдухан, сравниваемой летописцем с Пенелопой.

Воспитала её высокообразованная тётка Русудань. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, ликом лучезарной, прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту.

О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён; её хотели видеть все, её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Всё царствование Тамары окружено таинственным ореолом; достоверные исторические сведения осложнились легендарными сказаниями со дня вступления её на престол. Отец короновал её на царство (1179 год) ещё при своей жизни, но лишь по смерти его (1184 год) она стала править государством. Девизом своего правления Тамара провозгласила милость и правду: «Я - отец сирых и судия вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания.

Избегая осложнений внутри царства, царица вела ряд войн с соседними государствами.

Первый её супруг, русский князь Георгий (Юрий, по мнению Карамзина - сын Андрея Боголюбского) совершил военные экспедиции на север Армении, в Ширван (нынешний Азербайджан) и Эрзрум. Когда брак Тамары с Георгием был расторгнут - по словам грузинского летописца вследствие творившихся князем бесчинств, - то бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Несмотря на то, что к нему примкнули некоторые областные правители, русский князь был разбит и исчез после того без вести.

Тамара, вступив в новый брак с осетинским владетелем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве, через десять лет после вступления на престол открывает наступательную политику.


Грузинское царство к концу правления Тамары.

Доставив Грузии преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, смирив внутренних и внешних врагов, расширив пределы царства, Тамара позаботилась о духовном развитии своей страны. При её дворе собирается плеяда славных писателей, доведших грузинский литературный язык до полного совершенства. Её век ознаменован поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды. При ней создаётся светская романтическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонели, автор «Амиран Дареджани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование прославился поэт Шота Руставели, чья великолепная поэма «Витязь в тигровой шкуре» вся проникнута любовью к царице Тамаре. Её черты мы находим разом у двух прекрасных героинь: царевен Тинатины и Нестан - Дареджан, а любовь к ней поэта высказывают одновременно и Тариэл и Автандил.

Легендарная история, приписывающая Тамаре сооружение всех замечательных храмов и крепостей Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею, и среди них - роскошный Вардзийский дворец, вмещающий в себя до 360 покоев.

Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа. Церковь причислила её к лику святых. Грузины горцы превратили Тамару в богиню - целительницу всех недугов. В Сванетии Тамара из воинственной жены стала предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

Народ верит, что Тамара не умерла, она спит в золотой колыбели: когда дойдёт до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится. Это поверье поддерживается отсутствием точных указаний о месте её могилы.

Из книги Елена Грушко, Юрий Медведев. Словарь имен. Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996 г. Страницы 603 - 606.

Коснусь ещё одного момента.

Многим любителям поэзии со школьной скамьи памятны строки Лермонтова:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на чёрной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

Так вот, "коварная как демон" Тамара, убивавшая своих любовников, а трупы приказывавшая скидывать в Терек, к исторической царице Тамаре никакого отношения не имеет!

В неизвестные времена в России прижился миф о том, что у Тамары были любовники, и она их убивала и бросала тела в Терек. Этот миф создал ореол славы вокруг Дарьяльского ущелья и "замка Тамары". Однако, это миф, и весьма поздний. Откуда он взялся - непонятно. Первые грузинские историческо-мифологические сюжеты стали известны в России из мемуаров Жака Шардена (-1713), однако Шарден никаких любовников Тамары не знает. Пушкин этой темы не упоминает. У Лермонтова в поэме "Тамара и демон" упоминается явно другая Тамара, причем эта другая Тамара, согласно Лермонтову, жила не над Тереком, а в Арагвском ущелье. И только в стихе "Тамара"(1841) Лермонтов прямым текстом описывает историю с Тамарой и любовниками. Откуда он взял этот сюжет - непонятно. Есть мнение, что это модификация истории о Тамаре Имеретинской, которая была женой картлийского царя Луарсаба I и была известна плохим характером. Растиражировал этот миф Маяковский, причем прямо ссылаясь на Лермонтова. Он дважды упоминает этот сюжет в поэме "Владикавказ-Тифлис" и в поэме "Тамара и Демон" (1924).

Подборка изображений царицы Тамары:

1. На фреске в монастыре Вардзиа.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Памятник царице Тамаре.

9.

10. Картина Есадзе. 1913 год.

11.

7. Копия фрески из Эрмитажа (фото моё).

8.

9.

10.

11. Картина художника Алексея Вепхадзе.

Царица Грузии Дарья и поэма Лермонтова М.Ю. " Царица Тамара"

Познакомившись с легендой французского путешественика Ж Гамба, М.Ю. Лермонтов решил обратиться к грузинскому фольлору, дабы удостовериться была ли исторической личностью царица Тамара. И действительно, в Грузии сохранилась легенда о жестокой царице, убивавшей своих любовников (фактически аналог царицы Клеопатры) Однако имя этой жестокой правительницы было Дарья, с именем которой,видимо,и связано название реально существующее в Грузии Дарьярское ущелье.Каждый художник (живописи или поэзии) имеет право на вымысел.Поэтому и появилось у Лермонтова поэма " Царица Тамара",воссоздавшая образ жестокосердной царицы с другим,очень распространённым в Грузии именем Тамар.

Вместе с тем в Грузии, во второй половине XVII века жила имеретинская царица Тамар,славившаяся свой редкой красотой, очарованием, а так же хитростью и вероломством. О ней тоже слагались легенды. Поэтому поэму Лермонтова нельзя считать голой выдумкой, хотя и художественной.Он просто связал легенды друг с другом, так и появилась очень убедительная и красивая поэма.А спор о рельном существовании героини сюжета надо оставить для историков.

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна как ангел небесный,

Как демон коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи

Блистал огонек золотой,

Кидался он путнику в очи,

Манил он на отдых ночной.

Он весь был желанье и страсть,

В нем были всесильные чары,

Шел воин, купец и пастух:

Пред ним отворялися двери,

Встречал его мрачный Евнух.

На мягкой пуховой постели,

В парчу и жемчуг убрана,

Ждала она гостя.

Шипели Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,

Уста прилипали к устам,

И странные, дикие звуки

Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую

Сто юношей пылких и жен

Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье

Кидало свой луч по горам,

Мгновенно и мрак и молчанье

Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла

Гремя нарушал тишину;

Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело

Спешили они унести;

В окне тогда что-то белело,

Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,

Как будто восторги свиданья

Существования грозной Тамары М.Ю. подкрепил рисунком замка, где проживала царица. Жаль, что Лермонтов не оставил нам портретного рисунка придуманнного им образа. Интересно было бы сравнить, ведь царицу Тамар рисовали многие художники. Я представлю эти рисунки (ниже, в продолжении поста) очень похожие не фото, естественно,таковыми не являющиеся.....

Образы цариц Дарьи и Тамары тесно сплетены в легендах, поэтому чаще поэты и художники имели ввиду последнюю. Этого не избежал и М.Ю. Лермонтов, посвятив ей свою поэму.Поэтой же причине в продолжении поста пойдёт речь именно от царице Тамаре (её жизни,характере и поступках)

Царица Тамара

Тем, кто не жил в Грузии, чьё сердце не держали на ладони великие Кавказские горы, мало что известно об этой потрясающей женщине, жившей и правящей своей страной более 8 столетий назад. Однако имя её живо до сих пор в памяти людской, и не меркнет любовь к ней грузинского народа, и не умаляется уважение к её удивительной врожденной мудрости и такой доблести, что любой мужчина позавидует.«Ее не могли соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец и скипетр, ни обилие драгоценных камней, ни многочисленные войска. Ее не могло завлечь и богатство"

На трон в 1178г. Тамар (или иначе - Тамара) посадил её отец - грузинский царь Георгий III. Тогда ей едва минуло 14 лет. Это стало поводом для возмущения придворных, весь государственный совет (дарбази) встал на дыбы. Ещё бы: женщина на троне Грузии! Но царевна, с юных лет проявившая интерес к управлению страной и делам политическим, сумела уговорить отца на такой странный для патриархальной страны шаг.

«Как, - бушевали гордые дидебулы, - царевна станет повелевать нами и поведет нас в бой на врага? Еще никогда славный трон Багратидов, ведущих начало от самого Иесе*, не занимала слабая женщина! Тут под сводами дворца раздался громовой голос главы церкви католикоса Николая. «Как вы думаете, почему именно женщину выбрал и явил нам Господь?» - невозмутимо вопросил он. Знатные феодалы разом притихли.

Действительно, предания гласили, что в стародавние времена их страна, древняя Иверия, слыла уделом Богоматери. Она повелела обратить в христианскую веру ее жителей посланнице своей Нине. Нет у грузин более высокочтимой святой, заступницы небесной. Так царевну венчали на царство… «царь Георгий посадил Тамар одесную… и возложил на голову ей венец из чистого золота, украшенного яхонтами, смирной и смарагдами»img alt="clip_image004_thumb (530x371, 64Kb)" height="371" src="http://img1..jpg" width="530" />

Но через шесть лет Георгий скончался, и царевна оказалась один на один с теми, кто не желал подчиняться женщине, кем бы она ни была. Лишь пойдя на многочисленные уступки придворной знати, Тамара сохранила себе трон и была повторно коронована на царство. Однако управлять войсками ей не доверяли по-прежнему и требовали её замужества, чтобы страна обрела мужскую руку в управлении.

Перебрав множество претендентов, решили остановиться на Юрии Русском, сыне Андрея Боголюбского, жившем в то время вместе со своей дружиной в Византии. Такой выбор не обрадовал Тамару, которая не доверяла жениху: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его»

.

Интуиция не подвела царицу. За два года своего брака с грузинской царицей Юрий натворил много нечестивого и, хотя добросовестно водил войска на войну и одерживал победы, вёл себя при этом столь разнузданно, что не выдержала и Тамара, и её двор. Юрий много пил, устраивал дебоши, унижал знатных людей и, поговаривали, бил жену. В итоге Тамара велела отсыпать супругу меру золота и выпроводить из страны.

«И я не в силах выпрямить тень кривого дерева, и, не имея за собой вины, отряхаю пыль, которая пристала ко мне через тебя». Царица Тамара - супругу Юрию, князю Русскому намекала на предстоящий развод Однако оскорблённый Юрий не согласился с разводом, собрал войска и пошёл войной на Грузию. Вот тут-то, впервые, Тамара и проявила свой недюжинный полководческий талант, встав во главе своего войска и разбив в пух и прах непутёво супруга

.

Эта победа сильно укрепила её позиции на троне и заткнула рты недоброжелателям. Ещё не раз придётся Тамаре доказывать свою мудрость и доблесть, как в политических перипетиях, так и в роли полководца. Она вернула ко двору всех людей, преданных ей и памяти её покойного отца, отстранив от двора священников и чиновников, которые пытались перетянуть одеяло власти на себя, и облегчила налоги для простого народа. «Я - отец сирых и судья вдов», - говорила она о себе.

Известна история, когда султан Нукардин прислал письмо царице Тамаре с требованием принять ислам. Тогда он обещал «облагодетельствовать» её - взять в жёны. В противном случае грозил захватить страну и сделать царицу наложницей. Царица, сперва, написала отказ султану, а когда тот, разъярившись её ответом, напал на Грузию с несметными войсками, во много раз превосходившими силы грузин - снова возглавила войско и разгромила дерзкого султана. «Прочла твое, Бога гневающее послание, о Нукардин! Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов. Я же - ни на богатство, ни на силу войска, а на силу вседержащего Бога и святой крест, который ты хулишь…». Из письма царицы Тамары султану Нукардину.

Есть легенда о трагической любви царицы Тамары и придворного поэта Шота Руставели. Царица сделала его даже министром финансов, но большего она не могла себе позволить. «Всё могут короли, но…». Шота написал своего «Витязя в тигровой шкуре», воспев красоту возлюбленной, ставшей прообразом главной героини поэмы, и с прискорбием уединился в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Что произошло с ним после этого - точных данных нет, и даже смерть Руставели окутана легендами. Известно лишь, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело поэта

А Тамара снова вышла замуж. На этот раз мужа выбирала она уже сама. Им стал грузинский царевич Давид Сослани, которого знала с детства и которому полностью доверяла. Вместе, рука об руку, они прошли долгий жизненный путь, воспитывая двоих детей (наследника престола Георгия и царевну Русудан), мудро управляя страной и отражая нападения врагов. Слава о грузинской царице гремела по всем странам. Знал о ней и уважал Тамару даже русский царь Иван Грозный. Так перед взятием Казани он рассказывал о «мужеумной царице Иверской», своим воинам, чтобы поднять их боевой дух. После смерти Давида Сослани, в 1207 году, Тамара короновала соправителем сына, а сама отчасти удалилась от дел. Но до самой смерти своей она помогала простым людям, выслушивала их многочисленные просьбы, сама вела скромный образ жизни, зарабатывая даже на свою еду рукоделием, не смея объедать свой народ.

Царица всего лишь на 6 лет пережила своего мужа. Место её настоящего захоронения неизвестно: официальным местом считается царская усыпальница в Гелати, но там нет её тела, и где оно - никто не знает. Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи. В них говорится, что Тамара, якобы, похоронена в Палестине, в монастыре Святого Креста, том самом, где закончил свои дни Шота Руставели, её неосуществлённая любовь…

После смерти Тамары, Грузия стремительно стала терять свои позиции на политической арене, и от её могущества и славы мало что осталось. Но ни татаро-монгольское иго, ни турецкие захватчики не вытравили память о свершениях Тамары, а её имя ныне причислено к лику святых.

«… высшие посты требуют и великого знания людей, мужества и находчивости, чтобы умело встречать и разрешать чрезвычайные сложности жизненных положений…». Елена Рерих.

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II , ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам - и благоверной царице Тамаре . За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них - «Жизнь царицы цариц Тамар» - написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари . В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение - «История и восхваление венценосцев» - написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий . Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях .

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая царица Тамара (1166–1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона» , ибо она «вполне соответствовала своим предкам - Давидидам, Хосровидам и Панкратидам» .

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя . Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему» . Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств , с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами , азнауры - вельможами, последние же стали властителями» .

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них - Иванэ - впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином» . В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить .

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания» , Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» . Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» . В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека» . Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки - Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу .

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Правление стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы» , чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране» . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», - спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин , который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» . Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после . Как известно, святая Тамара много покровительствовала . Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Кватахеви, в Тбилиси - Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору» . Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях» .

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие» . Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов . Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти , она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери .

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его - уже огромного, свирепого видом льва, - выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами .

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Обладала началом всех благ - была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников» .

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода - внешнего и внутреннего - она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл - пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.

См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. - Тб.: Мецниереба, 1985.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.

См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. - Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».

История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.

Загадочная царица Тамара относится к уникальным женщинам в мировой истории, которые определили дальнейшее духовное развитие своего народа. После ее правления остались лучшие и памятники архитектуры. Справедливая, честная и мудрая, она установила твердое политическое положение своей страны в завоевав территории, которые к нынешней Грузии не относятся. Период ее правления навсегда остался в истории под названием «Золотой век». Экономическим, культурным и политическим процветанием Грузия того времени всецело обязана своей царице.

Наследство

Некоторые факты из жизни Тамары на сегодня остаются до конца не раскрытыми. Годы жизни ее еще оспариваются историками, но предположительно родилась царица Тамара в 1166 году. Родители девочки походили из знатного рода: мать была дочерью аланского царя, а отец принадлежал к известному роду Багратионов и являлся на момент рождения ребенка правящим царем.

Когда Тамаре было десять лет, в Грузии начались волнения, направленные на свержение власти ее отца Георгия III. Возглавили восстание сын одного из братьев Георгия - Деметре и его тесть Орбели, который на тот момент являлся главнокомандующим войсками Грузии. Когда мятеж был подавлен действующим царем, стала очевидной необходимость проведения обряда коронования.

Поскольку девочка в семье росла без братьев и сестер, Георгий решил оставить престол после своей смерти Тамаре. Это было против грузинских традиций, чтобы престол занимала женщина. С 1178 года дочка стала соправительницей своего отца Георгия III. Их первым совместным решением стало принятие высшей меры наказания для бандитов, воров, и создание специальной группы по их поиску.

Через 6 лет после вхождения Тамары в политические дела своего государства наступает смерть Георгия III и привилегированным обществом становится вопрос о повторной коронации и целесообразности воцарения молодой особы. В пользу девушки сыграл факт того, что грузинская земля ранее была выбрана апостольским жребием Богородицы и для распространения на ней христианства послана женщина - Таким образом, благоверная царица Тамара заняла окончательно трон.

Первые государственные реформы

Правление царицы Тамары началось с освобождения церкви от податей и оброков. Были избраны талантливые люди на должности министров и военачальников. Один из летописцев отмечал, что при ее правлении земледельцы выросли до привилегированного сословия, дворяне стали вельможами, а последние обернулись властителями.

В число близких лиц Тамара ввела архиепископа Антона Чкондидского, которому сразу пожаловала Самтависскую епархию и город Кисисхеви. Должность верховного главнокомандующего досталась одному из братьев известного армянского рода Мхаргрдзели - Захарию. Младший брат Иванэ возглавил дворцовое хозяйство. Князья признавали христианство, исповедуемое называемой верой армян, и почитали православие. Летописцы отмечают, что Иванэ позже познал кривизну веры армян и все же принял христианство.

Дипломатичностью отличилась девушка в урегулировании вопроса об изменении государственного строя Грузии. Некто Кутлу-Арслан организовал группу, которая требовала создания независимого органа при царском дворе. Избранные лица надуманной организации должны были решать все государственные вопросы без присутствия на заседаниях самой Тамары. Царице оставалась лишь исполнительная функция. Арест Кутлу-Арслана взбудоражил его последователей, и тогда дипломатические переговоры с заговорщиками подчинили последних Тамаре. Программа по перестройке государственного ведения дел, возглавляемая Кутлу-Арсланом, провалилась.

Богоугодные дела

Начало своей карьеры Тамара отметила созывом церковного собора. Таким же поступком в годы своего правления ознаменовался ее дедушка Давид Строитель. Проницательная владычица сделала это для духовного объединения народа. Она собрала всех, кто прислушивается к слову Божиему: епископов, монахов, священнослужителей, и пригласила из Иерусалима мудрого Николая Гулаберисдзе, который вместе с архиепископом Антонием вел собор.

Святая царица Тамара перед началом собора произнесла речь, в которой призвала всех жить сплоченно и по толкованиям Библии. Она в монологе обращалась к святым отцам с просьбой подать руку помощи всем тем, кто сбился с духовного пути. Просила от правителей Святой Церкви наставления, слова и учения, обещая взамен постановления, дела и поучения.

Милосердная к бедным, щедрая, небесная покровительница храмоздателей, Грузии, воинов, благотворитела - такой была царица Тамара. Икона с ликом девушки до сих пор помогает молящимся в защите семьи, дома от напастей, в неверии, в исцелении физических и душевных недугов.

Церковный собор ознаменовался и выбором жениха. Так, придворные обратились к отцам за советом, где искать супруга Тамаре. Наставники рекомендовали ехать во Владимирско-Суздальское княжество, что на Руси.

Замужество

Не только душевной, но и физической красотой была наделена царица Тамара. Фото девушки, конечно, нет, но воспоминания современников указывают на ее правильно сложенное тело, застенчивый взгляд, розовые щеки и темные глаза.

Когда стал вопрос о необходимости появления наследника и полководца, тут же был выбран претендент в мужья. Не устоял перед красотой юной девушки русский князь Юрий Андреевич. Он был из знатного рода Боголюбских, почитал православие и внешне являлся весьма привлекательным юношей. После приезда в Тбилиси на смотрины будущей жены он решил тотчас же играть свадьбу. Однако предусмотрительная Тамара была против такой спешки. Придворные и епископы отговорили от дурных мыслей царицу и бракосочетание состоялось. Под предводительством Юрия хоть и были победоносные битвы Грузии, но пережив двухлетние душевные страдания, девушка решилась на развод. Бывший муж царицы Тамары был отправлен в Константинополь с частью нажитого богатства. Он потом еще раз появлялся в жизни девушки, когда пришел Юрий в Грузию с греческим войском с целью возвращения упущенного престола, но, как и в предыдущий раз, претерпел поражение, после чего исчез бесследно.

Воспитанная на понятиях Евангелия, развод царица пережила тяжело. А мысли о новом замужестве, которого требовал ее статус, вообще были неприемлемы.

Счастливый брак

Природной красотой и обаянием обладала царица Тамара (фотозарисовки исторические - тому подтверждение), поэтому многие князья хотели занять освободившееся место мужа рядом с необычайной женщиной. И лишь осетинскому царю Сослан-Давиду посчастливилось стать вторым супругом Тамары. Придворные выдвинули его кандидатуру в мужья неслучайно, он воспитывался у Рудусан, которая была родной теткой царицы. Историками также выдвинуто предположение, что династический брак был стратегическим ходом грузинской знати. На тот момент государству требовались союзники, а осетинское царство отличалось мощным военным потенциалом. Вот почему привилегированные слои общества сразу же приняли решение и признали Сослан-Давида соправителем Грузии.

Их союз не только сблизил народы, но и сделал государство мощным и процветающим. Они в согласии управляли страной. За что Бог послал им ребенка. Когда народ узнал, что царица Тамара и Давид Сослан ждут первенца, все стали молиться о рождении мальчика. Так и произошло, родился у них сын, похожий на своего деда. И имя ему дали такое же - Георгий. Спустя год на свет в царской семье появилась девочка Русудан.

Борьба с мусульманством: Шамхорская битва

Политический курс владычицы был направлен на борьбу с мусульманскими странами, который поддерживали предшественники престола: Георгий III и Давид Возобновитель. Дважды Ближнего Востока пытались завоевать грузинские земли, и оба раза воины этих стран претерпевали поражение.

Первый наступательный поход организовал багдадский халиф, в руках которого была сосредоточена и религиозная, и царская власть всех мусульман. Он субсидировал коалиционную организацию, направленную против крепнущего христианского государства. Войска возглавил атабаг Абубекр, причем их сосредоточение прошло настолько тихо, что лишь когда мусульмане заняли свои позиции в Южном Азербайджане, царица Тамара узнала о наступлении.

Силы Грузии уступали по своей мощи противнику. Но и сила молитвы спасли этот народ. Когда выдвинулись навстречу армии Абубекра грузинские войска, царица с жителями не прекращали молебен. Приказ правительницы состоял в совершении беспрерывных литаний, исповедовании грехов и в требованиях к богатым раздавать милостыню нищим. Внял Господь мольбе и в Шамхорской битве 1195 года грузины одержали победу.

В качестве трофея Давид привез своей жене знамя Халифата, которое владычица передала в монастырь для иконы Хахульской Богоматери.

Битва при Басиани

С победой в Шамхоре вырос авторитет страны на мировой арене. Один султан Рукнадин из Малой Азии никак не мог признать могущество Грузии. Причем у него было в планах отомстить грузинскому народу за поражение турецких войск, которое они одержали при правлении Давида Строителя.

Рукнадин направил царице оскорбительное письмо, в котором требовал от Тамары изменить христианскую веру на мусульманство. Разгневанная владычица мгновенно собрала войско и, уповая на помощь Божию, сопроводила его до монастырского комплекса Вардзия, где преклонив колено перед иконой Богоматери, стала молиться за свою армию.

Опытный в военных сражениях румский султан, не мог поверить, что грузинская царица Тамара начнет наступление. Ведь численность военных мусульман и в этот раз превышала грузинскую армию. Победа опять досталась полководцу и мужу Тамары - Сослан-Давиду. Хватило одного сражения, чтобы разбить турецкую армию.

Победа при Басиани помогла осуществить стратегические планы царского двора по созданию нового государства, соседствующего на Западе с Грузией. Так, было создано Трапезундское царство с христианской верой. В 13 веке подданными странами Грузии являлись практически все государства Северного Кавказа.

Культура в период правления царицы

Стабильное экономическое состояние страны стало остовом для развития культуры. Имя царицы Тамары связано с Золотым веком Грузии. Она была покровительницей литературы и письменности. Культурно-образовательными центрами выступали монастыри: Иверский, Петрицонский, на Черной Горе и прочие. В них проводилась переводческая и литературно-философская работа. В Грузии на тот момент существовали Икалтойская и Гелатская академии, закончив которые, люди владели арабским, персидским языком, знаниями античной философии.

Поэма «Витязь в тигровой шкуре», относящаяся к наследию мировой литературы, написана во времена правления Тамары и посвящена ей. передал в своем творении жизнь грузинского народа. Сказание начинается о том, что жил царь, у которого не было сына-наследника, и, чувствуя приближение конца дней своих, он возводит на престол дочь. То есть ситуация, один в один повторяющая события того времени, когда трон был передан Тамаре.

Царица основала Вардзийский пещерный монастырь, сохранившийся до наших дней, а также Рождество-Богородничный монастырь.

Успешные военные наступления, дань от завоеванных стран помогали пополнять бюджет Грузии, который был направлен на возведение памятников архитектуры и развитие христианства.

Вардзиа

Церкви, жилые кельи, часовни, бани, трапезные комнаты - все эти помещения высечены в скале и составляют монастырский комплекс на юге Грузии под названием Вардзиа, или Храм царицы Тамары. Строительство пещерного комплекса было начато еще при правлении Георгия III. Монастырю предписывали оборонную цель от иранцев и турок.

Помещения крепости имеют глубину 50 метров и высоту в восьмиэтажный дом. На сегодня сохранились потайные ходы, остатки оросительной системы и водопровода.

В центре пещеры обустроен при царице храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Его стены украшены живописными росписями, среди которых есть изображения Тамары и ее отца. Исторически-художественную ценность несут в себе фрески Вознесения Господня, Иисуса Христа и Божией Матери.

Землетрясение, захват комплекса персами, турками, советская эпоха оставили отпечаток на существовании монастыря. Сейчас это больше музей, хотя в нем и ведут свою аскетичную жизнь некоторые монахи.

Царица Тамара: история последних лет жизни

Летописания датируют смерть Сослан-Давида 1206 годом. Тогда царица задумалась о передаче трона сыну и сделала Георгия своим соправителем. Жившая по законам Божьим, она чувствовала приближавшуюся кончину. Царица Тамара умерла от неизвестной болезни. Последние годы она провела в Вардзиа. Дата смерти остается неразгаданной тайной, но предположительно это 1212-1213 гг.

Где захоронена владычица, неизвестно. В летописи указывается Гелатский монастырь как место, где покоится тело царицы в фамильном склепе. По другим преданиям, Тамара, чувствуя недовольство мусульман, которые могут осквернить гробницу, попросила тайного погребения. Есть предположение, что тело покоится в Крестовом монастыре (Палестина). Выходит, что Господь услышал ее желание, скрыв святые мощи.

В православной церкви царица Тамара отнесена к лику святых. День памяти по новому стилю припадает на 14 мая.

Существует поверье, что когда страдание, горе в мире растет, она воскрешается и приходит на помощь людям для их утешения.

Вера в Бога, мудрость, скромность - те черты, на которых Тамара создала экономический и политический строй Грузии. Ее курс развития опирался на человеколюбии, равноправии и отсутствии насилия. Ни одной смертной казни не было проведено в годы ее царствования. Десятую часть государственных поступлений Тамара отдавала нищим. Ее помощи удостаивались православные страны, храмы и монастыри.

Последние слова она сказала Богу, в которых препоручила Грузию, народ, своих детей и себя Христу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Былины о добрыне никитиче Чему учит сказка добрыня никитич
«К * (Мы случайно сведены судьбою…)» М
Военно-космическая академия им