Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кризисные периоды в жизни человека. Возрастные периоды жизни человека Периоду в жизни женщины что


Этот переходный возраст! В период перехода подростка из детства во взрослую жизнь принято многие его поступки объяснять, что ему психологически сложно воспринимать свой новый статус. Однако кризисы возраста с получением паспорта не заканчиваются. И далее человек подвержен эмоциональному и психологическому давлению по причине несбывшихся грёз, провала планов на жизнь, задуманных в юности. В процессе негативной переоценки жизненного пути хочется остановить Землю и сойти. Таков кризис среднего возраста. На слуху, что он присущ мужчинам.

Это естественно, поскольку кризис у них, как водится, протекает бурно и напоказ. Однако если он не демонстрируется открыто, это не означает, что его нет. Именно так, в себе, тихо переживают кризис своего возраста женщины, уходя в этот период в глубокие депрессивные состояния. Мужчины полагают, что разрушив что-либо (семью, карьеру или жизненные устои), они найдут выход из этого кризиса. Женщины поступают наоборот, они ничего не рушат – полностью смирившись, они легли и их несет по течению неудовлетворенности бытия, все больше поглощаемых безысходностью.

Основные возрастные кризисы у женщин

18-20 лет. Игры в «дочки-матери» закончились.

Вчера беззаботная школьница, весело проводящая время с подружками в обсуждении предстоящей встречи с принцем на белом Мерседесе и сказочной жизни с ним, а сегодня девушка, от которой жизнь требует принимать самостоятельные решения, создание и обустройство своего «гнезда», поиск работы и быть за что-то и за кого-то ответственной. Как замок на песке рассыпаются детские иллюзии, оказывается, что даже с красным дипломом сразу на должность директора не назначают, предлагая взамен место младшего сотрудника. И отношения на сказочные мало схожи, интриги, проблемы, недопонимание и др.

Уж замуж невтерпеж, а кандидата все нет. Не всем удается построить личные отношения, а ведь хочется быть «как все», жить по выстроенному за века шаблону. Тем не менее, это кризис проходит не так сложно, поскольку теплится надежда, что небо очистится и жизнь наладится, осталось только чуточку подождать.

Выход: жить «как все», по шаблону не лучшее решение. В этот период самое время понять, что ты индивидуальность и твой жизненный путь тоже индивидуальный. Пробовать, ошибаться, действовать без страха неудач – таков сценарий жизни сейчас. Этот период обладает неоспоримым преимуществом, в нем можно зачеркивать и что-то исправлять (но «черновик писать» нельзя! – это касается любого периода). Лучше сделать и сожалеть, нежели сожалеть, что не сделала. Ищи себя, свои ценности и расставляй приоритеты!

Тридцатилетний рубеж

Этот юбилей страшит многих женщин. Период появления предательских первых морщин и седых волосков. Душу сжимает тоска, что лучшие годы уже прожиты, а впереди ждет медленное угасание и осознание, что мечтам не суждено сбыться. Подведение итогов с частицей «Не» - не успела, не достигла, не успешна, не любима, не нужна и др.

К личному самоедству добавляются укоры родителей и общественное мнение. К 30 годам должна быть успешная во всех отношениях цветущая молодая женщина: при муже, с детьми, при карьере и при приличных деньгах. А в реальности понимаешь, что огонь любви к супругу давно погас, что ни свет, ни заря надо вставать, потолкаться в общественном транспорте и пилить на нелюбимую работу, что Лондон, Париж, Монако и Гоа не увидит ее счастливого лица, что друзья отсеиваются один за другим. Все безразлично. Многие женщины перестают «укреплять фасад», чем усугубляют свой кризис. Пенсия на горизонте, так для чего мучится на шпильках и сооружать вавилоны на голове?

Выход: перемен! Требуют наши сердца! Нет, жить с чистого листа никто не заставляет, просто нужно обрести новые ориентиры, обозначить новые цели. Впустите в свою жизнь свежий воздух. Мечтали в детстве стать художником? Запишитесь на мастер класс! Нырните с аквалангом, прыгните с парашютом, полетайте на воздушном шаре, посещайте выставки и ходите в театры. У вас такие шикарные возможности!

Наверняка муж, заметив такую тенденцию к жизненной активности, позитивно ее воспримет и в его сердце заново воспылает огонь любви. Если вы одиноки, то с новыми увлечениями вы расширяете свой круг общения, где вполне можете встретить вторую половину. А потом, зарядившись позитивной энергией, возможно, получится сменить работу, где будет хорошая зарплата, позволяющая отправиться в Лондон, Париж, Монако и Гоа и вообще достичь новых высот.

40 лет. В партере нет мест

В 40 лет кризис воспринимается менее эмоционально, нежели в 30. Под накаты тихой грусти, впадая в жуткую депрессию, думается, что все хорошее и яркое уже было, что нет больше путеводной звезды, к которой надо стремиться и вообще глупо ждать что-то большего. «Девушка!»…нет, это не ко мне, за мной закрепилось обращение «женщина». Явные морщины, целлюлит и дополняют не радужную картину.

Период крайностей, кто-то полностью машет на себя рукой, принаряжаясь лишь на Новый год, свой День Рождения и 8 марта. А кто-то не выходит из кабинета пластического хирурга.

У семейных женщин, их личный кризис усугубляется подоспевшим кризисом среднего возраста у мужа, что еще больше создает проблем. Вместо ожидаемой поддержки благоверного, она наблюдает его постоянное недовольство, они ссорятся, он может даже изменить или решить разорвать отношения. Дыхание старости все сильнее ощущается, она уходит в свою скорлупу, отгораживаясь от насыщенности мира. Она сама создает преграды на пути к чему-то новому, чем только усугубляет свою депрессию.

Выход: не уходить в себя, а быть со своей семьей и друзьями, вести прежний относительно активности образ жизни. Радуйтесь жизни всеми возможными способами: пойте, танцуйте, вышивайте крестиком, катайтесь на лыжах, коньках, роликах, сделайте реальностью свою мечту – отправиться в кругосветку или познакомиться со своим кумиром.

Внесите изменения в свой привычный уклад, например, хотя бы затейте ремонт, это будет великолепной эмоциональной встряской для организма. Заведите традицию, например, в первое воскресенье месяца запускать воздушных змеев. Странно и даже где-то глупо, детское развлечение. Однако именно в непосредственных эмоциях сейчас нуждается ваш организм.

При совместной поддержке, вы и муж, сможете вдохнуть свежий воздух в свои отношения, чем устроить себе еще один медовый месяц. Надо принять себя такой, какая есть и полюбить. С обложек глянцевых журналов лица поражают молодостью, а вы поражаете своим шармом и наполненностью.

55 лет. Спектакль окончен. Занавес

Как правило, период , когда женщины думают, что они уже не относятся к полноценным людям. Выработка эстрогенов снижается, а это часто приводит к набору веса и к постоянной смене настроения. Физиологические факторы усугубляют психоэмоциональные. Из молодой женщины, вслед которой мужчины сворачивали свои шеи, получилась неприкаянная пенсионерка, которая ощущает, что «доживает», щелкая каналы и выращивая рассаду на подоконнике. Именно так представляется жизнь «бабушки». Дети разлетелись из семейного гнезда, с мужем чисто «рабочие» отношения, хочется только, чтобы тахикардия стихла и давление не скакало. Вот, оно, начало конца. Все видится в черном свете.

Выход: оглянитесь на свою жизнь. Какая она была насыщенная и яркая, сколько вы всего успели сделать! Сейчас наступает великолепная пора, когда можно заботиться о себе. Пенсия это возможность сбавить ход и получать удовольствие от всего, что окружает вас. И в 55 лет жизнь может только начинаться. Поставьте себе цель, что ежегодно 1 раз будете посещать новые места. И не снижайте свою физическую активность. Виновен не возраст, а отношению к нему и к жизни. Сохранить молодость в душе можно в любом возрасте.

Реабилитация после воспалительных заболеваний женских половых органов Антонина Ивановна Шевчук

2. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ

Ознакомившись с анатомо-физиологическими особенностями женских половых органов в различные возрастные периоды, вам легче будет разобраться во многих биологических процессах, протекающих в организме женщины.

Возрастные, функциональные особенности половой системы женщины находятся в тесной зависимости от ряда факторов. Большое значение имеют прежде всего периоды жизни женщины. Принято различать:

1) период внутриутробного развития;

2) период детства (от момента рождения до 9-10 лет);

3) период полового созревания (с 9-10 лет до 13–14 лет);

4) подростковый период (от 14 до 18 лет);

5) период половой зрелости, или детородный (репродуктивный), возраст от 18 до 40 лет; период переходный, или пременопаузы (от 41 года до 50 лет);

6) период старения, или постменопаузы (с момента стойкого прекращения менструальной функции).

Во внутриутробном периоде происходит закладка, развитие и созревание всех органов и систем плода, в том числе и половой системы. В этом периоде происходят закладка и эмбриональное развитие яичников, которые являются одним из важнейших звеньев в регуляции функции половой системы женского организма после рождения.

В течение внутриутробного периода разнообразные факторы (интоксикации, острые и хронические инфекции, ионизирующая радиация, медикаментозные средства и пр.) могут оказывать повреждающее воздействие на эмбрион или плод. Эти факторы могут вызывать пороки развития различных органов и систем, в том числе и половых органов. Такие врожденные отклонения развития половых органов могут приводить к нарушению характерных для женского организма функций. Пороки внутриутробного развития, которые возникают под воздействием перечисленных выше факторов, могут сопровождаться повреждением различных звеньев регуляции менструального цикла. В результате этого у девочек в период полового созревания могут возникать различные нарушения менструальной, а в дальнейшем и детородной функции.

В период детства наблюдается относительный покой половой системы. Только в течение нескольких первых дней после рождения девочки у нее могут возникнуть явления так называемого полового криза (кровянистые выделения из влагалища, нагрубание молочных желез). Это происходит под влиянием прекращения действия гормонов плаценты, что наступает после родов. В детстве происходит постепенный рост органов половой системы, однако при этом сохраняются типичные для этого возраста особенности: преобладание размеров шейки матки над размерами тела матки, извитые маточные трубы, отсутствие зрелых фолликулов в яичниках и др. В период детства отсутствуют вторичные половые признаки.

Период полового созревания характеризуется относительно быстрым ростом органов половой системы и в первую очередь матки (преимущественно ее тела). У девочки этого возраста появляются и развиваются вторичные половые признаки: формируется скелет женского типа (особенно таза), происходит отложение жира по женскому типу, отмечается рост волос вначале на лобке, а затем и в подмышечных впадинах. Наиболее ярким признаком периода полового созревания является наступление первых менструаций. У девочек, проживающих в средней полосе, первые менструации появляются в возрасте 11–13 лет. В дальнейшем в течение приблизительно года менструации могут иметь нерегулярный характер, а многие менструации протекают без овуляции (появление яйцеклетки). Начало и становление менструальной функции происходит под влиянием циклических изменений нервной системы и желез внутренней секреции, а именно яичников. Гормоны яичников оказывают соответствующее влияние на слизистую оболочку матки, вызывая в ней характерные циклические изменения, т. е. менструальный цикл. Подростковый период известен еще под названием переходного, так как в это время происходит переход к наступлению периода половой зрелости – расцвету функции органов половой системы женщины.

Период половой зрелости является наиболее продолжительным в жизни женщины. Вследствие регулярного созревания фолликулов в яичниках и овуляции (выхождение яйцеклетки), а также с последующим развитием желтого тела в женском организме создаются все необходимые условия для наступления беременности. Регулярные циклические изменения, наступающие в центральной нервной системе, яичниках и матке, что внешне проявляется в виде регулярных менструаций, является основным показателем здоровья женщины детородного возраста.

Период пременопаузы характеризуется переходом от состояния половой зрелости к прекращению менструальной функции и наступлению старости. В этот период у женщин нередко развиваются различные расстройства менструальной функции, причиной которых могут быть возрастные нарушения центральных механизмов, регулирующих функцию половых органов.

Период старения характеризуется полным прекращением менструации, общим старением женского организма.

Частота заболеваний половых органов у женщин тесно связана с возрастными периодами их жизни. Так, в период детства сравнительно часто возникают воспалительные заболевания наружных половых органов и влагалища. В период полового созревания часто встречаются маточные кровотечения и другие нарушения менструальной функции. В период половой зрелости чаще всего встречаются воспалительные заболевания половых органов, а также нарушение менструального цикла различного происхождения, кисты половых органов, бесплодие. В конце детородного периода возрастает частота доброкачественных и злокачественных опухолей половых органов. В период пременопаузы реже встречаются воспалительные процессы половых органов, но значительно повышается частота опухолевых процессов и нарушений менструальных функций (климактерические кровотечения). В период постменопаузы чаще, чем раньше, встречаются опущения и выпадения половых органов, а также злокачественные опухоли. Возрастная специфичность заболеваний женских половых органов в основном определяется анатомо-физиологическими особенностями женского организма в отдельные периоды жизни.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Диля Еникеева

Раздел 3. Сокровенное из жизни женщины

Из книги Эндогенное дыхание - медицина третьего тысячелетия автора Владимир Фролов

15. Опасные периоды жизни и Эндогенное Дыхание Наша книга о том, как обеспечить молодость и долголетие. И важно знать, какие опасности стоят на этом пути. Это необходимо прежде всего родителям, поскольку три наиболее ответственных периода человек проходит еще до окончания

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

6.8. Возрастные особенности Ребенок часто не знает, чего хочет, его влечет не знание необходимости чего-то, а интерес к чему-то и интуиция. Задача преподавателя - выстроить программу так, чтобы намеченные цели обучения вызвали осознанный или неосознанный интерес у детей,

Из книги Даосские секреты любви, которые следует знать каждому мужчине автора Дуглас Абрамс

Периоды сексуальной жизни Даосы знают, что взаимные отношения - это нелинейный процесс. Они вовсе не достигают своей вершины в брачную ночь, да и ни в какую другую ночь тоже. Скорее можно сказать, что они то усиливаются, то ослабляются в соответствии с циклами семейной

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Возрастные особенности полевой формы жизни и физического тела Как известно, всю жизнь человека можно разбить на три больших периода: период «Слизи» – от рождения до 25 лет; период «Желчи» – от 25 лет до 60; период «Ветра» – от 60 лет до конца жизни. Таким образом, в каждый

Из книги Сексуальное здоровье мужчины и женщины. Эффективные методы лечения и профилактика заболеваний автора Ирина Ильинична Ульянова

Возрастные изменения Возрастные изменения оказывают воздействие на весь организм и соответственно на половую функцию. В каждой возрастной группе присутствуют определенные факторы, становящиеся причинами нарушений сексуальной сферы. Так, например, молодым более

Из книги Хорошая память вопреки возрасту автора Вероника Климова

Возрастные изменения – не помеха для полноценной жизни Таким образом, в норме с возрастом у нас не должно происходить существенного снижения остроты ума. Исследования последних лет подтвердили, что в возрастной период от 20 до 90 лет число нервных клеток в коре головного

Из книги 30+. Уход за лицом автора Елена Юрьевна Храмова

Возрастные изменения Период расцвета женской красоты длится, к сожалению, не так долго. Казалось бы, наконец-то вы избавились от ненавистных прыщей, в совершенстве освоили технику нанесения макияжа, способного скрыть немногочисленные недостатки и подчеркнуть

Из книги Расскажите сыну, как... Откровенно о сокровенном автора

Периоды жизни В развитии мужского организма, так же как и женского, обычно выделяют девять периодов: внутриутробный, новорожденности, нейтральный, препубертатный, пубертатный, юношеский, половой зрелости, переходный и постклимактерический. Однако в отличие от женского

Из книги Расскажите дочке, как... Откровенно о сокровенном автора Офелия Мартиросовна Стельникова

Периоды жизни Изменения, происходящие в организме женщины на протяжении ее жизни, зависят от функции половых органов. В развитии женского организма различают девять периодов:I период - внутриутробный - период формирования половых органов.II период - период

Из книги Настольная книга будущей мамы автора Мария Борисовна Кановская

Здоровье и образ жизни женщины в послеродовой период Послеродовой период начинается сразу после рождения ребенка и длится 6–8 недель. В это время женский организм начинает восстанавливаться – отходить от перенапряжения, вызванного беременностью и

Из книги Женские гормональные заболевания. Самые эффективные методы лечения автора Юлия Сергеевна Попова

Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ Создавая женщину – продолжательницу рода, природа очень хорошо продумала не только возможность зачатия ребенка и благополучного вынашивания беременности, но и все наши инстинкты – от влечения к противоположному полу до

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 5 Один раз в жизни: сензитивные периоды Возраст: от рождения до пятнадцати лет Построение мозга вашего ребенка чем-то напоминает сборку мебели, купленной в концерне IKEA: оно состоит из этапов, которые обычно следуют по порядку. Неудача при завершении очередного этапа

Из книги Как правильно предохраняться автора Аурика Луковкина

ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ Способы предохранения у подростков Девочки-подростки нуждаются в откровенной и внимательной консультации по поводу средств предохранения. Особенности юного организма требуют специфической

Из книги Считаем калории автора Вера Андреевна Соловьева

Критические периоды жизни В самом питании заложен некий психологический элемент успокоения нервной системы, «залечивания» душевных ран. В немецкой литературе существует термин: «сожрать сало печали». Дефицит защищенности, любви, признания, как своеобразный голод,

Из книги Мир современной женщины автора Ирина Николаевна Красоткина

Семья в жизни современной женщины В недалеком прошлом в России понятия «женщина» и «дом» были неразрывно связаны. Женщина занималась домашним хозяйством и семьей. Это было ее уделом. С течением времени положение женщин изменилось. Наиболее прогрессивные из них

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Последние считаются самыми опасными, и потому предлагаем рассмотреть их поподробней.

Какими бывают кризисы?

Критические возрастные и личностные периоды имеют такие характерные черты:

  • Наступают они незаметно, и сложно уточнить, когда именно начался кризис, и когда закончился. Пик, то есть, кульминация или обострение, приходится на середину периода. Уж тогда он становится заметным даже окружающим;
  • Человек на время становится асоциальным. Это проявляется в виде снижения его работоспособности, увеличения количества конфликтных ситуаций, внутренних переживаний и неподатливости воспитательным мерам (если речь идет о ребенке);
  • Во время трудных периодов личность теряет много из того, что ранее приобрела, ей становится свойственным разрушать, а не творить.

Все критические периоды жизни каждого человека состоят из следующих ступеней:

  • предкритической;
  • непосредственно кульминационной или критической;
  • посткритической.

Кризис новорожденных

Критический период у только что рожденного ребенка так и остался бы незамеченным, если бы не вездесущие китайцы. Именно они установили его присутствие, изучив изменения в весе младенца.

Ко всему прочему, благодаря точной и новейшей аппаратуре, стало известно, что еще во внутри материнской утробы плод может улыбаться или гримасничать, выражая свои эмоции. А если есть эмоции, то есть и периоды их становления.

Кризис жизни новорожденного – явление уникальное и неповторимое. Дело в том, что ребенок полностью зависит от взрослых, не способен выражать потребности в словесной форме, и вынужден начать новый этап существования вне материнского лона. Причем все это наваливается на него в один момент, а именно – в момент разрешения от бремени.

Буквально сразу же после рождения, новый человек приобретает так называемый комплекс оживления, который проявляется в виде:

Сроки возникновения младенческого критического периода могут многое рассказать о том, насколько нормально развивается психика новорожденного.

Кризис 1-го года

В это время ребенок начинает говорить.

Вместе с этим, происходит своеобразный регресс его развития, что заметно по таким симптомам:

  • нарушениям, возникающим буквально во всех биоритмических процессах;
  • эмоциональным аномалиям;
  • дисфункциям удовлетворения стандартных потребностей.

Такой сложный период не считается самым острым, а потому редко остается незамеченным со стороны родителей.

А вот 3-х летний возраст – самый тяжелый из всех детских сложных периодов.

Симптомами приближающегося кризиса можно считать следующие изменения в поведении ребенка:

  • острая заинтересованность своим отражением;
  • болезненно переживание допущенных ошибок;
  • интерес к нарядам и противоположному полу;
  • негативизм и желание все делать наоборот;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • своеволие;
  • бунты и протесты против взрослых;
  • деспотизм, ревность и обесценивание значимости родных и близких.

Это время можно назвать самым трудным в семейной жизни, поскольку всем опекунам ребенка нужно принять единую позицию, и научить малыша соотносить свое «хочу» с возможностями родных и личным «могу».

Самый оптимальный выход – занять малыша игрой, дать ему поле для собственной деятельности: кружки, секции и прочее.

Юношеский кризис

Возрастные категории этого этапа становления личности втискиваются в рамки от 16 до 18 лет. Юному созданию нужно перестать быть ребенком, и чуть ли не в один момент дорасти до взрослого. Ему предстоит понять свою смертность, начать активно искать смысл существования и научится регулировать свои поступки в соответствии с общепринятыми нормами и законами.

Кризис средних лет

В это время человек, доживший долет, начинает понимать, то все его надежды потерпели крах. По чем это можно заметить? К примеру, женщину не устраивает ее отражение в зеркале, она осознает, что много чего не сделала, и уже не сделает, многого уже и вовсе не будет, ведь не 20 лет-то, в самом деле.

И если представительницы слабого пола свой кризис переносят не радикально, то мужчины отрываются на полную катушку. Критические периоды в своей семейной жизни они решают путем ухода к любовницам, сменой работы, гражданства, страны проживания и все в таком масштабном духе.

Подобные критические периоды в семейных отношениях могут протекать в нескольких форматах, а именно:

  • в острой форме, когда человек за несколько недель или пару месяцев полностью меняет свою жизнь;
  • подострой форме, при которой личность потихоньку экспериментирует с переменами, и это может продолжаться несколько лет подряд;
  • вялотекущей форме, которая вообще никак не проявляется.

Кризис пожилых людей

Он наступает после 60-ти лет, и поводом войти в него служит все то же отражение в зеркале.

По сути, человек начинает активно искать вариант стать бессмертным: активно лечится, оздоравливается, избегает нагрузок и прочее.

Но старость не дает ни одного шанса на вечную жизнь, и остается только одно - научиться извлекать истинное удовольствие из оставшихся лет, и не омрачать их мыслями о скорой кончине.

Это далеко не все, что придется прожить каждому и нас на протяжении всего своего существования: сложности в отношениях с окружающими, критические периоды брака, этапы становления карьеры.

Все это требует от нас выносливости, терпения и умения стойко переносить невзгоды.

LiveInternetLiveInternet

-Рубрики

  • вязание (678)
  • живопись, графика (543)
  • Здоровье, красота (524)
  • Разное (432)
  • психология (428)
  • фотография (321)
  • кулинария (275)
  • полезное для блога (252)
  • гардероб (250)
  • путешествия (240)
  • Личность, биография, портрет (224)
  • юмор (214)
  • поэзия (211)
  • для дома и дачи (176)
  • красивые картинки, фото (175)
  • фотошоп (159)
  • музыка (129)
  • видео (125)
  • афоризмы, цитаты (103)
  • красивости (90)
  • программы (71)
  • куклы (67)
  • макияж,make-up (56)
  • шоппинг (54)
  • религия (49)
  • Истории любви. (37)
  • правила жизни (37)
  • личное (34)
  • тесты (34)
  • вышивка (22)
  • прогулки по Москве (22)
  • Скрап наборы, клипарты (21)
  • отдых (16)
  • упражнения (11)
  • видеоуроки (8)

-Видео

-Музыка

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Майка. Филейное вязание.

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Интересы

-Постоянные читатели

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Что такое кризис?

Продолжение. Начало смотри здесь

Кризисные ситуации. Что такое проблема?

«…тому будет приказано, кто не может повиноваться самому себе.»

Кризисные ситуации выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него - это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь как бы со стороны, то есть происходит оценка сложившихся обстоятельств. Не надо опускать руки перед проблемами, возникающими на вашем жизненном пути или бежать от них, все в ваших руках. Что такое проблема? Воспринимайте ее как задачу, которую необходимо решить, ее цель научить вас чему-то. В последствии приобретенные знания перерастают в умение строить свою жизнь именно так, как мы того желаем. Не хотите решать их по мере поступления? Тогда имейте в виду, что тем самым вы создаёте себе преграды (кризисные ситуации), чем больше нерешенных проблем, тем выше баррикада, выстроенная вами. Не решив первую задачу, последующая будет содержать на одно неизвестное больше, так как ответ из предыдущей задачи вводится как некое значение, которые вам должно быть уже известно. И вот вам подсказка, чтобы разрешить накопившиеся проблемы, тормозящие вас на пути к желаемому, проанализируйте их и начните с решения той, которая являлась первым кирпичиком в построении имеющейся на данный момент преграды, а затем поэтапно разбирайте последующие. Для ясности хотелось бы уточнить, учитесь вы для себя, а жизнь как экзаменатор через ситуации будет проверять вас. Мы часто говорим: «Я это знаю и понимаю», но почему-то когда возникает ситуация с «изученной» проблемой мы действуем по привычке, забывая о наших знаниях и понимании. Материал должен быть усвоен вами на уровне умения, и только тогда экзамен на аналогичную тему не повторяется. Впадать в крайности тоже не стоит, научитесь своевременно замечать задачи, поставленные перед вами, и не надумывайте себе лишних, уподобляясь человеку, несущему чемодан без ручки.

Последовательность критических периодов

Всему свое время, и время всякой вещи под небом

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже. Как всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и развитие человека - эта одна из сложных форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды - только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.

Рождение - это кризис (кризис новорожденного), т.к. родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Ребенок растерян, когда приходит в этот мир, он кричит, ничего не понимает и никого не знает. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития - младенчеству (до конца первого года).

Следующим жизненным кризисом является кризис одного года. На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди - любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности. Здесь ребенок становится на ноги и овладевает речью. Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровождают весь период. Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», старается показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так. Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

Семь лет - очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходит социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д. В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно. Кризис 13 лет описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения позволяют характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир разделены более, чем в иные периоды. При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения. В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности. Когда человек достигает возраста тридцати пяти - тридцати семи лет, то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты. В пятьдесят три - пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения. Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к завершению жизни. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно. В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Социальная ситуация развития

Жить - значит не только меняться, но и оставаться собой.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому человек приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.

Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятии внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого человека и внутренней активности его психических функций. Но сказать это - значит одновременно сказать и нечто еще. Мы видим, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообразования приводят к перестройке всей структуры сознания человека и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Человек к концу кризиса становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в его начале. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и социальная ситуация развития. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между человеком данного возраста и социальной действительностью. И если человек изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития человека, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследование показывает, что такая перестройка социальной ситуации развития и составляет главное содержание критических возрастов.

Как на мокром асфальте стекает куда-то вода

Стой! Посмотри! Иди!

Слышу вновь я звон мгновенья!

Эх, вот взял бы кто да направил.

В конце? - Начало. Новое «Я». И что же?

Спросите вы зачем? Куда? Будет ли? Где? И что же. -

Вы посмотрите в мои глаза.

В статье использованы работы: Л. С. Выготского, З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, С. Киркегора, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, В. Савельева, Н. Ю. Маркиной, О. Сатова, Т. Н. Сибирцевой, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, А. Бебеля, М. Лайтмана, О. К. Полукордене

Ваши комментарии

Оставить комментарий

Часть 8 - Кризисные периоды в жизни человека

8 основных психологических кризисов человека

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

Следующий кризис (лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Наступает этот кризис где - то в возрастелет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Один из самых сложных этаповлет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым » наступают на пятки » более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: » Кто я есть? » и » Куда я иду? «. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о «пустом гнезде», которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

Самый опасный возраст в жизни человека

Люди с давних времен обращали внимание на некую закономерность в течении человеческой жизни. И согласно древним эзотерическим учениям вся жизнь человека делится на семилетние периоды, каждый из которых соответствует одному из 12 знаков зодиака. Таким образом, каждые семь лет мы проходим полный цикл и проживаем жизнь в миниатюре, умирая и возрождаясь снова. А отведено нам согласно этим расчетам 84 года существования на Земле. Понятно, что наука долгое время не воспринимала выкладки астрологов всерьез. Однако, оказывается, нет дыма без огня.

Ведущий научный сотрудник лаборатории регуляции биосинтеза белка Института биохимии им. А. Н. Баха РАН доктор биологических наук Александр Малыгин составил таблицу «пиков смертности», то есть периодов жизни, наиболее опасных для человека. Ученый пришел к выводу, что за периодами повышенной жизнестойкости организма неминуемо следуют этапы, когда жизнь буквально висит на волоске.

А началось с того, что в лабораторной популяции мышей ученый совершенно случайно обнаружил самца с задержкой роста, вызванной передающейся по наследству мутацией. Его скрестили с нормальной самкой, и у них появилось потомство. Части детенышей аномалия не передалась, и они развивались нормально, другие же, получившие ген мутации от родителей, в возрасте 15-30 дней существенно отставали в развитии. Этот период задержки роста был критичным: треть грызунов по тем или иным причинам погибала в возрасте от 25 до 35 дней. Ученый решил посмотреть, что будет дальше происходить с этим потомством и не проявятся ли и впоследствии подобные всплески смертности. Оказалось, что на 270-400-е сутки жизни, а также на 520-670-е сутки приходились еще одни критические периоды, хотя и менее четко выраженные.

Заинтересовавшись этой тенденцией, наблюдавшейся у мышей с генной мутацией, Александр Малыгин решил продолжить свои исследования и изучить опасные периоды жизни у обычных грызунов. Выяснилось, что на них эта закономерность тоже распространяется, хотя отслеживается и не так четко.

Верна ли данная гипотеза в отношении человека? Ученый отмечает, что принципиальных различий между жизненными ритмами у человека и других биологических видов нет. Так, первый пик смертности грызунов в пересчете на возраст Нomo sapiens приходится на 12-19 лет. Другой критический период приблизительно соответствовал человеческим 60 годам. Не исключено, что такие пики повышенной смертности могут быть связаны с ослаблением защитных механизмов организма. Поскольку подобно половому созреванию, вынашиванию плода и другим физиологическим процессам пики смертности привязаны к возрасту, ученый предположил, что они тоже могут быть запрограммированы.

Но неужели и в самом деле длительность жизни - это написанная кем-то программа? Интересно, что в ответе на этот вопрос мнения представителей официальной науки и «несистемщиков» не так уж сильно расходятся. Любопытно, например, что подтверждение теории пиков смертности можно найти в анналах официальной медицины. «12-19 лет - это возраст значительного всплеска смертности, связанного с изменением человека и переходом из одного состояния в другое: от девочки к девушке, от мальчика к юноше, - отмечает старший научный сотрудник лаборатории физико-химических основ регуляции биологических систем Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН Александр Халявкин. - В этот период резко меняется общая сопротивляемость организма, происходит перестройка психологических установок растущего человека. К возрасту 12-14 лет ряд параметров организма (например, темп его развития, мощность иммунной системы), достигнув наивысших значений, начинают снижаться».

Некие закономерности взаимосвязи возраста и наступления смерти также можно отыскать в статистике госпитализируемых пациентов. «Если не брать в расчет несчастные случаи, а смотреть общую картину, то можно выделить следующие критические возрастные периоды: 22-27 лет, 37-43 и 56-62, - отмечает дежурный врач приемного отделения одной из столичных клиник кандидат медицинских наук Александр Морозов. - В основном люди в этом возрасте попадают в клинику по каналам срочной госпитализации, то есть по «скорой». Конечно, большинство поступающих не умирают - им оказывается необходимая помощь, но если бы этого не произошло, летальный исход был бы неминуем. Как правило, речь идет о резко обострившихся хронических заболеваниях или о запущенных случаях болезней инфекционного характера».

Как объяснить такую цикличность? Медики склонны полагать, что всему виной физиологические причины, по которым организм с некой периодичностью «разжимает кулаки». А вот эзотерики убеждены, что по такому принципу вращается Сансара - колесо жизни. И наука сегодня просто постепенно начинает осознавать то, что было известно еще древним мудрецам. Например, долгое время идеи о семилетних циклах жизни человека представлялись нам сказочными сюжетами. В самом деле, во множестве сказок число семь присутствует прямо или косвенно: мертвая царевна и семь богатырей, семь Симеонов, цветик-семицветик. Однако уже доказано, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются - и начинается следующий жизненный цикл. Основные расхождения в вопросе о цикличности жизни пока лишь в деталях. Действительно, одни эзотерики говорят о 7-летних возрастных циклах, а другие считают, что жизнь человека состоит из 9-летних циклов. Но вне зависимости от того, 7 или 9 лет длится один жизненный период, каждый переход в следующий цикл является критическим, сопровождаясь серьезными потрясениями и пересмотром ценностей.

«Энергия опыта человека с каждым новым жизненным циклом накапливается, а вместе с тем накапливаются и его отрицательные поступки, - комментирует психолог-эзотерик Светлана Качевская. - К концу каждого цикла физическое состояние действительно может ухудшаться, обостряются хронические болезни. В это время человек попадает в переломные жизненные ситуации. В то же время окончание очередного цикла - это знак человеку, что он уже кармически отработал данный период, что нужно двигаться дальше. В этот момент стоит задуматься о том, чтобы что-то изменить в своей жизни: к примеру, уйти на другую работу или переехать на новое место жительства. Очень важно заметить происходящее и суметь воспользоваться данным шансом».

Непонятным остается пока, пожалуй, главное: почему все же наиболее критические периоды в жизни человека приходятся на возраст 12-19 и 60 лет? Эзотерики объясняют это так: в возрасте 12-19 лет человек начинает брать управление своей жизнью в собственные руки, что является весьма ответственной задачей. В эти годы человек уже разумен и обучен в достаточной мере, чтобы собственными силами решать множество вопросов, но он все еще юн и не осведомлен о многих вещах, позволяет себе ввязываться в кармы, которых постарался бы избежать, будучи взрослым. Не всем удается пройти через это испытание.

А 60 лет - это возраст переоценки. Человек начинает задумываться о завершении своих дел. Большинство людей в этом возрасте сами для себя решают, что прожито достаточно, и перестают держаться за жизнь.

Чем ответит на это наука? «Наша задача на ближайшее будущее - поиск закономерностей, связанных с пиками смертности», - говорит Александр Малыгин. Исследователь уверен, что на эти периоды жизни запрограммирована не сама смерть, а изменения чувствительности организма к каким-то разрушающим воздействиям внешней среды. Понимание того, как устроен и работает этот механизм, может открыть в самом ближайшем будущем перспективы по программированию жизни. Если мы будем знать заранее о приближении черных полос, то сможем к ним подготовиться, чтобы с минимальными потерями перейти на следующий уровень - светлую полосу. А еще ученый не сомневается, что новое знание предоставит шанс продлить жизнь человека до видового максимума - около 105 лет. Поживем - увидим.

Безусловно, взаимосвязь возраста и смертности присутствует, но говорить о какой-то закономерности этих значений пока не приходится. Скорее смертность может быть связана с обострением хронических заболеваний, которые, как правило, проявляются к определенному возрасту. Я считаю, что теория о неких жизненных циклах, включающих цикл возможной смерти, ближе к эзотерике, нежели к традиционной медицине. Говорить о научном обосновании подобных теорий мне представляется преждевременным.

Вадим Шмаков, психолог центра «Здоровое поколение»:

Подобные исследования могут представлять определенный интерес с точки зрения науки, но с точки зрения психологии станут миной замедленного действия. Не исключено, что люди, осознавая некие пики смерти, приблизившись к опасному периоду, подсознательно будут ее ждать. Очень важно распознавать подобные негативные фантазии и стараться избавляться от них, ибо известно, что, настойчиво внедряя в собственное сознание определенные образы, мы тем или иным способом содействуем их осуществлению в реальности. Происходит это потому, что у человека формируется некий образ себя, и, приблизившись к этому пику смертности, он начнет самопрограммироваться на негатив. Ведь если вы считаете, что что-то должно произойти, вы сознательно или бессознательно способствуете осуществлению ожидаемого события.

медицина в Украине и в мире

серьезные исследования и просто интересные факты

медицина с точки зрения врача и пациента

задайте вопрос доктору

Если у вас сложный случай - узнайте мнение нескольких врачей

аптеки, клиники, лаборатории анализов, санатории и пансионаты, медицинское страхование

обо всем, что касается здоровья и здравоохранения

вакансии для врачей и тех, чья профессия связана с медициной.

анатомия, медицинские термины, лекарства и болезни.

Кризисные периоды в жизни человека

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса.

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года. На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет. Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет, то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста. Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Добавить комментарий

Интересы

Наши проекты

Все лучшее для женщин

Сайт для осознанных родителей

Отличный способ расслабиться

Популярные статьи

Разрешено использование материалов сайта с прямой индексируемой ссылкой

Включайся в дискуссию
Читайте также
Курский государственный университет (КГУ), Курск: факультеты, проходные баллы, кафедры Кгу приемная
Михаил зощенко - не надо врать
Фоносемантический анализ слов (имени, фамилии, названий)