Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок на тему "пророк мухаммед". Конспект урока на тему "пророк мухаммад и возникновение ислама" Тема урока рождение пророка исы

Курс «Основы религиозных культур»

Тема: Пророк Мухаммад и возникно­вение ислама

Цели: Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Ход урока

    Эмоциональный настрой на урок

– Здравствуйте, ребята!

Ассалям малейкум!

Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?

Сядьте на свои места и обсудите с партнером по плечу, почему сегодня урок начался с такого необычного приветствия? (1 мин)

Многие уже закончили обсуждение, мне бы хотелось узнать ваше мнение. (Так друг друга приветствовали мусульмане. Мы изучаем историю религии других народов, теперь разговор пойдет о мусульманстве)

Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!

Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.

Это приветствие обуславливается традициями и религией. Конечно же, вы правы, сегодня мы с вами знакомимся с новой религией ислам.

На предыдущих уроках мы знакомились с историей христианства, духовными, нравственными ценностями христианской культуры и прежде всего православной.

2. Проверка домашнего задания

Давайте, мы с вами повторим тему предыдущего урока. Тест, работа в паре. Проверка

1 Богослужение совершают

А) Священники В) Служители церкви и прихожане

Б) Прихожане Г) другой ответ

2 К Церковным праздникам относятся

А) Рождество В) Пасха

Б) Крещение Г) Все ответы верные

3 Полотнища со священными изображениями называются

А) Стяг В) Хоругвии

Б) Флаг Г) Штандарт

4 Пост это -

А) Воздержание от пищи животного происхождения

Б) Воздержание от пищи растительного происхождения В) Воздержание от пищи

Г) Воздержание от питья

5 Специальные обряды называются

А) тайна В)таинства

Б) затаённость Г) другой ответ

6 Крещение человека в Православной церкви происходит

А) Огнём В) Землёй

Б) Ветром Г) Водой

7 Исповедь это -

А) Покаяние В)Причастие

Б) Венчание Г) Крещение

8 Чем обмениваются жених и невеста при венчании

А) Венками В) Кольцами

Б) Семьями Г) Ничем

9 Кто создал таинство причастия

А) Священники В) апостолы

Б) Иисус Христос Г) Другой ответ

10 Главное церковное богослужение называется

А) Молитва В) Литургия

Б) Крестный ход Г) Все ответы верные

3. Работа по теме

Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник.

Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос)

Когда мы говорим об исламе, то мы сразу вспоминаем имя Мухаммад, который переводиться как «прославленный». Жизнь того или иного основателя религии отражена в священных книгах и имеет важные ключевые события.

Сегодня мы познакомимся с начальными страницами пророка Мухаммада.

Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова?

Я прошу сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и обсудите, кто же такой пророк, начинают 1 и 3 номера.

Спасибо, вы завершили, это ваши первоначальные представления …

Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений.

Давайте подведем итог, так кто же такой пророк – человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман коран.

Пророки - это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию. Первым пророком был первый человек - Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад.

Мухаммад родил­ся в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове - юго-западной части Азии. С востока полуостров окружает Персидский залив, на западе - Красное море, на юге - Ин­дийский океан. На севере же сейчас расположены государства Ирак и Сирия.

Значительная часть Аравии покрыта пустынями, где царит сухой и жаркий климат. - И сейчас мы поработаем с контурной картой. Я предлагаю каждому взять листочек, раскрасить территорию Аравии. Подумайте, а какой цвет нам нужно взять (желтый или оранжевый, т.к. территория - пустыня).

Я уже говорила вам, в каком городе родился Мухаммад, кто помнит? В Мекке, правильно. Отметьте у себя на карте Мекка и еще, ребята, отметьте город, с которым у нас с вами будет знакомство – Медина. Постарайтесь запомнить эти названия городов.

А где располагается Аравия, раз там жаркий и сухой климат, конечно же, в Африке.

Отложите контурные карты и прочитайте об Аравии в учебнике на стр. 64, очень интересная информация, о том, как жили, чем занимались жители.

А сейчас я вам предлагаю в группе по-одному рассказать, что же вы узнали из материала учебника. Начинают 1 номера, остальные внимательно слушают и пытаются дополнить рассказ партнера. Я узнал что…

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над темой.

Вы узнали, где жили, какой образ жизни вели, кому преклонялись арабы.

Раз это пустыня, поэтому пригод­ных для ведения сельского хозяйства земель здесь немного. Мекка расположена в каменистой местности, почвы здесь совершенно не пригодны выращивания растений.

Поэтому Мекка развивалась главным образом как центр торговли.

Аравия была населена племенами арабов.

Часть арабов вела кочевой образ жизни, но в основном население было оседлым, то есть проживало в го­родах и деревнях. Арабы-кочевники (их называ­ли бедуинами) занимались скотоводством, а осед­лые - торговлей.

В Аравии родственные связи были очень крепки. Если человека кто-то обидел, считалось, что обида нанесена всему племени. Соплеменники немедленно вставали на защиту пострадавшего. Поэтому среди племён часто возникали конфликты, доходившие до военных столкновений.

Арабы в основном поклонялись идолам, то есть изображениям разных богов, сделанным из дерева, камня или других материалов. Идолопоклонничество было так распространено, что у каждой семьи, у каждого племени был свой идол.

Как называют людей, которые преклонялись своим богам? Обсудите в группе, начинают 2 номера. Многобожие, когда с этим понятием сталкивались, при изучении христианства.

Людей такой ве­ры в исламе называют многобожниками - муш- рикун. На Аравийском полуострове жили не только многобожники, но и последователи других религий, например христиане и иудеи. Мекка являлась культурным центром Аравии, где находилась Кааба, храм кубической формы, в котором до сих пор хранится черный камень, одна из мусульманских святых. По преданию, когда он был белым яхонтом, но почернел. – Как вы думаете, а почему этот камень почернел? (от греховности людей). В свое время Кааба была святым местом для арабов язычников. На территории Каабы было много разнообразных идолов, которым поклонялись древние арабы. Затем по воле Мухаммада, Кааба стала святилищем мусульман, и все идолы были уничтожены.

Итак, раз мы говорим о пророке, предлагаю прочитать о детстве Муххамада в учебнике, с. 65 (2 абзац) – по цепочке.

(Пророк Мухаммад рано остался сиротой. Его отец Абдулла умер ещё до рождения сына. Мать Мухаммада звали Аминой. У арабов было принято отдавать младенцев на грудное вскармливание бе­дуинкам, которые жили в пустыне. Там дети росли здоровыми, крепкими и учились чистому арабско­му языку. Мухаммада взяла к себе кормилица по имени Холима. Малыш прожил в доме своей кор­милицы до пяти лет. Когда ему исполнилось шесть лет, умерла его мать Амина. После её смерти оси­ротевшего Мухаммада воспитывал дедушка Абдуль-М утталиб. Он очень любил внука и окружил его всяческой заботой. Но дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было всего восемь лет. И мальчик стал жить с братом отца, которого звали Абу Талибом.

Абу Талиб был добрым человеком. Он любил своего племянника Мухаммада, заботился о нём, защищал от бед и плохих людей. Но Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. У мальчика было очень доброе и чуткое сердце. И поэтому когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать Абу Талибу. Мухаммад начал пасти стада овец в окрестностях своего родного города Мекки. Каждый год в тече­ние одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него были только растения, небо, звёзды и овеч­ки, которых он пас. Мухаммад подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный и многообразный мир. В пустыне было холодно, и мальчик замерзал по ночам. У него было с собой мало еды, и он часто оставался голодным. Поэто­му будущий пророк с ранних лет знал, как сильно страдают от голода и холода бедные люди.

Абу Талиб занимался торговлей. Однажды, буду­чи подростком, Мухаммад вместе с дядей отправил­ся в Сирию. Это было его первое путешествие за пределы Аравии. Он учился у дяди вести торговые дела. Вскоре юноша заслужил доверие многих жи­телей Мекки своим благонравием и правдивостью. Они спокойно доверяли Мухаммаду самые доро­гие вещи. Его даже прозвали аль-Амин, что значит «правдивый, надёжный».)

А сейчас я вам предлагаю заполнить таблицу «Семья пророка», т.е. записать информацию прочитанную нами из учебника. Работа в паре

1. Как звали отца Мухаммада?

2. Как звали мать будущего пророка?

3. Сколько лет было Мухаммаду, когда умер его дедушка?

4. Кто стал заниматься воспитанием мальчика?

5. Чем занимался дядя Мухаммада?

6. Куда совершил свое первое путешествие Мухаммад?

7. Что значит в переводе аль-Амин?

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть отрывок из истории жизни Мухаммада. (Просмотр мультфильма «Мухаммад»)

Теперь выполните работу в группе, начиная с 1 номера, на одном листочке, одной ручкой, распишите детство и юность будущего пророка. (2 мин, каждому по 30 сек)

Спасибо закончили, теперь 2 номера озвучат свои суждения.

В Мекке жила одна богатая вдова по имени Ха диджа. Она слышала отзывы о Мухаммаде как о надёжном и честном человеке. И Хадиджа предло­жила Мухаммаду вести её торговые дела. Мухам­мад, в то время ему было 25 лет, согласился. Позднее они поженились. Через некоторое время у Мухаммада и Хадиджи родились дети. Они зажили в Мекке счастливой и спокойной жизнью.

Годы шли, и умудрённый опытом Мухаммад всё чаще и чаще стал задумываться о той жизни, ко­торую вели жители его города. Хотя у него была прекрасная семья, и он был счастлив, Мухаммаду не давали покоя некоторые вопросы.

Будущий пророк часто уходил от суеты города в тихую пещеру, ко­торая находилась на горе Ан-Нур. Здесь, в пещере Хира, Мухаммад размышлял в полном одиночестве и покое. «Как всё в жизни интересно, - думал он. - Раньше я был бедным сиротой, а теперь стал богатым человеком. У меня прекрасная жена и дети, которых я очень люблю. Но мне всё равно чего-то не хватает для того, чтобы быть совершен­но счастливым».

Будущий пророк Аллаха конечно же понимал, что именно не даёт ему покоя. Уже долгое вре­мя его волновало положение дел в Мекке: бедняки там были совершенно беспомощны. Их жизнь была ужасной. Мекканцы не заботились о сиротах и не помогали больным. Казалось, что жителей Мекки интересуют лишь деньги. И чем больше у них бы­ло денег, тем больше им хотелось их иметь! Более того, эти люди поклонялись идолам. Они думали, что идолы помогут им приблизиться к Аллаху. Та­кие мысли беспокоили Мухаммада в течение многих лет.

Мухаммаду было сорок лет, когда Аллах впервые ниспослал ему своё первое откровение. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

6. Итог урока

Значит, ребята, какой вывод мы можем сделать по теме? (Мухаммад был простым, добрым человеком, пастухом, люди уважали его, не боялись доверить ему самое ценное, что было у них, он был надежным и честным. Может быть, поэтому по мусульманскому преданию ему был уготован путь пророка.)

Спасибо за урок.

Пророки – это избранные Всевышним Аллахом любимые Его слуги (люди), которые получали откровения от Аллаха и обучали людей истинной религии, т.е Божьим Законам (шариату), ниспосланным Всевышним Аллахом народу через Своих посланников. А посланники были посланы Аллахом к тому или иному народу или всему человечеству для доведения до них истинной религии, передачи им Своих велений, т.е. направления их по пути истины. Посланники одновременно являлись и пророками.

Пророк - по-арабски «наби» (мн. ч. – «анбия’»).

Посланник - по-арабски «расуль» (мн. ч. – «мурсалун» или «русуль»).
Пророком невозможно стать собственными усилиями, даже стараясь в богослужении, ибо пророков избирает Сам Всевышний.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах наделяет пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые му‘джизатами. Например, посох пророка Мусы (мир ему) превращался в змею, пророк ‘Иса (мир ему) мог исцелять больных и воскрешать мертвых, Пророк Мухаммад (мир ему)расколол луну, напоил войско водой, источившейся из его пальцев, с ним говорили камни. Самым же большим му‘джизатом Пророка Мухаммада (мир ему)является Коран, ибо это чудо не ограничено ни временем, ни пространством.
Первым пророком был первый человек - Адам (мир ему), Он поклонялся своему Творцу. Но потомки Адама (мир ему) со временем стали отходить от религии Аллаха, искажать ее. Чтобы направить на путь истины сынов Адама, Аллах посылал к ним посланников и пророков, а усердствующих в своих ослушаниях наказывал. Люди же через некоторое время опять забывали о наставлениях, переданных им через пророков. И каждый раз, когда, поддавшись внушениям дьявола и уверовав в правильность своего миропонимания, люди отходили от истинной религии, Аллах по Своей милости отправлял к ним пророков, чтобы направить на верный путь заблудших.
Человек искажал истинную религию и отходил от нее. Он приписывал Творцу свойства Его же творений, а творениям Аллаха приписывал Его сыфаты, приводил религию в соответствие со своими собственными представлениями о мироздании, заменяя истинные знания, полученные от Всевышнего Аллаха через Его пророков, знаниями своего ограниченного интеллекта, соответствующего уровню общественного сознания на данном этапе развития человечества, заменял веления Всевышнего придуманными нормами и обычаями (адатами), что приводило к нравственной деградации общества.
Человек, погрязнув в гордости, распутстве, придавал Творцу такие свойства Его творений, как множественность, наличие пола, пространственную и временную зависимость, тленность и т.д. Свойство человека переоценивать собственные мыслительные и другие способности, неумение объективно оценивать свои реальные возможности, толкование Книг Всевышнего Аллаха исходя из собственных соображений и представлений – все это всегда приводило и приводит его и по сей день к ложным верованиям, течениям или же неверию. Таким образом, там, где ослабевает истинная религия Аллаха, появляется «продукт» ограниченного интеллекта, фантазия человека и внушения дьявола.
Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Большинство алимов считает, что их число знает только Аллах. Каждый из них подтверждал истинность предыдущего и оповещал о следующем. Все они призывали к единобожию, соблюдению велений и запретов Всевышнего Аллаха, и между ними была полная преемственность. Каждой нации, каждому народу были посланы по одному или более пророков, которые являлись своего рода ориентирами, указывающими людям путь истины. Они проповедовали истину в форме, доступной для данного народа на данном этапе развития.
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – пятеро: Мухаммад (мир ему), Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им). Их называют «улуль-‘азми». Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Пророк Мухаммад (мир ему)является лучшим творением Всевышнего Аллаха, самым ценным из Его созданий.
После пророков наиболее высокочтимыми являются Джибриль, Микаиль, Исрафиль, ‘Израиль и другие архангелы (высшие ангелы). Затем идут сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему), то есть асхабы, в следующем порядке: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, - их называют и праведными халифами, ибо они праведно правили после Пророка (мир ему).
Далее идут другие асхабы, которым при жизни также была сообщена благая весть о предстоящем Рае (таких асхабов всего десять вместе с четырьмя перечисленными выше): Талхат, Зубайр, ‘Абдуррахман, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайда. Затем – дети и другие члены семьи Пророка (мир ему). Далее идут участники газавата (священной войны на пути Аллаха) при Бадре, при Ухуде и остальные асхабы. Далее идут таби‘ины, затем имамы, авлия’, тарикатские шейхи, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Среди верующих, имевших истинную веру, - община (умма) Мухаммада (мир ему).
Вера в истинность всех Священных Писаний и пророков воспитывает веротерпимость и гуманность по отношению к последователям других верований и убеждений и тем самым гарантирует человеку свободу мысли. Наглядным подтверждением этому является наречение мусульманами своих сыновей именами предыдущих пророков: Иса (Иисус), Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Якуб (Иаков), Яхья (Иоанн Креститель), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Юсуф (Иосиф) и др. Священный аят из Корана, в котором говорится, что нет принуждения в религии, гарантирует человеку свободу совести.

Новые слова: наби, анбия’, расуль, мурсалун, му‘джизат, таби‘ины, авлия’.

Вопросы для самопроверки:
1. Кто такие пророки и посланники?
2. Сколько всего было пророков и посланников?
3. Какие пророки являются самыми высокочтимыми?
4. Кто после пророков являются наиболее ценными творениями Аллаха?
5. В чем проявляется веротерпимость мусульманам по отношению к представителям других верований?

Таби‘ины - следующее после асхабов поколение их последователей, т.е. мусульмане, видевшие и слышавшие асхабов и следовавшие за ними.

Авлия’ – святые, приближенные к Аллаху люди.

Сура «Аль-Бакара», аят 256.

Тема: Пророк Мухаммед

Цели урока:

- Раскрыть пророка Мухаммеда как видного религиозного деятеля, основателя и распространителя исламской религии и халифата, повествовать о жизни пророка, выявить проблемы, возникшие на пути распространения ислама Мухаммедом и его сподвижниками, на примере пророка Мухаммеда показать безграничную любовь и преданность вере и ближним;

Развитие навыков системного и аналитического мышления, выделения главного, установления связей;

Формирование мировоззрения, религиозной культуры, нравственных качеств.

Оборудование: карта Ближнего Востока, изображения пророка Мухаммеда, городов Мекка и Медина, компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный

Методы : словесные, наглядные, интерактивные

Ход

1.Организационный момент

2. Опрос домашнего задания: тест

3. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я бы хотела начать словами Джорджа Бернарда Шоу, о ком мы будем сегодня говорить.

Джордж Бернард Шоу

«Если бы человеку, подобному Мухаммеду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает».

(ответы учащихся)

Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего нашего урока«Пророк Мухаммед». Урок мы будем изучать по плану:

1. Полуостров Аравия в доисламский период.

2. Рождение Мухаммеда

3. Детство Мухаммеда

4. Женитьба Мухаммеда

5. Пророчество.

6. Ислам после смерти Мухаммеда.

Ваши ответы будут оцениваться в виде фигур: розового цвета - отлично, голубого цвета- хорошо и желтого цвета- удовлетворительно. За правильные ответы вы будете получать по фигурке. Итак, мы приступаем.

Вступительное слово учителя:

В начале VII века нашей эры в так называемом се рдце Ближнего Востока на полуострове Аравия распространились политическая и религиозная неустойчивость. Из-за разногласия между кочевыми и оседлыми племенами арабов распалось когда-то мощнейшее государство и потеряло свой авторитет в округе. В северной части острова народ исповедовал иудаизм и многобожие. Это все чаще приводили к военным стычкам. В то время торговый караванный путь, связывающий Африку и Йемен, Палестину, Месопотамию, проходил через Византийскую империю и Сасанитский Иран и, кроме того, через царства Химьярит и Аксум. Воинственные арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, враждовали между собой. У каждого племени существовали свои языческие верования, боги, созданные в их честь святилища.

Боги, которым поклонялись аравийцы бог- воитель Хубал (покровитель Мекки)

женские божества- Манат, аль-узза, ал-Лат

Ханифизм- религиозное учение до возникновения ислама

Для двух учащихся было задано опережаюшее задание о рождении, детстве и семьи Мухаммеда. (ролик- «Мухаммед.(сас).Посланник Аллаха.

2 ученика:

1 ученик: За два месяца до рождения Пророка скончался его отец, и после рождения, когда ему было 6 лет, скончалась мать. Он до 8 лет воспитывался у дедушки Абдумуталипа, после, опекунство над ним взял дядя, отец четвертого верного халифа Али - Абу Талиб. Он с детства был верным и правдивым, поэтому в народе его называли Мухаммедул - амин (в переводе верный Мухаммед). О детстве пророка в религиозных мифах говорится так: в те времена существовал обычай, чтобы младенец свободно дышал свежим воздухом, отдавали его на определенное время на воспитание женщинам в пригородную местность. Такие женщины приезжали в город и выбирали ребенка сами, чтобы кормить своей грудью. Никто из таких женщин не обращал внимания на сына Амина. И только одна из них обратила внимание на пророка. Ее звали Халима, Она жила очень бедно. Но после того, как она взяла на кормление Мухаммеда, у нее все пошло на лад, вода в колодце не кончалась, земля всегда была покрыта зеленью. Уже в три месяца ребенок стал ходить, а в семь Месяцев уже бегал, а когда ему исполнилось девять месяцев, он стал говорить такие слова, которым даже взрослые удивлялись. Когда ему исполнилось три года, он играл на улице, и к нему пришли два ангела и очистили его сердце от грехов, которые были накоплены со времен Адама и Евы, и наполнили его сердце лучом веры (иманом). В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу. Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть.

2 ученик: Первую жену Мухаммеда звали Хадиша. В исламских источниках говорится, что Мухаммед женился, когда ему было 25 лет. Его жена была вдовой богатого торговца и на 15 лет старше. А в европейских источниках востоковедов, учитывая то, что Хадиша от этого брака имели 5 детей, высчитали, что ей тогда было 28 лет. Ясно одно, что Хадиша от этого брака родила четырех дочерей и одного сына, которого звали Касым. Следуя этому, Мухаммеда называли Абукасымом (отцом Касыма). Однако при жизни Мухаммеда все его дети, кроме Фатимы, скончались. Как бы там ни говорили, брак Мухаммеда с Хадишой был удачным и законным, и при Хадише, несмотря на то, что шариатом это дозволялось, Мухаммед больше не женился.

Объяснение учителя: Озарение пророка Мухаммеда в 40 лет

(просмотр ролика об озарении пророка)

В религиозных книгах пишут, что пророчество Мухаммеда пришло, когда ему было 40 лет. До этого он ездил караваном до Дамаска, и в дороге встречался со многими людьми, разговаривал с ними, и увидел много мест. Часто Мухаммед, уединившись на горе Хира, глубоко размышлял. Однажды, когда он в очередной раз уединился, ему послышался голос. Это был приказ: "Читай". Он спросил: «Что мне читать?». Тогда он услышал аят, откровение Корана. Мухаммед с удивлением смотрел по сторонам. Куда бы он ни повернул голову, везде перед глазами видел ангела Джебрайла в облике человека. Джебрайл сказал ему: «Мухаммад! Ты пророк Аллаха». Даже после этого он некоторое время ходил в сомнении. Однако и после были посланы аяты от Аллаха. Хадиша уверовала его, что это всепо велению всевышнего Аллаха и сама приняла мусульманство. Начавшееся таким образом пророчестве Мухаммеда одарило людей человеческими качествами. И своим лучом озарило весь мир.

Мухаммед в проповеди

Задание:

работа по учебнику на стр.145 «Проповеди Мухаммеда » учащиеся находят ответы на стр.145 о проповедях Мухаммеда и зачитывают вслух

дополнение двух учащихся:

Первоначально Мухаммеда пугали начавшиеся откровения, лишь затем он осознал, что избран Всевышним в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям слово Божье;

Проповеди Мухаммеда поначалу были восприняты в Мекке с недоверием и насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась сплоченная группа сторонников, среди которых были выходцы и из знатных родов, и из низших слоев обшества, включая рабов;

Среди первых последователей ислама были жена Мухаммеда Хадиджа, поверившая в пророческую миссию супруга, племянник Али и вольноотпущенник Зейд, считавшийся приемным сыном Мухаммеда;

Среди приверженцев новой религии были и курейтши, в том числе знатные мекканцы – Абу Бекр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (преемниками пророка Мухаммеда).

Следующий этап работы: Хиджра

Работа по учебнику: (ответы учащихся)

Что вы знаете о мусульманском летосчислении?

С каким событием оно связано?

Пояснение учителя: В 622 году 22 сентября (в одном источнике - 16 июля) пророк Мухаммед переселился в город Йасриб (Мидина). Здесь же открылась новая страница истории ислама. Это переселение на арабском языке называется "хиджра". И с этого времени началось новое мусульманское летоисчисление.

Город Йасриб с этого же дня получил новое название Мадинату-ан-набауия (город пророка). Позже он назывался просто городом Медина. На второй год хиджры на том месте где впервые выступил пророк, на мединской земле был построен Масжиду набауи (Мечеть пророка). Вначале и Медину с пророком переехало только 120 человек. Через восемь лет в Мекку отправились мусульманские войска из 10 тысяч воинов.


Город Мекка, который тоже расположен вдоль этого торгового пути, стал со временем возрастать и обогащаться за счет торговых ярмарок, которые проходили в округе Мекки, собирая каждый год почти все арабские племена. Во время этих собраний останавливались военные дв ижения по всему Арабскому полуострову. Этот месяц по времени совпадал с месяцем исповедования верующих священной Каабы в Мекке. Этот месяц назывался зульхиджа, в переводе - месяц хаджы. Особо нужно отметить, что Мекка и сегодня является священным местом паломничества всего мира.

В Медине была сформирована мусульманская община: (учащиеся работают вместе с учителем).

    Формирование устава;

    Выработала первые законы и предписания в области ритуала, культа и повседневной жизни;

    Сформулированы нравственные и правовые нормы, разрешения и запреты;

    Установлен запрет на употребление свинины и вина;

    Определены правила ведения торговли;

    Многоженство было ограничено четырьмя женами;

    Принята конституция города - «Сахифа» (все жители Медины наделены равными правами и свободами).

    Утвердилась правила культовой практики;

    Построена первая мечеть;

Просмотр ролика «Прощальная проповедь Мухаммеда» (учащиеся высказывают мнения по этому поводу).

Летом 632 г. Мухаммед скончался. Похоронен в главной мечети Медины.

Закрепление: Мусульманское государство после смерти Мухаммеда.

Ислам гласит, что "Мухаммед - печать всего пророчества », потому что ислам является самой последней истинной религией, которая должна была прийти к роду человечества. А Мухаммед считается самым последним пророком Аллаха. После него пророчество заканчивается.

Кто являлись преемниками духовной миссии Мухаммеда? (ответы учащихся).

Просмотр видеоролика «Сунна».

Подведение итога урока: учитель отмечает учащихся, которые набрали наибольшее количество фигур-розового, голубого и желтого цвета. А также учитель представляет следующий видеоролик «О пророке Мухаммеде (мир Ему)».

Учитель должен особо отметить, о том, что на этом уроке нет и небыло пропаганды изучения исламской религии насильно. Т.к. Республика Казахстан является светским государством и в Конституции РК отмечено о свободе слова и проповедовании любой религии, но не во вред государству. В соответствии с Конституцией и Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.

СШ № 44

Открытый урок по «Основам религиоведения»

на тему: «Пророк Мухаммед»

Учитель истории: Куренбаева А.Т.

2015г.

После того, как Всевышний Аллах вознес пророка ‘Ису (Иисуса) на небеса, прошло более 500 лет. И людей, исповедовавших истинную веру ‘Исы, стало очень мало. Распространились обычаи, противоречащие основам единобожия. Согласно Корану, пророки Муса и ‘Иса говорили своим последователям, что после них придет последний и самый почтенный Пророк. И в конце VI века на Аравийском полуострове родился последний Пророк и Посланник Всевышнего Аллаха – Мухаммад. Все, кто следовал учению Ибрахима, Мусы, ‘Исы, последовали за Пророком Мухаммадом, следуя их заветам.

Рождение пророка Мухаммада . Пророк Мухаммад родился в Священной Мекке, недалеко от каабы, на рассвете 12 числа месяца рабиуль-авваль 571 года по Григорианскому календарю. Дедушка и мать младенца Амина по внушению Всевышнего Аллаха назвали новорожденного Мухаммадом, что означает «больше всех Восхваляемый». Это имя не было распространено среди арабов. Но все же, когда приблизилось время рождения последнего Пророка, четырнадцать человек, которые хорошо разбирались в Торе и Евангелии, назвали своих сыновей именем Мухаммад в надежде, что их сыновья окажутся этим предвестником прежних пророков.

Маленького Мухаммада в основном кормили грудью и воспитывали Халима ас-Са‘адийя и еще несколько женщин. Родная мать Амина кормила его в течение нескольких дней. Все его кормилицы приняли Ислам из-за его благодати.

Поездки пророка в Шам . Когда Мухаммаду исполнилось 12 лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в Шам с торговым караваном. Когда Абу Талиб собирался в путь, Мухаммад привязался к нему с настойчивыми просьбами взять его с собой, и из-за жалости Абу Талиб уступил мальчику. Когда они дошли до города Бусра, один монах по имени Бахира узнал в Мухаммаде будущего пророка. Когда Бахира спросили, откуда он об этом узнал, он ответил, что находил его описания в прежних священных писаниях. Монах посоветовал Абу Талибу поскорее вернуться с мальчиком на родину, потому что ему грозит опасность от иудеев. И тогда Абу Талиб, быстро завершив свои торговые дела, вернулся с Мухаммадом в Мекку.

Впоследствии Мухаммад неоднократно ездил с караванами в Шам, в том числе сопровождая караваны своей будущей супруги – Хадиджи.

Участие пророка в перестройке Каабы . Когда Мухаммаду было 35 лет, арабы решили перестроить каабу, которая была значительно повреждена после сильных селевых потоков. Когда пришло время положить на место священный Черный камень (святилище мусульман в каабе), между ними возник спор по поводу того, кто сделает это, ибо все хотели удостоиться этой чести, и никто из них не желал уступить это другому роду. Дело чуть не дошло до кровопролития. Все стали клясться, что ради этого они готовы пожертвовать собой. В конце концов решили сделать так, как скажет человек, вошедший первым в мечеть через ворота «Бану Шайба» (ныне ворота «Бабу-ссалам»). И им оказался Мухаммад. Все выразили ему свое доверие. Он снял свой плащ, положил на него Черный камень и велел, чтобы по одному представителю каждого рода взялись за края плаща. Так его принесли к своему месту в каабе, и Мухаммад своими благословенными руками поставил камень на то место, где он находится и сейчас. Такое разрешение спора понравилось всем, и они еще больше стали почитать Мухаммада. Таким мудрым, честным и уважаемым человеком был Мухаммад еще до получения пророчества.

Первое откровение . Еще за семь месяцев до получения откровения Мухаммад видел правдивые сны, ясно указывавшие на то, что он будет пророком, но он никогда не испытывал стремления и желания стать пророком.

Он уединялся в пещере Хира’ в Мекке и проводил много времени в богослужении, где он в основном размышлял о смысле жизни, величии Создателя и удивительном порядке и гармонии, царящих во всех творениях Всевышнего. Потом он возвращался домой к Хадидже и снова уходил в пещеру. Он находил у нее поддержку и понимание. Это продолжалось до тех пор, пока не явилась ему истина, то есть во время его очередного уединения в пещере Хира’ вдруг появился архангел Джибриль (библ. Гавриил) и повелел ему:

– Читай!

Потом Джибриль прижал его к себе и повторил приказ, и Пророк повторил ответ. Третий раз архангел произнес слова Корана, имеющие следующий смысл:

– Читай! именем твоего Господа…

Посланник Аллаха повторил эти слова, которые оказались как бы высеченными в его сердце. Когда он закончил чтение, Небесный вестник провозгласил:

– О Мухаммад! Воистину ты Посланник Аллаха.

И после этого Пророк, взволнованный, с трепещущим от страха сердцем, вернулся домой, вошел к Хадидже и сообщил ей о произошедшем.

Хадиджа успокоила его, сказав: «Я поздравляю тебя с великой радостью. Клянусь Аллахом, Создатель никогда не унизит тебя, ибо ты крепко поддерживаешь родственные связи, всегда говоришь правду и справедлив и помогаешь слабым и нуждающимся в поддержке». Потом Хадиджа вместе с ним отправилась к своему дяде Вараке бин Навфалю – старцу, ученому, который следовал за истинной религией пророка ‘Исы. Он хорошо знал Евангелие (Инджиль). Когда Мухаммад рассказал ему обо всем, что увидел, Варака промолвил: «Это Намус (Джибриль), который являлся с божьим откровением и к пророку Мусе. Ох, если бы я был молод, чтобы помочь тебе, когда тебя будет изгонять твой народ». – «А меня будет изгонять мой народ?» – с удивлением спросил Пророк. «Да, будет», – ответил Варака. «Какой бы человек ни приходил с тем, с чем пришел ты, к нему относились враждебно, и если я застану твои времена, то окажу тебе всевозможную помощь», – добавил он. Однако Варака не дожил до этого.

С этого времени началось ниспослание Корана через Джибриля Пророку Мухаммаду. Продолжалось это в течение 23 лет. Коран ниспосылался человечеству по частям, каждый раз с разъяснением решения конкретной проблемы.

Пророк начал призывать людей к истине, после того как на протяжении сорока лет он жил как обычный араб среди арабов. До этого он не был известен ни как проповедник, ни как оратор, хотя был мудр и рассудителен. Он не был полководцем, даже не был известен как воин. Но когда он вышел из пещеры с посланием, он полностью преобразился. Вся Аравия восторгалась его красноречием и ораторскими способностями, которые проявлялись в его проповедях. Они были настолько удивительны и впечатляющи, что даже люди, ненавидевшие его, боялись слушать их, дабы его слова не проникли в сердце и не оторвали их от своих языческих верований. Ни один из выдающихся арабских поэтов, проповедников и ораторов не мог сравниться с ним в красноречии. Он явился перед народом как уникальный и великий реформатор, создатель новой культуры и цивилизации, политик и лидер, благочестивый судья и несравненный полководец. Он говорил с таким знанием и мудростью, с какими никто не говорил до него и не скажет после.

Посланническая миссия Мухаммада . Итак, когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, Аллах сделал его Посланником. Он был послан как милость для миров. Всевышний укрепил его пророчество множеством удивительных чудес (муджизатов) , среди которых Коран, рассечение луны, Вознесение на небеса (Ми‘радж) , приветствие камней и деревьев, восхваление Аллаха (тасбих) камешками в его ладони, исцеление выколотого глаза одного из сподвижников и т. д.

Первые мусульмане . Первым человеком, последовавшим за Пророком Мухаммадом, была высокочтимая и любимая жена Пророка Хадиджа, а из мужчин – Абу Бакр, из детей – десятилетний Али Ибн Абу Талиб, из освобожденных рабов – Зайд бин Харис, из рабов – Билял. После них мусульманами стали Усман, Са‘ад, Са‘ид, Тальха, Абдуррахман бин ‘Авф и другие.

Вначале Пророк призывал к вере скрыто, так как не было веления Всевышнего призывать открыто. Все, кто принял веру, периодически собирались в доме человека по имени аль-Аркам и обсуждали вопросы, связанные с религией. Затем, когда было велено призывать открыто, Пророк начал призывать всех мекканцев к Единобожию. Тогда многобожники стали враждовать с мусульманами и выступать против них. Через 5 лет после получения Мухаммадом первых откровений его последователи, по велению Пророка и спасаясь от преследований язычников, отправились в Эфиопию, где был справедливый правитель. В это время Пророка защищал и поддерживал его дядя Абу Талиб, которого уважали курайшиты.

После смерти Абу Талиба в 10-м году после наделения Мухаммада посланнической миссией преследования со стороны курайшитов усилились. Тогда Пророк вместе с Зайдом бин Харисом отправился в Таиф призывать племя секиф в Ислам, надеясь на поддержку и понимание со стороны членов племени. Но они не только не приняли Пророка и Зайда, но и натравили на них детей и сумасшедших, которые закидали их камнями. Им пришлось бежать. Их ноги были в крови, у Зайда была окровавлена голова. Они укрылись на окраине города под виноградниками. Тогда появился ангел Джибриль и спросил Пророка, погубить ли людей Таифа, но Пророк не согласился, сказав, что из их числа могут выйти истинные мусульмане. Тогда ангел сказал: «Ты поистине такой милостивый и прощающий, как описал тебя Всевышний». Они вернулись в Мекку опечаленные.

В Мекку для совершения хаджа прибывали люди со всех уголков земли. Пророк воспользовался временем хаджа и стал призывать паломников к принятию Ислама. В это время к нему пришли несколько жителей Ясриба (ныне Медина), желающих принять Ислам. В последующие годы их количество возросло. Увидев, как унижают и притесняют мусульман в Мекке, они предложили Пророку и его последователям переселиться в Ясриб. Вначале Пророк отправил туда своих сподвижников, а после получения разрешения Аллаха отправился и сам.

Переселение мусульман в Эфиопию . По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку. Их численность была небольшая, и им было тяжело жить на чужбине, ведь они вдобавок к этому были почитаемыми среди курайшитов людьми, вместе с ними были и их женщины. Поэтому они вернулись на родину.

Однако мусульмане вновь подверглись гонениям со стороны язычников. Тогда Пророк повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 (или 19) женщин. Возглавлял мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз, Джа‘фар, сын Абу Талиба.

Таким образом, по велению Пророка сподвижники совершили переселение из Мекки в Эфиопию, чтобы получить там возможность поклоняться Всевышнему Аллаху. Мекканские неверные отправили своих послов к царю Эфиопии с просьбой отослать сподвижников Пророка обратно на родину.

Но царь Эфиопии ответил, что сначала он должен выслушать этих переселенцев. Он позвал их к себе и спросил их: «Что это за религия, которую вы исповедуете, оставив религию отцов и не вступив в нашу религию?». Из группы сподвижников выступил Джа‘фар бину Абу Талиб и сказал: «О царь, мы были из тех, кто погряз в невежестве, поклонялся идолам, ел мертвечину, совершал зло и непристойные поступки, разрывал отношения с родней, не чтил соседей; те, у кого есть сила, не щадили слабых и были готовы растерзать их словно хищный зверь. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал к нам Пророка, чтобы научить нас тому, что Аллах – един и поклоняться нужно лишь только одному Аллаху… Пророк призвал нас говорить только истину, укреплять родственные отношения, оставить зло и непристойное и совершать только благое. Мы последовали за ним и уверовали во все, что пришло к нему от Аллаха. И по этой причине нас начали притеснять и мучить, хотели насильно заставить отказаться от истинной религии и поклоняться идолам. Насилие и притеснения не прекращались, и, когда нам стало невыносимо, мы переселились к вам в надежде на то, что вы не допустите притеснения по отношению к нам».

Тогда выступили послы из Мекки и сказали, что эти сподвижники говорят недопустимые вещи про пророка Ису (Иисуса). И царь спросил сподвижников, что они могут сказать об Иисусе. Они прочитали аят из Корана и ответили, что Иисус (Иса) – это Божий раб и Его посланник, матерью которого является Марьям.

Тогда царь Эфиопии поднял с земли соломинку, говоря, что они не отошли от того, что говорил Иисус, даже на размер этой соломинки. Послов из Мекки он отправил домой ни с чем.

Ночное путешествие и Вознесение Пророка на небеса.

Всевышний Аллах особо возвеличил Пророка Мухаммада, одарив его ночным путешествием (Исраъ) и вознесением на небеса (Ми‘радж). Пророк душой и телом совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим (Байт аль-Мукаддас) и оттуда вознесся в небесное царство. Одарить Своего самого любимого раба таким благом не трудно для Аллаха, Властелина и Создателя всего сущего. Это было в 27-ю ночь благословенного месяца раджаб, за полтора года до хиджры. В ту ночь к нему явились ангелы Джибриль, Микаиль и Исрафиль и повели его в священную мечеть Мекки и к источнику Зам-зам. Они искупали его водой Зам-зам, омыли его сердце в золотом тазу три раза и наполнили его мудростью и верой (иман). Потом его посадили на особое райское животное Бурак, которое преодолевает расстояния со скоростью света. На Бураке он добрался до Байт аль-Мукаддаса (Иерусалим) и там совершил в качестве имама перед всеми пророками два ракаата намаза. По пути туда ему было показано множество таинств и чудес. Все это ему показывал и объяснял Джибриль, который являлся путеводителем Пророка в этом путешествии. Потом ему принесли особою лестницу из драгоценных камней, и по ней он поднялся на небеса, где ему было показано все небесное царство и множество чудес, в том числе рай и ад с их обитателями. Затем состоялся разговор с Всевышним без посредника. Всевышний даровал ему самый ценный дар – пятикратный намаз, за совершение которого Аллах обещал великое вознаграждение.

Переселение в Медину (хиджра) . Пророк переселился в Медину, когда ему исполнилось 53 года. Сопровождал его в этом путешествии самый любимый и преданный друг Абу Бакр. За ними была погоня, но Аллах защитил их. За их поимку было обещано сто верблюдов, поэтому множество людей вышло искать их. В этой поездке проявилось множество чудес Пророка. По пути они укрылись в пещере Савр. Там им помогли два голубя и паук. Голуби у входа в пещеру свили свое гнездо, а паук закрыл вход паутиной. Увидев все это, курайшиты подумали, что в пещере никого нет. В этой пещере они провели трое суток, пищу им приносил сын Абу Бакра Абдуллах. Потом, в ночь на понедельник, они вышли верхом на верблюде Джад‘аъ. Вскоре их настиг один из преследователей по имени Суракат, но по знаку Пророка его вместе с конем земля поглотила до пояса. Потом Пророк по просьбе Сураката отпустил его с условием, что тот не расскажет об их местонахождении курайшитам. Он дал обещание и выполнил его. Позже он принял Ислам.

По пути в Медину им повстречалось и много иудеев. Но с помощью Всевышнего они избежали всех опасностей. В понедельник, 12-го числа месяца рабиуль-авваль, они прибыли в Медину, где все мусульмане ждали их с нетерпением и встретили с большой радостью, распевая приветственные стихи. Люди толпами начали принимать Ислам.

Формирование первой мусульманской общины . Переселение Посланника в Медину подразумевало возникновение первого дома Ислама, становление первого исламского государства, основателем и руководителем которого является Пророк Мухаммад. Первым делом он начал закладывать важнейшие основы, фундамент этого государства:

1) строительство мечети;

2) установление общего братства между всеми мусульманами, особенно между ансарами (помощниками) и мухаджирами (совершившими хиджру);

3) составление документа, устанавливающего порядок жизни и взаимоотношений мусульман между собой, их отношения с немусульманами в общем и с евреями – в частности.

После того, как Пророк переселился в Медину и обосновался там, он приступил к созданию крепкого исламского общества, образованного из мусульман ансаров и мухаджиров. Первый шаг к этому – строительство мечети, строительство важнейшего центра опоры в создании исламского общества. Ведь мечеть является источником духовного воздействия на общество.

Цель Ислама – объединение мусульман узами братства и любви. Таким образом, когда мусульмане ежедневно, по нескольку раз в день собираются в доме Аллаха, где они все равны, где стирается разница в достоинстве и почете, братство и любовь между ними достигают всей своей полноты.

Цель Ислама – обобщение духа равенства и справедливости между мусульманами при различных обстоятельствах и состояниях, которое не может достичь всей своей полноты без ежедневных встреч мусульман, без совместных богослужений, когда их сердца связаны друг с другом Всевышним Аллахом. Если бы они поклонялись Аллаху поодиночке, каждый у себя дома, то идея равенства и справедливости не преобладала бы над идеей диктаторства, высокомерия и внутреннего я.

Цель Ислама – объединение разобщённых мусульман законом Божьим, исламским шариатом. Но такое единство подвержено разобщению, развитию разногласий между индивидуумами по причине их различного понимания законов шариата до тех пор, пока повсеместно не будут возведены мечети, где мусульмане могли бы собираться и изучать законы шариата, придерживаться их с полным знанием и пониманием.

Для достижения всех вышеперечисленных целей в мусульманском обществе и в их новом государстве Пророк Мухаммад в первую очередь построил мечеть.

Вторая основа: братство между мусульманами . Между сподвижниками ансарами и мухаджирами Пророк установил истинное братство. Они могли наследовать имущество друг друга, т. к. Права исламского братства преобладали над правами кровного родства (позднее такое наследование было отменено). Пророк сделал братьями Жаъфара, сына Абу Талиба, и Маъада, сына Шабаля; Хамзата, сына Абуль-Муталлиба, и Зейда, сына Харисат; Абу Бакра и Харижата, сына Загьира; Умара, сына Хаттаба, и Атбана, сына Малика, и др. (да будет доволен ими Аллах!) Посланник Аллаха закрепил узами исламского братства всех сподвижников, и продолжалось оно до великого сражения «Бадра».

В создании исламского общества и исламского государства Посланник опирался на основу братства. Значение этой основы заключалось в следующем:

1) Только на основе взаимной любви и поддержки, братства и единства общины возможны подъём и обустройство государства. Также общество должно иметь одно вероубеждение. В противном случае, если в нем есть два человека со своими идеями и вероубеждениями, противоречащими друг другу, это лишь суеверие.

Поэтому Пророк установил в своём обществе основу братства с исламским вероубеждением и объединил вокруг него людей, в сердцах которых – поклонение Всевышнему Аллаху, богобоязненность и хорошие поступки.

2) Общество отличается от группы разрозненных людей тем, что основано на взаимопомощи между его членами во всех случаях жизни.

Фундаментом для строительства самого гуманного общества на земле Пророк Мухаммад взял истинное братство ансаров и мухаджиров, основанное на исламском вероучении.

Третья основа: составление документа для мусульман.

Этот документ – важнейшая основа конституционных ценностей нового государства. Арабский историк Ибну Хишам передает, что когда Пророк прибыл в Медину, то вокруг Ислама сразу же объединились все жители этого города из числа арабов. Не осталось ни одного дома, в котором бы не приняли Ислам, кроме некоторых из племени Авс. И тогда Пророк составил документ для мухаджиров и ансаров, призывающий к прекращению враждебных отношений с иудеями и заключению с ними договорённости о сохранении их имущества и терпимости к их религии, соблюдению определённых условий с обеих сторон.

В документе были указаны следующие важные пункты:

1) Мусульмане, независимо от того, кто они: курайшиты, мединцы, их последователи или те, кто принимал участие в газавате, – это единая умма. Все равны между собой.

2) Мусульмане должны помогать друг другу морально и материально. Не должны оставлять друг друга в тяжелом положении, обременёнными долгами или большой семьёй.

3) Богобоязненные верующие не должны оставлять без справедливого наказания никого, даже своих сыновей, если они совершили грех, за который положено наказание.

4) Защита Всевышнего едина. Он – покровитель всех, а верующие – покровители друг друга.

5) Верующему, который принял и подтвердил содержание этого документа, уверовал в Аллаха, и в Судный день не разрешается помогать тому, кто вводит в практику противоречия этим нормам, давать ему приют. Тому, кто помог и приютил, – проклятие Аллаха и гнев Его в Судный день. И не будут приняты никакие его деяния: ни фарз, ни сунна.

6) иудеи племени Бану Авс – мусульманская община. У иудеев есть своя религия, а у мусульман – своя. Если кто-нибудь будет притеснять другого или совершать греховное, то он погубит только себя и своих домочадцев.

7) иудеи должны содержать себя, мусульмане – себя. И должны помогать друг другу против тех, кто воюет с живущими согласно этому документу.

8) каждая ссора или конфликт между живущими согласно документу подвергается объяснениям Всевышнего Аллаха и Его Пророка.

9) каждый, кто находится в Медине или выходит за её пределы, является застрахованным, за исключением тех, кто грешит и угнетает других.

10) Поистине, Всевышний утвердил содержание этого документа. Он заботится о богобоязненных.

На современном языке этот документ можно назвать конституцией. Он охватывает все аспекты общественной жизни, внутренней и внешней политики. Это конституция, составленная по откровению Аллаха и зафиксированная сподвижниками. Она положена в основу отношений между мусульманами и иудеями. Это является фактом того, что с самого зарождения исламское государство основывалось на прочных конституционных и административных ценностях.

Вышесказанное опровергает идею некоторых личностей, которые желают скрыть от людей эту простую истину и оспаривают то, что Ислам объясняет только нормы отношений между рабом и богом, пытаясь тем самым сузить область действий Ислама в обществе. Этот документ указывает на следующие пункты законы:

1) в первом пункте говорится, что Ислам объединил всех в одну сплочённую общину и в этом единстве стёр все различия между людьми;

2) объясняется суть равноправия, справедливости и взаимопонимания, их ответственность друг перед другом. Законы шариата основаны именно на ответственности и взаимопонимании;

3) говорится о деликатности и важности вопроса равноправия между мусульманами;

4) указано, что при вынесении решений нельзя отходить от предписаний Всевышнего Аллаха и Его решений. В противном случае они обрекают себя на несчастия и мучения в обоих мирах.

Мусульманское общество во времена Пророка и его последователей опиралось на прочный фундамент и со временем стало самым сильным и благополучным во всём мире.

Прощальный хадж пророка . В течение двадцати трех лет Посланник Аллаха призывал народ к истинной религии. И плоды его деятельности созрели: Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову. Будучи в лучезарной Медине, Посланник Аллаха обучил мусульман выполнению всех предписаний Всевышнего, таких как намаз, пост, закят, разъяснил им дозволенное (халал) и запретное (харам), желательное для совершения и полезное и т. д. Но как досконально совершать обряды хаджа, он еще не обучил мусульманскую общину. С целью обучить мусульман этому Пророк объявил всем, что он собирается совершить хадж, и все желающие выполнить это обязательство вместе с ним пусть выходят в путь.

И количество желающих совершить хадж с Посланником Аллаха превысило сто тысяч. Пророк сказал им: «изучайте обряды хаджа у меня». В день стояния в долине Арафа (священная гора около Мекки) избранник Аллаха обратился к мусульманам с общей проповедью. Он сказал собравшимся, что, возможно, после этого раза он больше не встретится с ними, сообщил им, что вредные и бесполезные обычаи эпохи невежества (джахилийи) отменяются, рассказал о необходимости почитания и соблюдения этических норм заповедной территории Мекки и Медины и почитания священных дней и месяцев. Рассказал о взаимных правах и обязанностях супругов, о запретности насилия, притеснения, о необходимости сохранения имущества и крови людей, постоянного пребывания в братстве друг с другом и уважительного отношения ко всем окружающим.

Потом, исполнив оставшиеся обряды хаджа, Посланник Аллаха вернулся в Медину.

Кончина пророка Мухаммада . Когда Пророку исполнилось 63 года по лунному календарю (в 632 году по Григорианскому календарю), он, полностью выполнив свою пророческую миссию, которую возложил на него Всевышний Аллах, передав людям все, что ему было велено Создателем, покинул этот бренный мир и перешел в мир вечный. Он завершил свою благословенную жизнь в Лучезарной Медине и похоронен там же, в комнате матери правоверных, любимой жены Пророка ‘Аиши, расположенной ныне внутри мечети Пророка. Мусульмане обязаны быть убежденными в том, что Пророк Мухаммад был самым благонравным, совершеннейшим во всех отношениях, самым почитаемым и благороднейшим и истинным рабом Всевышнего.

Вопросы и задания

1. Когда родился Пророк Мухаммад, его родители и детство?

2. Расскажите историю о том, как был поставлен на место Черный камень каабы.

3. Первое откровение Мухаммада.

4. Кто стал первым человеком, принявшим Ислам?

5. Переселение в Эфиопию.

6. Ночное путешествие и вознесение Пророка.

7. Что означает «хиджра»?

8. Основы «исламской конституции»?

9. Прощальный хадж и кончина Пророка.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • Для получения целостного представления о мусульманской культуре в современном обществе.
  • Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.
  • Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер для воспроизведения диска с материалами.

Тип урока: изучение нового материала.

Модуль “Основы исламской культуры”

Ислам в арабском языке означает “предание себя Богу”.

Основа ислама - вера в одного, единственного Бога - Аллаха, милостивого и милосердного.

Сходство с иудаизмом и христианством:

  • Единобожие (монотеизм)
  • Религии Откровения, выраженного в Священной Книге, через которую Бог говорит с людьми.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой рода хашим , занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

  • Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
  • 622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

Существует только единственный Бог - Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

  • соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)
  • правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы ;
  • первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
  • новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
  • 630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:
    • освобождение святилища Кааба от языческих идолов;
    • утверждение статуса Каабы как святыни ислама;
    • установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)
  • 632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами” .

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

  • Коран (в переводе с араб. - “чтение”)- священная книга мусульман и главнейший источник вероучения
  • В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
  • Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
  • В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями
  • В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии - вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)
  • Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.
  • Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
  • Суры состоят из аятов (стихов)
  • Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

  • осуждение многобожия язычников;
  • тема единого Бога (таухид)
  • рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)
  • предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

  • предписания по культу и ритуалу,
  • установления по уголовным, военным и семейным делам,
  • регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

  • Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.
  • Сунна слагается из хадисов . Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы - это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха )

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

  • свитки, ниспосланные Аврааму,
  • Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),
  • Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
  • Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
  • Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники -особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

  • Нух (Ной),
  • Ибрахим (Авраам),
  • Якуб (Иаков),
  • Юсуф (Иосиф),
  • Аппуб (Иов),
  • Муса (Моисей),
  • Дауд (Давид),
  • Иса (Иисус),
  • Мухаммад

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

“Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” )

Молитва (намаз).

  • Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.
  • Обязательно ритуальное омовение.
  • Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).
  • Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

  • Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;
  • Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо
  • Желательно предаваться благочестивым размышлениям
  • Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат - мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия .

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

Судебные дела в исламе делятся на две категории:

Преступления против Бога, за которые не может быть прощения:

  • вероотступничество;
  • богохульство;
  • прелюбодейство;
  • лжесвидетельство;
  • обман и мошенничество при торговле;
  • воровство;
  • ростовщичество;
  • винопитие;
  • азартные игры

Преступления против потерпевшего и его семьи (начинаются по жалобе потерпевшего или его родственников; допускают прощение и отказ от судебного преследования)

Семья в исламе

  • Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на “людях Писания” (христианке, иудейке).
  • Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Многоженство понимается как гарантия защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
  • После брака мужчина обязан обеспечить жену всем необходимым для жизни.
  • Жена обязана повиноваться мужу и выполнять его законные требования
  • Если муж не в состоянии обеспечить жену, и она должна зарабатывать самостоятельно, то она может не повиноваться мужу;
  • Будущей супруге выделяется личное имущество (махр ), которым она может пользоваться по своему усмотрению, а при разводе – оставить себе.
  • Женщина не должна видеть посторонних людей без разрешения мужа;
  • Развод допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения семьи, не привели к положительному результату. Расторгнуть брак может как мужчина, так и женщина.
  • Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
  • Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). За внебрачные связи предусмотрено суровое наказание, так как они считаются важнейшим источником разложения личности и общества.
  • Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
  • При разводе дети остаются с матерью, отец обязан их обеспечивать (мальчиков – до 7-8 лет; девочек – до выхода замуж).

Требования к одежде женщин в исламе

  • Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
  • Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
  • Одежда не должна быть облегающей.
  • Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской.
  • Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).
  • Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.

Священные сооружения в исламе

Мечеть (от араб. масджид - место, где совершают земные поклоны) - это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.

Мечеть никак особым образом не освящается,

Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

Классическое устройство мечети включает в себя:

Собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

Двор, где должен находиться фонтан для омовения;

Один или несколько минаретов.

Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.

В пятничной мечети есть также минбар - кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.

Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

  • мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,
  • мечеть Пророка в Медине,
  • мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Основные направления в исламе

На сегодняшний день в исламе существует два основных направления - суннизм и шиизм.

Шиизма придерживаются чуть более 10% мусульман. Они составляют большинство населения в Иране (94%), а также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В качестве меньшинств шииты проживают в большинстве мусульманских стран.

Раскол в исламе был непосредственно связан с попытками решения вопроса о власти в мусульманской общине после смерти Мухаммеда. Избрание халифом одного из его сподвижников, Абу Бакра, было признано законным большинством мусульман. Однако уже при третьем халифе Османе сложилась группа недовольных, требовавших передать власть Али, который был родственником Пророка и женат на его дочери. Эта группа, известная как “партия Али” (по-араб. “партия” - шиа, отсюда название “шииты”), положила начало шиитскому направлению.

Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только “семье Пророка”, причем наследуется она исключительно в роду Али. В силу этого имам (так у мусульман-шиитов именуется их верховный глава) не может избираться общиной. Его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну. Шииты считают, что имамы - единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы. Эта доктрина составляет сердцевину шиизма.

Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:

  • Признание верности и ценности того, что изложено в Священном Предании;
  • Признание решающей роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
  • Признание законности власти четырех “праведных халифов”;
  • Неприятие идеи о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
  • Непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.

Мусульманские праздники

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:

великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.

Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам . Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.

Кроме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.

Ислам в России

Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)

Регионы компактного расселения мусульман:

Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm )

Характерные черты “поволжского” ислама:

  • Низкая степень политизации
  • Терпимость к инаковерующим
  • Признание светского права как независимого источника закона

Ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19 - нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Аппарат гольджи: структура, функции
Шкала измерений в социологии Статистические методы в психологии